Природно-ресурсный потенциал и проблемы охраны окружающей среды крыма. Флора и фауна крыма Природоохранные мероприятия в крыму для защиты флоры

Природно-ресурсный потенциал и проблемы охраны окружающей среды крыма. Флора и фауна крыма Природоохранные мероприятия в крыму для защиты флоры

Крым по праву называют музеем природы. Здесь в горах и на равнинах Крыма наблюдается сложное сочетание более 200 видов и разновидностей горных пород и минералов возрастом до 300 млн лет. В недрах гор насчитывается более 800 карстовых пещер, шахт и колодцев, многие из которых украшены уникальными натечными образованиями, хранят остатки древней фауны полуострова Крым. Самая крупная из пещер — Кизил-Коба — имеет 6 этажей, подземную реку, озера, а совокупная длина ее галерей простирается на 13,7 км. Склоны гор изрезанны грандиозными долинами, ущельями и каньонами. Самый глубокий из них — Большой каньон — врезан в толщу гор на 320 м. Красивы Крымские водопады Учан-Су, Головкинского, Джур-Джур, целебные воды и илы многих озер полуострова Крым (Сакское, Сасык, Чокракское и др.).

Общеизвестны богатства флоры Крыма: здесь насчитывается более 2600 видов дикопроизрастающих растений, многие из которых эндемичны (клен Стевена, боярышник Поярковой, крымский «эдельвейс») или являются реликтами прошлых эпох (можжевельник высокий, земляничник мелкоплодный, тис ягодный и др.).

Все это в условиях, когда в Крым ежегодно приезжают около 10 млн отдыхающих и туристов, требует исключительно большого внимания для сохранения природных уникумов полуострова.

Первые шаги по организации охраны редкостных объектов природы Крыма были предприняты сразу же после Октябрьской революции. В соответствии с ленинской идеей превращения Крыма во всесоюзную здравницу было положено начало и заповедной охране природы полуострова. В 1923 г. в его горной части был создан Крымский государственный заповедник им. В. В. Куйбышева. (В 1957 г. постановлением Совета Министров СССР реорганизован в Крымское государственное заповедно-охотничье хозяйство). Но особенно плодотворными по организации сети особо охраняемых природных территорий в Крыму стали 50 — 70-е годы. Ученые выявили, описали и картографировали десятки ландшафтных уникумов — постепенно было создана для охраны природных редкостей довольно развития сеть заповедников, заказников, памятников природы и садово-паркового искусства. Главная их цель — сохранить уникальные творения неживой природы и редкостные сообщества живых организмов для научных и учебно-познавательных целей, обеспечить охрану генетического фонда флоры и фауны ландшафтов в качестве средовоспроизводящих источников природы.

Сформированная нынешняя сеть заповедных ландшафтов Крыма включает 157 объектов общей площадью более 1 тыс кв км (3,7% территории Крыма, один из самых высоких в России показателей заповедной насыщенности). Эта мозаичная есть ландшафтных уникумов объединяет 3 заповедника (Ялтинский горно-лесной государственный заповедник, государственный заповедник «Мыс Мартьян», Карадагский государственный заповедник) и Крымское государственное заповедно-охотничье хозяйство (они занимают 58,6% общей заповедной территории полуострова) и 32 заказника (35% общей заповедной площади), в том числе 15 республиканского значения (мыс Айя, гора Аю-Даг, Большой каньон, каньон Черной речки, Качинский каньон, Хапхальское ущелье с водопадом Джур-Джур, гора Кубалач, участок Караби-яйлы, урочище Канака, побережье Нового Света, Арабатская стрелка, Каркинитский залив, Алтанинские плавни, «Горный карст Крыма», «Плачущая скала»). Кроме того, имеется 17 заказников местного значения (урочище Касьель, целинная степь села Григорьевка (Красногвардейский район), Караларский (Ленинский район) и др.). Более мелкие по площади уникумы образуют сеть из 87 заповедных памятников природы (3,3% площади общей охраняемой территории), среди них 13 — республиканского значения (гора Кошка, мыс Караул-Оба, Агармышский лес, гора Мангуп-Кале, Бельбекский каньон, гора Ак-Кая, урочище Демерджи, урочище и пещера Кизил-Коба, шахта Солдатская, сопка Джау-Тепе, урочище Карасу-Баши, гора Кара-Тау, Караби-яйлинская котловина). Кроме того, в охраняемую сеть включены 10 заповедных урочищ (1,9% площади заповедного фонда: балка Большой Кастель, побережье Атлеша, гора Опуск, мыс Казантип, роща Левадки, лес у Тополевки, яйла Чатыр-Дага, скалы Ласпи, долина Сатеры, мыс Алчак). Наконец, государством охраняются 24 крымских парка — памятника садово-паркового искусства. Среди них — Государственный Никитский ботанический сад и 10 парков — памятников республиканского значения (Форосский, Алупкинский, Мисхорский, Харакский, Ливадийский, Массандровский, Гурзуфский, Кипарисеый, парк санатория «Утес», Карасанский).

В заключении отметим, что, помимо территориальной заповедной охраны природных редкостей Крыма, в 1978-1984 годы значительная часть редких растений и животных полуострова включена в Красную книгу СССР (сосудистых растений — 57 видов, низших растений — 6, грибов — 7 и животных — 58 видов), в 1980 г. — в Красную книгу УССР (66 видов растений и 48 видов животных). В перечень особо охраняемых представителей флоры и фауны вошли виды, находящиеся под угрозой исчезновения, сокращающиеся по численности или по площади мест своего обитания. Всего таких видов (со вмещенных по двум Красным книгам — СССР и УССР) в Крыму насчитывалось 178: растений — 93 вида, животных — 85. Помимо этого, 29 видов редких растений полуострова были взяты под защиту решениями Крымского областного (1974 г.) и Ялтинского городского (1971 г.) Советов народных депутатов.

Губаренко С.А.
Конспект занятия «Охрана растительного и животного мира Крыма»

РОДНАЯ ПРИРОДА

Тема: « Охрана растительного и животного мира Крыма»

Цель: уточнить представления детей об охране растительного и животного мира. Углубить знания детей о том, что такое «заповедник» , «заказник» , «красная книга» , их значение для сохранения редких видов растений и животных.

Закрепить знания о растениях и животных Крыма(3-4 представителя, занесённых в красную книгу, а также названия крупнейших заповедников (заказников) полуострова.

Развивать память, мышление, связную речь, внимание.

Воспитывать любовь к природе и интерес к сохранностиредких видов флоры и фауны, бережное отношение к их представителям.

Материал: карта Крыма, иллюстрации животных и растений.

Словарь: вымирающие, флора, фауна, «Лебяжьи острова».

Ход занятия:

1. Вступительная беседа

Воспитатель :

Сегодня наше занятие я хочу начать с чтения стихотворения. Послушайте внимательно.

Этот край чудесный, там, где синь небес,

Голубое море и зеленый лес,

Ручеек звенящий и веселый гром,

Это запах хлеба, это отчий дом

Родина родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая страна.

Воспитатель :

О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем?

Россия – большая страна. А как называется наша маленькая родина, наш родной край?

Воспитатель :

А как называется наш родной город?

Воспитатель :

Городок наш небольшой

Дворики с цветами.

Пахнет морем край родной

Знойными ветрами.

Воспитатель :

Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный. Со словом « Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы. С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром. Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая, но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди.

Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму?

Воспитатель :

Да, мы крымчане и Крым – наш дом. Многие поэты и писатели восхищались красотой Крыма, писали о Крыме стихи и рассказы.

Крым – наша Родина, помните это!

Души не жалейте ради нее,

Пусть над зеленым островом этим

Мирное, доброе солнце встает!

Прекрасен мир в любое время года

Ласкает солнца взор иль непогода

О скалы волны бьют, свирепа моря даль

Подснежники цветут, на склонах гор миндаль

Великолепен лес, красивы горы

Цветы садов бескрайние просторы…

Воспитатель :

Давайте с вами рассмотрим карту Крыма. Почему Крым называется полуостровом?

Воспитатель :

Какими морями омывается Крым?

Воспитатель :

Покажите на карте.

Воспитатель :

Что вы можете сказать о Черном море?

Воспитатель :

Что можете сказать об Азовском море?

Воспитатель :

Как назывался Крымский полуостров раньше?

Ответы детей :

-(Таврида, Таврика)

Воспитатель :

Что еще есть на нашем прекрасном полуострове?

Ответы детей :

Леса, скалы, реки, озера, пещеры, горы, животные, растения и т. д.

Воспитатель :

Ребята, на нашем полуострове очень много разных растений и животных. Давайте вспомним, какие растения растут в наших краях? Какие животныеобитают на нашем полуострове? Птицы? Насекомые? Кто живет в Черном море?

Воспитатель :

Молодцы! Много представителей флоры и фауны вы знаете. А теперь давайте превратимся в белых лебедей и минутку полетаем как они!

2. Физминутка «Лебеди»

Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

3. Продолжение беседы

Воспитатель :

Среди тех животных и растений, которые вы называли, есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют - редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими?

Воспитатель :

Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Посмотрите на эти картинки.

Вот это – тюлень-монах, а это – обыкновенный длиннокрыл. Эти рисунки нарисованы художником. А вот сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, потому что люди уничтожили их всех, они исчезли навсегда и никогда больше не появятся.

Задумались люди : как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.

Вот так выглядит Красная Книга Крыма. А есть и Красная Книга России. И другие Красные Книги.

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе?

Воспитатель :

А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.

Взгляните на эти картинки. На них изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в Крыму осталось мало. Кого вы узнаете на этих картинках?

4. Дидактическая игра «Птицы-рыбы-звери»

Воспитатель :

Предлагаю вам поиграть в игру. Нужно все эти картинки разложить в разные коробки. В коробку с изображением жука складывайте картинки с изображением насекомых. В коробку с изображением дятла? Птиц. В коробку с зайцем? Зверей. В коробку с дельфином? Морских обитателей.

5. Продолжение беседы

Воспитатель :

Растения тоже нуждаются в нашей защите.

Многие из этих растений вам знакомы. Какие?

Воспитатель :

А ведь их тоже осталось мало.

В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.

К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Кто из вас бывал в поселке Коктебель?

Воспитатель :

Возле него есть заповедник. Он находится на потухшем вулкане Кара-Даг. Поглядите на карту Крыма. Вот здесь находится Карадагский заповедник.

Воспитатель :

А кто знает, какие ещё в Крыму есть заповедники?

Воспитатель :

На территории Крыма на сегодняшний день находятся пять заповедников.

Казантипский природный заповедник - государственный заповедник. Расположен на северо-западном побережье Керченского полуострова на мысе Казантип.

Крымский природный заповедник – государственный заповедник, наибольший заповедник Крыма. Площадь 44 175 га. В состав заповедника входит 5 лесничеств и Раздольнинский орнитологический филиал «Лебяжьи острова», а также в ведении заповедника находится Каркинитский орнитологический заказник водно-болотных угодий общегосударственного значения с площадью акватории 24 646 га.

Основная часть заповедника занимает центр Главной гряды Крымских гор.

Мыс Мартьян - природный заповедник на южном берегу Крыма, самый маленький заповедник - его площадь 240 га (120 га суши, 120 прилегающей акватории Чёрного моря).

Опукский природный заповедник - природный заповедник, расположенный на юге Керченского полуострова. Площадь 1 592,3 га.

Ялтинский горно-лесной природный заповедник - государственный заповедник, площадь 14 523 га. В состав заповедника входит 4 лесничества (Оползневое, Гурзуфское, Ливадийское, Алупкинское) и 4 наблюдательных пункта. На территории заповедника расположены такие достопримечательные объекты как вершина (зубцы) горы Ай-Петри (1234 м, пещера Трёхглазка, водопад Учан-Су и перевал Чертова лестница.

Заповедник простирается вдоль побережья Чёрного моря полосой с юго-запада на северо-восток от Фороса до Гурзуфа на 40 км, максимальная ширина заповедника с севера на юг - 23 км. В состав территории заповедника входит также небольшая часть побережья Черного моря.

Воспитатель :

Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?

Воспитатель :

Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.

1. На природе запоминать увиденное.

2. Ходить по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев.

4. Не топтать цветы, травы.

5. Не кричать, не включать громко музыку.

6. Не лезть в птичьи гнезда.

7. Не ловить насекомых.

8. Не разрушать грибницы.

9. Не ловить мальков и лягушек.

10. Не рвать паутинки.

11. Не оставлять не затушенных костров.

12. Не разорять муравейники.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным?

Воспитатель :

Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.

Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.

И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

Сейчас давайте разомнём наши пальчики, а затем возьмём в руки карандаши, и разукрасим редких животных и редкие растения Крыма!

6. Пальчиковая гимнастика

Паучок (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по

предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем

стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к

другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом

начале.)

Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

7. Самостоятельная деятельность детей

Дети разукрашивают картинки редких животных и растений Крыма.

Мы еще плохо знаем природу, уровень способности ее к самовосстановлению, а нередко, в силу ведомственных или других интересов, просто игнорируем законы природы, всецело полагаясь на всемогущество научно – технического прогресса. Стремясь улучшить условия своей жизни, удовлетворяя свои растущие потребности, человечество создало современную глобальную экологическую проблему.

За последнее время значительно увеличилась концентрация углекислого газа в атмосфере, возросла запыленность воздуха, снизилась освещенность Земли. Выбросы в атмосферу различных газов создают парниковый эффект, истощают озоновый слой. В природной среде циркулируют миллионы тонн отравляющих веществ. Сокращаются зеленые массивы, истончается гумусовый слой, увеличивается площадь пустынь. Возникла проблема питьевой воды.

Раньше, характеризуя экологическую ситуацию, причину ее ухудшения видели исключительно в потребительском отношении общества к природе.

Обнаружено, что при выбросах в атмосферу некоторые вещества, вступая в реакцию друг с другом, образуют более ядовитые соединения. Так, совмещение производств брома и оксиацетильных соединений при выбросах в атмосферу дает «коктейль», ядовитость которого во много раз превышает ядовитость исходных веществ.

Объемы сброса вредных веществ в Каркинитский залив Черного моря составляют 20 млн. куб. метров в год. Несмотря на усилия по сокращению вредных выбросов в атмосферу и в воду, положение существенно не улучшается.

Роль и охрана почв определяется тем, что она является хранителем энергетических ресурсов. Негативное воздействие на почву и ухудшение экологической обстановки, к сожалению, превосходит позитивное влияние человека. Ухудшение почвенного покрова, его негативные изменения приведут к непоправимым последствиям.

В последнее время мы все еще чаще узнаем об аварийных выбросах и регулярном разрушении и загрязнении природных объектов предприятиями добывающей, тяжелой, химической, энергетической промышленности, стройиндустрии, транспорта, что приводит к гибели растений и разных животных, вызывает болезни и даже гибель людей.

Охрана лесов является одной из главных задач поставленных перед человечеством, ведь лес – это живая саморегулирующаяся система. Лес предоставляет кров многим живущим в нем животным. Он создает условия для жизни многим видам растений, которые вне леса благополучно существовать не могут. Лес выполняет влагонакопляющую роль, оберегает почву от эрозии, смягчает климат, делает ландшафт комфортным. Ухудшение экологической обстановки в Крыму требует решительных и эффективных мер по улучшению окружающей среды и ее главного хранителя – лесных экосистем.

Речь идет о создании рекреационно – оздоровительных зон в той форме, где в результате благоустройства и, прежде всего, создания экологических троп нагрузки не будет превышать допустимых нормативов, а площадь рекреации охватит не более 10% лесной площади. Тогда можно поток экскурсантов регулировать и контролировать.

Город Саки является регионом, где издавна, а в последнее время очень интенсивно используются для нужд народного хозяйства подземные воды.

Очень остро стоит вопрос о водоснабжении Сак. Резервы питьевых вод здесь исчерпаны уже давно, идет рост и минерализация подземных вод. Тем не менее, Сакский горисполком продолжает согласовывать строительство и размещение новых лечебных учреждений с ориентировкой на водоснабжение за счет подземных вод. Отстает здесь строительство очистных сооружений (существующая мощность очистных Саки – 4000 м. куб в сутки при объеме стоков 14000 м. куб в сутки, сброс неочищенных стоков производится в озеро Чокрак, вызывая его загрязнение). Тем не менее, в Сакском районе за последние годы наблюдается самый большой по области отбор подземных вод на орошение.

Очень острой проблемой является загрязнение подземных вод Крыма в результате хозяйственной деятельности. В этой «работе» участвуют все – промышленные предприятия, сельское хозяйство, коммунальные службы, отдельные жители. Длительно действующим источником марганцово-щелочного загрязнения подземных вод являются шлаконакопители Сакского химзавода в районе села Гаршино. По данным отделений содержания марганца в подземных водах почти в 5 раз превышает ПДК. Отмечено по отдельным пробам появления марганца на Чеботарском водозаборе в количествах, превышающих ПДК. Несмотря на ряд решений о ликвидации шламохранилищ Сакского химзавода, вопрос остается открытым до сих пор. Специалисты-гидрогеологи полагают, что дальнейшее существование этого источника загрязнения приведет к выходу из строя Чеботарского водозабора, основного источника водоснабжения Евпатории. Это может произойти в ближайшие годы.

Постоянными источниками загрязнения подземных вод соединениями азота является Сакский Комбикормовый завод.

Принимается ряд мер по предотвращению засоления и загрязнения подземных вод. Повысилась требовательность к проектированию объектов, к проведению природоохранных мероприятий. Запрещено использование подземных вод питьевого качества для промышленных целей и орошения. Производятся работы по созданию установок искусственного пополнения запасов подземных вод путем нагнетания их через скважины или инфильтрационные бассейны.

Но принимаемые меры оказываются недостаточными. Необходимо проведение комплекса мероприятий – как активных, так и пассивных – для восстановления нарушенных гидрогеологических условий, а именно:

Применять водосберегающие технологии в промышленности и сельском хозяйстве.

Ускорить ликвидацию скважин, используемых для орошения в Сакском районе, для улучшения гидрохимической обстановки на централизованных водосборах и условий водоснабжения Сак.

Ускорить проведение искусственного восполнения запасов подземных вод.

Кроме загрязнения и изменения качественного состава стока, в процессе хозяйственной деятельности осуществляется его зарегулирование и перераспределение – уменьшение поступления пресной воды в море. Соленость природного слоя вод северо-западного шельфа Черного моря в летний период за последние 30 лет существенно увеличилась.

Исчезновение или резкое уменьшение численности многих рыб объясняется не только «переловом» или повышением солености воды, но и зараженностью вод.

Человек, издавна населяя полуостров, использовал его природные богатства. С развитием современной мощной техники с каждым годом все более разрушительной становится человеческая деятельность.

На первое место по глобальности отрицательных воздействий нужно поставить два тесно связанных между собой мероприятия: строительство первой очереди Северо-Крымского канала с широкой сетью оросительных систем; и сплошная распашка целинных степных участков, приведшая к их почти полному исчезновению.

Немало экологических проблем стоит перед фауной водоемов: морей, водохранилищ, озер, прудов, рек…Бесконтрольное и необоснованное применение огромного количества разнообразных пестицидов, гербицидов и удобрений, неумеренный полив приводит к тому, что значительная часть этого «добра» попадает в водоемы и успешно губит все живое. Существенную лепту в такое уничтожение вносят многие заводы и учреждения, сбрасывая неочищенные стоки в воду рек, морей…

Самый правильный выход из создавшегося положения – это полная утилизация сточных вод на суше, без сброса в море. Но потребуются, вероятно, многие годы, чтобы полностью реализовать эту идею.

Автотранспортная нагрузка на курортные районы, которым и является г. Саки, постоянно возрастает. В выхлопных газах автомобилей содержится много окиси углерода и углеводородов, а также двуокиси азота, соединения свинца и т. д.

До недавнего времени двуокись азота считали редким компонентом в атмосфере Земли. Установка на современных автомашинах двигателей большой мощности, приведшая к повышению температуры сгорания в них горючего, обусловила увеличение количество окислов азота, выбрасываемых в воздух с выхлопными газами.

Необходима научная разработка территориальной концепции охраны ландшафтов, в которой должны найти отражение проблемы сохранения устойчивости природных комплексов и, мониторинга за изменением их естественного состояния под влиянием хозяйственной деятельности человека, определения природного потенциала. Нужна разработка ландшафтного кадастра, составление карт экстремальных естественных и антропогенных природопользований, карт и норм поддержания ландшафтно– экологического равновесия.

На самом деле проблема охраны ландшафта выходит далеко за пределы Крыма. Конечно, необходим закон об охране исторически сложившихся ландшафтов и об ответственности за их нарушение. Нужны новые и более жесткие нормативы.

К делу охраны и сбережения зон отдыха следует привлечь широкую общественность. Сделать нужно очень многое. Так или иначе радикальное решение экологических проблем упирается в повышение культуры людей, в кропотливую, длительную просветительскую и воспитательную работу.

Согласно закону данные земельного кадастра предназначены для использования в процессе регулирования земельных отношений рационального использования и охраны земель определение размера платы за землю и ценности земель в составе природных ресурсов, контроль за использованием и охраной земель экономического и экологического обоснования бизнес-планов и проектов землеустройства. То есть земельный кадастр должен вестись таким способом, по которому в наибольшей степени будут удовлетворены потребности в своевременной точной и достоверной информации про текущее состояние и базовые тенденции в использовании земельного фонда. Высококачественная кадастровая информация в этом контексте становится основой для разработки способов, необходимых для оптимизации использования земель эффективного управления земельными ресурсами и их оценки.

Несмотря на безусловную ценность информации, которая хранится в автоматизированной кадастровой системе она не достаточна для осуществления экологической оценки территориальных образований и отдельных земельных участков.

Базовая основа при разработке проектов использования улучшения и охраны земель являются почвы, на основе агропроизводственной группировке почв могут быть оценены ландшафтные условия территории, поскольку состав и свойства почв в большинстве случаев являются производными для местного рельефа и природной растительности. Но, даже не обращая внимание на это, достаточно перспективный для оценки и организации использования земель ее оценки кадастровый учет земельных участков.

Отдельным информационным слоем необходимо учитывать границы защитных, охранных и других предусмотренных законодательством зон с особыми условиями использования, а также прибрежных защитных полос. Эта информация является важной для оценки земель в двух аспектах. С одной стороны, должно быть зафиксировано снижение денежной оценки земельных участков, которые входят в эти зоны (полосы), в связи с наложением ограничений их использования, а с другой стороны – эти ведомости в большинстве случаев является обязательными для учета в разработке градостроительной и землеустроительной проектной документации.

При ведение земельного кадастра необходимо учитывать территории национальной экологической границы – единой территориальной системы, которая создается с целью улучшения условий для формирования и обновления окружающей среды, повышение природно-ресурсного потенциала территории, сохранение ландшафтного и биологического разнообразия мест обитания и роста ценных видов животного и растительного мира, генетического фонда, путей миграции животных из-за объединения территории и объектов природно - заповедного фонда, а также других территорий, которые имеют особую ценность для охраны окружающей природной среды и согласно законам подлежат особой охране.

Согласно с проектами формирования экограницы имеют, кроме другого, осуществлять мероприятия по созданию объектов природно-заповедного фонда, сохранение природных ландшафтов на участках которые имеют историко - культурную ценность, реализовывать программы экологического оздоровления озер, а также мероприятия по созданию и устройству водоохранных зон на прибрежных защитных полосах водных объектов, формирования природоохранных территорий международного значения, сохранения природных ландшафтов на землях промышленности, транспорта, связи, обороны.

Конечно, реализовывать указанные мероприятия, которые являются очень важными доля сохранения окружающей природной среды, невозможно без участия органов земельных ресурсов. Реальное формирование территории экологической границы и внедрения определенных режимов для их использования потребует четкой пространственной фиксации границ этих территорий, в первую очередь, в земельно – кадастровой документации.

Культура Добрососедства

Тема . Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов. Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т.д.). Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии. Водоемы (моря, озера, реки, источники) и горы: возможности для активного отдыха Цель: показать историческую роль полуострова Крым в истории и современности России, обоснованность воссоединения с точки зрения моральных и этических норм.
Задачи: образовательная:
– освоение нового, ранее не изучаемого материала о новых субъектах Российской Федерации,
- познакомить учащихся с историей и культурным наследием Крыма, сформировать представление о природе Крыма;
- познакомить учащихся с творчеством русских художников (И.К. Айвазовского, И.И. Левитана, А.П. Боголюбова, К.А. Коровина, Р.Г. Судковского), писателей и поэтов (А.С. Пушкина, А.К. Толстого, М. Горького, М.М. Коцюбинского и др.);
- способствовать формированию понятия о пейзаже и умения его анализировать;
воспитательная:
– воспитание у учащихся гордости и уважения к истории своей страны, ее достижениям и достоянию, воспитание толерантности и дружеских отношений между братскими народами, патриотизма, любви к природе;
развивающие:
– заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.
Формирование познавательных УУД:
расширить представление о Крыме как о ландшафтном и историко–культурном заповеднике, воспетом в произведениях литературы и искусства; формировать ключевые компетенции в области литературы, географии, информационных технологий; развивать познавательный интерес в разных областях знаний.
Формирование личностных УУД:
коммуникативных навыков; творческих способностей учащихся.
Формирование регулятивных УУД:
воспитание патриотических чувств, толерантности и уважения к этническому многообразию населения Крыма

Ход урока
1. Организационный этап
Организация пространства класса для работы детей. Приветствие учащихся, проверка их готовность к уроку. Подготовка рабочего места.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний Учитель:
Ребята, сегодня мы снова обращаемся к тем произведениям, которые хранят и экспонируют в музеях.
Для того, чтобы узнать к какому жанру изобразительного искусства мы обратимся, разгадаем ребус
Вопрос детям: - А вы знаете что такое пейзаж?
Учитель: Слово происходит от французского и переводится на русский язык как "изображение страны", т.е. изображение какой-нибудь местности.
Мы с вами живём в средней полосе России, но сегодня обратимся не к родной природе, а к природе удивительного края - к природе полуострова Крым.
Вопросы детям:
- Слышали о таком полуострове? Бывал кто-нибудь в Крыму?
- Знаете, почему именно о Крыме пойдет речь?
Учитель: Сегодня у вас есть возможность полюбоваться одним из красивейших мест планеты. Великий чилийский поэт Пабло Неруда назвал Крым орденом на груди планеты Земля. Не только его, но и многих других творческих людей очаровала красота этого края, который боги создали для себя, но затем подарили людям.
Крым – это чудесный уголок щедрой природы, музей под открытым небом. Сколько волшебства в крымских названиях!
Просмотр и комментирование учителем слайдовой презентации "Природа Крыма". 1. Эпиграф:
…люблю всё больней и больнее
Каждый метр этой странной земли,
Раскалённое солнце над нею,
Раскалённые горы вдали,
Истомлённые зноем деревни,
Истомлённые зноем стада...
Суховея горячие вздохи,
Исступлённые песни цикад.
И в тяжёлом бреду суховея,
В беспощадной колючей пыли
Продолжаю любить, не трезвея,
Каждый метр этой трудной земли –
Пусть угрюмой, пускай невоспетой,
Пусть такой необычной в Крыму.
Ю.В. Друнина
Далее учитель демонстрирует слайды с фотографиями природы Крыма, сопровождая их высказываниями поэтов, писателей.
2. К.Г. Паустовский (1892-1968) писал:
«Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья.... Таков Крым... "
3. Польский поэт А.Мицкевич, потрясенный очарованием Южного берега Крыма, пишет: "Передо мной страна волшебной красоты. Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица..."
4. "Я ходил здесь, как во сне", - передает свое впечатление украинский поэт М.М.Коцюбинский.
5. "Шел в немом восхищении..." - признавался М.Горький в рассказе "Мой спутник".
Множество восхищённых строк о Крыме принадлежат поэту А. С. Пушкину.
В Крыму уникальное сочетание степных равнин и горных вершин, остывшие
и грязевые сопки, уютные бухты и обрывистые скалы, песчаные или галечные живописные побережья. Южный берег не зря называют крымским раем. Здесь отвесные кручи гор, раздолье моря, глубокие ущелья, тенистые леса, стремительные горные ручьи и водопады. На Южном побережье можно найти уголки, напоминающие природу многих стран мира - Италии и Испании, Австралии и Греции.
Полуостров омывается Чёрным и Азовским морями. В Крыму более 150 рек и ручьев.
6. Стихотворение Бенедиктова «Потоки»:
Не широки, не глубоки
Крыма водные потоки,
Но зато их целый рой…
7. Один из редчайших и удивительных по красоте уголков нашей Родины - горный массив Кара-Даг. Породил его расцвет вулканической деятельности в Крыму много миллионов лет назад. Название "Кара-Даг" дошло до нас из средневековья и в тюркских языках означает "чёрная гора".
Крымские города - Ялта, Феодосия, Коктебель, Евпатория, Судак, Севастополь и Симферополь воспевали многие поэты. Здесь лучшие люди России черпали вдохновение, предавались романтическим порывам, некоторые даже обретали личное счастье. Эти города не потеряли своего очарования и в наше время - по прежнему вдохновляет писателей, поэтов, художников.
Но почему о маленьком Крыме собрано много - преданий, легенд, сказок. Зачем? Потому что это - часть культуры и истории нашего удивительного уголка земли и не может не представлять интереса.
8. Вы сейчас услышите одну из многочисленных легенд, об одном из самых примечательных памятников природы Южного берега Крыма – горе Аю-даг. Сходство её с медведем, который, словно охваченный жаждой, припал к морю, чтобы напиться издавна вызывало удивление и породило много легенд об этом памятнике природы.
Легенда о Медведь-горе.
В отдалённые времена на самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак - старый и грозный медведь. Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на берегу обломки корабля.
Среди них лежал свёрток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Девочка стала жить среди медведей. Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку.
Однажды недалеко от медвежьего логова прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Буря долго носила его челн по волнам, пока не выбросила на крымский берег. Девушка перенесла юношу в укромное место. Много раз приносила она юноше еду и питьё. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. И в эти дни полюбили они друг друга.
Юноша уже окреп, он смастерил мачту, сделал парус - влюблённые решили покинуть медвежий берег.
Тут вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушку. Вожак посмотрел на море и яростно взревел. Он опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду. Его примеру последовали остальные. Течение увлекало челн обратно к берегу.
И девушка запела. Как только донесся до зверей её голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал своё дело. Еще глубже погрузил он передние лапы и морду в холодные волны. Бурлило море у его пасти, вливаясь в неё широкими потоками.
Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту её первой, чистой любви. Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался.
И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь –горою.
9. Ласточкино гнездо - памятник архитектуры расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале. И у него есть своя история, но, к сожалению, на одном уроке нам не хватит времени узнать всё о природе Крыма. Я надеюсь, что дома вместе с родителями вы сможете найти ещё много интересных сведений об этом волшебном крае.
3. Целеполагание.
Учитель организует диалог с учащимися, в ходе которого помогает сформулировать некоторые задачи занятия.
Вопросы детям:
- Какой образ складывается у вас после просмотра презентации?
- Как вы думаете каковы цели и задачи урока?
3. Этап усвоения новых знаний 1. Учитель: Познакомимся с историей и культурным наследием Крыма.
Сложны и прихотливы пути его истории. Когда пытаешься проследить их из сегодняшнего дня – начинает казаться, будто кто-то всемогущий забавлялся этим маленьким полуостровом, как драгоценной игрушкой: «А вот сделаю я с ним ещё то-то… И что выйдет?»….
В течение многих веков Крым завоёвывали и населяли разные народы, он носил разные названия - Таврида, Хазария, Крымское ханство, Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика.... В 10 веке в Крыму киевский князь Владимир принял христианство, с крымской земли пошло его распространение на Руси. Затем Крым был захвачен Османской империей. В 18 веке императрица Екатерина II подписала указ о присоединении Крыма к России. В середине 20 века руководитель Советского Союза Н. Хрущёв передал Крымскую область Украине. И теперь с 21 марта 2014 года снова Крымский полуостров оказался со своей Родиной - Россией!
Меняется время, сменяются народы, но любовь к Крыму остается неизменной…Любовь к этому удивительному уголку Земли.
2. Знакомство с творчеством русских художников и поэтов посвятивших свои произведения Крыму.
Крым - удивительное место, которое вызывало восхищение у всех, кто здесь побывал. Не оставил он равнодушным не только писателей, поэтов, но и художников, побывавших здесь.
Художник и педагог А. М. Дубинчик говорил, что "Пейзаж - это исповедь художника".
Вопросы детям:
- Что значит исповедь, исповедоваться? (признаваться, говорить правду, рассказывать тайны)
- А в чём перед нами, зрителями, могут исповедоваться, признаваться художники, изображая природу? (в любви к ней)
Просмотр слайдовой презентации "Крым в произведениях художников":
1. И.К. Айвазовский "Лунная ночь в Крыму",
2. Л.И. Левитан "Крымский берег",
3. А.П. Боголюбов "Гурзуф и Аю-Даг",
4. А. Куинджи "Крым. Яйла",
5. Куприн "Бахчисарай. Тополя",
6. Кончаловский "Бахчисарай. Тополя",
7.К.А. Коровин.
У художников, как и у поэтов, особенный интерес к крымским пейзажам.
3. Все пейзажи разные, но существуют некоторые правила построения рисунка, которыми пользуются художники.

4. Практическая деятельность.
Учитель предлагает выполнить пейзаж природы Крыма, руководствуясь полученными знаниями.
5. Подведение итогов урока.
Учитель предлагает обучающимся продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность.

6. Рефлексия.
Вот и закончилось наше знакомство с природой Крыма. Что же вы узнали сегодня нового?
Высказывания (по цепочке) учащихся:
Крым - это.... (заповедник Природы; земля, где круглый год, что-то цветёт; край, готовый всегда принять гостей; морская сказка; земля старинных легенд и т.д.)
Учитель: Крым - прекрасный край! Я надеюсь, что каждый из вас сможет когда-нибудь побывать там и увидеть всё великолепие крымской природы уже не на фотографиях и картинах художников.

просмотров