Материал разнообразие природы родного края. Проект «разнообразие природы родного края. Несчетное количество насекомых являются полноценными жителями области

Материал разнообразие природы родного края. Проект «разнообразие природы родного края. Несчетное количество насекомых являются полноценными жителями области

МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов средняя школа №50 г.Екатеринбурга

ПРОЕКТ «Разнообразие природы родного края»

УРАЛ

Выполнил ученик 3Б класса ХОДЫРЕВ БОГДАН

Цели проекта: -сформировать у учащихся представления о разнообразии природы родного края, -познакомить с особенностями групп животных и растений, -воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, -развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, -способствовать воспитанию бережного отношения к окружающему миру, развитию нравственных и эстетических качеств

Задачи: -изучить растительный и животный мир родного края, -систематизировать знания о лекарственных растениях, -воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, чувство любви к природе, -повысить уровень сознания у учащихся к чистоте в природе, -воспитывать чувство гордости за нашу любимую Родину, -развивать внимание, сообразительность

Природа -это все, что нас окружает и не сделано руками человека.

Природа нашего края разнообразна, богата, красива!

Урал – это уникальный географический регион, по которому проходит граница двух континентов: Европы и Азии. С запада от Урала лежит Западно -Европейская равнина, с востока – Восточно -Сибирская низменность. В центре региона – Уральская горная система. Протяженность Уральских гор около 2500 км – от Северного Ледовитого океана до пустынь Казахстана.

На Урале огромные площади отведены под заповедники и заказники, площадь некоторых из них больше, чем площадь небольших европейских государств, поэтому здесь любителей природы встречает не имеющие аналогов в Европе видовое разнообразие как флоры, так и фауны.

Дятел

Дятлы – птицы черные с красными пятнами на голове и брюшке. Имеют гибкий язык почти такой же длины, как и клюв. В начале марта дятел начинает стучать по дереву и привлекает самку. Гнезда не строят, а выдалбливают дупла. В них и откладывают от 2 до 8 яиц, которые будут лежать на трухе на дне дупла. Родители сидят на яйцах по очереди. Кормят птенцов очень часто. Они быстро перелетают с дерева на дерево и достают корм из-под коры, клювом добираются до ходов, в которых находятся личинки и насекомые. Длинным языком, покрытым щеточками и смоченным в липкой слюне, дятел легко достает добычу из этих ходов. Зимой питается семенами хвойных деревьев. Для извлечения семян дятел выдалбливает в стволе дерева небольшое углубление, в него помещает сорванную шишку, затем шелушит ее, доставая семена, пустую- выбрасывает. Считают, что за день он вышелушивает по 100 шишек, а за зиму возле этого места будут лежать несколько тысяч шишек. Весной долбят березы и пьют сок. В конце лета питаются поспевшими ягодами.

Капустница

Эту красивую светлую бабочку можно увидеть на опушках, лугах, в садах. Эти легкие создания природы поднимаются в небо на высоту 20 – 70 метров, и могут развивать приличную скорость, равную 20 – 30 км/ч. Длина тела 30мм, покрыто тонкими волосками, состоит из головы, груди и брюшка. У неё 6 ножек, на каждой ноге по два острых коготка. Челюсти представляют собой хоботок, скрученный спиралью. Когда она пьёт цветочный нектар, хоботок выпрямляется, глаза большие. Длинная пара усиков очень чувствительна. Зрение и обоняние развито хорошо. У капустницы две пары крылышек, покрытые чешуйками. Питается нектаром цветов, никакого вреда нашей природе. А вот её потомство – бедствие для огородников. За сезон самка откладывает яйца 2-3 раза. Она отложит около 100 яиц, и улетит, больше не думая и не заботясь о потомстве. Через неделю из яиц выбираются гусеницы. Они поедают сочную мякоть листьев. В состоянии гусеницы пробудет 2 – 4 недели. Птицы неохотно клюют гусениц капустницы, потому что эти для защиты выделяют ядовитый секрет.

Кузнечик

Кузнечики относятся к самым древним отрядам насекомых, они развивались примерно 300 миллионов лет назад. Отличительная черта кузнечиков – очень длинные усики, превышающие длину тела. Передняя пара крыльев превращена в кожистые надкрылья. Левое надкрылье – поверх правого. У самок имеется яйцеклад, вытянутый и сплюснутый с боков. А самцы кузнечиков способны стрекотать, потирая приподнятые надкрылья, друг о друга. В основаниях надкрыльем имеются элементы звукового аппарата. Приподняв надкрылья, кузнечик быстро вибрирует ими, усиливая звуковую силу стрекотания. Когда кузнечик, выше приподнимает крылья, стрекотание его звучит тоном ниже, но громче. Звуки, производимые самцами, указывают, что данная территория занята или служат для привлечения самок. Кузнечики – хищники, они питаются другими мелкими насекомыми, например колорадского жука, гусениц бабочек, что и делает их полезными для человека. Однако они могут приносить и некоторый вред, так как потребляют и растительную пищу, объедают почки и молодые листья культурных растений. Зимуют они в почве в фазе яиц, откладываемых небольшими группами или поодиночке. Весной из яиц появляются личинки. Они развиваются 50-70 дней, проходя 5-7 возрастов. Кузнечики заселяют неудобные участки, поросшие бурьянной растительностью и кустарниками, обычно это склоны предгорий, оврагов.

Майский жук

Майский жук - одно из самых известных насекомых. И далеко не с лучшей стороны. Личинки жука - страшные вредители. Они живут в земле, поедая корни и стебли растения. Личинки жука необычайно прожорливы, и их десяток может уничтожить всю растительность на одном квадратном метре. Взрослые жуки тоже любят поесть. Они обгрызают молодые листочки на деревьях. Почти все пять лет майский жук живёт под землёй. Первое лето питается перегноем и корешками трав. На зиму личинки забираются в глубину метра на полтора, а весной снова перебираются поближе к корням. На втором году личинки питаются уже корнями юных деревьев. На третий год личинки достигают размеров 5-6 сантиметров – и способны перегрызть корень даже взрослого дерева. На четвёртом году жизни личинка превращается в куколку, через месяц-два – в жука. И эти молодые жуки продолжают жить под землёй – до следующей весны. И ближе к маю, когда становится тепло и на деревьях появляется листва, майские жуки начинают свои полёты.

Оса

У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса - хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей. В каждое гнездо самка помещает добытое на охоте живое (пчелу, муху, гусеницу, паука) и откладывает в его тело яйцо. Таким образом, личинка обеспечена живым кормом на весь период развития. Вход в гнездо плотно запечатывается, оса к нему не возвращается, а сразу же приступает к строительству нового гнезда и заготовке нового насекомого для следующей личинки. Молодая оса сама выбирается наружу. Взрослые насекомые питаются нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Нередко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также арбузов и ягод. В период жаркого лета осы представляют серьезную угрозу не только для пчеловодов, так как способны уничтожить пчелиную семью полностью, но и для человека: они агрессивны и могут нападать без повода. Жало ос не имеет зазубрин, они могут жалить много раз. Очень опасны укусы в область лица, ротовую полость. Рекомендуется применить примочку разбавленным водой нашатырным спиртом, смазать пораженное место соком подорожника, петрушки, приложить лёд, применить любой антигистаминный препарат и немедленно госпитализировать пострадавшего в лечебное учреждение

Пиявки

Пиявки - подкласс кольчатых червей. Большинство представителей обитают в пресных водоёмах. . Длина тела у разных представителей варьирует от нескольких миллиметров до десятков сантиметров. Самый крупный представитель до 45 см. Все пиявки - хищники, питающиеся кровью большей частью теплокровных животных или моллюсков, червей и т. п.; , встречаются также виды, питающиеся не кровью, а заглатывающие добычу целиком (например, личинку комара, дождевого червя). В кишечнике пиявки кровь переваривается медленно, и поэтому, насытившись, пиявка может долго оставаться без пищи - около полутора лет. Живут они преимущественно в пресных водах или во влажной траве. Интересен способ передвижения пиявок. На обоих концах червя есть присоски, которыми она может прикрепляться к подводным предметам. Пиявка присасывается к ним передним концом, сгибается в дугу, перемещается.

Шмель

Шмели - это крупные густоопушённые пчёлы. Эти полезные насекомые неустанно носятся от цветка к цветку и поэтому являются ценнейшими опылителями. Хоботок у шмелей очень длинный, и с его помощью они легко добираются до нектара цветков с узкими и глубокими венчиками. Гнёзда шмели устраивают в земле или в другом удобном месте. Покинутая мышиная норка, моховая кочка, дупло, гнездо белки, скворечник - все годится для этой цели. У рабочих шмелей на задних лапках есть аппарат для собирания пыльцы; он состоит из «корзиночки» и «щеточки». Пачкаясь в цветочной пыльце, шмели переносят ее с цветка на цветок и опыляют растения. Шмели жалят не так больно, как осы и пчелы. Кроме того, они менее поворотливы и гораздо миролюбивее. Поэтому на их гнезда часто нападают мыши, барсуки, лисицы и поедают шмелиный мед, личинок и куколок. Для шмелей критическими факторами оказались распашка земель и обработка угодий пестицидами. Исчезают цветущие луга, применяются удобрения - и все реже гудят весной неутомимые труженики-шмели. Численность этого вида насекомых находится на критически низком уровне в связи с интенсивным выпасом скота и сенокошением - и то и другое приводит к гибели гнезд.

Муравьи

Муравьи, как представители группы насекомых, знакомы каждому человеку. Они распространены повсеместно, кроме Антарктиды и Крайнего Севера. Известно около 10 тыс. видов этих насекомых. Размеры тела их бывают от 8 до 30 мм. Окраска от светло-жёлтой до чёрной. У большинства видов развиты ядовитые железы, выделяющие муравьиную кислоту. Их сообщества устроены сложнее, чем у пчёл, семьи насчитывают до 1 млн. особей в муравейнике. У них есть и свои пастбища. Они выводят тлей и доят их. Питаются эти насекомые беспозвоночными животными, нектаром цветов, грибами, семенами растений и выделением тлей.

Крот

Кроты-маленькие подземные зверьки с длиной тела от 4 до 20 см. Имеют окрас шерсти от черного до темно-серого. Шерсть у кротов растет прямо, что позволяет им свободно перемещаться под землей в любом направлении. Весят от 8 до 160 грамм. Зрение слабое, у некоторых видов глаза и вовсе затянуты кожей, но очень хорошо развито осязание и обоняние. Крот роет землю передними лапами и в отличие от мышей и прочих грызунов не грызет землю передними резцами, поэтому обитает в местах мягкого грунта. Питаются кроты дождевыми червями, майскими жуками, куколками различных бабочек. В поисках пищи проделывают в земле длинные переходы(на глубине от 0,5 до 2 метров) и могут прокопать за сутки до 60 метров подземных галерей. В поисках пищи кроты повреждают корни деревьев и различных хозяйственных культур, в связи с этим люди пытаются бороться с ними химическими средствами, убивая тем самым этих симпатичных и полезных животных(польза от кротов состоит в том, что они рыхлят почву, способствуя её увлажнению и аэрации, а также уничтожают большое количество вредителей).

Ежик

Приблизительно пятнадцать миллионов лет назад появились ежи на нашей планете. Большинство из них имеют хвосты. Он короткий - только три сантиметра, незаметен, поскольку прячется под иголками. У ёжика приблизительно десять тысяч иголок. Раз в три года происходит их постепенное обновление. Иглы растут достаточно долго, приблизительно год. По своей природе ежики подслеповаты, хотя и способны различать цвета. Однако у них тонкое обоняние и невероятно острый слух. Во рту насчитывается тридцать шесть зубов, как и у людей, к старости они могут выпасть.

ЩУКА

Щука распространена в пресных водах, живет в водных зарослях, непроточных или слабопроточных водах. Длина рыбы до 1,5 метра, масса до 35 кг. Голова большая, пасть широкая. Окраска изменчивая, зависит от окружения: в зависимости от характера и степени развития растительности может быть серо-зеленая, серо-желтая, спина темнее, бока с крупными бурыми пятнами. Кормится преимущественно рыбой. Самки щуки начинают размножаться на четвертом, реже третьем году жизни. Нерест происходит при температуре +3-6 градусов сразу после таяния льда. Рыбы находятся на мелководье и шумно плещутся. В зависимости от температуры воды развитие икры происходит 8-14 дней, личинки, которые из нее выводятся, имеют 6-7 мм в длину. В водоеме щука держится в зарослях водной растительности, обычно она там держится неподвижно и, затаившись, внезапно бросается на добычу. Пойманная, она проглатывается почти всегда с головы - если щука схватила ее поперек тела, то, перед проглатыванием быстро разворачивает головой в глотку. Щука довольно широко разводят в прудовых хозяйствах. Эта рыба также является важным объектом спортивного и любительского рыболовства.

ЗАЯЦ-РУСАК

Заяц-русак довольно крупный, тело до 70 см длиной, весит от 4 до 7 кг. Его летняя окраска - серая, чуть коричневатая, шерсть блестящая, шелковистая. Зимний мех немного светлее летнего. Линяет заяц весной и осенью. Русак любит открытые пространства: поля, луга, опушки, вырубки, поляны. В хвойных лесах живет редко. Встречается у рек, в оврагах рядом с полями зерновых и недалеко от деревень (особенно зимой). Зайцы активны обычно в сумерки и ночью. Днем лежит в неглубоких ямках под кустом, за поваленным деревом или в стогу сена. Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков. Бегает заяц быстро, его скорость до 50 км/ч по прямой дороге. Путает следы. Неплохо умеет плавать. Как и все зайцы, русаки - тихие звери: они издают пронзительный крик только когда их поймают или ранят. Самка зовёт зайчат, издавая тихие звуки. А еще заяц стучит лапами, как в барабан. Питаются побегами, корой деревьев и кустарников, семенами, травой, а на полях - подсолнечником, гречихой, овощами, арбузами. Живут русаки 5-7 лет, некоторые до 10. На зайцев охотятся лисы, волки, рыси, орлы и, конечно, люди. Охотники истребляют зайцев в больших количествах, поэтому сейчас зайцев-русаков не так много, как раньше. Зайцы гибнут и из-за того, что поедают обработанные ядами от вредителей посевы на полях. Ученые призывают бережнее относиться к этим животным.

Лось

Лось- парнокопытное млекопитающее, самый крупный вид семейства оленевых. Длина тела лося может достигать до трех метров, а высота в холке до 2, 5 метров, длина хвоста животного может варьироваться от 12-15 см. Это очень спокойный и миролюбивый зверь, даже не смотря на его грозный и устрашающий вид. Излюбленные корма лося – побеги пихты, сосны, ивы, рябины, малины, черемухи, шиповника, брусники, черники. Подсчитано, что за год лось примерно проедает пять тонн растительности. Рога лоси сбрасывают в декабре, а новые успевают отрасти к августу. Наиболее опасны для лосей такие враги: волки в стаях, медведи. Лоси могут достигать скорости до 56 километров в час. Они отлично плавают, причем могут плыть со скоростью до 10 километров в час. Лоси даже могут нырять и задерживать дыхание до 30 секунд. У лосей чрезвычайно чувствительные носы. Волки знают об этом свойстве, поэтому при нападении иногда могут схватить зверя за нос. От сильной боли лося парализует, и он не может сопротивляться хищнику. Лося можно одомашнить.

Сирень

Кустарник высотой до 6м. Цветет в конце мая. Листья ярко- зеленые, корни мощные. Цветки появляются вместе с листьями, с сильным ароматом. Осенью листья сирени не желтеют, опадают зелеными. Хорошо растет на открытых солнечных местах с низкими грунтовыми водами. Терпит бедные почвы, но обильно цветет и формирует красивый куст на плодородных и средних по богатству почвах. В засушливое лето молодые растения необходимо поливать. На бедных почвах обязательно подкармливать. Регулярная обрезка рано весной поддерживает форму куста, а срезка части цветущих побегов способствует обильному цветению на следующий год. В медицине используются листья и цветки.

Береза

Слово береза означает «светлый, ясный». Род листопадных деревьев и кустарников. Берёза самая распространенная из наших лиственных пород и является важнейшей древесной породой, произрастающей в лесах. Кора обычно гладкая, покрыта слоем пробковой ткани, бересты, отслаивающейся тонкими пластинками, чаще белая, желтоватая или розовая, у некоторых серая, коричневая и даже черная. Листья цельные, зубчатые, с перистым жилкованием. Цветы собраны в сережки. Размножаются семенами. Возраст большинства представителей рода не превышает 100-120 лет, отдельные деревья достигают 300 лет. Большинство видов морозостойки, нетребовательны к почвам и светолюбивы. Широко используется в столярном деле, изготовлении фанеры, в бумажной промышленности, идет на внутреннюю отделку помещений и всевозможные изделия. Из бересты гонят деготь, изготовляют корзины, художественные резные изделия.

Рябина

Рябина обыкновенная - дерево высотой до 20 м. Растет в хвойно-мелколиственных лесах, по опушкам и прогалинам, а также в зарослях кустарников по берегам рек и озер. Часто разводится как декоративное растение в парках и садах. Весной она покрыта белыми, кремовыми или возовыми ароматными цветами, летом они привлекательны из-за своих блестящих кожистых ярко-зеленых листьев, которые в сентябре-октябре приобретают изумительный багряный оттенок, проходя стадии желтого и оранжевого. И, наконец, поздней осенью и зимой они украшены шикарными гроздьями блестящих ягод, цвет которых от розового, оранжевого, ярко-красного и коричневого. Плоды рябины необычайно богаты витамином С и издавна используются в домашней кулинарии для изготовления вина, пива, джемов, варений, желе, киселей, десертов и соусов. На вкус они кисло-горькие, поэтому употреблять их рекомендуется в готовом виде с добавлением сахара. Говорят, что ягоды рябины становятся слаще на вкус после первых заморозков, но, если вы планируете их использовать - оставляя их на ветках в ожидании этих самых заморозков, вы рискуете остаться и вовсе без ягод, ведь они являются любимым лакомством птиц.

Земляника

Лесная земляника растет она на лугах, среди кустарников и в осветленных лесах, на опушках и полянах. В нашей местности она особенно крупная и сочная. Корневище земляники короткое, побеги ползучие, укореняющиеся в узлах (усы). Зацветает в конце мая - начале июня, цветет все лето. Плоды созревают в конце июня - августе. Листья у земляники снизу покрыты шелковистыми волосками. Природа наделила их способностью регулировать запасы влаги в кустике. Лесная земляника - ценное растение. Эта лесная ягода - копилка витаминов. Плоды содержат полезные для организма человека вещества: витамин С, каротин, кислоты (яблочная, лимонная, салициловая), дубильные вещества, эфирные масла и микроэлементы: медь, марганец, хром. Особенно много железа, которое находится в семенах. Листья богаты витамином С, дубильными веществами. Ягоды земляники лесной едят в свежем виде, а также используют для приготовления соков, отваров, компотов, варенья, сиропов, настоев. Лекарственным сырьем являются ягоды и листья в свежем и высушенном виде. Землянику издавна применяют в народной медицине чуть ли не от всех болезней. Землянику называют «царицей» растительного мира, потому что она отличается богатейшим химическим составом. Считается, что в этой ягоде содержится много еще не изученных веществ, которые, возможно, и делают ее столь целительной.

Крапива

На планете великое множество лекарственных растений, но настоящим лидером, получившим всеобщее признание, можно назвать, пожалуй, одно – крапиву. Это поистине уникальная трава, в каких только сферах жизнедеятельности она не используется человеком. Так, в прошлом, из лубяных волокон, получаемых из крапивы, делали нитки, веревки, рыболовные сети, а также изготавливали весьма прочные ткани. В 19 веке европейцы процеживали через крапивное сито мед и просеивали муку. Крапива повышает удои у крупнорогатого скота, а также яйценоскость у гусей и кур. В настоящее время крапива успешно применяется в медицине и кулинарии – она входит в состав многих аптечных сборов. Крапиву используют в косметических целях, хорошо останавливает кровотечения. Из крапивы готовят вкусный зеленый борщ. В голодные военные и послевоенные 50-е годы крапива, наравне с лебедой и щавелем, была чуть ли не основной пищей босоногих ребятишек. Они ели ее, начиная с ранней весны и до поздней осени, а их матери ухитрялись готовить из этого растения множество блюд – щи, салаты и жидкие лепешки. В нашу более сытную бытность крапива отошла на задний план и о ней практически совсем забыли. А зря, в ней так много витаминов (A, С, K, B1, B2, B3) и всевозможных микроэлементов (медь, железо, кальций), что одно лишь это растение способно значительно восполнить суточную потребность человеческого организма в них.

РОМАШКА

Ромашка - однолетнее травянистое растение. Стебель прямостоячий, ветвистый высотой от 20 до 60 см. Корень тонкий, стержневой, мало разветвленный. Листья очередные, сидячие длиной 2- 5 см. Цветочные корзинки с белыми лепестками, в середине с желтыми цветками. Цветет с мая по сентябрь. Растет по краям полей, обочинам дорог, на пустырях и лугах. Растение широко применяется в лечебных и косметических целях. . Ромашка обладает прекрасными противовоспалительными свойствами, препараты из ромашки показаны при бессоннице, нервном перенапряжении. Ромашка является противовирусным средством и применяется при простудных заболеваниях, при гриппе. Ромашка очень благотворно влияет на желудочно-кишечный тракт, снимает спазмы и воспаление. Помогает заживлять ранки и трещинки. Содержит: медь, селен, цинк, яблочную, салициловую, никотиновую кислоту. Широко применяется в косметологии. Снимает воспаление, покраснение, раздражение кожи

Сосна

В переводе с латинского языка слово “сосна” означает “скала”. Сосны – высокие деревья, до 35 м, живут до 150-200 лет. Ствол стройный, с красно-бурой растрескивающейся корой. Сосна – светолюбивое растение. К почвам сосна неприхотлива, и может расти как на сухих песках, так и в условиях повышенной влажности. В сосновых лесах никогда не бывает поваленных ветром деревьев, потому что их корни уходят очень глубоко в почву. Сосна – лекарственное растение. Всё дерево богато смолой. Смола затягивает раны на дереве. Зрелые шишки сосны тусклые. Семенами сосны питаются птицы. Лоси питаются молодыми побегами сосны.

Черемуха

Листопадное дерево иногда кустовидное высотой около 10-17 м, с простыми зубчатыми листьями. Цветёт в апреле-июне. Цветки белые, собраны в длинные рыхлые поникающие кисти. Плодоносит в июле. Плод - округлая костянка, сначала зеленая, при созревании чёрная, 8-10 мм, сладкая, сильно вяжущая.

Лопух

Лопух (репейник) - это многолетнее травянистое растение с прямым, твёрдым, упругим, войлочноопушенным стеблем. В первый год образовываются очень большие прикорневые листья на длинных прямых, сочных черешках. На второй год - высокий (до 3 м) прямой стебель с небольшими красно-фиолетовыми корзинками соцветий, расположенными на верхушках цветоножек. Цветёт лопух в июне-августе. Растёт повсюду: в лесах и кустарниках, вблизи жилья, по канавам, на влажных пустырях, вдоль дорог и т. п. С лечебной целью используют корни, листья и верхушки репейника. Препараты из лопуха обладают ранозаживляющими, мочегонными и потогонными свойствами. Применяют их при некоторых кожных заболеваниях, при воспалительных процессах слизистой оболочки полости рта, горла, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта.

Подорожник

Подорожник растёт по обочинам дорог - отсюда и его название. Подорожник являются кормовым растением для многих бабочек. Семена подорожника любят мелкие птицы. С лечебной целью используются трава и семена растения. В народной медицине листья подорожника большого применяют наружно при длительно не заживающих ранах или язвах. Листья растения применяются при порезах, нарывах, ушибах, зубной боли. Сок из листьев оказывает болеутоляющее противовоспалительное действие при укусах пчел, ос, шмелей и даже змей. Это растение используется при лечении злокачественных опухолей желудочно-кишечного тракта, а также как отхаркивающее и противовоспалительное средство при заболеваниях бронхолегочной системы. Семена, содержащие много слизи, используются как сильное обволакивающее и успокаивающее средство при воспалении слизистой оболочки глаз и кишечника.

Калина

Калина обыкновенная - это кустарник высотой 2-4 м. Свое название «калина» получила за окраску плодов, сходное с цветом раскаленного железа.(калить- нагревать до красна). Цветет калина с конца мая до июля, плоды созревают в августе-сентябре. Калина является быстрорастущим деревцем. Ее годовой прирост достигает 30-70 см. Доживает калина до пятидесятилетнего возраста. Калина растет в смешанных и лиственных лесах, на мокрых лугах, по берегам рек, болот, в зарослях кустарников, по опушкам лесов, берегам озер, на лесных вырубках с влажной почвой. Сухие почвы и прямое освещение не любит. Считается растением неприхотливым. В 1948 г. было установлено, что кора калины обыкновенной может служить лекарственным сырьем для получения кровоостанавливающего экстракта. Кора заготавливается ранней весной, когда её легче снимать. Полезными свойствами у калины обладают все ее части: ягоды, семена, кора, корни, цветы.

Пижма

Пижма является многолетним растением, высота которого достигает 150 сантиметров. Корневище пижмы деревянистое, длинное и ветвящееся. Растение имеет многочисленные стебли, которые ветвятся в верхней части, слегка опушенные или голые. Самые нижние листья растения черешковые, остальные - жесткие и сидячие. Листья пижмы очередные, с верхней стороны темно-зеленого цвета, с нижней - желёзистые с точками. Лекарственным сырьем у пижмы являются цветочные корзинки, сбор которых проводят в период полного цветения. Соцветия срезают с цветоносными стеблями длиной не более 2 сантиметров. Собранное сырье сушат в хорошо проветриваемом помещении или в тени под навесом. Высушенное сырье хранят в тканевых мешках или картонных коробках не более 2 лет.

Мать и мачеха

Мать-и-мачеха принадлежит многолетним травам семейства сложноцветные. В медицине листья мать-и-мачехи используют в потогонных и грудных сборах, а также эта трава может использоваться как отхаркивающие средство. Окрас цветков золотисто-жёлтый. Листья прикорневые и появляются после того, как растение отцвело, имеют округло-сердцевидную форму, немного угловатые, достаточно плотные, имеются неровные зубчики на краю, снизу и сверху листики беловойлочные. Когда прикасаешься к листьям, они кажутся тёплыми, верхняя поверхность голая, холодная. Семянки у мать-и-мачехи с хохолком. Мать-и-мачеха растёт обычно на глинистых склонах, холмах, над обрывами рек, всякими насыпями, на пустырях, на полях.

Мухомор

Растет одиночно и небольшими группами с июня до осенних заморозков. Грибы очень ядовитые. Лоси с удовольствием едят их. Для лесных великанов они полезны Прорастает в хвойных, смешанных и лиственных лесах. Говорят, что свое название мухомор получил за то, что у старых грибов шляпка загибается по краям вверх, образуя блюдечко. В это блюдечко попадает вода и становится ядовитой для мух. Мухомор – красивый гриб, Лоси лишь его едят Только очень ядовит. И при этом говорят: - Нет надежнее мекстуры! Съел- и нет температуры! Мухомор -целебный гриб, Он для нас не ядовит.

Широкие, привольные,

Родимые края…

Берёзка белоствольная,

Любимица моя,

Стоит, как свечка, белая,

Глядит она вокруг:

Ей рожь кивает спелая,

Ей кланяется луг.

Кругом так славно, солнечно,

Куда ни поглядишь,

Над озером тихонечко

Колышется камыш.

Плывут протокой узкою

Утята чередой.

Люби природу русскую,

Храни, читатель мой!


Проект по теме «Разнообразие природы родного края»
Цель: познакомиться с разнообразием природы родного края.
Планируемые результаты
Предметные
Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Метапредметные
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Ход занятия
Организационный этап.
Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись и присели.
Разминка.
Начнём наше занятие с разминки:
Прослушайте и закончите стихотворение:
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло – голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Туча в небе проплывает.
Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса.Человек и время года – Это всё вокруг …. (природа)
Отгадывание ребуса.
Отгадайте ребус: Р 1 а
- Молодцы, правильно!
Сформулируйте тему нашего занятия? (открыть на доске Тема «Разнообразие природы родного края»)
- Да, мы сегодня продолжим разговор о природе нашего родного края.
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём.
Ребята, напомните мне,пожалуйста, как называется край, в котором мы с вами живём? (Липецкая область)
Творческое название нашего проекта «Мир природы Липецкого края»(открыть на доске)
Актуализация ранее изученного
1)Давайте вспомним, что такое природа.
Заполните кластер «Природа».
Работать будем в группах по 4 человека. Вспомним правила работы в группе.
(Один учащийся на интерактивной доске собирает определение слова «Природа», второй - на доске заполняет кластер, остальные в группах заполняют кластер)
Природа
Неживая Живая
Полезные ископаемые Реки Растения Животные
Травы кустарники деревья
Звери птицы насекомые рыбы земноводные пресмыкающиеся
Замечательно!
- А к каким частям нашего кластера мы отнесём карточки со словами «вода», «берёза», «воробей», «карась», «книга»?
(Книга – лишнее слово, не относится к природе, это изделие. Оно сделано руками человека)
- Ребята, как слово «книга» связано с сегодняшним занятием? (Сегодня мы оформим книгу природы нашего края Липецкой области.)
Какова цель нашего проекта?(Изучить природу нашего Липецкого края и создать книгу природы Липецкой области.)
Какова практическая значимость нашего проекта?
(Практическая значимость данной работы заключена в разработке книги, материал которой можно использовать для работы на уроках окружающего мира, во внеклассной работе.)
Давайте вспомним, какие вопросы мы поставили на начальном этапе проекта?
Основополагающий вопрос: Почему природу надо изучать?
Проблемный вопрос: Богата ли своим разнообразием природа Липецкой области?
Гипотеза. Мы предположили, если в нашем крае есть различные природные сообщества: леса, луга, реки – то мир природы Липецкой области богат и разнообразен.
4.Повторение этапов работы над проектом.
Давайте вспомним, как мы работали над проектом.
Разделились на группы: Географы, Ботаники, Микологи, Зоологи, Экологи.
И отправились добывать информацию.
2)Этап сбора информации.
- Как получали информацию?
Работали с литературой, консультировались с учителем географии Уразовой О.Ю. и с учителем биологии Карцевой С.Д.
3)Отбирали информацию и оформляли странички книги.
4) Творческий отчёт групп. Презентация проекта.
- А сегодня группы подготовили творческие отчёты о проделанной работе и представят свои странички, из которых мы составим Книгу природы.
А кластер, который мы составили – это содержание нашей книги.
Слово предоставляется географам.
Стихотворение Руднев Роман.
Лип медовых шатры,
И берёз лебединые взлёты.
Дона тихого омуты
И Сосны широкой разлив…
Есть такая земля –
Вековечной любви и заботы,
И печали, и веры,
Что душу берут на разрыв.
И это наша родная Липецкая земля.
Мы изучали неживую природу Липецкой области.
Меня интересовали реки нашего края.
Я захотел узнать, какие реки протекают в Липецкой области?
Изучив информацию в интернете, в библиотеке и побеседовав с учителем географии я узнал, что по территории Липецкой области протекает 127 рек длиной свыше 10 км и 212 речек длиной менее 10 км.
Название этих рек я зашифровал в ребусах. Отгадайте их названия.
(Дон, Воронеж)
Это самые крупные реки - Дон с притоками Красивая Меча и Сосна, и река Воронеж с притоками Становая Ряса и Матыра.
А это реки нашего Долгоруковского района.
Сосна, Свишня, Олым, Снова.
На территории нашего Долгоруковского района протекают реки Олым, Снова, Сосна.
Река Свишня протекает в нашем селе Стегаловка. Она берёт своё начало у деревни Петровка и впадает в реку Быстрая Сосна у деревни Маховщина. Её длина 37 км.
Я изучал полезные ископаемые нашего края. (Рощупкин М.)
О них я подобрал загадки и предлагаю вам их отгадать.
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он - удобрение. (Известняк)
Он и жёлтый, и сыпучий, Во дворе насыпан кучей, Если хочешь - можешь брать. Веселее с ним играть.(Песок)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
Да, в Липецком крае распостранены песок и глина. Их добывают в карьерах.
Скажите, что это такое?
Росли на болоте растения... А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
Образуется в болотах из отмерших частей растений. Используется как топливо и удобрение, а ещё как лекарственное сырьё. (картинка)Все эти полезные ископаемые-богатство нашего края.- Спасибо.
Слово предоставляется группе ботаников. (Илюша Фомичёв)
Мы изучали растительность нашего края.
Растительность области насчитывает около 1200 видов, в том числе 40 видов деревьев и кустарников.
Из деревьев в нашем крае растут дуб, ясень, клен, вяз, липа, берёза, осина, ольха, рябина, ива, встречается сосна.
Кустарники.
Бересклет бородавчатый, лещина обыкновенная, жимолость лесная, крушина ломкая, шиповник, черёмуха, калина, тёрн степной.
(Даша Тигир)
Очень разнообразна травянистая растительность нашего края.
Медуница, колокольчик крапиволистный, ландыш майский, первоцвет, фиалка удивительная, копытень европейский, иван-чай, пролеска сибирская, жимолость, мятлик дубравный, лютик, ветриница, калужница, нивянник обыкновенный, лапчатка, тимофеевка луговая и др.
В реках и озерах у самого берега растут осоки, ирисы, стрелолисты, камыши. Произрастают растения с плавающими листьями - белые лилии и жёлтые кувшинки.
(Игра соотнеси название и картинку)- если будет время
Физкультминутка «Я рисую речку» - выключить доскуСлово предоставляется зоологам.
Мы изучали животный мир нашего края. (Ульяна Скуридина)
Он очень разнообразен. На территории области обитает свыше 60 видов зверей, более 250 видов различных птиц, 30 видов рыб, 8 видов пресмыкающихся и 8 видов земноводных.
Большинство млекопитающих живут в лесах. Из хищных водятся волки, лисицы, хорьки, енотовидные собаки, изредка - куницы, барсуки, встречается выдра.
В небольшом количестве водятся белки, по берегам рек живут бобры. Из копытных животных в лесах водятся лоси. Косуль и кабанов в лесах встречается очень мало. Особенно большое распространение имеют грызуны - суслики, мыши, полевки, зайцы, хомяки и тушканчики.
В реках и озерах обитают выхухоли, водяные крысы и ондатры. В Липецкой области обитают животные, принадлежащие к отряду насекомоядных - крот и несколько видов землероек. Из отряда рукокрылых млекопитающих водятся различные виды летучих мышей.
(Дворядкин Артём)
Разнообразен и многочислен мир пернатых. Постоянно у нас обитает около 30 видов. К ним относятся воробей, галка, сорока, ворон, сизый голубь, тетерев, неясыть, домовой сыч, тетеревятник, хохлатый жаворонок. Сюда же можно отнести ворону, серую куропатку, полевого воробья, сойку, большинство видов дятлов и обыкновенную овсянку.
Основная масса птиц на зиму улетает на юг, а в теплое время года возвращается обратно. Есть и такие птицы, которые живут у нас только зимой, а весной улетают на север. К таким кочующим в зимнее время птицам относятся свиристели, черные дятлы, чижи, снегири, чечётки.
(Кроссворд «Птицы нашего края»)
(Саша Пузынина)
В реках и озерах обитают различные рыбы: окунь, щука, голавль, язь, плотва, сом, лещ, судак, краснопёрка, линь, карась, ерш, сазан. В водоемах обитают также раки, моллюски, земноводные.
Из пресмыкающихся водятся ужи, гадюки, ящерицы.
Мир насекомых отличается большим разнообразием. В области водятся многочисленные виды жуков, бабочек, прямокрылых, а также пчёлы, осы, шмели.
Загадка
Красная капелька в черную точкуК солнышку в гости ползёт по листочку.
(Божья коровка)Я спою песенку, которая так и называется «Божья коровка»
Слово микологам. (Катя Руднева, Саша Лыков, Дима Гридчин)
Мы изучали грибы нашего леса.
И приготовили для вас загадки о грибах. Отгадав их, вы узнаете, какие грибы растут в нашем лесу.
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это - белый... (боровик)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)

Догадайтесь-ка, ребята: Саша Лыков
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)

В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный... (груздь)
Дима Гридчин
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это - бледная... (поганка)
Точки белые на красном -
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор -
Не срывайте... (мухомор)

Эти грибы хотя и ядовиты, но они нужны лесу. Например, мухомор является лекарством для лосей.
Слово экологам. (Даша Руднева)
Экология – это наука о взаимоотношениях человека и природы.
Что делает человек, чтобы сохранить и защитить природу нашего края?
Это проблемный вопрос, над которым работала наша группа.
Из-за губительного отношения людей к природе многие растения и животные пропадают. Чтобы сохранить их, люди создают заповедники, заказники, памятники природы, разводят и охраняют пропадающие виды животных и растений.
В нашей области создано два заповедника: «Галичья Гора» - самый маленький заповедник России, и часть Воронежского государственного заповедника, расположенного на территории Усманского леса. Там занимаются разведением бобров и сохранением их численности. Заповедник "Галичья Гора" - один из самых удивительных заповедников мира, родина реликтовых растений. Тут же имеются исчезающие виды животных и растений, которые занесены в Красную Книгу. На территории заповедника есть питомник хищных птиц, здесь есть соколы-балобаны, орлы и другие птицы.
Егор Пилясов
Ещё в нашей области созданы 18 заказников, 1 дендрологический парк и 134 памятника природы.
Памятник природы есть и в нашем селе. Это бывшая старинная усадьба помещика Ведрова (конец 19 века - объект культурного наследия, охраняется Государством). В нашем особо охраняемом памятнике природы сохраняется свыше 30 пород деревьев (лиственница европейская, ель обыкновенная, голубая, каштан конский, ясень пушистый, дуб черешчатый, тополь чёрный, берёза обыкновенная, лох узколистный, липа, и другие.)
Под Задонском расположен уникальный сафари-парк "Кудыкина гора" - одно из красивейших мест во всем Черноземье, куда завезены животные из южных стран (страусы, верблюды, яки).
Ивлев Артём
Создана Красная книга Липецкой области. В этой книге собраны все виды исчезающих растений и животных.
Мы подготовили стенд «Редкие растения и животные Липецкой области»
Растения
Тюльпан Биберштейна, прострел раскрытый, пролеска сибирская, вереск обыкновенный, лилия-саранка, сон-трава, ковыль перистый, ковыль красивейший.
Животные.
Орёл-змееяд, беркут, сапсан, степной лунь, дрофа, лебедь-кликун,
Большой тушканчик, выхухоль, выдра, степная гадюка, степной шмель, стрекоза дозорщик-император, бабочки; аполлон, махаон.
Спасибо экологам.
5) Подведение итогов работы.
А сейчас посмотрите на наш кластер «Природа». Всё ли мы рассказали о природе нашего края?
- Подтвердилась ли гипотеза нашего края? (Да, природа нашего края очень разнообразна. Но её надо беречь.)
Песенка «У дороги чибис»
Стихи (Руднев Роман, Пилясов Егор, Руднева Даша)
Молодцы! Вы проделали большую работу по изучению природы родного края.
Посмотрите, какая книга у нас получилась? Ребята, а где же мы будем хранить её? (В классе, а можно отнести в библиотеку, чтобы её могли использовать другие)
Ребята, а какую литературу вы использовали, чтобы составить книгу?
(Представлена на выставке, картинки, загадки искали в интернете)
6) Рефлексия деятельности
(Оцените свою работу, у каждой группы лежат на столе карточки, выберите предложение и продолжите его…)
Мы считаем, что нам удалось …У нас не получилось … потому что …
Что показалось важным, нужным, интересным в ходе сегодняшнего занятия …
Состав творческой группы: …
7) Подведение итогов:
Итак, мы изучили и представили всю информацию, которая была собрана к сегодняшнему дню, о природе нашего края. Попробовали составить Книгу природы родного края своими руками. Сделали соответствующие выводы о том, что получилось, а что нет, а вместе с этим повторили и прошли всеми этапами работы методом учебного проектирования. Я думаю, что презентация проекта прошла успешно. Давайте скажем друг другу “спасибо” за сотрудничество.


Урок с применением ИКТ

Класс: 3
Задачи урока:
Личностные:

Метапредметные:



оценивать результаты работы.
Предметные:
Ожидаемые результаты:


Организационный момент.
- Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души,
До чего ж мы хороши!
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!


Вводная беседа:



- Назовите тему проекта.


Формулировка темы урока







(В группе и индивидуально).

3. Защита проекта
А) 1 группа




Вначале работы:

После этого:

Сфотографировали их.


В конце работы:



Б) Заслушивание сообщений



Итог:
Что нового узнали?






В начале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.

После этого:



Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:

2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!

Г) Заслушивание сообщений


Итог:
- Интересными и полезными были сведения, представленные ребятами?
Что нового узнали?
ФИЗМИНУТКА
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят.

Крылья сложили назад.
Г) Чтение стихотворения


- Чему учат эти стихи?
(Не губить природу)





(Зачитывание писем)

презентация результатов
1 группа – альбом



2 группа – газета



4.Проверка знаний
- Загадаем вам загадки,

Пришла из лесу птичница


Её в лесу всегда найдёшь,
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
(физминутка для глаз)



5.Итог урока

- Что особенно запомнилось?
_ Что показалось трудным?
6.Рефлексия (слайд 24)





полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным







Домашнее задание

- Урок закончен.



Урок с применением ИКТ
Тема урока: Защита проекта «Разнообразие природы родного края»
Класс: 3
Цель урока: создание условий для формирования целостного восприятия картины мира и осознание в нём места человека.
Задачи урока:
Личностные:
формировать собственный целостный взгляд на природу во взаимосвязи живой и неживой природы;
учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей по охране природы.
Метапредметные:
учить доносить свою позицию до других;
учить представлять результаты работы группы;
учить осуществлять поиск и обработку информации по теме;
развивать умение представлять информацию с использованием ИКТ;
оценивать результаты работы.
Предметные:
систематизировать знания о природе родного края.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся научатся использовать разнообразные источники информации для поисков ответов на вопросы;
у обучающихся продолжится формирование умения слушать собеседника и признавать его точку зрения;
обучающиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, альбомные листы, шариковые ручки, альбом, стенгазета, благодарственные письма.Ход урока

Организационный момент.
- Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души,
До чего ж мы хороши!
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Поприветствуйте друг друга, прикоснитесь ладошками и улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости.
- И я хочу подарить Вам частичку своего тепла.
Вводная беседа:
- Назовите тему раздела, по которому работали на уроках окружающего мира.
(Эта удивительная природа) (слайд 1)
-Сегодняшний урок – обобщающий, посвященный защите проекта.
- Назовите тему проекта.
(Разнообразие природы родного края).
- Наш родной край - Урал. Посмотрите на карту нашей области. Поделимся знаниями о природе нашего края. (слайд 2)
Формулировка темы урока
- Сформулируйте тему нашего урока:
(Защита проекта по теме «Разнообразие природы родного края») (3 слайд)
- Как вы думаете, что значит защитить проект?
(Представить результат исследовательской деятельности в группе – защищать проект)
- На какой главный вопрос мы должны ответить в ходе представления результатов проекта?
(Какие животные и растения есть в нашем крае)
- Получим ответы на дополнительные вопросы:
Какие деревья хорошо растут в нашем городе? Какие животные и растения живут в наших лесах? Какие животные и птицы занесены в Красную книгу?
- В какой форме работали над проектом?
(В группе и индивидуально).
-Сейчас представители групп познакомят с результатами работы и представят презентацию. Все во время защиты, внимательно слушайте, записывайте на листах интересные сведения, которые вам пригодятся для выполнения самостоятельной работы.
3. Защита проекта
- Приглашаю представителя первой группы. Они искали ответ на вопрос о разнообразии природы городских улиц.
А) 1 группа
- Наша группа искала ответ на вопрос о разнообразии природы городских улиц. Для этого мы:
1.Познакомились с деревьями, растущими на улицах нашего города.
2 .Познакомились с птицами, живущими в нашем городе.
3.Узнали, какие птицы занесены в Красную Книгу Урала.
4 .Решили, как познакомим с новой информацией одноклассников.
Вначале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.
Нашли в библиотеке и в интернете необходимую литературу.
После этого:
Выбрали несколько растений и животных нашего города, интересных для нас.
Сфотографировали их.
Выбрали важные и интересные сведения для нас о растениях и животных нашего города.
Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:
1.Подготовили альбом для презентации.
2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.
Б) Заслушивание сообщений

«Деревья наших улиц» (слайд 9)
«Птицы нашего города» (слайд 10) - В Красную книгу Урала занесен список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений нашего края. Познакомимся с некоторыми из них.
«Птицы, занесенные в Красную книгу Урала» (слайд 11)
Итог:

- Приглашаю представителя второй группы. Они искали ответ на вопрос о разнообразии природы леса
В) 2 группа – Разнообразие природы леса»
- Наша группа искала ответ на вопрос о разнообразии природы леса нашего края. Для этого мы:
1.Познакомились с растениями леса нашего района.
2 .Познакомились с животными леса нашего района.
3.Узнали, какие животные занесены в Красную книгу Урала.
4 .Решили, как познакомим с этой информацией одноклассников.
В начале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.
Посетили городской музей и познакомились с животными наших лесов.
После этого:
Выбрали несколько растений и животных леса, интересных для нас.
Подобрали литературу в библиотеке.
Выбрали важные и интересные сведения для нас о растениях и животных леса.
Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:
1.Подготовили газету для презентации.
2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.
- Здравствуй, лес! Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвоюНочью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- Заслушаем сообщения докладчиков.
Г) Заслушивание сообщений
«Деревья нашего леса» (слайд 17)
«Животные нашего леса» (слайд 18)
«Животные, занесенные в Красную книгу Урала» (слайд 19)
Итог:
- Интересными и полезными были сведения, представленные ребятами?
Что нового узнали?
ФИЗМИНУТКА
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
- В нашем крае, как и в стране принимаются Законы об охране природы. Их нужно выполнять всем жителям для её сохранения.
Г) Чтение стихотворения
- Поэты и писатели тоже не остаются равнодушными к проблеме сохранения природы. Послушайте, о чем написал в стихотворении поэт Денис Колупаев и подумайте, к чему он нас призывает.
Не пилите, люди, тополяНе губите светлые их кроны.Их прохладу. Под листвой зелёнойСтонет, плачет, матушка – Земля –Не губите, люди, тополя!
Не пилите, люди, тополяВы не рвите светлую их песню.Шелест листьев. Их наряд чудесныйУмоляет матушка - Земля -Не пилите, люди, тополя!
- Чему учат эти стихи?
(Не губить природу)
- Охранять природу должны все: и дети, и взрослые.
- Есть и особая профессия – лесничий. Этот человек охраняет природу на лесных участках. (слайд 20)
- Лесничий Сухоложского района Иван Степанович сейчас сам вам об этом расскажет. Мы побеседовали с ним по телефону на эту тему. Прослушайте внимательно его рассказ и ответьте на вопрос: какую помощь по охране природы родного края вы можете оказать?
(Прослушивание интервью, заслушивание обучающихся)
- Будем продолжать защищать природу родного края. Дома с родителями вы подготовили благодарственные письма растениям и животным нашего края.
- Представители групп познакомят нас ними. Эти письма передадим в лесничество на конкурс.
(Зачитывание писем)
- В результате любой работы важен результат, представители групп представят их (слайд 21)
Д) Заключение – итог работы по проекту
презентация результатов
1 группа – альбом

Я работал в первой группе. Результаты работы мы решили оформить в виде альбома «Растения и животные улиц Сухого Лога».
Моя роль в группе – редактор. Я отвечал за оформление альбома. Оформить красиво альбом помогла моя мама. Вот такой альбом у нас получился.
2 группа – газета

Я работала во второй группе. Результаты работы мы решили оформить в виде газеты «Растения и животные леса Сухоложского района». Моя роль в группе – редактор. Я отвечала за создание газеты. Оформить красиво газету помогли моя мама и сестры. Вот такая газета у нас получилась
- Ребята, вы проделали большую работу к сегодняшнему уроку, узнали много нового, а сейчас давайте посмотрим, насколько хорошо вы запомнили то, что услышали.
4.Проверка знаний
- Загадаем вам загадки,
А в ответ мы ждём отгадки! (слайд 22)
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке – кур посчитать.
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Её в лесу всегда найдёшь,
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
- Для выполнения следующей работы на нужно подготовить глазки.
(физминутка для глаз)
- Проследите глазами за бабочкой.
- Следующее задание будете выполнять по группам (слайд 23)

Прочтите задание на слайде. Используйте листочки с записанными данными.
- Заслушаем представителей групп.
5.Итог урока
- Ответьте на вопрос: решили ли, по вашему мнению, задачи, поставленные на уроке?
- Что особенно запомнилось?
_ Что показалось трудным?
- А сейчас оцените свою работу.
6.Рефлексия (слайд 24)
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
- Вы провели большую исследовательскую работу. Как руководителю проекта мне бы хотелось оценить каждого из вас за проделанную работу.
Справились с ролями фотографа и докладчика Саша и Данил;
Ответственно отнеслись к созданию газеты и журнала редакторы – Аня, Миша;
Подбирали и обрабатывали материал Никита, Максим, Саша;
Ответственно отнеслись к работе в группе Даниил, Маша.
Все эти ребята подобрали литературу в библиотеке.
- К следующему уроку я каждому поставлю отметку, в которой будут учтены моя оценка и ваша самооценка.
- С результатами работы познакомим родителей на собрании и выступим с презентацией перед ребятами 1 класса.
Домашнее задание
- Дома выполните задание творческого характера: составьте с помощью родителей или самостоятельно свой кроссворд по теме проекта (по группам).
- Урок закончен.

Проект по окружающему миру «Разнообразие природы родного края» Подготовил ученик 3 класса МБОУ «Ютановская СОШ» Егор Темников Руководитель: Темникова И.Н. Цель проекта: познакомиться с разнообразием животного мира Белгородской области. Задачи проекта: расширение представлений о разнообразии животного мира Белгородской области Гипотеза: я предполагаю, что если мы будем больше знать о своём родном крае, то будем бережнее относится к его богатствам.

В разных частях земного шара природа отличается. В России, в разных местах, природа может быть разной, сильно отличаться от природы других мест. Поэтому родная природа для каждого человека - своя.

Есть родная природа - простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы. Тому, кто здесь живет, такая природа покажется слишком незамысловатой. А тому, кто раньше такого не видел, наоборот, очень романтичной, необыкновенной.

А для меня такой родиной стала Белгородская область.

Природа – это то, чем богата Белгородская область. Нельзя сказать, что природа области отличается большим разнообразием, но живописности ей хватает. В основном территория области это холмы, луга, степи и равнины. Весной холмы, луга, леса покрываются разнообразными цветами и когда приходит жара, то все это разнотравье наполняет воздух непередаваемым ароматом.

Так как природа в наше время находится под угрозой, то, в связи с этим, в области проводятся работы по сохранению природы. Для этого в области сажаются деревья, созданы природоохранные зоны. Гордостью нашей области являются минеральные воды: лечебно-столовые, радоновые и другие.

Территория Белгородской области относится к категории маловодных, потому что реки, озера и болота занимают лишь 1%. Самые большие реки – Оскол и Северский Донец, Нежеголь.

Животных в нашей области насчитывается более 15000 видов.

Животный мир

В настоящее время на территории Белгородской области насчитывается примерно 350 видов позвоночных животных .

Среди млекопитающих (около 60 видов ) самыми крупными являются копытные: лоси, кабаны, косули, пятнистые олени, которые занесены в Красную книгу

Грызуны: байбаки, сурки, суслики, слепыши, различные виды мышей, которые приносят определенный вред полям.

Заяц – русак является одним из самых многочисленных охотничьих зверей в области.

Белка в настоящее время обитает в основном на западе области.

  • На территории области обитает много видов хищников мелких и средних размеров

горностай

лесной и степной хорьки

Белка

лесная и каменная куницы

Волк - самый крупный хищник в области

енотовидная собака

Млекопитающие, жизнь которых тесно связана с водоёмами встречаются редко.

выдра речная

европейская норка

  • На территории области насчитывается 208 видов птиц, соловьи, и другие.

Птицы

В населённых пунктах и около них обитают:

сизый голубь

кольчатая горлица

ласточка

В последние годы наблюдается увеличение численности белого аиста.

На полях и лугах встречаются:

жаворонок

трясогузка

коростели

перепела

Из пресмыкающихся в области обитают не менее двух видов змей: ужи и гадюка обыкновенная

Пресмыкающиеся

степная гадюка

Широко распространены прыткая и живородящая ящерицы.

  • Земноводные представлены 3 видами:

Земноводные

озёрная остромордая лягушка

прудовая остромордая лягушка

серая жаба

зелёная жаба

гребенчатый тритон

обыкновенный тритон

Рыбы

В водоёмах обитает около 30 видов рыб, из которых 10 промысловые.

По оценкам специалистов , на территории Белгородской области обитают:

          • насекомых не менее 9000 видов,
          • до 300 видов пауков ,
          • не менее 50 видов ракообразных,
          • до 100 видов моллюсков .

Насекомые

Паукообразные

Ракообразные и черви

жаброноги

Моллюски.

Родная природа - это все водоемы, и недра земли, полезные ископаемые, все животные, которые водятся на нашей Белгородчине, все растения, которые здесь произрастают.

Наша природа очень богатая и заслуживает того, чтобы мы ее берегли!

просмотров