Взаимоотношения между организмами. Антибиоз - это типы отношений между организмами: примеры Антибиотическое отношение имеющее большое значение

Взаимоотношения между организмами. Антибиоз - это типы отношений между организмами: примеры Антибиотическое отношение имеющее большое значение

Конкуренция - форма антибиотических отношений, при которой организмы соперничают друг с другом за пищевые ресурсы, полового партнера, убежище, свет и др. Различают межвидовую и внутривидовую конкуренции. Если виды обитают на одной территории, то каждый из них находится в невыгодном положении: уменьшаются возможности овладения пищевыми ресурсами, местами для размножения и т.д. Формы конкурентного взаимодействия могут быть самыми разными - от прямой физической борьбы до мирного совместного существования. Если два вида с одинаковыми потребностями оказываются в одном сообществе, рано или поздно один конкурент вытеснит другого. Ч.Дарвин считал конкуренцию одной из важнейших составных частей борьбы за существование, играющей большую роль в эволюции видов.

Аменсализм - форма антибиоза, при которой один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы. Пример: светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затемнения, в то время как сами на дерево никак не влияют. Частный случай аменсализма аллелопатия , при которой во внешнюю среду выделяются продукты жизнедеятельности одного организма, отравляя ее и делая непригодной для жизни другого. Распространена у растений, грибов, бактерий.

Хищничество Хищниками называют животных (а также некоторые растения), питающихся другими животными, которых они ловят и умерщвляют.

Объекты охоты хищников чрезвычайно разнообразны. Отсутствие специализаций позволяет хищникам использовать самую разную пищу. Например, лисы поедают плоды; медведи собирают ягоды и любят лакомиться медом лесных пчел.

Хотя у всех хищников есть предпочитаемые виды жертв, массовое размножение непривычных объектов охоты заставляет переключаться именно на них. Cоколы-сапсаны добывают пищу в воздухе. Но при массовом размножении леммингов соколы начинают охотиться на них, схватывая добычу с земли. Способность переключения с одного вида добычи на другой - одно из необходимых приспособлений в жизни хищников.

Хищничество является одной из основных форм борьбы за существование и встречается во всех крупных группах эукариотических организмов. Уже у одноклеточных поедание особей одного вида другим - обычное явление. Хищные инфузории дидинии атакуют туфельку Сосущая инфузория высасывает с помощью щупалец несколько инфузорий

Медузы парализуют стрекательными клетками любые организмы, попадающие в сферу досягаемости их щупалец (у крупных форм - до 20 -30 м в длину), и поедают их. На дне моря обитают типичные хищники - морские звезды, питающиеся моллюсками и часто уничтожающие обширные поселения коралловых полипов.

Многие многоножки, в частности, сколопендра - типичные хищники с чрезвычайно широким спектром жертв: от насекомых до мелких позвоночных животных.

Лягушка-бык нападает на воробья. Чтобы добыча не улетела, она затянула птицу в воду, лишив тем самым ее воздуха и возможности обороняться.

Змеи охотятся на амфибий, птиц и мелких млекопитающих. Объектами их охоты бывают не только взрослые особи, но и яйца птиц. Гнезда птиц буквально опустошаются змеями.

Частным случаем хищничества служит каннибализм - поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Каннибализм часто встречается у пауков (самки нередко съедают самцов), у рыб (поедание мальков). Самки млекопитающих также иногда съедают своих детенышей.

Но иногда борьба хищника и жертвы превращается в ожесточенную схватку. Поэтому естественный отбор, действующий в популяции хищников, будет увеличивать эффективность средств поиска и ловли добычи.

Этой цели служит паутина пауков, ядовитые зубы змей, точные нападающие удары богомолов, стрекоз, змей, птиц и млекопитающих.

Вырабатывается сложное поведение, например согласованные действия стаи волков при охоте на оленей. Жертвы в процессе отбора также совершенствуют средства защиты и избегания хищников.

При нападении хищника на стаю рыб все особи бросаются врассыпную, что увеличивает их шансы уцелеть. Напротив, скворцы, заметив сапсана, сбиваются в плотную кучу. Хищник избегает нападать на плотную стаю, т. к. рискует получить увечья.

Крупные копытные при нападении на них волков становятся кругом. Для волков вероятность отбить и зарезать отдельную особь в результате такого поведения стада значительно уменьшается. Поэтому они предпочитают нападать на старых или ослабленных болезнями животных, особенно отбившихся от стада.

Сходное поведение выработалось и у приматов. При угрозе нападения хищника самки с детенышами оказываются в плотном кольце самцов. В эволюции связи хищник-жертва происходит постоянное совершенствование и хищников, и их жертв.

Потребность в азоте у растений, произрастающих на бедных питательными веществами почвах, промываемый водой, привела к возникновению у них очень интересного явления. Эти растения обладают приспособлениями для ловли насекомых.

Росянка составляет один из крупнейших родов плотоядных растений. Для неё характерны движущиеся железистые щупальца, увенчанными сладкими липкими выделениями.

Когда насекомое приземляется на липкие щупальца, то растение начинает двигать остальные щупальца в направлении жертвы, чтобы в дальнейшем загнать ее в ловушку. Как только насекомое оказалось в ловушке, мелкие сидячие железы поглощают его и питательные вещества идут для роста растения.

Питание животными - хищничество - встречается и у грибов. Самый распространенный тип ловушки - клейкие трехмерные сети, состоящие из большого числа колец, образующихся в результате ветвления гиф. Как только нематода попадает в кольцо или петлю, то сразу начинает сопротивляться, пытаясь освободиться. Чем активнее движения, тем в большее количество колец и Ловчая сеть грибка рода Arthrobotrys, петель попадает червь. с помощью которой он ловит нематод. От гриба к нематоде отходит росток, расширенный конец которого называют «инфекционным бульбусом» . Он внедряется в тело червя и там быстро разрастается, пока гифы не заполняют всю полость тела животного. Примерно через сутки от нематоды остаётся лишь кожица.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Антибиотические отношения
Рубрика (тематическая категория) Экология

Антибиоз - форма взаимоотношений, при которой обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние. Неблагоприятное влияние одних видов на другие может проявляться в разных формах.

Хищничество. Это одна из самых распространенных форм, имеющих большое значение в саморегуляции биоценозов. Хищниками называют животных (а также некоторые растения), питающихся другими животными, которых они ловят и умерщвляют. Объекты охоты хищников чрезвычайно разнообразны. Отсутствие специализации позволяет хищникам использовать самую разную пищу. К примеру, лисы поедают плоды; медведи собирают ягоды и любят лакомиться медом лесных пчел. Хотя у всœех хищников есть предпочитаемые виды жертв, массовое размножение непривычных объектов охоты заставляет переключаться именно на них. Так, соколы-сапсаны добывают пищу в воздухе. Но при массовом размножении леммингов соколы начинают охотиться на них, схватывая добычу с земли.

Способность переключения с одного вида добычи на другой - одно из необходимых приспособлений в жизни хищников. Способность переключения с одного вида добычи на другой - одно из необходимых приспособлений в жизни хищников. Хищничество является одной из базовых форм борьбы за существование и встречается во всœех крупных группах эукариотических организмов. Уже у одноклеточных поедание особей одного вида другим - обычное явление. Медузы парализуют стрекательными клетками любые организмы, попадающие в сферу досягаемости их щупалец (у крупных форм - до 20-30 м в длину), и поедают их. На дне моря обитают типичные хищники - морские звезды, питающиеся моллюсками и часто уничтожающие обширные посœелœения коралловых полипов. Многие многоножки, в частности, сколопендра - также типичные хищники с чрезвычайно широким спектром жертв: от насекомых до мелких позвоночных животных. Крупные лягушки нападают на птенцов и могут наносить серьезный ущерб разведению водоплавающей домашней птицы. Змеи охотятся на амфибий, птиц и мелких млекопитающих. Нередко объектами их охоты бывают не только взрослые особи, но и яйца птиц. Гнезда птиц, расположенные как на земле, так и на ветвях деревьев, буквально опустошаются змеями. Частным случаем хищничества служит каннибализм - поедание особей своего вида, чаще всœего молоди. Каннибализм часто встречается у пауков (самки нередко съедают самцов), у рыб (поедание мальков). Самки млекопитающих также иногда съедают своих детенышей. Хищничество связано с овладением сопротивляющейся и убегающей добычей. При нападении на птиц сокола-сапсана большинство жертв погибает мгновенно от внезапного удара когтей сокола. Мыши-полевки также не могут оказать сопротивления сове или лисице. Но иногда борьба хищника и жертвы превращается в ожесточенную схватку.

Рис. Инфузории Дидинии Рис. Морская звезда

пожирают инфузорию туфельку и двустворчатые моллюски

Рис. Сколопендра, нападающая на ящерицу

По этой причине естественный отбор, действующий в популяции хищников, будет увеличивать эффективность средств поиска и ловли добычи.

Этой цели служит паутина пауков, ядовитые зубы змей, точные нападающие удары богомолов, стрекоз, змей, птиц и млекопитающих. Вырабатывается сложное поведение, на пример согласованные действия стан волков при охоте на оленей.

Жертвы в процессе отбора также совершенствуют средства защиты и избегания хищников.

Сюда относится покровительственная окраска, различные шипы и панцирь, приспособительное поведение. При нападении хищника на стаю рыб всœе особи бросаются врассыпную, что увеличивает их шансы уцелœеть. Напротив, скворцы, заметив сапсана, сбиваются в плотную кучу. Хищник избегает нападать на плотную стаю, так как рискует получить увечья. Крупные копытные при нападении на них волков становятся кругом, для волков вероятность отбить и зарезать отдельную особь в результате такого поведения стада значительно уменьшается. По этой причине они предпочитают нападать на старых или ослабленных болезнями животных, особенно отбившихся от стада.

Рис. Лягушка, поедающая птенца

Сходное поведение выработалось и у приматов. При угрозе нападения хищника самки с детенышами оказываются в плотном кольце самцов.

Рис. Стадо павианов на марше (А) и при возникновении опасности (Б)

В эволюции связи хищник-жертва происходит постоянное совершенствование и хищников, и их жертв.

Потребность в азоте у растений, произрастающих на бедных питательными веществами почвах, промываемых водой, привела к возникновению у них очень интересного явления. Эти растения обладают приспособлениями для ловли насекомых. Так, листовые пластинки эндемика штата Северная Каролина (США) венериной мухоловки превратились в створки с зубцами. Створки захлопываются, как только насекомое коснется чувствительных волосков на листовой пластинке у встречающейся в России росянки круглолистной листья собраны в прикорневую розетку. Вся верхняя сторона и края каждого листа усажены желœезистыми волосками. В центре листа желœезистые волоски короткие, по краям - длинные. Головку волоска окружает прозрачная капелька густой липкой тягучей слизи. Мелкие мухи или муравьи садятся или вползают на лист и прилипают к нему. Насекомое бьется, пытаясь освободиться, но всœе волоски потревоженного листа изгибаются навстречу добыче, обволакивая ее слизью. Край листа медленно загибается и покрывает насекомое. Слизь, выделяемая волосками, содержит ферменты, в связи с этим добыча вскоре переваривается.

Рис. Венерина мухоловка. 1. общий вид, 2. полузакрытый лист с жертвой, 3. закрытый лист.

Антибиотические отношения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Антибиотические отношения" 2017, 2018.

Тема урока. Антибиотические отношения между организмами.
1. Образовательные цели: 1) на основе повторения учебного материала о позитивных отношениях между организмами охарактеризовать формы симбиоза; 2) продолжить углубление и расширение знаний о многообразии взаимоотношений между организмами на основе изучения особенностей антибиотических отношений; 3) продолжить углубление знаний об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов.

2. Воспитательные цели : обучение умению выделять существенное, главное, работать в оптимальном темпе, беречь время.

3. Развивающие цели: продолжить развитие умений учащихся работать с книгой, делать выводы; продолжить формирование навыков парной самостоятельной работы; использовать имеющиеся знания, жизненный опыт, межпредметные связи с экологией.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока: I. Орг. Момент.

II. Проверка домашнего задания.

Письменная работа.

III.Изучение нового материала.

IV.Закрепление знаний, умений.

V.Домашнее задание.

Ход урока.


  1. Орг. Момент.

  2. Проверка домашнего задания. Письменная работа. 2 задания на листках. Взаимопроверка, подведение результатов.

  3. Изучение нового материала.
Мотивация учебной деятельности .

Межвидовые отношения сложны и многообразны.

Мы с вами изучили позитивные отношения – симбиоз.

Цель сегодняшнего урока изучить антибиотические отношения между организмами и их значением.
Тема: Антибиотические отношения между организмами.


  1. С чем у вас, ребята, ассоциируется термин антибиоз.
Учитель обращает внимание на часть «анти», уч-ся высказывают свои ассоциации.

Как нам дать определение понятия «антибиоз»?

Антибиоз – форма взаимоотношений, при которой обе взаимодействующие популяции (или одна из них) испытывают отрицательное влияние другой.

На доске написан план изучения темы:

2 пара - рассматривает явление хищничества у растений и грибов.

Парам даны карточки с заданием.


    1. Пары работают, затем проводится обсуждение по данным темам.
В ходе работы заполняется таблица.

Виды взаимоотношений организмов.


Вид антибиотических

5) Выступление учащихся из каждой пары.


  1. Как вы думаете, каким образом взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают равновесие в экологической системе?
А теперь отгадайте загадки.

Тема «Взаимоотношения организмов»

1) Отбором давно забракован,

Ногам не носить головы!

Живите, сильнейшие братья,

А мне не уйти от судьбы.

(хищник – жертва)

2) С тобой в одной мы связке,

Как дружная семья,

Уже давно неясно,

Где ты, а где тут я?

(симбиоз)


3) Желаю жизни многих лет,

Не знай ты вовсе обо мне!

Найду я ужин и обед,

Пока ты есть в моей судьбе.

Не отпугнет меня ничуть!

Лишь только б с барского стола

Мне перепало что-нибудь.

(нахлебничество)

Карточки с заданием
I
1.Рассмотрите явление хищничества у животных.

2.В чем заключается смысл данного типа взаимоотношений? Приведите примеры (3).

3.Какие приспособления к выживанию имеют хищники и их жертвы?

4.Как явление хищничества можно использовать в практической деятельности человека?

5.Заполните таблицу в тетради.

II

1.Рассмотрите явление хищничества у растений и грибов.

3.Заполните таблицу в тетради.

2.В чем заключается смысл данного типа взаимоотношений? Приведите 3 примера.

5.Заполните таблицу в тетради.

2.В чем заключается смысл данного типа взаимоотношений? Приведите примеры.

4.Заполните таблицу в тетради.

Открытый урок по биологии

в 11 классе.

«Антибиотические отношения между организмами».

Учитель: Жарикова Л.И.

МОКУ Майская СОШ 2012 год.

Подробный конспект урока.

Организационная информация Тема урока «Антибиотические отношения» Предмет Биология Класс 11а Автор урока Дегтярева Ольга Александровнаучитель биологии Образовательное учреждение МОУ Тарская СОШ № 4 Методическая информация Тип урока Комбинированный Цели урока Рассмотреть антибиотические типы взаимоотношений между организмами, выявить их значение.

Задачи урока Образовательные:  продолжить расширение и углубление знаний о многообразии взаимоотношений между организмами на основе изучения особенностей антибиотических отношений;  раскрыть сущность антибиотических отношений между организмами; Развивающие:  сформировать умение различать проявление разных форм антибиоза;  сформировать у учащихся интерес к изучению взаимоотношений между организмами и убежденность в том, что эти знания необходимы для решения целого ряда научных и практических проблем современности; Воспитательные: 3. ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Подробный конспект урока Мотивация учащихся) Постановка проблемного вопроса. Каким образом взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое разнообразие равновесие в экологической системе? Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности. Убедить учащихся в том, что они уже владеют информацией по данной теме урока.

в) фронтально слайд 3: 2. Какие характерные признаки свойственны симбиозу? 3. На основе, каких типов взаимоотношений мог возникнуть мутуализм в процессе эволюции? Предложите гипотезу.

II. Изучение нового материала (слайд 5). Учитель. Проблема! Сегодня мы продолжаем изучение различных взаимоотношений между организмами в сообществах. Предлагаю вам вместе со мной составить план изучения антибиотических взаимоотношений. Итак, какие же вопросы мы должны сегодня с вами рассмотреть? Дети сами предлагают основные вопросы урока, затем смотрят слайд 6.

План изучения антибиотических взаимоотношений. Основные вопросы

1. Сущность антибиоза. 2. Формы антибиоза. 3. Значение (экологическое, эволюционное). 4. Практическое использование знаний об антибиотических отношениях между организмами в медицине и сельском хозяйстве.

1.Учитель. С чем у вас ассоциируется термин антибиоз? Дети рассматривают слайды 7-8 и высказывают свои мнения. С помощью учителя, обобщив все возникшие ассоциации, учащиеся формируют определение антибиотических взаимоотношений живых организмами, определение записывают в тетрадь. Антибиоз – форма взаимоотношений, при которой обе взаимодействующие популяции (или одна из них) испытывают отрицательное влияние другой. 2. Учитель. Проблема! Итак, скажите, пожалуйста, какие формы антибиотических отношений вам уже известны? Дети самостоятельно называют формы антибиоза и составляют схему.

Формы антибиоза (слайд 9)

Заслушиваются сообщения учащихся по данной теме, отвечают на вопросы ребят

Учитель. Для хищников характерно специальное охотничье поведение.

У плотоядных выделяют два главных типа охотничьего поведения: дизентерийная амеба, плоские черви, круглые черви, чесоточный зудень, вши). Учитель. Проблема! Как вы считаете, имеют ли практическое значение знания об антибиотических взаимоотношениях между организмами?

Выполнение задания анализируется вместе с учащимися. Это позволяет детям сразу выявить свои ошибки и узнать свой результат. IV Домашнее задание V Рефлексия

просмотров