Основные принципы служебно боевой деятельности. Виды воинской деятельности. Контроль знаний учащихся

Основные принципы служебно боевой деятельности. Виды воинской деятельности. Контроль знаний учащихся

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службы» граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу.

Началом военной службы для граждан, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения службы. С этого момента гражданин приобретает статус военнослу­жащего.

От призыва на военную службу освобождается лицо, признанное негодным или ограничено годным к военной службе по состоянию здоровья, а также лицо, проходящее или прошедшее альтернативную службу, либо прошедший военную службу в Вооруженных Силах другого государства. Не может быть призван на военную службу лицо, имеющее не снятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Право на освобождение от призыва имеет лицо, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Уклонение гражданина от призыва на военную службу состоит в его неявке по повестке военного комиссара о призыве на военную службу в указанный срок без уважительных причин или получении путем причинения себе телесного повреждения, подлога документов или иного обмана незаконного освобождения от призыва на военную службу

Уважительными причинами неявки по повестке военного комиссариата о призыве на военную службу признаются документально подтвержденные:
- заболевание или увечье призывника, связанные с утратой трудоспособности;

Тяжелое состояние здоровья или смерть близкого родственника призывника;

Препятствие стихийного характера или другое не зависящее от воли призывника обстоятельство, лишение его возможности явиться по повестке военного комиссариата о призыве на военную службу.

По прибытии в часть и после прохождения начальной военной подготовки военнослужащий приводится к Военной присяге. Продолжительность начальной военной подготовки не превышает одного ме­сяца.

До приведения военнослужащего к Военной присяге он не может привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы), за ним не может закрепляться оружие и военная техника, на него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.

Видами воинской деятельности являются:

Учебно – боевая подготовка;

Внутренняя, караульная службы и боевое дежурство;

Непосредственное участие в боевых действиях.

Повседневная жизнь и деятельность военнослужащего в военной части осуществляются в соответствии с требованиями внутренней службы.


В процессе боевой подготовки военнослужащий обязан постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенство­вать свою выучку и воинское мастерство; знать и содержать в постоян­ной готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику, беречь военное имущество.

Военнослужащий обязан знать и неукоснительно соблюдать между­народные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающей постоянную боевую готовность и учебу личного состава, организо­ванное выполнение им задач в повседневной деятельности. Она ор­ганизуется в соответствии с положениями Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

Внутренняя служба требует организованных действий военнослужащих независимо от их желаний.

Руководство внутренней службой в воинской части осуществляет командир воинской части, а в расположении подразделения - командир подразделения. Непосредственным организатором внутрен­ней службы в воинской части является начальник штаба, а в расположении роты -старшина роты.

Окончанием военной службы считается дата исключения военно­служащего из списков личного состава части.

Военнослужащий исключается из списков личного состава воин­ской части в день истечения срока его военной службы. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, составляет 12 месяцев. При этом в срок военной службы не засчитывается время пребывания в дисциплинарной во­инской части и время отбывания дисциплинарного взыскания в ви­де ареста, время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительно­стью свыше 10 суток. В то же время один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфлик­тов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вслед­ствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывает­ся за два дня военной службы по призыву.

Для проводов солдат (матросов) и сержантов (старшин), уволенных в запас, воинская часть выстраивается в пешем строю в повсе­дневной форме одежды. Боевое Знамя при построении воинской части выносится по решению ее командира.

После построения, встречи командира воинской части и выноса Боевого Знамени военнослужащие, уволенные в запас, по команде командира выходят из строя и выстраиваются по подразделениям в 20-40 м перед строем, а затем по команде смыкаются к середине. Начальник штаба воинской части объявляет приказ об увольнении военнослужащих в запас.

Командир воинской части благодарит военнослужащих, уволенных в запас, за службу, после чего оркестр исполняет Государственный гимн.
Проводы завершаются прохождением воинской части торжественным маршем перед строем военнослужащих, уволенных в запас. Так заканчивается военная служба по призыву.

Контракт о прохождении военной службы имеют право заключать:
- военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, про­служившие не менее 6 месяцев;

Граждане, пребывающие в запасе;

Граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования;

Граждане женского пола, не пребывающие в запасе.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по кон­тракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, осу­ществляется военными комиссариатами, а из числа военнослу­жащих - воинскими частями.

Определение соответствия граждан требованиям, установленным для поступления на военную службу по контракту, возлагается на ко­миссии военных комиссариатов, а определение соответствия воен­нослужащих - на аттестационные комиссии воинских частей.

К гражданину, поступающему на военную службу по контрак­ту, предъявляются повышенные требования в вопросах его профес­сиональной подготовленности и пригодности по состоянию здо­ровья.

Страница 1

Военная служба является видом человеческой деятельности, обладающим не только высокой социальной значимостью, но выходящим за пределы обыденного, связанным с особыми условиями. Вооруженная защита Отечества во все времена считалась почетной обязанностью и долгом каждого гражданина. При этом армия всегда рассматривалась как частица общества, поэтому в ней находят отражение все те социально-экономические и политические процессы, которые происходят в обществе, а также все закономерности международной обстановки.

Конец XX - начало XXI в. характеризуются возникновением целого ряда очагов военной напряженности, которые связаны не с проблемами во взаимоотношениях между государствами, а с усилением международного терроризма. Поэтому и в новом XXI в. существует необходимость вооруженной защиты страны, а следовательно, военно-профессиональная деятельность сохраняет свою высокую социальную значимость. Каковы же особенности этой деятельности?

Военно-профессиональная деятельность - это деятельность по защите Отечества. В ней можно выделить многочисленные компоненты. В первую очередь это два следующих основных вида: деятельность в боевых условиях

(боевая деятельность) и деятельность в обычных (мирных) условиях

Рассмотрим данные виды деятельности более подробно.

Боевая деятельность

Это активность военнослужащих по достижению целей вооруженной борьбы. Следует отметить, что боевая деятельность весьма специфична по своим целям и задачам, условиям, средствам, трудностям, психологическому содержанию. Она имеет свои психологические закономерности, определенную внутреннюю структуру, цели, мотивы, способы, через которые на ее течение оказывают влияние ряд факторов: военно-политический, военно-технический, идеологический и психологический, вид оружия, руководство коллективом, проводимая в бою воспитательная работа, боевая и психологическая подготовка личного состава.

На психологическое содержание и структуру боевой деятельности накладывает отпечаток то, что в бою решаются сложные задачи, связанные с опасностью для жизни, уничтожением ценностей, огромными разрушениями, потерями в людях и технике, различного рода лишениями и неудобствами. Ведение боя сопряжено с повышением моральной и юридической ответственности за точное исполнение обязанностей, требует крайнего психического и физического напряжения всех сил военнослужащих.

Как было сказано выше, любая человеческая деятельность имеет свои мотивы. Боевая деятельность не является исключением. Если говорить о мотивах начала боевых действий на уровне государства, то основной причиной здесь практически всегда является возникновение реальной угрозы целостности и безопасности страны. В свою очередь, ведение боевых действий предполагает проявление определенной активности со стороны конкретных людей (военнослужащих). Вместе с тем деятельность людей в боевых условиях (боевая деятельность военнослужащих) имеет свои побудительные мотивы, к числу которых относятся: потребности, чувства, желания, стремления, интересы, идеалы, убеждения и т. д.

Бесспорно, важнейшей потребностью в бою является стремление человека выжить. Это нормальная, генетически обусловленная потребность в самосохранении. Однако у разных людей она может проявляться по-разному и может иметь различные последствия - как для конкретного человека, так и для его социального окружения. Например, один человек активно и целенаправленно овладевает боевой техникой и современными приемами ведения боя, поскольку понимает, что в бою больше шансов выжить у того, кто лучше подготовлен. В то же время другой человек в боевой обстановке стремится избегать опасных ситуаций, старается укрыться за спинами своих товарищей, т. е. проявляет трусость [ 36].


Успешные стратегии построения карьеры
Большинство психологов в успешности стратегий построения карьеры первостепенным считают разработку плана карьерного роста. Например, директор Московской компании по развитию персонала М. Вишнякова предлагает в первую очередь разработку оперативного плана построения карьеры, как последовательности проектов, то есть действий с определенны...

Школьная мотивация (по Лускановой)
АНКЕТА 1. Тебе нравится в школе или не очень? не очень нравится не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? чаще хочется остаться дома бывает по-разному иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ж...

Психофизиологическая характеристика аффективного состояния
Аффект. Очень сильная эмоция; чаще под аффектом понимают сильную отрицательную эмоцию. Аффект может проявляться как в виде кратковременной бурной реакции (например, вспышка гнева), так и в виде длительного состояния (например, аффективное отношение к человеку, месту, событию и т. д.). (Н. Толстых) Аффект неадекватности. Проявляется в ф...

Понятие воинской деятельности уходит еще в древние века, с появлением организованных групп хорошо вооруженных людей для контроля и защиты интересов тех или иных государственных систем.

Воинская деятельность существовала на протяжении всего периода с момента появления государственности, она играла и играет важную роль в существовании любого государства. В настоящее время в нашей стране заметно повысилось и продолжает повышаться положительное отношение российского общества к Вооруженным Силам. Для того, что бы глубоко и всесторонне изучить мотивационно-смысловую сферу любой деятельности, в нашем случае воинской, необходимо уточнить суть и содержание базовых понятий.

Рассматривая активность людей в Вооруженных Силах необходимо отметить, что воинская деятельность занимает важное место в иерархии деятельности военнослужащих, что обуславливает ее особая социальная значимость. В Вооруженных Силах просматривается два отличительных вида деятельности, такие как воинская и боевая. Подразумевая воинскую деятельность в мирное время, а боевую деятельность в военное время.

Под воинской деятельностью Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации подразумеваются все действия военнослужащих проходящих непосредственно в мирное время. Сюда можно отнести боевые учения, боевоеслаживание, парко-хозяйственную деятельность, учебную деятельность по изучению техники и оружия находящегося на вооружении. Все действия, происходящие до или после боевой деятельности можно отнести к воинской деятельности.

Служебно-боевая деятельность согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечивает высокий уровень готовности военных к немедленному выполнению поставленных перед ним задач связанных с исполнением воинской деятельности в боевых условиях. Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы .

Рассмотрим такие термины Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации как боевое дежурство, караульная служба, внутренняя служба. Боевое дежурство (боевая служба) является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений видов Вооруженных Сил и родов войск. В состав дежурных сил и средств, входят боевые расчеты, экипажи кораблей и летательных аппаратов, дежурные смены пунктов управления, сил и средств боевого обеспечения и обслуживания. Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ, с вооружением, боевой и другой техники, боеприпасов, взрывчатых веществ, другого имущества военных и государственных объектов, а так же для охраны арестованных и осужденных, содержащихся на губе (гауптвахте) и в дисциплинарном батальоне. Для несения караульной службы снаряжаются караулы.Внутренняя служба, вид службы в воинских частях и на кораблях для поддержания внутреннего порядка, обеспечения нормальных условий жизни, быта и учёбы военнослужащих, наблюдения за строгим выполнением каждым военнослужащим общих воинских и должностных обязанностей, организации и обеспечения порядка и охраны в расположении воинской части (на корабле) .

Федеральный закон комментирует профессиональную деятельность современных военнослужащих сверхсрочной службы весьма разнообразной. С одной стороны, это обусловлено сложной структурой Вооруженных сил, наличием различных воинских специальностей, с другой - с развитием человеческого общества происходит усложнение самой воинской службы. Сегодня военнослужащему уже недостаточно иметь хорошее физическое развитие, он еще должен обладать и определенными знаниями, без которых невозможно грамотно эксплуатировать военную технику, а, следовательно, одержать победу в современной войне. Выделяя в военно-профессиональной деятельности военнослужащего сверхсрочной службы несколько основных направлений: управление деятельностью воинского коллектива; воспитание и обучение личного состава подразделения (части); постоянное совершенствование своих профессиональных навыков и знаний .

А.Н. Леонтьев определяет деятельность как «осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью или специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающей действительности и самого себя.По его словамдеятельность субъекта – внешняя и внутренняя – опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понятно, удержано и воспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его деятельности и к самому себе – к его состояниям и свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии».

В настоящее время имеетсянемало разных систематизаций форм деятельности человека, туда входят материальная (практическая), духовная, производственная, социальная и другие виды деятельности.В первую очередь отметим разделение на духовную и практическую деятельность. Практическая деятельность направлена на изменение реальных предметов природы и общества. К изменениям природы относят материально производственную деятельность, к изменению общества социально-преобразовательную деятельность. Духовная часть направлена на изменение сознания людей. К духовной части можно отнести познавательную деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме), ценностно-ориентированную деятельность (положительное или отрицательное отношение к миру, явлениям), прогностическую деятельность (планирование и предвидение будущих изменений. Так же необходимо отметить среди многообразия человеческой деятельности созидательную и разрушительную деятельность. В созидательную деятельность можно отнести – города, поселения, культурные наследия в искусстве и не только, все то, что создает человек в своей жизнедеятельности для своего и общего блага. Разрушительная деятельность включает в себя в первую очередь войны – это погибшие люди, разрушенные дома, сожжённые деревни и села, множество искалеченных судеб. Но так же разрушительной может быть и деятельность людей находящихся на соответствующих должностях, имеющих определенную власть над людьми, использование своих полномочий власти не по назначению.

Д.С. Еремин в своей работе определяет воинскую деятельность как «сложное социальное явление, частью общественной жизни, представляющую собой материальную, чувственно-предметную и целесообразную деятельность людей в области военного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность. Содержание и формы воинской деятельности постоянно изменяются и развиваются. В процессе исторического анализа ее проявлений выделяют военный опыт прошлого и современную воинскую деятельность. Воинская деятельность осуществляется в форме вооруженной борьбы, боевого дежурства, боевой и морально-психологической подготовки войск, управленческой деятельности штабов и других органов военного управления, подготовки военных кадров, военно-научной деятельности и др».

Все виды и формы воинской деятельности всегда были и будут взаимосвязаны, так как дополняют и обуславливают друг друга при выполнении поставленных задач. Сюда можно отнести взаимодействие разных структур при разрешении вопросов государственной важности как при охране особо важных объектов, так и при поиске преступников, и сохранения безопасности жизнедеятельности граждан РФ.

Деятельность субъекта, как отмечал А.В. Петровский,«всегда связана с некоторой потребностью являясь выражением нужды субъекта в чем либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности - ее уподобление свойствам независимо существующим от нее объектов. В этой подчиненности объекту, уподоблением ему заключается детерминированность деятельности внешним миром. В процессе этого уподобления происходит "нащупывание" потребностью своего предмета, ее опредмечивание, превращение в конкретный мотив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом, возникающим в поисковой ситуации» .

Как выделяет Д.С. Еремин«воинская деятельность имеет социальное, человеческое и культурное значение. Она представляет собой "предметную ценность" как объект ценностного отношения, оценивается в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания воинской деятельности, закрепляются в общественном сознании и культуре (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами жизнедеятельности общества. В ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний о воинской деятельности, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей».

Е.Ф. Банковский представляет основу деятельности не только предметным содержанием, но и потребностямичеловека. Он учитывает «наличие субъективных и объективных возможностей, наличие цели отсутствие противоположных потребностей, действующих в одном направлении с основной потребностью. И только после этого он на основании мотива, который имеет для субъекта данное поведение и переживается как субъективное основание решения действовать так, а не иначе, субъект оправдывает, санкционирует данное поведение. Мотив заменяет одно поведение другим, менее приемлемое более приемлемым и этим путем создает возможность определенной деятельности».

Любое исторически определённое конкретное общество способно характеризоваться особым набором и иерархией ценностей воинской деятельности, концепция каковых выступает в качестве наиболее высокого уровня социального регулирования. В ней закреплены те аспекты социального признания воинской деятельности (данным обществом и социальной группой), на базе которых развертываются более определенные и специальные концепции нормативного контроля, соответствующие социальные учреждения и сами целенаправленные действия людей. Усваивание концепции ценностей воинской деятельности отдельной личностью, считается одним из условий ее социализации и поддержания законного порядка в обществе.

По словам Е.Ф. Банковского,«анализ многих видов трудовой деятельности показал, что наиболее значимым фактором регуляции поведения является эмоциональная устойчивость. Мотивация может даже превышать оптимальный для действия уровень, но поведение осуществляется неэффективно вследствие дезорганизующей роли эмоционального состояния. Оказывается, мало владеть приемами самопобуждения, надо еще уметь регулировать свои состояния. Были выявлены зависимость эмоциональной устойчивости от морально-волевых качеств человека, умения произвольно тормозить нежелательные эмоциональные реакции; - связь с общей тренированностью человека в произвольной саморегуляции различных процессов» .

А.Д. Лизичев в своей работе утверждает, что «для большинства современных психологических разработок характерно выделение ведущей роли мотивационных аспектов в психологической структуре деятельности. И это не случайно непосредственное обращение к мотивационно-личностному анализу деятельности является одним из ведущих требований системного подхода. В настоящее время резкое повышение технической оснащенности и информационной насыщенности воинского труда ведет к ряду психологически значимых изменений в его содержании: увеличению скорости обработки информации, принятия решения и производства исполнительных действий; возрастанию удельного веса в системах управления непосредственно ненаблюдаемых процессов, отсутствия во многих случаях прямого контакта с противником, дистанционному управлению средствами вооруженной борьбы, возрастанию значимости для исхода боя каждого отдельного решения и практического действия; необходимости длительное время находиться в высокой степени готовности к уничтожению противника способного неожиданно, в считанные секунды появиться в зоне боевого действия и др.Все это, не снижая требований к готовности человека переносить большие физические нагрузки, по-новому ставит вопрос о позновательно-теоритических возможностях военнослужащего - устойчивости его внимания, скорости и точности восприятия, быстроты и гибкости мышления, самостоятельности, готовности принять решение в условиях жесткого лимита времени, психологической устойчивости, решительности» .

Как отмечал советский психолог Горбов Ф.: «В некоторых случаях даже бесспорное личное качество, определенное в индивидуальном плане... имеет лишь относительную готовность для определения того вклада, который будет сделан данным лицом в период совместной групповой деятельности» .

В то же время А.Д. Лизичев в своей работе комментирует современное оружие, «способы его применения вызывают необходимость объединять значительные массы людей и техники в различные комплексы и сложные системы. Элементы этих систем находятся в сложной взаимосвязи на больших пространствах. Роль каждого элемента (расчет, экипаж, отдельный человек) небывало возросла. Нередко от одного человека зависит успех всей системы. Но и роль отдельного человека высоко оценивается лишь в том случае, если безошибочно действовал весь комплекс» .

Деятельность военного изначально подразумевает постоянный риск для жизни, т.к. военнослужащий первый встречает противника при защите рубежей Родины. Особую опасность для военнослужащего представляет вооружение и боевая техника противника, так своих Вооруженных сил. Для того чтобы уменьшить степень опасности, необходимо качественно подготовить и обучить военнослужащих профессиональному владению и управлению вооружением и техникой. Морально подготовить для выполнения поставленных задач, развивать способности к самопожертвованию, преодолению страха в бою и другие волевые качества воина.

Рассматривая значимость профессии в жизни молодежи, А.В. Петровский полагает, что «это важнейший канал социальной мобильности, источник материального благополучия и обретения престижа в обществе. В настоящее время существует большой разрыв между уровнем притязаний определенной части молодых людей и реальным уровнем их возможностей. Уровень притязаний человек устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями, таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов или неудач. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я») проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений» .

В.И. Слободчиков утверждал, что «ожидания и оценки молодых людей на рынке труда часто не соответствуют требованиям, которые предъявляют работодатели к своим потенциальным работникам - дисциплинированность, ответственность, способность и желание хорошо работать, умение адаптироваться применительно к конкретным условиям работы, а отсюда и безработица среди молодых людей в 1,5 раза выше чем в среднем по стране» . Что дает нам возможность делать соответствующие выводы необходимости работы с молодым составом, над их психологической составляющей и мотивационной сферой деятельности.

Служебно-боевая деятельность направлена прежде всего на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, т.е. способности войск в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время – способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач.

Служебно-боевая деятельность включает в себя: боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.

Боевое дежурство это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий. Боёвое дежурство является выполнением боевой задачи . Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др.

Подготовка личного состава к несению боевого дежурства проводится в составе подразделений, боевых расчетов, дежурных смен перед каждым заступлением на боевое дежурство.

ст.362. На боевое дежурство (боевую службу) запрещается назначать военнослужащих, не приведенных к Военной присяге, не усвоивших программу соответствующей подготовки в установленном объеме, совершивших проступки, по которым ведется расследование, и больных.

За неиспользованные в связи с несением боевого дежурства выходные и праздничные дни военнослужащим (кроме военнослужащих проходящих военную службу по призыву) предоставляется отдых в течение недели.

ст.367.Командиру дежурных сил и средств (оперативному дежурному, начальнику смены, расчета, дежурному командного пункта) запрещается отдавать личному составу приказы, которые отвлекают его от выполнения обязанностей по несению боевого дежурства и могут привести к срыву выполнения боевой задачи.

Личному составу дежурной смены при несении боевого дежурства запрещается:

Передавать кому бы то ни было, хотя бы и временно, исполнение обязанностей по несению боевого дежурства без разрешения командира дежурных сил и средств (оперативного дежурного, начальника смены, расчета, дежурного командного пункта);

Отвлекаться, заниматься делами, не связанными с выполнением обязанностей по несению боевого дежурства;

Самовольно оставлять боевой пост или другое место несения боевого дежурства;

Проводить работы на вооружении и военной технике, снижающие установленную их готовность.

В воинской части (подразделении), от которой выделяются дежурные силы и средства, увольнение личного состава из расположения части, занятия, спортивные и культурно-массовые мероприятия проводятся с таким расчетом, чтобы при необходимости обеспечивалось усиление дежурных смен в установленные сроки.

Караульная служба

В каждом гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы.

Гарнизонная служба имеет целью обеспечить поддержание воинской дисциплины в гарнизоне, необходимые условия для повседневной жизни и подготовки войск, организованный выход их по тревоге и проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами и иных военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте, и в дисциплинарном батальоне.

Пособие разработано в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О статусе военнослужащих».

Материал, изложенный в книге, дополняет содержание раздела «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Его могут успешно использовать школьники старших классов, учащиеся колледжей, техникумов, профессионально-технических училищ, студенты педагогических вузов, а также юноши, обучающиеся в учебных пунктах организаций.

Основные виды воинской деятельности и их особенности

Все виды воинской деятельности военнослужащих направлены на поддержание высокого уровня боевой готовности и боеспособности подразделений и частей, в которых они проходят военную службу. Основными видами воинской деятельности являются учебно-боевая подготовка, служебно-боевая деятельность и реальные боевые действия.

УЧЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Учебно-боевая подготовка – система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач, определенных предназначением Вооруженных Сил. Учебно-боевая подготовка направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений. Она предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень военнослужащих и осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время. В ходе этой подготовки проводятся занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, на которых военнослужащие изучают воинские уставы, оружие и военную технику, приемы действий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач. Учебно-боевая подготовка имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и организуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идет подготовка воинских подразделений к совместным действиям. В основном это практическая подготовка, направленная на овладение воинами вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

Основную часть учебно-боевой подготовки составляют упражнения, которые представляют собой многократное повторение действий, направленных на овладение вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

Содержание учебно-боевой подготовки определяется учебными планами и программами. Один из основных принципов организации боевой учебы – учить войска тому, что необходимо на войне. Поэтому выполнение задач учебно-боевой подготовки требует от каждого военнослужащего высокого уровня духовных и физических качеств, психической устойчивости и физической выносливости.

СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Служебно-боевая деятельность направлена на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, т. е. способности войск в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время – способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач. Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.

Боевое дежурство – это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий. Оно является выполнением боевой задачи и осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений. В состав этих сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др. На боевое дежурство не назначают военнослужащих, не приведенных к Военной присяге, не усвоивших программу учебно-боевой подготовки, совершивших проступки, по которым ведется расследование, и больных. Для обеспечения необходимой степени боевой готовности военнослужащих при несении боевого дежурства запрещается: передавать кому-либо исполнение своих обязанностей; отвлекаться на мероприятия, не связанные с исполнением обязанностей боевого дежурства; самовольно оставлять боевой пост; проводить на вооружении и военной технике работы, снижающие их боевую готовность.

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами. Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава высокой бдительности, точного соблюдения и исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы. Для несения караульной службы назначаются караулы – вооруженные подразделения, назначенные для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов. В состав караула обычно входят: начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие. Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые. Караульные назначаются из числа солдат (матросов), приведенных к Военной присяге, усвоивших соответствующие программы учебно-боевой подготовки и готовых по своим морально-психологическим качествам нести караульную службу.

Внутренняя служба – это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях. Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и предназначена для поддержания в воинских частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность.

РЕАЛЬНЫЕ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Реальные боевые действия – это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооруженные Силы и осуществляется их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность. Эти действия осуществляются непосредственно в условиях боя и имеют целью нанесение поражения противнику.

До появления огнестрельного оружия бой представлял собой рукопашную схватку воинов, вооруженных холодным оружием. С появлением ружей и пушек важнейшим элементом боя стал огонь из огнестрельного оружия. Увеличение скорострельности, дальности и меткости огнестрельного оружия, оснащение войск артиллерией, танками и авиацией привели к тому, что успех на поле боя стал достигаться согласованными усилиями разных родов войск. Основными чертами современного боя являются маневренность, динамичность, быстрые и резкие изменения обстановки, неравномерность его развития по фронту и в глубину, повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава. Он требует от каждого военнослужащего стойкости, инициативы, дисциплинированности. Наиболее сильное воздействие на человека в бою оказывает опасность, которая воспринимается как угроза жизни. Поэтому важное значение в бою имеет способность человека управлять своими чувствами, эмоциями и состояниями, контролировать свое поведение и деятельность. Вооруженное противоборство требует от человека высоких духовных и моральных качеств. История войн знает немало примеров, когда исход боя решало не превосходство в живой силе и технике, а морально-психологическая готовность воинов до конца выполнять свой долг. Поэтому каждый военнослужащий в процессе воинской деятельности должен постоянно стремиться вырабатывать в себе такие качества, как беззаветная преданность своему народу, Родине, уверенность в разгроме врага, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию. Эти качества приобретаются в процессе военной службы при исполнении всех видов воинской деятельности.

просмотров