Первые успехи экспериментальной физики. Кудрявцев П.С. Курс истории физики Курс истории физики

Первые успехи экспериментальной физики. Кудрявцев П.С. Курс истории физики Курс истории физики


Все книги можно скачать бесплатно и без регистрации.

NEW. А.Н. Боголюбов..Математики. Механики. Биографический справочник.. 1983 год, 639 стр. djvu. 14.3 Мб.
В справочнике помещены сведения о жизни и научной деятельности свыше 1500 ученых - математиков и механиков прошлого и современности. Приведены хронология важнейших событий в области математики и механики и список литературы, в который включены работы по истории математики и механики, монографии и статьи о творчестве ученых, а также наиболее значительные собрания сочинений.
Для научных работников - математиков, механиков и историков науки, преподавателей высшей и средней школы, аспирантов и студентов, а также для читателей, интересующихся историей науки и техники.

Скачать

Маис Джеммер. Понятие массы в классической и современной физике. 1967 год, 255 стр. djvu. 2.9 Мб.
Предлагаемая нашему читателю в русском переводе книга М. Джеммера «Понятие массы» содержит подробный исторический анализ этого понятия, в котором естественнонаучные и философские аспекты взаимно дополняют друг друга. Автор привлекает обширный фактический материал из истории философии и естествознания. Начиная рассмотрение с истоков научного знания, он подробно анализирует процесс становления физического понятия массы. Выявляя три этапа в концептуальном развитии научного понятия - этап формирования, систематизации и формализации,- М. Джеммер рисует историческую картину его закономерного развития. Эта содержательная картина развития одного из фундаментальных понятий физики представляет значительный интерес с точки зрения методологических исследований структурных и генетических законов научного знания. Рассмотрение связи понятия массы с понятиями материи и движения, выявление его отношения к понятиям пространства и времени - все это делает книгу М. Джеммера ценной для читателя, интересующегося вопросами истории науки и философскими проблемами естествознания.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Скачать

Дорфман Я. Г. Всемирная история физики (с начала XIX до середины XX вв.). 1979 год. 321 стр. djvu. 3.9 Мб.
Монография является заключительной частью написанной Я. Г. Дорф-маном (1898-1974) «Всемирной истории физики». Первая часть, охватывающая период с древнейших времен до конца XVIII в., опубликована издательством «Наука» в 1974 г. В монографии рассматриваются развитие и завершение классической физики в XIX в., революционные открытия, философский кризис в физике и начало ее новой эры в первой половине XX в. Помимо изложения последовательной смены теоретических представлений н экспериментальных результатов значительное внимание уделяется анализу положенных в их основу методов и принципов. Издание рассчитано на специалистов-физиков, а также аспирантов и студентов старших курсов физических специальностей.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Скачать

Кудрявцев П.С. История физики. djvu.
Том 1 - От древности до Менделеева. 1956 год. 566 стр. 18.4 Мб.
Том 2 - От Менделеева до открытия квант. 1956 год. 490 стр. 10.9 Мб.
Том 3 - От открытия квант до квантовой механики. 1971 год. 426 стр. 11.3 Мб.
При догматическом изложении физических законов понимание глубокой идейной направленности физики утрачивается. Помочь читателю почувстовать эту направленносгь, ощутить мировоззренческий характер физической науки - в этом заключалась основная цель автора, которой было подчинено все остальное...
Главное внимание автора было обращено на процесс формирования основных физических воззрений, и роль того или иного деятеля оценивалась тем, насколько он умел ломать старое и создавать новое. И может быть в том или ином месте распределение материала покажется читателю непропорциональным (как, например, глава о Галилее), но оно целиком вытекает из задач, поставленных автором. Концентрируя внимание на процессе формирования физических воззрении, автор стремился довести мысли основоположников физической науки в их чистоте и непосредственности.

Учебное пособие представляет собой курс лекций по истории физики с древнейших времен до наших дней. Задача пособия - подготовить будущих учителей к осуществлению исторического подхода в преподавании физики в школе. Поэтому значительное внимание в нем уделено истории открытия физических законов и явлений, представленных в программе
средней школы. Подробно изложена также история современной физики, что позволяет расширить кругозор будущих учителей.
Для студентов высших педагогических учебных заведений.

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИСТОРИИ ФИЗИКИ.
Приступая к изучению любой новой науки, необходимо прежде всего ясно представлять: о чем эта наука, какое место она занимает в общечеловеческом интеллектуальном багаже и какими методами оперирует. В таком случае изучение становится полностью осознанным, а применение полученных знаний - наиболее оптимальным. В максимальной степени это касается будущих педагогов, которым адресовано данное учебное пособие.

Предмет истории физики - процесс возникновения и развития физической науки как единого целого, как общественного явления, занимающего определенное место в жизни людей и выполняющего в ней конкретную роль.

Историю физики следует воспринимать как синтез естественнонаучного и гуманитарного подходов к изучению природы и общества. Первый из них характеризуется точностью, обоснованностью, логическими связями частей. Гуманитарный подход привносит в эту дисциплину мощное эмоциональное воздействие, ощущение сопричастности к происходящим событиям, характерные для всех областей исторической науки. Именно поэтому изучение истории физики можно рассматривать как одно из главных направлений гуманитаризации естественно-научного образования. Для большинства точных наук изучение их истории является наилучшим способом реализовать их гуманизацию.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Введение
Лекция 1. Предмет и методы истории физики
Часть 1. ФИЗИКА В НАЧАЛЕ ПУТИ
Лекция 2. Предыстория физики. Античная наука
Биографии выдающихся ученых античного периода
Лекция 3. Физические знания Средневековья и эпохи Возрождения.
Биографии выдающихся ученых Средневековья и эпохи Возрождения
Лекция 4. Научная революция XVI-XVII вв
Биографии крупнейших ученых XVI-XVII вв
Лекция 5. Галилео Галилей и его современники.
Формирование основ научного знания
Биографии крупнейших ученых - современников Галилея
Лекция 6. Ньютон и его научный метод
Часть 2. КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА
Лекция 7. Развитие классической механики
Биографии выдающихся ученых-механиков
Лекция 8. Открытие основных законов электромагнетизма
Биографии первооткрывателей законов электромагнетизма
Лекция 9. Дж. К. Максвелл и его электромагнитная теория
Биографии крупнейших ученых, работавших в области электромагнетизма
Лекция 10. Развитие оптики в XVII -XIX вв
Биографии крупнейших ученых-оптиков
Лекция 11. Экспериментальные обоснования молекулярно-кинетической теории и возникновение статистической физики
Биографии выдающихся ученых - исследователей теплоты
Лекция 12. Открытие закона сохранения и превращения энергии
Биографии крупнейших ученых, творцов термодинамики и статистической физики
Часть 3. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА
Лекция 13. Научная революция конца XIX - начала XX в
Биографии основателей квантовой теории
Лекция 14. Электродинамика движущихся сред и электронная теория. А. Эйнштейн
Биографии творцов электронной теории и теории относительности
Лекция 15. Возникновение атомной и ядерной физики
Биографии крупнейших ученых - зачинателей ядерной физики и квантовой механики
Лекция 16. Наука и общество. Нобелевские премии по физике
Лауреаты Нобелевской премии по физике
Лекция 17. Современная физика. История физических открытий конца XX в
Лекция 18. Русская и советская физика
Заключение.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История физики, Ильин В.А., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Курс истории физики предназначен для студентов педагогических институтов. В нём изложена история мировой физики от древности до наших дней. Книга состоит из трёх частей. В первой освещена история становления физической науки, заканчивающейся Ньютоном. Последняя, третья часть посвящена истории становления квантовой, релятивисткой и ядерной физики.

Кудрявцев Павел Степанович

Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ. спец. - 2 изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1982. - 448 с., ил

Павел Степанович Кудрявцев (1904-1975)

Павел Степанович Кудрявцев - один из известных советских специалистов по истории физики - вырос в семье сельских учителей; родители помогли ему получить среднее образование и с детства привили вкус к науке и искусству.

Будучи студентом физико-математического факультета Московского государственного университета, П. С. Кудрявцев выделялся среди товарищей исключительной памятью, способностью легко схватывать новые идеи, готовностью обсуждать их в коллективе, помогая окружающим усваивать неизвестный, иногда очень сложный материал. Живой, увлекающийся, П. С. Кудрявцев делил свое время между физикой, историей, театром и поэзией. Он и сам писал неплохие стихи.

После окончания МГУ (в 1929 г.) П. С. Кудрявцев работал в педагогических институтах Горького и Орла; с 1946 г. до кончины он преподавал в Тамбовском педагогическом институте, в котором возглавлял кафедру теоретической физики. Там он организовал курс истории физики, развернул единственный в стране музей по истории физики, создал школу молодых историков науки и добился открытия аспирантуры по этой дисциплине.

В 1944 г. за книгу о Ньютоне ему была присуждена ученая степень кандидата, а в 1951 г. - за первый том «Истории физики» - ученая степень доктора физико-математических наук.

Главный труд всей жизни П. С. Кудрявцева - трехтомная «История физики»; ее первый том появился в 1948 г., третий - в 1971 г. В ней была охвачена вся физика - от древних времен до наших дней. Автор впервые попытался осветить материал с марксистских позиций; одновременно в книге отдавалось должное русским физикам, чьи работы часто замалчивались иностранными историками.

При многих положительных качествах «Истории физики» и богатстве включенного в нее материала она, конечно, не могла быть учебным пособием по курсу истории физики (хотя бы из-за громадного объема).

Поэтому в последующие годы П С Кудрявцев пишет «Историю физики и техники» (совместно с И Я Конфедератовым), а затем 1974 г «Курс истории физики» для студентов педагогических институтов В этом курсе П С Кудрявцев учел недостатки и положительные стороны своих предшествующих работ и примерно рое сократил материал, включенный в «Историю физики»

Работникам педагогических институтов, школ, а также студентам и учащимся знакомы и другие труды П С Кудрявцева - книги о Торричелли, фарадее и Максвелле, статьи и выступления по вопросам истории физики Работы П С Кудрявцева известны за рубежом В знак признания его научных заслуг он был избран членом-корреспондентом Международной Академии истории наук.

Всю жизнь П С Кудрявцев ратовал за введение истории физики в учебные планы физических факультетов педагогических институтов Будем же надеяться, что переиздание «Курса истории физики» послужит толчком для воплощения в жизнь заветной мечты Павла Степановича.

Профессор, доктор физико-математических наук Н Н Малов

Предисловие к первому изданию

В настоящее время имеется достаточно книг советских и зарубежных авторов, излагающих историю физики от древности до наших дней Тем не менее издательство «Просвещение» предложило автору написать однотомный курс, который мог бы служить учебным пособием по истории физики для студентов педагогических институтов.

Главная трудность в преподавании истории физики заключается в диспропорции между ее огромным материалом и количеством часов, отводимых на изучение этого предмета Если говорить обо всем понемногу, то курс превратится в каталог имен и открытий и в лучшем случае может выполнить роль справочника по истории физики Если, как это часто предлагают, сосредоточить внимание на одной части курса, например на истории современной физики, то получается искаженная, односторонняя картина развития физической науки Между тем будущему учителю необходимо иметь достаточно полное представление о развитии науки, начиная с ее возникновения и кончая современным состоянием Ему приходится рассказывать учащимся об Архимеде и Эйнштейне, о Ньютоне и Резерфорде, о Ломоносове и Курчатове Эти сведения, по крайней мере в главных чертах, он должен получить из «Курса истории физики» Поэтому в предлагаемой книге дана картина развития физики на всем протяжении ее истории.

Книга состоит из трех частей В первой из них изложена история становления физической науки, начиная с накопления основных физических сведений в процессе повседневного опыта и кончая физикой Ньютона.

Во второй части рассмотрена история развития основных направлений классической физики в XVIII-XIX вв.

Последняя, третья часть посвящена изложению ведущих направлений физики XX в теории относительности, теории квантов, атомной и ядерной физике.

В книге достаточно полно раскрыта история формирования основных физических идей, приведены выдержки из трудов классиков физической науки, биографические сведения.

Введение

Основная задача всякой науки-открыть законы, действующие в той области, которой занимается эта наука. Основная задача истории науки заключается, таким образом, в том, чтобы найти законы, управляющие развитием науки. Может показаться на первый взгляд, что таких законов не существует. Нельзя предвидеть появление Архимедов. Ньютонов. Лобачевских, нельзя управлять мышлением и творчеством ученого. История науки внешне представляется как результат неконтролируемой деятельности отдельных гениальных мыслителей, поведение которых нельзя уподоблять поведению какого-нибудь камня, падающего в поле тяготения. Бесспорно, что наука - продукт деятельности людей, притом наиболее сложной и тонкой деятельности: познавательной, творческой. Однако развитие науки происходит в определенных исторических условиях, играющих важную, определяющую роль, и эти условия доступны научному анализу.

Исторический материализм впервые сделал возможным научное познание исторического развития человечества, открыл реальную основу деятельности людей, в том числе основу их духовной деятельности. Такой реальной основой является способ производства материальных благ, необходимых для существования каждого человека и всего человеческого общества. Именно процесс производительной трудовой деятельности сыграл решающую роль в выделении человека из стада животных, в развитии его познания и социальных условий его бытия. Энгельс писал в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»: «Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним. К охоте и скотоводству прибавилось земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство. Наряду с торговлей и ремеслами появились, наконец, искусство и наука; из племен развились нации и государства».(1 Энгельс Ф. Диалектика природы. - Маркс К., Энгельс ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 493. )

Таким образом, само возникновение науки становится возможным только на определенной ступени экономического развития, в странах с развитым земледелием, с городской культурой, а в дальнейшем развитие науки соответствует развитию экономики.

Энгельс совершенно четко пишет по этому поводу: «...уже с самого начала возникновение и развитие наук обусловлено производством».(1 Энгельс ф. Диалектика природы. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 493. )

Учебное пособие. — 2 изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1982 — 448 с.: ил.Курс истории физики предназначен для студентов педагогических институтов. В нём изложена история мировой физики от древности до наших дней. Книга состоит из трёх частей. В первой освещена история становления физической науки, заканчивающейся Ньютоном. Последняя, третья часть посвящена истории становления квантовой, релятивистской и ядерной физики.Главный труд всей жизни П.С. Кудрявцева — трехтомная «История физики»; ее первый том появился в 1948 г., третий — в 1971 г. В ней была охвачена вся физика — от древних времен до наших дней. Автор впервые попытался осветить материал с марксистских позиций; одновременно в книге отдавалось должное русским физикам, чьи работы часто замалчивались иностранными историками.При многих положительных качествах «Истории физики» и богатстве включенного в нее материала она, конечно, не могла быть учебным пособием по курсу истории физики (хотя бы из-за громадного объема). Поэтому в последующие годы П.С. Кудрявцев пишет «Историю физики и техники» (совместно с И.Я. Конфедератовым), а затем 1974 г. — «Курс истории физики» для студентов педагогических институтов. В этом курсе П.С. Кудрявцев учел недостатки и положительные стороны своих предшествующих работ и примерно втрое сократил материал, включенный в «Историю физики».Оглавление (под спойлером) .

Н.Н. Малов. Павел Степанович Кудрявцев (1904-1975)
Возникновение физики (от древности до Ньютона)
Физика древности
Зарождение научных знаний
Начальный этап античной науки
Возникновение атомистики
Аристотель
Атомистика в послеаристотелевскую эпоху
Архимед
Физика средневековья
Исторические замечания
Достижения науки средневекового Востока
Европейская средневековая наука
Борьба за гелиоцентрическую систему
Исторические замечания
Научная революция Коперника
Борьба за гелиоцентрическую систему мира. Джордано Бруно. Кеплер
Галилей
Возникновение экспериментального и математического методов
Новая методология и новая организация науки. Бэкон и Декарт
Первые успехи экспериментальной физики
Завершение борьбы за гелиоцентрическую систему
Дальнейшие успехи экспериментальной физики
Ньютон
Развитие основных направлений классической физики (XVIII-XIX вв.)
Завершение научной революции в XVIII в.
Исторические замечания
Наука в России. М.В. Ломоносов
Механика XVIII в.
Молекулярная физика и теплота в XVIII столетии
Оптика
Электричество и магнетизм
Развитие основных направлений физики в XIX в.
Развитие механики в первой половине XIX столетия
Развитие волновой оптики в первой половине XIX столетия
Возникновение электродинамики и её развитие до Максвелла
Электромагнетизм
Возникновение и развитие термодинамики. Карно
Открытие закона сохранения и превращения энергии
Создание лабораторий
Второе начало термодинамики
Механическая теория тепла и атомистика
Дальнейшее развитие теплофизики и атомистики
Возникновение и развитие теории электромагнитного поля
Открытие электромагнитных волн
Изобретение радио
Основные направления научной революции в физике XX в.

Электродинамика движущихся сред и электронная теория
Теория относительности Эйнштейна
Критика механики Ньютона и геометрии Евклида
Дальнейшее развитие теории относительности
Возникновение атомной и ядерной физики
Открытие Рентгена
Открытие радиоактивности
Открытия П. и М. Кюри
Открытие квантов
Первый этап революции в физике
Открытие радиоактивных превращений. Идея атомной энергии
Развитие квантовой теории Эйнштейном
Ленинский анализ "Новейшей революции в естествознании"
Атом Резерфорда — Бора
Модели атома до Бора
Открытие атомного ядра
Атом Бора
Становление советской физики
Исторические замечания
Радиотехника и радиофизика
Развитие теоретической физики советскими учёными
Развитие других направлений советской физики
Возникновение квантовой механики
Трудности теории Бора
Идеи де Бройля
Возникновение квантовой статистики
Открытие спина
Механика Гейзенберга и Шредингера
Развитие ядерной физики в 1918-1938 гг.
Начало атомной энергетики. Открытие изотопов
Расщепление ядра
История открытия нейтрона
История открытия нейтрона
Протонно-нейтронная модель ядра
Космические лучи. Открытие позитрона
Ускорители
Искусственная радиоактивность
Опыты Ферми
Теория β-распада Ферми
Открытие ядерной изомерии
Деление урана
Осуществление цепной реакции деления ядер
Литература
Классики марксизма-ленинизма
Общие сочинения по истории и методологии физики
Труды деятелей физической науки
Биографии и монографии, посвященные отдельным ученым

просмотров