Субтропическая зона: особенности и характеристики. Субтропическая зона России. Хозяйственная деятельность человека в природных зонах Природные зоны субтропического пояса

Субтропическая зона: особенности и характеристики. Субтропическая зона России. Хозяйственная деятельность человека в природных зонах Природные зоны субтропического пояса

Который во многом зависит от местных особенностей территории. Субтропики характерны для юга Австралии, севера и крайнего юга Африки, побережья Балкан, но есть они и в России.

Субтропическая зона

Климат на Земле неодинаков. В одних местах невыносимо жарко, другие покрыты вечными льдами и пронизывают холодом, в третьих много тепла и влаги. Исходя из особенностей погодных условий, на нашей планете выделяют несколько климатических поясов.

Субтропический пояс присутствует как в Северном, так и в Южном полушарии. Он простирается от 30 градусов северной широты до 40 градусов южной, является переходным между тропическим и умеренным поясом. Изучают особенности субтропической зоны в 4 классе.

Условия пояса определяются двумя господствующими воздушными массами, сменяющими друг друга. Зимой они приходят с умеренной зоны, принося с собой прохладу и осадки, летом ветер идет с тропиков, насыщая воздух теплом.

Зимы этого пояса, как правило, мягкие, со средней температурой +4..+5 градусов. Серьезные похолодания случаются крайне редко, а морозы обычно не превышают -10 градусов. Лето субтропической зоны жаркое, солнечное и сухое. Средняя температура составляет +20 градусов.

Разнообразие субтропиков

Несмотря на наличие общих черт, зоны в разных регионах отличается. Кроме сезонных ветров, на него влияют местные ландшафты, а также наличие или отсутствие рядом морей и океанов. Так, внутри пояса выделяют влажные, полувлажные и засушливые области. Они отличаются по количеству осадков и присутствуют на каждом из континентов.

В глубине континентов протянулись регионы с засушливым климатом в течение всего года. В их пределах находятся зоны пустынь, полупустынь и степей с редколесьями, кустарниками и злаками.

На востоке и юго-востоке материков влажность повышена в летний период, зимы без осадков, а сезонная разница температур практически отсутствует. Субтропические природные зоны восточной части представлены смешанными лесами с бамбуками, магнолиями, соснами, дубами, пихтами, пальмами; широколиственными полулистопадными лесами - гемигилеями, с папоротниками, бамбуками и лианами.

С западной стороны находятся регионы полувлажных субтропиков со средиземноморским климатом. Здесь влажные зимы и сухое лето. Преобладают зоны жестколистых лесов с вечнозелеными дубами, соснами, пихтами, можжевельником, маслинами и другими растениями.

Субтропическая зона России

Для России субтропики не характерны. Большая часть ее территории лежит в умеренном поясе, а на севере охватывает субарктический и Но имеются и более теплые районы, где даже зимой часто бывают плюсовые температуры.

Субтропическая зона России занимает совсем небольшое пространство и тянется вдоль Черноморского побережья. Такие условия от Сочи до Анапы сформировались благодаря горам и морю.

Кавказский хребет является природным щитом, своеобразным барьером, который не пропускает холодные суровые ветра с востока и севера, а летом задерживает морские воздушные массы, не давая им пройти дальше на континент.

Горы Кавказа образуют границу между умеренной зоной с севера от них и субтропической зоной со стороны южных склонов. Продвигаясь с востока на запад, эта разница становится всё сильнее из-за увеличения высоты гор.

Климат и растительность субтропиков России

Природные условия Черноморского побережья России изменяются от сухих степных районов до сильно увлажненных территорий. От Тамани до засушливый, степной. Здесь есть плавни и лиманы, поэтому растительность преимущественно водная.

Субтропики начинаются от Анапы. Примерно до Туапсе климат средиземноморский. Зимой выпадает большое количество осадков. Среднегодовые температуры находятся в пределах от +12 до +14 градусов. В этой части побережья растут маслины, можжевеловые редколесья, крымские сосны, дикие фисташки. Климат похож на побережье Балкан или южный берег Крыма. В горах растительность меняется ещё и с поднятием на высоту. Там, где горы не очень высокие, холодные потоки с континента все же находят лазейки. Они встречаются с теплым морским воздухом побережья, образуя местные ветра, боры. Когда дует бора, нередко случаются смерчи, торнадо и ураганы.

От Туапсе начинается зона влажных субтропиков, схожая с климатом побережья Грузии, Абхазии, Колхиды. В этой области горы выше, поэтому и барьер от ветров более надежный. На западных склонах за весь год выпадает до 3000 мм осадков. Это наиболее влажное место европейской части света.

На побережье осадков тоже много - до 2000 мм/год. В регионе растут многоярусные вечнозеленые леса. В нижних пределах растет бук, дуб, граб, обвитые лианами и с зеленым подлеском. В предгорных районах растут фрукты, каштаны, лещина, земляничные деревья, шелковые акации. В садах выращивают цитрусовые, инжир, гранат. В горных районах растительность соответствует высотному поясу.

Зональность - изменение природных компонентов и природного комплекса в целом от экватора к полюсам. В основе зональности лежит различное поступление на Землю тепла, света, атмосферных осадков, которые, в свою очередь, уже отражаются на всех остальных компонентах, и прежде всего — почвах, растительности и животном мире.

Зональность характерна как для суши, так и для Мирового океана.

Наиболее крупные зональные подразделения географической оболочке - географические пояса. Пояса отличаются друг от друга прежде всего температурными условиями.

Выделяют следующие географические пояса: экваториальный, субэкваториальные, тропические, субтропические, умеренные, субполярные, полярные (антарктический и арктический).

Внутри поясов на суше выделяют природные зоны, каждая из которых характеризуется не только однотипностью температурных условий и увлажнения, что приводит к общности растительности, почв и животного мира.

Вам уже знакомы зона арктических пустынь, тундра, лесная зона умеренного климатического пояса, степи, пустыни, влажные и сухие субтропики, саванны, влажные вечнозеленые экваториальные леса.

В пределах природных зон выделяют переходные области. Они формируются вследствие постепенного изменения климатических условий. К таким переходным зонам относятся, например, лесотундра, лесостепи и полупустыни.

Зональность бывает не только широтная, но и вертикальная. Вертикальная зональность — закономерное изменение природных комплексов в высоту и в глубину. Для гор основной причиной этой зональности служит изменение температуры и количества влаги с высотой, а для глубин океана — тепла и солнечного света.

Смена природных зон в зависимости от высоты над уровнем моря в горных районах называется, как вы уже знаете, высотной поясностью.

От горизонтальной зональности она отличается протяженностью поясов и наличием пояса альпийских и субальпийских лугов. Число поясов обычно возрастает в высоких горах и с приближением к экватору.

Природные зоны

Природные зоны — крупные подразделения географической оболочки, обладающие определенным сочетанием температурных условий и режима увлажнения. Они классифицируются в основном по преобладающему типу растительности и закономерно меняются на равнинах с севера на юг, а в горах — от подножий к вершинам. Природные зоны России представлены на рис. 1.

Широтное распространение природных зон на равнинах объясняется поступлением неодинакового количества солнечного тепла и влаги на земную поверхность в разных широтах.

Ресурсы растительного и животного мира природных зон составляют биологические ресурсы территории.

Набор высотных поясов зависит прежде всего оттого, на какой широте расположены горы и какова их высота. Следует также заметить, что в большинстве своем границы между высотными поясами не четкие.

Более подробно рассмотрим особенности размещения природных зон на примере территории нашей страны.

Полярная пустыня

Самый север нашей страны — острова Северного Ледовитого океана — расположены в природной зоне полярных (арктических) пустынь. Еще эту зону называют ледяной зоной. Южная граница примерно совпадает с 75-й параллелью. Для природной зоны характерно господство арктических воздушных масс. Суммарная солнечная радиация составляет 57-67 ккал/см 2 в год. Снежный покров держится 280-300 дней в году.

Зимой здесь господствует полярная ночь, которая на широте 75° с. ш. длится 98 дней.

Летом даже круглосуточное освещение не способно предоставить этой территории достаточно тепла. Температура воздуха редко поднимается выше 0 °С, а средняя температура июля составляет +5 °С. По нескольку дней могут идти моросящие осадки, а вот гроз и ливней практически не бывает. Зато часты туманы.

Рис. 1. Природные зоны России

Для значительной части территории характерно современное оледенение. Сплошной растительный покров отсутствует. При- ледниковые участки суши, на которых развивается растительность, — небольшие по плошали. На россыпях гальки, обломках базальта и валунах «селятся» мхи и накипные лишайники. Изредка встречаются маки и камнеломки, которые начинают цвести, когда еще едва успеет сойти снег.

Фауну арктической пустыни представляют в основном морские обитатели. Это гренландский тюлень, морж, кольчатая нерпа, морской заяц, белуха, морская свинья, касатка.

Разнообразны в северных морях виды усатых китов. Синий и гренландский киты, сейвал, финвал, горбач относятся к редким и исчезающим видам и занесены в Красную книгу. Внутренняя сторона длинных роговых пластин, заменяющих китам зубы, расщеплена на волоски. Это позволяет животным процеживать большой объем воды, добывая планктон, составляющий основу их рациона.

Белый медведь — также типичный представитель животного мира полярной пустыни. «Родильные дома» белых медведей находятся на Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, о. Врангеля.

Летом на скалистых островах гнездятся многочисленные колонии птиц: чайки, кайры, чистики, гагарки и др.

Постоянного населения в зоне полярной пустыни практически нет. На работающих здесь метеостанциях наблюдают за погодой и движением льдов в океане. На островах зимой охотятся на песца и на промысловых птиц летом. В водах Северного Ледовитого океана ведется ловля рыбы.

Степи

Южнее зоны лесостепи простираются степи. Их отличает отсутствие лесной растительности. Степи тянутся неширокой сплошной полосой на юге России от западных границ до Алтая. Далее к востоку степные участки имеют очаговое распространение.

Климат степей умеренно континентальный, но более сухой, чем в зоне лесов и лесостепей. Количество годовой суммарной солнечной радиации доходит до 120 ккал/см 2 . Средняя температура января на запале -2 °С, а на востоке -20 °С и ниже. Лето в степи солнечное и жаркое. Средняя температура июля 22-23 °С. Сумма активных температур составляет 3500 °С. Осадков выпадает 250-400 мм в год. Летом часты ливни. Коэффициент увлажнения меньше единицы (от 0,6 на севере зоны до 0,3 в южных степях). Устойчивый снежный покров держится до 150 дней в году. На западе зоны часто бывают оттепели, поэтому снежный покров там маломощен и очень неустойчив. Преобладающие почвы степей — черноземы.

Естественные растительные сообщества представлены преимущественно многолетними, засухо- и морозоустойчивыми травами с мощной корневой системой. Это прежде всего злаки: ковыли, типчак, житняк, змеевка, тонконог, мятлик. Помимо злаков, многочисленны представители разнотравья: астрагал, шалфей, гвоздика — и луковичные многолетники, например тюльпаны.

Состав и структура растительных сообществ существенно меняются как в широтном, так и в меридиональном направлении.

В европейских степях основу составляют узколиственные злаки: ковыль, типчак, мятлик, овсяница, тонконог и др. Много ярко цветущего разнотравья. Летом, как волны в море, колышется ковыль, там и тут можно видеть сиреневые ирисы. В более засушливых южных районах, помимо злаков, распространены полынь, грудница, лапчатка. Весной много тюльпанов. В азиатской части страны преобладают пижма и злаки.

Степные ландшафты коренным образом отличаются от лесных, что определяет своеобразие животного мира этой природной зоны. Типичные животные этой зоны — грызуны (самая многочисленная группа) и копытные.

Копытные животные приспособлены к длительным передвижениям по бескрайним просторам степей. Из-за маломощности снежного покрова растительный корм доступен и зимой. Важную роль в питании играют луковицы, клубни, корневища. Для многих животных растения — это еще и основной источник влаги. Типичными представителями копытных в степях являются туры, антилопы, тарпаны. Однако большинство этих видов в результате хозяйственной деятельности людей было истреблено или оттеснено на юг. В отдельных районах сохранились широко распространенные в прошлом сайгаки.

Из грызунов наиболее часто встречаются суслик, полевка, тушканчик и др.

Живут в степи также хорь, барсук, ласка, лисица.

Из птиц типичны для степей дрофа, стрепет, серая куропатка, степной орел, канюк, пустельга. Однако и эти птицы встречаются сейчас редко.

Пресмыкающихся значительно больше, чем в лесной зоне. Среди них выделим степную гадюку, полоза, ужа обыкновенного, прыткую ящерицу, щитомордника.

Богатство степей — плодородные почвы. Мощность гумусового слоя черноземов составляет более 1 м. Неудивительно, что эта природная зона практически полностью освоена человеком и естественные степные ландшафты сохраняются только в заповедниках. Помимо высокого естественного плодородия черноземов, ведению сельского хозяйства способствуют и климатические условия, благоприятные для садоводства, возделывания теплолюбивых зерновых (пшеница, кукуруза) и технических (сахарная свекла, подсолнечник) культур. В связи с недостаточным количеством атмосферных осадков и частыми засухами в зоне степей построены оросительные системы.

Степи — зона развитого животноводства. Здесь разводят крупный рогатый скот, лошадей, птицу. Условия для развития животноводства благоприятны благодаря наличию естественных пастбищ, кормового зерна, отходов от обработки подсолнухов и сахарной свеклы и др.

В зоне степей развиты различные отрасли промышленности: металлургия, машиностроение, пищевая, химическая, текстильная.

Полупустыни и пустыни

На юго-востоке Русской равнины и на Прикаспийской низменности расположены полупустыни и пустыни.

Суммарная солнечная радиация достигает здесь 160 ккал/см 2 . Для климата характерны высокие температуры воздуха летом (+22 -+24 °С) и низкие зимой (-25-30 °С). Из-за этого наблюдается большая годовая амплитуда температур. Сумма активных температур — 3600 °С и более. В зоне полупустынь и пустынь выпадает малое количество атмосферных осадков: за год в среднем до 200 мм. При этом коэффициент увлажнения составляет 0,1-0,2.

Реки, находящиеся в зоне полупустынь и пустынь, питаются почти исключительно за счет весеннего таяния снега. Значительная их часть впадает в озера или теряется в песках.

Типичные почвы зоны полупустынь и пустынь — каштановые. Количество перегноя в них уменьшается в направлениях с севера на юг и с запада на восток (это связано прежде всего с постепенным увеличением разреженности растительности в этих направлениях), поэтому на севере и на западе почвы темно-каштановые, а на юге — светло-каштановые (содержание перегноя в них 2-3 %). В понижениях рельефа почвы засолены. Встречаются солончаки и солонцы — почвы, из верхних слоев которых вследствие вымывания значительная часть легкорастворимых солей унесена в нижние горизонты.

Растения в полупустынях обычно невысокие, засухоустойчивые. Для полупустынь юга страны характерны такие виды растений, как древовидная и корявая солянки, верблюжья колючка, джузгун. На возвышенностях господствуют ковыли и типчак.

Степные злаки чередуются с пятнами полыней и романтика тысячелистникового.

Пустыни южной части Прикаспийской низменности — царство полукустарничковых полыней.

Для жизни в условиях недостатка влаги и засоления почвы растения выработали ряд приспособлений. Солянки, например, имеют волоски и чешуйки, предохраняющие их от излишнего испарения и перегрева. Другие, такие как тамарикс, кермек, для вывода солей «обзавелись» особыми солевыводяшими железками. У многих видов уменьшилась испаряющая поверхность листьев, произошло их опушение.

Вегетационный период у многих пустынных растений короткий. Весь цикл развития они успевают завершить за благоприятное время года — весну.

Животный мир полупустынь и пустынь по сравнению с лесной зоной беден. Наиболее распространены пресмыкающиеся — ящерицы, змеи, черепахи. Много грызунов — песчанок, тушканчиков и ядовитых паукообразных — скорпионов, тарантулов, каракуртов. Птиц — дрофу, стрепета, жаворонка — можно увидеть не только в степях, но и в полупустынях. Из наиболее крупных млекопитающих отметим верблюда, сайгака; встречаются корсак, волк.

Особым районом в зоне полупустынь и пустынь России являются дельта Волги и Ахтубинская пойма. Ее можно назвать зеленым оазисом среди полупустыни. Эта территория выделяется своими зарослями тростника-камыша (в высоту он достигает 4-5 м), кустарников и кустарничков (в том числе и ежевики), перевитых вьющимися растениями (хмель, вьюнок). В заводях дельты Волги много водорослей, белых кувшинок (в том числе и сохранившиеся с доледникового периода каспийская роза и водяной орех). Среди этих растений много птиц, среди которых выделяются цапли, пеликаны и даже фламинго.

Традиционное занятие населения в зоне полупустынь и пустынь — это скотоводство: разводят овец, верблюдов, крупный рогатый скот. В результате перевыпаса скота площадь незакрепленных развеиваемых песков увеличивается. Одна из мер по борьбе с наступлением пустыни - фитомелиорация - комплекс мероприятий по культивированию и поддержанию естественной растительности. Для закрепления барханов могут использоваться такие виды растений, как колосняк гигантский, пырей сибирский, саксаул.

Тундра

Огромные пространства побережья Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Чукотского заняты тундрой. Южная граница ее распространения практически сов
падает e июльской изотермой 10 °С. Дальше всего на север южная граница тундры отодвинулась в Сибири — севернее 72° с.ш. На Дальнем Востоке влияние холодных морей привело к тому, что граница тундры доходит практически до широты Санкт-Петербурга.

Тундра получает больше тепла, чем зона полярной пустыни. Суммарная солнечная радиация составляет 70-80 ккал/см 2 в год. Однако климат здесь продолжает характеризоваться низкими температурами воздуха, непродолжительным летом, суровой зимой. Средняя температура воздуха в январе доходит до -36 °С (в Сибири). Длится зима 8-9 месяцев. В это время года здесь господствуют южные ветры, дующие с материка. Лето отличается обилием солнечного света, неустойчивой погодой: часто дуют сильные северные ветры, приносящие похолодание и осадки (особенно во второй половине лета часто бывают обложные моросящие дожди). Сумма активных температур — всего 400-500 °С. Среднегодовое количество осадков достигает 400 мм. Снежный покров держится 200-270 дней в году.

Преобладающие типы почв в этой зоне — торфяно-болотные и слабоподзолистые. Вследствие распространения многолетней мерзлоты, обладающей водоупорным свойством, здесь много болот.

Так как зона тундры имеет значительную протяженность с севера на юг, в ее пределах климатические условия заметно меняются: от суровых на севере к более умеренным на юге. В соответствии с этим выделяют арктические, северные, они же типичные, и южные тундры.

Арктические тундры занимают главными образом арктические острова. Из растительности преобладают мхи, лишайники, встречаются цветковые растения, по сравнению с арктическими пустынями их становится больше. Цветковые растения представлены кустарничками и многолетними травами. Распространены ива полярная и ползучая, дриада (куропаточья трава). Из многолетних трав наиболее обычны полярный мак, мелкие осоки, некоторые злаки, камнеломки.

Северные тундры распространены преимущественно на материковом побережье. Важное их отличие от арктических — наличие сомкнутого растительного покрова. Мхи и лишайники покрывают 90 % поверхности почвы. Преобладают зеленые мхи и кустистые лишайники, часто встречается ягель. Видовой состав цветковых растений также становится разнообразнее. Встречаются камнеломки, ожики, горец живородящий. Из кустарничков — брусника, голубика, багульник, водяника, а также карликовая береза (ерник), ивы.

В южных тундрах , как и в северных, растительный покров сплошной, но его уже можно разделить на ярусы. Верхний ярус образуют карликовая береза, ивы. Средний — травы и кустарнички: водяника, брусника, голубика, багульник, осока, морошка, пушицы, злаки. Нижний — мхи и лишайники.

Суровые климатические условия тундры «вынудили» многие виды растений «обзавестись» специальными приспособлениями. Так, растения со стелющимися и ползучими побегами и собранными в розетку листьями лучше «используют» более теплый приземный слой воздуха. Низкорослость же помогает пережить суровую зиму. Хотя из-за сильных ветров мощность снежного покрова в тундре невелика, ее достаточно, чтобы укрыться и выжить.

Некоторые приспособления «служат» растениям и в летнее время. Например, клюква, ерник, водяника «борются» за сохранение влаги тем, что максимально «уменьшают» размер листьев, сокращая тем самым испаряющую поверхность. У дриады и полярной ивы нижняя сторона листа покрыта густым опушением, которое затрудняет движение воздуха и тем самым уменьшает испарение.

Почти все растения в тундре многолетние. Для некоторых видов характерно так называемое живорождение, когда вместо плодов и семян у растения появляются луковички и клубеньки, которые быстро укореняются, что обеспечивает «выигрыш» во времени.

Животные и птицы, постоянно обитающие в тундре, также хорошо приспособились к суровым природным условиям. Их спасают густой мех или пушистое оперение. Зимой животные имеют белую или светло-серую окраску, а летом — серовато-коричневую. Это помогает маскироваться.

Типичные животные тундры — это песец, лемминг, заяц-беляк, северный олень, белая полярная и тундровая куропатки, полярная сова. Летом изобилие пищи (рыбы, ягод, насекомых) привлекает в эту природную зону таких птиц, как кулики, утки, гуси и др.

В тундре достаточно низкая плотность населения. Коренными народами здесь являются саамы, ненцы, якуты, чукчи и др. Они в основном занимаются оленеводством. Активно ведется добыча полезных ископаемых: апатитов, нефелинов, руд цветных металлов, золота и др.

Железнодорожное сообщение в тундре развито слабо, препятствием для строительства дорог является многолетняя мерзлота.

Лесотундра

Лесотундра — переходная от тундры к тайге зона. Для нее характерно чередование участков, занятых лесной и тундровой растительностью.

Климат лесотундры близок к климату тундры. Основное отличие: лето здесь более теплое — средняя температура июля + 11 (+14) °С — и длинное, а вот зима — более холодная: сказывается влияние ветров, дующих с материка.

Деревья в этой зоне низкорослые и пригнуты к земле, имеют искривленный вид. Это связано с тем, что многолетняя мерзлота и заболоченность почвы не дают растениям иметь глубокие корни, а сильные ветра пригибают их к земле.

В лесотундре европейской части России преобладает ель, реже встречается сосна. В азиатской части распространена лиственница. Деревья растут медленно, их высота обычно не превышает 7-8 м. Из-за сильных ветров распространена флагообразная форма крон.

Немногочисленные животные, остающиеся в лесотундре зимовать, прекрасно приспособлены к здешним условиям. Лемминги, полевки, тундровая куропатка проделывают в снегу длинные ходы, питаются листьями и стеблями вечнозеленых тундровых растений. При обилии корма лемминги в это время года даже приносят потомство.

По небольшим лесным массивам и зарослям кустарника вдоль рек в южные районы заходят животные из лесной зоны: заяц-беляк, бурый медведь, белая куропатка. Встречаются волк, лисица, горностай, ласка. Залетают мелкие насекомоядные птицы.

Субтропики

Эта зона, занимающая Черноморское побережье Кавказа, характеризуется наименьшей в России протяженностью и площадью.

Величина суммарной солнечной радиации достигает 130 ккал/ см 2 в год. Лето продолжительное, зима теплая (средняя температура января 0 °С). Сумма активных температур составляет 3500-4000 °С. В этих условиях многие растения могут развиваться круглый год. В предгорьях и на горных склонах выпадает 1000 мм и более атмосферных осадков в год. На равнинных территориях снежный покров практически не образуется.

Распространены плодородные красноземные и желтоземные почвы.

Субтропическая растительность богата и разнообразна. Растительный мир представлен вечнозелеными жестколистными деревьями и кустарниками, среди которых назовем самшит, лавр, лавровишню. Распространены леса из дуба, бука, граба, клена. Заросли деревьев переплетают лиана, плющ, дикий виноград. Встречаются бамбук, пальмы, кипарис, эвкалипт.

Из представителей животного мира отметим серну, оленя, кабана, медведя, лесную и каменную куницу, кавказского тетерева.

Обилие тепла и влаги позволяет здесь выращивать такие субтропические культуры, как чай, мандарины, лимоны. Значительные площади заняты виноградниками и плантациями табака.

Благоприятные климатические условия, близость моря и гор делают этот район крупным рекреационным районом нашей страны. Здесь расположены многочисленные турбазы, дома отдыха, санатории.

В тропическом поясе расположены влажные леса, саванны и редколесья, пустыни.

В значительной степени распаханы тропические влажные леса (Южная Флорида, Центральная Америка, Мадагаскар, Восточная Австралия). Они используются, как правило, под плантации (см. карту атласа).

Субэкваториальный пояс представлен лесами и саваннами.

Субэкваториальные влажные леса расположены преимущественно в долине Ганга, южной части Центральной Африки, на северном побережье Гвинейского залива, северной части Южной Америки, в Северной Австралии и на островах Океании. В более засушливых районах их сменяют саванны (Юго-Восточная Бразилия, Центральная и Восточная Африка, центральные районы Северной Австралии, Индостана и Индокитая). Характерные представители животного мира субэкваториального пояса — жвачные парнокопытные, хищники, грызуны, термиты.

На экваторе обилие осадков и высокая температура обусловили наличие здесь зоны вечнозеленых влажных лесов (бассейн Амазонки и Конго, на островах Юго-Восточной Азии). Природная зона вечнозеленых влажных лесов является рекордсменом в мире по разнообразию видов животных и растений.

Одни и те же природные зоны встречаются на разных материках, однако они имеют свои особенности. Прежде всего речь идет о растениях и животных, которые приспособились к существованию в этих природных зонах.

Природная зона субтропиков широко представлена на побережье Средиземного моря, южного берега Крыма, на юго-востоке США и в других регионах Земли.

Западный Индостан, Восточная Австралия, бассейн Параны в Южной Америке и Южная Африка — зоны распространения более засушливых тропических саванн и редколесий. Самая обширная природная зона тропического пояса - пустыня (Сахара, Аравийская пустыня, пустыни Центральной Австралии, Калифорнии, а также Калахари, Намиб, Атакама). Огромные пространства галечных, песчаных, каменистых и солончаковых поверхностей здесь лишены растительности. Животный мир малочислен н.

Субтропические климатические пояса – географические пояса Северного и Южного полушарий земного шара, простирающиеся между тропическими и умеренными поясами. Для местности, находящейся в данном поясе, характерно чередование умеренного и тропического климатических режимов. Это объясняется сезонными ритмами общей циркуляции атмосферного воздуха: в летнее время субтропические пояса находятся под воздействием пассатного климатического режима, в зимнее – под влиянием циклональной циркуляции умеренных воздушных масс. Исключением являются восточные окраины, где наблюдаются летние муссонные осадки.

В летний период средняя температура воздуха составляет более 20 °С, в зимний – более 4 °С. При проникновении полярных воздушных масс высока вероятность заморозков и небольших морозов (до -10 °С). Над сушей в субтропическом поясе уровень атмосферных осадков и их режим варьируют в значительных пределах от прибрежных областей океана к внутриматериковым. Этим в комплексе с увеличением в этом же направлении континентальности климата обусловлены значительные ландшафтные различия в характеристиках природных зон.

На территории каждого из материков в субтропических поясах четко различают три главных региона: западный приокеанический, или средиземноморский, с высокой влажностью зимой; континентальный с недостаточной влажностью воздуха круглогодично; восточный приокеанический, или муссонный, с высокой влажностью воздуха летом.

Природные зоны субтропического пояса

В западном приокеаническом регионе, так называемых полусухих субтропиках, находится зона жестколистных кустарников и лесов на коричневых почвах. В Северном полушарии после зоны жестколистных лесов и кустарников следуют к юго-востоку зоны субтропических степей на серо-коричневых почвах. Восточнее простираются зоны субтропических полупустынь и пустынь континентального региона на серо-бурых почвах и сероземах. Это сухие субтропики.

В Южном полушарии в континентальных регионах субтропиков лежит зона субтропических степей на серо-коричневых почвах. В восточных регионах находятся влажные субтропики с вечнозелеными широколиственными лесами, а в более высоких широтах - листопадные широколиственные леса с примесью вечнозеленых древесных видов растений на красноземах, желтоземах и желто-бурых почвах. В горных местностях субтропическому поясу соответствуют лесолуговой (во влажных областях) и лесостепной (в сухих областях) уровни высотной поясности.

На территории стран СНГ расположен участок вдоль верхней границы субтропического пояса, потому природа здесь не соответствует типичной для субтропиков. Субтропики занимают Черноморское побережье Кавказа, Южный берег Крыма, Колхидскую, Кура-Араксинскую и Ленкоранскую низменности, Алазанскую долину и южные окраины пустынь Средней Азии.

За счет хозяйственной деятельности человека в субтропиках леса часто замещаются плантационными и полевыми ландшафтами. В фауне наблюдается совместное обитание видов умеренного и тропического поясов. Океанические воды в субтропиках характеризуются относительно высокой температурой (15-16 °С) и повышенной соленостью воды. В результате слабого вертикального перемешивания океанических вод снижается концентрация кислорода и планктона в них. Этим обусловлено незначительное количество промысловых рыб.

Похожие материалы:

Субтропики - это климатические зоны Земли, расположенные к северу и югу от экватора между тропиками и умеренными широтами. Субтропики характеризуются жарким летом и теплой зимой (t выше нуля оп Цельсию), поэтому занятия и работа людей в этих областях не очень разнообразны.

Испания, Португалия, США, Россия, Сирия, Ирак, Аргентина, ЮАР, Австралия и другие страны научились с пользой для себя вести экономическую деятельность в данных регионах.

Чем же занимаются люди в субтропиках

Основные направления деятельности:

  • сельское хозяйство,
  • туризм,
  • рыболовство.

В Испании, Португалии люди часто занимаются виноделием. Это очень прибыльный бизнес, который приносит много дохода владельцу. Также этим занимаются в США, России, Аргентине благодаря многочисленным солнечным дням, которые необходимы для выращивания многих культур, в том числе и винограда.

Многие люди занимаются чаеводством в Китае (гигант в этой сфере), России, Аргентине. Кстати, в России находится самая северная плантация для выращивания сортов чая в мире. Большой доход и растущее потребление напитков с использованием чайных листьев приводят к росту посевных площадей.

В США выращивают многие культуры именно в южной части страны (субтропики), что позволяет обеспечивать продуктами питания огромную страну и экспортировать их в другие страны (США - один из крупнейших экспортеров пшеницы в мире).

Стоит заметить, что в странах субтропиков хорошо развит туризм. Барселона, Лиссабон, Лос-Анджелес, Сен-Тропе, Сочи и многие другие города каждый год привлекают десятки миллионов туристов. В особенности развит пляжный туризм в Турции, России, Испании, Италии, Греции, где много разных достопримечательностей, что делает отдых в этих странах чарующим и прекрасным.

А рыболовство как отрасль, имеющая ограниченные ресурсы, растет большими темпами в США, России, Турции, странах Старого света и Австралии.

Также, например, в Ираке, Сирии, США развита нефтяная промышленность, приносящая большие деньги, но добыча нефти осложняется многими экономическими и политическими факторами.

Описание урока окружающего мира в 4 классе , разработанного с использованием приёмов «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо».

Выполнила : учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 3 п г т Смышляевка Передрий Ольга Геннадьевна.

Тема урока : У тёплого моря. Субтропики. Природная зона Черноморского побережья Кавказа.

Место урока в системе урока по данной теме: 13 урок из 20 в разделе «По родным просторам»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятиями тропики и субтропики , с географическим положением зоны, ее особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью людей;
  • сформировать представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа;
  • развивать умение работать с географической картой;
  • развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся находить и показывать субтропики на карте России;
  • характеризовать природные условия и растительный мир;
  • сравнивать зону субтропиков с зоной пустынь;
  • понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

Используемые на уроке приёмы ТРКМЧП: верные и неверные утверждения, работа с текстом и заполнение таблицы, градусник настроения

Ход урока

I Организационный момент.

1. Вызов.

II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Тест

А1. Каковы погодные условия в пустыне?

1) жаркое лето, осадков мало

2) жаркое лето, суровая зима

3) тёплое дождливое лето

4) короткое жаркое лето

А2. Какое колючее растение охотно поедают верблюды?

1) джузгун 3) верблюжью колючку

2) колосняк 4) кактусы

А3. Какое животное называют «кораблем пустыни»?

1) сайгака 3) корсака

2) верблюда 4) скарабея

А4. Что такое барханы?

1) животные 3) валы из песка

2) растения 4) пыльные бури

В1. Какое животное с помощью длинных сильных ног прыгает до 3 м в высоту?

1) сайгак 3) ящурка быстрая

2) корсак 4) тушканчик

В2. Какому жуку поклонялись в Древнем Египте как божеству

1) жуку-красотелу 3) жуку-чернотелке

2) скарабею 4) жуку-оленю

С1. Как животные приспособились к условиям пустыни

1) у них толстая кожа

2) днем они зарываются в песок, ночью питаются

3) они долго обходятся без воды

4) поедая растения, они получают необходимую влагу

С2. Какие экологические проблемы существуют в пустынях?

1) в почве накапливаются соли из-за неумеренного орошения

2) стало больше подвижных песков из-за неправильного выпаса животных

3) загрязняется почва из-за добычи полезных ископаемых

4) сокращается численность сайгаков из-за браконьерства

III Самоопределение к деятельности.

Мы побывали с вами почти во всех природных зонах, путешествуя по ним с севера на юг. Но, возможно, есть еще одна природная зона, с которой нам стоит познакомиться?

Сформулируйте тему урока. Поставьте задачи.

У каждого ученика на парте лежит листок с утверждениями. Коллективно читаем их, каждый ставит знак «+», если верно «-», если неверно напротив каждого утверждения.

1. Зона субтропических лесов расположена на побережье Чёрного моря. (+)

2. Зона субтропиков занимает большую территорию нашей страны. (-)

3. Зона субтропиков расположена вблизи Уральских гор. (-)

4. Для зоны субтропиков характерно умеренно жаркое лето и тёплая зима. (+)

5. Растительный и животный мир субтропиков очень разнообразен. (+)

6. На карте зону субтропиков обозначают жёлтым цветом. (-)

7. На Черноморском побережье обитают киты, морские черепахи, тюлени. (-)

8. В садах черноморского побережья выращивают абрикосы, персики, инжир.(+)

IV Работа по теме урока.

2. Осмысление.

Беседа.

Обратимся к карте. Где находится зона субтропических лесов? (Она расположена на побережье. С одной стороны Кавказские горы, а с другой – Черное море .)

Какую по размеру площадь занимает эта зона? (Она занимает очень маленькую территорию .)

Как солнечные лучи нагревают земную поверхность вблизи тропиков?

(Солнечные лучи падают почти отвесно .)

В каком тепловом поясе расположена зона субтропиков? (В умеренном поясе, но близко к Северному тропику )

В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.

Какие это горы по высоте? (Высокие горы)

Верно, это высокие молодые горы, они являются преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

Что такое тропики? (Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора. )

А в переводе с латинского приставка «суб» означает «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками )

Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь кусочек.

(заполняется последняя строка, предыдущие заполнены на предыдущих уроках) Каждая строка таблицы соответствует по цвету определенной природной зоне.

Природная

зона

Климат

Растительный мир

Животный мир

Деятельность

человека

Арктика

Тундра

Тайга

Смешанные леса

Широколиственные леса

Степи

Пустыни

Субтропики

Чтобы заполнить второй столбец таблицы, прочитайте 3 абзац учебника на стр. 98.

Почему для зоны субтропиков характерен такой климат?

Заполните третий столбец, прочитав 1 и 2 абзац на стр. 100.

Какие растения можно встретить в субтропиках, а в нашей зоне не встретишь?

Заполните четвёртый столбец таблицы, прочитав 1 абзац на стр. 101

Каких животных можно встретить в субтропиках?

Заполните последний столбец, прочитав 1 и 2 абзац на стр. 99.

Физкультминутка.

«Ленивые восьмёрки»- нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» - мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.

«Моргания» - моргание на каждый вдох и выдох.

V Закрепление изученного материала.

VI Рефлексия.

3. Рефлексия.

Вернемся к утверждениям. Проверьте, везде ли вы правильно расставили знаки? Оцените свою работу с помощью градусников настроения.

Предлагаю вам выполнить тест, который поможет определить, все ли вам было понятно на уроке.

ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа”

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….

а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи

6. В субтропической зоне:

а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.

VII Итог.

Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа? (Бережно относиться к природе, не бросать не побережье мусор, носить головной убор, купаться только со взрослыми и т.д.)

VIII Домашнее задание.

Технологическая карта

Учитель Передрий Ольга Геннадьевна

Дата 10.12.2014 г.

Класс 4 В

Тема урока У теплого моря. Субтропики. Природная зона Черноморского побережья Кавказа.

Тип урока Урок усвоения новых знаний

Цели:

  • Развивающая : развивать умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность со сверстниками, развивать умение работать с географической картой.
  • Образовательная : познакомить учащихся с понятиями тропики и субтропики , с географическим положением зоны, ее особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью людей, сформировать представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа;
  • Воспитательная : воспитывать коммуникативность, умение давать оценку собственной деятельности;
  • Планируемые образовательные результаты : учащиеся научатся находить и показывать субтропики на карте России; характеризовать природные условия и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; сравнивать зону субтропиков с зоной пустынь; понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

Методы: словесный, информационно-рецептивный (трансформация информации), поисковый, познавательно рефлексивный, приёмы ТРКМЧП (работа с текстом и заполнение таблицы, верные и неверные утверждения)

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Образовательные ресурсы: мультимедийное сопровождение урока, физическая карта России, карта природных зон

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I Организационный момент

Создает эмоциональный настрой на работу в классе.

Личностные УУД: формируется положительный мотивация

II Проверка домашнего задания

III Актуализация знаний

Вызов

Верные и неверные утверждения.

У каждого ученика на парте лежит листок с утверждениями. Коллективно читаем их, каждый ставит знак +, -напротив каждого утверждения.

Определяют свой уровень знаний по данной теме

Формулируют тему урока, ставят цели.

Регулятивные УУД: формируются умения составлять план урока (определение темы, цели и задач урока), планирование действий по выполнению задач урока. Принимают и сохраняют учебную задачу.

IV Самоопределение к деятельности

Работа по теме урока

Осмысление

Заполнение таблицы «Природные зоны России». Учебник стр. 98 – 101. Работа в парах.

Заполняют таблицу «Природные зоны России» используя текст учебника

Познавательные УУД: умение анализировать, находить опорные слова.

Коммуникативные УУД: умение выслушать собеседника, умение слушать других, умение выражать свои мысли, строить высказывания, осмысление правил работы в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

VI Физкультминутка

«Ленивые восьмёрки», «Шапка для размышлений», «Моргания»

Выполняют упражнения. активизирующие мозговую деятельность, внимание, ясность восприятия и речь

Личностные УУД: формирование правильного отношения к своему здоровью.

VII Продолжение работы по

теме урока

Закрепляют изученный материал, выполняя задания из рабочей тетради.

Выполните задание № 3, 4 из РТ.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации, структурирование, анализ и синтез информации

VIII Рефлексия

Рефлексия

Сопоставление ответов из рубрики «Верные и неверные утверждения», данных в начале урока и в данный момент.

Проведение теста, на определение освоенности темы

Работают с «Верными и неверными утверждениями», выполняют тест « Черноморское побережье Кавказа»

Коммуникативные УУД: осмысление правил работы в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

Подведение итогов

Задает вопросы:

Где расположена зона субтропиков России?

Что привлекает людей на Черноморское побережье Кавказа?

Какие экологические проблемы возникают на Черноморском побережье?

Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа ?

Подводят итоги урока, отвечая на вопросы

Регулятивные УУД: Сопоставление поставленных целей и итога урока, самооценка выполненной работы.

Домашнее задание

Запись домашнего задания.


просмотров