Какие посты занимал с ю витте. Сергей Витте — творец российской экономики. Краткая хронология проведения реформы

Какие посты занимал с ю витте. Сергей Витте — творец российской экономики. Краткая хронология проведения реформы

Статья посвящена краткой биографии Сергея Юльевича Витте - одного из самых значимых политических деятелей царской России.

Биография Витте: восхождение по карьерной лестнице

С. Ю. Витте родился в 1849 г. Получил хорошее образование на дому, на основании которого поступил в Новороссийский университет. С успехом закончив обучение, молодой талантливый человек отказался от научного поприща и решил заняться государственной службой, устроившись в одесскую канцелярию.
Казенная работа не привлекла Витте и он начал работу в учреждениях, занимающихся железными дорогами. Благодаря проявленному усердию и большим знаниям быстро поднимался по карьерной лестнице. Витте достигнул должности управляющего одного из железнодорожных сообществ, увеличив его доходы в несколько раз, чему помогли полученные за время обучения знания.

В 1889 г. Витте возглавил работу департамента железных дорог и сразу же проявил себя с самой лучшей стороны. Витте был умелым администратором и за короткое время смог собрать профессиональный коллектив специалистов, добившись огромной эффективности работы департамента.

В 1892 г. стал министром путей сообщения. Витте считал первоочередной задачей как можно скорее закончить создание транссибирской магистрали. Министр правильно предсказывал огромное значение этой транспортной артерии в развитии России, особенно ее дальневосточного региона.

Витте был инициатором строительства КВЖД, ставшей острым камнем преткновения в международной политике и одной из причин русско-японской войны.

Биография Витте: на пике карьеры
Через некоторое время был назначен министром финансов. В этой должности Витте сумел в наибольшей степени проявить свои способности. Экономика России испытывала огромный недостаток в денежных средствах. Витте сумел добиться получения значительных иностранных займов, которые употребил на развитие отечественной промышленности. Понимая, что этого недостаточно, министр осуществил крупную реформу финансовой системы. Бурное развитие промышленности сопровождалось увеличением налогов, что стало приносить серьезный доход. В целях дальнейшего роста Витте ввел новый таможенный тариф. Товары отечественного производства стало выгоднее покупать.

Покровительственная политика по отношению к российской промышленности привела к тому, что западные компании стали охотнее вкладывать деньги в ее развитие.
Огромную статью в российской торговле занимала продажа водки. Витте ввел государственную монополию на торговлю алкоголем, что составило значительную часть бюджета. Денежная реформа укрепила позиции российского рубля, ставшего самой твердой валютой в Европе.

В конце XIX в. Витте обращает внимание императора на положение крестьянства. Он утверждает, что нормальному развитию сельского хозяйства сильно мешает наличие традиционной общины. Предложения министра впоследствии были использованы Столыпиным при проведении реформы сельского хозяйства.
В начале XX в. Витте назначается председателем Комитета министров.

Биография Витте: последние достижения и закат карьеры

Важным достижением Витте стало подписание мирного договора с Японией. В результате позорной войны позиции России на Дальнем Востоке были значительно подорваны. Япония могла диктовать свои условия побежденному противнику. Задачей русской делегации стало максимальное ослабление японских требований в российских интересах. В результате условия договора были очень смягчены, что было прямой заслугой Витте. Уступками стали выплата Японии контрибуции и передача южной части Сахалина, Корея признавалась сферой японских интересов. С учетом тяжелого поражения и начала революционных событий в России это были приемлемые и достаточно умеренные условия. Общественное мнение, однако, не признало усилий Витте, за ним закрепилось прозвище графа Полусахалинского.

В скором времени из-за политических противоречий Витте вышел в отставку и посвятил остаток жизни работой над мемуарами. Впоследствии они были изданы сначала за границей, а потом и в СССР.
Умер граф Витте в 1915 г. Его деятельность и значение по-разному оценивали консервативные и либеральные общественные круги. Несомненно, что это была фигура большого значения, оказавшая большое влияние на развитие России в самых разных областях.

), граф, российский государственный деятель; с 1889 г. - директор департамента железных дорог Министерства финансов, с августа 1892 г. по г. - министр финансов, с августа 1903 г. - председатель Комитета министров. В 1905 г. возглавлял русскую делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор России с Японией. С октября 1905 г. по апрель 1906 г. - глава Совета министров. Член Государственного совета и председатель Комитета финансов до 1915 г.

Витте Сергей Юльевич (1849-1915). Граф, русский государственный деятель. Начал свою служебную деятельность начальником службы движения одесской ветви Юго-Западных железных дорог. В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. В 1888 г. был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения. В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. На этом посту он и произвел знаменитую реформу - переход к золотому обращению. Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897 году, упрочившей в России до войны 1914 г. устойчивую золотую валюту, взамен прежней бумажной, и создавшей предпосылки для ввоза иностранных капиталов в Россию. В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почетной отставкой, так как комитет до революции 1905 г. не имел никакого значения. Это перемещение с поста всемогущего хозяина финансов на пост безвластного председателя комитета произошло под напором дворянско-помещичьих элементов правительства (главным образом, Плеве), недовольных покровительственным отношением Витте и его заигрыванием с умеренными либералами. Во время событий 9 января Витте снял с себя всякую ответственность за действия правительства. Летом 1905 г. Николай посылает Витте в Портсмут для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведен в звание графа. В дни октябрьской стачки, когда победил курс на соглашение с буржуазией, Витте оказался наиболее подходящим человеком на пост премьера. Манифест 17 октября является детищем Витте. После разгрома революции, когда самодержавие почувствовало под собой твердую почву, Витте опять сошел со сцены. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти (1915 г.).

Одна встреча со Столыпиным

"...Пришел к моему отцу граф Витте и, страшно взволнованный, начал рассказывать о том, что до него дошли слухи, глубоко его возмутившие, а именно, что в Одессе улицу его имени хотят переименовать. Он стал просить моего отца сейчас же дать распоряжение Одесскому городскому голове Пеликану о приостановлении подобного неприличного действия. Папа ответил, что это дело городского самоуправления и что его взглядам совершенно противно вмешиваться в подобные дела. К удивлению моего отца, Витте все настойчивее стал просто умолять исполнить его просьбу, и, когда папа вторично повторил, что это против его принципа, Витте вдруг опустился на колени, повторяя еще и еще свою просьбу. Когда и тут мой отец не изменил своего ответа, Витте поднялся, быстро, не прощаясь, пошел к двери и, не доходя до последней, повернулся и, злобно взглянув на моего отца, сказал, что этого ему никогда не простит..."

Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А.Столыпине. Минск, Харвест, 2004. с. 231. (речь идет о зиме 1910\1911 г.)

(1849-1915) российский государственный деятель

Граф Сергей Юльевич Витте оставил заметный след в истории государства Российского. Его деятельность пришлась как раз на тот период, когда в России начали складываться капиталистические отношения. Сергей Витте оказался на своем месте, так как в его характере успешно сочетались качества крупного организатора промышленности, хватка предпринимателя и изворотливость опытного придворного.

Сергей Юльевич Витте родился в Тифлисе в семье крупного правительственного чиновника. Его отец был директором департамента государственных имуществ. Мать происходила из семьи известного генерала и писателя Александра Фадеева .

Казалось, благосостояние и связи семьи открывали Сергею и его брату блестящие перспективы. Но в 1857 году неожиданно умирает отец, и почти все семейное состояние уходит на выплату его многочисленных долгов. Семью выручил наместник на Кавказе, который предоставил сыновьям Витте стипендию для обучения в Новороссийском университете.

Сергей Витте заканчивает физико-математическое отделение естественного факультета. После блестящей защиты магистерской диссертации ему предложили остаться для подготовки к получению профессорского звания. Но, по мнению семьи, дворянину не следовало делать научную карьеру, поэтому Сергей выбирает другой путь.

Он становится секретарем одесского губернатора графа Коцебу. Пребывание в канцелярии Витте использует для завязывания необходимых связей и уже через несколько месяцев становится доверенным лицом министра путей сообщения графа В. Бобринского.

Сергей Витте очень быстро включился в работу и за короткое время хорошо изучил систему работы железнодорожного транспорта. В течение шести месяцев он работал на разных станциях в качестве помощника и начальника станции, контролера и диспетчера движения. Как раз в это время он собирает материал для своих первых трудов по организации работы железных дорог. Одним из первых, Сергей Витте понял, что железнодорожные тарифы являются весьма удобным инструментом для извлечения прибыли и стимулирования развития железнодорожного транспорта.

Исполнительного и аккуратного юношу заметило начальство, примерно через год его назначают начальником движения Одесской железной дороги.

Вступая в должность, Витте пришлось мобилизовать все свои способности и знания. Всего через несколько месяцев после его назначения началась русско-турецкая война, и Одесская железная дорога стала основной стратегической магистралью России. Молодой чиновник смог разработать систему организации перевозок, при которой военные грузы доставлялись практически без задержек.

После окончания войны, Сергей Витте переезжает в Киев и становится начальником службы эксплуатации всех юго-западных дорог России. Теперь он получил возможность для реализации накопленного опыта. Витте реформирует систему оплаты перевозок, разрабатывает порядок предоставления ссуд для перевозки особо важных грузов и единую тарифную сетку для всех видов перевозок. Его нововведения позволили превратить юго-западные дороги из убыточного в прибыльное предприятие.

Сергей Витте начинают приглашать в различные частные компании для консультаций, многие фирмы предлагают ему высокооплачиваемые посты. Но он отклоняет все предложения, поскольку не хочет покидать государственную службу, понимая, что только здесь сможет полностью реализовать свои разработки.

Впоследствии он даже гордился тем, что стал первым и единственным управляющим самой большой дороги в России, не являясь по образованию инженером путей сообщения.

В Киеве, Сергей Витте завязывает связи среди местной аристократии. Одновременно он нащупывает пути для переезда в Петербург. Решающую роль в дальнейшем продвижении по службе сыграла его женитьба. В 1878 году, Сергей Витте познакомился с женой одного из киевских богачей Н. Спиридоновой. Она была намного моложе своего мужа и увлеклась Витте.

После развода Спиридоновой Витте не мог оставаться в Киеве из-за своего двусмысленного положения. Он мобилизует все свои связи и добивается перевода в Петербург, где занимает должность помощника председателя железнодорожной комиссии в Министерстве путей сообщения.

Сергей Юльевич Витте разрабатывает единый устав для всех российских железных дорог. Но главной сферой его деятельности становится организация движения всех царских поездов по России. Он сопровождает Александра III в его поездках, причем однажды ему удалось быстро устранить последствия крушения царского поезда. В благодарность император назначает Витте директором департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов, практически, Сергей Витте становится министром путей сообщения России. Тогда ему только исполнилось сорок лет.

Он поселяется в государственном особняке и начинает обширную программу реорганизации железнодорожных перевозок. Через два года Александр III назначает его министром финансов России. Витте провел на этом посту одиннадцать лет и за это время внедрил в практику множество начинаний. Ему удалось реформировать порядок оплаты перевозок, систематизировать налогообложение.

В 1884 году, Сергей Юльевич Витте добивается введения винной монополии, существенно повысившей доходную часть бюджета. Она стала подготовительным этапом к денежной реформе 1897 года. Витте вводит в обращение золотые монеты и добивается стабилизации курса российского рубля.

Одновременно проявляются и его дипломатические способности. В 1886 году он разрабатывает условия русско-китайского договора о строительстве Китайской Восточной железной дороги.

Осознав, что развитие капитализма в России невозможно без введения собственности на землю, Сергей Витте продумывает земельную реформу. Но его идея о свободном землевладении вызывает жесткое сопротивление. Отдельные положения этой реформы удалось осуществить Петру Столыпину только через несколько лет.

В 1889 году умирает первая жена Витте, и вскоре он женится на М. Лисаневич. Но этот брак расценили как вызов обществу, так как жена Витте была разведенной, да вдобавок еще и еврейкой. Однако Александр III выступил в защиту Сергея Витте: он не только не принял его отставку, но и публично выразил ему свое доверие. Вскоре у Витте родилась дочь, ставшая его единственной наследницей.

Пользуясь доверием императора, Сергей Юльевич Витте продолжает намеченные реформы. Но неожиданная смерть Александра III нарушает его планы, хотя вступивший на престол Николай II тоже на первых порах поддерживает Витте. Правда, в 1903 году его все же увольняют с поста министра финансов. Это было связано с тем, что Витте, осторожный и дальновидный политик, понимал опасность укрепления Японии на Дальнем Востоке и стремился к соглашению, которое не допустило бы войны. Но эта линия шла вразрез с планами ближайшего окружения царя. Тем не менее его назначают председателем Кабинета министров, он остается членом Государственного совета и выполняет важнейшие поручения императора. В конце русско-японской войны 1904-1905 гг. Сергея Витте направляют в Америку, где он добивается заключения Портсмутского мирного договора с Японией. Россия признала Корею сферой влияния Японии, утратила Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, была вынуждена отдать половину острова Сахалин. Витте, возведенного за подписание договора в графское достоинство, стали за глаза называть графом Полусахалинским.

Звездный час в карьере Сергея Юльевича Витте наступает после событий 1905 года. Он становится одним из составителей манифеста от 17 октября. Николай II назначает его председателем совета министров России. В новой должности Витте проявил себя как изворотливый политик, сумевший договориться и с правыми, и с левыми.

В 1906 году он добивается получения займа во Франции. Средства, полученные по этому договору, позволили стабилизировать финансовое положение России после войны и первой русской революции. Но по своим убеждениям Витте оставался ярым монархистом, поэтому он не мог осознать необходимости реформирования политической системы в России.

С середины 1906 года, Сергей Юльевич Витте выступает против наметившегося расширения полномочий Государственной думы и Государственного совета, что привело к его отставке.

Он переходит на консультативную работу и занимается публицистикой. Витте приобретает виллу в Биаррице, где работает над своими книгами и воспоминаниями. Там он и умирает весной 1915 года.

Российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892 году, финансов с 1892 года, председатель Кабинета министров с 1903 года, Совета Министров в 1905-1906 годах. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской железной дороги.

Сергей Юльевич Витте родился 29 июня 1849 года в Тбилиси в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из Голландии в XVII в. По матери - дочери члена главного управления наместника на Кавказе - родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой Сергея Юльевича по этой линии была Елена Петровна Блаватская, основательница теософского учения.

В 1860-е годах учился на физико-математическом факультете Новороссийского университета в Одессе. Учился на средства Кавказского наместничества, поскольку после смерти отца, Юлия Федоровича Витте, семья не могла оплатить его обучение.

В начале 1870-х годов Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги.

В годы русско-турецкой войны (1877-1878) отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западной железной дороги в Санкт-Петербурге.

Изданная им в 1883 году книга "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов" принесла ему известность в финансовых кругах.

В это время Витте также писал для газеты "Русь" , которую издавал Иван Сергеевич Аксаков, сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом.

В 1889 году Сергей Витте был назначен директором департамента железных дорог министерства финансов.

С февраля 1892 года он становится министром путей сообщений, а с августа 1892 года, в связи с отставкой министра финансов Вышнеградского занял его пост.

По инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена Винная монополия (1894); сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развернуто железнодорожное строительство (1890-е годы); осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото.

22 января 1902 года Витте основал "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности", на котором были сформулированы положения, использованные впоследствии Столыпиным. Тогда местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Но Николай II не решился на проведение реформ, и "Особое совещание" 30 марта 1905 года было закрыто.

В годы русско-японской войны Витте стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии.

В августе 1903 года Витте был назначен на пост председателя Комитета министров, в этой должности возглавил делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 года с Японией, за что получил графский титул.

С октября 1905 по апрель 1906 года Витте был главой Совета Министров. Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 года настоял на программе уступок буржуазии, нашедшей свое выражение в Манифесте 17 октября 1905 года.

В тоже время Витте был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены войска из Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания.

В 1906 году он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков, что укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако из-за возрастающей критики своих действий, как со стороны дворянства, так и со стороны буржуазии, Витте вынужден был подать в отставку. Отставка была прията 16 апреля 1906 года.

Русский государственный и финансовый деятель, статс-секретарь (1896), действительный тайный советник (1899), граф (с 25 сентября 1905 г.). Почетный член Санкт-Петербургской Академии Наук (1893), Вольного Экономического Общества (1894), Русского Географического Общества (1895) и огромного количества других обществ, министр финансов Российской империи в 1892-1903 гг. родился 17 июня (29 июня по новому стилю) 1849 года в Тифлисе.

Православного вероисповедания, он принадлежал к роду выходцев из Голландии (иногда указывается, что он происходил из балтийско-немецкой семьи), которые переселились в Прибалтику в XVIII в. и получили потомственное российское дворянство лишь в 1856 г. Дед (умер в 1846 г.) - лесной землемер, выслужил чин титулярного советника. Род был внесен в дворянскую родословную книгу Псковской губернии.

Отец - Юлий Федорович (Христофор Гейнрих Георг Юлиус) Витте (1814-1868), начальник канцелярии кавказского наместника, заведующий Департаментом земледелия и сельского хозяйства на Кавказе. В связи с заключением брака перешел из лютеранства в православие. Мать - Екатерина Андреевна Фадеева (1819-1898), дочь бывшего саратовского губернатора Андрея Михайловича Фадеева и княжны Елены Павловны Долгорукой. Помимо Сергея, у них были сыновья Александр (1846-1884), участник русско-турецкой войны; Борис (1848-?), председатель Одесской судебной палаты; а также две дочери.

Первая жена (с 1879 г.) - Надежда Ивановна Иваненко, дочь черниговского предводителя дворянства, имела дочь Софью от первого брака, часто болела и умерла в 1890 г. Надежда Ивановна в первом браке - Спиридонова; Витте добился ее развода с первым мужем.

Вторая жена (с 1892 г.) - Матильда Ивановна Нурок (по другим сведениям, Хотимская), в первом браке Лисаневич (1863-после 1924), крещеная еврейка. Имела дочь Веру от первого брака. Витте также добился ее развода с мужем с помощью денег и угроз; в связи с этим его супруга так и не была принята ни при дворе, ни в высшем свете, что крайне досаждало Витте на протяжении всей его жизни. Своих детей не имел. Падчерицам Софье (в 1889 г.) и Вере официально дал свою фамилию и отчество. Вера в 1904 г. вышла за дипломата К.В. Нарышкина и имела сына Льва (его потомки живут во Франции).

Родовых имений не имел, в наследство супруге оставил несколько домов - в Санкт-Петербурге (на Каменном острове), Брюсселе, Биаррице и т.д., а также, видимо, большие суммы в банках Берлина и Лондона. Владел дачей около Сочи.

Детские и юношеские годы С.Ю. Витте прошли в доме дяди, генерала Р.А. Фадеева, известного военного историка, близкого к славянофильским кругам. В доме царил "ультрарусский дух", культ самодержавного монархизма, оказавший глубокое влияние на юношу. Первоначальное образование Витте получил дома: грамоту ему преподавала бабушка, французский язык - гувернеры. В Тифлисской гимназии Витте учился неважно, получил аттестат с плохими отметками и единицей по поведению. В Новороссийский университет сразу не поступил.

После сдачи экстерном выпускных экзаменов в Кишиневской гимназии (1866) с новым аттестатом поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, который окончил кандидатом математических наук (1870). В университете отличался славянофильскими и монархическими взглядами. Он был круглым отличником и мечтал о научной и преподавательской карьере. Говорили, что золотую медаль Витте не получил в связи с тем, что накануне выпускных экзаменов увлекся актрисой Соколовой. Диссертацию написал на тему о бесконечно малых величинах; работа была, скорее, философским, чем математическим трудом, поэтому ее признали неудачной, что стало серьезным разочарованием для Витте. Кроме того, сказались и тяжелые семейные обстоятельства, сложившиеся в связи со смертью деда и отца. При жизни они неудачно вложили деньги в угольные копи, и семья оказалась почти нищей.

В связи с этим, 1 мая 1870 г. в возрасте в 21 года Витте поступил на государственную службу в дирекцию Одесской железной дороги станционным смотрителем с жалованьем 75 руб. в месяц. Чтобы узнать работу железнодорожного узла, он попробовал все профессии: продавал билеты, давал гудок, когда поезд отходил от станции.

В те годы Министерство путей сообщения прилагало немало усилий, чтобы привлечь на службу выпускников университетов. Сергей Юльевич вполне успешно проявил себя на избранном поприще, что объяснялось как его связями, так и собственными незаурядными способностями.

В 1871 г. он поступил в канцелярию Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора чиновником с чином коллежского секретаря, где занимался вопросами службы движения железных дорог. В 1873 г. назначен помощником столоначальника. После упразднения генерал-губернаторства, в 1874 г. стал чиновником сверх штата в Департаменте общих дел Министерства путей сообщения. Одновременно служил в управлении казенной Одесской железной дороги, где прошел должности конторщика грузовой службы, помощника машиниста, контролера движения, помощника начальника эксплуатации дороги.

Однако его государственная служба была не столь успешной из-за конфликта с Министерством путей сообщения: в 1878 г. он вышел отставку по прошению, будучи еще в сравнительно низком чине титулярного советника. После увольнения из МПС, Сергей Юльевич стал помощником управляющего по движению и начальником эксплуатации перешедшей к тому времени в собственность частного общества Одесской дороги (через год она влилась в акционерное общество Юго-Западных железных дорог). На этом посту завоевал себе репутацию распорядительного администратора, что стало особенно заметно в годы Русско-турецкой войны. В дальнейшем около 20 лет работал в частных железнодорожных обществах. Эта служба способствовала формированию Витте как финансиста и администратора.

С 1878 г. - заведующий отделением эксплуатации Юго-Западных дорог в Санкт-Петербурге. В тот период он участвовал в так называемой "Барановской" правительственной комиссии (генерал-адьютанта Э.Т. Баранова) для исследования железнодорожного дела в России, в создании Устава российских железных дорог.

С 1880 г. начальник эксплуатации Юго-Западных дорог, с 1886 г. - их управляющий (Киев). Тогда же Витте стал крупнейшим специалистом в области разработки железнодорожных тарифов (сказалось тяготение к научно-теоретическому осмыслению практики). Руководителем общества Юго-Западных дорог был И.А. Вышнеградский, который в 1897 г. стал министром финансов и покровительствовал Сергею Юльевичу.

Авторитет его в управлении железнодорожным делом был чрезвычайно высок; он предложил разработать специальный закон, который поставил бы тарифное дело под контроль правительства, а также внес проект создания в Министерстве нового департамента для заведования тарифной частью железных дорог (главой которого впоследствии и стал). Так началась головокружительная государственная карьера Витте.

В 1881 г., после убийства царя, Витте некоторое время возглавлял киевское отделение тайной монархической организации "Священная дружина".

Когда при Министерстве финансов были образованы новые тарифные учреждения, Витте в марте 1889 г. стал директором Департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета. На эту должность он был назначен чуть ли не лично Александром III. Причиной покровительства стала их случайная встреча в 1888 г., когда Сергей Юльевич, как начальник Юго-Западных железных дорог, потребовал снижения скорости движения царского поезда. Император был недоволен, но подчинился. Два месяца спустя, на пути из Ялты в Москву царский состав сошел с рельс. Разговор с "упрямым" Витте вспомнился, и он был привлечен в качестве эксперта к расследованию этого инцидента.

После назначения на должность директора, император доплачивал ему к содержанию 8 тыс. руб. в год из собственного кармана, т.к. официальный оклад директора составлял 16 тыс., а в частном секторе управляющий получал 50 тыс. руб. в год. При этом он «одним махом» был произведен в действительные статские советники – чин, соответствующий его новому рангу.

В 1891 г. Витте ввел новый железнодорожный тариф, базировавшийся на принципах конкуренции. В своей работе он использовал научные и статистические данные, внедрял технические усовершенствования, которые повысили скорость движения поездов, из-за чего заметно возрос чистый доход от их эксплуатации. Тариф сыграл исключительную роль во внешнеторговой политике России, стал защищающим барьером для развивающейся отечественной промышленности.

Сергей Юльевич большое внимание уделял развитию и оснащению Одесского порта, активно способствовал постройке Великой Сибирской магистрали. Осенью 1890 г. сопровождал Вышнеградского в его поездке по Средней Азии, после чего предложил расширить там производство хлопчатника и создать сырьевую базу для текстильной промышленности.

В феврале-августе 1892 г. он - управляющий Министерством путей сообщения; сумел временно ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления не перевезенных грузов на железной дороге. Продолжал политику И.А. Вышнеградского, направленную на сосредоточение железных дорог в руках государства путем выкупа частных железных дорог и казенного строительства.

30 августа 1892 года С.Ю. Витте было поручено управление Министерством финансов (вместо И.А. Вышнеградского), а 1 января 1893 г. он был утвержден в должности министра финансов.

Основные мероприятия на посту министра финансов

Финансовая система России, несмотря на все усилия его предшественников, к моменту назначения Витте была ослаблена, рос дефицит торгового баланса, Государственный банк для погашения бюджетного дефицита печатал необеспеченные казначейские билеты, темпы инфляции были высокими.

Вначале у Витте не было сколько-нибудь четкой экономической программы. В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста первой половины XIX в. Ф. Листа, а также наследием своих предшественников Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского. Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с этой точки зрения практики пореформенных десятилетий послужили отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики. Главной его задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства. Вместе с тем, он попытался активизировать и частный сектор, ввести новую систему налогообложения, облегчить порядок организации и деятельности акционерных предприятий.

Министр значительно расширил вмешательство государства в экономику: помимо принятия определенных таможенно-тарифных мер в области внешней торговли и юридического обеспечения предпринимательской деятельности, административно поддерживались некоторые отрасли промышленности (горнодобывающая, металлургическая, винокуренная, железнодорожное строительство и др.). Активно развивалось и казенное хозяйство. Оказывалось покровительство отдельным группам предпринимателей (прежде всего, тем, которые были связаны с высшими государственными кругами), смягчались конфликты между ними.

Особое внимание Витте уделял кадровой политике: издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием, добивался права комплектовать личный состав с учетом опыта практической работы кандидатов на те или иные должности.

Главными мероприятиями в экономической сфере стали: винная монополия (1894); денежная реформа (1895-1897), а именно введение золотого обращения и установление свободного обмена кредитного рубля на золото, что стабилизировало рубль и привело к притоку иностранных инвестиций; активное железнодорожное строительство, включая Транссибирскую магистраль. Отдельно следует сказать о том, что министру удалось добиться (за взятки китайскому руководству) заключения выгодного концессионного русско-китайского договора о сооружении и эксплуатации КВЖД через Манчжурию (1896) и о множестве торговых льгот для России, вплоть до эксплуатации угольных месторождений.

Политика форсирования экономического развития, которую проводил Витте, была неразрывно связана с привлечением иностранных капиталов в промышленность, банки и государственные займы, что облегчалось протекционистским тарифом 1891 г. и политическим сближением с Францией. В 1894 и 1904 гг. были заключены таможенные договоры с Германией.

Бюджет и налоги.

Заслугой Витте явилось то, что практически весь период его управления Министерством финансов характеризовался ростом объема государственного бюджета. Это происходило, главным образом, за счет расширения сферы казенного хозяйства в железнодорожном деле (государство выкупило свыше 14 тыс. верст частных дорог, длина поставленной под контроль правительства железнодорожной сети увеличилась с 29 до 54 тыс. верст, или на 86%) и, как уже упоминалось, введения казенной продажи крепких напитков, доход от которой за 1896-1902 гг. возрос более чем в 16 раз (с 27789 тыс. до 462808 тыс. руб.).

Более того, были повышены практически все налоги, кроме поземельного, а также проведена реформа торгово-промышленного налогообложения (промысловый налог 1898 г.), которая, не изменив его щадящий характер, несколько увеличила оклады обложения.

Вследствие этого бюджетный дефицит сменился систематическим накоплением свободной наличности (за счет превышения доходов над расходами), находившейся в распоряжении министра финансов и достигшей в 1904 г. 381 млн. руб.

В социальной сфере Витте продолжал политику своих предшественников, в частности, попытался реформировать промышленное законодательство. Закон от 7 июня 1899 г. (учреждавший Главное присутствие по фабричным и горнозаводским делам) и общая тактика Министерства финансов соответствовали интересам промышленного развития, но входили в противоречие с политикой Министерства внутренних дел, настаивавшего на прерогативе своего ведомства в решении рабочего вопроса.

Также в 1890-е гг. Витте вел полемику с И.Л. Горемыкиным, представившим проект реформы земского самоуправления, подготовил по этому вопросу две записки. Возражения министра сводились к тому, что принцип самоуправления не соответствует самодержавному строю; он предлагал заменить земскую систему хорошо организованным бюрократическим аппаратом, пытаясь распространить общие принципы своей экономической политики на управление местным хозяйством.

Однако уже в начале XX в. он начал отстаивать широкое привлечение земств к практической деятельности, но из-за противодействия министра внутренних дел В.К. Плеве, а также А.С. Стишинского и князя А.Г. Щербатова добился лишь отмены круговой поруки в общине (1903) и облегчения паспортного режима крестьян. Позднее, при обсуждении проектов введения народного представительства (февраль 1905 г.), первоначально выступал его решительным противником, а затем предлагал назначение представителей вместо их избрания.

По инициативе и под председательством Витте 22 января 1902 г. создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902-1905). Местные комитеты совещания (82 губернских и областных, и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. В представленной записке Сергей Юльевич выступил сторонником ликвидации крестьянской сословной обособленности в области права, управления и землепользования, высказывался за свободный выход из общины, за ограничение на распоряжение надельными землями. Его предложения были впоследствии использованы П.А. Столыпиным, который и сам был участником работы совещания. Николай II не решился на проведение реформ, и Особое совещание 30 марта 1905 г. было закрыто.

Однако, в целом, в программу министра не входило поощрение развития сельского хозяйства, он не видел перспектив выхода его на внешний рынок, не имел сложившихся взглядов даже в вопросах землеустройства, что в условиях России было ошибкой, давшей о себе знать во время промышленного кризиса 1899-1902 гг. и начавшихся крестьянских волнений. Финансовая политика Витте не была лишена недостатков, которые состояли в увеличении бремени налогов, в росте внешней задолженности, в недостаточном стимулировании отечественного бизнеса. Даже введение винной монополии представляется спорным, т.к. оно стимулировало прямую заинтересованность государства в потреблении алкоголя населением. Увеличение государственного сектора путем скупки железных дорог также не может трактоваться однозначно положительно.

Большое значение министр уделял развитию образования. По его ходатайству заведование коммерческими учебными заведениями в 1893 г. было возложено на Министерство финансов (в результате, в 1896-1902 гг. открылось 147 новых учебных заведений).

Существенную роль Витте сыграл во внешней политике России этого периода, и, прежде всего, на Дальнем Востоке, несмотря на то, что ведал другим Министерством. Он и работавшие тогда министры иностранных дел князь А.Б. Лобанов-Ростовский, М.Н. Муравьев сходились в понимании необходимости для достижения успехов на Дальнем Востоке обеспечить стабильное положение в Европе и на Ближнем Востоке. Именно Витте, сосредоточив в своих руках все пружины дальневосточной политики, порекомендовал Николаю II в 1900 г. назначить главой внешнеполитического ведомства своего единомышленника графа В.Н. Ламздорфа. Последний полагал, что к 1902 г. война с Россией стала для Японии прямой целью, но рассчитывал договориться с ней при условии эвакуации русских войск из Манчжурии без зафиксированных в договоре уступок со стороны Китая. Со своей стороны, Витте соглашался с ним в желательности вывода войск и предотвращения войны с Японией, но обусловливал эвакуацию обязательством Китая не предоставлять в Манчжурии концессий иностранцам, не предложив их прежде Русско-Китайскому банку.

В то же время, военный министр Куропаткин настаивал на сохранении долговременной оккупации, а затем и на присоединении севера провинции к России. Решительный образ мыслей министра - требовать от Китая уступки не только портов, но и части Ляодунского полуострова (позже эта часть составила Квантунскую область) очень импонировал Николаю II.

Витте поддержал В.Н. Ламздорфа, но из-за активности членов кружка A.M. Безобразова, подогревавших имперские амбиции императора, потерпел неудачу, завершившуюся его отставкой с поста министра финансов в августе 1903 г. с назначением председателем Комитета министров и членом Государственного совета. Он также был назначен членом Комитета финансов и сохранил пост члена комитета Сибирской железной дороги. (В «Безобразовсккую клику» входили, главным образом, крупные помещики, хоторые хотели создать акционерное общество для эксплуатации естественных богатств Кореи и Маньчжурии.)

После отставки с поста министра Витте непрерывно лавировал, старался угодить и власти и обществу, в 1904 г. безуспешно пытался занять пост министра внутренних дел, освободившийся после убийства В.К. Плеве.

В неблагоприятной международной обстановке в период Русско-японской войны 1904-1905 гг. Витте был назначен Первым уполномоченным на мирных переговорах с Японией и 14 июля 1905 г. отплыл в США. Миссия его была почти невыполнимой: японцы были победителями, требовали денег и территорий, а Николай II велел не уступать ни пяди земли, а платить контрибуцию для России было унизительно. Понимая невыполнимость задачи, остальные чиновники отказались от этой миссии. Но для Витте это был шанс вернуться в политику - и он рискнул. Он считал возможным умерить японские претензии путем соглашения о взаимной охране новых позиций на Дальнем Востоке. Сергей Юльевич также поставил перед собой и сверхзадачу - использовать заграничную поездку в целях подготовки нового большого иностранного займа.

Переговоры проходили с громадным трудом. Японцы требовали весь Сахалин и контрибуции. Витте соглашался уступить пол-Сахалина, но при этом Япония должна была формально отказаться от контрибуции. Не раз казалось, что обсуждение зашло в тупик, и дипломаты паковали чемоданы. Николай II не давал определенных указаний.

В результате, нервы не выдержали у японцев. В конце концов, они приняли условия России. Безнадежно проигранная война закончилась "почти благопристойным" миром. В целом, договор от 23 августа 1905 года был более выгоден России, чем можно было ожидать. За Портсмутский мир Витте был пожалован титул графа, а также орден Александра Невского; на средства казны ему купили виллу в Биаррице. За глаза за уступку южной части Сахалина его величали графом Полусахалинским, т.е. "полукаторжным".

Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 г. Витте настоял на программе уступок буржуазии, нашедшей свое выражение в Манифесте 17 октября 1905 г., который был составлен под его руководством. В начале октября 1905 г. выступил за создание сильного правительства. Одновременно с изданием Манифеста добился издания своего доклада с программой реформ. Николай II Сергея Юльевича не любил; окружающие подозревали его в чрезмерных амбициях, но в такой момент была нужна сильная личность, и Витте вернули к власти. С 24 октября 1905 г. он являлся председателем реформированного Совета министров.

На посту премьера занимался усмирением революции и одновременно введением гражданских свобод.

Проводя политику лавирования, Витте посылал карательные экспедиции в Сибирь, Прибалтику, Польшу, направил войска из Санкт-Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания (декабрь 1905 г.), но одновременно вел переговоры о сотрудничестве с либералами (Д.Н. Шиповым, А.И. Гучковым). При обсуждении Основных законов (1906), настаивал на ограничении прав Государственной Думы и Государственного совета. С середины февраля 1906 г. выступал сторонником неограниченного самодержавия.

В начале 1906 г. он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков, что укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако Витте оказался слишком "левым" для основной массы дворянства и верхушки правящей бюрократии и слишком "правым" для буржуазно-либеральных кругов октябристско-кадетского толка. Он подал в отставку 22 апреля 1906 г., был уволен от должностей председателя Совета и Комитета министров и в дальнейшем числился только в Государственном совете (в связи с гибелью Столыпина в сентябре 1911 г. - председатель Комитета финансов Государственного совета).

После отставки на него, якобы, были совершены покушения, но доказать это не смогли.

С 1906 г. Витте перестал активно влиять на политику, держался вне партий. Считая необходимым введение в правительство общественных деятелей, критиковал Столыпина и других министров, перешел к публицистической деятельности. В течение зимы 1906-1907 гг. под его руководством была подготовлена рукопись "Возникновение русско-японской войны".2 В конце 1913 г. принял участие в организованной правыми кругами критике В.Н. Коковцова, обвиняя его в злоупотреблении винной монополией.

Последние годы Сергей Юльевич провел в Санкт-Петербурге и за границей. Оставаясь членом Государственного совета, он принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого был до своей смерти. В 1907-1912 гг. Витте написал субъективные "Воспоминания", представляющие значительный интерес для характеристики политики царского правительства и его собственной личности. Мемуары крайне необъективны и уничижительны по отношению практически ко всем политическим деятелям того времени (за исключением Александра III), и поэтому власти пытались изъять эти мемуары.

При советской власти Витте стал весьма популярной фигурой в связи с жесткой критикой всех и вся, а также из-за мифа о его либерализме и прогрессивности. На самом деле, он демонстрировал большую лояльность самодержавию, чем многие правые политики.

В целом, обладал тяжелым характером, был крайне самолюбив и злопамятен, не страдал скромностью и любил почитание. В частности, в мемуарах хвалился тем, что выдвинул многих министров финансов, например, Бунге (хотя сам был тогда очень молодым человеком), а также Коковцова, Шилова, Плеске, Барка.

Сергей Юльевич Витте скончался 28 февраля (13 марта по новому стилю) 1915 года в Петрограде и был похоронен в Александро-Невской лавре. На надгробии по его желанию высечено золотом: "17 октября".

Денежная реформа 1895-1897 гг.

Реформа Витте увенчала десятилетний период, в ходе которого Министерство финансов искало пути для стабилизации денежного обращения.

В 1870-е - 1880-е гг. российские министры финансов неоднократно пытались реформировать денежную систему, благодаря чему к 1892 г. в финансовом ведомстве были сформулированы принципы будущего преобразования: девальвация рубля; установление золотого монометаллизма; одновременное обращение металлических и бумажных денег; гарантированный размен кредитных билетов на золото; ограничение выпуска бумажных денег в пределах, не превышающих потребностей денежного обращения; предоставление права Казначейству принимать звонкую монету в уплату налогов по существующему курсу; разрешение частным лицам использовать металлическую валюту в отношениях между собой.

Эти принципы были реализованы С.Ю. Витте при проведении денежной реформы 1895-1897 гг.

В целом реформа заключалась в следующем:

  • Переход на золотой стандарт (монометаллизм).
  • Девальвация рубля на 1/3.
  • Жесткие лимиты необеспеченной эмиссии.

Краткая хронология проведения реформы:

8 февраля 1895 г. - Витте представил доклад Николаю II "О необходимости введения золотого обращения".

24 мая 1895 г. - всем конторам и отделениям Государственного банка предоставлено право принимать золотую монету, в том числе, 8 конторам и 25 отделениям дано право осуществлять платежи золотой монетой.

1 декабря 1895 г. - установлен фиксированный курс кредитного рубля: 7 руб. 40 коп. за золотой полуимпериал (номиналом 5 рублей). С 1896 г. курс скорректирован в сторону понижения курса кредитного рубля: 7 руб. 50 коп. кредитных за 5 руб. золотых.

1897 г. - за счет роста налоговых поступлений, добычи золота, чистых покупок золота, получения внешних займов Государственный банк увеличил запасы золота до 1095 млн. руб. (с дореформенных 300 млн.), что почти сравнялось со стоимостью обращавшихся кредитных билетов (1121 млн. руб.).

3 января 1897 г. - принят Закон "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет", согласно которому:

  • сохранялись в обращении золотые империалы (старый номинал 10 руб.), полуимпериалы (5 руб.). На них чеканился новый номинал (соответственно, 15 и 7,50 руб.), т.е. была произведена девальвация рубля (на треть, если считать к текущему, и на 50%, если считать к базе);
  • операции Государственного банка по покупке и продаже золота утратили временный характер;
  • в качестве денежной единицы был установлен золотой рубль, содержащий 0,774235 г золота (равно 17,424 долям). Монеты в 10 руб. и 5 руб. стали полноценными золотыми деньгами, т.е. 5-рублевая монета содержала 5x17,424=87,12 долей золота, а 10-рублевая - 1 золотник 78,24 доли золота (1 золотник = 96 долям);
  • золотые монеты превратились в законное платежное средство без ограничения суммы;
  • была введена свобода чеканки (любой предъявитель 1 золотника 78,24 долей золота получал от государства 10-рублевую монету, передавая государству золото для перечеканки) - для гарантии того, что 10-рублевая монета не могла стоить больше заключенного в ней металла;
  • подтверждались терпимость в весе (2/1000 части выше или ниже законного веса в 10-рублевой монете) и терпимость в пробе (1/1000 части выше или ниже законной пробы), устанавливался предельный вес, при котором монета признавалась полновесной (для гарантии содержания чистого металла);
  • вводился золотой монометаллизм: полноценные золотые деньги и неполноценные серебряные и медные. Это означает, что содержание серебра и меди в соответствующих монетах (скажем, в рублевых) было меньше, чем можно было купить на рынке за один рубль;
  • эмитентом золотых (полноценных), серебряных и медных монет (разменных, т.е. с ограничениями к приему по суммам и типам касс, так только правительственные кассы обязали принимать серебряную монету без ограничения) объявлялось Казначейство. Монетный доход, который образовывался в силу неполноценности серебряных и медных денег, вносился в роспись доходов госбюджета. При этом действовали жесткие ограничения на выпуск неполноценных монет: количество выпущенной серебряной монеты не должно было превышать установленный норматив (3 руб. на человека), а на выпуск медных монет министр финансов испрашивал разрешения.

29 августа 1897 г. - последовал Указ об эмиссионных операциях Государственного банка, в соответствии с которым:

  • Государственный банк получил право выпуска банкнот, при этом требовалось следующее обеспечение золотом: 50%, если сумма выпуска не превышала 600 млн. руб. и 100% - в случае превышении этой суммы;
  • обмен кредитный билетов на золото должен был производиться без ограничений.

27 марта 1898 г. - последовал указ, согласно которому серебряные и медные деньги сохранялись в качестве разменной монеты.

С 1899 г. - чеканка монет в 15 руб. и в 7 руб. 50 коп. прекращена (с 1910 г. они стали изыматься из обращения).

7 июля 1899 г. - принят Монетный устав, объединивший все законоположения денежной реформы, в результате которой полностью изменилась структура денежного обращения.

В итоге, если в 1895 г. кредитные билеты составляли 91,7% от общей денежной массы, то к январю 1914 г. в общей денежной массе золотые монеты составляли 21,2%, серебряные - 5,4%, кредитные билеты - 73,4%. Реформа привела к укреплению внешнего и внутреннего курса рубля.

С началом Первой мировой войны в 1914 г. обмен кредитных билетов на золото был прекращен. * * *

Упорядочение денежного обращения, возвращение доверия деньгам, фактическая ликвидация инфляции, большая девальвация оказали существенное положительное влияние на экономику России и способствовали ускорению роста производства. Заслуга Витте в этом очевидна - именно он убедил Александра III решиться на реформу.

С другой стороны, при этом особых финансовых "революций" не случилось, нового слова в организации денежного обращения сказано не было. Витте сделал то, что давно нужно было сделать. В принципе, он следовал тенденции, которая существовала во многих странах, где происходил переход к золотому монометаллизму со свободным разменом бумажных денег на полноценные золотые монеты при ограничении фидуциарной эмиссии. Известно, что реформу готовили еще Рейтерн, Бунге и Вышнеградский.

"Я совершил денежную реформу так, что население России совсем и не заметило ее, будто ничего не было... И не единой жалобы! Ни единого недоразумения со стороны людей", - писал в своих воспоминаниях Витте. Это говорит о хорошей организации реформы, отсутствии "проколов" с решением технических вопросов. С другой стороны, не следует забывать, что реформа осуществлялась в мирное время, именем одного из самых сильных монархов в истории России, не было тогда проблемы экономической разрухи, отсутствия рынка, дефицитов.

Резюме: Сильная личность, специалист по железным дорогам, талантливый администратор и финансист, один из удачливых и замечательных министров финансов. Хотя и не все его действия были правильными, ему страна была обязана расцветом промышленности, конвертируемым рублем, строительством Транссибирской магистрали, Портсмутским миром, Конституцией 17 октября.

Приложение

Неоднозначный министр.

В России Витте не любили за прескверный характер. Людей он принципиально не замечал и имел дело лишь с теми, в ком нуждался. Его боялись, поручали ему ответственные дела, щедро награждали, и при этом терпеть его не могли. Николай II вообще считал не в меру умного министра злым гением своего царствования. Неуемные амбиции привели Витте, когда он был в отставке, к попыткам "флирта" с сомнительным Г. Распутиным. Ради власти он был готов к любым альянсам и не имел твердых убеждений по многим принципиальным вопросам.

И в успехах, и в просчетах, несомненно, большую роль сыграли личные качества этого выдающегося деятеля: с одной стороны - неуемная энергия, целеустремленность и деловитость, а с другой - особая осторожность в действиях, граничащая подчас с хитростью и стремлением угодить всем и никому.

Не брезговал в своей деятельности использовать взятки и сомнительное покровительство бизнесменам. Личные интересы ставил очень высоко и страдал болезненным самомнением и самолюбием.

* * *

Афоризм от Витте: "Чувство "я" - чувство эгоизма в хорошем и дурном смысле - есть одно из чувств, наиболее сильных в человеке".

* * *

Витте всегда был интриганом, поддерживал тесные связи с известным "серым кардиналом" князем Мещерским. По некоторым данным, именно князь способствовал его стремительной карьере.

Высокого роста, хорошо сложенный, с умным лицом, Витте производил впечатление человека с полным отсутствием чиновничьего подобострастия. Санкт-Петербургская аристократия хихикала над его южным акцентом и плебейским французским, но свобода поведения этого человека импонировала Александру III, любившему простоту.

Для Витте был характерен безграничный прагматизм, который был почти равнозначен политиканству.

* * *

В качестве директора департамента, а затем и министра Витте проявил недюжинные административные способности и организаторский талант. Пользуясь положением царского выдвиженца, он вел необычную для госаппарата того времени кадровую политику: набирал людей, отдавая приоритет не происхождению, чинам и выслуге, а, прежде всего профессиональной подготовке, знаниям и деловитости. Его поведение, отношение к подчиненным были необычны, выпадали из привычных стереотипов, многим казались чрезмерно демократичными. Как вспоминали впоследствии его сотрудники, он позволял не соглашаться с собой, спорить, ценил самостоятельность и инициативу. Сам Сергей Юльевич чрезвычайно гордился тем, что из круга его сотрудников вышло немало государственных деятелей, таких как министры финансов Плеске, Шипов, Коковцов, Барк...

Витте и бюрократия.

Несмотря на то, что на современников большое впечатление производило "полное отсутствие всякого чиновничьего типа" у Витте, он, достигнув вершины бюрократической иерархии, легко воспринял методы достижения целей, которые широко практиковались в высшей бюрократической и придворной среде того времени: лесть, умение вести закулисные интриги, использование в борьбе с противником далеко не джентльменских приемов (подкуп, слухи, сплетни и т.п.). Он также не любил признаваться в своих ошибках и часто сваливал вину на подчиненных...

Товарищ министра Ковалевский о Витте.

"На первых порах поражала, прежде всего, внешность Витте: высокая статура, грузная поступь, развалистая посадка, неуклюжесть, сипловатый голос; неправильное произношение с южно-русскими особенностями: ходата йство, верства, учёбный, плацформа, сельские хозяева - резали утонченное петербургское ухо. Не нравилась фамильярность или резкость в обращении. Однако мало-помалу эти экстравагантные черты частью стирались, частью к ним попривыкли.

И вот все более и более вырисовывались в лице Витте государственная сила, оригинальность творчества и боеспособность на защиту того, что он считал необходимым и полезным для России. На глазах у всех со сказочной быстротой проявлялась могучая натура, которая постепенно всем овладевала и всех вольно или невольно подчиняла себе. Ум и воля Витте импонировали, резкость и иногда даже грубость его выступлений обезоруживали противников, редко идейных, но большей частью сводивших личные с ним счеты."

Витте и семейная жизнь.

В юности Витте "знал всех более или менее выдающихся актрис, которые жили в Одессе". В зрелые годы влюблялся в основном в замужних женщин. Новая любовь застигла его в театре: он заметил даму с выразительными серо-зелеными глазами и с ней познакомился. Матильда Ивановна Лисаневич оказалась замужней женщиной с маленькой дочкой Верой (Витте ее удочерил).

В мемуарах он писал: "Я уговорил госпожу Лисаневич разойтись с мужем и выйти за меня". Брак чиновника его ранга с разведенной женщиной был скандалом. Кроме того, Лисаневич (в девичестве Нурок) была крещеной еврейкой, что могло поставить крест на карьере. По некоторым данным, Витте заплатил г-ну Лисаневичу 20 тыс. руб. отступного. Брак благословил Александр III: "По мне, женитесь хоть на козе. Лишь бы дело шло. Пусть Победоносцев поможет с разводом".

Вечно занятый, редкие свободные часы Витте посвящал семье. Матильда Ивановна пела цыганские романсы, сам он играл на флейте, приемная дочь Вера аккомпанировала на фортепиано. Сергей Юльевич был уверен в своих музыкальных дарованиях, пытался петь арии, но выходило, как замечали современники, "пискляво и неприятно".

Нос С.Ю. Витте.

Мало кто знает, что Витте носил искусственный нос. Свидетельствует К.А. Кофод: "Витте, впрочем, не заставил себя ждать. Он принял меня небрежно - без носа. Его он потерял на заре юности. Уточню: не нос, необходимый в финансовой политике, а телесный нос, который он восполнял прекрасно сделанным искусственным. Этот последний, должно быть, немало мешал ему, потому что если он не считал, что нужно быть одетым в государственное платье, то не надевал и носа. Во время визита Витте в Копенгаген одна из столичных газет описывала его нос как странную фигуру, кончавшуюся неожиданно плоско. "Ага, - подумал я, когда прочитал это, - он без большого уважения относится к мнению копенгагенцев о своей внешности". (50 лет в России. - М., 1999. С. 181).

Витте и ватрушки.

"Раз как-то за завтраком, выпив за едой, как всегда, обычную полубутылку шампанского, Витте с горя расшутился и стал уверять, что хотя ни золотая валюта, ни Портсмут, ни конституция не дали ему славы и не дадут бессмертия, но у него все-таки есть еще один, последний шанс. Есть только одна прочная слава на земле - единственная - кулинарная: надо связать свое имя с каким-нибудь блюдом. Есть беф-Строганов, скобелевские битки... "Гурьев был министром финансов наверное хуже меня, а навсегда его имя знаменито! Почему? Благодаря "гурьевской каше". - Вот и надо, мол, изобрести какие-нибудь "виттевские пирожки" тогда это, и только это, останется".

Он в этот день рассчитывал - в видах бессмертия - на свои крошечные горячие ватрушки с ледяной зернистой икрой - к водке. Это было, разумеется, только шуткой". (Тхоржевский И.И. Последний Петербург. - М, 1999).

По материалам Федоров Б.Г. «Все министры финансов России и СССР 1802-2004»
– М.: Русское экономическое общество, 2004. – с. 135-151

просмотров