Аморальное поведение работника. Что такое аморальное поведение в чём оно выражается. Разъяснения Верховного Суда РФ об увольнении за совершение аморального проступка

Аморальное поведение работника. Что такое аморальное поведение в чём оно выражается. Разъяснения Верховного Суда РФ об увольнении за совершение аморального проступка

В.В. Подгруша, судья Конституционного Суда Республики Беларусь, заслуженный юрист Республики Беларусь

В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, основанием для расторжения трудового договора с работником по инициативе нанимателя может выступать совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Именно такое основание приведено законодателем в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников в п. 3 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Таким образом, увольнение работника по данному основанию может иметь место только в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением осуществляемой им работы.

Прежде всего нуждается в пояснении понятие «аморальный проступок».

Общепринятым является суждение, что аморальным признается проступок, не соответствующий требованиям морали.

В Толковом словаре русского языка читаем следующее: аморальный - противоречащий морали, безнравственный.

В качестве основания для увольнения по п. 3 ст. 47 ТК может выступить не всякий аморальный проступок, а лишь несовместимый с продолжением данной работы, т.е. работы, содержанием которой является воспитание как основное содержание выполняемых работником трудовых функций.

Таким образом, следуя позиции, занятой учеными­трудовиками и судебной практикой, по смыслу п. 3 ст. 47 ТК основанием увольнения является проступок, который характеризуется в совокупности следующими признаками:

  • нарушает нормы морали, соблюдение которых является трудовой обязанностью работника;
  • несовместим с продолжением работы, связанной с выполнением воспитательных функций;
  • является виновным.

В судебной практике советского периода к таким проступкам учителей (как наиболее значительной категории работников, выполняющих воспитательные функции) относились участие в церковном хоре, соблюдение религиозных обрядов, посещение церкви, рождение ребенка матерью, не состоящей в зарегистрированном браке, изготовление, хранение и сбыт самогона.

В настоящее время совершение лицами, выполняющими воспитательные функции, подобных «проступков» под действие п. 3 ст. 47 ТК не по­дпадает.

Отсюда следует не менее важный вопрос: кто может быть уволен по п. 3 ст. 47 ТК? В Трудовом кодексе приведены лишь косвенные признаки, относящиеся к субъекту, через указание на осуществляемые им трудовые функции. Законодательный пробел в этой части восполнен разъяснением, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда от 25 сентября 2003 г. № 11 (далее - постановление № 2). В соответствии с п. 43 постановления № 2 увольнение по п. 3 ст. 47 ТК допустимо в отношении только тех работников, в трудовую функцию которых воспитательная входит в качестве основной, в частности, учителя, преподаватели учебных заведений, мастера производственного обучения, воспитатели детских учреждений.

Перечень работников, приведенный в п. 43 постановления № 2, не является исчерпывающим.

Этот перечень, дополняемый судебной практикой, должен соответствовать критерию, вытекающему из нормы закона, суть которого заключается в содержании трудовой функции работника, а не в содержательной направленности деятельности организации в целом.

В силу предписаний п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК трудовой функцией признается соглашение о работе по одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией.

Поэтому не являются специальными субъектами увольнения по п. 3 ст. 47 ТК лица, хотя и работающие в учебно-­воспитательных и подобных им организациях, но выполняющие технические или иные функции, не связанные с воспитанием (коменданты, секретари, бухгалтеры, завхозы и др.).

Пример 1

Д., работая ночным сторожем в С-­ской средней школе К­-ского района, совершила кражу венков с кладбища. Отделом образования К­-ского района она была уволена по п. 3 ст. 47 ТК за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Суд признал увольнение незаконным, поскольку истица не являлась работником, выполняющим воспитательные функции, и восстановил Д. на работе.

На практике и в литературе одно время широко дискутировался вопрос о возможности увольнения по п. 3 ст. 47 ТК руководителей организаций, руководителей структурных подразделений, выполняющих воспитательные функции. Ответ фактически содержится в п. 43 постановления № 2. Поскольку воспитательная функция для руководителя не является основной, то он не может относиться к специальным субъектам, подпадающим под действие п. 3 ст. 47 ТК.

Между тем на практике на волне перевода руководителей на контрактную форму найма встречались случаи заключения контрактов, в которых содержалось указание на возможность прекращения трудового договора с руководителем по указанному выше основанию.

По большому счету, включение в контракт дополнительных оснований прекращения трудового договора возможно.

В п. 11 постановления № 2 разъясняется, что действие контракта до истечения его срока может быть прекращено по основаниям, установленным Трудовым кодексом, другими законодательными актами или контрактом. Несмотря на расплывчатость приведенного разъяснения, оно уточнено через указание, что основания прекращения трудового договора, предусмотренные контрактом, должны соответствовать законодательным актам. В таком случае на помощь следует призвать ту же ст. 47 ТК, которая предусматривает возможность увольнения руководителей по п. 1 в связи с утратой доверия. Не лишним будет и обращение к п. 1 ст. 23 ТК, согласно которому признается недействительным условие трудового договора, ухудшающее положение работника по сравнению с законодательством. Более того, из ч. 4 ст. 7 ТК следует принцип приоритетности норм законодательства о труде равной юридической силы, содержащих более льготные условия для работников.

Поэтому можно согласиться с суждением О.С. Курылевой о том, что условие контракта, в котором для руководителя предусмотрено основание увольнения по п. 3 ст. 47 ТК, является недействительным как ухудшающее положение работника. Очевидно, что увольнение по такому основанию, примененное в отношении руководителя, должно признаваться незаконным.

Таким образом, определяющим при решении вопроса о том, подпадает ли работник под действие п. 3 ст. 47 ТК, является установление содержательной направленности его трудовой функции - это должна быть профессиональная воспитательная деятельность.

В п. 43 постановления № 2 разъясняется, что увольнение по п. 3 ст. 47 ТК допустимо в отношении работников, совершивших аморальный проступок, несовместимый с продолжением воспитательной деятельности, совершенный как в связи, так и не в связи с ее осуществлением .

Противники такого расширительного толкования нормы закона утверждают, что вследствие распространения действия нормы п. 3 ст. 47 ТК на поведение работника, выполняющего воспитательные функции вне его трудовой деятельности и не в связи с таковой, необоснованно создается правовая основа для вмешательства в частную жизнь работников сферы образования и иных работников, выполняющих воспитательные функции. При этом в основе такого вывода, как утверждает К.Л. Томашевский, лежит не оправдание аморального поведения указанных лиц в быту или иных непедагогических сферах (за это они могут привлекаться к иной, например административной, ответственности), а несвязанность этого поведения с их трудовой деятельностью и трудовыми отношениями. По мнению К.Л. Томашевского, буквальное следование данному разъяснению может приводить к таким абсурдным ситуациям, когда, например, преподавателя, прошедшего в нерабочее время по улице в не совсем трезвом состоянии и встретившего по пути своего студента, формально можно будет уволить по п. 3 ст. 47 ТК, поэтому данное разъяснение необходимо вообще исключить из постановления № 2.

Изложенная выше позиция требует фактически изменения сложившейся правоприменительной практики, которая в настоящее время ориентирована на то, чтобы считать поводом для увольнения аморальный проступок, не совместимый с продолжением воспитательной работы, совершенный не только на работе, но и в быту. С учетом конкретных обстоятельств возможно увольнение по п. 3 ст. 47 ТК в связи с осуждением за совершение преступления к наказанию, не исключающему продолжение работы, за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, за вовлечение несовершеннолетних в пьянство; за физическое воздействие на учащихся, пьянство и т.п.

Пример 2

Суд Г-­кого района М-­ской области решением от 15 июня 2000 г. отказал в иске о восстановлении на работе учительнице Ш-­ской средней школы, уволенной по п. 3 ст. 47 ТК в связи с осуждением за избиение из ревности П. в ее доме.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (65), июнь 2006 г. Воспроизведение возможно только с

Законом предусмотрена мера увольнения за аморальное поведение лиц, работающих в образовательных и дошкольных учреждениях. Это преподаватели, учителя и воспитатели - категории работников, которые несут ответственность за нравственное развитие детей и подростков, оказывая прямое воздействие на формирование их личности.

Фактически под действие статьи попадает любой педагог или воспитатель, поведение которого сочли аморальным.

Какое поведение или поступок считают аморальным

Регламентирует порядок увольнения п. 8 ст. 81 ТК РФ, согласно которому сотрудник, выполняющий воспитательные функции, отстраняется от работы за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением его текущей деятельности. Подводный камень состоит в отсутствии конкретного перечня деяний, которые квалифицируются как «аморальные».

При этом часть из них попадает под действие уголовного или административного правонарушения, которые отражаются в составленном протоколе или судебном приговоре в случае, если работник образовательной сферы это нарушение совершил.

Аморальными могут быть признаны следующие проступки:

  • В грубой форме нарушаются общественные нормы поведения (состояние опьянения, развратные действия и проявление прочих пагубных деяний в публичном пространстве).
  • Применение физической силы и психологического давления на воспитанников или учеников, не имеющее обоснованных причин.
  • Склонение или вовлечение воспитанников или учеников к действиям сомнительного характера.
  • Другие правонарушения, совершенные в отношении несовершеннолетних подопечных или в их присутствии, которые впоследствии могут быть расценены, как аморальные.

К сведению

Трудовой Кодекс разрешает уволить сотрудника только по веским основаниям, когда тот или иной проступок оказывается несовместим с воспитательной или учебной работой. Например, грубое нарушение тишины в ночное время или переход улицы в неположенном месте - это не повод увольнять педагога, несмотря на отрицательный пример в поведении.

А вот допущенные оскорбления в адрес учеников или воспитанников, применение физического насилия (даже самого незначительного) или вызывающее поведение выступают веской причиной, чтобы поведение работника рассмотрела комиссия по вопросам профессиональной этики.

Действие статьи распространяется также в отношении педагогов, которые неоднократно совершают мелкие правонарушения и не стремятся исправить своего поведения.

Кого могут уволить за аморальный поступок

Напомним, что ТК предусматривает увольнение за аморальные проступки строго определенный круг лиц. Его представляют работники, которые занимаются воспитательной и образовательной деятельностью в соответствующих организациях. Согласно ст. 12 закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1, к таким учреждениям относят:

  • школьные и дошкольные организации;
  • специальные (коррекционные) школы;
  • средние и высшие учебные заведения;
  • учреждения дополнительного образования (для детей и взрослых).

В текущий список попадают все организации, которые ведут воспитательную или образовательную деятельность вне зависимости от формы обеспечения (государственные или частные).

  1. Профессиональная образовательная программа по подготовке военных (перечень утверждает Правительство РФ).
  2. Закрытые учебно-воспитательные учреждения специального характера для детей и подростков, поведение которых опасно для общества (утверждаются исполнительной властью на федеральном или региональном уровне на основании ст. 11 Закона «Об образовании»).

Применить ст. 81 п. 8 ч. 1 ТК РФ можно и к работникам, которые выполняют воспитательные функции вне образовательных организаций. Положение регламентирует Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации ТК РФ», где частично отражается список должностей, попадающих под ответственность.

Среди них: мастера производственного обучения, помощники воспитателей, логопеды, спортивные тренеры или руководители творческих кружков. Возраст учеников в таких случаях никакой роли не играет.

К сведению

Однако уволить работника можно лишь в случае, если воспитательная деятельность относится к его основной трудовой функции. Главный щит работника в таких ситуациях - должностная инструкция или трудовой договор, где эта информация прописана либо отсутствует и, соответственно, аннулирует действие статьи.

Важно ли место, где был совершен поступок

Увольнение сотрудника за аморальное поведение не привязывается к определенному месту. Не имеет значения, где педагог (или иное лицо) находился в момент совершения проступка.

Фактическое местонахождение отражается только на ходе судебного разбирательства: может измениться порядок или срок рассмотрения дела, опираясь на детали произошедшего (было это рабочее пространство или иное место).

Как происходит процедура увольнения за аморальное поведение

Первая задача руководства в такой ситуации - достоверно определить причастность работника к совершению аморального поступка, а это потребует ряда дополнительных мер. Они созданы ровно для того, чтобы исключить самовольное решение чужой судьбы ввиду крайне размытой трактовки понятия «аморальный».

Фактическое установление проступка

Если возникшая ситуация не входит в юрисдикцию полицейских, тогда заниматься сбором доказательной базы и фиксировать ее придется руководителю организации. В образовательном учреждении материалом для старта расследованиявыступают:

  • Докладная. Может поступить от коллеги или непосредственного начальника подозреваемого лица.
  • Жалоба. Поступает от заинтересованных сторон - самих учащихся, их родителей или опекунов.
  • Свидетельства с камер видеонаблюдения.
  • Доказательства, снятые на камеру мобильного телефона или другого гаджета.

В отдельных случаях, когда письменного заявления о проблеме в адрес руководства не поступало, но начальнику доподлинно известно о факте правонарушения, расследование дела он может инициировать самостоятельно. Среди таких прецедентов нередко выступают видеоролики, попавшие в интернет, где качество записи позволяет безошибочно определить личность сотрудника.

Документальное оформление аморального проступка

Как только руководитель организации получает информацию о ЧП, ему необходимо составить акт и приложить сопутствующие документы: докладные и объяснительные, а также свидетельские показания очевидцев происшествия, которые не являются работниками организации.

Для объективности расследования и учета всех деталей произошедшего необходимо сделать копии аудио- и видеофайлов, которые способны помочь в установлении мотивов и степени виновности главного фигуранта.

Собрание комиссии для рассмотрения дела

Чтобы исключить необъективные выводы об аморальном поведении работника, в учебных заведениях создают специальную комиссию. Состав участников утверждается Приказом руководителя организации. При этом важно учитывать, чтобы каждый сотрудник обладал хорошей репутацией и не был заподозрен в нарушениях этической нормы.

В случае спорных или крайне сложных ситуаций в комиссии должны принимать участие экспертные лица - психологи, юристы и прочие специалисты, способные грамотно разрешить вопрос и сделать объективные выводы.

Оформление итоговых решений комиссии

Здесь важно понимать, что главная задача участников расследования - дать обоснованный ответ руководителю по вопросу реальных оснований для увольнения работника, а не просто формально рассмотреть дело и установить какие-либо факты.

По окончании процедуры комиссия составляет протокол заседания, в котором отражает сам факт рассмотрения этого дела, а также прикладывает все подтверждающие документы.

Основная часть акта - это четкий вывод без двусмысленной трактовки о дальнейшей судьбе фигуранта (может продолжить работу в образовательном учреждении или подлежит увольнению).

Рассмотрение объяснений от работника

На заключительном этапе необходимо принять во внимание объяснительную сотрудника, поскольку без учета мнения обвиняемой стороны объективность решения подвергается сомнению.

Так, если правонарушение произошло в пределах образовательного или воспитательного учреждения, объяснение рассматривается в обязательном порядке. Законодательно эту процедуру регламентирует ст. 193 ТК РФ.

К сведению

Если же работник не предоставил письменных объяснений по истечении двухдневного срока, работодатель вправе вынести окончательное решение без учета мнения работника.

Формально аналогичные действия возможны и в случае, если аморальный поступок совершен вне рабочего учреждения. Однако судебная практика говорит обратное: требовать объяснение необходимо в любой ситуации, чтобы избежать недоразумений в суде (или комиссии по решению трудовых споров).

Сроки увольнения за аморальное поведение

Процедура обладает специфической особенностью, поскольку сроки увольнения напрямую зависят от места, где совершено правонарушение - на работе или в быту. Если аморальный поступок произошел на рабочем месте, увольнение возможно не позднее 1 месяца с момента установления аморального проступка, но не позднее 6 месяцев, считая от даты его фактического совершения.

Аморальные действия за пределами рабочего пространства (то есть в быту и не при выполнении трудовых обязанностей), разрешают уволить работника в любой отрезок времени, но не позднее 1 календарного года с момента установления проступка.

Запись в трудовой книжке при увольнении за аморальный поступок

В случае, если обеим сторонам удалось прийти к мирной договоренности, которая подразумевает неразглашение порочащих сведений, в трудовой книжке работника фигурирует п. 1 ст. 77 ТК РФ - увольнение по соглашению сторон.

В противном случае запись в трудовой книжке оформляют согласно п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - увольнение за совершение аморального поступка, несовместимого с продолжением работы.

Выплаты по увольнению за аморальный поступок

Вне зависимости от совершенного нарушения и степени его неэтичности, руководитель организации обязан рассчитать сотрудника, не нарушая законодательства. ТК РФ определяет следующие гарантированные выплаты:

  • заработную плату;
  • компенсацию за неиспользованный отпуск;
  • иные выплаты согласно трудовому договору (премии и т.д.).

При возникновении спорных ситуаций касательно объема выплат, которые должен получить работник, организация обязана выплатить неоспариваемую сумму (это те средства, в отношении которых у работника нет претензий).

При этом за работником сохраняется право оспорить решение руководителя в судебном порядке, но после расторжения трудового договора (порядок действий регламентирует гл. 60 ТК РФ). В большинстве случаев суд удовлетворяет иск работника и он получает полагающиеся выплаты.

К сведению

Однако лишь в том случае, если во внутренних документах организации не прописан запрет на выплату пособий сотрудникам, которые уволены по дискредитирующим обстоятельствам.

Нужна ли отработка при увольнении за аморальный поступок

Поскольку законодательно такого понятия, как «отработка», не существует, фактически решение принимает руководитель. Заметим, что 14-дневный срок - это формальное предупреждение работодателя об увольнении, которое регулируется по соглашению сторон.

В случае увольнения за аморальное поведение или проступок руководитель, как правило, не стремится удерживать сомнительного работника. Однако в случае мирного соглашения об увольнении (неразглашение результатов расследования), небольшая вероятность отработки имеет место быть. Но скорее - в качестве исключения, нежели стандартной практики.

Увольнение за «аморалку»: подводим итоги

Занятие образовательной или воспитательной деятельностью требует от работников соблюдать негласный свод морально-этических правил не только на рабочем месте, но и в частной жизни.

При этом стоит помнить главное: увольнение сотрудника - хоть и радикальная, но самая крайняя мера воздействия. А заниматься обнаружением нелицеприятных фактов - право, но не обязанность работодателя (за исключением случаев, когда поведение работника становится общественно опасным).

О том, что есть морали и нормы поведения знают все. Но что это значит, понятие у всех свое. Скорее всего, это связано с тем, что у каждого свои взгляды на это. Но мы живем в цивилизованном мире, и нас окружает общество, где нужно соблюдать определенные правила, как в поведении, так и в общении. Для того чтобы понимать, как жить и как общаться, необходимо понимать, что такое амораль и как она проявляется.

Что понимается под аморальным поведением

Аморальное поведение представляет собой совокупность различного рода поступков, которые никак не считаются нормальными для общества в целом. Другими словами, аморальность, это наличие у человека разных безнравственных моральных устоев, а также нарушение эстетики и всех правил приличия среди людей. Какой либо отдельной статьи в законе за аморальное поведение не предусмотрено, но часто такие поступки сопровождают хулиганство, а это уже УК РФ.

Чтобы было понятнее, приведем пример такого неподобающего для общества поведения:

  • Наркомания (даже самые начинающие стадии);
  • Токсикомания;
  • Проституция (даже в самых малых ее проявлениях);
  • Разного рода преступления;
  • Алкоголизм, пьянство и так далее.

Вполне достаточно примеров можно привести, но это самые распространенные и самые часто встречаемые.

Основные термины морали и аморли

Перед тем, как обсуждать вопрос разных проступков, стоит выяснить основные правила и нормы поведения, для того, чтобы понимать, что является отклонением.

Социальные нормы представляют собой определенные нормы поведения, которые существуют внутри общества, которые считаются общепризнанными в общества. И специалисты выделяют несколько типов отклонения от этих самых норм:

  1. Позитивные. Это аморальный образ жизни, смысл которого в том, чтобы преодолеть все устаревшие нормы и правила, но только те, которые связанные с социальным обществом. Суть в том, чтобы изменить в лучшую сторону социальную систему;
  2. Негативные. Здесь речь идет о дисфункциональной дезорганизации, которая ведет на полное разрушение общества.

Стоит отметить еще два важных термина, которые помогут полностью разобраться в данной ситуации:

  • Мораль — это специальные правила поведения человека, которые, по сути, считаются правильными и подобающими в самом обществе. Но тут, стоит понимать, что у каждого человека есть свое понятие морали. Каждый сам для себя, приходит к выводу,как правильно вести себя, а как нет. К примеру, для одного алкоголизм — это способ решить проблемы забыть о них, для другой группы людей, пить без повода, просто аморально, и таких людей нужно ликвидировать от общества в целом;
  • Аморальщина представляет собой определенный социальный выбор человека. Бывают случаи, что человек прибегает к аморальному поведению, чтобы достичь той, или иной цели. Другие же личности могут вести себя неподобающим образом только потому, что хотят выделиться и общества. Много причин есть на то, чтобы вести себя неправильно, но в любом случае, для общества это не правильно и не понятно.

Причины аморального поведения

В общем можно выделить следующие причины возникновения такого вот поведения:

  • Часто причиной такого вот неправильного поедания может стать разделение населения на неравные классы, на богатых и бедных. То, что нехватка денег может привести к тому, что человек будет деградировать, логично и так. Личность будет вести себя аморально, при этом начнет употреблять вредные вещества и вести непристойный образ жизни, при всем этом он может и разлагать общество, которое находиться рядом с ним;
  • Факторы морально-эстетичные. Здесь речь идет о низком воспитании человека. Родители могут не заложить в ребенка нужные знания и понимания;
  • То, что окружает человека. Так как мы находимся в обществе, на нас очень сильно влияет то, что в нем происходит. Семья, школа, университет, компания друзей, все это, так или иначе, оставит отпечаток на характере, взглядах и личностных качествах человека. К сожалению, учеными было доказано то, что именно близкое окружение оставляет самый большой отпечаток на формировании человека в целом. Поэтому, если ребенок родился в семье алкаша, больше 85% детей будут вести именно такой же образ жизни, как его родители. Он для него становятся ярким примером, как нужно проводить время и день.

Ученые говорят, что именно молодежь подвергнута аморальному поведению, и на это есть свои причины и логические:

  1. Неустойчивая психика;
  2. Возможны разного рода внутренние переживания и противоречия;
  3. Почти нулевой уровень терпения;
  4. Желание выделиться среди толпы, делая это странными способами;
  5. Состояние в секте, или определенной субкультуре.

Выводы

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что аморальное поведение – это определенный тип поведения, который никак не соответствует общепринятым правилам и нормам. По сути, это отклонение от нормы. Это может быть как желание самого человека, так и психологические расстройства. Бороться с этим самостоятельно сложно. Тут нужна помощь специалиста, который покажет всю глубину проблему.

Кто под «прицелом»

Трудовой кодекс РФ разрешает увольнять за аморальный проступок только лиц, выполняющих воспитательные функции, то есть тех, кто непосредственно занимается воспитательной деятельностью, например учителей школ, преподавателей вузов и средних профессиональных учебных заведений, мастеровпроизводственного обучения, воспитателей детских учреждений. Кстати, гувернантки, работающие у частных лиц, также осуществляют воспитательную функцию, определенную их трудовым договором и должностной инструкцией. А вот, скажем, директорам предприятий, руководителям отделов, мастерам производства, участковым врачам и прочим воспитательные функции в обязанности не вменены.

Примечательно, что в Трудовом кодексе РФ нет конкретного списка профессий и должностей, к которым может быть применено данное основание увольнения. Частично проблему попытались разрешить на Пленуме Верховного Суда РФ, закрепив в п. 46 постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» примерный перечень работников, в отношении которых применимо данное основание увольнения. С юридической точки зрения, этот перечень является открытым, что позволяет на практике дополнить его.

Хотя процесс воспитания происходит не только в сфере образования, но и на производстве, в уголовно-исполнительной системе, да и мало ли где еще, данное основание увольнения все же сфокусировано на работниках образовательных учреждений. Это логично, так как именно их влияние на формирование личности воспитанников и обучающихся наиболее существенно и значимо, а их личное поведение и моральный облик служат образцом для подражания.

Несмотря на то что понятие «аморальный проступок» используется в праве, ни в одном нормативном правовом акте нет его определения.

Данное основание увольнения применимо также к обслуживающему персоналу образовательных учреждений, чьи функции предусматривают участие в воспитании детей и непосредственный контакт с ними (помощники воспитателей, няни, вожатые). В то же время нельзя уволить за «аморалку» школьных уборщиц, завхозов, слесарей, бухгалтеров - словом, работников, которые, исполняя свои не связанные с воспитанием трудовые обязанности, так или иначе оказывают влияние на подрастающее поколение.

При увольнении работника за совершение аморального проступка необходимо убедиться, что воспитательная функция прописана в его трудовом договоре или должностной инструкции как основная трудовая функция . Допустим, если у старшего продавца в качестве одной из дополнительных трудовых функций есть проведение воспитательной работы в отделе продаж, то уволить его за аморальное поведение будет ошибкой.

На практике

ОБРУГАЛА «НЕОФИЦИАЛЬНО»

По материалам Ярославского областного суда

Педагогу детской школы искусств В. был объявлен выговор за совершение аморального проступка, выразившегося в публичном оскорблении коллег по работе нецензурной бранью.

В суде истица оспаривала сам факт аморального поведения и нецензурной брани в адрес коллег и обращала внимание на то, что 3 октября 2002 г. была неофициальная вечеринка в школе по случаю Дня учителя - вне рабочего времени, а согласно дисциплинарное взыскание может быть применено только за ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 2 июня 2003 г. в иске В. отказано. Постановлено взыскать с В. в пользу муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. Стомпелева» в возмещение расходов на оплату услуг представителя 1500 руб.

При пересмотре по жалобе В. данного дела в порядке надзора президиум Ярославского областного суда отметил: преподаватель школы мог быть привлечен к дисциплинарной ответственности и за проступок, не являющийся нарушением трудовой дисциплины в смысле, определяемом , но не совместимый с особым статусом и уровнем ответственности лица, выполняющего педагогические и воспитательные функции.

Также было отмечено, что публичное оскорбление коллег по работе в стенах школы - это нарушение не только правил внутреннего распорядка, но и принятых в обществе норм поведения, не совместимое с деятельностью преподавателя.

С учетом изложенного президиум Ярославского областного суда вынес определение о законности применения к истице мер дисциплинарного взыскания, которые являются правильными, основаны на законе и материалах дела.

Что есть «аморально»?

Несмотря на то что понятие «аморальный проступок» используется в праве, ни в одном нормативном правовом акте нет его определения. В широком смысле, как мы все понимаем, это деяние, нарушающее нравственные устои общества. В современном учебнике по трудовому праву дается следующее толкование: «Аморальный проступок - это виновное действие или бездействие лица, нарушающее основные моральные нормы общества и противоречащее содержанию служебно-трудовой функции и тем самым дискредитирующее служебно-воспитательные, должностные полномочия соответствующего круга лиц». 1

С одной стороны, отсутствие в законе конкретики - перечня аморальных проступков или критериев отнесения деяний к таковым - затрудняет правильное понимание и применение рассматриваемого основания расторжения трудового договора, делает аморальность оценочным понятием. С другой стороны, дать такой закрытый перечень, скорее всего, просто невозможно, как невозможно уравнять моральные устои различных слоев населения. То, что непростительно для педагога в какой-нибудь элитной гимназии, может оказаться совершенно оправданным педагогическим приемом в спец-школе для трудных подростков.

Право должно отражать существующие моральные устои, а также быть социальным регулятором поведения членов общества. Но каждое общество имеет свои представления о нравственности. Важную роль тут играют религия, обычаи, традиции. При этом культура не статична, мнения меняются; нередко то, что буквально несколько лет назад казалось чудовищным, сегодня воспринимается вполне буднично. Приведу пример. В п. 4 действовавшего ранее постановления Пленума Верховного Суда СССР от 01.11.1985 № 15 «О практике применения судами законодательства, направленного на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом» были указаны в качестве ориентиров аморальные проступки. Это «распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность»; «вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение их до состояния опьянения»; «изготовление, хранение, приобретение, сбыт самогона или других крепких спиртных напитков домашней выработки». Судите сами, что из данного списка осуждаемо на сегодняшний день…

Так кто же и каким образом будет оценивать поступок работника с позиции морали? Чей уровень морали должен быть мерилом? Ответ вполне очевиден - работодатель. Именно он, полагаясь на свое правосознание, миропонимание и свой собственный нравственный уровень, оценит действия работника. А главное - примет решение о том, может ли данный гражданин после своего проступка продолжать выполнять возложенные на него трудовые функции.

Практика показывает: в настоящее время аморальными проступками чаще всего признаются такие действия работника, как распитие спиртных напитков вместе с воспитанниками , нецензурные выражения и жесты в адрес учеников , восстановление дисциплины в ауди-тории физическими методами воздействия и др. В случае применения, в том числе однократно, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, работник может быть также уволен по . Унижать, бить учеников аморально! В Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (п. 6 ст. 15) сказано, что дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

Место не имеет значения

Увольнение по реально и в том случае, если аморальный проступок совершен не по месту работы и не в связи с исполнением трудовых обязанностей. Например, как достаточный повод для расторжения договора может расцениваться появление в театре (магазине, банке) пьяного, нецензурно бранящегося педагога, применение им насильственных методов воспитания в отношении собственных детей и т.д.

Разница лишь в ограничении сроков наложения наказания. Если осуждаемое деяние совершено по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей , то нарушитель нравственных устоев может быть уволен при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного . То есть не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, а также пребывания его в отпуске. При этом в данном случае увольнение по не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Если же аморальный проступок совершен вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей , то расторгнуть трудовой договор по работодатель вправе в течение одного года с того дня, как ему станет известно о негативном деянии своего работника.

С точки зрения закона и общества, суть происшествия куда важнее, чем место. Обратите внимание: увольнение работника по допустимо только в том случае, если аморальный проступок несовместим с продолжением данной работы . «Несовместимость» означает невозможность выполнения воспитательных функций вследствие данных неблаговидных деяний. (Проступок, например, полностью дискредитировал работника как педагога. Или у работодателя сложилось впечатление, что учитель снова совершит аналогичные действия, и это пагубно скажется на воспитуемых.)

Трудовой договор с работниками, выполняющими воспитательную функцию, может быть расторгнут при совершении ими аморального проступка не только на работе, но и в быту.

Факт совершения аморального проступка должен быть доказан работодателем. Увольнение на основании общей оценки поведения, а также на основании неконкретных или недостаточно проверенных фактов, слухов недопустимо.

В качестве доказательств принимаются показания свидетелей, надлежащим образом оформленные акты и т.п. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профес-сионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения проводится только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы передается данному педагогическому работнику (ст. 55 Закона РФ «Об образовании»). Если руководитель образовательного учреждения получил такую жалобу от ученика или его родителей, ему необходимо собрать комиссию и провести дисциплинарное расследование, по завершении которого принять решение об увольнении или других мерах наказания.

Подтвердить аморальное поведение в быту могут документы, составленные правоохранительными органами (протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении, решение суда и др.).

Нормативная база

1 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: учеб. - М.: Велби, Изд-во Проспект, 2004.

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы - п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ

Разъяснения Верховного Суда РФ
об увольнении за совершение аморального проступка

При рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми прекращен в связи с совершением ими аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (пункт 8 части первой статьи 81 ТК РФ), судам следует исходить из того, что по этому основанию допускается увольнение только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок: по месту работы или в быту.

Если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей, то такой работник может быть уволен с работы (соответственно по пункту 7 или 8 части первой статьи 81 ТК РФ) при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного статьей 193 Кодекса .

Если же виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, то трудовой договор также может быть расторгнут с ним по пункту 7 или пункту 8 части первой статьи 81 ТК РФ , но не позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем (часть пятая статьи 81 ТК РФ).

Приведенные разъяснения содержатся в п.п. 46, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"

Судебная практика увольнения
за совершение аморального проступка

1. При рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми прекращен в связи с совершением ими аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), следует исходить из того, что по этому основанию допускается увольнение только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью

Ж. обратился в суд с иском к ОАО о восстановлении на работе , взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда , признании приказа об увольнении незаконным, указывая, что он работал в должности машиниста тепловоза, позднее - в качестве машиниста-инструктора в локомотивном эксплуатационном депо.

Отменяя решение районного суда об отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия указала следующее.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из факта совершения истцом, работавшим в должности машиниста-инструктора с исполнением воспитательной функции, аморального проступка, выразившегося в том, что он требовал деньги от машиниста К., представленного им для включение в список работников бригады на поощрение в виде премии по итогам работы за безаварийное управление.

Между тем судом не учтено, что в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Следует учитывать, что данное основание может послужить причиной увольнения лишь тех работников, для которых воспитательные функции являются основным содержанием их труда.

Трудовой кодекс РФ не содержит определения аморального проступка. Не имеется такого определения и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 2.

По мнению судебной коллегии, под аморальным следует понимать проступок, нарушающий принятые в обществе нормы морали, совершенный работником на работе или в быту и не соответствующий морально-этическим требованиям, предъявляемым к выполняемой им работе или занимаемой должности.

Преподавательская деятельность представляет собой не только целенаправленный процесс обучения граждан в целях получения ими соответствующего образования, но и процесс воспитания (преамбула Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"). Отмеченная специфика преподавательской деятельности предполагает установление законодателем специальных требований к лицам, занимающимся ею. Одно из таких специальных требований закреплено в п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ .

Выполняемая истцом работа связана с обучением работников локомотивных бригад в целях получения ими профессиональных навыков их работы по основной специальности, но не соответствующего образования.

При этом локомотивное эксплуатационное депо по смыслу положений ст. 12 Закона РФ "Об образовании" также не может быть отнесено к образовательному учреждению.

Поскольку Ж., не являясь работником, выполняющим воспитательные функции, не мог быть уволен по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ , прекращение с ним трудового договора не соответствует требованиям трудового законодательства (извлечение из определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 3 сентября 2008 г. N 33-3296/2008; Бюллетень судебной практики Омского областного суда N 3 (36), 2008)

2. При рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми прекращен в связи с совершением аморального проступка, несовместимого с продолжением работы, следует исходить из того, что по этому основанию допускается увольнение только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью , например, учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок: по месту работы или в быту. Смотрите далее "Обзор практики рассмотрения судами Калининградской области в 2008 году гражданских дел о восстановлении на работе".

просмотров