Поэзия серебряного века: поэты, стихи, основные направления и особенности. Поэты серебряного века — список известных литературных деятелей Русские поэты серебряного века

Поэзия серебряного века: поэты, стихи, основные направления и особенности. Поэты серебряного века — список известных литературных деятелей Русские поэты серебряного века

Если пушкинский период называют Золотым веком, то Серебряный век невозможно ассоциировать с каким-либо одним именем. Он ушел от нас безвозвратно почти столетие назад, но его музыка все еще слышна. Этот период - граница между 19 и 20 веками. Поэты Серебряного века яростно отстаивали свое видение мира в борьбе разных направлений. Их стихи были необычайно лиричны и музыкальны в своих переживаниях и надеждах на будущее.

Появление символизма

История появления названия "Серебряный век" неизвестна. Он больше символизирует духовный и художественный рост начала 20 века. Необычайный подъем произошел во всех областях, касающихся духовной жизни России, а также в науке и технике. Поэзия очень тонко уловила противоречия духовного роста и предчувствие приближающейся катастрофы.

Основой всех литературных направлений был модернизм, целью которого было преобразование мира и духовное возрождение человека. Самым значимым был символизм, ставший общественным явлением. Поэты Серебряного века пытались проникнуть в тайны мироздания через символы, которые сами создавали и которые имели многозначный смысл. Существующий мир признавался ими как вторичный, который являлся искаженным отражением божественного начала. Они искали пути объединения этих миров через символы.

Поэты символизма

Александр Блок внес существенный вклад в развитие символизма. В юности он считал основой мира женское начало, вознося его до верхнего предела совершенства. В дальнейшем он расширил направление символизма, перешагнув за его пределы. Творчество Блока - это не только дореволюционная лирика, но и начало новой советской поэзии. Ощутив соприкосновение мечты с реальностью, поэт почувствовал резкое противоречие между ними. С одной стороны, он вторгся в мир иллюзий и мистики, но это не привело его к истине, к которой он так стремился.

Испытав любовные разочарования, Блок не отошел от романтизма, приняв революцию как вспышку народной стихии. Уходя от символизма к реализму, Блок снова возвращался назад, понимая, что только через искусство можно приблизиться к истине:

Познай, где свет, — поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

Дмитрий Мережковский постоянно искал духовные основы жизни, пытаясь дать свою новую оценку классике. Как зачинатель символизма, он развивал темы безысходности, одиночества и раздвоенности личности:

Ты сам - свой Бог, ты сам свой ближ-ний,
О, будь же собс-твен-ным Твор-цом,
Будь без-дной вер-хней, без-дной ниж-ней,
Сво-им на-чалом и кон-цом.

Зинаида Гиппиус искала пути к развитию русской художественной культуры через философские идеи и символизм, выступая против реализма.

Направленность к символизму имело творчество Владимира Соловьева, представляющего существующий мир как безнадежный отблеск мира идей:

Бес-кры-лый дух, зем-лею по-лонен-ный,
Се-бя за-быв-ший и за-бытый бог…
Один лишь сон - и сно-ва, ок-ры-лен-ный,
Ты мчишь-ся ввысь от су-ет-ных тре-вог.

Идеализмом и утопией бредили все поэты Серебряного века, которые поддерживали символизм. Вячеслав Иванов искал способы преодоления разобщенности людей посредством идей по спасению мира красотой и искусством:

Мыс-лей без ре-чи и чувств без наз-ва-ния
Ра-дос-тно-мощ-ный при-бой.
Зыб-кую на-сыпь на-дежд и же-лания
Смы-ло вол-ной го-лубой.

Иннокентий Анненский не был символистом, но его поэзия находилась в русле разлада с действительностью. Никто другой не смог так высокохудожественно описать страдания одинокой и болезненной души.

Федор Сологуб был одним из самых активных участников движения символистов. В его стихах звучит отчаяние. Поэзия Сологуба очень проста, но изысканна и выразительна:

Я - бог та-инс-твен-но-го ми-ра,
Весь мир в од-них мо-их меч-тах.
Не сот-во-рю се-бе ку-мира
Ни на зем-ле, ни в не-бесах.

Акмеизм

Русские поэты Серебряного века были разобщены между собой разными направлениями, количество которых постепенно возрастало. Валерий Брюсов пытался объединить все течения в одну художественную систему через историзм и рационализм. Со временем символизм стал сдавать позиции. Излишняя музыкальность стиха лишала его логического смысла. Пафос религии и мистики не мог долго держаться и стал шаблонным.

К 1910 году от символизма отошли многие поэты Серебряного века. Список их значительно поредел с появлением акмеизма, который возник как противовес, основываясь на предельно четкой и реалистичной поэзии. Николай Гумилев был основателем этого литературного течения, но сам же ему противоречил, унося слушателей своими стихами в мир романтики, рыцарства и экзотики. В русле этого течения находилась Анна Ахматова - мастер любовной лирики.

Футуризм

Представители нового течения - футуризма - стремились разрушить все устои, претендуя на искусство будущего. Владимир Маяковский, пытался донести правду до народа и пробудить его. Игорь Северянин, используя в своей поэзии неологизмы, создавал необыкновенные стихи, в которых слышалась музыка.

Сергей Есенин не относился ни к каким течениям, создавая символические образы с помощью метафор. Его стихи запечатлели единство природы и души русского человека. Лирические образы Есенина были по-настоящему художественными: "Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари...".

Закат Серебряного века

Поэты Серебряного века большей частью погибли в гражданскую войну и в период репрессий. Некоторые эмигрировали, но дух свободы, поддерживаемый родиной, был безвозвратно утерян. Эта изумительная лирика прошлого заставила многих задумываться о смысле жизни и пустила глубокие корни в современную жизнь. Поэзия Серебряного века звучит до сих пор.

Доклад:

“Любимые писатели “Серебряного века” и их произведения”.

Преподаватель: Помаз Н. Б.

Студент: Мостяев Н.И. (гр. 19ПВ-901П)

МГКИП

г. Москва 2002г.

“Серебреный век” – большинством читателей воспринимается как метафора, обозначающая хороших, любимых писателей начала XX века. В зависимости от личного вкуса здесь могут оказаться А. Блок и В. Маяковский, Д. Мережковский и И. Бунин, Н. Гумилев и С. Есенин, А. Ахматова и А. Крученых, Ф. Сологуб и А. Куприн.

“Школьное литературоведение” для полноты картины добавляют и названный список М. Горького и целый ряд писателей “знаньевцев”

(художников, группировавшихся вокруг горьковского издательства “Знание”).

При таком понимании серебряный век становится синонимом давно существующего и гораздо более научного понятия “литература конца XIX – начала XX века”.

Поэзию серебряного века можно разделить на несколько основных течении такие как: Символизм . (Д. Мережковский,

К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Блок, А. Белый), Предакмеизм. Акмеизм .(М. Кузьмин, Н. Гумилев,

А. Ахматова, О. Мандельштам),

Крестьянскаялитература (Н. Клюев, С. Есенин)

футуристы серебряного века (И. Северянин, В. Хлебников)

Игорь Северянин (И. В. Лотарев 1887 - 1941)

С 1913 г. сборником “Громкокипящии кубок” (переиздавался до 1915 г. 9 раз) входит в большую литературу. За первой последовали другие книги поэзии: “Златолира”(1914), “Ананасы в шампанском ”(1915), “VictoriaRegia” (1915), “Поэзоантракт”(1915), “Тост безответный”(1916). В эти годы И. Северянин стал модным “певцом”, но оценил это трезво, назвав “двусмысленной славой”.

Поиски новых поэтических форм (важная часть эстетической программы) у И. Северянина тесно “увязаны” с городскими реалиями:

Друзья! Но если в день убийственный

Падет последний исполин,

Тогда ваш нежный, ваш единственный,

Я поведу вас на Берлин!

В этих стихах поэт был таким, каким его хотела видеть публика. Он растворялся во вкусах определенного контингента любителей экстравагантной, экзальтированной поэзии, людей, отгораживающих себя от надвигающихся бурных событий. Характерное взаимовлияние: публика создавала Северянина, а тот формировал свою аудиторию, далеко не всегда заботясь о качестве своего поэтического воздействия. “… не я ли пел порок/Десятки лет…”, - напишет он в поэме “Солнечный дикарь” (1924), переоценив свое раннее творчество.

Остроумно выражено неприятие мещанской действительности: “Блеск и звон карьеры – рубль, / А паспорт разума - диплом”.

Эти мотивы сближали И. Северянина с кубофутуралистами. Однако сущность своего творчества он считал собственную фантазию - “мои капризы, мои волшебные сюрпризы”. Акцент был поставлен на “эго”, т.е. “Я” поэта. Отсюда пролилась струя его самовозвиличивания: ”Я – гений Северянин”; “Я выполнил свою задачу, литературу покорив”, что и вызвало многие нарекания современников.

Слово “гений” относилось, однако, не столько к личности автора, который ощущал и свою слабость, сколько к нему как носителю “вселенской души”. Главный поиск – поиск естественной красоты: “Иду в природу, как в обитель”. Поэтому жизнь раскрыта им как “сиренью упованье”, ”гимн жасминовым ночам”, единенье с “весенней яблоней в нетающем снегу”.

Лирический герой испытывает никому неведомое: ”Влекусь рекой, цвету сиренью,/Пылаю солнцем, льюсь луной …” А природа дарует свою тайну.

Вот один из главных постулатов северянинской лирики: удивлять – неожиданным поворотам смысла, безграничными возможностями словообразования. И – постоянная претензия на оригинальность, хоть и всегда подкрепленная вкусом и стилистическим разнообразием:

Не терпим мы дешевых копий,

Их примелькавшихся тонов,

И потрясающих утопий

Мы ждем, как розовых слонов …


Велимир Хлебников
(Виктор Владимирович Хлебников)
28.X. (09.XI.)1885-28.VI.1922
Хлебников привлекал к себе внимание и вызывал интерес оригинальным складом личности, поражал мировоззрением и редкой для его возраста самостоятельностью взглядов. Знакомится с кругом столичных поэтов-модернистов (в том числе Гумилевым и Кузминым, которого называет «своим учителем»), посещает знаменитую в художественной жизни Петербурга тех лет «баню» Вяч. Иванова, где собирались писатели, философы, художники, музыканты, артисты.
В 1910-1914 были опубликованы его стихотворения, поэмы, драмы, проза, в том числе такие известные, как поэма «Журавль», стихотворение «Мария Вечора», пьеса «Маркиза Дезес». В Херсоне вышла первая брошюра поэта с математико-лингвистическими опытами «Учитель и ученик». Ученый и фантаст, поэт и публицист, он полностью поглощен творческим трудом. Написаны поэмы «Сельская очарованность», «Жуть лесная» и др., пьеса «Ошибка смерти». Выходят книги «Ряв! Перчатки. 1908 - 1914», «Творения» (Том 1). В 1916 вместе с Н. Асеевым выпустил декларацию «Труба марсиан», в которой было сформулировано хлебниковское разделение человечества на «изобретателей» и «приобретателей». Главными героями его поэзии были Время и Слово, именно через Время, зафиксированное Словом и превращенное в пространственный фрагмент, осуществлялось для него философское единство «пространства-времени». О. Мандельштам писал: «Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие...» В 1920 живет в Харькове, много пишет: «Война в мышеловке», «Ладомир», «Три сестры», «Царапина по небу» и др. В городском театре Харькова происходит «шутовское» избрание Хлебникова «Председателем Земного шара», с участием Есенина и Мариенгофа.
Творчество В. Хлебникова распадается на три части: теоретические исследования в области стиля и иллюстрации к ним, поэтическое творчество и шуточные стихи. К сожалению, границы между ними проведены крайне небрежно, и часто прекрасное стихотворение портится примесью неожиданной и неловкой шутки или еще далеко не продуманными словообразованиями.

Очень чувствуя корни слов, Виктор Хлебников намеренно пренебрегает флексиями, иногда отбрасывая их совсем, иногда изменяя до неузнаваемости. Он верит, что каждая гласная заключает в себе не только действие, но и его направление: таким образом, бык -- тот, кто ударяет, бок -- то, во что ударяют; бобр -- то, за чем охотятся, бабр (тигр) -- тот, кто охотится и т. д.
Взяв корень слова и приставляя к нему произвольные флексии, он создает новые слова. Так, от корня "сме" он производит "смехачи", "смеево", "смеюнчи-ки", "смеянствовать" и т. д.

Как поэт, Виктор Хлебников заклинательно любит - природу. Он никогда не доволен тем, что есть. Его олень превращается в плотоядного зверя, он видит, как на "вернисаже" оживают мертвые птицы на шляпах дам, как c людей спадают одежды и превращаются - шерстяные в овец, льняные в голубые цветочки льна.

Осип Мандельштам родился в 1891 году в еврейской семье. От матери Мандельштам унаследовал, наряду с предрасположенностью к сердечным заболеваниям и музыкальностью, обостренное чувство звуков русского языка.

Мандельштам будучи евреем избирает быть русским поэтом - не просто “русскоязычным”, а именно русским. И это решение не такое само собой разумеющееся: начало века в России - время бурного развития еврейской литературы, как на иврите и на идише, так, отчасти, и на русском языке. Соединяя в себе еврейство и Россию, мандельштамовская поэзия несет в себе универсализм, соединяя в себе национальное русское православие и национальный практикуляризм евреев.

Посох мой, моя свобода -

Сердцевина бытия,

Скоро ль истиной народа

Станет истина моя?

Я земле не поклонился

Прежде, чем себя нашел;

Посох взял, развеселился

И в далекий Рим пошел.

А снега на черных пашнях

Не растают никогда,

И печаль моих домашних

Мне по-прежнему чужда.

Первая русская революция и события, сопутствующие ей, для мандельштамовского поколения совпали со вступлением в жизнь. В этот период Мандельштама заинтересовала политика, но тогда, на переломе от отрочества к юности, он оставил политику ради поэзии.

Мандельштам избегает слов, чересчур бросающихся в глаза: у него нет ни разгула изысканных архаизмов, как у Вячеслава Иванова, ни нагнетания вульгаризмов, как у Маяковского, ни обилия неологизмов, как у Цветаевой, ни наплыва бытовых оборотов и словечек, как у Пастернака.

Есть целомудренные чары -

Высокий лад, глубокий мир,

Далеко от эфирных лир

Мной установленные лары.

У тщательно обмытых ниш

В часы внимательных закатов

Я слушаю моих пенатов

Всегда восторженную тишь.

Начало первой мировой войны - рубеж времен:

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Мандельштам отмечает, что прошло время окончательного прощания с Россией Александра (Александра Ш и Александра Пушкина), Россией европейской, классической, архитектурной. Но перед своим концом именно обреченное “величие”,именно “исторические формы и идеи” обступают ум поэта. В их внутренней опустошенности он должен убедиться - не из внешних событий, а из внутреннего опыта усилий сочувствовать “миру державному”, вчувствоваться в его строй. Он прощается с ним по-своему, перебирая старые мотивы, приводя их в порядок, составляя для них средствами поэзии некий каталог. В мандельштамовской системе шифров, обреченный Петербург, именно в своем качестве имперской столицы, эквивалентен той Иудее, о которой сказано, что она, распяв Христа, “окаменела”и связывается со святым богоотступническим и гибнущим Иерусалимом. Цвета, характеризующие базблагодатное иудейство - это черный и желтый. Так вот именно эти цвета характеризуют петербургский “мир державный” (цвета российского императорского штандарта).

И русской поэзии в частности называют начало ХХ столетия. Период получил свое название по аналогии с золотым веком. У этого явления четких временных рамок. Принято считать, что серебряный век в русской литературе начался в 1890-х годах, но окончание этого периода вызывает споры между исследователями. Одни относят его к 1917 году, другие - к 1921 году, третьи настаивают на промежутке между 1920 и 1930 гг.

Серебряный век русской поэзии крайне не однороден и включает в себя целый ряд литературных течений, каждое из которых имеет некие свои особенности или фундаментальные духовно-эстетические принципы.

Модернизм в поэзии ХХ века

Модернизм открывает серебряный век в русской литературе. Поэты серебряного века-представители модернистского направления ищут способ самовыражения и изо всех сил стараются расширить рамки реалистического видения жизни. Они хотят, чтобы литература была по-настоящему свободной и не подчинялась никаким нравственным установкам и общественным правилам. Одним из главных идейных вдохновителей течения был Ф. Ницше.

Символизм в литературе серебряного века

В результате кризиса всей европейской культуры утвердилось такое течение, как символизм. Его представители использовали символы для выражения идей. Символисты старались познать тайны человеческой души, тайны подсознательного и искали духовной свободы. В произведениях конкретных авторов символизм находил различное отражение. Среди символистов серебряного века выделяют "старших" символистов, которые первыми стали творить в рамках этого направления. К ним относятся:

  • В. Брюсов
  • Ф. Сологуб
  • К. Бальмонт
  • Д. Мережковский

и некоторые другие. Чуть позже к течению примкнули "младосимволисты", среди которых следующие поэты:

  • А. Белый,
  • В. Иванов
  • С. Соловьев

Если старшие представители воспринимали символизм больше в эстетическом плане, то для более молодого поколения он был скорее философией жизни.

Акмеизм в литературе серебряного века

На смену символизму пришло новое литературное течение - акмеизм. Его основателями считаются Н. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты пропагандировали ясный взгляд на жизнь, некий культ действительности. В противовес символизму представители акмеизма хотели вернуть образам конкретность, уйдя от символов. При этом произведения акмеистов проникнуты тоской, проглядывают декадентские мотивы.Помимо основателей направления, к акмеистам также относятся:

  • О. Мандельштам
  • А. Ахматова
  • М. Кузмин
  • М. Зенкевич
  • В. Ходасевич

и другие.

Футуризм в литературе серебряного века

Акмеизм сменился следующим течением в рамках серебряного века русской поэзии - футуризмом. Футуризм совершил некую революцию, разделив форму и содержание и отвергнув традиционную культуру. Его называли искусством будущего. В рамках футуризма развивались такие направления, как кубофутуризм и эгофутуризм.Представители кубофутуризма:

  • В. Хлебников
  • В. Маяковский
  • В. Каменский
  • А. Крученых

и другие.К эгофутуристам относятся:

  • И. Северянин
  • В. Шершеневич
  • Р. Ивнев

Имажинизм в литературе серебряного века

Имажинизм возник в поэзии серебряного века как направление, нацеленное на создание образа. Основателями имажинизма считаются А. Мариенгоф и В. Шершеневич. Основным выразительным средством у них была метафора, с помощью которой поэты создавали целые метафорические цепи.

смотря на судьбы русских поэтов серебряного века с трудом понимаешь, что происходит....

Анна Ахматова /настоящ.фамилия Горенко/ 1889-1966гг
практический феномен женской русской поэзии, бышая жена Николая Гумилёва, и несмотря на то, что она и её творчество подвергалось при советской власти осуждению народно-трудовых масс Анна Ахматова никогда не репрессировалась и смогла остаться не только живой, но и в русской литературе,стала как основа современной поэзии.

Константин Бальмонт 1867-1942гг
несмотря на своё декадентство, занимался революционной деятельностью, ему пришлось бежать от полиции в 1905г, после полит.амнистии 1913г вернулся в Россию. переворот большевиков в 1917г не признал, считая, что террор и диктатура не нужна России, и после многочисленных трений с большевиками эмигрировал во Францию в 1920г, переживая за Россию и не признавая белую иммиграцию Бальмонт в 1932г психически заболел, умер в больнице в 1942г.

Андрей Белый /Борис Бугаев/ 1880-1934г
как и Блок признал в революции 1917г: дух святого безумия мистико-очистительную силу освобождения Руси.
что позволило ему служить Пролеткульту, но испугавшись народных песен об уничтожении буржуазии и воспевания паровозов уезжает осенью 1921г на Запад, где совместно с Горьким, Ходасевичем выпускает в 1923г журнал "Беседа", несмотря на то, что его много публикуют, он душевно одинок, поэтому по предложению тов.Менжинского возвращается в советскую Россию, ему разрешают писать и ставить драму по его роману "Петербург", предоставляют поездку по Грузии и Армении в 1927-29гг, но в связи с тем, что он не полностью раскрывает строительство коммунизма, Белый получает критику от тов.Л.Каменева. 10 января 1934г Андрей Белый умирает от внезапного удара испугавшись рев.пролетарской критики раб.масс его творчества /совет.медики определили, что это следствие перенесённого солнечного удара летом 1933г в Коктебели.../

Александр Блок 1880-1921гг
признание революции 1917г, сотрудничество в следственной комиссии по преступлению Николая Второго и большевиков, не признал большевисткий переворот в окт.1917г и отказался сотрудничать с ними, ибо считал, что большевики виновны в кровопролитии братоубийственной гражданской войны, умер от голода.

Валерий Брюсов 1873-1924гг
один из немногих поэтов полностью принявший большевиков, активно участвуя и признавая однопартийный диктат для блага России и людей, работал в Наркомпросе /закрывая всех неугодных издателей и запрещая писателей/, работал в Госиздате, член Гос.Учен.Совета, заведовал худ.образованием /Охобр/ ректор Высшего лит.худ.института /ВЛХИ/, но неожиданно умер 9 окт.1924г.

Максимилиан Волошин 1877-1932гг
один из немногих поэтов, и художников, который создавал сам шедевры, но и помогал развивать себя в искусстве другим /если не было бы его - не было бы Цветаевой, и Ходасевича итп../
единственный, который осуждал белых и красных, спасая и тех и других от репрессий у себя, при большевиках практически не публиковался, хотя были и исключения, которые быстро подавлялись /как со сборником Демоны глухонемые в 1919г/, слишком рано умер, чтоб быть откровенно отправленным в концлагерь, слишком известным, чтоб облить грязью.
" я боюсь, что на Руси все человечесткие жертвы опять обернуться жадным хамом, продешевившего свой дух за рабство комфорта и мещанства".

Зинаида Гиппиус 1869-1945гг
не признала большевиков и их красный террор, но сотрудничала с ними, как Д.Мережковский, поэтому имела возможность получить командировку в декабре 1919г для чтения лекций красноармейцам об совр.поэзии, во время командировки она, Мережковский, Философов,Злобин воспользовались услугами еврейских контрабандистов перешли линию польской границы, и убежали на Запад, благодаря оставшейся собственности Париже, Гиппиус-Мережковский смогли вести жизнь не в про-голод, что возможно способствовало, тому что Гиппиус приветствовала дучу Муссоллини, а Мережковский приветствовал не только Муссоллини, но и Гитлера, даже перед самой смертью приветствовал нападение Гитлера на своего союзника Сталина..

Сергей Городецкий 1884-1967гг
друг Есенина и Клюева, от которых он потом постоянно отказывался, чтоб задобрить советскую власть, один из немногих символистов, имаженистов, акмеистов оставшийся жить и писать поэмы ком.партии и дому /1962г песнь о партии,1931,1958 стихи о парт.съезде/ преподавал в лит.институте Горького с Москве, но Орден Ленина так и не получил, хотя и дожил до 84 лет

Николай Гумилёв 1886-1921гг
один из немногих русских поэтов, который будучи офицером и путешественником создавал сам по себе целое течение в поэзии, сегодня трудно говорить, как это было возможно, но его творчество окончилось простым расстрелом в обвинении контр.революционной деятельности в августе 1921г, т.е Гумилёв просто не донёс в ВЧК, что ему знакомые офицеры предложили стать заговорщиком против большевисткого насилия, о которого он отказался и забыл, но славные чекисты не забыли - напомнив о том, что есть другое в чести и достоинстве.

Сергей Есенин 1895-1925гг
самый большой русский поэт русской среды /деревни/, но, его жизнь всегда сталкивала с властью имущих, то с царём, то с большевиками. к нему ластились, дарили и он брал, но слишком был русским, чтоб его терпеть /от пьяного мордобоя инородцев до насмешки правителям/. Есенин внезапно умер в гостинице, напившись до бездвижения, но при этом вскрыв себе вены обоих рук, и при этом написать текущей кровью прощальное стихотворение, потом с порванными венами на обоих руках закинуть на трубу верёвку, затянуть на шеи, нанести себе увечия на лице, чтоб после всего умиреть в самоубийстве..

Вячеслав Иванов 1866-1949гг
вроде революцию признал, как светлое в участи родины, пошёл работать в Наркомпрост, но летом попал в псих.больницу из за переутомления на работе, выйдя из больницы поехал работать в Кисловодск, а потом в Баку /в 1922г стал там доктором наук /, в 1924г предложили вернуться в Москву, где ему оформили командировку в Венецию, в Венеции он стал невозвращенцем /имел советский паспорт и встречался с советскими деятелями искусств Мейерхольд итд/, только в 1935г по просьбе дуче Муссоллини принял гражданство Италии, принял католичество, ибо верил, что Церковь Христова должна быть едина, как В. Соловьёв..
приветствовал фашизм, но очень критиковал национал-социализм, особенно, когда Германия оккупировала Италию /римский дневник.1944г/
умер в Риме будучи признанным профессором по Восточной культуре и дописывая своего малочитаемого "Светомира".

Георгий Иванов 1894-1958гг
вроде советскую власть признал, правда не очень, единственный эгофутурист доживший до старости, сотрудничал со всеми совет.изданиями до 1922г, и получив командировку в Берлин, там бежал - оставшись на Западе, жил вначале в Берлине, потом в Париже, затем в Риге описывая в антисовет.изданиях сладкую жизнь Мандельштама, Ахматовой, Северянина, Цветаева, которые потом его поймали на неточностях и ошибках. благодаря наследству жены Одоевцевой они жили не бедно, что в принципе окончилось с началом войны, к этому времени Иванов-Одоевцева жили во Франции. умер Г.Иванов в больничной койке, чего боялся всю свою жизнь.

Василий Каменский 1884-1961гг
его скорее всего не помнит никто, кроме специалистов, хотя он блестал в компании своих друзей кубо-футуристов Бурлюков и Хлебникова, признал революцию 1917г, и проституцию Маяковского с 1918г, в 1919г как поэт работал в Красной армии культ.рабом, но попав в белогвардейскую тюрьму решил потом себя посвятить путешествиям, чем образованию красноармейцев, сотрудничал с ЛЕФ, написал пьесы о Пушкине и Разине, Пугачёве и тов.Сталине, умер в Москве, до сих пор не понятно почему он не оказался в концлагере, наверно много пел о советской власти, вот и забыли..

Сергей Клычков 1889-1937гг
самый известный и любимый поэт с хрустальными песнями о земледельческом труде русских, друг Клюева, Волошина, Гумилёва, Брюсова, Горького.. и как результат арест в лето 1937г, потом исчезновение в Гулаге, как конр-революционер, реабилитирован в 1985г... /т.е в 1956г, но печатать кулачкую поэзию стали в 1985г../

Николай Клюев 1884-1937гг
крестьянский поэт, это когда хаос архаики и пестрядость превращается в стройну песнь русской души.
друг-враг Есенина,песенник слова Мужицкому Спасу-иконостасу.. остаётся непонятным до сих пор, почему его, как врага народа убили только в 1937г, ведь топтали его с 1924г, выслали в 1934г.. ? /реабилитирован в 1960г из за отсутствия состава преступления..../

Михаил Кузьмин 1872-1936гг
русский крестьянин с дворянским происхождением, друг Г.Чичерину, Мейерхольда и старообрядчества, друг Волошина-Ходасевича.. вроде признал совейскую власть, но вроде не очень, ибо в 1923г подписал Манифест "декларация эмоционализма", что вроде бы противоречило диалектике марксизма-ленинизма.
большевики помня многое отказались печатать буржуя, Кузьмин на завод не пошёл, и жил в нищите, тайно продав свой архив в 1933г гослиту, но он-архив там затерялися, и с 1938г исчез. умер Кузьмин практически бомжом в Ленинграде 1 марта 1936г.

Бенедикт Лившиц 1886-1939/?/
он писал, но его больше любили, что его знали, он был вхож к Ахматовой,Блоку, Маяковскому, Георгию Иванову, правда разругался с будетлянским Хлебниковым из за антисемитизма ещё в 1913г, тогда все помнили Лившица во фраке. совейску власть признал, и был обладателем довольно редкой коллекцией рисунков Экстера, Бурлюка, Кульбина, Шагала.
в конце 1920-х стал ходить только к советским писателям: Пастернаку, Шкловскому, Мандельштаму, Маяковскому. в 1930-х стал любить грузинскую поэзию /несколько командировок, 1927,1930,1931ггг/, стал называть Грузию своей второй поэтич.родиной, но его разоблачили, и как врага народа осудили в 1937г, а потом отписали, что помёр от сердеч.приступа 15 мая 1939г у токарного станка /пошутили значит../

Осип Мандельштам 1891-1938 /?/гг
один из самых умных и красивых поэтов в совр.русской поэзии, написал манифест акмеизма /где участвовал в нем с Гумилёвым и Городецким/, он много писал, много организовывал, с приходом большевиков полюбил их революцию всей душой, но видно любил не так, как надо.. слишком любил тов.Троцкого, тов.Свердлова, тов.Дзержинского и тов Луначарского, любил кремлёвские пайки, спец.командировки и приглашения на спец.собрания с буфетами. благодаря тов.Бухарину в 1928г вышел его сборник Стихотворений, он же тов.Бухарин вождь мирового пролетариата помог с дорого оплачиваемой командировкой для Оси Мандельштама на Кавказ, в Армению.
в 1930г удачно поправляя бедственное состояние семьи артистов Мандельштам, тов.Бухарин помогает тов.Мандельштаму с выходом его двухтомника стихов в 1933г, а так же с командировкой в Крым, где Мандельштам сблизился с Андреем Белым, осенью 1933г советское правительство выделило семье Мандельштам двухкомнатную квартиру, но в Москве от Мандельштама сторонились, великим поэтом не славили, как в Ленинграде,ибо во время не понял Осип, что вождь всемирный стал один единственный, стало единобожие в лицесиянии тов.Сталина - друга всех советских писателей..
13 мая 1934г его арестовали по поручению самого тов.Ягоды, но не убили, а только сослали в Воронеж /даже сам выбирал/ с разрешением посещения для жены Надежды, жизнь в Воронеже была тяжёлой для Мандельштама вдали от ласк вождей и спец.буфетов, но давали печататься /в 1935г жур.Подъём /, но в 1936г знакомые на улицах Воронежа начинают отворачиваться.
16 мая 1937г ссылка окончилась и Осип Мандельштамм возвращается в Москву, по его словам люди изменились, он встречается с Ахматовой, Катаевым, те ему объясняют, что вожди Бухарин-Каменев-Зиновьев это прошлое, надо каяться перед вождём Сталиным, и отказаться от стихов, где он критикует тов. Сталина, но злые чекисты Мандельштаму не дали времени понять, милиция вежливо попросила покинуть Москву, начались скитания по Ленинграду, Малоярославцу..
Литфонд наконец то предоставил место в дом отдыхе, но терпение тов.Сталина кончилось.. арест осуществили в ночь на 1-2 мая 1938г, дали пять лет тюрьмы за тунеядство и контр-революцию, последнее письмо от 12 октября с пересылки, а потом следы теряются в Гулаге.
мораль проста для советского писателя не следует ставить на "не того" вождя, и следует сразу каяться и просить прощения у "того" вождя, который надо, тогда будут фонды и спецпаёк и загран.командировки, посмотри на Пастернака, Тихонова, Маршака, и Чуйковского...

окончание следует

Хронологические рамки Серебряного века русской культуры не могут быть установлены с полной точностью. Начало этого периода следует отнести к 1890 х гг. между манифестами Николая Минского «При свете совести» (1890) и Дмитрия Мережковского «О… … Википедия

Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Русские поэты акмеисты это писавшие на русском языке поэты Серебряного века, творчество которых в 1910 е или в начале 1920 х гг. было связано с акмеизмом. Внутри акмеистического направления различаются так наз. «старшие» акмеисты, связанные … Википедия

Основная статья: Русский футуризм Фотография, напечатанная в «Пощёчине общественному вкусу». Справа налево … Википедия

Серебряный век период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии … Википедия

Список русских советских поэтов включает авторов, писавших по русски на территории Советского Союза с 1920 х по 1980 е гг. главным образом, тех, у кого на этот период пришёлся период наиболее активного творчества (так, в список не включены… … Википедия

Имя при рождении: Александр Михайлович Гликберг Псевдонимы … Википедия

Велимир Хлебников Велимир Хлебников, 1913 год Имя при рождении: Виктор Владимирович Хлебников … Википедия

- … Википедия

Запрос «Брюсов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Валерий Яковлевич Брюсов Портрет ра … Википедия

Книги

  • Литературные усадьбы России , Бобров Александр Александрович. Количество литературных мест, родовых гнезд и усадеб, где жили и творили великие русские поэты и писатели, не поддаётся исчислению. Потому известный поэт и публицист Александр Бобров…
  • Литературные усадьбы России , Бобров А.. Количество литературных мест, родовых гнезд и усадеб, где жили и творили великие русские поэты и писатели, не поддаётся исчислению. Потому известный поэт и публицист Александр Бобров…
  • Русские поэты "серебряного века" . Сборник стихотворений в двух томах. Том 1 , . Сборник (т. 1) "Символисты" включает в себя наиболее характерные образцы поэтического творчества ведущих мастеров русской символистской школы начала XX в.: Д. Мережковского, З. Гиппиус, А.…
просмотров