Объяснение принципов выделения крупных. Принципы толкования правовых норм. Вопросы в параграфе

Объяснение принципов выделения крупных. Принципы толкования правовых норм. Вопросы в параграфе

Научное объяснение - это метод и основная функция науки, которые прuзваны вскрыть сущность явления или объекта средст­вами имеющегося научного знания и принятой в науке методологии научного исследования. Основой научного объяснения является науч­ная теория, поскольку она представляет собой систематизированную форму отражения различных существенных связей и отношений дей­ствительности языком различных утверждений, принципов, законов, понятий и категорий.

В науке используются самые разнообразные способы объяснения. Первое обобщение видов научного объяснения в отечественной философии науки было осуществлено Е.П. Никитиным (см.: Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. - М., 1970), который ответил на такие вопросы, как сущность объяснения, его основные типы и струк­туры, характер соотношения объяснения с другими научно-­исследовательскими функциями, дал характеристики различным типам систем объяснения.

Общая познавательная характеристика научного объяснения, предложенная Е.П. Никитиным, логически развертывается от наиболее общих положений (принципов) объяснения объекта к конкретно­-общему, механизмам и типам объяснения. Эта схема рассуждения о природе объяснения может быть представлена в следующей структуре:

1. Объяснение есть раскрытие сущности объясняемого объекта. Раскрытие сущности выступает как конечная цель объяснительного процесс а, взятого во всем многообразии его исследовательских этапов.

2. Раскрытие сущности объясняемого объекта может быть осуществлено лишь через познание ее, отношений и связей с другими сущностями или ее внутренних отношений и связей.

3. Из 1 и 2 следует, что объяснение может быть осуществлено лишь через познание отношений и связей сущности объясняемого объекта с другими сущностями или ее внутренних отношений и свя­зей. Иными словами: объяснение устанавливает логическую связь между отображением объясняемого объекта в языке и языковыми отображениями других объектов (уже ранее установленными наукой или открываемыми в процессе самого объяснительного исследова­ния).

4. Отношения и связи между сущностями и внутренние отноше­ния и связи сущности представляют собой закон.

5. Объяснение может быть осуществлено лишь через познание законов объясняемого объекта. Объяснить объект - значит показать, что он подчиняется определенному объективному закону или сово­купности законов. Объяснение устанавливает логическую связь меж­ду отображением объясняемого объекта в языке и законом науки.

6. Характер объяснения зависит от характера тех отношений и связей объясняемого объекта, которые отображаются посредством объясняющего закона науки. Законы науки могут отображать суб­станциальные, атрибутивные (связь объекта с определенным свойством, атрибутом), причинные, следственные (функциональные), струк­турные и др. отношения и связи объекта. Соответственно объяснения могут быть субстанциальными, атрибутивными, причинными, след­ственными (функциональными), структурными и т.д.


Если категория «сущность» позволяет охарактеризовать объект объяснения, то категория «закон» раскрывает принципиальный меха­низм этой процедуры. В результате категориальный аппарат познава­тельной теории научного объяснения распадается на три уровня: 1) «сущность»; 2) «закон»; 3) «причина», «функция», «атрибут», «структура», «субстрат» и др. Эти уровни различаются не только по степени абстрактности, но и по содержанию этих характеристик: на первом уровне характеризуется объект объяснения, на втором - его общий механизм, на третьем - типы (подробнее см.: Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. - М., 1970. - С.11-31).

Под сущностью имеют в виду все многообразие существенных, т.е. определяющих, обусловливающих, детерминирующих данное яв­ление, систему связей и отношений. Поэтому объяснение как раскры­тие сущности сводится к всестороннему анализу этих связей и отно­шений и на этой основе - к мысленному воспроизведению, синтезу объясняемых объектов. Сферу сущности можно представить как не­которую систему или иерархию «типичных» связей и отношений: причинных, закономерных, структурных, функциональных, генетиче­ских (исторических). На этой основе строится вариант наиболее популярной типологии научного объяснения (см.: Штофф В.А. Пробле­мы методологии научного познания. - М., 1978. - с. 250-254).

1. Причинное, или каузальное (от лат. cause - причина), объяснение сводится к нахождению причин, обусловливающих или возникно­вение данного явления, или существование некоторого закона или вообще какой-нибудь существенной связи.

Так, метеоролог объясняет определенное состояние погоды в данное время в конкретном районе земного шара путем указания метеорологических условий, имеющих место в этом и других районах в некоторый предыдущий период времени, используя при этом опреде­ленные законы метеорологии. Как видно, явление (состояние погоды в данном месте и в данное время) объясняется посредством указания его причины (состояние погоды в предшествующее время) и некоторых общих законов данной науки.

2. Номологическое (от. греч. nomos - закон) объяснение, объяснение через закон. Объяснить объект или явление - значит, показать их подчиненность определенному объективному закону (законам), т.е. установить, по какому закону возникло или происходит объясняемое явление.

Ранее биологи-исследователи иногда обнаруживали, что при моногибридном скрещивании растений в первом гибридном поколения у полученных особей проявляется только доминантный признак одно­го из родителей. Далее, при самоопылении гибридов, наряду с доми­нантным признаком, возникают рецессивные признаки другого роди­теля примерно в отношении 3:1. Ныне такое явление не удивляет, по­скольку первый и второй· случай объясняются, с одной стороны, действием закона единообразия гибридов первого поколения (первый за­кон Менделя), а с другой - подчинением закону расщепления гибри­дов второго поколения или второго закона Менделя.

В технике, например, патентные организации не регистрируют заявки на самые остроумные, казалось бы, проекты устройств (меха­низмов), которые представляют по сути проекты «вечных двигате­лей». Мотивация отказа в регистрации - нарушение фундаментально­го закона сохранения энергии или закона сохранения момента количества движения.

3. Структурное объяснение. структурное объяснение состоит в выяснении структуры, т.е. способа связи элементов некоторой систе­мы, который обусловливает объясняемые качественно-количественные свойства, поведение или результат функционирования системы. Эф­фективность структурного· анализа и объяснения зависит от установ­ления необходимых и достаточных связей, выяснения специфики и ха­рактера отношений субординации и координации, пространственных (архитектоники), временных (хроноструктуры), функциональных и других отношений и связей элементов системного объекта (подробнее см. тему «Структурный подход»).

Например, антропологи, историки и философы без достаточных оснований утверждали, что неандерталец - это уже человек с члено­раздельной речью, но конкретное структурное объяснение приводит к другим выводам. Так, в своей работе «Эволюция звука» (1976), в ре­зультате исследования структуры ископаемого черепа неандертальца, А.А. Леонтьев пишет: «неандерталец «уже имел голосовой мускул, но его функции были ограничены; закрепление краев голосовых связок еще не завершилось; проход между гортанью и полостью рта был узок; небная занавеска отстояла дальше от задней стенки гортани, чем у современного человека. Все это означает, что произношение любого звука вызывало гласный звук». Но это также означает, что способ­ность неандертальца, по сути, только к мычанию не могла ему обес­печить членораздельной речи и отражения внешнего мира в человече­ском языке. Все минимально необходимые человеческие качества приобрели кроманьонцы, которые несколько тысячелетий сосущест­вовали с неандертальцами.

4. Функциональное объяснение. Функциональное объяснение со­стоит в раскрытии функций, выполняемых некоторой частью целого в объяснении его существования или какой-либо формы проявления. Функции характеризуют активные, целевые системы, к которым относятся объекты организованной природы: живые организмы (растения и животные), люди, социальные организации, человеко­-машинные, технико-технологические объекты и их ассоциации. Наи­более важные задачи, решаемые функциональным объяснением, ка­саются проблем адаптации активных систем в среде, их организации и самоорганизации, передачи информации, управления и самоуправ­ления и т.д. (подробнее см. в теме «Функциональный подход»).

Функциональное объяснение объектов техносферы заранее обу­словлено и детерминировано их целевым назначением. Что касается собственно социальных объектов (субъектов и социальных групп), то их функциональное объяснение состоит в том, чтобы раскрыть раз­личные механизмы их адаптации в социальной и природной среде. В живой природе, где ключевую роль играют борьба за выжива­ние в природной среде, естественный отбор, наследственность и из­менчивость, функциональное объяснение может быть сведено к вы­яснению различных функций компонентов сохранившихся живых систем. Так, например, различные формы мимикрии у животных и растений, т.е. подражательное сходство незащищенного организма с защищенным или с несъедобным, типы покровительственной окра­ски, формы и др. объясняют посредством апелляции к функции этого явления - спасать от врага.

5. Генетическое (историческое) объяснение. Здесь объяснение идет путем выяснения всей совокупности условий, причин и законов, действие которых привело к превращению ранее существовавшей системы в систему, более позднюю во времени. При этом осмысление генезиса и истории объясняемой системы опирается на изучение со­бытий прошлого, повлиявших на ее нынешнее состояние. «Для выде­ления такого рода объяснения в самостоятельный тип основанием яв­ляется принцип развития и вытекающее из этого принципа методоло­гическое положение диалектики о соотношении логического и исто­рического метода, согласно которому логическая последовательность построения теории развивающихся объектов отражает ход их истори­ческого развития, но в форме, освобожденной от случайностей» (Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. - М., 1978. - С. 254). Так, например, геолог объясняет существование тех или иных горных пород в определенном районе путем построения мысленной картины состояния данного участка земной коры в прошлом и мыс­ленного восстановления процессов образования данной породы по аналогии с соответствующими современными геологическими про­цессами. Исследователь здесь обращается к установлению причин, генезиса объясняемого явления (горной породы) не непосредственно, а через посредство аналогии с другими (современными) процессами.

  1. Докажите, что природная зона - это природный комплекс.
  2. Кто из русских ученых был основоположником учения о природных зонах?
  3. Назовите все природные зоны России. Докажите, что они размещаются закономерно.
  4. Назовите безлесные зоны нашей страны. Где они расположены? В чем их сходство и в чем различие?
  5. Какая природная зона нашей страны занимает наибольшую территорию? Найдите в ее пределах неодинаковые по условиям природы районы и подумайте, чем это объясняется.
  6. Какие природные зоны есть в вашей республике (крае, области)? Дайте оценку агроклиматических ресурсов своей республики (края, области).
  1. Оцените, какая из природных зон России имеет наибольшую продуктивность при условии, что человек своей деятельностью не нарушил природные связи.
  2. Определите, о какой природной зоне идет речь, если в ней растут:
    1. карликовая береза, кедровый стланик, ягель;
    2. лиственница, кедр, береза, осина, ольха. Назовите характерные для обеих зон почвы и типичных животных.
  3. Назовите оптимальные природные условия, необходимые для успешного занятия сельским хозяйством. В какой из известных вам природных зон есть такие условия?

Практическая работа № 9

Сравнительная харатеристика двух природных зон России (по выбору).

Составьте характеристику двух природных зон по плану:

  1. особенности географического положения;
  2. особенности климата: средние температуры января и июля, суммарная радиация, продолжительность теплого и холодного периодов, количество осадков и их распределение по сезонам года, коэффициент увлажнения;
  3. особенности рельефа;
  4. особенности годового стока;
  5. почвы, их основные свойства;
  6. растительный и животный мир, их приспособленность к данным природным условиям;
  7. особенности сельского хозяйства;
  8. особо охраняемые компоненты природы. Используйте различные источники географической информации.

    Сделайте вывод о чертах сходства и различия этих зон. Объясните, чем обусловлены различия.

Рис. 81. Природные регионы России

Практическая работа № 10

.

Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. Сравните картосхему (рис. 81) с физической и климатической картами России в атласе.

С какими природными рубежами совпадают границы природных районов?

Влияют ли климатические показатели на проведение границ?

Сделайте вывод о том, какие компоненты природы являются главными при районировании территории.

Задачи:

Сделать описание природы одной из природных зон нашей страны ;

Выявить, какими природными ресурсами богата данная зона;

Составить прогноз изменения природной среды при интенсивном использовании ресурсов данной природной зоны.


Задание 1. Составьте характеристику одной из природных зон (по вашему выбору), используя данный план:

  1. Географическое положение, границы.

  2. Рельеф.

  3. Климат.

  4. Внутренние воды.

  5. Почва.

  6. Растительный мир.

  7. Животный мир.


Задание 2. По картам атласа определите, какими природными ресурсами богата данная природная зона. К ресурсам природной зоны относят минеральные ресурсы, добываемые в ее пределах , лесные (наличие большого количества промышленно пригодного леса), водные (наличие крупных рек, пригодных для использования в хозяйственной деятельности человека), биологические (наличие промысловых рыб, пушного зверя и т.д.), рекреационные (используемые для оздоровления и отдыха человека – теплый климат (курорты), целебные источники и грязи (оздоровление), крупные реки, горы (создание спортивных баз, баз отдыха, горнолыжных трасс).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Составьте прогноз об изменении облика характеризуемой вами природной зоны, если ресурсы данной зоны начнут интенсивно использоваться человеком. Ответ обосновать. Предложите, каким образом можно использовать ресурсы природной зоны при наименьшем разрушительном воздействии на нее.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. По атласу Кемеровской области определите, какие природные зоны расположены на территории Кемеровской области. В пределах какой природной зоны располагается наш населенный пункт. Какими природными ресурсами она обеспечена? На основе собственных наблюдений опишите, как изменяется облик природной зоны под воздействием хозяйственной деятельности человека.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №13

Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение внутри них более мелких составных частей на основе ярких, специфичных черт географического положения, природы, природных ресурсов и условий их освоения, экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов

Задачи:

Выявить принципы, на основании которых составлено природное районирование нашей страны;

Задание 1. На основании дополнительной информации и материалов учебника выделите, какие региональные единицы приняты в физико-географическом районировании. Выпишите их определения. Приведите примеры наиболее крупных природных комплексов, выделенных на территории нашей страны.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Используя приведенный дополнительный материал, объясните, для каких целей используются знания о физико-географическом районировании страны.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Используя материал учебника, приведите примеры антропогенных ПТК. Какие антропогенные ПТК можно выделить вблизи нашего населенного пункта?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительный материал
Огромная протяженность России с севера на юг и с запада на восток обусловила большое разнообразие ее природы. При рассмотрении различных компонентов природы четко прослеживаются их пространственная неоднородность, взаимосвязи и взаимодействия между ними, следствием чего явилось обособление на территории России различных природных территориальных комплексов (ПТК). Поэтому для глубокого познания природы всей страны требуется изучение отдельных компонентов и их пространственных сочетаний, т. е. обязательное рассмотрение различных ПТК в сравнении .

Основные таксономические единицы. До настоящего времени сложным остается вопрос о таксономическом положении страны и зоны.

Зона в широком смысле представляет собой область преобладания ландшафтов одного типа (тундрового, лесного, лесостепного, пустынного и т. д.). Для того чтобы однотипные ландшафты сформировались на всем ее пространстве, зона должна обладать некоторыми общими чертами.

Основным объектом изучения в курсе физической географии России является физико-географическая страна - крупный природный территориальный комплекс, занимающий узловое положение на стыке планетарного и регионального уровней дифференциации географической оболочки. Страна является самым мелким ПТК из рассматриваемых в курсе физической географии материков и самым крупным ПТК, изучаемым в физической географии России. Физико-географическая страна - это обширная часть мате рика, соответствующая крупной тектонической структуре и достаточно единая в орографическом отношении , характеризую щаяся общностью макроциркуляционных процессов и своеобраз ной структурой географической зональности (набором природных зон или спектром высотных поясов). Примерами физико-географических стран можно считать страны Балтийского кристаллического щита, Восточно-Европейской равнины; Крымско-Кавказская горная страна, страна Западно-Сибирской низменности, Саяно-Алтайская горная страна, Среднесибирская плоско-возвышенная страна, Кольско-Охотская горно-низменная страна, Корякско-Камчатская горная страна.

Все страны объединяются в две группы: горные и равнинные, но некоторые из них не могут быть отнесены ни к той , ни к другой группе (Северо-Восток, Амурско-Сахалинская), так как включают наряду с горами и крупные равнинные участки.

Следующей таксономической единицей является провинция - часть зоны или горной области, характеризующаяся общно стью рельефа и геологического строения, а также биоклима тическими особенностями. Обычно провинция территориально совпадает с крупной орографической единицей - возвышенностью, низменностью, группой хребтов или крупной межгорной котловиной. Примерами провинций являются Окско-Донская, Бугульмино-Белебеевская, Чулымо-Енисейская, Путорана, Центральный Алтай, Момско-Селенняхская и т.д. Горные провинции отличаются от соседних типом структуры высотной поясности.

При районировании в среднем и крупном масштабе, которое производится уже не для всей территории, а для отдельных частей России, выделяют более мелкие единицы регионального уровня - районы. В некоторых схемах районирования эти единицы называются округами, в других округ выделяется как ПТК более высокого ранга, чем район. Физико-географический (ландшафтный) район - сравни тельно крупная геоморфологически обособленная часть провинции, в пределах которой сохраняется целостность и специфи ка ландшафтной структуры. Каждый район отличается определенным сочетанием форм мезорельефа с характерными для них микроклиматами, почвенными разностями и растительными сообществами. Район - низшая единица регионального уровня дифференциации географической оболочки.
Прикладное значение работ по физико-географическому районированию заключается в том, что отдельные природные комплексы отличаются друг от друга своеобразием природных условий и естественных ресурсов, знание которых позволяет наметить пути их оптимального использования, обеспечивающего сохранение экологического равновесия. Этим целям служат и схемы прикладного районирования для сельского хозяйства, градостроительства, районной планировки, организации отдыха населения и т. д. Территориальные различия природы учитывались при определении очередности освоения территорий и установлении поясных коэффициентов заработной платы , при определении дифференцированных заготовительных цен на сельхозпродукты и зональных норм выработки сельскохозяйственных машин, для проведения профилактических медицинских мероприятий (например, противоэнцефалитных прививок) и определения районов различной категории сложности по условиям транспортного строительства и т. д.

Практическая работа №14

Толкование - важнейшая составляющая процесса применения права, более того, без толкования нет и не может быть правоприменения.

Толкование норм права — это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осозна-нию ими действительного содержания норм. В процессе толкования устанавливаются условия действия нормы, юридические права и обязан-ности участников правоотношений, а также меры юридической ответ-ственности за нарушение предписаний нормы права.

Толкование призвано обеспечить полную и всестороннюю реали-зацию норм права в деятельности исполнительных органов, органов суда и прокуратуры при осуществлении гражданами и организациями своих юридических прав и обязанностей. Тем самым толкование содей-ствует единообразному пониманию и применению правовых норм на всей территории их действия, обеспечивает законность и стабильный правопорядок в различных сферах общественной жизни.

Основания толкования.

Основания заключены в особенностях непосредственного предмета толкования - формы права, правовых актов. В отношении нормативных юридических актов таким непосредственным предметом выступает нормативное юридическое предписание. Последнее представляет собой государственно-властное веление, существующее только в таком виде, когда оно формально выражено и закреплено в нормативном юридическом акте. Следовательно, для того чтобы практически реализовать нормы права, необходимо раскрыть содержание нормативного предписания.

Уяснение любого документа требует определенной мыслительной деятельности, связанной с пониманием данной знаковой системы - слов, предложений, их логической связи и т.д. В указанном отношении толкование в значительной степени универсально; оно широко используется в литературоведении, истории, этнографии и других науках, имеющих дело с документами и иными формами письменной речи.

Обусловленность толкования особым (нормативным, специально-юридическим) выражением правовых предписаний в нормативном акте. Так как в нормативном акте государственная воля выражена на языке права, то для обеспечения реального действия юридических норм нужен, условно говоря, обратный перевод. Ведь воля, содержащаяся в нормативном правовом акте, выражается с использованием средств и приемов юридической техники-терминологии, юридических конструкций и т.д. Полное и точное уяснение содержания правовых актов нуждается в применении юридических знаний, требует в ряде случаев разъяснения смысла терминов, своеобразия тех или иных норм, их специфического нормативного и системного построения и т.п.

К рассмотренным основаниям надо добавить и такую причину толкования, как истечение подчас значительного времени после издания акта. Формулировки, выражающие нормативные предписания, нередко ориентированы на фактические ситуации, которые в той или иной степени конкретности может предвидеть законодатель. Между тем при длительном действии нормативного акта возникают новые факты и обстоятельства, которые хотя и охватываются предусмотренной нормой ситуацией и, следовательно, сообразовываются с волей законодателя, но не подпадают под буквальные формулировки акта.

Толкование норм права имеет два направления (процесс): уяснение («для себя») и разъяснение («для других»). Уяснение смысла нормы права яв-ляется необходимой предпосылкой для правильного понимания и реали-зации ее требований. Разъяснение правовой нормы осуществляется тог-да, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержа-нии.

В зависи-мости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное .

Интерпретация права, как и любое юридическое явление, обязано иметь свои собственные принципы. Понятие “принцип” в общетеоретическом понимании означает основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д.

Можно выделить следующие принципы толкования:

1) принцип законности представляет собой неукоснительное следование нормативно-правовым актам в процессе применения права (и духу, и букве). Этот принцип устанавливает для толкователя границы, в пределах которых он правомочен осуществлять интерпретационную деятельность. Занимаясь толкованием, интерпретатор должен соблюдать законы и подзаконные акты, не нарушать установленных ними норм. Это один из важнейших принципов не только интерпретационной, но и всей юридической деятельности.

2) принцип добросовестности толкования выражается в проведении интерпретационной деятельности в соответствии с ценностными ориентирами общества, осознании человеком необходимости добросовестно относиться к любым процессам или явлениям. Понятие добросовестности является философской категорией, которая означает сознательное отношение к своим обязанностям.

3) принцип обоснованности означает, что решение должно приниматься лишь на основании достоверных исходных данных. Для того чтобы толкователь получил правильный, логично последовательный результат, ему необходимо обратиться прежде всего ко всему массиву способов толкования права, как совокупности однородных приемов и правил толкования.

4) принцип непредвзятости означает, что интерпретатор не должен проявлять заинтересованности сверх меры как в процессе толкования, так и в получении его результата. Непредвзятость - это отсутствие необъективности к какому-либо процессу, явлению; справедливость. Содержание этого принципа можно раскрыть так: если лицо имеет намерение проанализировать определенный нормативный акт, толкуя его, оно всегда должно брать во внимание не только языковую форму, генезис акта, его системные связи, цель принятия, но и основные моральные устои, такие как справедливость, безучастность, объективность.

5) принцип точности и понятности правотолковательной деятельности представляет собой качество уяснения и разъяснения правовых норм субъектами интерпретации. Этот принцип имеет существенную функциональную нагрузку, так как слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и слово.

6) принцип диалектической связи объективного с субъективным . Предметом познания в процессе толкования являются нормы права, их содержание. Но, чтобы они были предметом познания, они должны быть объективно реальными, чувственно воспринимаемыми, то есть выраженными в форме, доступной органам чувств, ведь мысли законодателя, которые не имеют материальной формы, не доступны субъектам права. Субъективный же характер толкования определяется тем, что оно осуществляется определенным субъектом, который является носителем различных личностных качеств (умственные способности, уровень правосознания, опыта), а также тем, что объект толкования выражается в мышлении разных субъектов в различных условиях, при различных обстоятельствах, с различной степенью проникновения в смысл нормы права.

7) принцип детализирующей природы толкования - интерпретационная деятельность является посредником между обобщенной абстрактной нормой и определенной жизненной ситуацией, в которой эта норма реализуется. Конкретизация выступает особенной основой, при помощи которой абстрактная норма становится конкретной, а соответственно, более точным и понятным становится ее содержание в результате толкования.

8) принцип целесообразности означает выбор оптимального варианта реализации правовых требований к конкретным обстоятельствам. Этот принцип выражается через такую категорию, как правоприменительное усмотрение, то есть возможность для правоприменителя выбрать для использования именно ту норму, которая, на его взгляд, будет наиболее верно регулировать общественные отношения и будет наиболее эффективной при определенных условиях.

9) принцип единооборазия толкования. Понятие “единообразие” имеет 2 значения: во-первых, это устроенность чего-либо по единому образцу; во-вторых, это схожесть с чем-либо другим. Данный принцип раскрывается в использовании всего интерпретационного инструментария в одной площади при помощи одинаковых приемов и способов. В одинаковых условиях, по одному и тому же вопросу толкователю необходимо применять подобные методы для достижения цели. Чтобы построить качественно действующую систему толкования права, необходимо создать совокупность общерекомендательных основ, которые бы имели своим началом принцип единообразия толкования.

Таким образом, принципы толкования права представляют собой целостную взаимосвязанную систему, применение которой в совокупности позволяет на высоком уровне осуществлять официальное и неофициальное толкование правовых норм

Дата проведения Название практической работы
№1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран.
№2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ.
№3: Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
№4: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение.
№5: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся) (табл., ЛОК)
№6: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
№7: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.
№8: Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
№9: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности. (табл., тетр.)
№10: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК.
№11. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
№ 12. Сравнительная характеристика двух природных зон России.
№ 13: Оценка природных условий и ресурсов из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хоз. Деятельности человека.
№14: Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
№ 15: Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.
16-17 №16: Составление карты «Природные уникумы России». №17: Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.



Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации - карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

Основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

· учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

· наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

· решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

· проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

№ п\п Тема урока Дидактическая единица стандарта. Дата по плану Дата по факту.
Что изучает география России. Источники географических знаний. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (ФКГОС).
Особенности физико-географического положения России. Сухопутные и морские границы России. №1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран. Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации (ФКГОС). Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны (ФКГОС).
Россия на карте часовых поясов. Этапы и методы географического изучения территории. №2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ. Часовые пояса (ФКГОС).
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.
Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы.
Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.
Как и почему изменяется рельеф России.
Стихийные природные явления в литосфере. Стихийные природные явления (ФКГОС) в литосфере.
Человек и литосфера. №3: Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Рельеф и полезные ископаемые Оренбургской области. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа (ФКГОС).
Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация. №4: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота (ФКГОС).
Циркуляция ВМ. Циклоны. Антициклоны.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
Сезонность климата.
Типы климатов России.
Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Климат и хозяйственная деятельность людей (ФКГОС).
Климат и человек. Особенности климата Оренбургской области. №5: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся) (табл., ЛОК)
Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Реки. №6: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
Озера и болота.
Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота Многолетняя мерзлота (ФКГОС).
Водные ресурсы и человек. №7: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны (ФКГОС).
Внутренние воды Оренбургской области. №8: Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Почва – особое природное тело. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв (ФКГОС).
Образование почв и их разнообразие.
Закономерности распространения почв. Главные типы почв России. №9: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности. (табл., тетр.)
Почвенные ресурсы России. Типы почв Оренбургской области.
Растительный мир и животный мир России. №10: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК. Растительный мир и животный мир России (ФКГОС).
Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.
Природные зоны.Природно-хозяйственные зоны России. Природные зоны (ФКГОС).
Арктические пустыни, тундра, лесотундра
Разнообразие лесов России.
Растительный и животный мир Оренбургской области.
Лесостепи, степи и полупустыни.
Лесостепь и степь Оренбуржья Природные зоны (ФКГОС).
Особо охраняемые природные территории. Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека кразнообразным климатическим условиям. Особо охраняемые природные территории (ФКГОС).
Обобщающий урок
просмотров