Влияние социальных институтов. Сторонником какой теории личности был Дж. Г. Мид

Влияние социальных институтов. Сторонником какой теории личности был Дж. Г. Мид

Личных контактов

Обменом

Конфликтом

Контроль

Социальной группой

развития.

Циклическую

Наблюдением

Придают смысл

Интервью

Статусная

Изменения

общества.

Индустриального

Дисфункцией

Регулирования

Ролевого конфликта

Н. Данилевский разработал модель общественного

развития.

Циклическую

Цель эмпирического социологического исследования - получение объективных данных для...

Практического использования

Чикагской

Высший высший

Горизонтальной

Приписанного

Стратификация

Предписания и требования, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе, называются социальным (-mi) ...

Нормами

Этнической

Понятие «первичная группа» ввел в социологию...

Западной

Теория «циркуляции злит» В. Парето относится к

Циклическим

изменений.

Направленных и стимулируемых

Ассимиляцией

Фермерское

Примером контркультуры в современном обществе может быть субкультура...

Экономическую основу индустриального общества составляет...

Промышленность

В основе эволюционной типологии обществ лежат социальные, типовые для всех стран и народов.

Изменения

Брак одного мужчины одновременно с двумя и более женами называется...

Р. Мертон

Действие, направленное на другого человека и вызывающее ответную реакцию, называется...

Социальным взаимодействием

Конфликтом

Наказание ii поощрение в системе социального контроля называются

Санкциями

Необходимые условия коллективного поведения - это общая ситуация и участников.

Организованность

Высший высший

Модальной

Идеологической пропаганды

Социальную

Несовместимость функций, конфликтующие обязанности и требования - это признаки...

Ролевого конфликта

Прогрессом

Небольшое число людей, которые находятся в постоянном личном контакте и взаимодействии называется труппой.

Вторичной

Урбанизации

Конформизмом

П. Сорокин

неравенства.

Социальные

Квалифицированных рабочих

Модернизация в современных условиях является процессом

изменений.

Направленных и стимулируемых

концепциям социальных изменений.

Циклическим

К негативным эффектам глобализации относят...

Субурбанизацией

Происхождение, место проживания - это основы

неравенства.

Социальные

В классовой модели У. Уорнера на основе критерия «богатство и знатное происхождение» выделяется класс.

Высший высший

Достигаемый

Социальным

Санкциями

Существенный признак массового действия - отсутствие...

Личных контактов

Обменом

Десоциаллизацией

Несовместимость функций, конфликтующие обязанности и требования - это признаки...

Ролевого конфликта

Теория «циркуляции элит» В. Парето относится к

концепциям социальных изменений.

Циклическим

Глобализация миграционные процессы в мире.

Стимулирует

Профсоюзное

Процесс взаимного культурного проникновения, в результате которого утверждается общая культура, называется...

Ассимиляцией

нормы жизнедеятельности.

Ценностей

Экономическую основу традиционного общества составляет...

Промышленность

Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется...

Дисфункцией

Эгалитарной

Группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности, которой он ориентируется в своем поведении, называется труппой.

Референтной

Диаспорой

Получение индивидом правительственной награды - это вид санкции.

Формальной позитивной

Поведение толпы - это вид...

Массового действия

Любое действие индивида, ориентированное на мотивы поведения других людей, называется...

Психологическим

Охранительную и стабилизирующую функции в обществе выполняет социальный (- ая, - ое, -ые) ...

Контроль

Форма социального взаимодействия, предполагающая вознаграждения и затраты, называется...

Кооперацией

Существенный признак массового действия - отсутствие...

Личных контактов

Форма социального взаимодействия, предполагающая вознаграждения и -затраты, называется...

Обменом

Действие, направленное на другого человека и вызывающее ответную реакцию, называется...

Конфликтом

Охранительную и стабилизирующую функции в обществе выполняет социальный (- ая, - ое, -ые) ...

Контроль

Совокупность людей, имеющих общий социальный признак и объединенных совместной деятельностью, называется...

Социальной группой

Н. Данилевский разработал модель общественного

развития.

Циклическую

Метод сбора первичных данных путем восприятия и регистрации событий называется...

Наблюдением

Этнометодология изучает способы, которыми! люди

социальной (-ую) действительности (-ь).

Придают смысл

Фокус-группа - это вид социологического...

Интервью

При включении ребенка в отношения взаимодействия социального крута родителей реализуется функция семьи.

Статусная

В основе эволюционной типологии обществ лежат социальные, типовые для всех стран и народов.

Изменения

Массовая грамотность населения - это характерная черта

общества.

Индустриального

Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется...

Дисфункцией

Личность может снизить ролевое напряжение или конфликт путем ролей.

Регулирования

На заключительной стадии развития «Я» происходит...

Признание «обобщенного другого»

Политическую

Согласно нормативной концепции гражданского общества формирование общественного мнения происходит путем...

Идеологической пропаганды

Индивид, одновременно обладающий несколькими социальными статусами формирует...

Статусный набор

На основе экономического критерия «малообеспеченностъ» в российском обществе выделяют...

Базовый слой

Разновидностью горизонтальной мобильности является

мобильность.

Индивидуальная

Наличие или отсутствие личной свободы является критерием стратификации в системе.

Классовой

К негативным эффектам глобализации относят...

Ограничение автономности национальных гражданских институтов

Субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями доминирующей культуры, называется...

Контркультурой

Модернизация в современных условиях является процессом

изменений.

Направленных и стимулируемых

Согласно Н. Смелзеру следствием распространення промышленных технологий стало...

Снижение уровня грамотности

Согласно классификации Н. Смелзера к нормоориентированным социальным движениям можно отнести движение.

Профсоюзное

Теория «циркуляции элит» В. Парето относится к

концепциям социальных и изменений.

Циклическим

Любое действие индивида, ориентированное на мотивы поведения других люден, называется...

Психологическим

Конкуренцией

Согласно М. Веберу капитализм возник как следствие массового распространения...

Рационального предпринимательства

При изучении элементов общественного мнения или индивидуального сознания применяют...

Массовая грамотность населения - это характерная черта

общества.

Индустриального

Соласно Р. Мертону главным для общества является существование

фундаментальных благодаря которым индивид соблюдает

нормы жиже деятельности.

Ценностей

Пропорциональное распределение семейных обязанностей и взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем характерны для семьи.

Эгалитарной

Индивид, одновременно обладающий несколькими социальными статусами формирует...

Статусный набор

Иерархическую структуру общества отражает понятие «социальная

Стратификация

В классовой модели У. Уорнера на основе критерия «богатство и знатное происхождение» выделяется класс.

Высший высший

Наиболее распространенный в обществе тип личности со средними общепринятыми чертами называется личностью.

Модальной

Согласно нормативной концепции гражданского общества формирование общественного мнения происходит путем...

Идеологической пропаганды

Социальную

Несовместимость функций, конфликтующие обязанности и требования - это признаки...

Ролевого конфликта

Стадиями развития социального движения являются формирование, формализация.

Согласно Н. Смелзеру следствием распространения промышленных технологий стало...

Усиление социальной мобильности

Кумулятивный социальный процесс накопления позитивных характеристик в обществе называется...

Прогрессом

К негативным эффектам глобализации относят...

Интернализацию институтов гражданского общества

Небольшое число людей, которые находятся в постоянном личном контакте и взаимодействии называется труппой.

Вторичной

Рост численности городского населения в обществе отражает понятие...

Урбанизации

Преобладание безличных или опосредованных контактов между членами социальной группы является признаком.

Пассивное принятие индивидом групповых норм и мнений называется...

Конформизмом

Форма социального взаимодействия, в которой акторы стремятся к осуществлению своих интересов в ущерб интересам других людей, называется...

Конфликтом

Поведение толпы - это вид...

Массового действия

Действие, совершаемое человеком автоматически, по привычке согласно классификации М. Вебера называется...

Традиционным

Совокупность людей, имеющих общий социальный признак и объединенных совместной деятельностью, называется...

Социальной группой

Небольшое число людей, которые находятся в постоянном личном контакте и взаимодействии называется группой.

Механизм институционального социального контроля включает...

Пенитенциарные учреждения

Общность людей, живущих за пределами своего этнического окружения, называется...

Диаспорой

Стадиями развития социального движения являются формирование, формализация.

Сотрудничество

Массовой

Теория «циркуляции элит» В. Парето относится к

концепциям социальных изменений.

Циклическим

Необходимым условием успешной аккультурации является...

Терпимость

Критерием прогресса в концепции постиндустриального общества выступает уровень развитая.

Научного

Разведывательное

Эмпирические исследования социальных проблем урбанизации, маргинальных групп городского населения проводили социологи школы

Чикагской

Многозначные и двусмысленные

Общественное мнение можно выявить с помощью специализированных опросов и...

Референдумов

Структура ролевого поведения личности включает в себя ролевое ожидание и ролл.

Понимание

Перемещение человека из одной конфессии в другую называется мобильностью.

Гopизонтальной

Происхождение, место проживания - это основы

неравенства.

Социальные

Статус сына или дочери - это вид статуса.

Приписанного

Стратификация советского общества имела характер.

Бесклассовый

Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется...

Дисфункцией

Общей культуры

Индивид, одновременно обладающий несколькими социальными статусами формирует...

П. Сорокин

Происхождение, место проживания - это основы

неравенства.

Социальные

В состав высшего низшего класса У. Уорнер включил...

Квалифицированных рабочих

Модернизация в современных условиях является процессом

изменений.

Направленных и стимулируемых

Теория «циркуляции элит» В. Парето относится к

концепциям социальных изменений.

Циклическим

Символическая система, выполняющая функцию создания, хранения и передачи информации называется...

К негативным эффектам глобализации относят...

Ограничение автономности национальных гражданских институтов

При переходе к постиндустриальному обществу наблюдается процесс увеличения численности населения пригородных зон - это явление называется...

Субурбанизацией

Процесс упорядочивания статусов и ролей в систему для удовлетворения общественных потребностей называется...

Институционализацией

Широкая социальная группа, характеризующаяся определенным географическим положением, политическим суверенитетом и самобытной культурой, называется...

Обществом

Необходимые условия коллективного поведения - это общая ситуация н участников.

Пространственная близость

Сотрудничество нескольких индивидов для решения общей задачи с применением разделения труда называется...

Кооперацией

Если один человек другому дает пощечину, то он выполняет...

Физическое действие

Член группы, выполняющий в ней функции целеполагания, называется...

Лидером

Преобладание безличных или опосредованных контактов между членами социальной группы является признаком группы.

Номинальной

Наличие экономических и социальных связей в пространственно ограниченных рамках характеризует общность.

Территориальную

Выборкой

Для апробации инструментария и методов эмпирического исследования проводят исследование.

Разведывательное

Этнометодологая изучает способы, которыми люди

социальной (-ую) действительности (-ь).

Придают смысл

Позитивизм в социологии согласно О. Конту проявляется в

По позитивной оценке всех социальных явлений

Структура ролевого поведения личности включает в себя ролевое ожидание и роли.

Понимание

В процессе социализации родители для ребенка выполняют роль...

Агентов первичной социализации

Общественное мнение можно выявить с помощью специализированных опросов п...

Референдумов

Социокультурньй слой в структуре тайности включает...

Стимулы активности

Социальный институт, осуществляющий воспроизводство населения называется...

При переходе к постиндустриальному обществу наблюдается процесс увеличения численности населения пригородных зон - это явление называется...

Субурбанизацией

Общество имеет такие признаки, как территориальная определенность и наличие...

Общей культуры

Основным компонентом социальной структуры общества является (-ются) ...

Социальный институт

мобильности.

Восходящей

Происхождение, место проживания - это основы

неравенства.

Социальные

В классовой модели У. Уорнера на основе критерия «богатство и знатное происхождение» выделяется класс.

Высший высший

Сдав вступительные экзамены в ВУЗ и став студентом, вы приобретаете статус.

Достигаемый

Любое действие индивида, ориентированное на мотивы поведения других людей, называется...

Социальным

Наказание и поощрение в системе социального контроля называются

Санкциями

Существенный признак массового действия - отсутствие...

Личных контактов

Форма социального взаимодействия, предполагающая вознаграждения и затраты, называется...

Обменом

Процесс утраты одних и приобретения человеком новых целей и ролей на каждом этапе жизни называется...

Десоциаллизацией

Несовместимость функций, конфликтующие обязанности и требования - это признаки...

Ролевого конфликта

В концепции П. Бурдье система неосознаваемых схем восприятии и действия личности называется...

Интересом

Согласно нормативной концепции гражданского общества формирование общественного мнения происходит путем...

Идеологической пропаганды

Группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности, которой он ориентируется в своем поведении, называется группой.

Референтной

Э. Дюркгейм обосновал парадигму в социологии.

Социоцентрическую

Согласно Г. Спенсеру интеграция общества обеспечивается усложнением системы...

Социального контроля

Для апробации инструментария и методов эмпирического исследования проводят исследование.

Разведывательное

Совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению, называется...

Выборкой

Мюзиклы и блокбастеры в жанре фантастики и детектива являются примером культуры.

Массовой

Диффузии

Кумулятивный социальный процесс накопления позитивных характеристик в обществе называется...

Эволюцией

Реформа

В процессе глобализации происходит распространение установок и ценностей цивилизации по всему миру.

Западной

Согласно классификации Н. Смелзера к нормоориентированным социальным движениям можно отнести движение.

Профсоюзное

Планомерное социальное изменение на основе существующих ценностей общества - это...

Реформа

В процессе глобализации происходит распространение установок и ценностей цивилизации по всему миру.

Западной

Согласно Н. Смелзеру следствием распространения промышленных технологии стало...

Снижение уровня грамотности

Признаками сформировавшегося социального движения являются наличие и четко с формулированных целей.

Иерархическую структуру общества отражает понятие «социальная ».

Стратификация

Стратификация современного российского общества имеет

характер.

Классово-слоевой

Статус сына или дочери - это вид статуса.

Приписанного

Повышение человека в должности - это разновидность

мобильности.

Восходящей

Несовместимость функций, конфликтующие обязанности и требования - это признаки...

Ролевого конфликта

Утрата человеком прежних навыков и манер поведения называется

Де социализацией

Наиболее распространенный в обществе тип личности со средними общепринятыми чертами называется личностью.

Модальной

К функциям гражданского общества относят...

Защиту индивида от государства

Культурными атрибутами общности являются язык, обряды,

традиции, историческая память.

Этнической

Пассивное принятие индивидом групповых норм и мнений называется...

Конформизмом

Совокупность людей, имеющих общий социальный признак и обьединенных совместной деятельностью, называется...

Социальной группой

При включении ребенка в отношения взаимодействия социального крута родителей реализуется функция семьи.

Статусная

Соласно Р. Мертону главным для общества является существование

фундаментальных благодаря которым индивид соблюдает

нормы жизнедеятельности.

Ценностей

Институт обеспечивает управление в разных сферах

Политики

Взаимодействие в форме соперничества, в котором люди заранее обговаривают правила игры, называется...

Конкуренцией

Любое действие индивида, ориентированное на мотивы поведения других людей, называется...

Социальным

Социальные традиции и нравы - это вид...

Социальных норм

Существенный признак массового действия - отсутствие...

Личных контактов

Для апробации инструментария и методов эмпирического исследования проводят исследование.

Разведывательное

Методически ошибочно включать в анкету вопросы.

Многозначные и двусмысленные

Общество имеет такие признаки, как территориальная определенность и наличие...

Общей культуры

Институт обеспечивает управление в разных сферах

общества, безопасность и социальный порядок.

Политики

При включении ребенка в отношения взаимодействия социального крута родителей реализуется функция семьи.

Статусная

Информационное

Согласно У. Беку модернизация порождает новые риски, которые...

Можно предсказать

Планомерное социальное изменение на основе существующих ценностей общества - это...

Реформа

К «новым» социальным движениям относят движение.

Фермерское

Мюзиклы и блокбастеры в жанре фантастики и детектива являются примером культуры.

Массовой

Формирование алфавитов европейских языков на основе латинского алфавита - это пример культурного (-ой) ...

Социальные последствия – это ожидаемые, планируемые или неожиданные, стихийно возникающие, непредвиденные результаты преобразований в обществе, каких-либо нововведений в ограниченной территориальной социальной системе (регион, город) или социальной организации (предприятие, фирма, учреждение), которые сказываются на социальных отношениях групп, общностей, индивидов. Социальные последствия могут быть положительными и отрицательными, непосредственными и отдаленными (по времени возникновения), прямыми или косвенными (по связи с основным направлением преобразований) и т.д. Социальные последствия, как правило, соотносятся с социальными целями и проблемами и являются важным понятием социального управления.

Ответственность – это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные последствия. С психологической точки зрения ответственность –- понятие более сложное, выступающее в различных психологических явлениях. Ответственность это прежде всего осознание личностью тех требований и норм организации трудовой деятельности, последствий их выполнения и невыполнения, которые существуют в коллективе, трудовой организации, обществе. Но одного осознания недостаточно, необходимо активное действенное стремление реализовать эти требования в условиях совместной работы, воплотить эти нормы в конкретных действиях и поступках. Таким образом, когда мы говорим об ответственности, то речь идет не о простом исполнении того, что должно, а об активной жизненной позиции, стремлении добиться того, что должно. При этом важно, что человек отвечает за свои действия прежде всего перед самим собой, перед своей совестью.



С другой стороны, ответственность может рассматриваться как психологическая черта личности, устойчиво проявляющаяся в ее отношении к трудовой деятельности, к коллективу, самому себе. Наряду с этим понятие ответственности включает и эмоционально-чувственный компонент, выражающийся в переживаемом человеком чувстве ответственности, долга и совести.

Таким образом, ответственность как психологическое явление есть результат многих психических функций личности: познавательной, эмоциональной и поведенческой. Существенные признаки ответственности, проявляющиеся в поведении, – точность, пунктуальность, обязательность в исполнении своих обязанностей, готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственное поведение предполагает профессионализм, знание своего дела, стремление разобраться в сложных вопросах. Оно не может реализовываться успешно, если у человека не развиты эмоциональные качества: способность к сопереживанию, чуткость к состоянию другого человека. Осуществление ответственного поведения требует волевых качеств: настойчивости, терпеливости, выдержки, стойкости.

Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения.

Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, т.е. пределы долга.

Долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью.

Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанные на самооценках исполнения обязанностей.

В качестве субъекта ответственности могут выступать:

· отдельная личность;

· группа как определенная общность людей;

· государство как некая макроструктура.

Наличие инстанции, перед которой субъект может и должен держать ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни. Такими инстанциями могут быть:

1) общественно значимое лицо (например, президент, руководитель компании и т.д.);

2) социальная группа (политическая партия, организация, общество и т.д.);

3) исторически сложившиеся этические, нравственные, религиозные и другие требования.

Виды ответственности: юридическая, моральная, профессиональная, социальная и другие. В качестве одного из критериев социальной ответственности берутся ролевые обязанности и социальные отношения, обуславливающие их. Возможен также выбор и более частных критериев классификации ответственности, на основе которых определяются такие ее виды, как уголовная, административная, материальная, моральная.

Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, т.е. сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества.

Ответственность считается важнейшим свойством личности. Если речь идет о принятии социальных норм поведения, то обычно говорится о социальной ответственности личности. Особенность ее состоит в том, что ее объектом являются социальные нормы и ролевые функции. Субъектом контроля может выступать как сам человек, так и его социальное окружение.

Осознание ответственности – прежде всего отражение в субъекте бытия социальной необходимости, т.е. понимание смысла совершаемых действий и последствий. В итоге атрибуция ответственности порождается жизненной необходимостью оценивать результаты деятельности, а также определять уровень успеха или неудачи, налагать взыскания и т.п.

Понятие ответственности непосредственно взаимодействует с понятием «самостоятельность». Когда решение принимается лично субъектом действия, то на него ложится вся ответственность. Ответственность девальвируется в группе.

На предприятии сам характер деятельности рождает производственные конфликты. Приведем конфликтный пример такой управленческой ситуации. Один сотрудник работает на импортной дорогостоящей машине, которая требует бережного отношения и тонкой наладки в процессе эксплуатации. Но работник не несет ответственности за ее сохранность. Поэтому в случае аварии человек обвиняет техника или инженера, отвечающего за ее техническое состояние. Возникает конфликт – кто виноват? Такая ситуация могла бы не возникнуть, если бы за эксплуатацию и уход за машиной несло ответственность одно и тоже подразделение, в котором осуществлялось бы необходимое обучение персонала по использованию техники.

Одной из форм правового и морального обеспечения социальной активности личности является ответственность за бездействие. Человек должен чувствовать себя ответственным не только за сделанное им, но и за то, чего он не сделал, хотя обязан был это сделать.

Профессиональная ответственность требует постоянной психологической готовности к выполнению конкретных действий. На некоторых должностях, в том числе и руководящих, ответственность бывает главным источником психического напряжения в течение времени.

Выполняя основные функции управления, руководитель решает сложные задачи, которые по содержанию и структуре не являются однопорядковыми. Их составными элементами являются экономические, правовые, технологические, социально-психологические, воспитательные и другие задачи. Руководитель обязан соблюдать государственные законы, правовые нормы и одновременно быть ответственным за свою работу и работу подчиненных.

Различают юридическую и социальную ответственность.

Юридическая ответственность означает следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может и чего не может делать организация, группа как отдельный элемент организации, отдельная личность как объект управления.

В отличие от юридической, социальная ответственность -это определенная степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, особенностями субкультуры и моральными обязанностями.

Социальная ответственность лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований. Пример: пожертвования в целях помощи больным детям, инвалидам и др. Такое поведение не регулируется юридическими законами и является добровольным. Другой пример: донорская деятельность для оказания экстренной помощи больному. Это пример альтруистического поступка, связанного с осознанием долга.

Социальная ответственность связана с выполнением общих правил, норм, которые усваиваются человеком. Социальные нормы поведения формируются постепенно в процессе взросления, начиная с детского возраста. Постепенно из внешних требований они становятся внутренними, психологическими образованиями.

Социальная ответственность служит средством внутреннего контроля личности (его называют самоконтролем), т.е. деятельности, которая осуществляется сознательно и добровольно.

Осознание человеком необходимости социальной ответственности связано с действием различных факторов: познавательных, мотивационных, ситуационных, характерологических, личностных и других.

Социальная ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению групповых норм поведения. Когда говорят, что работник нарушает нормы группы, членом которой он является, это значит, что такие нормы существуют и что человек должен им следовать.

Под групповыми нормами понимается совокупность требований и правил, вырабатываемых внутри группы как определенного сообщества и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы.

Практика формирования и функционирования групп (в социальной психологии их называют «малыми» или «рабочими» группами) свидетельствует, что нормы эти никем извне не задаются, а складываются в процессе совместной деятельности людей. Можно сказать, что групповые нормы создаются спонтанно и становятся стандартами поведения всех членов группы.

В сплоченной группе складываются также нормы отношений к другим людям. Ценностно-ориентационное единство группы является одним из сложных социально-психологических явлений, поскольку носит системный характер. До настоящего времени оно недостаточно изучено. Групповые нормы способствуют выполнению определенных действий людьми, выполняющими общую работу. Существование групповых норм дает возможность прогнозировать поведение не только отдельных членов группы, но и всей группы в целом. При наличии групповых норм сама группа становится коллективным организатором и координатором деятельности исполнителей. Система групповых норм контролируется самой группой. Поэтому не только руководитель, но и сама группа становятся субъектами управления всеми ее участниками.

В любой организации, имеющей развитую структуру, существуют формальные и неформальные группы.

Руководитель является ответственным не только за настоящее, но и за будущее, за выполнение своих обязанностей и предвидение последствий собственных действий. В качестве примера можно взять любое управленческое решение, без которого не может быть решена организационная задача. Так, не решая задачи кадрового менеджмента, не отбирая нужный персонал и кадры управления, нельзя решить ни одной управленческой задачи.

За любое принятое решение руководитель несет ответственность. Но возможны ситуации, когда руководитель не принимает конкретных решений. Непринятие решений может являться нарушением социальной ответственности руководителя. Например, не принято решение о проверке техники безопасности менеджерами, имеющими к этому прямое отношение. Результат – гибель людей из-за возникшего пожара.

Руководитель должен предвидеть последствия своей бездеятельности и быть готовым нести за это ответственность. Социальная ответственность руководителей может вступать в противоречие с юридической ответственностью. Например, вопреки законам, руководитель изыскивает средства, сдавая в аренду помещение, находящееся на территории предприятия, для погашения задолженности работникам по зарплате. Такое поведение руководителя с чисто человеческих позиций можно расценить как социально ответственное.

Социальную ответственность следует рассматривать как стойкое личностное свойство. Составляя жизненные планы, человек обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеяться на внешние силы, на других людей. По мнению исследователей, один человек может выступать хозяином своей судьбы, а другой « плывет по воле волн», т.е. одна личность принимает на себя ответственность, а другая – уходит от нее.

В связи с этим следует отметить две разные стратегии поведения человека:

1) видеть источник управления своей жизнью во внешней среде;

2) в самом себе.

В соответствии со взглядами Дж. Роттера, если человек принимает на себя ответственность за события своей жизни, то это означает наличие у личности «интернального» контроля. Интернальность личности положительно коррелирует с социальной ответственностью, с осознанием смысла и целей жизни. Лица с интернальным локусом контроля (локус контроля – свойство личности определять меру ответственности за свои поступки самому себе или внешним обстоятельствам) берут на себя ответственность за ход жизненных событий, руководствуясь чувством долга, морали и четко осознавая смысла.

Социально ответственным личностям свойственно наличие позитивных качеств, начиная от пунктуальности, точности, послушности и заканчивая нравственными, гражданскими чертами, такими как честность, справедливость, принципиальность и т.д.

Если ответственность приписывается обстоятельствами другим людям или случаю, то это характеризует наличие внешнего, т.е. «экстерналъного» контроля. Интернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе социализации (по Дж. Роттеру). Социализация – это результат включения человека в социальные отношения, благодаря которым усваивается социальный опыт, а затем воспроизводится в деятельности. В противоположность интервальным, экстернальным личностям свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформизм, догматизм, авторитарность и т.д.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Чем вызвана необходимость управления?

2. В чем сущность управленческого взаимодействия?

3. Что понимается под системой социального управления?

4. Что является ресурсами управления?

5. Что входит в понятие социальная система?

6. Из каких элементов состоит система управления?

7. Что такое ответственность?

8. Чем характеризуется социальная ответственность?

9. Какова связь личности и ответственности?

В результате освоения дайной главы студент должен:

знать

  • сущность социальной эффективности инновационного развития предпринимательских организаций;
  • показатели, характеризующие социальную эффективность инновационного развития предприятий;

уметь

  • определять интегральный показатель социального эффекта от внедрения инноваций;
  • рассчитывать обобщающие показатели, характеризующие социальный эффект организационно-технического развития предприятий;

владеть

  • навыками выступления перед аудиторией с информационными сообщениями, докладами по актуальным проблемам российского инновационного предпринимательства;
  • методами оценки социального эффекта в результате предпринимательской деятельности.

Социальная сфера в условиях рыночных отношений

В условиях перехода к рыночной экономике социальные аспекты в сфере производства явно недооцениваются. Уже в начале экономических реформ четко проявился курс на упразднение социального сектора предприятий: закрывались дошкольные учреждения, спортивно-оздоровительные комплексы. При этом не ставился вопрос об обеспечении безубыточного их функционирования, а с молчаливого согласия федеральных служб и местного самоуправления объекты социальной сферы продавались, закрывались, растаскивались.

Безработица обусловила дешевый рынок трудовых ресурсов, что круто изменило отношение предпринимателей к кадрам. В свою очередь, это порождает ответную негативную реакцию работающих. Утратили значимость коллективные договоры на предприятиях, роль профсоюзных организаций сведена к минимуму, несвоевременная выплата заработной платы – все это отрицательно сказывается на уровне организации труда и производства. Однако недооценка кадровой политики является недопустимой ошибкой, имеющей экономические и социальные последствия.

В мировой практике высокоразвитых стран приоритеты инвестирования ориентированы на удовлетворение ряда общественных потребностей – развитие жилищной индустрии, совершенствование инфраструктуры и сферы услуг. Формируется новая модель развития, главным приоритетом в которой является повышение качества жизни, включая оздоровление и улучшение условий труда и экологии, повышение качества медицинских услуг, производство экологически чистых продуктов питания, обеспечение социальной и личной безопасности и условий для развития и самореализации личности.

Для российской экономики крайне сложно, на данном этапе развития, сочетать обеспечение экономического роста и повышение качества жизни. Но это архиважная проблема и решать ее нужно, с этой целью необходимо разрабатывать концепции и программы (федерального и регионального уровня) научно-экономического развития.

Именно инновационная деятельность обеспечивает условия совершенствования производственных отношений, изменяет формы организации, условия, характер и содержание труда.

В результате социальных последствий инновационной деятельности создаются условия активизации деятельности человека, что в конечном итоге прямо или косвенно влияет на подъем экономики. Социальные последствия инновационной деятельности неоднозначны, и поэтому их следует оценивать в зависимости от достижения цели научно-технического развития. Так, внедрение компьютерного оборудования и информационных технологий обусловливает применение высшей стадии автоматизации производства. Но при этом одновременно возрастает сложность производственных процессов, меняются функции рабочего, его роль в производстве. Автоматизация и роботизация облегчают труд, но и повышают ответственность рабочего, требуют специальной производственной культуры и интеллекта, постоянного повышения уровня знаний.

Воздействие инноваций на структуру интенсивного труда работающих довольно сложно и противоречиво. В условиях технического совершенствования производства одновременно со снижением затрат физической энергии и облегчением труда увеличиваются умственные и нервные нагрузки. Таким образом, возникают противоречия между ускорением преобразования производственных процессов, увеличением потока информации и ограниченными физическими и психофизиологическими способностями человека.

Различные социальные последствия оказывают неодинаковое влияние на экономическую эффективность, увеличивая ее или снижая. Однако социальные воздействия инновационной деятельности, как правило, поддаются регулированию, в результате чего снижаются отрицательные воздействия и усиливаются положительные. В этом заключена одна из особенностей управления социальным развитием отдельных предприятий и отраслей.

Целенаправленные воздействия на социальные последствия инновационной деятельности должны обеспечивать повышения социального эффекта.

Влияние социальных институтов на социализацию личности

Определение 2

Институты социализации – это учреждения и организации, направляющие процесс социализации и оказывающие на него непосредственное влияние.

Институты социализации подразделяют на:

  • первичные институты социализации – семья, дошкольные учреждения, школа, секции и кружки для детей и молодежи, группы сверстников и т.д.;
  • вторичные институты социализации – государство и его органы, церковь, высшие учебные заведения, средства массовой информации и т.д.

На процесс социализации личности оказывают воздействие различные социальные институты:

  1. Семья. Родители – агенты первичной социализации. Семья учит правилам и нормам поведения,
  2. Школа. Обучает дисциплине, воспитывает коллективизм, уважение к старшим. В школе осваиваются культурные ценности, моральные нормы, ребенок приобретает новые знания, умения и навыки.
  3. Социальные кружки, спортивные секции. Способствуют развитию физических качеств, терпению, выносливости, чувству коллективизма.
  4. Церковь. Учит терпению, добру, справедливости и милосердию.
  5. Армия. Приучает к дисциплине. Развивает чувство ответственности, патриотизм.
  6. Средства массовой информации. Способствуют формированию определенных отношений к культурным и иным ценностям, принятым в обществе.

Влияние образовательных и культурных институтов

Определение 3

Образование – это социальный институт, который обеспечивает развитие общества в следствие структурированной передачи социального опыта в виде определенных знаний, умений и навыков.

Образовательные и культурные институты оказывают разнообразное влияние, которое заключается в:

  • адаптации, т.е. подготовке к жизнедеятельности в социуме;
  • управлении на основании принятых норм разнообразных проявлений группового и межгруппового поведения, повседневных межличностных контактов людей;
  • определении способов и порядка взаимного общения;
  • регуляции методов обмена и передачи информацией, обращения, приветствия и т.д.;
  • обучении специалистов;
  • приобщении к культурным нормам и ценностям;
  • раскрытии личного потенциала каждого человека.

Влияние экономических и политических социальных институтов

Замечание 1

Экономический и политический социальные институты оказывают наибольшее влияние на стабильность общества, его развитие как социальной системы.

Экономическая система представляет собой взаимосвязь разнообразных экономических структур, функционирование которых регулируется определенными экономическими институтами. Социальный институт охватывает только один сегмент экономики.

Институты, оказывающие влияние на экономику:

  1. Институт собственности. В его состав входит система органов социального контроля, учреждений и организаций власти, правовых и моральных норм, стандартов, ценностей, стереотипов поведения, связанных с различными формами собственности (государственной, общественной, муниципальной, групповой, индивидуальной и др.). Как социальный институт собственность является мощным средством, активизирующим и стимулирующим деятельность людей.
  2. Институт рынка. Рыночная экономика – это саморегулирующаяся экономическая система, в основе которой лежит производство товаров, их обмен в соответствии со спросом и предложениями в условиях свободной конкуренции. Институт рыночной экономики позволяет реализовать человеку свои частные интересы, обеспечивает путь к эффективному и динамичному хозяйственному развитию, создает

Э. Дюркгейм и за ним Р. Мертон утверждали, что о функциях социальных институтов надо судить не по намерениям и целям людей, вступающих во взаимодействие, а по гем общественным последствиям (полезным или вредным), которые возникают в результате институциальных взаимодействий. Роберт Мертон предложил разделить последствия деятельности социального института на функции и дисфункции.

Кризис российского института семьи, о котором активно заговорили с конца 1980-х гг., связан как раз с возрастанием дисфункций этого института: значительное увеличении числа разводов, серьезные проблемы с воспитанием детей, неэффективное распределение внутрисемейных ролей и т.п. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов расшатывает общественный порядок и может породить дезорганизацию всей социальной системы. Если социальный институт работает нормально, так, как положено, то плюсов (функций) у него намного больше, чем минусов (дисфункций).

Деятельность социальных институтов порождает множество различных функций (и дисфункций) или, иначе говоря, институты являются полифункциональными. В социологической литературе принято выделять универсальные и специфические функции.

Универсальные функции являются общими для всех социальных институтов. К ним относятся:

  • 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она осуществляется через систему норм, предписаний, правил поведения, характерных для конкретного социального института, что позволяет стандартизировать и формализовать поведение людей, задавая рамки их деятельности. В результате поведение людей делается предсказуемым, а общественные отношения становятся стабильными и упорядоченными.
  • 2. Регулятивная функция. Общая задача совместной деятельности большого числа людей имеет не один, а множество вариантов решений, и это обстоятельство вызывает необходимость в регулировании человеческой деятельности в том направлении, которое наиболее полезно обществу. Регулятивная функция состоит в согласовании взаимоотношений между членами общества с помощью норм, образцов, эталонов поведения и контроля за их соблюдением.
  • 3. Интегративная функция. В сложноустроенной социальной системе неизбежно возникает потребность в объединениях членов общества, которые обеспечивали бы ее стабильность и целостность. Нормами, ролевыми комплексами, правилами и санкциями социальные институты сплачивают членов социальных групп, организаций, связывают их отношениями взаимозависимости и взаимоответственности. Интегративные процессы в рамках социальных институтов упорядочивают систему взаимодействий, координируют деятельность людей, позволяют создавать сложные организации.
  • 4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не обладало механизмом передачи социального опыта. Социальные институты транслируют и общественные отношения, и различные виды деятельности. Трансляция осуществляется как во времени (т.е. от поколения к поколению), так и в пространстве, когда к определенной деятельности подключаются новые группы людей.
  • 5. Коммуникативная функция. Через социальные институты передается определенная информация и создаются условия для общения отдельных индивидов. Общение в социальных институтах имеет свою специфику: это формальное, ролевое общение. Институты во многом предопределяют характер общения, задают повод и основные его способы. Социальные институты различаются по своим коммуникативным возможностям.

Например, есть институты, созданные для передачи информации (газеты, радио, телевидение). В ряде институтов возможность распространения информации затруднена (производство конвейерного типа). В одних институтах возможен активный способ получения информации (наука, образование), в других – пассивный (радио, телевидение).

Специфические функции существуют наряду с универсальными. Это функции, которые характерны не для всех, а лишь для некоторых социальных институтов. Например, установлением порядка в обществе занимается государство, обучением и подготовкой к профессиональной деятельности – институт образования; открытия в различных сферах познания связаны с наукой, а за здоровьем граждан следит институт здравоохранения.

Помимо универсальных и специфических в социологи выделяют явные и латентные функции социальных институтов.

Явные функции – это те последствия деятельности, ради которых и был создан определенный социальный институт как система самовозобновляемых взаимодействий. Это необходимые, осознанные, ожидаемые, преднамеренные и очевидные функции. Явные функции официально декларируются, они записаны в кодексах и уставах, закреплены в системе статусов и ролей, приняты сообществом причастных людей и контролируются обществом. Поскольку явные функции всегда провозглашены и связаны с довольно строгими традициями или процедурами (президентская клятва, наказы избирателей, принятие специальных законов о социальном обеспечении, образовании, прокуратуре и т.п.), они являются более формализованными и подконтрольными обществу. Члены общества, например, могут спросить у депутатов о причинах невыполнения предвыборных обещаний, а у властей о расходовании собранных налогов.

Латентные функции – это такие результаты действий социальных институтов, которые не были запланированы заранее, поскольку они являются неосознаваемыми некоторое время или не осознаются вообще. Это как бы "не свои" функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно (например, институт образования может выполнять функцию политической социализации, не являющуюся "родной" для него).

Например, явными функциями высшей школы являются подготовка специалистов высшей квалификации по различным профессиям, усвоение господствующих в обществе стандартов – ценностных, моральных, идеологических, подготовка молодежи к различным социальным ролям. Неявными, латентными последствиями выступает воспроизводство социальной стратификации или закрепление социального неравенства, которое прямо связано с получением высшего образования.

Еще один пример: закон о запрещении игорного бизнеса в качестве явной функции предполагает прекращение широкого распространения азартных игр, а в качестве латентной функции может привести к созданию подпольных игорных заведений.

Таким образом, латентные функции можно рассматривать как побочный продукт деятельности социального института, они могут быть как позитивными (функциями), так и негативными (дисфункциями). Значение латентных функций в жизни общества велико. Только с помощью изучения скрытых последствий деятельности социальных институтов можно получить полную и истинную картину общественной жизни. Без анализа латентных функций представление о роли конкретного института в социальных процессах будет ограниченным и прямолинейным, а значит, неточным.

Каждый социальный институт выполняет не одну-единственную функцию, а целый комплекс, в который могут входить функции (позитивные последствия) и дисфункции (негативные последствия); универсальные и специфические; явные и латентные функции. Кроме того, одну и ту же функцию могут выполнять сразу несколько институтов. Например, воспитанием кроме семьи занимаются институты образования, религии, армии, СМИ, государства. Полифункциональность институтов приводит к тому, что функции различных социальных институтов пересекаются или же реализуются параллельно. Производство, правительство, образование, религия, семья, потребление, торговля – все эти институты находятся во взаимодействии и взаимовлиянии.

Например, потребности экономики привели в индустриальных странах к широкому росту грамотности, а затем к увеличению квалифицированных специалистов; эффективное производство через налоги формирует бюджет, из которого государство направляет средства на бесплатное общее образование и поддержание высшей школы. И наоборот, чем выше качество образования, тем выше будет квалификация специалистов, работников, тем более сложные технологии они смогут освоить, что скажется на эффективности экономики.

Функции, которые выполняют социальные институты, не являются неизменными. Со временем могут исчезать одни функции и появляться новые, часть функций может перемещаться к другим институтам, может меняться (увеличиваться или уменьшаться) объем функций. Так, государство при возникновении выполняло довольно узкий круг функций, связанный с безопасностью. Современное государство решает значительный объем задач. Кроме проблем безопасности оно занимается социальным обеспечением различных категорий граждан, сбором налогов, регулированием различных сфер общества: экономики, здравоохранения, образования и т.д.

Состояние социальных институтов является значимым показателем (индикатором) социальной стабильности общества. В стабильном обществе социальные институты обладают четкими, понятными, неизменными функциями. В нестабильном обществе, напротив, функции социальных институтов многозначны, нечетки, изменчивы.

просмотров