Эссе по политологии "политическое лидерство". Подготовка к ЕГЭ: эссе по политике

Эссе по политологии "политическое лидерство". Подготовка к ЕГЭ: эссе по политике

Мастер – класс по теме «Политика».

Цель : определить основные трудности работы над эссе; выработать алгоритм подготовки к написанию мини-сочинения.

1) Теоретическая часть. Задача: напомнить требования к эссе (для качественной подготовки необходимо объяснить учащимся критерии оценки)

Альтернативное задание 29 нацеливает экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер.Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако выпускники вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук.

Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы, оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.

    Запомнить, что оценивание этого задания осуществляется в соответствии со следующими критериями:

    раскрытие смысла высказывания (критерий К1);

    качество фактической аргументации (критерий К3).

    1. Проанализировать ответ выпускника и установить:

      раскрыл ли выпускник смысл высказывания/свидетельствует ли ответ выпускника о понимании смысла высказывания или нет;

    Смысл высказывания может быть раскрыт выпускниками по-разному: как постановка проблемы в начале ответа на задание, в тексте ответа, через общий контекст ответа. Эксперт должен обращать внимание только на содержание: раскрыт или не раскрыт смысл, свидетельствует ответ выпускника о понимании смысла высказывания или не свидетельствует.

    2) Практическая часть. Задача : показать варианты работы с высказываниями по теме «Политика».

    При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:

    1) С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.

    2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.

    3) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.

    4) Подмена проблемы авторской позицией - связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема - это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора - это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

    1. Ранжирование высказываний по темам . Задача этого задания в возможности учащихся самим определить смысл высказывания. Тренинг позволяет поработать над первым критерием (К1)

    Вариант первый : учащимся предлагается распределить высказывания по темам (не указывания тем), учащиеся сами должны определить смысл высказывания, и тему.

    Вариант второй (для слабых учеников) сопоставить тему и высказывание и объяснить свой выбор. При объяснении учащиеся определяют проблему (смысл) высказывания.

    Слайд 2,3 Работа с учителями.

    Тема 2: Демократия

    В)

    Д) «"Разделяй и властвуй"

    А) «Чтобы власть стала сильнее, следует её ограничить». (Л. Бернэ)

    Б) «Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага». (Б.Н. Чичерин)

    В) Государство – территория власти» (А. Круглов).

    Г) «Закон определяет власть каждого должностного лица». (В.И. Даль)

    Д) «"Разделяй и властвуй" мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

    Тема 2: Демократия

    Е) «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Дж. Б. Шоу)

    Ж) При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несет предельно огромную ответственность» (Н. Казинс).

    Вариант третий.

    А) «"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

    Б) «Человек, властвующий над другими, утрачивает собственную свободу» (Б. Шоу)

    В) «Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность» (Платон)

    Г) «Если небольшие республики погибают от внешнего врага, то большие от внутренней язвы» (Ш. Монтескье)

    Д) «Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать её загадок» (А.Ривароль)

    1.Функции по регулированию общественных отношений, охране общественного порядка и поддержанию обороноспособности страны являются специфическими функциями государства.

    2.Наиболее эффективное управление обществом основано на единстве целей и интересов.

    3. Чаще всего именно внутренние причины, связанные с обострением социально-экономических противоречий, вызывают распад больших государств.

    4. В политической борьбе побеждает тот, кто лучше других видит интересы своего народа, может предугадать действия своих конкурентов и уничтожить их.

    5. Правитель должен действовать в интересах народа, его статус возлагает на него дополнительные ограничения и обязанности.

    2. Определение аргументации. Задача этого задания отработать с учащимися аргументацию по темам. Это задание даст возможность продолжить работу над К1и подготовке аргументов.

    Основные ошибки и недостатки в работах выпускников

    При высказывании и аргументации собственной позиции:

    1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.

    2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.

    3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.

    4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

    5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.

    6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

    Вариант первый: в классе или дома подобрать определения необходимые для раскрытия темы (можно по учебнику).

    Вариант второй : Подобрать к афоризму готовые (предложенные учителем) аргументы. Можно предложить набор определений предложить учащимся самим выбрать необходимые (причем дать больший набор чем необходимо).

    3.Поиск доказательств . Тренинги аналогичные предыдущим пунктам.

    Хорошим тренингом послужит поиск ошибок в готовых эссе. Это даст возможность учащимся проанализировать эссе с точки зрения эксперта и понять типичные ошибки.

    Анализ можно проводить по алгоритму:

    I . Раскрыт ли, смысл высказывания?

    II Раскрывается ли, смысл с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы?

    III Приведенные факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников?

    Эссе1.

    «Демократия – это право делать неправильный выбор» (Дж. Патрик)

    Американский журналист и политический деятель Дж. Патрик, автор книги «Смерть Запада» характеризует демократию как право свободного выбора, пусть даже иногда ошибочного. Я, пожалуй, соглашусь с позицией цитируемого, хотя он указывает не на

    достоинства демократии, а один из ее недостатков. Действительно, демократия, как и любая другая политическая система, не лишена недостатков. Еще английский поэт Оскар Уайльд заметил: «Демократия есть одурачивание народа при помощи народа ради блага народа». Но лучшего политического режима, чем демократия, люди пока не придумали.

    Демократия, как политический режим, то есть система отношений между государством и гражданским обществом, характеризуется в первую очередь тем, что источником власти в ней рассматривается народ. И он имеет право на ошибку. Люди по разным причинам (под воздействием средств массовой информации, под влиянием харизмы политического лидера) могут ошибиться в выборе. Но они сами и расплачиваются за свое заблуждение.

    На мой взгляд, американцы ошиблись, выбрав президентом Джорджа Буша-младшего. Он втянул США в войну в Ираке, при нем в стране начался финансовый кризис. В ноябре

    2008 года американцы выбрали молодого и амбициозного претендента от демократической партии Барака Обаму. Впервые в истории США президентом стал темнокожий гражданин. С ним американцы связывают надежды на исправление ошибок, допущенных предшественником.

    Избиратели России, пользуясь правом прямого, равного, тайного голосования на демократических выборах, избрали президентом молодого, но уже опытного политика Дмитрия Медведева. Он, как и Владимир Путин, представляют новое поколение российских политиков. Сплоченные в команду единомышленников, они намерены сделать нашу страну процветающей и комфортной для простых граждан.

    Я считаю, что демократия – подлинная форма проявления политического народовластия. Она предполагает, что каждый гражданин несет ответственность за свой выбор, и потому каждый должен ориентироваться в политике, быть активным участником общественной жизни страны.

    Эссе2.

    Дополнительный материал.

    Основные проблемы политологии.

    Политическая система общества и ее роль в жизни общества.

    Место и роль государства в политической системе общества.

    Партии и общественные движения в политической системе общества.

    Особенности современных политических отношений.

    Субъекты политики.

    Мировая политика и международные отношения.

    Типы отношения человека к политике.

    Регулирование политического поведения и политической деятельности.

    Соотношение целей и средств в политике.

    Политический прогресс и его критерии.

    Соотношение экономики, политики и права.

    Сущность и особенности политической власти.

    Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.

    Политический режим: понятие и признаки.

    Сущность демократического режима.

    Тоталитарный режим.

    Политическая система общества: понятие, функции и структура.

    Происхождение государства.

    Сущность и признаки государства.

    Государственный суверенитет.

    Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

    Форма государства и ее элементы.

    Соотношение общества и государства.

    Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

    Соотношение и взаимосвязь государства и права.

    Правовое государство: понятие и принципы.

    Разделение властей как принцип правового государства.

    Государство и личность: взаимная ответственность.

    Понятие, функции, виды и структура политических партий.

    Партийные системы.

    Общественно-политические движения, группы давления.

    Политические отношения.

    Политический плюрализм.

    Сущность и структура политического процесса.

    Революция и реформа как виды политических преобразований.

    Политическая модернизация.

    Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.

    Политические кампании: их стратегия и тактика.

    Популизм: понятие и признаки.

    Прямая и представительная демократия.

    Политическое решение.

    Сущность и функции политического лидерства.

    Политическое сознание: понятие, структура, функции.

    Роль идеологии в политике.

    Политическая культура: понятие и структура, типы.

    Взаимодействие личности, общества и государства.

    Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

    Взаимодействие института права с другими социальными институтами.

    Высказывания из открытого банка заданий ЕГЭ (сайт ФИПИ)

    «Чтобы власть стала сильнее, следует её ограничить». (Л. Бернэ)

    Власть должна находить опору в мыслях и чувствах народа». (Б.Н. Чичерин)

    «Общественная свобода есть не что иное, как пунктуальное соблюдение общественных законов, справедливых и равных для всех». (К.Д. Бота)

    «Справедливость без силы беспомощна, а сила без справедливости деспотична». (Б. Паскаль)

    «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер)

    «Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага». (Б.Н. Чичерин)

    «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности». (Ш. Монтескьё)

    «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены её избиратели». (Дж. Б. Шоу)

    «Демократия это правление народа, избранное народом и для народа». (А. Линкольн)

    «Закон определяет власть каждого должностного лица». (В.И. Даль)

    «Если вы не будете заниматься политикой, политика займётся вами». (Ш. Монталамбер)

    «Тоталитаризм – образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти». (А.Н. Круглов)
    «Политическая культура – проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное». (С. Верба)

    «Законодательная власть сердце государства; власть исполнительная его мозг». (Ж.-Ж. Руссо)

    «Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля».
    (В.В. Путин)

    «Демократия означает возможно полную свободу личности, свободу её исканий, свободу состязания мнений и систем». (П.И. Новгородцев)

    «Информация воспринимается как инструмент политического воздействия». (Ю. Кантор)

    «"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

    «В механике часто приходится сталкиваться с силой трения, которая изменяет или опрокидывает выводы неверной теории; подобная сила трения действует и в политике» (Ш. де Монтескье).

    «Один человек плюс закон – уже большинство» (К. Кулидж).

    «Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право» (Генрик Ибсен ).

    «Искусство политики – это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным» (К. Гельвеций).

    «Если же не к общему благу многих, но к собственному благу правителя устремлено правление, будет правление несправедливо и извращено» (Фома Аквинский).

    «Самым лучшим правительством будет то, которое поменьше будет править, тесно замкнувшись в своих законных привилегиях, и которое предоставит свободное поле инициативе каждого» (Э. Абу).

    «Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).

    «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Дж. Б. Шоу)

    Лучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии» (А. Смит)

    «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство» (Вольтер).

    «Величие и святость государства состоит, прежде всего, в неуклонном осуществлении справедливости» (А. Сталь).

    Государство – территория власти» (А. Круглов).

    «Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители» (Ш.-Л. Монтескье).

    При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несет предельно огромную ответственность» (Н. Казинс).

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить? " одной единственной формой собственности

Государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.

Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых _естественных монополиях., государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

Другим видом контроля являются антитрестовские законы. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размыта, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.политологииРеферат >> Педагогика

Что проще и удобнее писать эссе по определенной модели, если Вам так... Второе – выстроено исключительно по схеме – Третье – банальное эссе , в котором основная идея... многих представителей гуманитарного знания - политологов , культурологов, историков… Можно найти...

1. Что такое политика и какова ее роль в жизни отдельного человека?

2. В чем сущность и каковы формы взаимодействия политики и экономики?

3. В чем сущность и какова практическая значимость политических идей

утопического социализма?

4. Назовите и раскройте основные положения идеологии консерватизма

5. Массовая психология и политическое поведение.

6. Назовите и раскройте основные положения идеологии либерализма

7. Что есть привлекательного в коммунистической идеологии?

8. Охарактеризуйте позитивные и негативные стороны анархизма

9. В чем причины кризиса политических систем в странах Восточной Европы, в СССР?

10. Что такое политический режим? Основные признаки демократического, тоталитарного, авторитарного режимов.

11. В чем сущность политической власти? Каковы ее средства и формы реализации?

12. Принцип разделения властей: в чем сущность и как он реализуется по горизонтали и вертикали?

13. Какое место в политической системе общества занимает государство?

14. Основные партийные системы современности.

15. Назовите основные признаки общественно–политических организаций движений. Какова их роль в политической жизни общества?

16. Какова роль политического лидера в обществе? Дайте типологию политических лидеров. Охарактеризуйте двух–трех известных Вам политических лидеров.

17. Охарактеризуйте основные социальные общности в развитых государствах. Какова их роль в политической жизни?

18. Назовите и охарактеризуйте основные признаки правового государства.

19. Какова роль церкви в политической системе, в общественной жизни общества?

20. Какова роль личности в политике, в чем суть политической социализации?

21. Расскажите о содержании прав, обязанностей и политических свобод граждан.

22. Политическое лидерство: сущность и формы проявления.

23. Демократия как социальная ценность. Каковы критерии демократизма общества.

24. Политическая культура делового человека: в чем проявляется и какова

практическая значимость?

25. Проанализируйте соотношение социального равенства и социальной и справедливости.

26. В чем сущность и социальные корни бюрократизма?

27. Как соотносятся демография, демографические процессы и политика?

28. Семья и политика: в чем проявляются взаимодействие и взаимовлияние?

29. Сущность, причины возникновения и пути разрешения национального вопроса.

30. Охарактеризуйте основные глобальные проблемы современности.

31. Возможно ли политическое прогнозирование будущего? Если да, то в ка-

ких пределах?

32. Неформалы: кто они, куда зовут?

33. Сформулируйте основные критерии политического развития и политической активности личности.

34. Назовите и охарактеризуйте основные международные и государственные документы по правам человека.

35. Организация Объединенных Наций: политические функции, структура и

формы работы.

36. Парламентаризм и президентство: в чем сущность и что предпочтительней?

37. Политический портрет современного лидера (по выбору).

Экзаменационные вопросы

1. Объект и предмет политологии.

3. Тематико-методологические основы политологии. Основные методы политических исследований: системный анализ, сравнительный, бихевиоральный и другие.

4. Место политологии в структуре современного научного знания.

5. Проблемы становления политологии как науки, соотношение политологии с другими социально-гуманитарными науки.

6. Структура и задачи курса политологии.

7. Политология как учебная дисциплина. Функции политологии.

8. Основные направления развития политической науки в Республике Казахстан.

9. Роль и знание политологии в формировании личности будущего специалиста.

10. Генезис политических идей в истории человеческой цивилизации. Основные категории и понятия античного политического знания (Благо, Справедливость, Государство, Демократия и т.д.) и их система.

11. Элементы политологии в учениях Платона, Аристотеля, Цецерона.

12. Политические традиции Востока

13. Политическая мысль средневековья.

14. Зарождение органической теории политики, идеи неотъемлемых прав человека, относительной автономности от земных властей.

15. Теологическая детерминированность политического знания средневековья, разделение власти небесной – власти земной.

16. Влияние восточной мусульманской политической мысли, теория «двойной мысли» Аверроса.

17. Секуляризация знания, выделение наук, формирование новоевропейской политической мысли. (Период абсолютизма и буржуазных революций 17-18вв.).

18. Этический релятивизм Н. Макиавелли, политический релятивизм Т. Гоббса. (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Г. Спенсер).

19. Основные понятия и категории новоевропейской по­литической мысли (естественное право, разделение влас­тей, правовое государство и т.д.) и их система.

20. Немецкая классическая философия и формирование совершенной системы политической философия.

21. Политическая мысль в духовном наследии казахско­го народа.

22. Основные политические теории и доктрины XX века. Н

23. Неконсерватизм, неолиберализм. Современные социально-политические теории.

24. Концепции развития мирового сообщества.

25. Генезис, сущность, источники власти.

26. Телеологичес­кие бихевиористские, структуралистские, инструменталистские определения понятия власти.

27. Общие признаки и элементы власти. Форма проявления политической влас­ти: господство, руководство, управление и организация, контроль.

28. Цели и методы политики и власти.

29. Система политической власти, ее функции.

30. Основные элементы системы политической власти: организация, нормы, доктрины. Классификация власти в зависимости от основания: по области функционирования, по объему прерогатив, по субъекту власти.

31. Государственная власть как обеспечение оптимального режима общественного существования.

32. Основные исторические типы государ­ственной власти.

33. Проблема делегирования власти и разделения влас­тей.

34. Степень законности власти: легализация, легитима­ция. Эволюция типов власти в исторической ретроспек­тиве.

35. Формы власти в правлении: монархия и республи­ка, их варианты; в государственном устройстве: унитар­ном, федерации, конфедерации.

36. Власть в политических режимах: тоталитарном, авторитарном и либерально-демократическом.

37. Власть, право, мораль, исторические мо­дификации их взаимодействия. Власть в современной кар­тине мира.

38. Понятие политической системы.

39. Структура и элемен­ты политической системы.

40. Типы, функции и нормативная основа политической системы. Конституция - основной закон общества. Формальные, фактические и реальные Конституции.

41. Конституция суверенного государства Рес­публики Казахстан.

42. Государство - центральное звено политической сис­темы.

43. Государство как субъект политики.

44. Типы и функ­ции государства. Гражданское общество и правовое госу­дарство.

45. Место президентской власти в. политической си­стеме. Формирование гуманной, демократической, право­вой государственности Республики Казахстан.

46. Функции политической системы: координирующая и интегрирующая.

47. Сравнительный анализ современных политических систем.

48. Политические режимы: сущность и типы политических режимов.

49. Понятие и основные черты тоталитаризма. Особенности авторитарного режима.

50. Пути и формы перехода от тоталитаризма к демократии.

51. Партия как социальное явление.

52. Различные подходы к определению сущности партии.

53. Генезис политических партий.

54. Основные исторические формы развития партий­ной организации: группировки, клубы, массовые органи­зации.

55. Различные концепции происхождения партий есте­ственно - исторические, экономические, политические, культурные.

56. Причины возникновения массовых полити­ческих партий: демократизация общественной жизни, введение всеобщего избирательного права.

57. Тенденция увеличения количества и роли партий.

58. Основные функции политических партий.

59. Стратегия и тактика политических партий.

60. Цели политических партий: ближайшие, промежуточные, дальние.

61. Многооб­разие путей партии к власти: легальный и мирный, на­сильственный переворот. Различные, варианты взаимоотношений партии к государственной власти.

62. Классификация политических партий.

63. Основные типы политических партий по различным критериям. Тен­денции в эволюции современных политических партий.

65 .Место и роль политологии в системе общественных наук

66. Социальные группы как объекты и субъекты политики

67. Политическая элита: понятие, виды, роль в обществе

68 .Национальная политика и ее особенности в современном Казахстане

69 .Межнациональные конфликты: типология, причины возникновения и пути разрешения

70 Консерватизм: основные положения и характеристика

71 .Демократия как форма осуществления политической власти

72. Тоталитаризм: предпосылки, признаки

73. Политическая культура: проблемы формирования и основные типы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «РИТМ»

Творческая работа на конкурс «Эссе на отлично»

Образовательная область: Политология

Тема эссе: «Государственные деятели отличаются от политиков тем, что первые думают о будущем страны, а вторые - о предстоящих выборах».

У. Черчилль

Выполнила: ученица 10 «А» класса

Аринович Елизавета

Руководитель: учитель истории и

обществознания Зуева О.Б.

г. Хабаровск

2012 г.

«Государственные деятели отличаются от политиков тем, что первые думают о будущем страны, а вторые - о предстоящих выборах». У. Черчилль

Уинстон Черчилль - британский политический и военный лидер, занимавший пост премьер-министра в 1940-1945 гг и в 1951-1955 гг.

Его высказывание парадоксально, оно заставляет задуматься. Ведь разве политик и государственный деятель - не одно и то же? Что же имел в виду Уинстон Черчилль? Чтобы понять это, стоит провести грань между двумя данными понятиями.

Политик - член политической партии, выражающей интересы какой-либо социальной группы. Его успех зависит от количества отданных за него на выборах голосов, поэтому ему важно суметь понравиться избирателям, привлечь их к своим идеям, используя для этого любые средства. Предвыборным кампаниям могут сопутствовать как честные и реалистичные обещания, так и лозунги популистского характера - заведомо невыполнимых, с целью привлечь к себе симпатии населения и голоса избирателей.

Государственным деятелем может быть назван чиновник, не зависящий напрямую от результатов выборов, а, следовательно, и не нуждающийся в общественном признании. Он является частью всегда выполняющего свою работу государственного аппарата.

Можно и по-другому взглянуть на высказывание У. Черчилля. Возможно, он имел в виду, что государственный деятель - это настоящий политический лидер, способный оказать решающее влияние на общество и государство. Согласно теории эффективного лидерства Н. Макиавелли, этот человек должен обладать волей к выживанию, быть образцом мудрости и справедливости для своих сторонников, от поддержки которых зависит его власть и которые, в свою очередь, должны знать, чего им ждать от него и чего он ждет от них. Действия такого лидера направлены на благо страны, хотя могут быть и не всем понятны и не всегда популярны.

Например, когда тридцать второй президент США Франклин Рузвельт пытался вывести страну из «Великой депрессии», ему пришлось пойти на непопулярные меры, которые были сочтены революционными, а отдельные законы - даже неконституционными. Но все же эти меры в итоге обрели поддержку у избирателей, и Рузвельт стал единственным в истории США президентом, избиравшимся на четыре срока подряд.

Таким образом, отчетливо видна разница между государственным деятелем, чьи поступки направлены на благополучие страны, и политиком, действующим ради получения собственной выгоды. Любой государственный деятель является политиком, но не каждый политик - государственный деятель.

Народ, лишенный искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией. (И. А. Ильин)

Главная проблема, затронутая автором в этом высказывании, - это проблема политической культуры общества и его ценностных ориентиров. Ведь от понимания каждым слова «свобода» и зависит то, как в глазах народа будет выглядеть сложившийся политический режим. Одни готовы допустить тоталитарный режим ради стабильности, другие же не считают себя свободными даже в демократическом государстве. Является ли свобода необходимостью для человека?

Я выбрал эту тему для своего эссе, так как считаю эту проблему очень актуальной для нынешней ситуации в мире. Когда все мировое сообщество озабочено проблемами создания нового мирового порядка и борьбой за всеобщую свободу.

Позиция Ильина по этому вопросу предельно очевидна. Под искусством свободы он подразумевает целый ряд факторов. И говорит именно про искусство еще и потому что никогда нельзя было принудительно создать в стране искусство, заставить людей быть культурными. Так и со свободой, это явление относительное, главное как ее ощущает и чувствует человек, а вместе с ним и все общество. Именно такие общества оставались в веках на страницах учебников истории, имена же великих рабовладельцев и диктаторов как правило остаются забытыми.

Я полностью согласен с автором, его позиция звучит как аксиома, как напоминание казалось бы очевидной истины. Существует множество примеров из истории, которые доказывают, что без должного понимания свободы народ получит либо деспотию, либо анархию. Во-первых, это пример Германии 30-ых годов 20 века, где действовали все демократические институты, а конституция была одной из самых либеральных в мире, были предоставлены права и свободы и личности. Но не было экономического благополучия, а в стране все еще свирепствовал послевоенный кризис. И народ привлекло обещанное нацистской партией процветание. Ради стабильности, из надежды, что сильная рука нацистского лидера наведет в стране порядок, немецкий народ согласился лишиться демократических свобод. Во-вторых это освобождение рабов в США. Рабовладельческое государство не играло заметной роли в мировой политике 19 века, но именно уход от экономики плантаторов, которая держалась на рабском труде в сторону иновационного общества позволил США укрепить свои позиции на мировой арене.

Да и в нашей стране общество, где государство не воспитывало в людях свободу, а наоборот убежденность в том, что только подчинение единственной и несменяемой власти есть главная обязанность гражданина. Именно это общество в 1917-ом позволило захватить власть еще более жестокому режиму. Случилось бы такое если во главе угла в государственной морали Империи стояли демократические ценности, а не воспитание подчиненных для монархическо-бюрократического аппарата. Кто знает, может быть и сейчас бы Россия была конституционной монархией. Так что это изречение, это напоминание любой власти, что несвободные люди никогда по доброй воле не пойдут защищать эту власть.

просмотров