Добросовестное выполнение международных обязательств. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву Принцип добросовестного соблюдения международных договоров
Рассматриваемый принцип, как бы завершающий изложение основных принципов международного права, зародился и долгое время действовал как принцип соблюдения международных договоров - pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться).
§ 10. Добросовестное выполнение международных обязательств 139
В современный период для большинства государств из обычно-правовой нормы он превратился в договорную норму, а его содержание существенно изменилось и обогатилось.
В преамбуле Устава ООН говорится о решимости народов «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права», а в п. 2 ст. 2 фиксируется обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу обязательства, «чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации».
Важным этапом в договорном закреплении данного принципа стала Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В ней отмечается, что «принцип свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание». В ст. 26 установлено: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться».
Развернутую характеристику этот принцип получил в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в других документах.
Смысл данного принципа заключается в том, что это - признанная всеми государствами универсальная и кардинальная норма, выражающая юридическую обязанность государств и других субъектов соблюдать и выполнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и соответствующих им международных договоров и других источников международного права.
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств служит критерием законности деятельности государств в международных и во внутригосударственных отношениях. Он выступает в качестве условия стабильности, эффективности международного правопорядка, согласованного с правопорядком всех государств.
С помощью этого принципа субъекты международного права получают законное основание взаимно требовать от других участников международного общения выполнения условий, связанных с пользованием определенными правами и несением соответствующих обязанностей. Данный принцип позволяет отграничивать правомерную деятельность от незаконной, за-
Глава 6. Основные принципы международного права
прещенной. В этом аспекте он ярко проявляется в качестве императивной нормы международного права. Указанный принцип как бы предупреждает государства о недопустимости отхода в заключаемых ими договорах от кардинальных установлений международного права, выражающих коренные интересы всего международного сообщества, подчеркивает превентивную функцию норм jus coget\s. Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, связывая императивные нормы в единую систему международно-правовых предписаний, является их интегрирующей частью. Однако если отдельные нормы jus cogens могут быть заменены другими на основе соглашения между государствами, то подобная замена невозможна по отношению к данному принципу: его отмена означала бы ликвидацию всего международного права.
В процессе развития данного принципа было предусмотрено, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства-участники будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.
Существенными признаками принципа добросовестного выполнения международных обязательств являются недопустимость произвольного одностороннего отказа от взятых обязательств и юридическая ответственность за нарушение международных обязательств, которая наступает в случае отказа от их выполнения или иных действий (либо бездействия) участника договора, имеющих противоправный характер. Нарушение международных обязательств порождает вопрос об ответственности не только за отход от соглашения, но и за посягательство на сам принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Литература
Бараташвили Д. И. Принцип суверенного равенства государств в международном праве. М., 1978.
Волова Л. И. Нерушимость границ - новый принцип международного права. Ростов н/Д, 1987.
Ковалев А. А. Самоопределение и экономическая независимость народов. М., 1988.
Литература
Левин Д. Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977.
Менжинский В. И. Неприменение силы в международных отношениях. М., 1976.
Тиунов О. И. Принцип соблюдения международных обязательств. М., 1979.
Ушаков Н. А. Невмешательство во внутренние дела государств. М, 1971.
Черниченко С. В. Принцип самоопределения народов (современная интерпретация) // Московский журнал международного права. 1996. № 4.
§ 1. Международное право и внутригосударственное право
Глава 7
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО
Международное право и внутригосударственное право
Как взаимосогласованные и взаимодействующие
Правовые системы
Взаимодействие международного и внутригосударственного (национального) права обусловлено таким объективным по отношению к правовым категориям фактором, как взаимосвязь внешней и внутренней политики 1 .
Существенное значение для поддержания и совершенствования такого взаимодействия имеет то обстоятельство, что государства выступают в нормотворческих процессах как создатели одновременно внутригосударственных (национально-правовых) норм и международно-правовых норм, воплощающих в первом случае их собственные, во втором - взаимосогласованные интересы. Соответственно рождаются государственные законы (равно иные нормативные акты) и межгосударственные договоры (иные источники международного права). Терминологическим выражением участия государства в создании различных по принадлежности к определенной правовой системе актов является их официальное обозначение; применительно к нашему государству - законы РФ (в прошлом - законы СССР) и международные договоры РФ (международные договоры СССР).
Квалификация внутригосударственного права и международного права как самостоятельных правовых систем относит-
1 Применительно к трактовке соотношения международного и внутригосударственного права в историческом плане принято выделять два основных направления - монистическое, отдающее предпочтение одной из двух правовых систем, и дуалистическое, в рамках которого были сторонники как равной отдаленности правовых систем друг от друга, так и их взаимодействия при сохранении самостоятельности.
ся и к методам нормотворчества, и к формам существования тех и других правовых норм, и к правоприменительной практике.
Поскольку внутригосударственное и международное право, будучи автономными друг по отношению к другу системами, активно взаимодействуют, вплоть до применения международно-правовых норм в сфере внутригосударственных отношений, возникла иллюзия перехода норм одной системы в другую. Такое иллюзорное представление породило концепцию «трансформации» международно-правовых норм в национально-правовые нормы, международных договоров во внутригосударственное законодательство. Согласно этой концепции международные договоры в результате их ратификации, утверждения или просто официального опубликования «трансформируются», преобразуются во внутригосударственные законы; аналогична судьба соответствующих норм. Неприемлемость подобных умозаключений станет предельно ясной, если принять во внимание, во-первых, что трансформация означает прекращение существования «трансформируемого» предмета, явления, но международным договорам такая судьба не присуща; во-вторых, что на стадии правоприменения взаимодействие двух правовых систем, если принять данные суждения, заменяется единоличным действием правовой системы государства, «поглотившей» международные нормы; в-третьих, что традиционно в ряде отраслей национального права допускается применение норм иностранного законодательства, однако не высказывается предположение о «трансформации» и этих норм в российское законодательство.
Принятые во многих государствах конституционные формулировки воплощают не вполне однозначные подходы к проблеме. Так, согласно ст. 25 Основного закона ФРГ 1949 г. «общие нормы международного права являются составной частью права Федерации»; согласно п. 1 ст. 28 Конституции Греции 1975 г. общепризнанные нормы международного права, а также международные договоры после их ратификации и вступления в силу «являются составной частью внутреннего греческого права»; согласно ч. 4 ст. 5 Конституции Республики Болгария 1991 г. ратифицированные, опубликованные и вступившие в силу международные договоры «являются частью внутреннего
Глава 7. Международное и внутригосударственное право
права страны». В Конституции Испании международные договоры квалифицируются как «часть ее внутреннего законодательства» (ч. 1 ст. 96), а в Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, объявлены «частью национального законодательства Украины» (ч. 1 ст. 9).
Формулировка действующей Конституции РФ может показаться идентичной приведенным выше. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».
Толкование этой конституционной нормы затрагивалось в гл. 1 настоящего учебника применительно к характеристике правовой системы. Ясно, что понятие «правовая система» отличается от понятия «право», будучи более насыщенной категорией, вмещающей в себя наряду с правом как совокупностью юридических норм правоприменительный процесс и, очевидно, складывающийся на их основе правопорядок.
В этом смысле формулировка Конституции РФ представляется ощутимо иной, чем в названных зарубежных конституциях, и дает основания для такой «прописки» общепризнанных принципов и норм и международных договоров РФ в российской правовой системе, при которой эти принципы, нормы, договоры, не вторгаясь прямо во внутригосударственный нормативный комплекс, в российское законодательство, взаимодействуют с ним в правоотношениях, в правоприменительном процессе, в структуре правопорядка.
Функциональное назначение конституционной нормы проявляется в признании непосредственного действия международно-правовых норм в сфере внутригосударственной деятельности и внутригосударственной юрисдикции, в предписании непосредственного применения этих норм судами, другими органами государства, хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами (индивидами). Такой вывод обусловлен пониманием текста ч. 4 ст. 15 Конституции в контексте других конституционных норм (ч. 3 ст. 46, ст. 62-63, 67, 69) и многочисленных законодательных актов РФ, предусматривающих их совместное с международными договорами применение. Самостоятельное юридическое положение международных принципов, норм договоров подчеркивается особым статусом
§ 2. Международное право во внутригосударственной сфере
при их приоритетном применении в случаях несоответствия им норм законов.
Очевидно, и тексты упомянутых статей зарубежных (кстати, далеко не всех) конституций допускают - с учетом других нормативных предписаний - аналогичное толкование их соотношения с международными договорами (нормами) 1 .
Развитие государственности и заключение договоров между ними привело к образованию правовых обычаев. По мере совершенствования в этой сфере был выработан принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Общие понятия
Основы взаимодействия между странами начали формироваться на стадии становления государственных систем. Серьезное движение вперед в вопросе отношений в области правовых международных соглашений произошло в ХХ веке. Связано это в первую очередь с мировыми войнами и, как следствие, изменениями на международной политической арене.
Но первый существенный прорыв был осуществлен еще в 1871 г. в ходе Лондонской конференции. Именно тогда странами-участницами закреплен принцип невозможности в одностороннем порядке освободить себя от взятых обязательств по выполнению международного трактата, который был ими подписан. Осуществить это допустимо только с согласия сторон в ходе дружественного уговора.
Если раньше такой принцип относился к обычно-правовым нормам, то сейчас – к договорным. В соответствии с ним государства добровольно берут на себя обязательства добросовестно выполнять пункты международных соглашений, в которых принимают участие. Если у них возникает необходимость в установлении внутренних законов и правовых норм, то таковые должны быть согласованы с государственными обязательствами в области международного права. Т. е. принцип выполняет роль своеобразного гаранта правовой стабильности внутри целого ряда стран.
Основы принципа закреплены в преамбуле Устава ООН, где прописана обязанность всех членов Организации ответственно подходить к исполнению обязательств, принятых по Уставу. Если страны участвуют в прочих международных соглашениях, условия которых вступают в противоречие с основным документом ООН, то преимущественная сила закрепляется именно за Уставом.
Результативность введения принципа выражается в следующем:
- Задействованные субъекты получают индивидуальное законное основание потребовать от прочих участников выполнения норм, прописанных в международных соглашениях.
- Деятельность в рамках правовых установок получает защиту от незаконных деяний.
- Законодательные установки разных стран сплетены в единые нормы императивного характера.
Международные обязательства должно добросовестно исполняться, иначе это повлечет негативные последствия
При нарушении указанных обязательств предполагается введение ответственности. А это значит, что наказание последует не только за конкретное правонарушение, но и за отход от вышеозначенных норм.
Правовая основа
Кроме Устава ООН, основные положения, касающиеся добросовестного выполнения, были зафиксированы в следующих документах:
- Венская конвенция, которая была заключена в мае 1969 г. (ст. 26). Согласно данному акту все действующие международные договоры обязательны к исполнению участникам.
- Декларация об основополагающих принципах права, принятая в сентябре 1970 г. на пленарном заседании Генассамблее ООН.
Если говорить, к примеру, о России, то нормы выполнения международных соглашений закреплены в ФЗ № 101, принятого в 1995 г. А их выполнение контролируется Российскими Федеральными властями, лично Президентом страны и Министерством иностранных дел.
Общий же международный контроль выражается в том, что его должны обеспечивать все государства – участники посредством создания специальных контролирующих органов.
Стороны обязательств
В качестве субъектов международных правоотношений выступают образования, которые обладают самостоятельным статусом и наделены правами и обязанностями в этой сфере. К таким сторонам относятся:
- Государственные образования.
- Межгосударственные структуры.
- Народы и нации, которые находятся в стадии становления независимости и создания своего государства.
Необходимость добросовестного исполнения обязательств трактована законодательством
Чтобы стать полноценной стороной международной правосубъектности, необходимо наличие следующих признаков:
- Сторона должна являться коллективным образованием.
- Субъект обязательно обладает правами и обязанностями, которые являются следствием существования международных законодательных норм.
- Принимает непосредственное участие в создании международных правовых актов.
Если хотя бы один из вышеперечисленных признаков отсутствует, это означает, что о полной международной правосубъектности говорить нельзя.
Обязанности субъектов
Анализируя основные представленные выше принципы добросовестного выполнения обязательств по международному праву, можно выделить наиболее явные обязанности сторон – участниц:
- Осуществление норм принятых международных соглашений точно и без проволочек.
- Контроль за всеобъемлющим исполнением обязательств иными субъектами.
- Непосредственное участие в принятии законодательных актов в международной сфере.
Принцип pacta sunt servanda ("договоры должны соблюдаться"), являющийся результатом соглашения государств, на протяжении многих веков оставался обычно-правовой нормой. Впервые он был сформулирован в многостороннем Лондонском протоколе европейских держав , подписанном 19 (31 марта) 1877 г. представителями Великобритании, Австро-Венгрии, Германии, России и Франции, пытавшимися мирно урегулировать застарелый "восточный вопрос" и проблемы в Османской империи. В указанном Протоколе подчеркивалось, что ни одна держава не может освободить себя от договорных обязательств или изменить их иначе, "как с согласия договаривающихся сторон, достигнутого посредством дружеского уговора". Закрепление данного принципа не помещало его незамедлительному нарушению. 29 марта (10 апреля) 1877 г. Османская империя отклонила Протокол, оценив его положения, как вмешательство в свои внутренние дела. Отказ Порты принять Протокол стал поводом для начала русско-турецкой войны 1877–1878 гг.
Подобным образом были нарушены договоренности государств-членов Лиги Наций, провозгласившей в своем Статуте, что ни одна держава не может освободить себя от договорных обязательств или изменить их иначе, "как с согласия договаривающихся сторон, достигнутого посредством дружеского уговора".
В преамбуле Статута Лиги Наций 1919 г. устанавливалось, что государства – члены Лиги будут "строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения государств".
В современном международном праве принцип добросовестного выполнения международных договоров был закреплен в Уставе ООН, который обязывает всех членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу международные обязательства (п. 2 ст. 2). Хотя в Уставе говорится только о тех международных обязательствах, которые приняты государствами в отношении содержащихся в нем норм, он был воспринят как обязательный и в отношении других международных соглашений. Принцип pacta sunt servanda был впоследствии закреплен:
- – в Венских конвенциях о праве международных договоров 1969 и 1986 гг.;
- – Декларации о принципах международного права 1970 г.;
- – Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.;
- – других международно-правовых документах.
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. "каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". Более того, "участник не может ссылаться на положения своего внутреннего нрава в качестве оправдания для невыполнения им договора".
Декларация о принципах международного права 1970 г., подтвердив обязанность каждого государства – члена ООН добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, а также вытекающих из общепризнанных норм и принципов международного права, подчеркнула обязанность государства выполнять также обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства-участники согласились "добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву, как те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются".
В большом числе международных договоров и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН получила закрепление концепция добросовестности, согласно которой добросовестность означает, что соответствующее договорное обязательство выполняется честно, своевременно, точно, в соответствии с предусмотренным в нем смыслом. Согласно Венской конвенции о праве международного договора, добросовестным будет выполнение договора, который истолкован в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств распространяется только на соглашения, заключенные в соответствии с международным правом.
ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ - один из основополагающих императивных принципов современного международного права. Возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях. В качестве общепризнанной нормы поведения субъектов указанный принцип закреплен в Уставе ООН, которого подчеркивает решимость членов ООН создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права. Согласно п. 2 ст. 2 Устава, все члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу , чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации. Развитие международного права со всей очевидностью подтверждает универсальный характер П.д.в.м.о. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. каждый действующий обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.
Сфера П.д.в.м.о. заметно расширилась в последние годы, что получило отражение в формулировках соответствующих международно-правовых документов. Так, согласно Декларации о принципах международного права 1970 г., каждое обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, обязательства, вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права, а т.ж. обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Авторы Декларации стремились подчеркнуть необходимость добросовестного соблюдения прежде всего тех обязательств, которые охватываются понятием "общепризнанные и нормы международного права" или вытекают из них. В различных правовых и социально-культурных системах существует свое понимание добросовестности, что непосредственным образом отражается на соблюдении государствами принятых обязательств. Концепция добросовестности получила закрепление в большом числе международных договоров, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в декларациях государств и т.д. Однако следует признать, что точного юридического содержания понятия добросовестности в реальных ситуациях может вызывать трудности. Представляется, что юридическое содержание добросовестности следует выводить из текста Венской конвенции о праве международных договоров, главным образом разделов "Применение договоров" (ст-ст. 28-30) и "Толкование договоров" (ст. ст. 31-33). Применение положений договора во многом определяется его толкованием. С этой точки зрения можно предположить, что добросовестным будет применение договора, который и истолкован добросовестно (в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а т.ж. в свете объекта и целей договора).
Принцип П.д.в.м.о. распространяется только на действительные соглашения. Это значит; что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия. Любой неравноправный , прежде всего, нарушает и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку Организация Объединенных Наций основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, которые, в свою , приняли на себя развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Следует считать общепризнанным, что любой договор, противоречащий Уставу ООН, является недействительным, и ни одно государство не может ссылаться на такой договор или пользоваться его преимуществами.
Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .
Смотреть что такое "ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ" в других словарях:
ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ - один из основополагающих императивных принципов современного международного права. Возник в форме международно правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в… … Юридическая энциклопедия
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ - ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ … Юридическая энциклопедия
- (см. ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Одна из старейших от раслей международного права, включающая комплекс обычных и конвенционных принципов и норм. которыми регулируется порядок подготовки, заключения. реализации,толкования, пересмотра, прекращения действия или признания… … Энциклопедия юриста
- (лат. conventio и фр. convention соглашение, договор, сделка) одно из наиболее распространенных наименований договоров (соглашений) между государствами. преимущественно многостороннего характера. В К.м. фиксируются права и обязанности субъектов… … Энциклопедия юриста - отрасль права, регулирующая политические, экономические, военные, культурные и иные отношения между государствами. Согласно определению, принятому в советской юридической науке, право есть совокупность норм, выражающих волю господствующего класса … Дипломатический словарь
- (ООН) созданная по инициативе государств антигитлеровской коалиции в результате принятия 26 июня 1945 г. на дипломатической конференции в Сан Франциско учредительного документа Устава международная организация, цели которой состоят в поддержании… … Энциклопедия юриста