Окунев анатолий арсеньевич чем сейчас занимается. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев). Педагогический смысл понятия «мастерская»

Окунев анатолий арсеньевич чем сейчас занимается. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев). Педагогический смысл понятия «мастерская»

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

О Урок! - ты - солнце!

Ш. Амонашвили

Окунев Анатолий Арсеньевич (р. …) – учитель математики средней школы № 526 г. С.-Петербурга, заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н.К. Крупской .

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: диалектическая.

Методологический подход: дифференцированный, комплексный, деятельностный.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СУД.

Характер содержания: обучающий, светский, общеобразовательный, технократический, политехнология.

Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, управления.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: современное традиционное обучение.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные + поисковые.

Организационные формы: классно-урочная.

Преобладающие средства: вербальные + наглядные + практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: технология сотрудничества.

Направление модернизации: активизация.

Целевые ориентации

¶ Усвоение стандартных ЗУН и математических СУД.

¶ Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся.

¶ Экономное и целесообразное расходование времени урока.

¶ Разнообразие методов и средств обучения.

¶ Формирование и тренинг способов умственной деятельности учащихся.

¶ Формирование и развитие самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению.

¶ Высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

¶ Развитие способных детей.

Концептуальные положения

v Движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями.

v Принцип интереса . Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка.



v Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:

– теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;

– принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;

– принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;

– принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);

– установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;

– принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

– мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки , материал дается большими дозами;

– принцип наглядности (отработка умения наблюдать);

– принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).

Особенности методики

Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного урока:

– создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

– экономное и целесообразное расходование времени урока;

– применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;

– формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД);

– вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника, и в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению (СУМ);

– высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся;

– объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН).

Технологическая схема современного урока обладает огромной вариативностью. Известные рекомендации на примере только одной маленькой структурной части варьируются в технологии А.А. Окунева так:

Способы организации начала урока (задача: овладеть вниманием; включиться в урок; обеспечить положительную мотивацию):

Предлагается задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, чтобы все были равны.

Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками.

На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные.

Предлагается проверить их.

На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками.

Дается традиционная задача с обычным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное.

На доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» осуществляется поиск ее решения.

Урок начинается с чтения по фразам параграфа (изучали самостоятельно) - обсуждают его смысл, отвечают на вопросы, доказывают глубину изучения темы.

На доске записаны вопросы, ответы на которые помогут осмыслить ключевые моменты доказательства наиболее трудной теоремы, чтобы лучше ее запомнить.

Ребята изображают некоторую геометрическую фигуру и проводят исследовательскую работу по плану.

Обсуждаются различные способы решения задачи.

Было дано домашнее задание - сочинить сказку, составить кроссворд. Представляются наиболее удачные.

Рассматривается некоторая математическая проблема, которая еще не обсуждалась в классе. Ученики намечают план поиска ее решения.

На доске выполнены чертежи к домашним задачам. По готовым чертежам обсуждаются их решения.

Урок начинают «солисты» - «защищать» решение трудных домашних задач.

t Требования к учителю

Основная задача учителя - воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности школьников.

Использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы выработать у школьников навыки самообразования .

Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать.

Делать урок эмоционально ярким.

Использовать все разнообразные современные методы урока.

Создавать психологический комфорт для класса.

Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.

t Система уроков (по классификации А.А. Окунева):

уроки, где ученики учатся припоминать материал (научиться держать материал в памяти);

урок поиска рациональных решений;

урок проверки результатов путем сопоставления с данными;

урок одной задачи (удовольствие от того, что они думают);

урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода;

урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли;

урок, на котором возвращаются к ранее изученному материалу, рассматривают знания под новым углом зрения;

урок –«бенефис»;

лабораторные работы по геометрическому материалу младших;

урок - устная контрольная работа;

урок-зачет (тематический и итоговый).

Предтечи, разновидности, последователи

& Технологии урока, основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методиках, разработаны многими учителями-предметниками: Л.В. Маховой (химия), Т.И. Гончаровой (история), В.А. Гербутовым (физика) и др.

1. Гончарова Т. И. Уроки истории - уроки жизни. - М., 1986.

2. Махова Л.В. Опыт, поиск, раздумья... - М., 1989

3. Нянковский М.А. Изучаем «Тихий Дон». - Ярославль, 1996.

4. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! - М.: Просвещение, 1988.

5. Окунев А.А. Сменить акцент // Народное образование. - 1991. - №1, 3, 5.

6. Окунев А.А. Мы не имеем права уставать // Народное образование. - 1988. - № 10.

7. Селевко Г.К. Тестовый аспектный анализ урока. - М.: РИПКРО, 1996.

Применение метода ОкуневаА.А. «Система эффективных уроков» на уроках специальных дисциплин. Преподаватель специальных дисциплин КГКП «Колледж радиотехники и связи» Шалова Фарида Кенжебековна. Электронный адрес: Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, самоопределении, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Окунев Анатолий Арсеньевич разработал технологию на основе системы эффективных уроков. Как говорится в методе Окунева.А.А Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия: теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться по способностям. По типу управления это современное традиционное обучение. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + поисковая По подходу к ребенку: технология сотрудничества. По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая. Принцип технологий Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка. Особенности методики Окунева. Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного урока: - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; - экономное и целесообразное расходование времени урока; - применение разнообразного арсенала методов и средств обучения; - формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД); - вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника, и в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению (СУМ); - высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся; - объем и прочность полученных учащимися на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН). Опираясь на метод Окунева.А.А я в своей практике использую следующие элементы этой технологий. Технологии урока, основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методиках Особенно я применяю игровую технологию, - уроки в форме соревнований и игр; конкурс, турнир, эстафета ролевая игра, кроссворд, викторина; уроки, основанные на формах, мозговая атака. - уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала урок-презентация, «дублер начинает действовать»; - уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция. Прежде чем начать урок организовываю начала урока. Моя задача овладеть вниманием; включиться в урок; обеспечить положительную мотивацию. Предлагается задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, чтобы все были равны. Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному учащимися. На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их. На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками. Дается традиционная задача с обычным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное решение. На доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» осуществляется поиск ее решения. Обсуждаются различные способы решения задачи Дается домашнее задание составить кроссворд. Представляются наиболее удачные. Какой это дает результат? принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать) - принцип наглядности (отработка умения наблюдать); -принцип оптимизации (выделение главного, учет времени). Технологическая схема современного урока обладает огромной вариативностью. Известные рекомендации по структуре комбинированного урока Результат достигнут за счет моей основной задачи. воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности учащихся. Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать. Делать урок эмоционально ярким. Использовать все разнообразные современные методы урока. Создавать психологический комфорт для группы. Делать ставку на самостоятельный труд учащихся. Также мой уроки делятся по классификации - уроки, где ученики учатся припоминать материал (научиться держать материал в памяти); - урок поиска рациональных решений - урок одной задачи (удовольствие от того, что они думают); - урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода; - урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли; - урок - устная контрольная работа; - урок-зачет (тематический и итоговый). Таким образом, подводя итог самоанализа своей работы, я хочу подчеркнуть, опираясь на метод Окунева.А.А что метод обучения позволяет раскрыть индивидуальные способности учащегося, стимулировать его деятельность и оказывать ему своевременную помощь в процессе обучения.

просмотров