Методология социального познания в условиях современности. Ценностный аспект научного знания Ценностные и социальные аспекты развития научного познания

Методология социального познания в условиях современности. Ценностный аспект научного знания Ценностные и социальные аспекты развития научного познания

Наука как часть универсума подвергается аксиологическим изменениям (аксиология - теория ценностей). В. В. Ильин определил процесс происхождения научных норм: от рефлективной, логико-концептуальной обработки знания и установления рациональности предпринятых действий к появлению эффективных исследовательских способов, которые возводятся в нормы. При этом новые знания оказывают влияние на существующую ценностную шкалу. В современных условиях всё большее значение приобретают социальные силы общества, которые оказывают огромное влияние на науку. Наука разрабатывает комплексные масштабные социальные и экономические программы развития мира, которые не всегда ведут к положительным результатам. В результате ценностной трансформации общества меняются не только общечеловеческие и социальные ценности, но и происходят культурные изменения ценностной шкалы в науке.

Бесспорной ценностью в науке является преемственность. Т. Кун традициям отводил роль конструирующего фактора в научном развитии, условия быстрого накопления знаний.

Ещё одна ценность науки - польза (практическая значимость). Наука, превращаясь в ведущую производительную силу общества, становится объектом заказа со стороны общества. Современная наука стремится не просто к созданию новых теорий, описывающих и объясняющих явления, но результаты исследования оцениваются и с точки зрения эффективности их использования в разных сферах общественного производства.

Ценностью науки является доказательность, которая связана с непротиворечивостью научных теорий. Она даёт возможность описывать уже известные явления и предсказывать новые.

Определённой ценностью является красота и изящество теории, гармоничность результатов. По мнению А. Пуанкаре, поиски прекрасного ведут нас тому же выбору, что и поиски полезного.

Существуют нравственные ценности науки. Г. Мертон понимает науку как комплекс ценностей и норм, воспроизводящихся от поколения к поколению учёных и являющихся обязательными для человека науки.

К собственно научным ценностям относят истину, новизну и оригинальность, преемственность, пользу и красоту.

Регулирующая функция истины в научном познании проявляется в ориентации учёного на истину как результат своей деятельности. Всё должно быть установлено так, как оно есть на самом деле. Можно утверждать, что именно ценностная установка на получение истины определяет специфику научного исследования. При этом существуют определённые проблемы в критериях истинности знаний, специфических отличиях истин естественных и гуманитарных наук (правда, в последнее время здесь наблюдается некоторое их сближение, причём естественные науки вынуждены пользоваться гуманитарными определениями истины) и др.

В современной науке ценность приобретает новизна и оригинальность проблем, идей, гипотез, теорий и т.д. Новые идеи расширяют проблемное поле науки, способствуют постановке новых задач, обусловливающих направления научного познания. Оригинальные идеи особенно ценны, потому что не каждый учёный способен их выдвинуть. В то же время в науке достаточно сильны и консервативные тенденции. Именно они обеспечивают защиту от малоправдоподобных идей.

ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

Познание начинается с чувственного (ощущения, восприятие, представление), затем логическое (понятие, суждение, умозаключение). Суждения имеют общую форму и не зависят от языка. Умозаключения ведут к получению нового знания. При индукции требуется проверка, т. к. индукция не полна. При дедукции требуется проверка исходного постулата.

Научное познание формируется на основе обыденного.

Особенности научного познания:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных) законов самого познания, мышления и др. Это основной признак науки, главная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – Объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств.

4. Существенным признаком познания является его системность. Без системы это не наука.

5. ДЛЯ науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается - в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Знание должно быть подтверждено фактами.

7. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, – закрепленных в языке Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального и методологического арсенала - важный показатель (критерий) научности.

8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности – фальсификация. Важным условием при этом является направленность научной деятельности на критику своих же собственных результатов.

9. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.).

10. Специфическими характеристиками обладает субьект научной деятельности - отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект». Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает сложившийся запас знаний, средства и методы его получения, систему ценностных ориентации и целевых установок, специфичных для научного познания, этические принципы.

Эти критерии выполняют охранительную функцию, ограждают науку от бреда. Научное познание - это конкретно-историческая система критериев. Она постоянно меняется и приведенный набор не постоянен. Также есть критерий логической непротиворечивости, принципы простоты, красоты, эвристичности, когерентности.

Обыденное познание существовало с самого зарождения человечества, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, несистематический характер. Является исходным пластом всякого познания. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

Его особенностью является то, оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении, не требует предварительных систем доказательств.

Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.

Особую форму вненаучного знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. Народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от наставника к ученику. Можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.

В картине мира, предлагаемой народной наукой, большое значение имеет круговорот могущественных стихий бытия. Природа выступает как «дом человека», а человек, в свою очередь, как органичная его частичка, через которую постоянно проходят силовые линии мирового круговорота. Считается, что народные науки обращены, с одной стороны, к самым элементарным, а с другой - к самым жизненно важным сферам человеческой деятельности, как-то: здоровье, земледелие, скотоводство, строительство.

Художественная деятельность несводима целиком к познанию. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о природе, о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, о культуре, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д.

Специфической формой освоения действительности в искусстве является художественный образ, мышление в образах, «чувствующая мысль». Наука же осваивает мир, прежде всего в системе абстракций.

Cпецифика религиозного познания состоит не только в способности к трансцендированню. к выходу за пределы чувственно осязаемой реальности и признании иного ("сверхъестественного") мира - проще говоря, Бога или богов.

Особенности религиозного познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земным силам (природным и социальным). Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Однако религия (как и мифология) не производила знание в систематической и тем более теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер. Если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научного познания - рациональность, которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмоции, и веру.

Важнейшим понятием религии и религиозного познания является вера. В этой связи отметим, что в понятии «вера» следует выделять два аспекта: а) религиозная вера; 6) вера как уверенность (доверие, убеждение), т.е. то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, в различных формах научного познания и прежде всего в гипотезах. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества.

Особенности философского познания заключаются в том, что специальные науки изучают свой фрагмент бытия (постижения определенных вопросов), а философия стремится изучать мир в целом, ищет причины всего (целостное постижение).

Частные науки обращены к явлениям существующим объективно, вне человека, а философия формулируется как вопрос об отношении человека к миру.

Частный специалист не задумывается, как возникла его дисциплина, а философия науки направлена на выявление достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета.

Наука направлена на описание и объяснение процессов действительности, а философия на осмысление таких проблем, как мир и человек, судьба, культуры, природа познания и т.д.

Одной из реалий современности нравственные проблемы в науке XXI века. Ведь бывшее сократовское "знание есть добро" заменено беконівським "знание - это власть", где рационально-научное постижение мира выступает едва ли не основной причиной смещения пропорций в ценностных ориентациях. Ведь пропорции, функции, конструкции и расчета, плоскости стали гораздо более удобными для повседневной жизни человека. Однако, исторические и культурные явление количественным измерениям не поддаются, а такие понятия как честь, достоинство, долг и человеческая жизнь вообще не подвластны им.

Казалось бы удивительные открытия середины XX века, которые привели к созданию атомного оружия, невиданных успехов в развитии биотехнологий и многое другое, но, как не парадоксально - привели и к определенному "подрыва" авторитета науки. Наука, целью которой является поиск истины и получение новых знаний, постепенно теряет приоритетное право на определение истины и погрешности. Пошатнулась вера в превосходство человеческого разума и безграничные свойства науки в решении любых проблем человечества, вследствие чего наблюдается и уже слишком остро чувствуется, по выражению современного российского исследователя П.Д.Тищенко, "децентрализация ценностного мира". В связи с чем сущностно изменяется сам этос науки (моральные убеждения и моральные ограничения, связанные с научной деятельностью).

Современные изменения свидетельствуют, что если раньше моральные убеждения и определенные ограничения относились прежде всего к объективным результатам исследования, то на сегодняшний день речь идет, прежде всего, о моральной ответственности ученых за исследования перед обществом, которые могут принести непоправимый вред не только окружающей среде, но и самому человеку. Так, еще древнегреческий философ Аристотель завбачав, что кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед. Поэтому ответ на этот вопрос чрезвычайно трудно найти, но является достаточно важной.

Наука является достаточно весомой составной частью человеческой культуры и является понятным, что без интеллектуальных достижений ни материальное, ни духовное развитие человечества не представляется возможным. Но науку - одну из человеческих ценностей можно заставить сегодня промолчать, финансово покорить, во имя чьего-то самоутверждения, карьеризма, монополии научных школ, плагиата и бы.и.

Зато, особое отличие данной проблемы заключается как раз в том, что сама по себе рационализация и интеллектуальные достояния не является врагом человечества, а наоборот является источником различных горизонтов, средством же разрушения культуры она становится лишь включившись в определенную систему социальных отношений. Современные же социальные отношения, к большому сожалению, подтверждают тезис К. Маркса, о том, что большие деньги позволяют хромой приобрести двадцать четыре ноги, а интеллектуально несовершенном - купить сотни талантов и гениев. Зачарованные небывалыми успехами научной мысли, мы не замечаем пропасти возле которой оказались: дефицит природных ресурсов Земли, энергоносителей, воды, продуктов питания все это является следствием "особых" рационализаторских принципов.

Наука кроме определенных преимуществ принесла человечеству новые нравственные проблемы, которые порождают прежде всего вопрос возможности включения в научное познание ценностных ориентаций и акцентируют внимание на ответственности ученых перед обществом и перед самим человеком.

Настоящего научного знания столкнулось с непредсказуемыми парадоксами: с одной стороны научное знание способствует интеграции знаний, а с другой - роста человеческой цивилизации; и прогресс научного знания, кроме потенциальных опасностей (например: проведение эксперимента завбачає наблюдения за объектом исследования иногда в экстремальных и достаточно опасных условиях, когда сам объект может погибнуть; исследование ядерных реакций влечет за собой создание своеобразных условий (выработка, накопление, хранение, утилизацию), что определенным образом в зависимости от масштабов может совершенно противоречить таким традиционным моральным нормам и установкам, как "не навреди" и "не убей")); имеет еще и положительные намерения: - решение проблем питьевой воды и питания; создание энергосберегающих технологий, решение экологических проблем и бы.и.

Именно в этом аспекте можно оправдать также и разнообразные риски, как технологического, так и биологического характера, но только при условии гармоничного развития этики науки и общества в целом (сдерживания агрессивного разрушительного воздействия на человека и природу, что присуща бездумному использованию достижений науки и техники, а с другой - на сохранение и воспитание нового мышления у человека, осознание необходимости получения новых знаний для дальнейшего развития цивилизации).

Конечно, что некоторые исследования могут нанести непоправимый вред обществу и привести к катастрофе. Но кто и как может определить негативные последствия будущих исследований?

Дискуссии по данному поводу, среди ученых и в средствах массовой информации, свидетельствуют об отсутствии четких критериев относительно возможности запрета на такие исследования. Тем более что сами ученые придерживаются мнения, что когда негативные последствия исследований являются несомненными, то запрет на них является необходимым. И, к большому сожалению, не всегда возможно предсказать будущий результат, особенно абстрактный и не связан с технологиями. Например, общеизвестными являются факты, что даже математические теории иногда находят воплощение в практических вещах. Таким образом, ученые принимая разнообразные решения должны чувствовать ответственность за последствия научных достижений, выводов. В конечном счете результаты исследования зависят прежде всего от свободы воли ученого и представлений о добре и зле, на которых основывается практическая мораль ученого. И одновременно его свобода выбора ограничивается моральной ответственностью перед человечеством. Как заметил французский ученый Ф.Кюри в XX в., что ученые не должны быть соучастниками тех, кому несовершенное социальное устройство дает возможность использовать результаты научных работ в эгоистических и злонамеренных действиях.

Уместно также вспомнить известного исследователя немецкого философа К.Ясперса в концепции которого наука и техника сами по себе ни добрыми ни злыми, такими они могут быть лишь в зависимости от цели применения науки и техники. Одновременно невозможно избавиться от обратного эффекта: и наука и техника созданы человеком влияют и на самого человека, что само по себе не может не вызывать тревоги. Наука и связанные с ней технологии, по немецким философом Г.Хайдегером имеют цель показать все в виде готовой наличии - бери пользуйся. Так, например замечает Н.Хайдегер, уже не электростанция стоит на Рейні1, а Рейн существует для того, чтобы поставлять гидравлический напор для электростанции. Подобное отношение, к сожалению, мы наблюдаем и по отношению к человеку, как "второсортного материала". Так Нобелевский лауреат Н.Борн отмечал: "На моем веку наука стала делом государственной важности, она привлекает сосредоточенную внимание общества, и теперь точка зрения на науку как на "искусство ради искусства" устаревшая... Я сам осознал этот аспект науки лишь после Хиросимы... Не смотря на всю мою любовь к научной работе, результаты моих размышлений оказались безрадостными (подавляющими). Теперь мне представляется, что попытка природы создать на этой Земле мыслящее животное может закончиться ничем" .

Исследуя этические проблемы современной науки, известный западный методолог науки Е.Агацці обращал внимание на то, что эти проблемы уже давно знакомы традиционной этике. Когда действие считалось морально запрещенной, когда она имеет предполагаемое негативное последствие - в соотношении с принципом, что следует не только не стремиться запрещенного, но и обязательно его избегать. Таким образом, от действий, которые несут за собой предсказуемые негативные последствия, необходимо отказаться, что является очевидным фактом. Серьезная проблема возникает в тех случаях, когда действие как таковое не является морально индифферентной, а имеет позитивную цель (возможно, в высшей степени позитивную, что совпадает с обязанностью), и вместе с тем - предсказуемыми есть негативные последствия.

В решении данных проблем важным является понимание определенного типа рациональности, что соответствует именно современному научно-техническому этапу развития, обращение к "другой, гуманной, культурной науке" (по российским исследователем И.Пригожиным)

Поиск вариантов привел к путям спасения, который заключался в преодолении безграничной пропасти между естественными и гуманитарными науками, их сотрудничества. Речь идет прежде всего о прикладную этику, которая засвидетельствовала синтез теории и практики и "етизацію" разнообразных сфер человеческой жизнедеятельности. Которая обладает способностью разрешать нравственные конфликты и дилеммы, возникающие в современности как на индивидуальном так и на социальном уровне.

Исследованием ценностей занимается аксиология . Проблема внутринаучных ценностей связана с рефлексией над теми теоретико-методологическими, мировоззренческими и практическими последствиями, которые следовали из бурного развития науки. Эта проблематика была направлена на осознание необходимости органической интеллектуальной экспансии науки на мир человеческих отношений в целом, на понимание того факта, что научное познание не является сферой монополии человеческого существования и не может доминировать в сложных смысложизненных ориентациях. В многообразных контекстах человеческих отношений первостепенное значение имеют понятия добро-зло, прекрасное-безобразное, справедливо-несправедливо, полезное-вредное. Современные методологи пришли к выводу о неустранимости из сферы научного познания ценностного и оценочного аспектов. Научное познание регулируется не только механизмами интеллектуальной деятельности, но и влияниями, идущими из мира ценностей.

Внутринаучные ценности (= когнитивные) выполняют ориентационную и регулирующую функции. К ним отнесены: методологический нормы и процедуры научного поиска; методика проведения экспериментов; оценки результатов научной деятельности и идеалы научного исследования; этические императивы научного сообщества. На внутринаучные ценности большое влияние оказывает господствующая в том или ином обществе ценностная система. Внутренней ценностью науки считается адекватное описание, непротиворечивое объяснение, аргументированное доказательство, обоснование, а также четкая, логически упорядоченная система построения или организации научного знания. Все эти характеристики связаны со стилем научного мышления эпохи и во многом социально обусловлены.

Социальные ценности воплощены в социальных институтах и укоренены в структуре общества. Они демонстрируются в программах, постановлениях, правительственных документах, законах и определенным образом выражаются в практике реальных отношений. Социальные институты обеспечивают поддержку тем видам деятельности, которые базируются на приемлемых для данной структуры ценностях. Социальные ценности могут выступать в качестве основания для критики научных изысканий, могут выступать в роли критериев для выбора стандартов поведения. Они вплетены в общественную жизнь, претендуют на то, чтобы быть общезначимыми. Общественные ценности направлены на то, чтобы задать принципы стабильного существования общества, обеспечивать эффективность его жизнедеятельности.

Пересечение социальных и внутринаучных ценностей хорошо показано К. Поппером. Идея демаркации – разделения науки и ненауки, проведенная им в эпистемологии, имела эффект, далеко выходящий за рамки сугубо научного познания. Центральная в эпистемологии Поппера идея фальсификации, выступающая в роли критерия научности (то, что может быть опровержимо в принципе – научно, а то, что нет - догма), потребовала самокоррекции от общественного организма. Идея фальсификации, играющая огромную роль во всей современной философии науки, в приложении к социальному анализу задает весьма значимые ориентиры самокоррекции общественного целого, которые чрезвычайно актуальны применительно к реалиям жизни. С точки зрения фальсификации политические деятели только и должны стремиться к тому, чтобы их проекты были как можно более детальнее проанализированы и представлены критическому опровержению. Вскрытые ошибки и просчеты повлекут за собой более жизнеспособные и адекватные объективным условиям социально-политические решения.

Парадокс науки состоит в том, что, заявляя о себе как о реальном основании общественного прогресса, способствующем благосостоянию человечества, она в то же время привела к последствиям, являющимся угрозой самому его существованию. Экспансия техногенного развития, загрязнение окружающей среды, лавинообразный рост научной информации оказываются патогенными для жизни людей факторами.

Человечество оказывается перед проблемой осознания своей беспомощности в контроле над все возрастающей технической мощью современной цивилизации. Пренебрежение духовными ценностями во имя материальных угнетающе воздействует на развитие личности. В противовес ценностям общества потребления в общественной жизни существуют иные ценности гражданского общества, направленные на отстаивание свободы слова, принципиальной критики, справедливости, права на образование и профессиональное признание, ценности научной рациональности и гармоничной жизнедеятельности. В ситуации широко распространенного признания дегуманизации современной науки особую ценность приобретает аксиологически-дедуктивная система теоретического описания явлений и процессов, в которой учтены интересы и параметры человеческого существования.

===================================================================================================================

Ценности – это специфические социальные характеристики объектов, выявляющие их положительное значение для человека и общества.

Социальные ценности – существуют на уровне общества в целом.

Классификация социальных ценностей:

· Материальные (человеческие потребности в пище, жилье, одежде, стремление к благополучию);

· Духовные: - научные (истина);

Эстетические (красота);

Нравственные (добро, справедливость);

Религиозные.

Внутринаучные ценности – образцы описания, объяснения, научного доказательства.

1. Методологические идеалы, нормы, господствующие в науке парадигмы и исследовательские программы.

· математический идеал научности (Эвклид, Декарт). Из исходных аксиом осуществляется дедуктивное выведение логических следствий. Критерии: строгость, непротиворечивость, полнота, доказательность, непреложность выводов.

· физический идеал научности (Ньютон, Бэкон): адекватное описание и объяснение с опорой на эксперимент, а также с использованием логико-математического аппарата. Теория строится с помощью гипотетико-дедуктивного метода.

· гуманитарный идеал научности. Социальное познание осуществляется сквозь призму ценностей и норм. Субъект гуманитарного познания включён в систему общественных отношений, которые он изучает.

2. Методика проведения эксперимента. Возрастает роль математического моделирования и статистическо-вероятностных методов.

3. Оценка результатов научной деятельности. Критерии: логическая доказуемость, экспериментальная проверяемость.

4. Этические связи научного сообщества: недопустимость плагиата.

Социальные и внутринаучные ценности диалектически связаны между собой.

Гармоничное развитие науки может быть достигнуто лишь тогда, когда учитываются как потребности общества, так и ценности самой науки. Сторонники экстернализма, или воздействия внешних факторов на науку, считают, что движущими силами научного прогресса служат потребности общества, ибо именно оно ставит определенные цели перед наукой. Основной недостаток такого взгляда состоит в недооценке относительной самостоятельности развития науки, которая выражается в преемственности ее идей, в сохранении всего твердо обоснованного научного знания, а также в его обобщении и развитии. Поэтому интерналисты подчеркивают решающую роль именно внутринаучных ценностей. Может даже показаться, что наука развивается чисто логически путем обобщения, экстраполяции и спецификации уже известных понятий и теорий. С ростом теоретического уровня исследования своих объектов наука приобретает все большую относительную самостоятельность развития. Тем не менее, отрыв науки от реального мира и от многообразных связей с другими сферами культуры, в конечном счете, приводит к ее стагнации и вырождению. Вот почему, несмотря на всю важность внутринаучных ценностей науки, никогда не следует забывать о том, что наука должна служить обществу.

просмотров