Почему широколиственный лес считают более устойчивой. Экосистема леса. Виды лесных экосистем, их характеристики. Устойчивость лесных экосистем

Почему широколиственный лес считают более устойчивой. Экосистема леса. Виды лесных экосистем, их характеристики. Устойчивость лесных экосистем

Помогите пожалуйста.Биология. и получил лучший ответ

Ответ от Дарья Губина[новичек]
1. В дуплистых деревьях гнездятся птицы, поедающие насекомых. Если их вырубить, насекомые-вредители повредят молодые деревья, растения, что приведет к постепенной гибели лесного массива.
2. Первыми развиваются травянистые светолюбивые растения, потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, птиц, насекомых, образуется мелколиственный или сосновый лес; под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые в последствии полностью вытеснят другие деревья.
3. Трава меньше чем дерево выделяет кислорода на м^2 земли! Трава зимой покрыта снегом, а дерево все так же продолжает выполнять свою миссию по выделению кислорода.
5Сеть питания образуется из многообразия взаимосвязанных цепей питания, значит, в основе ее разнообразия лежит разнообразие видов, наличие среди них продуцентов, консументов, редуцентов и разнообразие их пищи (широкая пищевая специализация).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА






эволюции.

  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
  1. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует, вет обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции действии этой формы естественного отбора и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

Число особей

Значение признак


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 11 КЛ

  1. Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.
  1. Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного. Приведите не менее трёх обоснований.
  1. Ручьевая форель живет в воде с концентрацией кислорода не менее 2 мг/л.При понижении его содержания до 1,6 2 мг/л и меньше форель гибнет. Объясните причину гибели форели, используя знания о норме реакции признака.
  1. Чем характеризуется географический способ видообразования? Укажите не менее трёх элементов.
  1. Как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса, если численности насекомых возрастает?
  1. Кровососущие насекомые - обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже порядков.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Критерий вида - это совокупность признаков, отличающих данный вид от другого. 2. Основа физиологического критерия - совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид. 3. Генетический критерий характеризуется определённым кариотипом. 4. Экологический критерий - это определённый ареал, занимаемый видом в природе. 5. К другим критериям вида относят: морфологический, биохимический, географический и др. 6. Для установления видовой принадлежности достаточно использовать какой-нибудь один критерий.

  1. В биогеоценозе леса провели обработку деревьев ядохимикатами для уничтожения комаров и мошек. Укажите не менее четырёх последствий воздействия этого мероприятия на биогеоценоз леса.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Ч. Дарвин определил движущие силы эволюции органического мира.

2. К ним он отнёс многообразие видов, борьбу за существование и естествен
ный отбор. 3. Ч. Дарвин считал, что материалом для эволюции служит не
наследственная изменчивость. 4. Он называл её также модификационной из
менчивостью. 5. Естественный отбор, по мнению Дарвина, играет творческук
роль. 6. Естественный отбор он рассматривал как главную движущую сил}
эволюции.

  1. Лечение антибиотиками болезней человека, вызванных микроорганизмами со временем, становится малоэффективным. Необходимо вести поиски новь: лекарственных препаратов. Объясните с точки зрения эволюционного процесса, как развивается устойчивость к антибиотикам.
  1. Грызуны – самый крупный по числу видов в широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трёх причин.
  1. Почему снижение численности вида может стать причиной его вымирания. Приведите не менее трёх причин. Ответ поясните
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. На долю видимых лучей приходится большая часть энергии солнечного излучения, достигающего земной поверхности. 2. Жизнь на Земле возможна лишь потому, что длинноволновые лучи задерживаются озоновым экраном. 3. В небольших дозах инфракрасные лучи препятствуют возникновению рахита у человека. 4. Инфракрасные лучи являются важным источником внутренней энергии. 5. Влияние трёх областей солнечного излучения на организмы относят к биотическим экологическим факторам воздействия.

  1. Почему широколиственный лес считают более устойчивой экосистемой, чем разнотравный луг? Приведите не менее трёх доказательств .
  1. Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет,концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакции фотосинтеза?
  1. Объясните, почему сокращение численности волков из-за отстрела в биоценозах тундры приводит к уменьшению запасов ягеля – корма северных оленей.
  1. В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе живые организмы?
  1. В искусственный водоём запустили карпов. Объясните, как это может повлиять на численность обитающих в нём личинок насекомых, карасей и щук.
  1. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой экосистемой, чем экосистему елового леса?
  1. В небольшом водоёме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклоп, гидры. Объясните. можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее трёх доказательств .
  1. Какие экологически факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?
  1. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?
  1. В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?
  1. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок.?
  1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
  1. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.

  1. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?
  1. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательности формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трёх элементов.
  1. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трёх этапов.
  1. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.
  1. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.
  1. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
  1. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин .
  1. В чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?
  1. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх параметров.
  1. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции действии этой формы естественного отбора и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

Число особей

Значение признак

  1. Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоен? наземно-воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали. Приведите менее трёх признаков.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию. 2. Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд в популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубоко в течение одного лета, представляет собой популяцию.

  1. Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых зонах?
  1. Форма тела бабочки каллимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела бабочки?



Леса занимают огромную часть суши нашей планеты — более 4 млрд. гектар суши. Лесные экосистемы (ЛЭ) — это уникальные сообщества животных и растений, соединенных множеством видов связей для обмена энергией. Главную роль в любой лесной экосистеме играют растения. По их доминирующим видам представителей флоры принято выделять следующие виды:

  1. Экосистема смешанных лесов
  2. Экосистема хвойных лесов
  3. Экосистема тропических лесов
  4. Экосистема широколиственных лесов

Для лесных экосистем характерна ярусность: на верхнем располагаются деревья, средний ярус составляют кустарники, нижний — травы. Уникальность ЛЭ можно объяснить тремя факторами:

  • Во-первых, это практически единственный вид экосистемы, сохранившийся в первозданном и практически неизмененном человеком виде.
  • Во-вторых, ЛЭ являются одними из крупнейших на планете.
  • В-третьих, ЛЭ считаются одними из самых продуктивных для человечества.

Рассмотрим каждый из видов лесных экосистем подробнее.

Экосистема смешанного леса

Смешанные леса представляют собой симбиоз экосистем хвойных и лиственных лесов. Они дополняют друг друга, укрепляют, поэтому такая экосистема считается наиболее устойчивой из всех лесных.

Смешанными леса считаются, если к основному виду деревьев добавляются другие породы, но в численном коэффициенте — не более 5%. Поэтому такие леса располагаются между хвойными на севере и широколиственными на юге — в полосе, где расположены территории юга Скандинавии, Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин, Карпат, Кавказа, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. На американском континенте это территория Великих озер и Калифорнии. В южном полушарии экосистема смешанных лесов располагается в большей части Южной Америки и в Новой Зеландии.

Доминантами в этой экосистеме являются такие деревья как дуб, клен, ель, сосна, липа, вяз. В Америке — секвойя, в горах — лиственница, на Кавказе и дальнем Востоке — бук и пихта.

Потребителями, или консументами в экосистеме смешанных лесов являются животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые, грибы. Замыкают пищевую цепочку могильщики: черви, личинки, микроорганизмы.

Главная особенность экосистемы смешанного леса — устойчивость, которая обуславливается способностью полного заменения вида. То есть, если популяция какого-либо вида исчезнет, ее место спокойно замещается возросшим количеством особей другого вида.

Уязвимое место такой экосистемы — насекомые. Если они исчезнут, то экосистема смешанного леса станет затухать и погибнет.

Экосистема хвойного леса

Для формирования экосистемы хвойного леса необходим холодный климат. Поэтому такие образуются в основном на севере, где средние колебания температуры воздуха колеблются в пределах от -5°C до +5°C. Осадков мало — до 200 мм в год, и чаще всего они выпадают в виде снега. Лето в таких краях холодное и короткое, а зима — продолжительная и морозная.

Эти климатические условия великолепно подходят для произрастания хвойных пород деревьев: сосен, елей, пихт, кедров, лиственниц. Именно они занимают доминирующее положение в данной экосистеме и расположены на верхнем ярусе.

Хвойные леса, объединенные в массивы, называют тайгой. Эта экосистема распространена в северном полушарии, в основном, в Сибири и в Канаде. В южном полушарии хвойные леса не создают таких массивов и встречаются в виде отдельных участков. А в Австралии и Южной Америке хвойные леса произрастают в горах.

Хвойные породы деревьев вместо листьев имеют иглы, которые. За счет своей маленькой площади прекрасно сохраняют тепло и влагу. А смола, укутывающая хвойные деревья позволяет свободно переносить продолжительные морозы. Фотосинтез в этих деревьях не замирает даже при 0°C.

В экосистеме хвойных лесов практически не присутствует средний ярус. А нижний заселяют мхи и лишайники. Вместе с деревьями эти виды растительности являются продуцентами — они активно участвуют в фотосинтезе, перерабатывая солнечную энергию. Кроме того, они являются кормом для следующего звена экосистемы — животных.

Вершиной пищевой цепочки в таких лесах являются хищники: рыси, тигры, медведи, волки, лисы. Из травоядных млекопитающих особенно распространены парнокопытные: олени, лоси, изюбры. Много животных с ценным мехом: соболей, куниц, белок, ласок. Это организмы-потребители.

К организмам-разрушителям относятся грибы, бактерии и черви.

Пищевые цепочки в экосистеме хвойных лесов зачастую короткие. Например, дерево — травоядное животное (белка) — хищник (лиса).

Если человек не вмешивается в экосистему хвойного леса, то здесь происходит процесс саморегуляции: один вид животных никогда не уничтожает полностью особей другого вида. Что делает этот вид экосистемы очень устойчивым.

Экосистема широколиственного леса

Широколиственные леса распространены на большей части Европы и Восточной Азии, в Северной Америке и к югу от Чили.

Доминирующую роль играют листопадные деревья — те, которые сбрасывают листву с наступлением холодов. Это липы, дубы, ясени, вязы, клены, каштаны. На среднем ярусе растут черемуха, берескеты. Нижний полностью занимают травы и ягоды: пролесник, медуница, земляника и пр.

Класс потребителей в этой экосистеме представлен млекопитающими (лисы, волки, тигры, медведи, ежи, еноты, кабаны, зайцы, белки), птицами (соловьи, снегири, чижи, глухари, кукушки, аисты), рептилиями, амфибиями и рыбами.

Редуцентами являются все те же могильщики, черви и микроорганизмы.

Экосистема широколиственного леса весьма устойчива. Уязвимой она становится во время холодов, когда деревья сбрасывают листву и процесс фотосинтеза замирает. В этот период особая роль отводится редуцентам, которые преобразуют органику в неорганические вещества.

Экосистема тропического леса

Тропические леса опоясывают нашу планету по экватору и захватывают субтропическую, тропическую и экваториальную климатические зоны. При этом огромную роль играет влажность воздуха. Во влажном климате тропические леса вечнозеленые, в сухом (вдали от океанов и морей) леса зеленые только в теплое время года.

Экосистема тропического леса самая богатая из всех лесных ЭС по видовому разнообразию. Доминируют здесь пальмы, миртовые, бобовые, в сухих тропиках — бамбук, лавр, альбиции.

Одна из особенностей экосистемы тропического леса: смазанность границ ярусов. Так, травы могут вырастать до 6 м в высоту, забираясь на средний ярус. Папоротники вообще могут занимать сразу все три яруса. Добавляет размытости и обилие лиан, эпифитов, которые плотной сетью окутывают все растения.

Еще одна особенность экосистемы тропического леса в том, что большинство видов потребителей обитают сразу на деревьях. Это и многочисленные животные (обезьяны, ленивцы, белки-летяги), птицы (попугаи, колибри, дятлы, туканы), пресмыкающиеся (змеи, ящерицы, гекконы, хамелеоны). Даже лягушки — и те стремятся забраться повыше. Сухопутных животных в этой экосистеме мало, зато все они очень крупные: слоны, жирафы, носороги, бегемоты, буйволы.

Редуцентами являются, в основном, грибы и термиты.

Устойчивость лесных экосистем

(схема устойчивости экосистем России )

Среди всех лесных экосистем наиболее устойчивой является экосистема смешанного леса. Далее, в порядке убывания следуют широколиственные, хвойные и тропические леса.

Это объясняется плотностью произрастания деревьев и степенью проникновения солнечных лучей в самые нижние ярусы леса. Так, например, в смешанных лесах деревья растут не плотно, оставляя свободное пространство для солнечных лучей. Лучи проникают до самой земли, оказывая значительное влияние на деятельность редуцентов, которые, в свою очередь, вырабатывают полезные вещества для роста самих деревьев.

В хвойных лесах макушки деревьев нередко смыкаются, препятствуя солнечному свету. То же происходит и в тропиках, где из-за обилия растений редуценты просто не в состоянии перерабатывать такое огромное количество органики. А потому в тропиках, несмотря на то, что растения здесь вырабатывают самое большое количество кислорода, и углекислый газ консервируется в огромных количествах.

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание).

1

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

Гибридологический метод исследования используют

1. эмбриологи

2. селекционеры

3. генетики

4. экологи

5. биохимики

3

В синтезе белка принимает участие молекула иРНК, фрагмент которой содержит 33 нуклеотидных остатка. Определите число нуклеотидных остатков в участке матричной цепи ДНК.

4

Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения, функций, изображенного органоида клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. упаковывает и выносит синтезированные вещества из клетки

2. участвует в образовании лизосом

3. обеспечивает окислительное фосфорилирование

4. состоит из одной мембраны

5. содержит соединенные между собой граны

5

Установите соответствие между характеристикой и фазой фотосинтеза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А. фотолиз воды

Б. фиксация углекислого газа

В. расщепление молекул АТФ

Г. возбуждение хлорофилла квантами света

Д. синтез глюкозы

ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА

1. световая

2. темновая

6

Определите соотношение фенотипов у потомства, образовавшегося при скрещивании двух гетерозиготных растений тыквы с жёлтыми плодами при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение фенотипов, в порядке их убывания.

7

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Х-хромосома

2. монофилия

3. атавизм

5. кариотип

8

Установите соответствие между характеристикой и стадией формирования эмбриона ланцетника: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А. впячивание группы клеток внутрь бластулы

Б. митоз зиготы

В. формирование стенок первичной кишки

Г. образование бластоцеля

Д. образование бластомеров

СТАДИЯ ЭМБРИОГЕНЕЗА

1. однослойный зародыш

2. двуслойный зародыш

9

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные, в отличие от голосеменных

1. являются многолетними растениями

3. имеют цветки и соцветия

4. образуют плоды с семенами

5. представлены разнообразными жизненными формами

6. размножаются семенами

10

Установите соответствие между позвоночным животным и особенностью температуры его тела: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЖИВОТНОЕ

А. домовый воробей

Б. прыткая ящерица

В. обыкновенный дельфин

Г. нильский крокодил

Д. обыкновенный тритон

Е. обыкновенный крот

ОСОБЕННОСТЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА

1. постоянная

2. непостоянная

11

Установите последовательность расположения систематических групп растения, начиная с самого наименьшего таксона. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. Редька обыкновенная

2. Покрытосеменные

3. Крестоцветные

4. Двудольные

12

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лейкоциты - клетки крови, которые

1. образуются в красном костном мозге

2. способны изменять свою форму

4. синтезируют гемоглобин

5. выделяют вещества для образования тромба

6. дозревают в нервных узлах

13

Установите соответствие между примером регуляции процессов жизнедеятельности и отделом нервной системы, к которому её относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР РЕГУЛЯЦИИ

А. координирует работу внутренних органов

Б. регулирует процессы обмена веществ

В. действует автономно, независимо от желания человека

Г. обеспечивает произвольные движения конечностей

Д. регулирует деятельность гладкой мускулатуры

Е. регулирует сокращение скелетных мышц

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. вегетативный

2. соматический

14

Установите последовательность расположения структур глазного яблока, начиная с роговицы. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. нейроны сетчатки

2. стекловидное тело

3. зрачок в пигментной оболочке

4. светочувствительные клетки-палочки и колбочки

5. выпуклая прозрачная часть белочной оболочки

15

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1. функционирование самозатачивающихся резцов у грызунов

2. листовидная форма тела у печеночного сосальщика

3. развитие стрекательных клеток у гидры

4. возникновение членистых конечностей у насекомых

5. появление внутреннего оплодотворения у пресмыкающихся

6. возникновение узловой нервной системы у кольчатых червей

16

Установите соответствие между признаком медоносной пчелы и критерием вида, к которому он относится^ каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

А. общественный образ жизни

Б. различие в размерах самцов и самок

В. развитие личинок в сотах

Г. наличие волосков на теле

Д. питание нектаром и пыльцой цветков

Е. глаза фасеточные

КРИТЕРИЙ ВИДА

1. морфологический

2. экологический

17

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В биогеоценозе гетеротрофы, в отличие от автотрофов,

1. являются продуцентами

2. обеспечивают смену экосистем

3. увеличивают запас молекулярного кислорода в атмосфере

4. извлекают органические вещества из пищи

5. превращают органические остатки в минеральные соединения

6. выполняют роль консументов или редуцентов

18

Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А. разнообразные цепи и сети питания

Б. большое разнообразие видов

В. наличие монокультуры

Г. замкнутый круговорот веществ

Д. неустойчивость во времени

Е. необходимость в дополнительной энергии

ВИД ЭКОСИСТЕМЫ

1. агробиоценоз

2. биогеоценоз

19

Установите последовательность формирования ароморфозов у животных в процессе эволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. появление внутреннего оплодотворения

2. возникновение полового процесса

3. образование хорды

4. формирование пятипалых конечностей

20

Рассмотрите рисунок с изображением клеточного деления и определите его фазы, набор хромосом в дочерних клетках и какие специфические клетки образуются в результате такого деления у растений.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:

1. профаза, метафаза, телофаза

2. соматическая

3. диплоидный

4. профаза 2, метафаза 2, анафаза 2, телофаза 2

5. профаза 1, метафаза 1 ,анафаза 1, телофаза 1

6. гаплоидный

8. первое мейотическое деление

21

Проанализируйте график «Выживание муфлона в Лондонском зоопарке». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

Утверждения:

1. исследована группа животных, состоящая из 79 особей

2. три-четыре особи проживают 118 месяцев

3. родившиеся особи часто гибнут на третьем году жизни

4. большая часть особей доживает до восьми лет

5. в исходной популяции средний возраст особей составляет один год

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

От одного растения земляники взяли несколько усов, укоренили их и получили взрослые растения, которые пересадили на другой участок плантации. Однако плоды у некоторых дочерних растений оказались более мелкими, чем на материнском растении. Назовите используемый способ размножения земляники. Объясните причину появления мелких плодов.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) растения были получены в результате бесполого вегетативного размножения;

2) различия растений обусловлены модификационной изменчивостью, связанной с различием условий внешней среды, в которых выращивались дочерние и материнские растения

Какие органы растения обозначены на рисунке буквами А, Б, В? В чем состоит их роль в жизни растений? Видоизменением какого органа они являются?

Показать ответ

Элементы ответа:

1) А - клубень; Б - луковица; В - корневище;

2) в этих органах запасаются питательные вещества, которые используются при вегетативном размножении;

3) изображенные органы являются видоизменёнными побегами

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Железы внутренней секреции имеют протоки, по которым секрет поступает в кровь. 2. Эти железы выделяют биологически активные регуляторные вещества - гормоны. 3. Все гормоны по химической природе являются белками. 4. Гормон поджелудочной железы - инсулин. 5. Он регулирует содержание глюкозы в крови. 6. При его недостатке концентрация глюкозы в крови уменьшается.

Экосистема леса – это совокупность живых организмов, основной жизненной формой которой являются деревья. Леса занимают третью часть суши Земли, что составляет 38 млн.км 2 . Половина этой площади занято тропическими, остальное хвойными, смешанными, лиственными и широколиственными лесами.

По своей структуре экосистема леса делится на ярусы. Высота каждого яруса и состав живых организмов в нем, находится в зависимости от видового разнообразия растений его формирующих.

Главными в экосистеме в целом и в ее пищевой цепи, очевидно, являются растения — продуценты. Остальные звенья трофической цепи — потребители и разрушители экосистемы леса, играют в ней хотя и зависимую, но важную роль. И если «деятельность» потребителей во всех видах экосистем приблизительно одинакова, то «существование и работа» разрушителей различна в каждом виде.

Экосистема хвойного леса формируется в холодных климатических условиях. Среднегодовая температура этой природной зоны от +5 0 С до – 5 0 С. Небольшой уровень осадков – до 200 мм. В основном они выпадают в виде снега. Зима долгая. Лето короткое. Но световой день длинный. Такой температурный и световой режим не дают влаге быстро испаряться с поверхности почвы, а это прекрасные условия для роста хвойных пород деревьев.

Распространены они в Северной Америке и Евразии. В южном полушарии такие леса не создают единого массива. В Южной Америке и в Австралии встречаются в основном в горах.

Еще одно название хвойного леса – тайга. В ней множество видов растений, но деревья хвойных пород доминируют и занимают верхний ярус в экосистеме. Иголка, которая в этих породах заменяет лист, не опадает в зависимости от времени года. По ней легко скатывается снег. Она «укрыта» от морозов слоем смолы, а небольшая поверхность позволяет хорошо переносить холода и отдавать меньше влаги при испарении. Фотосинтез эти деревья не прекращают даже при температуре 0 0 С.

В тропиках, на определенных видах почв, могут расти сосновые леса. Они имеют свой видовой состав.

Основные виды такие: пихта, сосна, ель, тсуга и лиственница. Еще одной их отличительной чертой, кроме иголок вместо листьев, являются шишки. Наличие иголок вместо листьев еще не говорит о том, что все хвойные вечнозеленые. Есть породы деревьев, которые сезонно сбрасывают иголки.

Хвойные лесные экосистемы населяют мхи и лишайники, которые вместе с деревьями также относятся к продуцентам. Они не только участвуют в процессе фотосинтеза, но и являются питательной базой для следующего звена пищевой цепи – потребителей — животных.

Главными и вершиной трофической цепи этого вида леса являются хищники, в частности, кошачьи — тигр и рысь. Водятся волки, медведи, лисы и другие хищники. Травоядные млекопитающие в основном из семейства оленьих. Есть заяц, белка, куница, соболь, еж и древесный дикобраз, разные виды птиц.

«Работа» редуцентов или разрушителей в них зависит от плотности сомкнутости крон или полога. Есть леса темнохвойные и светлохвойные. Первые состоят из сортов теневыносливых деревьев, которые тесно сомкнуты, отчего плотность полога высокая. Это замедляет процессы переработки органических веществ и формирование гумуса. Почвы потому менее плодородны. В светлохвойных солнечный свет проникает к почве легче и процессы в ней идут быстрее.

Южнее хвойного располагается смешанный.

Смешанный

Экосистема смешанного леса представляет собой смешение двух экосистем, обусловленное наличием в ней лиственных и хвойных пород. Так, экосистемы дополняют и укрепляют друг друга, а образовавшаяся в результате общая становится более устойчивой. Смешанным он считается тогда, когда к одному виду деревьев примешивается другой в объеме не менее 5%. Потому неслучайно, что такие леса располагаются между хвойными с севера и широколиственными с юга. В основном они встречаются в климатических зонах с теплым летом и холодной зимой. Со среднегодовым количеством осадков до 700 мм. Почвы их произрастания – дерново-подзолистые или бурые с большим количеством перегноя.

Природная зона этих лесов – умеренного пояса: южная часть Скандинавии, Восточно-Европейская и Западно-Сибирские равнины, Карпаты, Кавказ, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия. На Американском континенте – Аппалачи, регион Великих озер и Калифорния в Северной Америке, большая часть Южной Америки и Новая Зеландия.

Основными породами деревьев являются: ель, сосна, дуб, клен, липа, ясень и вяз. На Кавказе и Дальнем Востоке добавляются бук и пихта. В горных регионах – лиственница, а в Америке – секвойя. Растения, представляющие нижние ярусы также имеют широкое видовое разнообразие.

Богатый растительный мир смешанных лесов – это продуценты и автотрофы, то есть организмы, которые синтезируют с помощью солнечной энергии кислород и органические вещества из неорганических. Они — основа любой экосистемы, и смешанные леса не являются исключением.

Следующий этап в пищевой цепи принадлежит потребителям или консументам, организмам гетеротрофным. Их общая масса на порядок меньше растительной – зеленой, что является основным правилом жизнеспособности экосистемы. К ним относят: животных, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся, насекомые, грибы и бактерии. Он менее разнообразен. Это: грызуны — зайцы, белки, мыши; млекопитающие — олени, лоси, волки, лисы; пернатые – сова, дятел; насекомые – клещи, комары, пауки; простейшие – бактерии.

Замыкают пищевую цепь – могильщики — разрушители или редуценты: личинки насекомых, черви, микроорганизмы.

Особенностью пищевой цепи смешанного леса является устойчивость, за счет видового взаимного дополнения и, если необходимо, замены. При снижении популяции или исчезновении какого-либо вида продуцентов, он замещается количеством особей другого. Такое правило не работает в отношении насекомых. Они являются опылителями растений, а их личинки — редуцентами. Их исчезновение приведет к затуханию экосистемы.

Смешанные лесные экосистемы сменяют широколиственные.

У широколиственного леса экосистема характеризуется видовым разнообразием растений листопадных или летне-зеленых, то есть сбрасывающих листву в осенне-зимний период. Их листья имеют широкие листовые пластины. Произрастают такие леса во влажном и умеренно влажном климате с высокой температурой. Лето продолжительное. Зима – мягкая. Почвы они предпочитают серые, подзолистые, бурые или, даже, черноземы. Ареалы распространения – Европа, Северная Америка, Восточная Азия, Новая Зеландия и юг Чили.

Основу леса и его верхние ярусы представляют: граб, липа, ясень, вяз, клен, бук, дуб и каштан. Ниже идут лещина, черемуха и бересклеты. «Первый этаж» у пролесника, сныти, зеленчука, медуницы и так далее. Все это продуценты.

Потребители – консументы, это такие млекопитающие, как: кабан, олень, лось, зубр, бобр, белка, еж, лисица, рысь, волк, тигр, скунс, енот и бурый медведь. Птицы: чиж, рябчик, соловей, синица, снегирь, глухарь, тетерев, сова, филин, аист, утка и другие. Рептилии, амфибии и рыбы также являются потребителями. Это уж, гадюка, медянка, лягушка, жаба, саламандра, сом, щука, карповые и лососевые.

Редуценты или могильщики широколиственного леса практически все те же, что и в других экосистемах – черви, личинки насекомых, микроорганизмы.

Экосистема широколиственного леса также устойчива и хорошо себя регулирует. Особенностью является период, когда деревья без листы. Процесс фотосинтеза останавливается. «Главная» роль переходит к редуцентам, которые должны максимально преобразовать органические соединения в неорганические.

На экваторе лиственные меняют тропические лесные экосистемы.

У тропического леса экосистема сформировалась на основе теплого тропического, субтропического и экваториального климата. Они опоясывают Землю по экватору. Разнообразие флоры и фауны продиктовано исключительно количеством и распределением осадков по временам года. Есть леса влажного экваториального пояса и сухого тропического. Если влажность примерно одинакова в течение года, то они стоят вечнозеленые. Если нет, то зеленые только зимой.

Влажные тропические леса имеют очень разнообразную флору. Доминируют в ней деревья, которых может быть до 100 видов на га. Основные виды деревьев — это: диптерокарповые, бобовые, миртовые и пальмы. Из остальных видов растительности необходимо выделить папоротники, которые существуют на разных ярусах тропического леса. Всего таких ярусов три. Верхний достигает 55 метров в высоту, следующий до 30 и нижний до 20. Травы здесь могут достигать высоты 6 метров. Например: банан. Размывают границы ярусов такие растения, как лианы, эпифиты, бамбук, папоротник и так далее.

В сезонных листопадных лесах растут терминалии, далбергии, альбиции, бамбук, тиковое и эбеновое дерево, пальмы, лавр и сахарный тростник. Основными травами являются злаки. Иногда, для удержания влаги, растения покрыты колючками.

Видовое разнообразие потребителей тропических превосходит любые другие леса. Многие виды животных большую часть времени проводят на деревьях. Самые известные – обезьяны, белки-летяги, ленивцы. Там живут и птицы – попугаи, дятлы, туканы, колибри и много других. Пресмыкающиеся также обитают в местах максимального «скопления» пищи, то есть на деревьях. Это – хамелеоны, змеи, гекконы, ягуаны, агамы и, даже земноводные лягушки, пытаются взобраться повыше. Исключительно наземных видов животных не много, но они очень крупные. Основные их виды: слон, носорог, бегемот, буйвол, жираф. Многообразны по внешнему виду беспозвоночные – муравьи, термиты, многоножки и бабочки.

Растения второго яруса, обычно столь плотно смыкают полог, что не пропускают солнечного света. Это отрицательно сказывается на «деятельности» разрушителей. В листопадных лесах редуценты, а это в основном грибы и термиты, которые также не могут переработать такой огромный объем органической массы. Потому тропические, при столь интенсивном «производстве» кислорода – около 55,5 Гт в год, «консервируют» в своем органическом веществе до 4,6 Гт углекислого газа.

Вывод

Общая для экосистемы леса характеристика может быть такой. Все они строятся на основе доминирования растительного мира над животным. Среди растений основную роль играет один или несколько видов деревьев. В зависимости от этого системы относят с одновидовым или смешанным. Экосистема любого вида имеет ярусы. От плотности смыкания крон деревьев зависит количество солнечного света и кислорода, проникающие в его нижние ярусы. Особенно, в слои населенные редуцентами – разрушителями. А это, в свою очередь, сказывается на количестве синтезируемой ими неорганической «пищи» для самих же деревьев. Экосистемы, в которых существует дисбаланс в пользу каких-либо живых организмов, недостаточно устойчивы и могут быть повреждены и уничтожены. Самыми устойчивыми являются лесные экосистемы со смешением видов и их взаимозаменяемостью.

Видео — Лесные экосистемы

просмотров