Курсовая работа: Стеклянные и керамические изделия. Посуда стеклянная Ассортимент стеклянных и керамических товаров

Курсовая работа: Стеклянные и керамические изделия. Посуда стеклянная Ассортимент стеклянных и керамических товаров

- Посмотри на это! Ну разве не потрясающе? Мы это изучим.

- Нет, мы это - выкинем!

Farscape

Очень многих волнует вопрос, можно ли использовать посуду после украшения ее точечной или другой росписью контурами в микроволновке.

Мы решили провести подробное исследование и зафиксировать на фотографиях, что же произойдет с контурами, нанесенными на стекло, в этом случае и можно ли использовать такую посуду для разогревания в микроволновой печи.

Для начала стоит сказать, что определяющим условием, отвечающим за нестойкость контуров на стекле, является не температура, а горячий водяной пар. Высокую температуру акриловые краски (а значит и контуры) выдерживают довольно легко, но горячая вода (и особенно пар) помогут удалить со стекла даже старый рисунок акрилом (что часто и используют, чтобы смыть неудачную роспись).

Для своего исследования мы взяли два стакана и сделали на них надписи обычным контуром по стеклу и керамике и высушили при комнатной температуре в течении суток. Надпись на одном из стаканов мы дополнительно подвергли классическому закреплению в духовке (поместили стакан в холодную духовку, нагрели ее до 150°С, выдержали данную температуру в течении 20 минут, выключили и оставили стакан остужаться, оставляя дверцу закрытой). В оба стакана была налита вода комнатной температуры, затем мы поместили их микроволновку на мощности 750 Вт.

До закипания

До того как вода начала кипеть, оба стакана показали неплохой результат. Контур без закрепления начинает несколько размягчаться, но все контуры цепко держатся за поверхность.


После закипания воды

Контур без закрепления: легко отслаивается от поверхности, если поддеть его ногтем.


Контур закрепленный: начинает размягчаться, но держится.


Таким образом стакан с контуром без закрепления сходит с позиции.


Но мы не остановились в своих изысканиях и продолжили издеваться над посудой.

Через четыре минуты кипения

Контур с закреплением также начинает отслаиваться. Однако, если сравнивать ощущения, его все-таки труднее отодрать с поверхности, чем незакрепленный контур.


Важное примечание: если отслаивающийся контур не трогать, а просто отставить стакан в сторону остужаться, то после того, как стакан остынет, контур вновь начинает надежно держаться на поверхности. Как-будто ничего и не было!

Вывод

посуду с нанесенным на поверхность контуром можно использовать для разогрева в микроволновой печи, но с ограничениями:

Не пренебрегать закреплением;

Не доводить до кипения (то есть, разогревать можно, но кипятить не стоит);

Не пытаться соскоблить рисунок до остывания посуды.

WATERFORD изготавливает из хрусталя не только вазы и бокалы, но и ручки столовых приборов
Характерный удлиненный переход от ножки к чаше бокала - отличительный признак хрусталя VILLEROY BOCH Матированный рисунок и толстый хрусталь в коллекции для дома от CHRISTOFLE SEGUSTO VIRO
Межстекольное золочение: на острове Мурано используют очень тонкие пластины золота, распадающиеся на мириады звездочек Техника матирования (обработка песком) применяется и фирмой WATERFORD SEGUSTO VIRO
Мозаичное стекло получают путем сплавления цветных кусочков стекломассы
FORMIA
Вазы-"аквариумы". Сначала изготавливают рыб и водный пейзаж, а затем их вплавляют внутрь прозрачной формы Стекло IITTALA сплавлено из тонких спиральных нитей Юмор - основная черта дизайна от RITZENHOFF
Птицы IITTALA "вылупляются" каждый год и не повторяются никогда
Фирма KOSTA BODA любит использовать в росписях фантазии на тему Матисса
SEGUSTO VIRO
Муранское стекло. В данном случае вазы украшены вплавленными нитями цветного стекла
Прямые линии не интересуют LEONARDO , дизайнеры увлекаются игрой плавных изгибов
Льдистое стекло KOSTA BODA. В наше время эта техника изготовления встречается все реже FORMIA
Вазы от FORMIA сплавлены из кусков цветной массы Рыбы - типичный и самый популярный мотив муранского стекла
Стаканы DEMAGLASS продаются по три штуки в комплекте и объединены одной темой Со времен ар-деко LALIQUE любит изображать животных Фирменный стиль стаканов от RITZENHOFF

Стекло было изобретено в Древнем Египте, причем скорее всего случайно. Первую стеклянную массу, найденную археологами, датируют бронзовым веком. Сегодня применяются три основных вида стекломассы, более пяти технологий производства изделий из нее и около двадцати техник внешней отделки.

Чего только не делают из стекла! Помните прекрасные рюмки и фужеры завода "Гусь-Хрустальный", которые еще недавно украшали все без исключения серванты? А богемское стекло золотого, зеленого и красного цвета, предмет гордости любой хозяйки! Но стеклоделы не останавливаются на достигнутом, и наш рынок завоевывают все новые зарубежные марки стекла и хрусталя. Так как же разобраться в их разнообразии? И вообще, что это за марки? Ответ вы, возможно, найдете в этой статье.

Технология производства

Привычное нашему взгляду стекло получается путем сплавления кварца с окислами различных металлов. Главная составляющая стеклянной массы - двуокись кремния. Получают ее из кварцевого песка. Ранее в стекломассу добавляли известь или мел, что делало стекло стойким, тонким и блестящим. Сейчас эту технологию применяют редко. Добавление поташа или соды дает чистое и светлое стекло, из-за своей тугоплавкости пригодное в первую очередь для формовки. Хрусталь впервые получили в XVII веке в Англии. Для этого в стеклянную массу стали добавлять свинец. От обычного стекла хрусталь отличается более сильным блеском и высоким коэффициентом преломления света, благодаря чему играет всеми цветами радуги. Он прочен и поддается огранке.

Для окрашивания (тонирования) стеклянной массы в нее во время плавки добавляют окислы металлов. Например, железо сделает прозрачный материал голубовато-зеленым или желтым, марганец - желтым или коричневым, хром - травянисто-зеленым, уран - желтовато-зеленым (так называемое урановое стекло), кобальт - синим (кобальтовое стекло), коллоидное серебро - желтым, медь - красным. Есть еще и такие виды стекла, как костяное и молочное. Первое получают путем замутнения стекломассы пережженной костью, второе изготавливают с добавлением смеси полевого и плавикового шпатов. А если этими же шпатами замутить стекломассу в очень слабой степени, получится опаловое стекло

.

Технология изготовления стекла и хрусталя с веками практически не изменилась. Самый древний продукт - литое стекло производят, как и прежде, с помощью двух форм, внешней и внутренней. Промежуток между ними заполняют стекломассой, а затем обжигают изделие в печи.

Свободное выдувание стекла применялось в Древнем Риме уже в 75-50 годах до н. э. Выдувальную трубку окунают в расплавленную в печи стеклянную массу. Затем, вынув трубку из печи, раскатывают массу на каменной или металлической поверхности, придавая ей цилиндрическую форму. Вращая изделие на стержне трубки, выдувают горлышко сосуда. По окончании процесса стержень отбивают, скол затем шлифуется.

Выдувание стекла в форму получило большое распространение в XVIII-XIX веках. По этой технологии изделию придают предварительные очертания с помощью трубки, а затем помещают его в форму из дерева или железа, охлаждают и обрабатывают. Свободно выдувное или выдувное в форму стекло легко узнать по следу от трубки.

Прессованное стекло впервые изготовили в 20-х годах XIX века в Америке, откуда оно и проникло в Европу. Это был принципиально новый способ обработки стекломассы, при котором ее заливали в медную или железную форму и прессовали с применением болванки. Такую технику с некоторыми индивидуальными дополнениями и усовершенствованиями использовали Рене Лалик и Гален.

Виды отделки стеклянной посуды

Известно множество техник внутренней и внешней отделки предметов из стекла. Остановимся на самых интересных и эффектных.

Техника "стеклянной пряжи": на предварительно подготовленную стеклянную форму наматывается нить из стекла другого цвета или другой прозрачности. Узоры из этой нити могут быть разными и образовывать сетку (ретичелльское стекло), прочесанные нити (эффект перьев) или опаловые спирали (филигрань). На острове Мурано в Венеции была разработана еще одна модификация этой техники - миллефиори ("тысяча цветов"). В стеклянную поверхность заплавляются мелкие стеклянные пластинки или трубочки, образующие цветы (отсюда название). При этом прозрачные пузырьки вдуваются в материал с помощью тонких полых иголок (по принципу шприца), а прозрачные сверкающие нити образует особым образом закачанный в стекломассу воздух.

Льдистое стекло (кракелированное, или кракле) получают путем погружения заготовки в холодную воду, отчего на поверхности образуется сеть беспорядочных трещин (кракелюр). Затем стекло заново нагревают и выдувают.

Создание многослойного стекла требует очень опытного мастера. Дутая заготовка или окунается поочередно в несколько разноцветных стеклянных масс, или покрывается цветными слоями с внутренней стороны. Затем слои прошлифовываются, протравливаются или делаются ажурными, похожими на камею.

Мозаичное стекло: форму для литья заполняют небольшими кусочками разноцветного стекла. Потом форму ставят в печь, и кусочки сплавляются.

Самый распространенный вид наружной отделки стеклянной посуды - роспись. Ее можно производить холодным способом (непрозрачные краски наносятся на поверхность без последующего обжига) и эмалью с обжигом (эмаль из цветного стекла при этом образует на поверхности изделия прозрачный слой, контрастирующий с основным фоном).

Глазурь выполняется при помощи только двух металлов - серебра (оно дает желтую глазурь) и меди (получается черная или красная глазурь).

Техника иризации придает стеклу перламутровое сияние. Цвет колеблется от белого прозрачного до красно-золотого. В этой технике сделаны знаменитые художественные стекла TIFFANY.

Золото - одно из наиболее популярных средств декорирования посуды. Тонкая фольга может вплавляться между слоями стекла (межстекольное золочение, популярное в Богемии) или же покрывать его снаружи. Возможна также роспись поверхности окисью золота (эта дешевле, чем фольга, поэтому пользуется особой популярностью).

Травление или сатинирование (по этой технологии обрабатывает хрусталь LALIQUE) начали использовать в 1771 году с открытием плавиковой кислоты. Сама эта кислота делает стекло блестящим, а ее газы - матовым. Травить можно всю поверхность полностью (при этом она остается гладкой и шелковистой) или выборочно (только рисунок).

Поверхность целиком или только рисунок могут обрабатываться струей острозернистого песка - техника матирования. Получается такой же эффект, как при травлении кислотой, но плоскость становится шершавой, крупнозернистой.

Хрусталь поддается гравировке и огранке. Гравировка наносится на поверхность с помощью алмаза. Узоры получаются как будто процарапанными и неглубокими. Обычная огранка выполняется с использованием острых алмазных резцов и специальных шлифовальных кругов. Это дает узор, глубоко утопленный в поверхность. Бриллиантовая огранка: на плоскости выделяются ромбики-пирамидки.

Шлифовка используется для создания круглых и оливковообразных углублений в поверхности. Техника наплавления стеклянных нитей, капелек или кружочков из прозрачного и цветного стекла делает ровную плоскость фактурной.

Итак, мы познакомились с тем, как и из чего делается стекло и как оно может быть украшено. Теперь пришла пора познакомиться с продукцией современных стеклодувов. Конечно, фирм, выпускающих стеклянную и хрустальную посуду, очень много, рассказать обо всех в одной небольшой статье невозможно. Так что ограничимся лишь самыми известными зарубежными дизайнерскими марками.

Всем и каждому

Начнем обзор с того, что доступно всем, - с массовой продукции. Технология ее производства максимально механизирована, но и тут невозможно обойтись без ручного труда. Эскизы формы и декора выполняют дизайнеры. Далее продукция изготавливается по трафарету или шаблону, что делает ее относительно дешевой, не лишая при этом эстетической ценности.

Первая марка, которой нужно уделить внимание, - IITTALA (Финляндия). Стекло IITTALA изготавливается по специальной технологии, с добавлением извести. Посуда получается прозрачной, тонкой, но очень стойкой и не подверженной механическим повреждениям. Она отлично переносит мытье в посудомоечной машине.

Финский дизайн ценится во всем мире, и IITTALA - типичный представитель этой страны. Минимализм, стиль 1950-1970-х годов стали отличительными признаками марки IITTALA. Среди ее коллекций - предметы "классического" дизайна, разработанные в 1950-1970-е. А вот изделиями современных дизайнеров ассортимент пополняется слабо. Работают для этого производителя художники из Финляндии, Швеции, Германии. Стаканы, графины, вазы, подсвечники отличаются простотой и лаконичностью форм и минималистичным декором. Рисунков нет, изделия однотонные бесцветные или приглушенных оттенков серого, белого, черного, коричневого, синего, зеленого, красного. Цены - от $ 5 (маленькие рюмочки) до $ 100 (большие графины и вазы). Если же вы хотите сделать подарок, можно воспользоваться коллекциями IITTALA Pro Arte, в которые входят вазы, тарелки, скульптура, оригинальная пластика, изготовленные вручную с использованием мозаичного, многослойного, льдистого стекла и украшенные "стеклянной пряжей", глазурью и стеклянными наплавлениями. Стоят эти предметы несколько дороже, но все же доступно - от $ 50 (ваза).

DEMAGLASS и CHURCHILL (Великобритания) - родственные души: они созданы, чтобы помочь без чрезмерных денежных трат превратить обычную трапезу в приятную. В коллекциях DEMAGLASS стоит обратить внимание на стаканы, которые продаются в удобных упаковках по три штуки. Стаканы для коктейля из последней коллекции украшены линейкой для измерения количества нужных ингредиентов. Есть и модная Япония - бамбуковые заросли, иероглифы, стрекозы. DEMAGLASS работает как с прозрачным стеклом, так и со стеклом, обработанным песком.

Стекло CHURCHILL - в основном матированное, с цветочным рисунком, нанесенным по трафарету. Предлагаются как отдельные цветы, так и целые цветочные поля или букеты - от герберы до ромашки, от розы до фиалки. Очень просто подобрать целый комплект посуды в одном стиле (стаканчики разного размера, графины, бутылки и т. д.). Варианты декора стаканов и графинов меняются каждый год. Цены на изделия этих двух марок приблизительно одинаковы: 3 стакана - от $ 20.

Утилитарное, красивое и недорогое стекло выпускают и такие фирмы, как NEMTOI (Италия), LUMINARC и ARCOROC (Франция), DARTINGTON CRYSTAL (Великобритания).

Многие дизайнеры не боятся присутствовать в каждом доме и не стремятся быть суперэксклюзивными. Наоборот, их цель - общедоступность. И в то же время в их силах наделить ослепительным юмором даже такой простой предмет, как, скажем, фужер для шампанского. Оригинальные формы очаровывают своей простотой или покоряют легкой безуминкой. Произведения таких мастеров недороги, покупка даже целого комплекта для стола не подорвет ваш бюджет. И в то же время в дом проникнут особый стиль, красота, шутка. В первую очередь эти дизайнеры рассчитывают на людей молодых, легких на подъем и не боящихся экспериментов. Но и представителям старшего поколения они умеют угодить, внеся чуть-чуть остроты в строгую классику. Мы имеем в виду прежде всего такие дизайнерские марки, как LEONARDO (Германия), RITZENHOFF (Германия) и KOSTA BODA (Швеция).

Недорогие дизайнерские предметы

Первая немецкая фирма в нашем обзоре - LEONARDO , работающая со стеклом давно и очень успешно. Главное, не путать ее с другими компаниями, так или иначе обыгрывающими в названиях имя великого Леонардо да Винчи. Немецкий производитель, о котором мы говорим, снабжает свои изделия голубой этикеткой с белыми облаками и надписью LEONARDO . Технология литого стекла, несмотря на свою простоту, не делает предметы этой марки менее ценными, а лишь позволяет выпускать достаточно крупные их партии, чтобы работа мастеров не оценивалась слишком дорого. Больше всего LEONARDO любит бесцветное стекло и игру с формами. Коллекции фирмы включают в себя предметы для стола, для подарков и просто для украшения помещения. LEONARDO предпочитает современный дизайн, авангард и минимализм и не боится стиля поп-арт. Часто, эпатируя эстетов, использует образы Санта-Клауса и Микки-Мауса. И в то же время стремится сделать свои предметы максимально функциональными, поэтому часто одна и та же ваза или чаша может служить для разных целей. В дизайне практически нет прямых линий, они искривляются, преломляются, изгибаются.

Декору своих изделий LEONARDO придает огромное значение. Довольно широко используются чистые гладкие поверхности. Если же предмет все же украшен, то самые распространенные мотивы - дзеновские иероглифы, геометрические формы, а также джунгли с хищниками и змеями. Цветные изделия "пугают" своим диким окрасом. Цвет необузданный, яркий, далекий от обыденности - травяной, угольный, мышиный, алый, лазоревый, фиалковый, молочный, даже металлический. Порядок цен следующий: бокалы и стаканы - $ 12, тарелки - $ 20, вазы - $ 38.

И все же в области декора фирма LEONARDO просто ребенок по сравнению с RITZENHOFF. Этот производитель выпускает бокалы, стаканы, рюмки, пепельницы, чашки классических, привычных форм, а вот их рисунок обычным не назовешь никак. Компания каждый год проводит конкурс среди дизайнеров и художников и отбирает тех, кто будет "делать погоду" в ближайшее время. Стекло RITZENHOFF абсолютно обычное, получаемое путем литья. Но вот рисунок наносится вручную, причем часто самими художниками, делавшими эскизы. Стиль рисунков разнообразный: карикатура, поп-арт, примитивизм, авангард. Главная отличительная особенность декора RITZENHOFF - юмор и оригинальная идея. Коллекция каждого дизайнера насчитывает от 100 до 500 предметов и выпускается одноразово, без повторения. Все предметы продаются в упаковке, сделанной тем же автором, с сертификатом подлинности, автографом создателя и рассказом о том, что же означает этот рисунок. Некоторые коллекции снабжаются уникальной салфеткой или подставкой. Но, несмотря на то что стекло RITZENHOFF - объект коллекционирования и идеальный подарок, цены на него невысоки. Например, стакан для молока в индивидуальной дизайнерской коробке стоит около $ 30.

Шведская фирма KOSTA BODA, как и все северяне, отличается темпераментом скрытым. Применяет довольно сложное в изготовлении стекло: есть предметы и кобальтовые, и хрустальные, и кракле (с эффектом льда). Технология изготовления - литье, количество экземпляров одного вида - до 1000. Коллекции выпускаются одноразово, но в течение нескольких лет можно заказать понравившуюся вещь на заводе. Один из вариантов внешней отделки - покрытие настоящим листовым серебром с эффектом затертости, патины. Это фирменный прием компании. KOSTA BODA предлагает коллекции ваз, предметов сервировки стола, подарки и часы. Для подарков используется уникальная технология проклеенного стекла: изделие на срезе окрашивается, затем наплавляется слой бесцветного стекла, затем снова цвет и так до бесконечности. В результате получается фронтально прозрачный предмет, а когда смотришь на него под углом, внутри обнаруживается цвет, да еще какой. И конечно, неизменный примитивизм - роспись стекла в стиле Матисса. На каждом изделии подписи дизайнеров и художников. Цены приятно доступные: стаканы с серебром - от $ 35 за штуку, большие кобальтовые вазы - от $ 60.

Торжество эстетов

А теперь поговорим о коллекциях именитых производителей, выпускающих в основном предметы для стола. Конечно, это не просто сервировка, а классический стиль и неизменное качество, символ достатка и респектабельности. И все же к этой категории относятся не только исключительные вещи, которые используют лишь на свадьбах или юбилеях, но и более скромные и доступные по цене.

Рассказ о стекле для эстетов начнем с французской марки CHRISTOFLE. Вообще-то, она в первую очередь известна своим столовым серебром, но не обходится и без хрусталя (именно хрусталя, а не стекла). У CHRISTOFLE вы найдете все для того, чтобы "красиво выпивать". Предмет особой гордости - разнообразные бокалы, рюмки, стаканы, графины, созданные специально для разных видов напитков (от вина до пива). Хрусталь CHRISTOFLE изготавливается вручную и очень приятен на ощупь. На поверхность наносится гравировка, которая затем протравливается, что придает гравированному узору матовость. Ноу-хау фирмы - особое серебро и серебрение, рецепт которого держится в секрете. Серебро присутствует в эффектных хрустальных предметах для особо торжественных случаев (ножки бокалов, ручки графинов, роспись). Несмотря на то что марке присущ классический дизайн без экстравагантности, французские стеклоделы постоянно придумывают что-то новое. В готовящейся коллекции серебро и золото будут присутствовать в оформлении стопочек для водки. Причем это не простая фольга или роспись, а специальная технология внутреннего напыления. Стоимость хрустальных бокалов без серебра - от $ 50.

Марка WATERFORD из Ирландии более демократична. Предлагается как полный набор для питья-еды, так и предметы для украшения дома (вазы, рамки для фотографий, статуэтки), плюс коллекции для особых случаев (свадебные, юбилейные, новогодние). Отличительной особенностью WATERFORD является технология добавления в стеклянную массу оксида кремния, который делает хрусталь мягким и податливым. Это позволило создать знаменитую бриллиантовую огранку (не путать с гравировкой). Поверхность хрусталя фактурна, как будто покрыта выступающими ромбиками. Свои коллекции фирма делит скорее по возрастному, чем по имущественному принципу: людям взрослым предлагается дорогой, тяжелый, толстостенный хрусталь с огранкой, молодежи - легкий и тонкий с гравировкой. Изделия "для взрослых" изготавливаются исключительно вручную - от выдувания до огранки, хрусталь "для молодых" технологически более простой, литой. Формы и украшения "взрослой" коллекции консервативны и классичны (глубокая и бриллиантовая огранка), "молодая" же коллекция по форме и декору более авангардна и лаконична - применяются шлифовка, гравировка, огранка отдельных элементов (ножек, ручек). WATERFORD - любимая марка президентов США, инаугурационные застолья проходят только с этим хрусталем. Его можно увидеть в кино, из него изготавливают спортивные кубки и награды. Несмотря на это, стоимость бокалов из "взрослой" коллекции - от $ 40, а из "молодой" - от $ 15.

Для людей, желающих оформить не только стол, но и весь дом в классическом стиле, можно посоветовать VILLEROY BOCH . Изначальная специализация компании - столовый фарфор. Фирма эта возникла в XIX веке и являлась непременным спутником самых богатых и знатных людей Европы, в том числе членов королевских семей. Но время требует перемен. Чтобы завоевать умы окончательно, компания начала выпускать еще и хрусталь, а также разнообразные предметы для стола (от колец для салфеток до самих салфеток), а в последнее время - предметы для спальни и ванной комнаты. Хрусталь VILLEROY BOCH облегченный, с минимальным содержанием свинца, но с добавлением (для усиления блеска) серебра и соды. В качестве украшения используется узор, протравленный кислотой. Формы бокалов - классические, именитая марка предпочитает консерватизм, придерживается строгого вкуса и следит за безупречным качеством своей продукции. Отличить изделия VILLEROY BOCH можно по плавному переходу от ножки к бокалу и алмазной огранке предбокального шарика. Несмотря на такие пугающие слова, как "консерватизм" и "королевский двор", хрусталь VILLEROY BOCH вовсе не пугает своими ценами - бокал стоит от $ 40.

Также нельзя не обратить внимание на марку BACCARAT (Франция) и, конечно, на индивидуальные изделия из стекла и хрусталя различных дизайнеров (авторское стекло), все активнее появляющиеся в последнее время на российском рынке.

На острове Мурано в Венеции немало заводов, выпускающих недорогие сувенирные вещицы, которые часто привозятся к нам под видом эксклюзивного муранского стекла и продаются по сумасшедшим ценам. Чтобы не стать жертвой мошенничества, необходимо знать, что эксклюзивное стекло изготавливают лишь несколько заводов острова. Муранское стекло невозможно перепутать ни с каким другим, оно чистое, тяжелое, окрашено окислами металла с применением сложных техник нитей, мозаики, миллефиори или золочения.

Настоящее искусство

Изделий из стекла и хрусталя, которые можно возвести в ранг искусства, в мире мало. Это эксклюзивные вещи, выполненные вручную, штучно, снабженные сертификатами, подписями и номерами. Цены на такие предметы не имеют предела, но небольшую вещицу можно приобрести и человеку со средним достатком. Стеклянные и хрустальные произведения искусства сделают интерьер бесподобным, обязательно окажутся в центре внимания. Марки, которые будут описаны дальше, представлены и в нашей стране, но за границей покупка будет дешевле, а выбор больше. К тому же изысканная вещица станет приятным напоминанием о поездке. Муранскому стеклу, как совершенно особому, ни на какое другое не похожему, надо посвятить отдельную статью. Здесь же мы рассмотрим лишь несколько его марок, которые, по нашему мнению, заслуживают самого пристального внимания.

Начнем с фирмы FORMIA. Вы встретите ее изделия практически во всех салонах подарков России, но - берегитесь подделок. Цена стекла FORMIA невысока (хотя у нас ее порой взвинчивают до неприличия), а уровень мастерства стеклодувов просто исключителен. В этих предметах можно найти все виды внутренней и внешней отделки, упоминавшиеся в этой статье. А если к изыскам муранского стекла добавить полет фантазии дизайнеров, то получится произведение искусства, которое не стыдно подарить или привезти в качестве сувенира. Конек фирмы - разнообразные статуэтки: рыбы, лошади, забавные человечки.

А теперь о знаменитых муранских художниках. Фирма SEGUSO VIRO декорирует изделия цветом, нитями, великолепным межстекольным золочением. Причем тончайшая фольга рассыпается в сосудах на мельчайшие крупинки, создавая эффект золотистого марева. Дизайнер Джанпаоло Сегузо, представитель династии стеклодувов Сегузо, основавших свое дело в 1397 году, любит сочетать разные виды стекла - кобальтовое, золоченое, прозрачное, мозаичное. Все работы мастера подписаны, пронумерованы и снабжены сертификатом. В коллекции SEGUSO VIRO входят вазы, декоративные тарелки, скульптура, мелкая пластика.

Две последние компании не занимаются предметами для стола, их работы - это украшения и подарки. Закончить статью о дизайнерском стекле и хрустале хочется небольшим рассказом о марке LALIQUE (Франция). Художник Рене Лалик основал ювелирную фирму, носящую его имя, в 1885 году. Позже маэстро увлекся стеклом. Для изготовления своего хрусталя компания разработала специальную стеклянную массу с содержанием серебра. В отличие от других марок, LALIQUE выдувает и обрабатывает стекло только в горячем виде, а процесс остывания может длиться более 200 часов. Все предметы делаются вручную на заводе и проходят через 30 рук мастеров-стеклодувов, стеклорезов и т. д., прежде чем оказаться в витрине магазина. Весь хрусталь подвергается тщательнейшему отбору, в продажу поступает только 20% изготовленной продукции. Хрусталь обрабатывается в технике сатинирования (воздействия плавиковой кислотой). Эта техника придает ему неповторимое глубинное свечение. Коллекции LALIQUE включают в себя статуэтки, вазы, тарелки, бокалы и графины для вина. Предметом восхищения давно стали флаконы для духов, выпускаемые в ограниченном количестве и практически никогда не повторяющиеся. Абсолютно уникальна коллекция хрустальных украшений - колье, колец, серег. Но все же основное направление фирмы - вазы и мелкая пластика.

LALIQUE использует эскизы современных художников, а также эскизы начала века - самого Рене Лалика и его мастеров. Типичные мотивы - животный и растительный мир, женские фигуры и ангелочки, стилизованные под модерн и ар-деко. Фирменные салоны LALIQUE, в которых представлены новые коллекции и классика марки, можно найти по всему миру. Обладатели предметов от LALIQUE могут быть уверены в том, что у них в руках истинные сокровища, которые никогда не утратят своей ценности.

Цветной художественный хрусталь производят также DAUM (Франция) и фабрики острова Мурано ZANETTI и GAMBARO POGGI.

Редакция благодарит компании HERMITAGE S. A., "ГЕН-ЛЕКС АССОЦИАЦИЯ", IITALA FINLAND, SIEGER DESIGN, салон VENEZIA, Торговый дом "ДВЕНАДЦАТЬ", " МБТМ » за помощь в подготовке материала.

УХОД ЗА ПОСУДОЙ ИЗ СТЕКЛА,ХРУСТАЛЯ И ФАЯНСА

· Стеклянную огнеупорную посуду не следует ставить пустой на сильный огонь:дно должно быть покрыто жидкостью или жиром.Нагревать её нужно постепенно,всё время помешивая пищу.Горячую кастрюлю нельзя ставить на холодную плиту.При мойке не пользуйтесь металлической мочалкой или абразивами,так как они оставляют царапины.

· Посуду с узким горлышком (графины,вазы и т.д.) удобно мыть ИЗМЕЛЬЧЁННОЙ БУМАГОЙ,ТЁРТЫМ или НАРЕЗАННЫМ СЫРЫМ КАРТОФЕЛЕМ,МЕЛКО НАКРОШЕННОЙ СКОРЛУПОЙ ЯИЦ ПРИ ПОМОЩИ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ.Посуду при этом необходимо энергично встряхивать.Можно воспользоваться обычными "ёршиками" для бутылок.

· Наслоение осадков извести от воды в кувшинах,стаканах,бутылках легко вымывают с помощью уксуса:им наполняют загрязнённые сосуды и оставляют на сутки.

· Бутылки из-под растительного масла моют водой с солью.

· Бутылки из-под вина,водки,пива,растительного масла хорошо отмываются тёплой водой с содой.

· Отмыть бутылки,в которых было растительное масло,поможет также кофейная гуща.Горсточку гущи насыпают в бутылку,наливают немного тёплой воды и как следует взбалтывают.

· Бутылки из-под керосина или растительного масла моют горчицей,разведённой в тёплой воде.

· От горячей воды хрусталь темнеет и тускнеет.Вымыв,скажем,бокал тёплой водой с мылом,протрите его тряпочкой,смочённой в смеси: 2 ст.л. зубного порошка или мёда,1/4 ч.ложки синьки и 2 ст.ложки тёплой воды.Противопоказаны хрусталю также сода и мыло,от которых он быстрее стареет.Чтобы хрустальные и стеклянные вазы блестели,мойте и хтолько холодной водой.

· Хрустальные предметы не сушат.Их нужно вытирать сухим полотенцем из льна.При этом фужеры,рюмки,бокалы нужно держать не за основание ножки,а у самого донышка.

· Зеленоватый налёт в хрустальной вазе отмывается уксусом с солью (желательно крупной).

· Средствами для чистки оконных стёкол можно мыть фарфор,фаянс,хрусталь,зеркала.

· Бокалы и рюмки бывает трудно отмыть после празднества.Уксус и соль вам помогут.Помойте посуду в воде с уксусом или протрите солью,затем смойте и,не вытирая,дайте воде стечь.

· Хрустальную посуду,чтобы она лучше блестела,после мытья протирают подсиненным крахмалом и шерстяной тряпочкой.

· Посуду с застывшим винным остатком моют так: заливают тёплую мыльную воду с содой на 5-6 часов.Затем промывают с уксусом.

· Если стёкла протереть раствором медного купороса (1 ч.л. на литр воды),получится красивый зеленоватый оттенок.

· Часто в бутылках и флаконах "заедает" пробка.Её легче будет вытащить,если капнуть уксусной эссенцией на горловину и пробку.

· При усиленном разъединении стаканов можно повредить и стаканы,и руки.Чтобы этого не произошло.положите в верхний стакан кусочек льда или опустите нижний в тёплую воду.

· Фаянсовую посуду не следует мыть очень горячей водой.Её моют в тёпловатой воде с мылом и ополаскивают в холодной.От горячей воды глазурь разрушается,трескается,цвет фаянса изменяется.

· Хрустальные и стеклянные изделия будут сиять,если сполоснуть их в холодной воде с уксусом (1 ст.ложка на литр воды).

· Высокие температуры в посудомоечной машине постепенно разрушают хрусталь,поэтому его желательно мыть вручную.

· Мойте хрусталь осторожно в прохладной воде мягкой очищающей жидкостью.Внутри протирайте мягкой влажной тряпочкой,но не вдавливайте её с нажимом в узкогорлые вазы и графины.

· Ложбинки в гранёном хрустале можно чистить старой зубной щёткой с мыльной водой.Тщательно вымойте и дайте высохнуть,прежде чем полировать специальной салфеткой для стекла.

· Внутренность графина очищайте,взбалтывая в нём тёплую воду с горстью зёрен риса и чистящим средством.

· Раствор антинакипина удалит белый налёт,встречающийся в вазах.

Украшение изделий в холодном состоянии осуществляют посредством механической обработки (фигурное сошлифовывание), химической обработки (травление) и поверхностным декорированием с использованием силикатных красок, препаратов золота, люстров.

К разделкам, наносимым механическим способом, относят матовую ленту, номерную шлифовку, алмазную грань, плоскую грань, гравировку, пескоструйную обработку.

Матовая лента - это полоска шириной 4-5 мм. Номерная шлифовка - матовый поверхностный рисунок из круглых, овальных шлифов или насечек.

Алмазная грань - это рисунок из глубоких двухгранных бороздок, которые, сочетаясь между собой, образуют кусты, сетки, многоугольные камни, простые и многолучевые звезды и другие элементы. Рисунок наносят на ручных или автоматических станках с помощью абразивного круга с различным профилем края. После нарезания рисунка его полируют до полной прозрачности. Алмазная грань особенно эффектна на хрустальных изделиях, где хорошо выявляются блеск и игра света в гранях.

Плоская грань - это полированные плоскости различной ширины вдоль контура изделий.

Гравировка - поверхностный матовый или реже светлый рисунок преимущественно растительного характера с тщательной проработкой деталей.

Пескоструйная обработка - матовый рисунок различной фактуры, образующийся при обработке стекла песком, который под давлением подают в вырезы трафарета.

Разделки, наносимые травлением, подразделяют на травление простое (гелиоширное), сложное (пантографное), глубокое (художественное). Для получения рисунка изделия покрывают слоем защитной мастики, на которой иглами машин или вручную наносят узор, обнажая стекло. Затем посуду погружают в ванну со смесью плавиковой и серной кислот, которые растворяют стекло по обнаженному узору на различную глубину.

Простое, или гелиоширное, травление - это углубленный прозрачный геометрический рисунок в виде прямых, кривых, ломаных линий.

Сложное, или пантографное, травление представляет собой линейный углубленный рисунок, но более сложного, часто растительного характера.

Глубокое, или художественное, травление - это рельефный рисунок в основном растительного сюжета на двухслойном стекле. За счет разной глубины травления цветного стекла образуется выпуклый узор разной интенсивности окраски. Разделка весьма трудоемка.

Поверхностное декорирование силикатными красками, препаратами золота, люстрами - это живопись, нанесение лент (шириной 4-10 мм), отводок (1-3 мм), усиков (до 1 мм), переводных картинок (декалькомания), фотоизображений и др. Рисунки закрепляют обжигом при температуре 550-600 °С.

Разрабатывают новые методы украшений - плазменное напыление металлов, стеклопорошков, фотохимическое гравирование и др.

Производственный процесс завершается приемочным контролем и маркировкой изделий. Выдувные, прессовыдувные изделия маркируют наклеиванием бумажной этикетки с указанием товарного знака завода, номера стандарта, сорта (хрустальных выдувных), группы разделки, цены. Прессованные изделия маркируют оттиском необходимых данных на дне изделий при формовке.

Операции обр-ки стеклян. изд-й делят на термич. и технич.

К термич. способам обр-ки стеклоизд-й относ. их отжиг и закалка.

При быстром охлаждении нагретого стекла, его наружные слои остывают быстрее, чем внутренние из-за плохой теплопроводности стекла. В мат-лах, которые хорошо проводят тепло, наружные и внутренние слои остывают практич. одноврем., поэтому разность темп-р м/у ними практич. отсутствует.

В рез-те неравномерного остывания внутр-х и наружных слоёв в стекле возник. напряжения сжатия и растяжения. Когда процесс охлаждения заканчивается, и темп-ра различных слоёв стекла выравнивается, напряжения, возникшие в момент охлаждения, либо остаются (это остаточные напряжения), либо исчезают (это временные напряжения).

Временные напряжения при значительной величине вызывают немедленное разрушение изд-я, а значит-е остаточные напряжения м. вызвать как немедленное разруш-е изд-я, так и его разрушение по истечению нек-го времени.

Чем больше скорость охлаждения и чем толще (массивнее) изделие, тем более значительным будет перепад температур между различными слоями изделия и тем больше остаточных напряжений возникнет в изделии.

Процесс тепловой обр-ки, при к-м остаточные напряжения в стеклян. изд-и ослабляются до нормы, обеспечивающей его длительную и надёжную эксплуатацию, наз-ся отжигом . Заключается отжиг в нагреве изделий до темп-ры практич. начала размягчения и очень медленном их охлаждении.

Операция закалки заключ-ся в нагревании изд-й до опред-й темп-ры, к-я завис. от с-ва стекла и формы изд-я, и быстром охлаждении по опред. режиму. В рез-те значительные внутренние напряжения распределяются в изд-и равномерно и противодействуют д-вующим на изд-е механич. нагрузкам.

К технич. обработке относ.: откол колпачка или его кислородная отрезка у выдувных изд-й, шлифовка и отопка края, огневая полировка изд-й, притирка пробок к горлышкам графинов и т. д.

После отколки колпачка край выдувного изд-я остаётся острым, поэтому его обр-ют шлифовкой на кругах с прим-ем мелкозернистого песка в кач-ве абразивного мат-ла. Для тонкостенных изд-й производят отопку края под д-вием газовых горелок. Под д-вием высокой темп-ры стекло размягчается, и за счёт сил поверхностного натяжения кромки края закругляются.

Огневую полировку пов-сти чаще всего примен. для прессованных изд-й, на пов-сти к-х м. б. различные дефекты, вызванные соприкосновением стекломассы в процессе формования со стенками пресс-формы. В рез-те улучш-ся внешн. вид изделия, и повыш-ся его прочность.

27. Декорирование стеклянных изделий

Стекло за счёт своих оптич. св-в – прозрачности и блеска, явл. мат-лом с высокими худож-ми достоинствами. Для повыш-я уровня эстетич. св-в стеклян. изд-й при их пр-ве исп-ют различные способы украшений, к-е традиционно наз. «разделками».

Украш-я на изд-е могут быть нанесены непосредственно в процессе формования (в горячем состоянии) и/или на готовое изделие (в холодном состоянии). Изделия из стекла без разделок называют изделиями «в гладье» или просто «гладьём».

Украшения, наносимые на изделия в горячем состоянии. Цветные стеклоизделия получ.т, добавляя в состав стекольной шихты различные красители. Эти изд-я чаще всего гладкие, без дополнит-х разделок. Окраска стекла зависит от его с-ва и кон­ц-ции красителя.

Изделия «с нацветом» - это многослойное (чаще всего двухслойное) стекло. При этом внутренний слой стекла обычно бесцветный, а наружный – из цветного стекла.

Украшения «под мрамор» и под «малахит» по внешн. виду напоминают эти камни. Соотв-но это заглушенное стекло с разноцветными нитями, пятнами и зелёное стекло с прожилками из более тёмного стекла. Получают эти разделки, покрывая заготовку цветной крошкой или формуя изд-е из предварит-но неравномерно перемешанной стекломассы осн. цвета с добавл-ем цветной стекломассы.

Разделку «кракле», имеющую вид сетки трещин в толще стекла, получают, опуская заготовку в холодную воду, в рез-те чего, она покрыв-ся сеткой мелких трещин.

Украшение «декоративные пузырьки» наносят, посыпая заготовку шихтой, после чего производят выдувание в чистовой форме.

Украшения «цветная лента» и цветная нить» получают, обвивая заготовку нитью из цветного стекла.

Прокатывая заготовку по битому цветному стеклу, получают разделку «цветные пятна». Примерно так же получают украшение «насыпью». При этом сформованное изделие прокатывают по цветной стеклянной крошке, которая к нему прилипает.

Украшение «валиком» получают, выдувая изделие в форму с волнообразной поверхностью.

Разделку «оптический рисунок» наносят в две стадии. Вначале заготовку выдувают в черновой форме, которая им. продольные грани, а затем изделие выдувается в чистовой форме с гладкими стенками. В результате изделие с гладкой наружной пов-стью кажется гранёным.

Украшения люстровыми красками получ. путём нанесения на пов-сть изд-й органич. соед-й металлов в органич. раств-лях с последующ. обжигом.

Кроме перечисленных разделок, в горячем сост-и м. наноситься такие украшения, как прилепы, разделки стекловолокном и стеклотканью, ирризацией и т.д.

просмотров