Ян амос коменский биография кратко. Ян амос коменский биография Коменский ян амос краткая биография

Ян амос коменский биография кратко. Ян амос коменский биография Коменский ян амос краткая биография

Ян Амос Коменский — выдающийся чешский педагог-гуманист, годы жизни: 1592-1670

Труден был жизненный путь Коменского, изгнанного германскими завоевателями из родной Чехии и вынужденного скитаться по разным странам (Польша, Венгрия, Голландия). Многообразной была его деятельность - учителя, проповедника, учёного, философа. И красной нитью через неё проходят глубокий демократизм, забота о судьбе обездоленных, вера в человека, стремление поднять культуру родного народа.

Факты из биографии, взгляды, мировоззрение

Не раз приходилось Коменскому покидать родную землю, видеть, как гибнут в огне военных пожаров его рукописи и книги, начинать сызнова то, что было уже сделано. Религиозные войны и иноземные нашествия сотрясали Чехию, родину Коменского. И потому, наверное, столь постоянно, столь неизменно звучит в книгах Коменского мечта о мире, о совершенном устройстве человеческого общества. Вернейший путь к этому Коменский видел в просвещении - не случайно одна из последних работ его, «Ангел мира», формулирует идею создания международной организации, охраняющей повсюду мир и распространяющей просвещение, - идею, на столетия опередившую свою эпоху.

Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура. Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии - здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции - им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии - здесь тоже работал Коменский; и в Голландии -здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.

Коменский был членом секты «чешских братьев». В религиозной оболочке эта секта выступала против власти богачей, против феодальных порядков. В книге «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский писал, что одни пресыщаются, другие голодают, одни забавляются, другие рыдают.

В XVII веке земли и политическая власть Чехии находились в руках немецких феодалов. В деятельности Коменского борьба против угнетателей народа естественно слилась с борьбой за национальную независимость Чехии, с борьбой против войн, за мир между народами. «Люди, - писал Коменский, - являются гражданами одного и того же мира, и ничто не мешает им установить широкое объединение на основе человеческой солидарности, общих знаний, прав, религии».

Коменский, естественно, не мог в ту эпоху правильно определить пути уничтожения социальных противоречий. Он думал, что их можно преодолеть средствами религии, нравственного совершенствования, воспитания. Но в противовес средневековой церкви он подчёркивал, что человек не «раб божий», а «творец вселенной».

Яе Амос Коменский как педагог

Педагогическая деятельность начинается складываться в ранние годы ученого, во время того, как Коменский был священником, был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста». Будучи ректором национальной школы, расположенной в городе Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом всей своей жизни, состоящим из четырех томов, под названием «Великая дидактика». В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человечества является педагогика . Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной. В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.

Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.

Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке , руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.

Коменский о воспитании детей в семье

Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей . Он был убеждён, что все люди - и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.

Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье . В «материнской школе» - так назвал он воспитание до шести лет - детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться. Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни. Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году. Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.

Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.

Педагогика Яна Коменского

Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.

Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».

Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы - чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».

Коменский сформулировал «золотое правило наглядности» , согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое - зрением, слышимое- слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:

«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».

Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании». Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.

Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.

По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.

Неизмеримый вклад в педагогику

Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки . В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи. Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным. Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.

Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.

Наглядность, активность, доступность обучения - эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике». И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, - дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский.

И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского - основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Ян Амос Коменский является известным чешским педагогом и писателем.

Будучи епископом Чешскобратской церкви, он получил большую известность благодаря инновационным классно-урочным методам обучения. Ян Амос Коменский - основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Биография, деятельность и признание в обществе Яна Амоса Коменского:

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в чешском городке Нивнице. Кроме него, в семье Каменских было еще четверо детей. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Богемских братьев. Когда маленькому Яну только исполнилось 7 лет, его отдали в религиозную школу, поэтому он получил первоначальное образование в братской школе.

В 1602 году в его городке разразилась эпидемия чумы, от которой умерли его родители и две старшие сестры. Маленький мальчик, ставший свидетелем такой ужасной трагедии, замыкается в себе на долгие годы. Но он продолжает обучение, так как этого сильно хотели его родители.

В 16-летнем возрасте Ян поступил в латинскую школу в Пршерове, в которой проучился 2 года. После этого Коменский продолжил учебу в Реформаторской академии Херборна, а затем в, Гейдельбергском университете.

К 1611 году Коменского крестят, и он получает свое второе имя Амос. В 1616 году Ян становится священником общины Богемских братьев, в которой была его семья. Также он занялся проповедованием.

В его школе так нудно и неинтересно преподавали, что в выпускных классах Ян впервые задумался о реформировании обучения в школе.

Окончив обучение в 1614 году, Ян вернулся домой и начал работать учителем в школе. Через 2 года он был уже пастором. Тогда же Каменский написал книгу «Грамматика латыни».

В это время началась Тридцатилетняя война (1618-1648), в которую были втянуты многие европейские страны. Она серьезно отразилась на жизни и взглядах Каменского, поскольку военный конфликт произошел вследствие столкновения протестантов и католиков Германской империи. Кстати, это противостояние, длившееся около 30 лет, стало последним крупным религиозным конфликтом в истории.

В это время Ян Коменский написал множество статей, направленных на возвращение его народу законных территорий и веры. Вскоре он начал подвергаться гонениям, как, впрочем, и его братья по вере. В результате этого, реформатор оказался в польском Лешно, где он находился в относительной безопасности.

Ян Амос Коменский, работая учителем в школе города Пшерове, знакомится с Магдалиной Визовской, своей первой женой. Она была падчерицей бургомистра, с ней он прожил 4 года. У пары родилось двое детей, но эпидемия чумы в 1622 году унесла жизнь любимой жены и детей.

Спустя 2 года Коменский снова вступил в брак, женившись на дочери епископа Марии-Доротее. Но и она умерла, оставив его одного.

Потом Коменский женился в третий раз на Яне Гаюсовой, с которой счастливо прожил до самой смерти.

Несмотря на беспрерывные войны и религиозное преследование, Коменский продолжал заниматься писательской деятельностью. Одним из самых известных его произведений является «Великая дидактика», в которой он собрал большинство своих работ.

Серьезное внимание Коменский уделял реформированию знаний. Он постоянно стремился усовершенствовать педагогические методы. В связи с этим он опубликовал книгу «Материнская школа», в которой подробно описал свое видение на воспитание ребенка в первые 6 лет его жизни. Совершая преобразование школьного дела в Венгрии, Коменский впервые сделал попытку создать новую школу с 7-летним обучением. Также новшество Коменского было в том, что к каждому классу прикреплялись учебные комнаты, учебники и учителя.

Кроме реформирования учебного процесса, Коменский любил рисовать и занимался картографией. Он нарисовал карту Моравии, которую напечатали в 1627 году. Ее много раз переиздавали и активно пользовались на протяжении XVII века.

В начале 1630-х годов, популярность Яна Коменского стала набирать обороты. Его книги переводились на разные языки и вызывали большой интерес в обществе. Например, учебник «Открытая дверь к языкам» (1631), позволял быстрее и легче изучать латынь. В этой книге, в отличие аналогов, вместо традиционных склонений, спряжений и правил, давалось описание реальной действительности.

В скором времени Ян Коменский написал очередную книгу «Христианское всезнание». Она была переведена на английский язык и опубликована под названием «Реформа школ». Его видение воспитания и образования детей было совершенно новым, вследствие чего оно активно обсуждалось в обществе.

Яна стали приглашать в Великобританию и Францию, где у него было много сторонников. Кардинал Ришелье даже предлагал ему продолжить работать в Париже, обещая создать для него все необходимые условия. Но Коменский отказался. Вскоре, ему удалось встретиться с Рене Декартом, имя которого было известно всей Европе.

Обосновавшись в Швеции, Ян Коменский вновь столкнулся с трудностями. Руководство Оксеншерна настаивало на том, чтобы педагог писал интересные книги для обучения школьников. Однако на тот момент времени Каменский работал над пансофией (обучение всех всему). Тем более что эта идея набирала популярность среди европейских ученых. В результате, в 1651 году ему удалось закончить написание сочинения под названием «Пансофическая школа». В нем было изложено устройство пансофической школы, принципы ее работы, учебный план и общий распорядок дня. По сути, этот труд представлял собой образец для всеобщего получения универсальных знаний.

В 1650 году князь Сигизмунд Ракоци из Трансильвании, пригласил Яна Коменского обсудить школьные реформы, которые планировалось провести в скором будущем. Кроме этого, Сигизмунд хотел более подробно рассмотреть пансофию Коменского. Педагог согласился помочь князю, и вскоре принялся за работу. В одной из школ он осуществил множество преобразований, однако в прошествии нескольких лет никаких серьезных результатов не последовало. Несмотря на отсутствие заметных успехов, Коменский смог в это время написать произведение «Чувственный мир в картинках», которое стало настоящим прорывом в педагогике. В нем для изучения языков Ян Коменский начал использовать картинки, чего ранее никто не предпринимал. Вскоре он скажет, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них».

Интересен факт, что современные методики по изучению иностранных языков также включают в себя цветные иллюстрации. Кроме этого, картинки или образы используются в большинстве мнемонических техник.

После того, как Ян Коменский возвратился из Трансильвании в Лешно, между Швецией и Польшей началась война. Вследствие этого были утеряны все рукописи Коменского, а ему самому пришлось вновь переезжать в другую страну.

Следующим и последним местом жительства Коменского стал Амстердам. За время проживания в этом городе он завершил объемный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», состоящий из 7 частей. Ян писал его на протяжении 20 лет, и таким образом смог подвести итоги всей своей деятельности. И хотя фрагменты произведения были опубликованы еще в конце 17 века, оно считалась утерянным. В 30-е годы 20 века были найдены остальные 5 частей книги. В полном объеме данный труд опубликовали на латинском языке лишь в 1966 году.

Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 года в возрасте 78 лет. Его похоронили в Наардене, неподалеку от Амстердама.

Основные идеи и дидактика великого педагога Яна Амоса Коменского:

Ян Амос Коменский был человеком своего времени. Его мало интересовало развитие науки. Вместо этого он акцентировал свое внимание на богословии. Все свои идеи он заимствовал из теологии Богемских братьев. Более того, он активно изучал труды таких известных деятелей, как Николая Кузанского, Бэкона, Якоба Беме, Хуана Луиса Вивеса, Кампанелла и других мыслителей. Вследствие этого, Коменскому удалось собрать большой багаж знаний, который помог ему сформулировать собственные взгляды в отношении проблем образования, богословия и научной педагогики.

1)Путь света

Путь света представляет собой разработанную Коменским программу, направленную на просветление человека. Основными ее темами стали благочестие, знание и добродетель. По мнению автора, мудрость человек мог достичь только после освоения и применения всех 3-х качеств. Из этого следует, что источником и целью всех его работ было богословие.

Большое внимание Коменский уделял Богу. Он считал, что человек обязан открыться для 3-х откровений: видимому творению, в котором видна сила Творца; человеку, созданному по подобию Бога; слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку.

Все знания и незнания должны быть взяты из 3-х книг: природы, разума (духа человека) и Священного Писания. Для того чтобы достичь такой мудрости, индивиду надо задействовать чувства, разум и веру. В связи с тем, что человек и природа созданы Богом, у них должен быть похожий порядок вещей, благодаря которому можно достичь гармонии во всем.

2)Знать себя и природу

Данная доктрина макрокосма-микрокосма позволяет удостовериться в том, что человек может постичь до сих пор нереализованную мудрость. Вследствие этого, каждый индивид становится пансофистом – маленьким богом. Язычники не в состоянии постичь такой мудрости по причине нехватки явленного Слова, которым, согласно христианству, является Иисус Христос. По мнению Яна Коменского, человеку необходимо обращаться только к божественным произведениям и познавать что-либо посредством прямого столкновения с вещами. Он утверждал, что любое обучение и получение знаний начинается с чувств. Жизнь и мир любого человека являются школой. Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты – священниками в храме природы. Исходя из всего сказанного, каждый человек должен стремиться познать себя и природу.

3)Энциклопедия всезнания

Под этим понятием подразумевается метод, посредством которого человек способен видеть порядок вещей, осознавая их причины. Благодаря этому, каждый индивид в полной мере сможет постичь различные знания. Более того, человеку удастся достичь состояния, в котором он находился до грехопадения Адама и Евы.

4)Новаторство в образовании

По мнению Яна Коменского, ребенка следует воспитывать таким образом, чтобы он мог сопоставлять вещи и слова. Обучая его родному языку, родителям нужно избегать пустых слов и сложных понятий. Книги в учебных заведениях должны быть распределены по группам. То есть, ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь на данный момент времени.

5)Жизнь как школа

Ян Коменский считал, что вся жизнь является для человека школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны обучаться вместе. Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию. Процесс обучения должен проходить в игровой манере. Если ребенок не сможет овладеть той или иной наукой, это ни в коем случае не является его виной. В своих трудах Ян Коменский утверждал, что в основе преобразования человечества должна стоять пансофия, в то время как теология будет являться направляющим мотивом. В собственных произведениях педагог использовал множество цитат из Священного Писания. Среди библейских книг его больше всего интересовали пророчества Даниила и Откровение Иоанна Богослова. Он считал, что читая эти книги, человек сможет получить важнейшие знания, необходимые для библейского тысячелетия.

Научное и творческое наследие Яна Амоса Коменского:

Ян Амос Коменский, учась в Гейдельбергском университете, приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-1627) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-1656).

В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632).

Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. В 40-е годы опубликовал ряд учебников. В 1650 году Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656).

В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х годах 20 века; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году.

Его оригинальный и фундаментальный труд по составлению чешского словаря «Сокровищница богемского языка», над которым он работал более 40 лет, по нелепой случайности сгорел в огне.

Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Интересные факты о Яне Амосе Каменском:

* Портрет Яна Амоса Каменского помещён на аверс банкноты в 200 чешских крон.

* В честь него названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).

* На территории Чешской республики было выпущено несколько серий медалей Яна Амоса Коменского.

*Одной из таких медалей (серия 1953 года) был награжден в 1976 году Волгоградский государственный педагогический университет.

* В 1957 году Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Я.А. Коменского. Вес 12 грамм, Проба 500.

* В Киеве в 1907-1918 годах действовало чешское культурно-просветительское общество имени Яна Амоса Коменского.

Афоризмы и высказывания Яна Амоса Коменского:

* Книги - это инструмент насаждения мудрости.

*Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

* Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее.

*Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

* Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

* Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность, было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

* Спорить с Природой - напрасное дело.

* Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.

*Без примера ничему не выучишься.

*Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни.

*Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

*Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

* Ничто притворное не может быть продолжительным.

*Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

*Тот, кто мало знает, малому может и учить.

* Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

Ян Амос Коменский (родился 28.03.1592 в Нивнице, Моравия, умер 14.11.1670 в Амстердаме, Нидерланды) - чешский реформатор системы образования и религиозный деятель. Известен инновационными методами обучения, в частности языкам.

Ян Амос Коменский: биография

Младший из пяти детей, Коменский родился в умеренно зажиточной семье набожных членов протестантской общины Богемских братьев. После смерти его родителей и двух сестер в 1604 году, предположительно от чумы, он жил с родственниками и получил посредственное образование, пока в 1608 г. не поступил в латинскую школу богемских братьев в Пршерове. Три года спустя благодаря патронату графа Карла Жеротинского он под влиянием Иоганна Генриха Альстеда поступил в Реформатский университет в Херборне. Многие аспекты мысли Коменского очень напоминают философию последнего. Альстед, противник Аристотеля и последователь Петра Рамуса, глубоко интересовался Раймундом Луллием и Джордано Бруно, в теологии был хилиастом и работал над собранием всех знаний в своей знаменитой «Энциклопедии» (1630). После окончания учебы в Гейдельберге в 1614 г., Ян Коменский вернулся на родину, где сначала преподавал в школе. Но в 1618 году, через два года после его рукоположения священником Богемских братьев, он стал пастором в Фульнеке. Его первый напечатанный труд, «Грамматика латыни», датируется этими годами.

И битва на Белой горе в ноябре 1620 г. оказали значительное влияние на жизнь Коменского, так как большая часть его работы была направлена на возвращение его народу земли и веры. В течение следующих восьми лет он не был в безопасности, пока окончательное изгнание братьев из имперских земель не привело его в Лешно, Польша, где он предварительно побывал, договариваясь о возможности поселения.

Ян Амос Коменский, биография которого за эти годы была отмечена смертью его первой жены Магдалены и их двоих детей, в 1624 году женился во второй раз. Он закончил «Лабиринт света и рай сердца» в 1623 году и Centrum securitatis в 1625-м, опубликовав их в 1631 и 1633 годах соответственно на чешском языке.

С 1628 по 1641 год Ян Коменский жил в Лешно как епископ для своей паствы и ректор местной гимназии. Он также находил время для работы по реформированию знаний и педагогики, письма и помимо всего прочего для своей первой большой книги Didactica magna. Написанная на чешском, она была опубликована в 1657 г. на латыни как часть Opera didactica omnia, в которой содержится большая часть работ, созданных с 1627 г.

Еще одна книга, которую написал в это время Ян Амос Коменский, «Материнская школа», посвящена первым шести годам воспитания ребенка.

Неожиданная популярность

В 1633 г. Ян Коменский неожиданно получил европейскую известность благодаря публикации Janua linguarum reserata («Открытая дверь к языкам»), увидевшей свет в том же году. Это простое введение в латынь в соответствии с новым методом, основанном на принципах, вытекающих из Вольфганга Ратке и учебников, изданных испанскими иезуитами Саламанки. Реформа языкового обучения, ускорившая и упростившая его для всех, была характерной для общего реформирования человечества и мира, которого все хилиасты стремились добиться за оставшиеся часы до возвращения Христа.

Ян Коменский заключил договор с англичанином Сэмюэлем Хартлибом, которому он послал рукопись своего «Христианского всезнания» под названием Conatuum Comenianorum praeludia, а затем, в 1639 году, Pansophiae prodromus. В 1642 г. Хартлиб опубликовал английский перевод под названием «Реформа школ». Ян Амос Коменский, вклад в педагогику которого вызвал большой интерес в определенных кругах в Англии, был приглашен Хартлибом в Лондон. В сентябре 1641 г. он прибыл в столицу Великобритании, где встретил своих сторонников, а также таких людей, как Джон Пелл, Теодор Хаак и сэр Чейни Калпепер. Он был приглашен навсегда остаться в Англии, планировалось создание пансофского колледжа. Но Ирландское восстание вскоре положило конец всем этим оптимистическим планам, хотя Коменский оставался в Британии до июня 1642 г. Пребывая в Лондоне, он написал труд Via Lucis («Путь света»), который распространялся в виде рукописи в Англии, пока не была напечатан в 1668 году в Амстердаме. В то же время чешский педагог получил предложение от Ришелье продолжить свою деятельность в Париже, но вместо этого он посетил Декарта близ Лейдена.

Работа в Швеции

В Швеции Ян Коменский снова встретился с трудностями. Канцлер Оксеншерна хотел, чтобы он писал полезные книги для школ. Коменский же, по настоянию своих английских друзей, предлагал работать над пансофией. Он сосредоточился на двух проблемах одновременно, удалившись в Эльбинг в Пруссии, в то время находившийся под властью Швеции, между 1642 и 1648 годами. Его труд Pansophiae diatyposis был опубликован в Данциге в 1643 году, а Linguarum methodus nouissima - в Лешно в 1648 г. В 1651-м «Пансофия» была издана на английском языке в качестве образца универсального знания. Его «Натуральная философия, реформированная Божественным Светом», или Lumen divinuem reformatate synopsis (Лейпциг, 1633), появилась в том же году. В 1648 г., вернувшись в Лешно, Коменский стал двадцатым и последним епископом Богемского братства (впоследствии преобразованного в Моравское).

Неудача в Шарошпатаке

В 1650 году педагог Ян Коменский получил вызов от князя Сигизмунда Ракоци из Трансильвании, младшего брата Георга II Ракоци, прибыть в Шарошпатак для консультаций по вопросам школьной реформы и пансофии. Он ввел много изменений в местной школе, но, несмотря на напряженную работу, его успехи были небольшими, и в 1654 г. он вернулся в Лешно. В то же время Коменский подготовил одно из самых известных своих произведений, Orbis sensualium Pictus («Чувственный мир в картинках», 1658), на латыни и на немецком. Важно отметить, что работа открывалась эпиграфом из «Бытия», когда Адам давал имена (Быт. 2: 19-20). Это была первая школьная книга, в которой для обучения языкам использовались изображения предметов. Она иллюстрировала основополагающий принцип, который исповедовал Ян Амос Коменский. Кратко он звучит так: слова должны сопровождаться вещами и не могут изучаться отдельно от них. В 1659 году Чарльз Хул издал английскую версию учебника, «Видимый мир Коменского, или Изображение и перечень всех главных вещей, которые существуют в мире, и человеческих занятий».

Отсутствие успеха в Шарошпатаке, вероятно, объясняется в значительной степени увлеченностью фантастическими пророчествами визионера и энтузиаста Николая Дарбика. Не первый раз Коменский поставил на пророка последнего дня - слабость, которой поддавались и другие хилиасты. Они слишком доверяли прогнозам апокалиптических событий и неожиданных поворотов, которые должны произойти в ближайшем будущем, например о падении дома Габсбургов или о конце папства и римской церкви. Публикация этих высказываний с целью оказания влияния на политические события имела негативное влияние на репутацию выдающегося педагога.

Последние годы

Вскоре после возвращения Коменского в Лешно между Польшей и Швецией началась война, а в 1656-м Лешно было полностью разрушено польскими войсками. Он потерял все свои книги и рукописи и снова был вынужден покинуть страну. Его пригласили поселиться в Амстердаме, где он провел оставшиеся годы своей жизни в доме сына своего бывшего покровителя Лоуренса де Гира. В эти годы он закончил большую работу, которая занимала его, по крайней мере, двадцать лет, De rerum humanarum emendatione consultatio catholica. Состоящая из семи частей книга подвела итоги всей его жизни и стала всеобъемлющей дискуссией на тему об улучшении человеческих вещей. «Пампедии», наставлениям по всеобщему образованию, предшествует «Пансофия», ее основы, за которой следует «Панглоттия», наставления по преодолению смешения языков, которая сделает возможной окончательную реформацию. Хотя некоторые части работы были опубликованы еще в 1702 году, она считалась утерянной до конца 1934 года, когда книга была найдена в Галле. Впервые она была опубликована в полном объеме в 1966 году.

Коменский похоронен в церкви Валлонии в Наардене, недалеко от Амстердама. Его мысли были высоко оценены немецкими пиетистами XVIII века. В своей собственной стране он занимает видное место как национальный герой и писатель.

Путь света

Ян Амос Коменский труды свои посвящал быстрому и эффективному реформированию всех вещей, имеющих отношение к жизни человека в сфере религии, общества и знания. Его программой был «Путь света», предназначенный для обеспечения максимально возможного просветления человека до его скорого возвращения в земное тысячелетнее царство Христа. Универсальными целями были благочестие, добродетель и знание; мудрость достигалась преуспеванием во всех трех.

Таким образом, источником и целью всех работ Коменского было богословие. Его убеждения и устремления разделяли многие из его современников, но его система была, безусловно, наиболее полной из многих, которые были предложены в XVII веке. Это был, по существу, рецепт спасения через знания, поднятые до уровня всеобщей мудрости, или пансофии, поддерживаемые соответствующей программой образования. Божественному порядку вещей того времени, когда считалось, что грядет последний век, соответствовала возможность достижения всеобщей реформы посредством изобретения печати, а также расширения судоходства и международной торговли, которые впервые в истории обещали всемирное распространение этой новой, реформирующей мудрости.

Поскольку за его работой скрывается Бог, человек должен открыться для трех откровений: видимому творению, в котором явлена сила Божья; человеку, созданному по образу Божию и проявляющему доказательство его божественной мудрости; слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку. Все, что человек должен знать и не знать, должно быть извлечено из трех книг: природы, разума или духа человека и Писания. Для достижения этой мудрости он наделен чувствами, разумом и верой. Так как человек и природа являются Божьими творениями, они должны разделять один и тот же порядок, постулат, гарантирующий полную гармонию всех вещей между собой и с человеческим разумом.

Знать себя и природу

Эта известная доктрина макрокосма-микрокосма дает уверенность в том, что человек действительно способен обрести до сих пор нереализованную мудрость. Каждый, таким образом, становится пансофистом, маленьким богом. Язычники, которым не хватает явленного слова, не могут достичь этой мудрости. Даже христиане до недавнего времени терялись в лабиринте ошибок по причине традиции и под влиянием потока книг, которые в лучшем случае содержат разрозненный знания. Человек должен обращаться только к божественным произведениям и учиться при прямом столкновении с вещами - с помощью аутопсии, как это называл Коменский. Ян Амос педагогические идеи основывал на том, что все обучение и знания начинаются с чувств. Отсюда следует, что ум имеет врожденные представления, которые делают человека способным постичь порядок, с которым он сталкивается. Мир и жизнь каждого индивида являются школой. Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты - священниками в храме природы. Человек должен знать себя и природу.

Энциклопедия всезнания

Чтобы найти выход из лабиринта, человеку нужна метод, с помощью которого он будет видеть порядок вещей, понимая их причины. Этот метод должен подаваться в книге о пансофии, в которой порядок природы и порядок ума будут постепенно двигаться к мудрости и проницательности. Она не будет содержать ничего, кроме конкретного и полезного знания, заменив все другие книги. Полная запись сведений, организованная таким образом, представляет собой настоящую энциклопедию, во многом совпадающую с «хранилищем» Роберта Гука природных диковинок в Королевском обществе, организованных в соответствии с категориями Джона Уилкинса в его «Опыте о подлинной символике и философском языке». Следуя этому естественному методу, люди смогут легко обретать полное и всестороннее владение всеми знаниями. Результатом этого будет истинная всеобщность; и снова будет порядок, свет и мир. Благодаря этому преобразованию человек и мир вернутся в состояние, подобное тому, которое было до грехопадения.

Новаторство в образовании

Ян Коменский, педагогика которого требовала того, чтобы с самого раннего детства ребенок учился сопоставлять вещи и слова, считал родную речь первым знакомством с реальностью, которая не должна быть затуманена пустыми словами и плохо понимаемыми понятиями. В школе иностранные языки - прежде всего соседних стран, а затем латынь - должны изучаться на родном, а школьные книги должны следовать методу пансофии. «Дверь к языкам» будет предлагать тот же материал, что и «дверь к вещам», и обе будут представлять собой небольшие энциклопедии. Школьные учебники должны делиться по возрастным группам и касаться только тех вещей, которые находятся в пределах опыта ребенка. Для всеобщего общения лучше всего подходит латынь, но Коменский с интересом ожидал появления совершенного философского языка, который отражал бы метод пансофии, не вводил в заблуждение и не был бы неинформативным. Язык - это просто носитель знаний, но его верное использование и преподавание являются верными средствами достижения света и мудрости.

Жизнь как школа

Ян Коменский, дидактика которого была направлена​ ​не только в сторону формального школьного образования, но также на все возрастные группы, считал, что вся жизнь является школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны учиться вместе. Так как все люди имеют врожденное стремление к знаниям и благочестию, они должны обучаться в спонтанной и игривой манере. Телесные наказания не должны применяться. Плохая учеба не является виной ученика, а свидетельствует о неспособности учителя выполнять свою роль «слуги природы» или «акушера знаний», как говорил Коменский.

Ян Амос, педагогические идеи которого считались наиболее значимым и, возможно, его единственным вкладом в науку, сам считал их лишь средством всеобщего преобразования человечества, основой для которого была пансофия, а теология - единственным направляющим мотивом. Обилие библейских цитат в его произведениях является постоянным напоминанием об этом источнике вдохновения. Ян Коменский книги пророчеств Даниила и откровений Иоанна считал главными средствами обретения знаний для неминуемого тысячелетия. История о раздаче Адамом имен в «Бытии» и сформировали его представление о человеке и его убежденность в порядке, который нашел отражение в пансофии, потому что Бог «все расположил мерой, числом и весом». Он полагался на сложные метафорические и структурные свойства храма Соломона. Для него человек был, как Адам, в центре создания. Он знает всю природу и таким образом контролирует и использует ее. Поэтому преобразование человека было лишь частью полного преобразования мира, которое воссоздало бы его первоначальную чистоту и порядок и было бы конечной данью своему создателю.

Человек своего времени

Ян Амос Коменский не внес никакого вклада в естествознание и был глубоко чужд развитию науки, которое происходило в то время. Делались и другие оценки его творчества, но они полностью игнорировали его зависимость от априорных постулатов и его богословскую ориентацию. С другой стороны, несколько выдающихся членов Королевского общества показали близкое родство с большей частью его мыслей. Девиз общества Nullius in Verba занимает значительное место в книге Коменского «Натуральная философия, преобразованная Божественным Светом», и в обоих контекстах он имеет такое же значение. Это напоминание о том, что традиции и авторитет больше не являются арбитрами истины. Она дана природе, и наблюдение является единственным источником конкретного знания. Широко обсуждаемая проблема взаимосвязи между Коменским и ранним Королевским обществом все еще не решена, в основном потому, что обсуждение этого вопроса основано на скудном знакомстве с его произведениями и почти полном неведении о его корреспонденции.

Утверждения о влиянии чешского реформатора на Лейбница сильно преувеличены. Он был настолько типичным проявлением верований, доктрин и проблем того времени, что те же мысли высказывались другими, занимающими более значимое место в ранних работах Лейбница. Ян Амос Коменский идеи свои черпал из теологии Богемских братьев (с их сильными хилиастическими тенденциями), а также у таких известных личностей, как Иоганн Валентин Андреэ, Якоб Беме, Николай Кузанский, Хуан Луис Вивес, Бэкон, Кампанелла, Раймунд де Сабунде (Theologia naturalis которого он опубликовал в Амстердаме в 1661 г. под названием Oculus fidei) и Мерсенн, чья переписка свидетельствует о положительном отношении к Коменскому и его работе.



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Награды
  • 3 Произведения
  • 4 Издания
  • 5 Память
  • 6 Другие факты
  • Примечания
  • 8 Библиография

Введение

Василий Васильевич Каменский (5 (17) апреля 1884 близ Сарапула на пароходе , по другим сведениям 14 апреля того же года, на пароходе на реке Каме близ Перми - 11 ноября 1961, Москва) - русский поэт-футурист, один из первых русских авиаторов.


1. Биография

Каменский родился в семье смотрителя золотых приисков графа Шувалова. Детство будущего поэта прошло в селе Боровское на Урале; в пять лет потерял родителей и воспитывался в семье тёти, муж которой служил управляющим буксирным пароходством в Перми. Детские годы прошли «среди пароходов, барж, плотов… крючников, матросов, капитанов».

Зарабатывать на жизнь пришлось рано: в 1900 году Каменский оставил школу и с 1902 по 1906 год работал конторщиком в бухгалтерии железной дороги. В 1904 году начал сотрудничать в газете «Пермский край», публикуя стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие левые убеждения. В то же время Каменский увлёкся театром, стал актёром и ездил с труппой по России. Вернувшись на Урал, вёл агитационную работу в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. Освободившись, совершил поездку в Стамбул и Тегеран (впечатления от Ближнего Востока позже найдут отражение в его творчестве).

В 1906 году приехал в Москву. В 1907 сдал экзамен на аттестат зрелости в Санкт-Петербурге, изучал агрономию, а с 1908-го года работал заместителем главного редактора в журнале «Весна», где познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами (Бурлюком, у которого учился живописи, Хлебниковым и другими).

В 1911 году ездил за границу, в Берлин и Париж, для обучения лётному делу, на обратном пу­ти побывал в Лондоне и Вене, затем недолгое время был авиатором, одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI». Некоторое время жил в своей собственной усадьбе под Пермью, но в 1913 году переехал в Москву, где примкнул к группе «кубофутуристов» и активно участвовал в её деятельности (в частности, в издании сборника стихов «Садок судей»). В это время Каменский вместе с Бурлюком и Маяковским активно путешествовал по стране с выступлениями и в дальнейшем часто выступал с чтениями своих футуристических произведений.

Увлечение авиацией не поставило крест на литературной деятельности Каменского - в 1914 году выходит его поэтический сборник «Танго с коровами», в 1915 - поэма «Стенька Разин» (в 1919 переработана в пьесу, в 1928 - в роман).

Октябрьскую революцию Каменский воспринял с восторгом, как и большинство других футуристов. Вёл культработу в Красной армии. Участник группы «ЛЕФ».

В 1930-х годах писал мемуары.

Футуристическая поэзия Каменского в своей антиурбанистской направленности связана с В. Хлебниковым и С. Городецким. Она прослав­ляет природу, мир первоначального, стихий­ного, богата неологизмами, игрой слов и зву­ковыми параллелями, образующими струк­туру стиха. «Стенька Разин» (написанный в 1914-15) - не исторический роман, а смесь лирико-патетической прозы со стихами; Каменский восхваляет беспокойное, мятежное начало в русском народе, его Разин - гусляр и певец с чертами самого Каменского. Этот роман Каменский не только усиленно перерабатывал, но создал на его основе свою лучшую поэму «Сердце народное - Стенька Разин» (1918).

Вольфганг Казак

Ввел в обиход стойкое новое значение слову самолёт.


2. Награды

  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден «Знак Почёта»
  • Медали

3. Произведения

Путь. Ксилогравюра к поэме «Емельян Пугачёв». Н. П. Дмитревский. 1931 г.

  • Землянка (1910, повесть)
  • Танго с коровами (1914, сборник стихов)
  • Девушки босиком (1916, сборник стихов)
  • Стенька Разин (1916, роман) - в 1918 издан под названием «Степан Разин»
  • Звучаль веснеянки, 1918 (стихи)
  • Сердце народное - Стенька Разин, 1918
  • Стенька Разин. Пьеса, 1919
  • Семья Грибушиных. Сценарий к фильму, 1923
  • 27 приключений Харта Джойса. Роман, 1928
  • Емельян Пугачёв. Поэма, 1931. Поставлена как опера в Мариинском театре.
  • Иван Болотников. Поэма, 1934
  • Уральские поэмы (1934, сборник)
  • Три поэмы, 1935
  • Родина счастья, 1937
  • Жизнь с Маяковским. Воспоминания, 1940

4. Издания

  • Каменский В.В. Избранное, 1958.
  • Каменский В.В. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. Н.Л. Степанова. - М., Л.: Сов. писатель, 1966. - 499 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
  • Каменский В.В. Лето на Каменке: Избранная проза. - Пермь, 1961.
  • Каменский В.В. Стихи, 1977.
  • Каменский В.В. Жить чудесно! - Пермь, 1984.

5. Память

  • Именем Василия Каменского названа улица в микрорайоне Парковый города Перми.
  • В селе Троица в Пермском районе Пермского края в доме, где в 1932-1951 годах жил поэт, открыт Мемориальный дом-музей В. В. Каменского.

6. Другие факты

  • Работал с Мейерхольдом.

Примечания

  1. Русские писатели. XX век. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч. I: А-Л. Москва: Просвещение, 1998. ISBN 5-09-006993-X. С. 594

8. Библиография

  • Гинц С. Василий Каменский. - Пермь, 1984.
  • Сценаристы советского художественного кино. М., 1972. - С. 160
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз . - ISBN 5-8334-0019-8
  • Всемирный биографический энциклопедический словарь. М., 1998. - С. 321
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 09.07.11 18:22:09
Похожие рефераты: Василий Каменский , Каменский , Петр (Каменский) , Стеблин-Каменский М И , Анатолий (Каменский) , Александр Каменский , Никанор (Каменский) , Каменский Александр .

Священник, который в части Европы провёл образовательную реформу, родился в небогатой семье и почти не знал родительского тепла, поскольку и отец, и мать умерли очень рано от чумы. Наверное, поэтому у него было столько идей о правильном воспитании детей и столько методов, как дать им больше и времени, и знаний и любви, чем было принято в те годы.

Семья и образование

Ян Коменский родился в городке Нивнице в Моравии. Его родители принадлежали к религиозной общине Чешских братьев. Кроме Яна у них было ещё две дочери. Отец работал на мельнице.

Дед Яна переехал в Моравию из Словакии, затем изменил свою фамилию в честь городке в котором поселился - Комне, так и стал Коменским.

Начальное образование будущий педагог получил в местной братской школе.

Из-за чумы, которая в то время бушевала в Европе, Ян остался без обоих родителей и сестёр - все они умерли в 1602-1604 годах.

В 16 лет Ян переехал в городок Пршеров, где пошёл учиться в латинскую школу, где пробыл два года. В 1611 он крестился, получив второе имя - Амос, и стал священником. Ему поручают место управляющего Советом общины братьев, кроме того он также и учитель-проповедник.

Следующими этапами в жизни Коменского стали учёба в академии Херборна и Гейдельберском университете. В то же время Ян начинает работу над своим первым серьёзным трудом «Театром всех вещей», который будет создавать, начиная с 1614 следующие 13 лет. Кроме того он начал трудиться над «Сокровищницей чешского языка». И если первая книга была своеобразной энциклопедией, то вторая — первый словарём чешского языка. Работа над ним будет окончена лишь в 1656 году.

Педагогическая деятельность

В 1614 Ян возвращается в Пршеров и следующие четыре года работает там учителем в местной братской школе. После переезжает в городок Фульнек, где изучает эпоху Возрождения. Там же он пишет «Моравские древности» и девять лет жизни отдаёт на то, чтобы составить карту Моравского края.

В 1618 году он женится, но через четыре года жена и оба ребёнка умирают от чумы.

В 1624 он женится вторично.

Несмотря на бурную научную деятельность, у него возникают проблемы на религиозной почве: католики начали гонения против Моравских братьев, к которым принадлежал и Коменский, и других протестантов. Это повлияло на его решение переехать в Польшу. Там он оседает в городе Лешно, где за год до его приезда, в 1626, Моравские братья открыли собственную гимназию. В ней он и остался на должности ректора и преподавателя, параллельно работая над своими трудами.

В 1632 году он издал «Дидактику», сперва на чешском языке, затем шесть лет ушло на перевод книги ещё и на латынь. В 1638вышла его Didactica Magna.

Кроме научных трудов он также работал и над учебниками: из-под его руки вышли «Физика» и «Астрономия». Он написал «Материнскую школу» — один из первых в Европе трудов о воспитании детей.

Коменский также был приверженцем пансофии - движения, которое предусматривало обучение всему. Его идеи стали весьма популярными в Европе. Коменского приглашают в Англию, чтобы там он мог реализовать свои методики на практике. Его книги начинают активно переводить на разные языки.


Переезды и школьные реформы

В 1641 году из-за гражданской войны Коменский переезжает из Англии в Швецию, где канцлер предложил ему провести образовательную реформу. Но из-за бумажной волокиты и дипломатических дел, замысел не был осуществлён. В результате в Швеции реформу провели по примеру Упсальского университета.

В 1648 году умирает вторая жена Коменского, через год он женится ещё раз, чтобы было кому позаботиться о детях.

В 40-х годах он также активно работает над учебниками, в результате чего в 1651 году его приглашают осуществить школьную реформу в Трансильвании.

Первым городком, который попал под новации, стал Шарошпатак. После реорганизации местных школ, он снова вернулся в Лешно в 1656, где его возводят в епископы. Там пробыл год, но из-за войны на территории Речи Посполитой, решил бежать, поэтому и перебрался в Амстердам. Этот переезд был скорее побегом: пришлось оставить всё нажитое за 28 лет имущество, огромную библиотеку и множество незаконченных рукописей

В Амстердаме он наконец может спокойно вздохнуть и работать: его проекты своевременно финансируют, а разработки ценят. Наконец он завершает и издаёт свою «Великую дидактику» в четырёх томах. Книга имела большую популярность.

Из-за конфликта между Англией и Нидерландами, Коменский рисковал опять бежать из страны, но по его призыву обе стороны заключили мирный договор.

Из-за пережитого и постоянных переездов здоровье Коменского пошатнулось. Работать ему было уже тяжело, поэтому свои последние разработки за ним записывали помощники.

Ян Коменский умер в возрасте 78 лет. Его похоронили в Нардене - пригороде Амстердама.


Основные идеи педагогики и философии Коменского

Ян Коменский важную роль в воспитании детей отводил именно примеру взрослых.

Кроме того в основе его пансофии лежит систематическое повторение уже пройденного материала и объяснения, как эти знания могут пригодиться в жизни.

Нравственные качества у детей нужно развивать раньше, чем они научатся говорить. В то же время нужно делать всё, чтобы разум ребёнка всё время узнавал что-то новое. А детей нужно воспитывать лишь в духе гуманизма.

Учитель - это не профессия, а призвание.

Познания всегда приходит через три источника: веру, чувства и разум.

У каждого познания есть три ступени: эмпирическая (личный опыт), научная и практическая.

Вся школа жизни, по Коменскому, делиться на семь ступеней: школа рождения, потом младенчества, после неё - школа детства, школа отрочества, когда возникает тяга к наукам, искусству и ремеслам, после - школа юности, школа жизненной практики и последняя - школа старости.

  • В Киеве в 1907-1918 годах действовало чешское культурно-просветительское общество имени Яна Амоса Коменского.
  • На территории Чешской республики было выпущено несколько серий медалей Яна Амоса Коменского.
  • Портрет Яна Амоса Каменского помещён на аверс банкноты в 200 чешских крон.
  • В честь Коменского названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).
просмотров