Каменский биография кратко. Ян амос коменский - биография, информация, личная жизнь. Методики и школьные реформы Коменского

Каменский биография кратко. Ян амос коменский - биография, информация, личная жизнь. Методики и школьные реформы Коменского

Василий Васильевич Каменский (1884-1961) родился в семье управляющего золотыми приисками, раннее детство прошло в пос. Боровское на Урале. Осиротев в пять лет, жил у родственников в Перми, учился в церковноприходском училище. В 1902-1906 работал конторщиком на железной дороге, печатал заметки и стихи в уральских газетах.

В 1902 увлекся театром и стал выступать на провинциальной сцене, гастролировал по разным городам России. В 1903 г. попал в труппу В. Мейерхольда и по его совету оставил сцену ради занятий литературой. В 1906 переехал в Петербург и, сдав гимназические экзамены, получил возможность обучаться на сельскохозяйственных курсах.

В 1908 пришел в только что открывшийся «журнал литературных дебютов» - «Весна», и так понравился главному редактору Н. Шебуеву, что тот предложил ему место секретаря редакции. Здесь Каменский стал печатать свои незрелые юношеские литературные опыты; здесь же он познакомился с известными столичными писателями и «открыл» В. Хлебникова, впервые напечатав в «Весне» его прозу.

Вместе с Хлебниковым, Д. Бурлюком (у которого учился живописи) и E. Гypo участвовал в организации литературной группы «кубофутуристов» и до конца оставался верен этому направлению. Написал пьесу (принятую к постановке одним из петербургских театров), антиурбанистический роман «Землянка» (1910), редактировал коллективные сборники футуристов, где печатал и свои «солнцевейные» стихи, а в феврале 1911 года купил моноплан «Блерио XI» и стал одним из первых русских авиаторов.

Учился пилотажу у самого Л. Блерио в Париже, а потом совершал полеты из Гатчины, Перми и на юге; чудом остался жив после катастрофы над польским городом Ченстоховом. Показательные полеты сопровождал чтением лекций; в конце 1911 написал 4-актную пьесу «Жизнь авиаторская». На деньги, заработанные «воздушными» выступлениями, приобрел земельный участок под Пермью на реке Каменка и стал жить в собственной усадьбе, не оставляя при этом занятий литературой, живописью и авиацией.

Приехав в 1913 году по приглашению Д. Бурлюка в Москву, познакомился с В. Маяковским и вновь активно включился в движение «будетлян»: читал в Политехническом музее свои стихи и лекцию «Аэропланы и поэзия футуристов»; ездил со своими товарищами в турне по России, печатался во всех коллективных изданиях.

С 1914 начинают выходить «железобетонные поэмы» В. Каменского («Танго с коровами», «Константинополь» и др.), представлявшие собой пятиугольные книжки (лист со срезанным углом, расчерченный на неправильные многоугольники, заполненные буквами, целыми и усеченными - «заумными» - словами).

Спустя несколько десятилетий такие графические опыты стали называть на Западе «конкретной поэзией». Летом 1915 Каменский окончил свое главное произведение - роман «Стенька Разин», не столько историческое, сколько мифологизированное, стилизованное под фольклор повествование.

В 1916-17 жил в Тифлисе, с блеском выступая в цирке: выезжал на арену на белом коне в костюме «Стеньки Разина» и обращался к публике с речью о поэзии и с декламацией стихов. На вырученные деньги издал большую книгу стихов - «Девушки босиком».

В 1917 организовал в Москве «Кафе поэтов»; во время революции выпустил «Декрет О заборной литературе, О росписи улиц, О балконах с музыкой, О карнавалах искусств». После революции жил в своей усадьбе на Каменке, но много писал и путешествовал, сочинял темпераментные мемуары - «Путь энтузиаста».

Последние тринадцать лет жизни был парализован, прикован к постели.

Ян Амос Коменский — выдающийся чешский педагог-гуманист, годы жизни: 1592-1670

Труден был жизненный путь Коменского, изгнанного германскими завоевателями из родной Чехии и вынужденного скитаться по разным странам (Польша, Венгрия, Голландия). Многообразной была его деятельность - учителя, проповедника, учёного, философа. И красной нитью через неё проходят глубокий демократизм, забота о судьбе обездоленных, вера в человека, стремление поднять культуру родного народа.

Факты из биографии, взгляды, мировоззрение

Не раз приходилось Коменскому покидать родную землю, видеть, как гибнут в огне военных пожаров его рукописи и книги, начинать сызнова то, что было уже сделано. Религиозные войны и иноземные нашествия сотрясали Чехию, родину Коменского. И потому, наверное, столь постоянно, столь неизменно звучит в книгах Коменского мечта о мире, о совершенном устройстве человеческого общества. Вернейший путь к этому Коменский видел в просвещении - не случайно одна из последних работ его, «Ангел мира», формулирует идею создания международной организации, охраняющей повсюду мир и распространяющей просвещение, - идею, на столетия опередившую свою эпоху.

Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура. Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии - здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции - им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии - здесь тоже работал Коменский; и в Голландии -здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.

Коменский был членом секты «чешских братьев». В религиозной оболочке эта секта выступала против власти богачей, против феодальных порядков. В книге «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский писал, что одни пресыщаются, другие голодают, одни забавляются, другие рыдают.

В XVII веке земли и политическая власть Чехии находились в руках немецких феодалов. В деятельности Коменского борьба против угнетателей народа естественно слилась с борьбой за национальную независимость Чехии, с борьбой против войн, за мир между народами. «Люди, - писал Коменский, - являются гражданами одного и того же мира, и ничто не мешает им установить широкое объединение на основе человеческой солидарности, общих знаний, прав, религии».

Коменский, естественно, не мог в ту эпоху правильно определить пути уничтожения социальных противоречий. Он думал, что их можно преодолеть средствами религии, нравственного совершенствования, воспитания. Но в противовес средневековой церкви он подчёркивал, что человек не «раб божий», а «творец вселенной».

Яе Амос Коменский как педагог

Педагогическая деятельность начинается складываться в ранние годы ученого, во время того, как Коменский был священником, был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста». Будучи ректором национальной школы, расположенной в городе Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом всей своей жизни, состоящим из четырех томов, под названием «Великая дидактика». В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человечества является педагогика . Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной. В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.

Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.

Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке , руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.

Коменский о воспитании детей в семье

Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей . Он был убеждён, что все люди - и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.

Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье . В «материнской школе» - так назвал он воспитание до шести лет - детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться. Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни. Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году. Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.

Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.

Педагогика Яна Коменского

Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.

Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».

Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы - чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».

Коменский сформулировал «золотое правило наглядности» , согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое - зрением, слышимое- слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:

«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».

Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании». Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.

Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.

По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.

Неизмеримый вклад в педагогику

Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки . В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи. Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным. Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.

Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.

Наглядность, активность, доступность обучения - эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике». И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, - дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский.

И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского - основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

1884-1961

Родился в 5(17) апреля 1884 г.
В одиннадцать лет Каменский начал писать стихи.
По семейным обстоятельствам Василию пришлось, оставив учебу, устроиться на работу в бухгалтерию Пермской железной дороги.
В 1902 г. Каменский, очарованный театром, решил попробовать себя в качестве актера.
Актерский путь привел Каменского в Николаев, в труппу В. Мейерхольда. Однажды Василий, сочтя, что поэтический монолог в одной из его ролей никуда не годится, написал стихи, которые прочитал на репетиции. После этого Мейерхольд посоветовал ему бросить театр и посвятить себя литературе.
Последовав его совету, Каменский уехал на родину, где в 1904 году начал сотрудничать в газете «Пермский край», публикуя стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие левые убеждения. Вел агитационную работу в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. Освободившись, отправился в путешествие в Стамбул и Тегеран.

В 1907 сдал экзамен на аттестат зре¬лости в Санкт-Петербурге, изучал агрономию, а с 1908-го года работал заместителем главного редактора в журнале «Весна», где познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами (Бурлюком, у которого учился живописи, Хлебниковым и другими).
В 1911 году ездил за границу, в Берлин и Париж, для обучения лётному делу, на обратном пути побывал в Лондоне и Вене, затем недолгое время был авиатором, одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI». Ввел в обиход новое значение слова „самолёт“.
В 1913 году переехал в Москву, где примкнул к группе «кубофутуристов» и активно участвовал в её деятельности (в частности, в издании сборника стихов «Садок судей»).
В 1914 г. он стал редактором «Первого журнала русских футуристов», который издавал Давид Бурлюк; вместе с Бурлюком и Маяковским активно путешествовал по стране с выступлениями и в дальнейшем часто выступал с чтениями своих футуристических произведений. Один за другим выходят в свет его поэтические сборники.

Октябрьскую революцию Каменский воспринял с восторгом, как и большинство других футуристов.
В 1919 г. он стал работать в Высшей военной инспекции и в качестве культурного работника отправился на Южный фронт. Там он попал в плен к белогвардейцам и до взятия Крыма Красной Армией сидел в ялтинской тюрьме. Затем уехал на Кавказ, в Тифлис, где поступил на работу бухгалтером, но вскоре вернулся обратно в Россию.
Участник группы «ЛЕФ».
В 1920-е написаны: книга "Лето на Каменке", повесть "27 приключений Хорта Джойса" и др. В 1930-е - поэмы "Емельян Пугачев", "Иван Болотников". Мемуарные книги - "Путь энтузиаста", "Жизнь с Маяковским".

В 1934 г. поэт возглавлял Центральный театр воднотранспортников и вынашивал идею создания «плавучего» театра. Тогда же он передал свой хутор Каменка со всем имуществом в собственность колхоза.
В 1944-1945г. г. в тбилисской больнице ему ампутировали ноги. 19 апреля 1948 года поэта сразил инсульт, последние годы жизни он провёл парализованным.
11 ноября 1961 г. Василий Каменский скончался. Урна с его прахом покоится на Новодевичьем кладбище.

Судьба разбросала Каменского и его друзей, тех, кого "спаяла воедино любовь к поэзии великой дружбой" и кто "по-братски шел об руку во имя футуризма". После революции Каменский остался в России, его "братья-друзья" Бурлюк, Евреинов, Григорьев, Судейкин оказались в эмиграции.
На протяжении нескольких лет Каменский не расставался с надеждой еще раз повидаться с друзьями; если не самому вырваться в Америку, то зазвать их назад в Россию. Он не помышлял об эмиграции, ему просто хотелось "посмотреть, в чем там суть". Он много и часто писал своему другу pежиссеpу, дpаматуpгу и теоpетику театpа Николаю Николаевичу Евреинову (1879-1953), рассказывая о своей жизни в Советской России, о проблемах и успехах.

В 1926 году В.В.Каменский побывал в Баку, об этой поездке и незабываемых для него моментах небывалого литературного успеха в этом городе он написал Н.Н. Евреинову.

В марте 1926 года Каменский пишет Евреинову:

Здесь, в Пензе, мы прогостим до 20-го марта и выедем в Баку на 10 дней, а оттуда на Каменку, на летние каникулы... Что я делаю? ... Как поэт обязан к июню (для част. изд-ва) сдать книгу стихов-поэм. А пока в качестве лектора читаю лекции. Это и в Баку будет.

В первых числах октября поеду в Пензу на 2 недели. Потом в Баку на 2 недели...

И лишь в конце 1926 года удалось В.В. Каменскому попасть в Баку.

СССР. Азербайджан. Баку.
Улица Саратовца Ефимова, д. 7.
О. П. Шильцовой. Для.
Декабрь 1926
Родной мой друг Количка,
твое последнее письмо (посланное на Пермь) задержалось там 2 недели, т.к. там не знали точно, где я пребываю. А я вот живу в Баку, и сюда на днях только переслали твое письмо. Однако никакой там визитной карточки (о чем ты писал) не оказалось. Я адресую по конверту. Полагаю дойдет.
Радуюсь успехам твоим художественным и долларным, но не радуюсь твоей общей усталости. Здоровье слишком важная вещь, чтобы его так по-американски тратить. Не зарывайся. Пора тебе, брат, взяться за отдых, а то сгоришь раньше положенного срока. Советую передохнуть, переоправиться, возродиться. Замотался ты, сердечный, задолларился.
К вашей нью-йоркской Ко прибавился Боря Григорьев - один из тех трех моих братьев-друзей (т.е. ты, Григорьев, Бурлюк), кот. я люблю. Больше этих трех у меня нет никого на свете. И все вы трое в Нью-Йорке. Неужели не стыдно вам, что меня нет среди вас. Ведь ясно: я должен быть с вами.
Но вы далекие, но близкие, как-то странно мало проявляете желания, действенного желания найти способ скорей привлечь и меня в Америку. Понимаю, вам не до меня, и я не в обиде. Глупо было бы с моей стороны удариться в обиду. Однако я не унываю и все жду, жду, жду, что вот-вот-вот ты и Додя возьметесь за меня и я, наконец, тронусь.
В сущности дело мое только за деньгами, чтобы выехать, по крайней мере, с 750 дол. Жену я оставлю в Париже, а сам в Нью-Йорк ахну до лета. Так я направлен и настроен. Заработать здесь эти 750 дол. мне сразу невозможно, а заработывая по частям по месяцам, ни черта не скопишь, ибо надо жить, надо кушать, надо вообще. Время же идет.
Додя же ничего не пишет. Впрочем, Боря Григорьев пишет, что он говорил с Додей и мой великий друг-брат уверил,будто кто-то собирается меня в Нью-Йорк выписать. Вот это было бы гениально. Иначе трудно. Мне лишь бы доехать, а там моя голова сделает свое дело: буду стихи и лекции читать, на гармошке играть, фокусы показывать, пьесы ставить, на голове ходить, шпаги глотать. Найду что-нибудь подходящее. С Фордом, например, аэропланы буду заворачивать.
Держу пари, что, несмотря на твое запугивание конкуренцией,не пропаду. Авось. Ибо всю жизнь занимался конкуренцией и не жалуюсь на судьбу. Напротив, очень недурно себя чувствую. И победы свои считаю делом естественным. Как видишь, по-прежнему я неплохого мнения о своих "гениальных возможностях".

В Баку в Драм. Театре пойдет мой "Пушкин", в цирке "Емельян Пугачев", в 2 клубных театрах комедии "Скандальный мертвец" и "Женитьба совработника".
Это все задержит меня тут 1 месяц или полтора.

А в Баку жить, брат, изумительно. Сегодня 4 декабря, а я хожу без пальто. Тепло, моревейно, виноградно, легко и укладисто. Лишь одна у нас всеобщая печаль: денег в стране мало. При своих силах я должен бы заработывать кучу, а этого нет. Только на жизнь и хватает. Живу же, разумеется, не худо.
Баку, Количка, теперь тебе не узнать. Есть трамвай, есть электрич. жел. дорога. Площади превращены в дивные сады. Много грандиозных построек. Населенье удвоилось. Жизнь бьет фонтаном нефти.
Худож. успех у меня тут огромный. Признатьсяя читаю теперь еще лучше. И голос стал еще больше, музыкальнее. Из меня выходит композитор словотворчества-звукотворчества. Чем дальше читаю, тем успех больше растет, а под конец ногами топают, требуя повторения. А я говорю аудитории: но ведь вы же, милые, утомились слушать, ведь я уже час бисирую, черт возьми. А мне кричат: хоть умрем, а еще, еще! Беда с этим успехом: шуму много, денег мало. Несуразица.
В Нью-Йорке, пожалуй, следует, как приеду, поднести меня как мастера чтения. Ну, а за сим целую Аничку, целую каспийски тебя с любовью.
Вася
Р.S. Прилагаемые стихи "Червонная осень" пользуются всюду исключительным успехом. И, конечно, "Жонглер" и сверхуспехом "Пожар Пугачевский" , громадная, аховая, огненная поэма.
Всем этим хвастаюсь для того, чтобы ты принял действительные меры к водворению меня в Нью-Йорк, хотя бы на два месяца. Ужасти как посмотреть хочется и себя показать. Ты пишешь, что хлопочешь по части въезда в Нью-Йорк "нескольких моих друзей". Не забудь и обо мне грешном. Уверяю, что я буду тебе полезен для симпатического пищеварения и освежения духа вообще. Коля, ведь я же талантливый парень и не тяжелый человек. Черта ли тебе еще надо, ядрена мать.

Собутыльник Василий

Видимо, впечатления от горячего приема почитателями его таланта были так глубоки, что Каменский в мае 1927 года, будучи уже в Сухуме, пишет об этом вновь Евреинову:

Каменский Василий Васильевич (05(18).04.1884, с. Боровское Пермской губ., ныне Нижнетуринский р-н Свердл. обл. – 11.11.1961, Москва) – поэт, драматург, беллетрист, один из первых профессиональных российских летчиков. Член Союза советских писателей (1934). Кавалер ордена «Знак Почёта» (1939), ордена Трудового Красного Знамени (1944). Родился в семье смотрителя Теплогорских золотых приисков графов Шуваловых, воспитывался в г. Перми в семье родственника Г. С. Трущева – служащего пароходства Любимовых. Окончил Пермское городское училище, Санкт-Петербургские высшие сельскохозяйственные курсы (1911), Варшавскую школу пилотов «Авиата» (диплом № 67). Прожил чрезвычайно яркую и насыщенную событиями жизнь. В молодости был служащим на железной дороге, актёром, участвовал в революционных забастовках 1905 г. в Нижнем Тагиле. В течение всей жизни много путешествовал (в т.ч. по Ближнему Востоку и Европе), летом жил в имении Каменка (1911-1931) и усадьбе в с. Троица Пермского р-на (1932-1951). Последние годы жизни из-за тяжелой болезни провёл в Москве.
В ранней творческой деятельности – поэт-футурист, художник-авангардист, активный участник литературно-художественной жизни Москвы и Петербурга 1910-х гг., один из организаторов группы кубофутуристов «Гилея», участник объединений «Ноль-десять» и «ЛЕФ». Произведения 1900-1910-х гг. (книги «Землянка», «Его-моя биография Великого Футуриста», «Девушки босиком», «Звучаль веснеянки», стихи в коллективных сборниках «Садок судей», «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Взял. Барабан футуристов», «Весеннее контрагентство муз», «Четыре птицы») проникнуты антиурбанистическими настроениями, импрессионистической непосредственностью, авангардистскими экспериментами. В 1910-1912-х гг. профессионально занимался авиацией, выступал с показательными полетами в Перми, городах Польши (Варшава, Ченстохов). Одним из лучших образцов русской визуальной поэзии признаётся книга Каменского «Танго с коровами» (1914), сборник т.н. «железобетонных поэм» – фигурных стихов и вербально-графических композиций. Широкую известность у современников поэту принёс роман «Стенька Разин» (1916; одноименные поэмы 1918, 1929 гг. и пьесы 1919, 1923 и 1925 гг.), народоосвободительной пафос и стихия низовой речи которого оказались созвучны революционному настрою эпохи. В 1920-е гг. писал киносценарии («Семья Грибушиных», «Кино-Москва», реж. А. Разумный, 1923; «Трагедия Евлампия Чиркина», киноконтора «Красная звезда», реж. М. Вернер, 1925; «Митрошка – солдат революции», ВУФКУ, реж. М. Терещенко, 1929) и пьесы («Здесь славят разум», 1921; «Козий загон», 1926; «Селькор», 1927; «На посту», 1927). Послереволюционные произведения (поэмы «Родина счастья», «Юность советская», «Камстрой», «Урал», роман «Могущество») следовали основным тенденциям развития соцреализма, сохраняя при этом пантеистическую тональность и импрессионистичность. Мемуарные книги Каменского («Его-моя биография», «Путь энтузиаста», «Юность Маяковского», «Жизнь с Маяковским») до настоящего времени остаются важным историко-литературным источником.
Материалы архива поэта находятся в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственном литературном музее, Государственном музее В. В. Маяковского, Пермском краеведческом музее, Государственном архиве Пермского края. Дом В. В. Каменского в с. Троица с 1991 г. является мемориальным домом-музеем поэта (филиал Пермского краеведческого музея). Именем поэта названы улицы в микрорайоне Парковый г. Перми и в с. Троица Пермского района. В этнографическом парке истории реки Чусовой в г. Чусовой поэту посвящен тематический комплекс.

Соч.: Землянка. СПб, 1911. 172 с.; Танго с коровами. М., 1914. 34 с.; Стенька Разин. М., 1916. 194 с.; Девушки босиком. Тифлис, 1917. 144 с.; Книга о Евреинове. Птг., 1917. 103 с.; Его-моя биография великого футуриста. М., 1918. 228 с.; Звучаль веснеянки. М., 1918. 160 с.; 27 приключений Хорта Джойса. М. ;Птг., 1924. 126 с.; И это есть: Автобиография. По-эмы. Стихи. Тифлис, 1927. 64 с.; Лето на Каменке: Записки охотника. Тифлис, 1929. 192 с.; Емельян Пугачев. М., 1931. 198 с.; Путь энтузиаста. М., 1931. 272 с.; Юность Маяковского. Тифлис, 1931. 84 с.; Иван Болотников. М., 1934. 157 с.; Родина счастья. М., 1937. 96 с.; Мо-гущество. М., 1939. 268 с.; Жизнь с Маяковским. М., 1940. 212 с.; Отечественная война. Пар-тизаны. Пермь, 1941. 64 с.

Лит.: Абашев В. В. Пермь как текст: Пермь в русской культуре и литературе ХХ в. Пермь: ПГУ, 2000. 404 с.; Антипина З. С. Литературная репутация и творчество В. В. Каменского в историко-культурном контексте 1920-1930-х годов: дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. Пермь, 2012. 163 с.; В. В. Каменский в культурном пространстве ХХ века: материалы науч.-практ. конф. / [ред. В. В. Абашев]. Пермь: Перм. обл. краевед. музей, 2006. 212 с.: ил.; Гинц С. М. Василий Каменский. Пермь: Кн. изд-во, 1984. 221 с.; 32 л. ил.; Ежиков И. Г. Неизвестный Каменский: По страницам дневников и писем поэта Василия Каменского. Пермь, 2009. 130 с.; Молок Ю. Типографские опыты поэта-футуриста // Каменский В. Танго с коровами: Железобетонные поэмы. Факс. изд. М., 1991. 36 с.

просмотров