Значение слова красноречивый. Красноречие (Красноречивость) Красноречивый Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Значение слова красноречивый. Красноречие (Красноречивость) Красноречивый Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Красноречивый

-ая , -ое ; -чи́в , , -о.

Такой, который умеет хорошо, красиво говорить, обладает красноречием.

Красноречивый оратор. Красноречивый собеседник.

[Я] никогда не видел его таким живым и красноречивым, как за этим обедом и в тот вечер. Под конец он вполне овладел разговором и читал нам целые лекции о внутренней и внешней политике. Гаршин, Надежда Николаевна.

Изложенный выразительно, искусно; исполненный красноречия.

Красноречивое письмо. Красноречивое выступление.

Речи Кирова - драгоценное наше наследие. --- Их меткий, красноречивый язык разит врагов, провозглашает правду жизни, волнует до глубины души. Тихонов, Ленинград принимает бой.

2. перен.

Ясно и выразительно передающий какое-л. чувство, настроение (о взгляде, жестах и т. п.).

Пылкий наш герой Воображает очень живо Хозяйки взор красноречивый. Пушкин, Граф Нулин.

Начинается выразительный, полный красноречивых жестов танец торжествующей любви. В. Попов, Обретешь в бою.

3. перен.

Ярко и убедительно свидетельствующий о чем-л., доказывающий, утверждающий что-л.

Все - лицо денщика, его фигура - красноречивая повесть его жизни. Щепкина-Куперник, Театр в моей жизни.

Встретил в условленном месте товарищей… Рассказал обо всем… Впрочем, моя одежда и лицо были достаточно красноречивы. Фиш, Скандинавия в трех лицах.


Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР . Евгеньева А. П. . 1957-1984 .

Синонимы :

Смотреть что такое "красноречивый" в других словарях:

    Красноречивый … Орфографический словарь-справочник

    КРАСНОРЕЧИВЫЙ, красноречивая, красноречивое; красноречив, красноречива, красноречиво (книжн.). 1. Одаренный ораторским талантом. Красноречивый оратор. || Изложенный убедительно и художественно. Красноречивое выступление. Красноречивое письмо. 2.… … Толковый словарь Ушакова

    Велеречивый, витиеватый, вещий, сладкоглаголивый, речистый. Что он красно говорит, вишь, невидаль какая! Тург. Он владеет даром слова; он говорит витиевато. Ср … Словарь синонимов

    КРАСНОРЕЧИВЫЙ, ая, ое; ив. 1. Одарённый красноречием. К. оратор. 2. перен. Выразительный, ярко свидетельствующий о чём н. К. взгляд. К. факт. | сущ. красноречивость, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    красноречивый - необычайно красноречивый … Словарь русской идиоматики

    Прил. 1. Отличающийся красноречием. 2. Преисполненный красноречия. 3. перен. Без слов, но очень выразительно передающий чувства или настроения. отт. Убедительно свидетельствующий о чём либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Красноречивый, красноречивая, красноречивое, красноречивые, красноречивого, красноречивой, красноречивого, красноречивых, красноречивому, красноречивой, красноречивому, красноречивым, красноречивый, красноречивую, красноречивое, красноречивые,… … Формы слов

    красноречивый - краснореч ивый … Русский орфографический словарь

    красноречивый - … Орфографический словарь русского языка

    красноречивый - красноречи/вый … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    Ая, ое; чив, а, о. 1. Такой, который умеет хорошо, красиво говорить, обладает красноречием. К. оратор. К. собеседник. 2. Изложенный выразительно, искусно; исполненный красноречия. К ое письмо. К ое выступление. 3. Ясно и выразительно передающий… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Беспечальное житьё , А. К. Шелер – Михайлов. Особое место в беллетристике 60 – 90-х годов XIX-го века принадлежит А. К. Шелеру-Михайлову. Он был одним из тех, кто на протяжении 40 лет старался остаться верным «шестидесятым годам» –…

Бенджамин Франклин произнес свою лучшую речь на конвенте в 1787 году, когда решался вопрос о государственном устройстве Америки. Историк Клинтон Росситер назвал ее «самой замечательной сценой в его замечательной жизни», а исследователь из Йельского университета Барбара Оберг - «кульминацией жизни Франклина как пропагандиста, мастера убеждения людей»:

Я признаю, что не полностью одобряю эту Конституцию в настоящий момент. Но я не уверен, что не одобрю ее никогда. Прожив долгую жизнь, я побывал во многих ситуациях, в которых был обязан, получив более точную информацию или полный набор фактов по важным вопросам, изменять свое мнение, которое я прежде считал правильным, но позднее таковым не находил.

Чем старше я становлюсь, тем сильнее склоняюсь к сомнениям в правильности собственных суждений и к уважению мнений других людей. Большинство людей, как и большинство сект и религий, думают, что обладают истиной в последней инстанции, и всякий раз, когда другие расходятся с ними во мнении, считают это ошибкой. <…>

С такими чувствами я принимаю эту Конституцию со всеми ее недостатками - если они являются таковыми, - потому что думаю, что нам необходимо общее правительство. <…>

Когда вы собираете несколько человек, чтобы получить выгоду от их совокупной мудрости, вы неизбежно собираете вместе все их предубеждения, страсти, ошибочные мнения, частные интересы и эгоистические воззрения. Можно ли ожидать идеального результата от такого собрания? Поэтому меня удивляет, что эта система настолько близко приближается к совершенству.

Я думаю, она удивит наших врагов, которые совершенно уверены, что наши мнения смешались, подобно мнениям строителей Вавилонской башни, и что штаты находятся на грани разделения и только и ждут, чтобы при следующей встрече перерезать друг другу горло.

Таким образом, я соглашаюсь с этой Конституцией, потому что не ожидаю лучшей и потому что не уверен, что она уже не является лучшей.

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ

КРАСНОРЕЧИВЫЙ красноречивая, красноречивое; красноречив, красноречива, красноречиво (книжн.). 1. Одаренный ораторским талантом. Красноречивый оратор. || Изложенный убедительно и художественно. Красноречивое выступление. Красноречивое письмо. 2. перен. Выразительный, передающий какое-н. чувство или настроение. Красноречивый взгляд. Красноречивое рукопожатие. Красноречивый жест. 3. перен. Показательный, ясно о чем-н. свидетельствующий. Красноречивый факт. Красноречивые цифры изобличали докладчика, пытавшегося замазать прорыв. Факты говорят достаточно красноречиво (нареч.).

Предложения со словом КРАСНОРЕЧИВЫЙ

  • За выстрелом последовал красноречивый , горячий толчок в спину.
  • Его посол не обмолвился ни единым лишним словом кроме точной передачи свершившегося, но красноречивого факта.
  • Он вскочил и взглянул на меня с красноречивым вопросом в глазах.
  • Схватившись за руки, они глядели в глаза друг другу в красноречивом молчании.
  • Но при этом стоит отметить еще один красноречивый факт.
  • Теперь она смотрела на меня красноречивым , вопрошающим взглядом.
  • Даже самый красноречивый человек не сумел бы описать переживаний несчастного отца.
  • Страх не лишил его языка, как бывает обычно, но напротив - сделал красноречивым .
  • Испанец понял красноречивый смысл их присутствия и выдавил на лице кислую улыбку.
  • Все это произносится многозначительным тоном и с красноречивым пожатием плечами.
  • Они издали красноречивый манифест, в котором настоятельно убеждали англичан в общности интересов обеих стран.
  • И едва ли нашлась бы женщина, которая не была бы польщена таким красноречивым и горячим признанием.
  • Они были более мудрыми, так как молчание критика - самый верный и красноречивый способ осуждения.
  • Она поставила около воды жестяное ведро, приглашая путников красноречивым жестом руки.

красноречивая, красноречивое; красноречив, красноречива, красноречиво (книжн.). 1. Одаренный ораторским талантом. оратор. || Изложенный убедительно и художественно. Красноречивое выступление. Красноречивое письмо. 2. перен. Выразительный, передающий какое-н. чувство или настроение. взгляд. Красноречивое рукопожатие. жест. 3. перен. Показательный, ясно о чем-н. свидетельствующий. факт. Красноречивые цифры изобличали докладчика, пытавшегося замазать прорыв. Факты говорят достаточно красноречиво (нареч.).


Смотреть значение Красноречивый в других словарях

Красноречивый — речистый
велеречивый
сладкоречивый
Словарь синонимов

Красноречивый Прил. — 1. Отличающийся красноречием. 2. Преисполненный красноречия. 3. перен. Без слов, но очень выразительно передающий чувства или настроения. // Убедительно свидетельствующий о чем-л.
Толковый словарь Ефремовой

Красноречивый — -ая, -ое; -чи́в, -а, -о.
1. Такой, который умеет хорошо, красиво говорить, обладает красноречием. К. оратор. К. собеседник.
2. Изложенный выразительно, искусно; исполненный........
Толковый словарь Кузнецова

КРАСНОРЕЧИВЫЙ — КРАСНОРЕЧИВЫЙ, -ая, -ое; -ив. 1. Одаренный красноречием. К. оратор. 2. перен. Выразительный, ярко свидетельствующий о чем-н. К. взгляд. К. факт. || сущ. красноречивость, -и, ж.
Толковый словарь Ожегова

АГИТАЦИЯ - призыв к активному действию, к борьбе за осуществление той или иной идеи.

АЛЛЕГОРИЯ - иносказательная, конкретно-образная передача отвлеченных понятий, используемая чаще всего в загадках и баснях, а также при символическом изображении общественно значимых понятий: серп и молот - аллегория рабочих и крестьян.

АНАФОРА - повторение начальных элементов (слов или словосочетаний) в нескольких предложениях, образующих текст: «Мы говорим: мы воюем, мы отдаем последние силы, мы считаем эту войну единственно справедливой и законной войной».

АНЕКДОТ - короткий юмористический или сатирический рассказ злободневного содержания, бытующий, как правило, в устной форме; в публичной речи анекдот нередко используется как композиционно-стилистический прием в целях оживления речи, характеристики явления, для поддерживания внимания, для заполнения психологической паузы и т.д.

АНТИТЕЗА - намеренное сопоставление противоположных понятий, фактов, образов, идей: «Кошке радость, а мышке слезы».

АНТОНИМЫ - слова с противоположным значением: молодой - старый, свобода-рабство, сила - слабость, начать - кончить.

АПОСТРОФА - обращение к отсутствующему человеку или к неодушевленному предмету: «Где вы, друзья моей юности!»

АРГУМЕНТЫ В ЛЕКЦИИ - психологические, логические и фактические доводы (идеи, призывы, примеры, факты и т. д.), используемые лектором для убеждения слушателей и способы применения этих доводов.

АРХАИЗМЫ - слова и речевые обороты, вышедшие из употребления, устаревшие и перешедшие в разряд пассивной лексики: паче чаяния - «сверх ожидания», аэроплан «самолет», брада - «борода», обязательный - «готовый оказать содействие».

АРХИТЕКТОНИКА- то же, что и построение, композиция.

АССОЦИАЦИЯ - связь между представлениями, которые отражают предметы или явления, имеющие какие-либо общие (часто несущественные) признаки, чем и обусловлено то, что одно представление вызывает в сознании другое.

АФОРИЗМ - глубокая обобщающая мысль, облаченная в лаконичную языковую форму: «Не государство - где властвует один» (Софокл.). «Знание-сила» (Бэкон Ф.)



БЫТОВАЯ ЛЕКСИКА - слова, обозначающие реалии (предметы, явления, события) повседневного быта: забежать - «зайти на короткое время», шлепанцы - «тапки», мой «муж», стирка и т.д.

ВВОДНЫЕ СЛОВА И КОНСТРУКЦИИ - слова и речевые обороты, не имеющие непосредственных синтаксических связей с высказыванием и указывающие на отношение говорящего к речи (разумеется, конечно, к сожалению), на порядок следования аргументов, отдельных фраз, тех или иных фрагментов звучащего текста речи (например, таким образом, итак, во-первых и др.).

ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЙ ХОД - композиционно-стилистический прием изложения, заключающийся в имитировании диалога, в изложении материала в виде вопросов (разного типа и назначения) и ответа на них, даваемые самим лектором.

ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ - наиболее прямой путь к выяснению того, что не усвоено слушателями, понято ими недостаточно глубоко или правильно, вызывает дальнейший интерес; одна из форм прямого контактирования лектора с аудиторией, особо настоятельно требующая от оратора знаний, самообладания и такта.

ВУЛЬГАРИЗМЫ - неправильные (по грамматической форме), а также грубые, нелитературные слова и обороты речи: хотит - «хочет», об этим -«об этом», тудой-«туда» и т.п.

ВЫВОДЫ - формулируемые в конце лекции (а также в конце разделов лекции) положения, содержащие итог изложенного оратором, суммарную оценку явлений, о которых шла речь.

ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА - заложенные в языке возможности создания в речи словесной наглядности, чувственно-предметных картин, достижение эмоциональности ее. К выразительно-изобразительным средствам языка относятся тропы, речения (пословицы, поговорки, крылатые слова и т. д.), композиционно-стилистические приемы и др.

ГИПЕРБОЛА - вид тропов, состоящий в преувеличении качеств, свойств количества предметов и явлений: бездонная пропасть, ждать целую вечность.

ГРАДАЦИЯ - речевой оборот, построенный из однородных членов с последовательно нарастающей выразительностью, с последовательным усилением смысловой значимости слов.

ДИАЛЕКТИЗМЫ - слова, формы слов и обороты речи, свойственные тому или иному народному говору (диалекту) - баз - «двор для скота», шибко - «очень», гуторить - «говорить» и т.д.

ДИАЛОГ - разговор между двумя или несколькими лицами. В процессе лекции диалог может быть ясным, открытым (ответ на вопросы слушателей, беседа с ними) и скрытым (предвосхищение возможных вопросов, возражений, замечаний со стороны слушателей и ответы, разъясняемые лектором).

ДИАЛОГИЗАЦИЯ - композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий во введении в монологическую речь элементов диалога (вопросов, прямой речи, диалогических цитат и т. д.)

ДОСТУПНОСТЬ РЕЧИ - качество публичного выступления, заключающееся в том, что оратор отбирает факты, аргументы, речевые средства с максимальным учетом возможностей восприятия речи в конкретной аудитории, т. е. с учетом жизненного опыта, образованности, профессии, возраста, кругозора и интереса слушателей.

ДОХОДЧИВОСТЬ РЕЧИ - качество публичного выступления, отражающее способность оратора говорить популярно, т.е. находить тот путь изложения (примеры, доказательства, формулировки, языковые средства), который делает речь ясной, понятной, несмотря на сложность темы.

ЖАНРЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА, ИЛИ ЖАНРЫ КРАСНОРЕЧИЯ-разновидности устных, публичных выступлений. Все многообразие жанров может быть упорядочено в виде родо-видовой классификации. Различают следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое - научное, учебное, социально-бытовое, лекционно-пропагандистское (массовые публичные лекции), судебное, военное, торговое, церковно-богословское (гомилетика), а также красноречие диалогическое. Каждый род включает несколько видов и подвидов ораторского искусства.

ЖАРГОННО-АРГОТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА - слова и обороты речи, характерные для языка той или иной относительно обособленной социальной группы, выделяемой по возрастному (молодежный жаргон), профессиональному (артистический, спортивный жаргоны), или иному социальному признаку (некогда существовавшие «языки» бродячих торговцев, воровское арго и т.д.: кореш- «товарищ», завязать - «рещительно покончить с чем-либо», молоток -«хороший» о человеке) и т.п.

ЖЕСТЫ - более или менее разграничиваемые и отчетливо воспринимаемые свойства общей моторики (движений) человека. связанные с речью и общением (коммуникацией) между людьми в целом. Основные вилы моторики - мимика (движения мышц лица), пантомимика - (движения всего тела) и жестикуляция (движения рук - жесты в узком смысле слова).

ЗАДЕРЖАНИЕ ИЛИ РАТАРДАЦИЯ - речевой оборот, композиционный стилистический прием, состоящий в намеренном, заранее рассчитанном затягивании изложения, в отвлечении внимания от предмета речи с целью усилить интерес слушателей к нему.

ЗАКОН КРАЯ - выведенная из практики и экспериментально подтвержденная психологами закономерность, сущность которой применительно к публичному выступлению состоит в том, что слушатели лучше запоминают начальные и заключительные фразы, фрагменты речи. Закон края - одно из правил композиции выступления, требующее особенно ясно излагать тему, проблематику и задачи лекции (начальный фрагмент), а также четко формулировать частные и общие выводы, заключительные фрагменты выступления.

ЗАЧИН ЛЕКЦИИ - композиционный ораторский прием; начальный фрагмент речи, основное значение которого - привлечение внимания аудитории, быстрое установление контакта со слушателями.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ЗНАНИЙ - один из показателей культуры мышления лектора, его умение рационально выбирать и усваивать лишь нужные сведения, последовательно и углубленно разрабатывать и раскрывать в лекции определенную тему. Самоограничение лектора в отборе информации есть разрешение диалектического противоречия между объемом знаний, накопленных человечеством и возможностями отдельного человека. Один из эффективных путей разрешения этого противоречия в лекционной пропаганде - специализация лекторов.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ - композиционно-стилистический прием в лекторской речи, заключающийся в использовании разнообразных примеров для пояснения сказанного; иллюстрация может быть словесной и предметной.

ИМПРОВИЗАЦИЯ - умение оратора выступать без видимой подготовки, без предварительной разработки темы, опираясь на ранее накопленные знания и навыки контактирования с аудиторией.

ИНОЯЗЬ1ЧНАЯ ЛЕКСИКА - слова, заимствованные из других языков и вошедшие в словарный запас данного языка: армия, биология, бордо, оратор, санкционировать.

ИНТЕНСИВНОСТЬ РЕЧИ - сила произнесения звуков, слов, речевых оборотов, зависящая от условий выступлений, от помещения (в комнате, зале, на площади) и связанная с особенностями речевого дыхания.

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА - слова, входящие в словарный запас ряда языков и обозначающие, как правило, важные общечеловеческие понятия: революция, совет, прогресс, организация.

ИНТОНАЦИЯ - ритмо-мелодические свойства устной речи, выполняющие смысловые, синтаксические и эмоционально-экспрессивные функции. Интонация включает ряд элементов: мелодику, темп, ритм, интенсивность речи, тембр голоса, а также фразовое, логическое, эмфатическое ударение.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ РЕЧИ - насыщенность содержания выступления речи новыми фактами, актуальными проблемами, глубокими и объективными оценками явлений, рассматриваемых в связи с решаемыми обществом насущными, социально-значимыми задачами.

ИНФОРМАЦИЯ - композиционно-стилистический прием в лекторской речи, заключающийся в сообщении о событиях и фактах, о положении дел в какой-либо области обычно без детального комментирования или анализа.

ИРОНИЯ - иносказание, содержащее в себе осмеяние, отрицательную оценку предмета речи или каких-либо отдельных его качеств: отрицание под видом утверждения.

КАНАЛЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - основные пути, по которым к слушателям поступает информация через звучащую речь. Различают два основных канала речевого воздействия: лингвистический и паралингвистический.

КАНЦЕЛЯРИЗМЫ - слова и речевые обороты, взятые, как правило, из канцелярско-делового стиля и перенесенные в речь иных стилистических характеристик. Канцеляризмы в устной речи лишены яркости, индивидуальности, образности, они придают ей сухость и шаблонность: оказать помощь (вместо более уместного в публичной речи - помочь), в осенний период времени (вместо - осенью) и т. п.

КОММЕНТАРИЙ - композиционно - стилистический прием в лекторской речи, состоящий в разъяснении, истолковании, интерпретации событий и явлений.

КОМПОЗИЦИОННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ - разновидности монологического изложения (информация, описание, характеристика, воспоминание, комментарий, иллюстрация, диалогизация и др.), отличающиеся методическим предназначением, манерой речи, аргументацией, стилистическими средствами и связанные с характером материала и целью выступления. В публичной лекции композиционно-стилистические приемы нередко чередуются, дополняя и обогащая друг друга и создавая общий колорит речи.

КОМПОЗИЦИЯ ЛЕКЦИИ - реально-речевая структура выступления, в которой отражается соотношение частей лекции по их целевому назначению (зачин, вступление, основная часть и др.), по стилистическими особенностями (повествование, информация, комментарий и т. д.), по объему - вступление, главная часть, заключение; по соотношению теории и фактов, рационального и эмоционального.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ - композиционно-стилистический прием. позволяющий оратору развить, детализировать, углубить, связать с практикой ранее высказанные общие положения.

КОНТЕКСТ - связный текст (или фрагмент текста, относительно законченный в смысловом отношении), позволяющий определить конкретный смысл входящих в него элементов - слов и предложений.

КОНКРЕТНОСТЬ РЕЧИ - качество публичного выступления, отражающее способность оратора рассматривать точные, определенные факты и явления и давать им научные и политические оценки, обращаться к слушателям с конкретными, реальными, дельными рекомендациями.

КОНТАКТ СО СЛУШАТЕЛЯМИ - отношения между лектором и аудиторией, складывающиеся во время выступления под влиянием объективных и субъективных факторов (темы лекции, времени выступления, знаний, методического мастерства оратора, его эрудиции, авторитета и т. д.) выражающегося в степени интереса и внимания слушателей к звучащему слову.

КОНЦОВКА ЛЕКЦИИ - композиционный ораторский прием; заключительный фрагмент речи, позволяющий «закруглить» ее, придать композиционную завершенность, текстовую законченность.

КРАСНОРЕЧИЕ - 1) ораторское искусство: судебное красноречие, дипломатическое красноречие, лекционно-пропагандистское красноречие, диалогическое красноречие; 2) дар речи, речевая искусность, ораторский талант.

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - устойчивые обороты речи, имеющие, как правило, книжное происхождение и отличающиеся меткостью, образностью, выразительностью, лаконизмом: «Свежо предание, да вериться с трудом».

КУРСИВ - шрифтовое выделение наклоном букв определенных очертаний слов и предложений в тексте с целью обратить на них внимание читателя.

ЛАКОНИЧНОСТЬ РЕЧИ - качество публичной речи, отражающее способность оратора, оставаясь предельно понятным и ясным, говорить кратко, четко, следуя правилу: «Чтоб словам было тесно, мыслям - просторно» (Некрасов Н.А.).

ЛЕКСИКА - совокупность всех слов языка.

ЛЕКСИКОН ЛЕКТОРА - словарный запас оратора, в котором отражается степень владения лексическими богатствами литературного языка. Богатство и разнообразие лексикона лектора - одна из предпосылок культуры и мастерства.

ЛЕКЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ - основные виды: а) лекции: научно-теоретические, научно - популярные, научно - методические; б) кино-лекции, лекция-концерт, лекция-экскурсия; в) лекция - информация, репортаж, беседа, воспоминание, инструктаж, показ и т. п; г) цикловая лекция, вводная лекция, разовая лекция и др.

ЛЕКЦИЯ - БЕСЕДА - публичное выступление лектора с активным участием слушателей в обмене мнениями.

ЛЕКЦИЯ - ВОСПОМИНАНИЕ - публичный рассказ об исторических (или менее значимых) событиях, участником или свидетелем которых был оратор.

ЛЕКЦИЯ - ИНСТРУКТАЖ - публичное выступление, преследующее.цель теоретически подготовить слушателей к выполнению какой-либо работы.

ЛЕКЦИЯ - ИНФОРМАЦИЯ - публичное сообщение о неизвестном слушателям факте, явлении, событиях без их комментирования.

ЛЕКЦИЯ - КОНЦЕРТ - публичный рассказ, сопровождающий исполнение художественного произведения, например, симфонической музыки.

ЛЕКЦИЯ - ПОКАЗ - публичный рассказ о методах и приемах работы, во время которого рассказчик (лектор) демонстрирует, как надо выполнять те или иные трудовые операции.

ЛЕКЦИЯ - РЕПОРТАЖ - публичный рассказ об увиденном и узнанном во время экскурсии в другую страну, историческое место, на стройку и т. д.

ЛЕКЦИЯ - ЭКСКУРСИЯ - публичный рассказ, сопровождающий осмотр исторического места, выставки (например, картинной галереи, стройки, завода, музея и т.д.).

ЛИТОТА - нарочитое преуменьшение качеств, свойств, количества предметов и явлений, а также утверждение равнозначным ему отрицанием: мальчик - с -пальчик, подожди секундочку.

ЛИЧНОСТЬ - ЛЕКТОРА - совокупность индивидуальных качеств оратора (ума, идейной убежденности, эрудиции, дара слова, методического мастерства, этических принципов и т. д.), в значительной степени определяющих реакцию слушателей и воздейственность выступления в целом.

ЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА - значимая пауза, роль которой заключается в правильном членении текста на смысловые куски путем соединения слов в группы (речевые такты) и отъединения групп друг от друга.

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ - выделение (усилением голоса или повышением тона) слова или словосочетания, как наиболее важного смыслового элемента звучащего предложения.

ЛОЗУНГ - призыв в эмоциональной и лаконичной языковой форме, определяющий насущную общественную задачу или выражающий похвалу, здравицу, общественное одобрение чего-либо и т.п.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ - разнообразное по тематике языковое общение, охватывающее широкие массы людей и использующее для этого прессу, радио, телевидение и кино, магнитофонные и грамзаписи.

МАСТЕРСТВО - высокая культура, художественная выразительность, стилистическая точность, доказательность и убедительность речи, возникающие в результате целенаправленной работы оратора в области теории и практики ораторского искусства.

МЕТАФОРА - 1) перенесение на один предмет свойство другого предмета, речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту: острота ума (срав. острота лезвия), потерять терпение (срав. потерять кошелек); 2) так как метафора строится на скрытом сравнении (ушная раковина), олицетворении (шепот листвы) и других тропах, то нередко под метафорой понимают всякое иносказание, непрямое, образное выражение понятий.

МЕТОНИМИЯ - замена одного слова другим на основании выражения ими понятий, смежности обозначаемых предметов: «любить Пушкина» (вместо - «любить стихи Пушкина»).

МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА - способность многих слов обозначать не одно, а несколько близких в каком-нибудь отношении понятий: забросать (цветами) - выразить особое уважение, любовь; забросать песком - засыпать; забросать гранатами - уничтожить. Многозначность слова требует от лектора внимательности, так как она может привести и к положительному результату (игра слов, образность, подтекст), и к последствиям отрицательным (двусмысленности), неясности содержания высказывания.

МНОГОСЛОВИЕ - неумение оратора формулировать свои мысли лаконично, без лишних слов ненужных оговорок и отступлений от предмета речи. Многословие речи снижает информативность и воздейственность лекции.

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА - языковая норма в области словоизменения: инженеры (а не инженера), хотим (а не хочем), обеими руками (а не обоими руками), три работницы (а не трое работниц).

МОРФОЛОГИЯ - грамматическое учение о структуре, формах изменения и классификации слов.

МОНОЛОГ - обращенная к слушателям речь одного человека. Характер лекции-монолога зависит от умения оратора пользоваться различными композиционно-стилистическими приемами изложения.

НАГЛЯДНОСТЬ - один из принципов теории обучения (дидактика), предполагающий использование таких фактов, примеров, аргументов, которые доступны непосредственному наблюдению, непосредственному восприятию органами чувств. В лекционной пропаганде различается наглядность предметная и словесная (образность речи).

НАУЧНАЯ ЛЕКСИКА - книжные и специальные слова (термины), свойственные языку научных работ: инфикс, парадигма, гипотаксис, метатеза (языкознание); нейтрон, мезон, электрон (физика); рента, прибавочная стоимость, капитал (экономика) и т.д.

НЕОЛОГИЗМЫ - слова и обороты речи, недавно появившиеся в публицистике, поэзии, устных высказываниях и т.д.: БАМовцы, прилуниться, лавсан, молоткастый серпастый (о паспорте в поэзии В.Маяковского).

ОБРАЗНОСТЬ - РЕЧИ - свойство звучащего слова нести информацию не только в абстрактно-логической, понятийной, но и в предметно - чувственной форме. Образность речи делает ее яркой, выразительной, облегчает восприятие и запоминание информации, совмещать научное осмысление фактов с художественными.

ОБРАЩЕНИЕ - слово или словосочетание, обозначающее лицо (реже предмет), к которому обращается автор. Основное назначение обращения - привлечь внимание слушателей и выразить отношение лектора к ним.

ОБЩИЕ ФРАЗЫ - фрагменты лекции (или другого публичного выступления), содержащие голое, абстрактное повторение хотя и правильных, но давно известных положений, не связанных с конкретными делами и потому звучащих надоедливо и иссушающе.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - одушевление неодушевленного, использование в речи названий предметов, явлений, идей так, как будто бы эти названия обозначают живых существ: ветер стучит в окно, стонет океан, поэта озарило вдохновение.

ОМОНИМЫ - одинаково звучащие, но разные по значению слова: ключ «отмычка», ключ «родник», ключ «нотный знак».

ОПИСАНИЕ - композиционно - стилистический прием в лекторской речи, представляющий собой подробный рассказ (о событии, встрече, городе, памятнике и т. п.), в который нередко включаются несущественные, но интересные детали.

ОРФОЭПИЯ - 1) совокупность языковых правил, предопределяющих единообразное произношение звуков, сочетаний звуков, единообразие ударения для всех говорящих на данном литературном языке; 2) раздел языкознания, изучающий эти правила.

ПАРАДОКС - мысль, словесно оформленная как, на первый взгляд, противоречивое, расходящееся с общепринятой точкой зрения высказывание: «Люди не боги: они могут все!»

ПАРОНИМЫ - схожие по звучанию, но разные по значению слова: одеть - надеть, хозяйствовать - хозяйничать, проблемный - проблематичный.

ПАССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова и выражения, известные говорящему, но редко им употребляемые. В пассивный лексический запас конкретного человека входят, как правило, архаизмы (брадобрей «парикмахер», авиатор «летчик»), историзмы (армяк, дьяк, продналог), терминология иных профессий и т.д.

ПАУЗА - перерыв в звучащей речи, обусловленный физиологическими, грамматическими, психологическими или логическими факторами.

ПАФОС РЕЧИ - эмоциональность речи, стилистическая приподнятость языка, выразительность интонации и манер. Пафос речи является следствием вдохновения оратора, его страстности, увлеченности. Воодушевления, глубокой убежденности.

ПЕРЕСКАЗ - композиционно - стилистический прием в лекторской речи, состоящий в передаче оратором содержания книги, статьи, чужого высказывания или мнения.

ПЕРИФРАЗА или ПЕРИФРАЗ - замена названия предмета его описанием, построенным на сравнении, метафоре и т.п. : «солнце русской поэзии» (т.е. А.С.Пушкин), «великий писатель земли русской» (т.е. Л.Н.Толстой).

ПЛАН - последовательность и взаимосвязь предметно-тематических частей публичного выступления, а также фиксация (обычно письменная) этой структуры в виде перечня ключевых понятий или кратко сформулированных суждений.

ПОВЕСТВОВАНИЕ - композиционно-стилистический прием в лекторской речи, суть которого состоит в том, что происходит устная развернутая передача каких - либо сведений.

ПОВТОР - повторение одного и того же слова или оборота с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи.

ПОГОВОРКА - устойчивое фольклорное выражение, содержащее эмоционально - образную характеристику какого-либо явления. Поговорка в отличие от пословицы всегда выступает в речи как часть суждения (предложения): этот человек не лезет за словом в карман; он всегда валит с больной головы на здоровую.

ПРИТЧА - небольшой рассказ, иносказательно раскрывающий какой-либо моральный, эстетический, философский и т.п. принцип: « У дороги в ожидании огромная толпа. - Кого вы ждете? - спросил мудрец. - Нам сказали, что здесь должна пройти Свобода. -Глупцы! Если вы пойдете Свободе навстречу, не видать вам ее никогда...» (Дж.Родари).

ПРОСТОТА РЕЧИ - умение говорить ясно и доходчиво, без усложнений и надуманных образов, ложного пафоса, туманных иносказаний.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова и речевые обороты, характерные для языка людей определенных профессий: компас, кок, склянка, камбуз (в речи моряков); рубанок, фуганок, шерхебель (в речи столяров).

ПРЯМАЯ РЕЧЬ - передача чужого высказывания с сохранением всех его особенностей, один из ораторских приемом диалогизации речи.

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - общеупотребительные слова, характерные для устного, бытового, неофициального общения: заскочить (зайти при случае), брякнуть (сказать невпопад), трешка (три рубля) и т.д.

РАЗМЫШЛЕНИЕ - композиционно-стилистический прием в лекторской речи, смысл которого состоит в том, что лектор рассуждает в слух, не скрывая от слушателей своих сомнений, раздумий, противоречивого хода мыслей, как бы предлагая аудитории пройти вместе с ним путь, ведущий к истине.

РЕПЛИКА - 1) ответ, возражение, замечание одного из участников диалога другому; 2) замечание слушателя с места, из аудитории непосредственно во время выступления оратора.

РЕЧЬ - (в отличие от языка) - деятельность говорящего, звучащий язык.

РИТМ РЕЧИ - чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов и других языковых единиц, а также чередование пауз и звучания в публичной речи.

РИТОРИКА - 1) теория ораторского мастерства; книга, содержащая такую теорию; 2) в переносном значении - бессодержательность речи, скрываемая за ее внешней красивостью и насыщенностью слога.

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - особо эмоциональное утверждение или отрицание, констатация какого-либо факта или мысли, сопровождаемые восклицательной интонацией: «О времена, о нравы!» (Цицерон).

САМОБЫТНОСТЬ РЕЧИ - своеобразие, индивидуальность, неповторимость выступления оратора как следствие отражения в нем качеств личности оратора и мастерского, творческого владения языком.

САРКАЗМ - едко насмешливая, изобличающая характеристика человека или явления.

СИНОНИМЫ - близкие, но не тождественные по своему значению слова: увеличиться, усиливаться, повышаться, возрастать; громадный, огромный, великий.

СИНТАКСИС- 1) совокупность языковых правил построения словосочетаний и предложении; 2) раздел языкознания, изучающий эти правила.

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов (или явлений) с целью охарактеризовать один из них, неизвестный, через свойства другого, известного: быстр, как мысль; покраснел, как рак.

СТИЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА - разновидность языка, характеризующая отбором таких средств из многообразных языковых запасов, которые наилучшим образом отвечают задачам общения между людьми в данных условиях. В соответствии с наиболее типичными ситуациями (условиями) общения в литературном языке различают пять основных функциональных стилей: разговорно-обиходный, научный, официально-деловой, ораторско-публицистический и литературно-художественный.

СТИЛЬ - способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приемов; совокупность отличительных черт (манер, привычек, характера работы, особенностей речи и т.д.), позволяющая противопоставлять поведение и деятельность одного человека другому и который используется для подтверждения или опровержения теоретических положений.

ТАВТОЛОГИЯ - функционально неоправданное, ведущее к многословию повторение близких по значению слов и оборотов: мемориальный памятник, моя автобиография, семь человек студентов и т.д.

ТАКТ ЛЕКТОРА - одно из этических качеств оратора, выражающийся в уважительном и внимательном отношении к слушателям, в учете их возможностей восприятия материала разной сложности, их опыта, знаний, интересов в умении и желании давать обстоятельные ответы на их вопросы.

ТЕМА - основная предметная область рассуждений оратора, в рамках которой он производит отбор жизненных явлений, подлежащих рассмотрению в лекции. Тема -исходный материал, этап разработки плана и композиции публичного выступления, определения его цели.

ТЕМБР ГОЛОСА - звуковая окраска, характерная как для голоса (баса, баритона, тенора, сопрано и т. д.), так голоса отдельного человека. Тембровая окраска создает те или иные эмоциально - экспрессивные оттенки звучащей речи («веселый», «грустный», «обиженный», «решительный»).

ТЕМП РЕЧИ - скорость произнесения слогов, слов и предложений в процессе публичной речи.

ТОЧНОСТЬ РЕЧИ - дельность, ясность, меткость, логическая убедительность, лаконизм, языковое совершенство публичного выступления.

УМОЛЧАНИЕ или АПОСИОПЕЗА - 1) речевой оборот, состоящий в не договаривании, вызванном взволнованностью оратора или его желанием придать сказанному особый смысл; 2) включение в речь оборотов типа: Я не буду говорить вам о том, что... Нет нужды напоминать, что... - с целью избежать неприятного впечатления, которое может сложиться у слушателей из-за того, что лектор повторяет (хотя и по необходимости) хорошо известные мысли, «прописные» истины и т. п.

ФАКТЫ В ЛЕКЦИИ - конкретный материал события, явления, даты, цифры, исторические, научные, бытовые и другие данные), на котором строятся анализы в лекции.

ФИГУРЫ - особые синтаксические конструкции, приемы синтаксического построения фразы в ораторской речи (инверсия, анафора, эллипсис, антитеза, параллелизм и др.)

ХАРАКТЕРИСТИКА - композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящей в раскрытии отличительных свойств, положительных и отрицательных качеств человека или явления.

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ РЕЧИ - наличие в публичном выступлении живых картин позволяющих не только осмыслить услышанное, но и как бы воспринимать его всеми чувствами и - видеть, слышать, осязать и т. п. Художественность как свойство его выразительных средств, как качество содержания выступления и как свойство его формы есть результат совершенного владения языком, всеми его изобразительно-выразительными средствами.

ЦЕЛЬ РЕЧИ - практическая направленность выступления оратора, зависящая от темы лекции, характера проблемы, с которой соотносится тема, и особенностей аудитории.

ЦИТАТЫ - дословно воспроизведенные оратором фрагменты чужой речи или статьи для подтверждения собственной точки зрения, для полемики с цитируемым автором и для других целей.

ЦИТИРОВАНИЕ - композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий в дословной передаче чужого высказывания или мнения как подлежащего рассмотрению факта или как аргумента.

ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА - методические закономерности, зависящие от особенностей темы и конкретной аудитории.

ЧАСТНЫЕ ВЫВОДЫ - выводы, которыми лектор заключает отдельные части своего выступления. Частные выводы - один из приемов, которые облегчают слушателям усвоение и запоминание материала.

ЧИСТОТА РЕЧИ - соответствие звучащего слова нормам литературного языка, ясность и доступность языковой формы публичного выступления.

ШТАМП В РЕЧИ - избитые, затасканные выражения, в которых в качестве основных компонентов выступают слова, имеющие самое общее и неопределенное значение.

ЭВФЕМИЗМ - замена прямого названия, дающего отрицательную характеристику, иносказательными оборотами, как бы смягчающим резкость оценок.

ЭКСПРЕССИВНОСТЬ РЕЧИ - выразительность языка оратора, то, что делает речь впечатляющей, яркой, воздействующей, благодаря пафосу лектора, эмоциональности выступления, образной манере изложения.

ЭКСПРОМП - выступление без подготовки, то же, что и импровизация.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ РЕЧИ - выявление в речи чувств, настроения, темперамента оратора, его отношения к предмету речи и к слушателям.

ЭПИГРАФ - крылатое выражение, цитата, яркое изречение, помещаемое автором перед текстом как указание на основную идею, тему или общую направленность работы.

ЭПИТЕТ - образное, выразительное определение, раскрывающее существенные признаки явления.

ЮМОР - незлобивая, добродушная насмешка как выражение способности человека замечать и раскрывать перед другими людьми смешные стороны жизненных явлений. Юмор свидетельству о диалектичности мышления, трезвости взглядов человека, о его гуманизме, самокритичности и жизнестойкости. В публичной речи юмор служит действенным средством установления контакта с аудиторией.

ЯЗЫК - (в отличие от речи) - объективно существующая, исторически сложившаяся система средств словесного выражения мыслей в целях общения между людьми; язык является системой знаков, характеризующейся определенным звуковым, грамматическим и семантическим строем.

ЯСНОСТЬ РЕЧИ - смысловая прозрачность выступления, обеспечивающая его понятность и усвояемость слушателями.

Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тематический план. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Содержание курса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Экзаменационные вопросы по риторике. . . . . . . . . . . . . . Тестовые задание по риторике Опорные понятия по риторике Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ораторское искусство в Древнем мире. . . . . . . . . . . . . . . Буржуазное ораторское искусство XVIII - XX веков. . . . . . . . Российское ораторское искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . . Революционное красноречие в России. . . . . . . . . . . . . . . . Развитие советского ораторского искусства. . . . . . . . . . . . . Академическое красноречие в России. . . . . . . . . . . . . . . . Роды и виды ораторского искусства. . . . . . . . . . . . . . . . . Тема, цель и жанр выступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сбор материалов и работа с ними. . . . . . . . . . . . . . . . . . . Работа над главной частью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Смысловые модели в речи (топы).. . . . . . . . . . . . . . . . . . . Подготовка вступления речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Подготовка заключения речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Основные правила искусства выразительного слова. . . . . . . . Доказательство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Техника аргументации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Особенности деловой беседы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Практические рекомендации для проведения деловых бесед. . . . Опровержение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Дискуссия и полемика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Социально-психологические признаки аудитории. . . . . . . . . . Личность оратора и стиль его выступления. . . . . . . . . . . . . Слушание как важнейшее средство общения. . . . . . . . . . . . . Стилистические особенности речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . Функционально-смысловые типы речи. . . . . . . . . . . . . . . . Образность и выразительность языка. . . . . . . . . . . . . . . . . Наглядные и технические средства и их использование в речи. . Жесты в устном выступлении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Постановка вопросов и техника ответов на них. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Краткий словарь терминов красноречия. . . . . . . . . . . . . . . Оглавление
просмотров