Словарь символов. Золотистый дятел Дятлы стражники королей и деревьев

Словарь символов. Золотистый дятел Дятлы стражники королей и деревьев

Возродился как-то бодхисатва в одной лесной стране в облике дятла - птицы с красивым оперением и длинным острым клювом, могущим пробить любое дерево. Но обычная жизнь дятла была для него невозможна. Проникнутый состраданием, он не питался личинками, во множестве обитавшими в деревьях. Ведя жизнь праведника, он довольствовался побегами и упавшими на землю плодами, следя за тем, чтобы не съесть живущего в них червяка. Перелетая от дерева к дереву, он спасал птенцов, упавших из гнезд, поучал хищных птиц и змей не разорять гнезда. Случалось ему указывать дорогу и людям, зашедшим в чащу. Птицы, змеи, насекомые и люди вскоре стали почитать этого дятла как наставника и справедливого царя. И среди всех лесов, покрывающих землю, появился утолок, где вместо взаимного уничтожения и злобы процветало добро.
И вот однажды, облетая свои владения, бодхисатва увидел льва с растрепанной и грязной от пыли гривой, корчившегося от боли.
Спустившись на землю, бодхисатва подошел к ц...

Тла, м. Лесная лазящая птица с сильным клювом. Семейство дятлов. Долбит как дятел (много раз повторяет одно и то же; неодобр.). II прил. дятловый, -ая,

Дятел

д\"ятел, д\"ятла


Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

дятел

недоумок, дурак, дурила, мудак; стукач, дегенерат, связист, вертишейка, доносчик, ябеда

Словарь русских синонимов

В общеславянской форме это слово имело вид dblbtb, имеющего ту же основу (хотя и с измененной корневой гласной), что и долбить. Свое название эта птица получила по производимому ею действию – долблению деревьев.

дятел дя́тел род. п. дя́тла, укр. дя́тел, дя́клик (из дя́тлик), русск.-цслав. дятьлъ, болг. де́тел, сербохорв. дjе̏тao, род. п. дjе̏тла, словен. dė́tǝɫ, др.-чеш. dětel, слвц. d\"atel, польск. dzięcioɫ, в.-луж. dźećelc, н.-луж. źeśelc. Праслав. *dętьlъ из *dьlbtьlъ "долбящий" со стар. диссимиляцией l – l > n – l; см. долби́ть (Миккола, Ursl. Gr. 1, 104; Mél. Pedersen 410 и сл.; Махек, LF 54, 235 и сл.; 64, 468; Recherches 71; ZfslPh 20, 51; Голуб 39). По знач. ср. укр. довба́ч, довба́ло "дятел", нем. Baumhauer, с.-в.-р. клеве́ц (Рыбников), долби́лка – то же, арханг. (Подв.); из дя́тел, по народн. этимологии – дегтя́рь, дехтя́рь – от деготь. Менее достоверно сравнение дя́тел с лтш. dim̃t, dìmstu, dęmu "греметь, звенеть"; см. Берн...

ДЯТЕЛ

Дятел новогодний. Жарг. мол. Презр. О крайне глупом человеке. Вахитов 2003, 52.

Опилочный дятел. Жарг. угол. Пренебр. Лицо, вращающееся в преступной среде, но не ворующее, а живущее за счёт других. УМК, 82; СВЯ, 30.

Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина 2007

дятел

ДЯ́ТЕЛ -тла; м. Лесная птица с длинным и сильным клювом, добывающая пищу из щелей и трещин древесной коры. Долбит, как д. (о человеке, который без конца повторяет одно и то же).

Дя́тловый, -ая, -ое.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

Дятел дя́ тел, дя́ тла

Русское словесное ударение. - М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

1. Лесной телеграфист.
2. Птица на гербе Елабуги.
3. Летающий «отбойный молоток».
4. Стукач с высоким положением.
5. «..., задумавшись по время работы, выпал с обратной стороны дерева» (шутка).
6. Перегрузки на старте космического корабля достигают 4g, а какое животное ежедневно испытывает перегрузки до 1000g?
7. Кем был мультгерой Вуди Вудпеккер?
8. С какой птицей сравнивают доносчика?
9. Название этой птицы родственно старорусскому слову «долото».
10. Римский бог Пикус был превращен отвергнутой Цирцеей в эту птицу.
11. Деревообрабатывающая птица.
12. Вертишейка как птица.
13. Желна - это вид какой птицы?
14. «Плотник с острым долотом строит дом с одним окном» (загадка).
15. «Черный жилет, красный берет, нос как топор, хвост как упор» (загадка).
16. «Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник» (загадка).
17. Птица, задолбавшая весь лес.
18. Диснеевский Вуди.
19. Стукач, но не в компетентные органы.
20. ...

1) фуганок, 2) осведомитель из воpовской сpеды, 3) упущенная возможность, 4) активный гомосексуалист

дятла, м. Лесная лазящая птица. Дятел, долбя клювом кору деревьев, добывает насекомых.

м. Лесная птица с длинным, сильным клювом, позволяющим ей долбить кору и древесину и добывать пищу из выдолбленных щелей, трещин.

Дятел ДЯ ТЕЛ , -тла, м. 1. Доносчик, стукач, ябеда. 2. Молодой солдат, обучающийся профессии связиста; связист.

Служить дятлом.

3. Дурак, тупица.

Полный дятел.

4. Тот, кто печатает на машинке, компьютере. 5. Ирон. обращение к любому человеку. 2. - из арм .

Словарь русского арго. - ГРАМОТА.РУ ...

дятел Общеслав. Суф. производное от той же основы (с перегласовкой), что и долбить , *delbtьlъ > дятел : bt > т , l - l в результате диссимиляции изменилось в n - l , en дало ę , а затем ’а . Дятел буквально - «долбящий», ср. диал. петел «петух» - собственно «поющий», укр. довбач . См. долото . Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий Эндрюс Тэд

Золотистый дятел

Золотистый дятел

Ключевое свойство : новый ритм развития и исцеляющей любви

Период активности : лето (особенно до и после летнего солнцестояния)

Золотистый дятел принадлежит к семейству дятловых, поэтому для понимания символического значения этой птицы вам необходимо изучить дятлов в целом. Благодаря своему умению стучать по древесному стволу в поисках корма дятлы символизируют связь с новыми ритмами, входящими в вашу жизнь.

Золотистые дятлы единственные среди своих сородичей способны питаться на земле. Солнечный Медведь, шаман индейского племени чиппева, считает золотистого дятла тотемом периода сильного солнца и луны в астрологии Магического Колеса. В традиционной астрологии это время соответствует периоду между 21 июня и 22 июля или зодиакальному знаку Рака. Коренные американцы считают эту птицу необычайно смелой.

Золотистый дятел – это дятел с золотистыми крыльями. Как правило, сзади на голове у него имеется красное пятно, а на грудке – черный полукруг. И то, и другое является весьма символичным. Когда золотистый дятел взлетает из травы, он отправляется в непродолжительный полет, сверкая золотом своих крыльев. Когда золотистый дятел появляется в вашей жизни, это отражает новые скачки духовного развития.

Красное пятно на затылке свидетельствует об активизации энергетических центров, связанных с головой, – горловой, лобной и теменной чакр. Эти центры начинают действовать по-новому. Это указывает на то, что в ближайшее время должны пробудиться ваши скрытые таланты и интуиция. Если в вашей жизни появится золотистый дятел с красными маховыми перьями, то активизация этих скрытых талантов будет играть роль катализатора важных перемен в вашей жизни. Если же появится золотистый с желтыми маховыми перьями, то изменения произойдут в основном в вашем восприятии, а не во внешнем мире.

Черный полукруг тоже имеет существенное значение, особенно если он расположен в области грудки. Луна является символом интуиции и эмоций. Черный цвет луны, как правило, обозначает фазу новолуния. Таким образом, золотистый дятел символизирует пробуждение способности к переживанию новых, еще незнакомых вам эмоций.

Дятел также связан с римской мифологией. Римский бог Пик, в которого влюбилась дочь бога солнца Цирцея, отверг ее любовь, за что та превратила его в дятла. Медитация и изучение этого предания, а также других преданий коренных американцев о дятле, позволит вам проникнуть в суть той роли, которую будет играть дятел в вашей жизни.

Дятел может издавать множество звуков, а во время брачного периода он демонстрирует прекрасные музыкальные способности. Разумеется, его стук тоже связан с таинством музыки и ритма, и любой человек, чьим тотемом является золотистый дятел, должен начать учиться играть на ударных инструментах. Барабаны и погремушки являются недорогими инструментами и даже могут быть легко изготовлены своими руками. Они являются эффективными средствами исцеления и вхождения в измененные состояния сознания.

Золотистые дятлы, равно как и другие виды дятлов, являются искусными барабанщиками. Они могут соединить вас с любым ритмом. Они могут помочь вам настроиться на сердцебиение планеты или других животных. Их барабанная дробь напоминает о естественных ритмах вселенной и о том, что при нарушении синхронности с ними все вокруг нас начинает разлаживаться.

Дятлы строят свои гнезда в дуплах и очень заботятся о чистоте своего жилища. Они считаются отличными родителями, поровну разделяя между собой ответственность. Это особенно важно, поскольку птенцы дятла абсолютно беспомощны и очень уязвимы.

На лапах у золотистого дятла также два пальца расположены спереди и два – сзади. Это отличает его от других птиц, дает возможность сохранять равновесие и устойчивость на стволе дерева. Кроме того, это улучшает его способность карабкаться вверх. Для людей, имеющих в качестве тотема дятла, это означает, что, как бы ни складывались обстоятельства, все в их жизни рано или поздно снова придет в состояние равновесия.

Индейцы пуэбло и другие коренные американцы используют перья в своих ритуалах. Красные перья дятла на молитвенном жезле обычно обозначают борьбу с каким-либо врагом – физическим или духовным. Когда перья носились в волосах, это указывало на то, что человек принадлежит сообществу магов и целителей. Это означает, что энергия войны может быть использована и для исцеления.

Если в вашей жизни появился золотистый дятел, то это указывает на то, что пришло время надежды и духовного роста. Золотистый дятел пробудит в вас новый ритм, а также способность и возможность проявлять все исцеляющую любовь.

Из книги Прогулка по висячему мостику автора Трубицина Екатерина Аркадиевна

Часть I Золотистый свет

Из книги Откуда пошел, как был организован и защищен мир автора Немировский Александр Иосифович

Глава 19 Золотистый свет Домой Ира приползла уже за полночь. Женечка, вообще-то, предлагал ей переночевать у него, настойчиво предлагал, но она не менее настойчиво, сама не понимая почему, рвалась домой. И вот около часу ночи, наконец, ворвалась и тут же рухнула спать,

Из книги Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий автора Эндрюс Тэд

Дятел Возродился как-то бодхисатва в одной лесной стране в облике дятла птицы с красивым оперением и длинным острым клювом, могущим пробить любое дерево. Но обычная жизнь дятла была для него невозможна. Проникнутый состраданием, он не питался личинками, во множестве

Из книги автора

Дятел Ключевое свойство: сила ритма и проницательностьПериод активности: лето Дятел является одной из тех птиц, с которыми связано особенно много мифов и преданий. Большинство из них связано с наиболее заметной отличительной чертой дятла – умением отбивать барабанный

733 0

Пророческая птица, символ магической силы, страж королей и деревьев. В греко-римской мифологии дятел посвящен Зевсу (Юпитеру), Аресу (Марсу), Сильвану, Тио-ре и Триптолему. Охранял Ромула и Рема. Дятел - арийская птица грозовых облаков. В христианской символике - это дьявол и ересь, подрывающие веру и человеческую природу. Для протоисторических индейцев Америки - птица войны.


Значения в других словарях

Дятел

Дятел

м. птица Picus, из семьи лазунов. Д. зеленый, краснолобый, поболее дрозда, P viridis. Д. пестрый, гузка и затылок алые, P. major; серый, Р. canus; малый, Р. minor, с воробья. Д. трепалый, P. tridactylus. Д. черный, желна, пчельник, Р. martius. Дятел и дуб продалбливает. Кабы на дятла да не свой носок, никто бы его не нашел! Дятел мох долбbт в избе, к покойнику. Дятельный, дятловый, к дятлу относящ...

Дятел

ДЯ́ТЕЛ -тла; м. Лесная птица с длинным и сильным клювом, добывающая пищу из щелей и трещин древесной коры. Долбит, как д. (о человеке, который без конца повторяет одно и то же). ...

Дятел

Тла, м. Лесная лазящая птица с сильным клювом. Семейство дятлов. Долбит как дятел (много раз повторяет одно и то же; неодобр.). II прил. дятловый, -ая, ...

Дятел

В общеславянской форме это слово имело вид dblbtb, имеющего ту же основу (хотя и с измененной корневой гласной), что и долбить. Свое название эта птица получила по производимому ею действию – долблению деревьев. ...

Дятел

Общеслав. Суф. производное от той же основы (с перегласовкой), что и долбить, *delbtьlъ > дятел: bt > т, l - l в результате диссимиляции изменилось в n - l, en дало ę, а затем ’а. Дятел буквально - «долбящий», ср. диал. петел «петух» - собственно «поющий», укр. довбач. См. долото. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва...

Дыра

Символизирует пустоту. Принимает на себя символизм как глубины, так и высоты. Будучи отверстием в земле - это принцип женской плодовитости, имеющий символизм, общий со всеми полыми предметами. Отверстие в крыше храма, вигвама, ритуальной постройки и т, п. - это дверь в мир Небесный. Пройдя через него, человек покидает земное и принимает небесное обличие. Небеса изображаются в виде круглой дыры. Зе...

Дыхание

Означает жизнь, душу, силу, дающую жизнь, дух мира, силу духа, также нечто преходящее, несущественное и ускользающее. Вдыхание и выдыхание означает переменный ритм жизни и смерти, появление и погружение во вселенную. В христианстве инсуффляция, или дыхание на другого человека, означало влияние Духа Святого и изгнание злых духов. ...

Дятел - священная птица у древних римлян, потому как он доставал пищу Ромулу и Рему и принес огонь. Дятел был посвящен Марсу. В римской мифологии он - лесное божество Пикус.

Собиратель народных украинских поверий Н.Ф. Сумцов записал такое: «Дятел - птица священная, птица - приносительница небесного огня молний, и гнездо ее, основанное зимними холодами, отворяется в весеннюю пору веткой-молнией» (Сумцов, 1890). Кто достанет эту ветку - сможет открывать любые замки.

Дятел - лекарь леса - говорят в Украине. Черный дятел считался культовой птицей у эвенков, помог алтайцам в добыче огня. Дятел вышел из земли - считалось на Руси. Если сидеть тихо возле его гнезда, то можно услышать, как он стонет, это у дятла болит голова от того, что он целыми днями непрерывно долбит дерево. Чтобы дятел не портил бортевых деревьев, вотяки не стреляют его, а приносят ему в жертву дикую утку.

Украинцы Подолии не употребляют дятла в пищу, так как видят в нем человека, искупающего свои грехи. Дятел, считалось вышел из земли, а что из земли - то от самого Бога. Поляки Силезии видят в дятле-желне птицу, что принесла огонь людям.

Пророческая птица, подобно некоторым другим шумным птицам.

Гура А. Символика животных в славянской народной традиции (отрывок)

Происхождение дятла, как и многих других птиц, народные легенды связывают с человеком. По украинским представлениям, «зозуля й дятел були перше людьми, а поели Бог так дав, що поробились птицями» (Аф.ПВСП 3: 225). Закарпатские украинцы верят, что дятел произошел из «майстра», т. е. плотника (Потуш.ЛНПОН 1941/1). В речицком Полесье рассказывают, что в дятла Бог превратил пасечника в наказание за работу в воскресенье: в воскресный день он делал топором зарубку на дереве, в котором находился рой пчел, и с тех пор всякий день, невзирая на праздники, долбит дерево клювом (Pietk.KDPR: 53-54). Сходная легенда известна и белорусам в районе Несвижа: дятлом стал пчеловод, который в воскресенье долбил сосну, чтобы сделать борть для пчел (Шейн МИБЯ 2: 352-353).

Мотив грехов, совершенных дятлом в результате нарушения запрета работать в праздник, находит отражение и в поверье, засвидетельствованном у гуцулов: мясо дятла несъедобно оттого, что человек, съев его, принял бы тем самым на себя все грехи этой птицы, долбящей деревья и крыши по воскресным и праздничным Дням (Kaindl Н: 104). Украинцы Подолии не употребляют дятла в пищу, потому что видят в нем душу человека, искупающего свои грехи (Fisch.R: 38).

Одна из характерных особенностей дятла, которая раскрывается в народных представлениях, это присущая ему хтоническая природа. Украинцы говорят, что «дятел из земли», «а что из земли, то от самого Бога» (Кл.ЖАСС: 97). Дятел имеет отношение к подземным сокровищам. У нижних лужичан существует поверье, что добыть их можно с помощью омелы, растущей на дереве, в дупле которого обитает дятел. Для этого нужно сильно стучать по дереву, пока дятел не сорвет омелу и не сбросит ее вниз. Тогда с ее помощью в Иванову ночь можно извлечь из-под земли клад (Штризов, Mull.WN: 167-168).

У лужичан известно также поверье о дятле, добывающем «разрыв-траву», широко представленное в разных славянских традициях (оно отмечено и у других европейских народов, в том числе в античных источниках, см.: Кл.ЖАСС: 75, 96-97, Gust.ZS: 5). Устроив себе гнездо в дупле дерева, черный дятел (желна) покидает его на несколько дней, а потом возвращается, принося в клюве чудесный корень, с помощью которого можно открывать любые замки и затворы (Бург, Schul.WVt: 156).

В Хорватии трава, отмыкающая без ключа все запоры, носит характерное название: zemaljski kljuc (земной ключ). Чтобы заполучить ее, нужно забить клином дупло желны и расстелить под ним красный платок. Желна принесет чудесную траву, выбьет ею клин из дупла, а траву бросит на красный платок, думая, что это огонь, в котором трава сгорит (Брувно, Стаза, Пакрац, Липовчани, Hire SPNN: 5-6). Такими же свойствами в поверьях сербов и хорватов обладает и трава детелина (трилистник, вид клевера, рус. дятлина, дятелъник, дятловина), связанная с дятлом лишь названием: тот, кто носит ее под языком или под кожей ладони, сможет отмыкать любые замки, а также откапывать с ее помощью клады (4ajK.PBB: 86, Ivan.P 10: 284).

Аналогичные представления известны и восточным славянам (Аф.ПВСП 2: 398, Кл.ЖАСС: 96). Закарпатские украинцы, например, называют эту волшебную траву клин-трава. Если лезвие косы найдет на нее, из косы выпадут все клинья, а если бросить ее на воду, она будет плыть против течения. Воры добывают такую траву с помощью желны, забивая клином дупло с ее птенцами, а потом зашивают ее под кожу правой руки. Тогда достаточно лишь прикоснуться рукой к замку, как он сам собой откроется (Потуш.РП 1940/27-30.III, Потуш.ЛНПОН 1942/2; см. также: KaindlH: 104).

У западных славян, помимо лужичан, это поверье о дятле известно также чехам (Аф.ПВСП 2: 398, Кл.ЖАСС: 97) и полякам, главным образом в Малополыне. В центральной и южной Малополыпе чудесную траву, от соприкосновения с которой отскакивают щеколды и отмыкаются замки, добывают так же, как у хорватов: вбивают клин в дупло с птенцами дятла или желны и расстилают под деревом красное сукно или платок, которые птица принимает за огонь (совр. Келецкое воев., р-н Пинчова, Siark.MELP: 71, совр. Новосондецкое воев., Ломница, Gust.PPG: 127). На западе этого региона в данном поверье выступают некоторые детали, общие как с южными славянами, так и с карпатскими украинцами. Здесь дятел бросает на красное сукно несколько трав, и, чтобы определить ту, что отмыкает замки, нужно отнести их на бегущую воду и выбрать из них ту, которая поплывет против течения, а затем сделать надрез на ладони и вложить кусочек этой травы под кожу (совр. Катовицкое воев., Олькушский пов., р-н Славкова, Cisz.LRG: 53, 41). По поверью поляков Серадзского региона, желна открывает залепленное дупло с помощью травы rozryw, которую затем бросает на красный платок, имитирующий огонь (Pi^t.ZLZS: 514).

В различных славянских зонах в роли добытчика «разрыв-травы», кроме дятла и желны, выступают также удод, сова, сорока, еж и такие хтонические животные, как змея и черепаха. В сближении дятла с черепахой, по-видимому, не последнюю роль играет и близость их названий: желна и желвъ.

Некоторые народные легенды рассказывают о том, как черный дятел в давние времена провинился перед Богом. В Череповецком у. Новгородской губ. легенда повествует об этом так: «Все реки на земле произошли оттого, что их вырыли птицы. Одна только желна не принимала в этом участия, за что Бог и не позволил ей пить из рек и озер. Она может пить только дождевую воду. Вот почему эта птица и кричит жалобно: „Пить, пить!“ » (Уломская вол. (?), Ант.СПМ: ЗЗоб.). Согласно польско-мазовецкой легенде, желне не позволено пить земной воды потому, что, когда все птицы рыли море, она в этой работе не только не участвовала, но даже старалась его засыпать. С тех пор она пьет лишь дождевую воду с листьев и призывает дождь криком: «Pi-с! pi-c!» [Пить! пить!] (Седлецкая губ., Гарволинский пов., Луковец, U1.NME: 294).

Аналогичным образом - «ппць! ппць!» - передается крик желны и у белорусов Гродненской губ., которые толкуют его как предвестье дождя (Волковыский у., Fed.LB 1: 181). На западе Болгарии дятел накликает дождь криком: «Сип-сип» [Полей-полей] (Кюстендильский край, Зах.ККр: 62). Приметой дождя служит крик желны у чехов (Високи Лес, ССМ 1940/64/4:136). У поляков Новосондецкого воев. писк дятла предвещает летом дождь, а зимой снег (р-н Беча, Стшешин, Gust.PPG: 127). В Краковском воев. дождь сулит дятел, залетевший в деревню (Олькушский пов., р-н Славкова, Cisz.LRG: 32). У хорватов с криком желны связана иная метеорологическая примета: если зимой она закричит «jug, jug, jug!» [юг, юг, юг!], это значит, что подует южный ветер (Доня Купчина, Hire SPNN: 8).

Народные поверья иногда наделяют дятла и огненной символикой. В известной степени она мотивирована ярко-красной окраской верхней части головы дятла, особенно эффектной у черной желны. Следы такой символики можно обнаружить в народной традиции всех групп славян. Так, поляки юго-восточной Силезии видят в желне птицу, которая принесла людям огонь (Катовицкое воев., пов. Рацибуж, Плотна, ArchKESUJ 7856/llla: Мб). У русских в Вологодской губ. известна примета: прилет дятла на дом - к пожару (Кадниковский у., Троичина, Зел.ОРАГО 1: 219). У хорватов голос желны передается словами: «Kurila bi oganj / nemam drrrv!» [Развела бы огонь, да нет дров!] (Божняковина, Hire SPNN: 6). К этому же кругу представлений относится и огненная символика красной ткани, предназначенной для дятла при добывании «разрыв-травы» (у поляков, хорватов). У всех восточных славян особенно распространена примета о том, что дятел (иногда уточняется: черный), долбящий в стену или в угол дома, п р е д в е щ а е т в нем п о к о й н и к а (Россия, Даль ПРН: 925, Кл.ЖАСС: 96, Рязанская губ., Касимовский у., Бучневая, Манс.ОРЭА 1: 44; Витебская губ., Витебский у., Колышки, Городокский у., Войхань, Никиф.ППП: 195; Украина, Марк.ОПКНМ2: 122, Ровенская обл., Рокитновский р-н, Каменное, Волынская обл., Ратновский р-н, Речица, Мельники Речицкие, зап. автора, совр. Тернопольская обл., р-н Рогатина, украинско-польское пограничье (?), Дукля, Gust.PPG: 127; Fisch.ZPLP: 34). Поэтому и дерево, издолбленное дятлом, почитается на Русском Севере негодным для строительства и употребляется только на дрова (Пермская губ., §15. Кулик 715 Соликамский у., СРНГ 8: 309). Согласно «Абевеге русских суеверий», смерть или тяжелую болезнь предвещает также черный дятел, перелетевший человеку дорогу (Чулк.АРС: 193). Созвучием слов желна и желвы определяются некоторые м е - дицинские коннотации, присущие образу дятла. Так, у западных украинцев запрет убивать дятла (укр. жовна) объясняют опасением подхватить золотуху (укр. жовны) (совр. Ивано-Франковская обл., Печенежин, Schnaid.LP 13:113), а русские Калужской губ. парят и прикладывают траву дятлевник к воспаленным железам (желвам) на шее (Мосальский у., СРНГ 8: 308). Кроме того, дятел находит и иное применение в лечебной практике: у поляков Подгалья горячим отваром из желны поят больного лихорадкой (Краковское воев., Живецкий пов., Слотвина, ArchlSWXI ZU S6:131).

ДЯТЕЛ любят селиться на краю лиственного леса рядом с муравейником. Дупло выбирают старое и часто выводят потомство на выбранном месте много лет подряд. У большинства видов самец сходится с одной самочкой на всю жизнь.

ИМЯ. Дятел по-латыне Picidae, от имени бога Пика

В греческих мифах есть история о волшебнице Кирке и боге Пике. Она его полюбила, а он ее — нет, Кирка обиделась и превратила его в дятла. С тех пор дятел и у греков и у римлян считается вещей птицей.

  • Вот ухнула сова, прошмыгнул в траве пугливый заяц, где‑то раздался стук дятла . Хотя дятел - птица дневная. Леший, наверное, балует. А.Прозоров, О.Янковский, Ключ времен (Ведун-5)

ДУХ-ПОКРОВИТЕЛЬ. Духом покровителя дятла явно был — дух, что отвечал за дупла в деревьях.

МАГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.Упорство, трудолюбие и забота о своих близких считаются основными положительными качествами характера птицы. Однако у некоторых народов, эти добродетели перерастают в магические способности стража предсказывать грозу, пожары и войны. И тогда дробь считается призывом к битве, а появление сулит нечаянную смерть.

В ЛЕГЕНДАХ И ЭПОСЕ. У румын есть легенда, что птица была раньше любопытной теткой с огромным носом и дурным характером. Доверил ей бог утопить в море целый мешок насекомых-кровососов, да не сказал что внутри. Лишь слово взял, что не развяжет. Не сдержала тетка обещания, и разбежались жучки-паучки во все стороны. А бог рассердился и превратил ее в дятла.
У восточных славян птица в первую очередь ассоциируется с защитой и врачеванием леса. Его трудолюбие порой доходит до фанатизма, поскольку пернатый ничего более не умеет. Есть сказки, в которых жители леса ругают шумного лекаря, но потом сами же благодарят его за огромную проделанную работу. Вместе с тем западные славяне считают, что в птице воплощается душа грешника. Поэтому ее категорически нельзя есть.
Любопытна эвенкийская сказка, рассказывающая, откуда у дятла такой наряд. В давние времена попыталась лиса хитростью отнять у старой росомахи ее имущество, да добрая птица помешала этому. В награду старики сшили пернатому новый яркий наряд и подарили крепкий железный клюв.
ОБЕРЕГИ. Талисман, выполненный в форме фигурки птицы, считается покровителем докторов. Придает своему владельцу упорство и трудолюбие.

В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Дятел — ругательное слово.

  • Вот ты дятел . Ладно, смотри - ты можешь зайти в любую гостиницу, там тебе предоставят комнату. Васильев А., Акула пера в Мире Файролла

Дятел на гербе Верхочижемского района Кировской области, с.Дятловское Тверской области и Волжского района Мари Эл.

Дятлы на гербе города Шексна Вологодской области и города Елабуги (Татарстан).

Дятел в геральдике — неутомимость, упорство и трудолюбие.

Звук дятла, долбящего дерево является призывом к началу битвы. Дятел является защитником жизни. Иногда олицетворяет трудолюбие и стремление к цели.

Статья написана двумя Наталиями

просмотров