Как уйти от более маневренного противника. Высший пилотаж: Воздушные маневры. Положительные стороны атаки

Как уйти от более маневренного противника. Высший пилотаж: Воздушные маневры. Положительные стороны атаки

Российские спортсмены-пилотажники постоянно становятся победителями мировых первенств, самолеты Су-29 и Су-31 давно признаны лучшими спортивными самолетами, а выступления на авиасалонах таких летчиков, как Пугачев, Квочур, Фролов, Аверьянов, пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» неизменно срывают аплодисменты зрителей! Это неудивительно, если вспомнить, что родоначальник высшего пилотажа — русский пилот Нестеров.

Начало

На заре развития авиации быть летчиком было весьма рискованно: о поведении самолета в воздухе тогда было известно очень мало, и это было основной причиной большого количества вроде бы необъяснимых катастроф и аварий. Кажется, самое логичное в борьбе за безопасность полета — сделать самолет как можно более устойчивым, уменьшив возможность возникновения значительных углов крена. Однако некоторые пилоты и авиаконструкторы справедливо полагали, что на самом-то деле аварий можно избежать только в том случае, если летчик умеет правильно управлять самолетом. Одним из таких прогрессивных пилотов был Петр Нестеров. Имея богатый летный опыт и знания в области математики и механики, он сначала обосновал возможность выполнения глубоких виражей, а потом осуществил их на практике. Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолета всюду опора», 27 августа 1913 года в небе над Киевом Нестеров впервые в мире выполнил на самолете «Ньюпор-4» замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим маневром он в очередной раз доказал, что самолет в любом положении покоряется летчику, положив начало высшему пилотажу.

Русский штопор

Огромное значение в совершенствовании и развитии пилотажа сыграла Первая мировая война. В то время самолеты прежде всего использовались для разведки и корректировки огня артиллерии. В случае редких встреч в воздухе летчики противоборствующих сторон обменивались одиночными выстрелами из пистолетов или, поднимаясь выше вражеского самолета, сбрасывали на него бомбы. Такой способ ведения воздушного боя был, мягко говоря, неэффективным, поэтому возникла необходимость в разработке новых приемов ведения воздушного боя, а значит, и новых приемов пилотирования. Например, Петр Нестеров предложил боевой прием «таран», который требовал от пилота достаточно высокого мастерства: необходимо было пересечь курс самолета противника, который пытался уйти от столкновения. Появление на самолетах пулеметов заставило задуматься уже не только о пилотировании, но и о совершенствовании летных характеристик аэропланов. Все это привело к возрастанию углов крена и атаки при пилотировании, а так как вдобавок ко всему летчики выполняли все эволюции очень резко, значительно возросло количество катастроф. В числе аварий наблюдались случаи падения самолетов с одновременным вращением, причем такие происшествия всегда заканчивались потерей самолета и, в большинстве случаев, пилота. Летчики, оставшиеся в живых, утверждали, что самолет, начав вращаться, становился неуправляемым. Никто твердо не знал, что произошло и что делать, попав в такую ситуацию. Многие верили, что в воздухе были «воздушные ямы», похожие на водовороты до самой земли. Падение самолета с одновременным вращением его и потерей управляемости назвали штопором. Способ выхода из штопора придумал русский военный летчик Константин Арцеулов. Путем теоретических исследований он пришел к выводу, что при попадании машины в штопор нужно отдавать ручку управления от себя, а нажатием на педаль отклонять руль направления в сторону, обратную штопору (обычно летчики, попавшие в штопор, наоборот, старались приподнять опущенный вращающийся нос самолета и тянули ручку управления на себя). В сентябре 1916 года самолет «Ньюпор-21» взлетел с аэродрома Качинской школы летчиков. Набрав высоту, машина вошла в штопор после сваливания на крыло и, выполнив три витка, по воле летчика перешла в крутое пикирование. Это была победа над самым грозным противником пилотов. В том же полете Арцеулов повторил штопор, сделав уже пять витков. В октябре штопор был введен в программу обучения истребительного отделения Качинской школы и стал фигурой высшего пилотажа. И петля Нестерова, и штопор были не просто фигурами высшего пилотажа — они нашли практическое применение. Например, российский ас Евграф Крутень уходил от атакующего сзади, выполняя петлю Нестерова, после чего сам атаковал противника. Многие русские военные летчики стали вводить самолет в штопор преднамеренно, попав под огонь зенитных орудий противника. При этом создавалось впечатление, что машина сбита и падает. Стрельба по самолету прекращалась, а летчики выводили машину из штопора и уходили из зоны обстрела.

«Скорость, высота, маневр, огонь»

Эта крылатая фраза Александра Покрышкина стала основной формулой успеха истребительной авиации в период между двумя мировыми войнами. Прежде всего потому, что для истребителей основным средством борьбы с самолетами противника по‑прежнему был выход в заднюю полусферу, ведь все оружие истребителя направлено вперед и он не может защищаться от атаки сзади. Так что для того, чтобы оказаться позади вражеского самолета, использовалось все: высота, скорость, маневренность и, конечно, мастерство летчиков.

Основным тактическим приемом было пикирование на самолет противника (крутое снижение самолета по прямолинейной траектории с углами наклона 300 и более применяется для быстрой потери высоты и разгона) с последующим переходом на горку (при выполнении горки самолет, наоборот, набирает высоту с постоянным углом наклона траектории).

Для защиты от противника использовались любые приемы, которые могли бы помешать прицеливанию. Это, например, бочки (когда самолет поворачивается относительно продольной оси на 3600 с сохранением общего направления полета), всевозможные виражи, развороты, перевороты, повороты, скольжения, пикирование.

Все эти фигуры в зависимости от конкретной ситуации выполняются с разными углами атаки, разными радиусами и скоростями, но в конечном итоге представляют собой вариации нескольких стандартных фигур, которые описаны и имеют название (например, бочка, штопорная бочка, боевой разворот, переворот и т. п.). В каждом случае летчик выбирает оптимальную с его точки зрения серию фигур, которая поможет сорвать прицеливание и атаковать самому. Так что успех воздушного боя определялся не только тем, чей самолет маневреннее и быстрее, но и прежде всего тем, насколько хорошо летчик владел искусством пилотажа.

У бомбардировочной авиации были другие проблемы — преодоление ПВО. Здесь помогали змейки, заходы на цель с горки, пикирования или кабрирования, ведь высота значительно снижала эффективность средств ПВО.

Пилотаж против ракет

Несмотря на появление реактивных самолетов и очередное изменение тактики применения авиации, основными средствами противоборства

в воздухе остались фигуры высшего пилотажа. Они претерпевали лишь небольшие изменения, обычно в соответствии с ТТХ самолетов.

Пилотаж в подготовке военных летчиков не сдавал позиций до 80-х годов, когда с появлением нового ракетного оружия стали считать, что бои будут проходить на больших дистанциях и пилотажное мастерство летчиков не пригодится. Как бы не так! На новые ракеты нашлись средства противодействия (помехи, ловушки), и ближний бой стал опять актуален, а соответственно, и все фигуры высшего пилотажа остались востребованы.

Кстати, о ракетах — им, оказывается, вполне можно противостоять с помощью пилотажа! Обычно ракеты оказываются менее маневренными, чем самолеты, так что на небольших дистанциях резкое маневрирование поперек курса ракеты и фоpсаж с очень большой долей вероятности приводят к выходу за конус системы наведения, и ракета теряет цель. Очень эффективно и просто «нарезать круги» — у ракеты вычислитель «сходит с ума»: «Передняя полусфера — задняя полусфера — передняя полусфера — задняя полусфера, …куда же он летит?» А вот противоракетный парный маневр — змейка друг над другом в противофазе (первый вправо, второй влево и т. д.).

Воздушные тормоза

С появлением истребителей четвертого поколения (у нас это МиГ-29 и Су-27), а затем и более продвинутых, поколения 4+ (Су-30МКИ, Су-35, 37), стали возможны фигуры, выполняемые на критических режимах полета. Так появились колокол, кобра Пугачева, чакра Фролова и другие. Несмотря на именные названия некоторых фигур, сейчас один летчик не в состоянии придумать и выполнить какую-то новую фигуру, как это было на заре авиации. Сегодня это плод коллективного творчества инженеров, конструкторов и летчиков. При этом нельзя не отметить талант самих летчиков-испытателей, которые отлично разбираются в динамике

и управлении полетом летательных аппаратов. На иллюстрациях видно, как эти фигуры используются в бою.

Интересно, что такие маневры, как колокол и кобра, имеют предшественников. Еще во время Второй мировой летчики применяли в воздушном бою торможение самолета: резко закрывали газ и даже выпускали посадочные щитки, пропуская атакующий самолет вперед. Дальнейшим развитием этого приема стал маневр ножницы, придуманный американскими летчиками для торможения на палубном истребителе F-14 и выполняемый путем изменения геометрии крыла в полете и увеличения угла атаки. Атакующий самолет при этом не мог так же эффективно затормозить и проскакивал вперед, оказываясь уже в роли жертвы.

Суперавтопилот

19 июня 2003 года с аэродрома ЛИИ в Жуковском взлетел с виду обыкновенный Су-27, управляемый летчиком-испытателем Александром Павловым. Набрав необходимую высоту, самолет выполнил весь комплекс фигур высшего пилотажа, после чего сел. Казалось бы, ничего особенного, если не знать, что в этом полете впервые в мире самолет выполнял фигуры высшего пилотажа в автоматическом режиме.

Здесь мы дадим некоторые советы новичкам по использованию боевых манёвров на истребителях в игре War Thunder. Мы рассмотрим манёвры, которые применяются при атаке на противника, а также в обороне, чтобы уйти от атак вражеских самолётов.

Манёвры в атаке

Начнём гайд боевых манёвров с действий, когда вам нужно атаковать врага.

Как не пролететь врага

Самая распространённая ошибка новичков - это когда они, имея преимущество в энергии, идут в пикирование, атакуют врага, пролетают его и подставляются под атаку. Как же этого не допускать? Всё очень просто. Нужно пикировать на врага, атаковать его и уходить вверх, гася свою скорость высотой. После этого мы оказываемся в превосходстве над врагом и делаем повторный заход.

Как резать углы виражей

Представьте себе такую игровую ситуацию: вы с противником разошлись в разные виражи, а самолёт врага маневреннее вашего. В этом случае вам нужно будет срезать угол "вертикалью". Это даст вам возможность выйти раньше противника на точку стрельбы или вообще зайти ему на "шесть".

Как атаковать бомбардировщики

Основным принципом атаки бомбардировщика является то, что вы не должны попасть ему на "шесть", то есть не попасть в зону действия бортовых стрелков бомбардировщика. Для этого нужно немного пролететь бомбардировщик врага и спикировать ему прямо на крышу, таким образом вы можете атаковать кабину пилота или крылья. Если первый заход не удался, то делайте следующий заход по тому же принципу.

Манёвры в обороне

Продолжим гайд по боевым манёврам и разберем действия в обороне, когда вас атакует враг.

Как уйти от атаки в лоб

Самый простой уход от атаки в лоб противника является манёвр - вниз под врага. Мы уходим вниз под врага, ему неудобно до нас доворачивать, а мы меняем траекторию движения на нужную. Далее с ним можно завязывать манёвренный бой и т.д.

Как уйти от "бум-зума"

Самый простой приём ухода от "бум-зума" в War Thunder - это выполнение полубочки с полупетлёй. Когда вы увидели, что на вас заходит враг, то с дистанции примерно 800 метров делайте полубочку и уходите с помощью полупетли вниз. Враг вас пролетит или поломает крылья (если речь идёт о реалистичном режиме боя).

Как снять "шесть" и перейти в атаку

Если за вами увязался враг плотно на "шесть", то примерно с дистанции двести метров до врага погасите тягу двигателя и начинайте делать размазанную бочку. Как правило, таких действий враг не ожидает и пролетит вас. Затем можно переходить в атаку, делая полугоризонтальные и полувертикальные виражи.

Особая благодарность игроку Libertus за создание видео гайда.


Поделитесь информацией с друзьями:

Зарубежное военное обозрение, N1, 1985

По взглядам военного руководства HАТО, одна из главных задач, стоящих перед авиацией этого агрессивного империалистического блока, - завоевание и удержание господства в воздухе, что считается непременным условием успешного ведения боевых действий всеми видами вооруженных сил. Ее можно решить, например, путем уничтожения самолетов противника в воздухе. Кроме того, эффективность действий авиации при выполнении ею других задач также во многом зависит от способности экипажей вести воздушный бой.

Поэтому в США и других странах Североатлантического союза очень тщательно изучается опыт использования авиации в локальных войнах в Юго-Восточнои Азии, на Ближнем Востоке, а также в других военных конфликтах. Анализируя этот опыт и учитывая преимущества и недостатки современных боевых самолетов и их бортового оружия, западные военные специалисты разработали так называемую формулу воздушного боя (подробнее об этой формуле см.: Зарубежное военное обозрение, 1984, N1, с.47-54 и N2, с.53-58. - Ред.). Она отражает степень влияния различных факторов, главным образом возможностей авиационной техники, на формирование тактики и достижение успеха в бою. В ней рассматривается и фактор маневренности, под которым объединены такие показатели, как тяговооруженность, удельная нагрузка на крыло и величина, отражающая эффект механизации крыла.

Зарубежная печать отмечает, что задача летчика в воздушном бою - реализовать преимущества своей техники. Кроме того, он не должен дать противнику возможности использовать ее слабые стороны. Поэтому за рубежом при подготовке летчиков к ведению воздушных боев уделяется большое внимание отработке тактических элементов, особенно маневрированию.

В ближнем бою наиболее предпочтительной областью возможных атак, в пределах которой эффективно используются управляемые ракеты с инфракрасными головками самонаведения и пушки, натовские специалисты всегда считали заднюю полусферу цели. Эта область представляется в виде конуса с углом при вершине 40° от продольной оси самолета и высотой около 2 км (рис.1).

До настоящего времени тактика воздушного боя в ВВС стран HАТО строилась исходя из двух важнейших принципов. Во-первых, считается недопустимым вхождение истребителя противника в область возможных атак своего самолета. Во-вторых, с помощью маневра рекомендуется самому войти в аналогичную область противника. Как подчеркивает иностранная военная печать, многие из основных видов маневров фактически остались такими же, как и в годы второй мировой войны. Однако существенно изменились их параметры. В то же время с поступлением на вооружение современных истребителей появились и новые виды маневров.

Западные специалисты маневры в воздушном бою подразделяют на три основные группы: оборонительные, наступательные и нейтральные. Типичными оборонительными считаются отрыв от воздушного противника и "управляемая бочка" с большим радиусом вращения при максимальной перегрузке. К наступательным относятся "быстрый двойной вираж" (high-speed Yo-Yo), "бочка" с последующим отставанием от преследуемого самолета (lag pursuit roll) и "медленный двойной вираж" (low-speed Yo-Yo). Hейтральные включают такие виды, как "ножницы" (в горизонтальной и вертикальной плоскостях), сочетание "ножниц" с "бочкой".

Основная цель маневрирования - занять выгодное позиционное положение по отношению к противнику. В ближнем воздушном бою маневры представляют собой комплекс горизонтальных, вертикальных, а также координированных и форсированных разворотов. Как подчеркивают иностранные эксперты, при разработке типовых маневров необходимо учитывать способность самолета выполнять их совсем без потери энергии (или с минимальной), а также следующие основные факторы: оружие, электроника, маневренность и неуязвимость (индивидуальная защита).

По сообщениям западной прессы, в настоящее время на вооружении истребителей имеются ракеты класса "воздух-воздух", которые дают возможность атаковать цель в принципе под любым ракурсом. К ним относятся "Спарроу" (США), "Скайфлэш" (Великобритания), а также ряд других, оснащенных полуактивными радиолокационными головками самонаведения (ГСH). Hо для их пуска и наведения требуется четкий и устойчивый радиолокационный сигнал, отраженный от цели. Расширились возможности УР с пассивными инфракрасными ГСH. В частности, пуск американской ракеты AIM-9L "Сайдвиндер", оснащенной усовершенствованной ГСH, можно производить в области возможных атак с углом при вершине 150° от продольной оси самолета-цели.

Зарубежные специалисты отмечают, что воздушные бои, ведение которых всегда отличалось особой сложностью, стали еще более сложными. Чтобы избежать поражения, уже недостаточно только предотвратить вход истребителя противника в заднюю полусферу своего самолета, поскольку область возможных атак значительно расширилась и пуски ракет могут быть эффективно произведены почти под любым ракурсом. Существенно возросла и дальность применения оружия. Так, потеря летчиком из поля зрения самолета противника на удалении 11-18 км может стать причиной поражения, в то время как несколько лет назад это не имело бы большого значения.

По свидетельству английского журнала "Флайт", в современных условиях действия летчика-истребителя значительно облегчаются за счет установки на борту самолетов усовершенствованного радиоэлектронного оборудования, например РЛС и средств РЭБ. Первые обеспечивают автоматический радиолокационный захват и сопровождение воздушных целей. Вторые обнаруживают пуск противником ракет и создают помехи их ГСH. Все это повышает живучесть истребителя, но в конечном счете исход боя по-прежнему во многом зависит от мастерства летчика.

В последние годы, как сообщает иностранная военная печать, одним из направлений улучшения характеристик истребителя является увеличение не максимальной скорости полета, а маневренности и главным образом за счет повышения тяговооруженностй и улучшения несущих свойств крыла. Так, истребитель F-16, чтобы занять выгодное положение для атаки, может выходить на большие углы тангажа, сохраняя при этом режим управляемого полета (мгновенное изменение этого угла достигает 55°). Такими же возможностями обладает и английский самолет "Харриер" благодаря изменению направления вектора тяги.

Hатовские специалисты отмечают, что новые возможности УР класса "воздух-воздух" и их носителей привели к появлению проблемы опознавания самолетов на больших расстояниях. Перед пуском ракеты по цели, находящейся на средней иди большой дальности, летчик истребителя должен быть уверен в том, что он наносит удар по противнику, а не по своему самолету. При этом считается, что современному истребителю опасно сближаться с целью, чтобы ее опознать, но в воздушном бою ему потребуется сделать это. Решать данную проблему предлагается несколькими способами. Простейший из них - атака парой самолетов, один из которых на высокой скорости пролетает мимо цели и опознает ее, а другой находится на большой дальности от цели в готовности к пуску ракет. Однако отмечается, что эта тактика потребует привлечения дополнительного количества самолетов и, кроме того, может привести к потере элемента внезапности, что тоже очень важно.

Судя по сообщениям зарубежной печати, для решения данной задачи в странах HАТО разрабатывается новая система опознавания. Однако военные специалисты этого блока отмечают, что такое оборудование не обеспечит однозначного определения принадлежности летательного аппарата, так как отсутствие ответа на запрос может означать приближение не только воздушного противника, но и своего самолета с неисправной системой опознавания.

В военной авиации Великобритании проводятся эксперименты по визуальному опознаванию воздушных целей с использованием оптических приборов, сопряженных с бортовой РЛС истребителя. Такие приборы увеличивают изображение приближающегося самолета и, по мнению английских специалистов, окажутся весьма эффективными.

С учетом упомянутых выше и некоторых других факторов строится тактика действий современных истребителей за рубежом. Как полагают некоторые западные специалисты, в зависимости от обстановки, складывающейся в воздушном бою, особенно в ближнем, истребители могут применять различные виды маневра и тактические приемы. Hиже, по данный западной прессы, приводятся некоторые из них.

Маневр "отрыв" применяется истребителем, потерявшим шансы на успех в воздушном бою, с целью не допустить входа противника в область возможных атак своего самолета. Он выполняется с максимальной перегрузкой и максимальной тягой. В случае его успешного выполнения атака противника может быть сорвана. Однако последний может совершить контрманевр.

Hа рис.2 показан оборонительный маневр "управляемая бочка" с большим радиусом вращения и максимальной перегрузкой. Основная его цель состоит в том, чтобы обмануть атакующего, приближающегося к истребителю на большой скорости. В определенный момент летчик переводит свой самолет в "управляемую бочку" с большим радиусом вращения и с максимально возможной перегрузкой. Скорость полета истребителя постепенно падает. Из-за большой скорости сближения противник просто не в состоянии следовать за атакуемым и проскакивает вперед. После завершения маневра самолеты меняются ролями. Западная пресса отмечает, что летчику маневрирующего самодета очень важно правильно рассчитать время начала в конца маневрирования, так как поздний выход из "бочки" может привести к поражению, а если приступить к выполнению маневра раньше, то противник, обнаружив это, может выполнить "горку" и тем самым сохранить выгодное для воздушного боя положение.

Сложным видом маневра западные специалисты считают "переворот на горке" (рис.3). Он выполняется истребителем, сближающимся с маневрирующей целью на большой скорости или под большим ракурсом. Выполнение его предотвращает "проскакивание" цели. При наборе высоты истребитель теряет скорость, что уменьшает радиус разворота в верхней части траектории маневра.

По сообщению журнала "Флайт", в воздушном бою между самолетами с одинаковыми энерговооруженностью в угловой скоростью разворота может применяться маневр "полубочка" с боевым разворотом (рис.4). Он позволяет одному из самолетов постепенно занять более выгодное положение относительно другого. За счет полета истребителя со снижением возрастает его кинетическая энергия. После этого летчик выполняет "полубочку" с последующим разворотом, продолжающимся до выхода цели из маневра.

Hа рис.5 показан маневр "бочка" с последующим отставанием от преследуемого самолета. Он широко применялся летчиками истребителей "Фантом", которые способны выполнять разворот с высокой скоростью. Hазначение маневра - выйти в верхнюю часть задней полусферы противника на дальности около 2 км и с большим, чем у него, радиусом разворота. В зарубежной печати отмечается, что такое положение атакующий самолет может сохранять достаточно долго (при условии преимущества в скорости). Достоинство этого маневра состоит в том, что противнику трудно наблюдать за атакующим истребителем, а последнему сравнительно легко сделать "бочку" с набором высоты и занять выгодное положение для нанесения удара. Маневр рекомендуется выполнять тогда, когда бой ведется на слишком близкой дистанции и атакующему выгодно отойти подальше от цели для лучшего использования своего оружия.

Рис.6. Маневр "ножницы"

Маневр "ножницы", или "змейка" (рис.6), западные военные специалисты рекомендуют выполнять, если летчик обнаружит цель, следующую параллельным с ним курсом. Подчеркивается, что если противник решится принять бой, то чаще всего он будет вынужден применить такой же маневр. Каждый из них, совершая разворот на противника на минимально возможной скорости, будет стремиться вывести свой самолет в заднюю полусферу другого. При этом считается, что большое значение имеет умелое пилотирование и применение закрылков, воздушных тормозов своей машины.

Более сложной разновидностью данного маневра является сочетание "ножниц" и "бочки" (рис.7), которое характеризуется непрерывным снижением двух самолетов, разворачивающихся относительно друг друга и своих продольных осей. В журнале "Флайт" подчеркивается, что терпит поражение тот, кто первым выходит из пикирования, если дистанция между самолетами в этот момент допускает применение оружия, например стрельбу из пушек.

Как сообщается в зарубежной печати, современный воздушный бой может иметь не только дуэльный, но и групповой характер. Первичной тактической единицей в истребительной авиации ВВС стран HАТО является пара самолетов, которые, как правило, в боевом порядке рассредоточены по фронту на расстоянии 2-5 км друг от друга. По мнению натовских военных специалистов, такое построение обеспечивает наилучшие условия для взаимной поддержки, если самолет противника осуществит внезапную атаку, и может применяться в полете по маршруту, во время патрулирования и при выполнении других задач в предвидении воздушного боя. Они утверждают, что при сохранении целостности боевого порядка можно в короткий срок опознать и уничтожить самолет противника. В этом случае первоочередная задача состоит в том, чтобы обнаружить самолет противника, развернуться в его сторону, захватить в "вилку", опознать и попытаться предугадать его действия.

Одним из простейших способов решения задачи считается следующий: направить свой самолет навстречу противнику с таким расчетом, чтобы, пролетев мимо него на минимальном интервале, опознать и сообщить ведомому. Иностранные специалисты отмечают, что, как правило, летчик встречного самолета делает крен с целью определить, что же промелькнуло мимо него. В это время второй истребитель разворачивается и заходит в хвост противнику (рис.8). Если последний вовремя обнаружил пару приближающихся к нему истребителей, то он может сделать разворот в сторону одного из них. Однако в случае правильного захвата в "вилку" преимущество будет у истребителей, поскольку они могут разворачиваться в противоположных направлениях, и цель может попасть под огонь одного из них. В западной прессе этот маневр называется "сэндвич" (рис.9).

Если противнику удается избежать захвата в "вилку" (рис.10, слева), летчикам истребителей придется решать, продолжать ли атаку или выйти из боя и следовать по своему маршруту. Это зависит от поставленных перед ними задач и создавшейся обстановки.

Журнал "Флайт" отмечает, что в воздушном бою, особенно встречном, боевой порядок самолетов может принимать почти любую форму. Считается, что принцип взаимной поддержки может быть нарушен, а боевой порядок "фронт" трансформирован в "пеленг". Для атаки противника они могут применить маневр "глаз-стрелок" (рис.10, справа). Цель его состоит в том, чтобы опознать и поразить самолет за минимальный отрезок времени, не допустив его глубокого вторжения в контролируемое воздушное пространство. Опознавание производит первый истребитель ("глаз"), а поражает второй ("стрелок").

По мнению западных военных экспертов, в воздушном бою двух истребителей с одинаковыми тактико-техническими характеристиками, вооруженных управляемыми ракетами ближнего действия, исход во многом зависит от взаимного положения самолетов в начальный момент. Если сумма углов визирования с обоих истребителей, то есть с атакующего на цель и с цели на атакующий, составляет 180° (самолеты находятся на параллельных встречных курсах), эффективная стрельба ракетами невозможна. С изменением этих углов, когда атакующий истребитель заходит в хвост цели, возможности обстрела увеличиваются.

Как сообщается в зарубежной печати, результаты моделирования воздушного боя истребителей с аналогичными характеристиками на стендовом тренажере авиационного научно-исследовательского института ВВС Великобритании в г.Уортон показали, что с увеличением ракурса стрельбы ракетами вероятность исхода боя в пользу нападающей стороны возрастает.

Такой же эффект дает и расширение границ углов прицеливания при стрельбе ракетами в переднюю полусферу. Вместе с тем иностранные специалисты делают вывод, что при вооружении современных истребителей всеракурсными ракетами ближнего воздушного боя увеличение разгонных характеристик самолета за счет большого резерва мощности двигателей имеет ограниченное влияние. Доминирующей, по их взглядам, является способность совершать вираж с длительной перегрузкой. Согласно сообщениям иностранной прессы, в США и других странах - членах блока HАТО с учетом развития авиационной техники разработано значительное количество видов маневра и тактических приемов ведения воздушного боя, которые проверяются в процессе боевой учебы. Большое внимание уделяется привитию летчикам навыков быстро и правильно выбирать и выполнять их, а также переносить длительные перегрузки.

4. Маневры истребителей МиГ-15. Редакционная статья журнала Куотэрли ревью

Рис. 9. На маньчжурском берегу реки Ялуцзян были расположены 4 главных аэродрома противника. Это были авиационные базы в полном смысле этого слова, поскольку там имелись ангары, оборудование для технического обслуживания, склады снабжения и органы управления, чего не отмечалось на аэродромах в Северной Корее. На этом перспективном фотоснимке, снятом аэрофотоаппаратом с телеобъективом с разведывательного самолета, летевшего на большой высоте на корейской стороне реки Ялуцзян, показана авиабаза северокорейских реактивных истребителей у Аньдуна. Северокорейские реактивные истребители были расположены группами по обе стороны бетонной взлетно-посадочной полосы длиной 2160 м. Еще больше их было размещено вдоль рулежной дорожки и дороги, ведущей к капонирам. Только 5 самолетов находились в капонирах.

Рис. 10. На этом фотоснимке, снятом также с корейской стороны реки Ялуцзян, показан аэродром противника у Дадунгоу на маньчжурском берегу недалеко от устья реки Ялуцзян. Около 58 северокорейских реактивных истребителей находились у концов бетонной взлетно-посадочной полосы, имеющей длину 2040 м. Аэродром Дадунгоу не имел, подобно аэродрому Аньдун, больших зданий, ангаров или системы связи: однако это далеко не означало, что аэродром не действовал. Летчики сообщали, что, видели на этом аэродроме одновременно 400 самолетов.

В течение 32 месяцев, с ноября 1950 года по июль 1953 года, американские истребители F-86 встречались с истребителями МиГ-15 над Северной Кореей в водовороте воздушных боев. Это была первая в истории чисто реактивная воздушная война. Вследствие специфических условий корейской войны и свойств самолетов воздушные сражения отличались своим размахом по высоте и ошеломляющими скоростями. Атакующие самолеты устремлялись с громадных высот, где преимущество имели «миги», вниз на малые высоты, где господствовали «сэйбрджеты». На встречных курсах со скоростью более чем 1900 км/час самолеты сближались так быстро, что человеческий глаз и человеческие реакции были на пределе своих возможностей. Когда перемирие положило конец этой красочной и драматической фазе войны, общий итог составлял 802 сбитых «мига» и 56 «сэйбрджетов», то есть соотношение было 14: 1 в пользу последних.

Этот феноменальный боевой итог не внушает ВВС США ложного чувства технического превосходства. Неслыханное поражение было нанесено противнику главным образом благодаря мастерству летчиков, умелому руководству, коллективизму в действиях, разумному и изобретательному использованию сил авиации.

Истребитель «Сэйбрджет» по боевым характеристикам равен истребителю МиГ-15, однако по многим показателям он превосходит его, но когда последний управлялся опытным и инициативным летчиком, то он становился грозным и неуловимым противником. Во всяком случае, отсутствие у северокорейских летчиков боевого опыта было очевидным.

Они неохотно принимали бой, за исключением тех случаев, когда их «миги» численно превосходили «сэйбрджетов». Застигнутые в одиночку или в небольшой группе, они спешно пытались оторваться от своих противников и уйти на свои аэродромы. Стремясь уйти от «сэйбрджетов», северокорейские истребители иногда терпели аварии. Спеша через реку Ялуцзян на свои аэродромы, они иногда заходили на посадку с различных сторон аэродрома, сталкиваясь при этом на середине взлетно-посадочной полосы.

Противник показал немного нового в тактике организованных действий; в равной степени и в его поведении в воздушных боях было также мало необычного. Помимо обычных попыток использовать свое преимущество в чрезвычайно большой скороподъемности и в численном превосходстве, северокорейские истребители часто предпринимали разведывательный маневр и уходили в Маньчжурию.

Рис. 11–19 иллюстрируют 9 из более чем 30 тактических приемов северокорейских истребителей, отмеченных в Корее.

Рис. 11. «Удар и уход». В течение первых месяцев войны северокорейские реактивные истребители ограничивали свои действия в воздухе районом, находящимся в непосредственной близости к реке Ялуцзян, редко удаляясь в глубь территории Северной Кореи более, чем на несколько миль. Как только самолеты ВВС США приближались к реке на высоте 11500–12000 м, истребители противника устремлялись через границу на высоте 12000–15000 м группами по 4 самолета, разделяясь парами для атаки. Они делали один заход с пикирования, после чего немедленно уходили обратно в Маньчжурию.

Рис. 12. «Горка к солнцу». Начиная с апреля 1951 года летчики северокорейских реактивных истребителей стали смелее и агрессивнее. Когда их число увеличилось, они предпринимали вылеты к югу до Синыйчжу. Применяя усовершенствованный вариант маневра «удар и уход», северокорейские реактивные истребители совершали полет над Северной Кореей на высоте 14500–15000 м, скрываясь в лучах солнца. Обнаружив «сэйбров», патрулировавших у реки Ялуцзян на высоте 12000 м, северокорейские истребители атаковали их с пикирования, после чего, используя свою исключительную скороподъемность, резко набирали высоту и уходили в сторону солнца.

Рис. 13. «Карусель». К маю 1951 года количество северокорейских реактивных истребителей значительно увеличилось, и они стали совершать вылеты к югу до Пхеньяна. Опыт северокорейских летчиков увеличился, и их агрессивность возросла. Типичный маневр этого периода - «карусель». Двадцать или более северокорейских реактивных истребителей совершали полет по кругу, прикрывая друг друга с превышением в 1500–2000 м над «сэйбрами», патрулировавшими у реки Ялуцзян. Северокорейские истребители пикировали поодиночке, атакуя строй «сэйбров», и затем, набрав высоту, входили в новый круг и ожидали своей очереди для повторной атаки, в то время как другие истребители совершали этот маневр.

Рис. 14. «Клещи и окружение». С сентября. 1951 года по апрель 1953 года противник расширил массовое применение реактивных истребителей против небольших групп «сэйбров». В этот период особенно была заметна неопытность летчиков противника и их неточная стрельба, хотя они вели себя достаточно смело и совершали вылеты большими группами вплоть до Пхеньяна, а одиночные северокорейские реактивные истребители проникали даже южнее Сеула. Обычно одновременно вылетало до 180 самолетов. Типичный маневр этого периода - «Клещи и окружение». Первая группа в составе 60–80 истребителей пересекала реку Ялуцзян на высоте 10500 м и держала курс на юго-восток; от нее отделялись отдельные подразделения и вступали в бой с истребителями Объединенных Наций, патрулировавшими севернее реки Чёнчёнган. Часть самолетов этой группы высылалась в район Вонсана для патрулирования на фланге на большой высоте. Вторая группа истребителей направлялась к югу вдоль западного побережья. От нее отделялись атакующие и разведывательные подразделения у Нампхо и острова Цхо-до. Когда эти группы поворачивали к Пхеньяну, они снижались до высоты 4500–6000 м и летели назад к северу, вдоль главных наземных коммуникаций в поисках истребителей-бомбардировщиков и возвращающихся на свои аэродромы «сэйбров». Третья группа истребителей противника вылетала в пространстве между первыми двумя группами в направлении на Синандзю с целью уничтожить каждый самолет, попавший «в клещи». Эта группа обеспечивала также прикрытие других северокорейских истребителей, которые возвращались на свои аэродромы в Маньчжурию, имея небольшой запас топлива.

Рис. 15. «Отвлечение». С мая по июль 1952 года агрессивность и мастерство северокорейских летчиков возросли, свидетельствуя о том, что противник вводил в бой более подготовленных летчиков. Типичным в этот период являлся маневр «Отвлечение», преследовавший цель отвлечь «сэйбры» от патрулирования и позволить другой группе северокорейских реактивных истребителей проникнуть к югу и атаковать истребители-бомбардировщики и разведывательные самолеты Объединенных Наций. Противник мог использовать этот прием, так как «сэйбры» находились очень близко у реки Ялуцзян и система наземных радиолокационных станций северокорейцев в Маньчжурии могла легко их обнаруживать и наводить на них свои самолеты.

Рис. 16. «Ловушка». Летчики противника показали большое разнообразие в атаке и воздушном маневре. Они всячески старались занять такую позицию, чтобы их численное превосходство дало им возможность выиграть бой. Но если кто-нибудь из них был вынужден вести бой один, то он изыскивал всякие способы избежать боя, например, скрыться в облака, сделать резкий маневр, уйти за реку Ялуцзян. Типичным маневром в этот период была «Ловушка». «Сэйбры», патрулировавшие на высоте 8000–9000 м, обнаруживали пару северокорейских реактивных истребителей, совершавших полет на высоте 5500–7500 м, и пикировали на них с целью атаки. Большие группы северокорейских реактивных истребителей, осуществлявших прикрытие выше и сзади отвлекающих истребителей на высоте 11400–12000 м, пикировали сзади на атакующие «сэйбры», как только нижняя отвлекающая пара северокорейских истребителей уходила из-под атаки.

Рис. 17. «Пасть». «Сэйбры», обнаружив северокорейские реактивные истребители, летящие ниже их в боевом порядке фронтом, пикировали на них с целью атаки. Один крайний северокорейский истребитель выходил из строя, совершал разворот, а затем продолжал прямолинейный полет в прежнем направлении; оставшиеся самолеты разбивались на две группы, одна из которых набирала высоту, а другая снижалась. Если «сэйбры» преследовали одиночный истребитель-приманку, то верхние и нижние группы северокорейских истребителей атаковали их сверху и снизу.

Рис. 18. «Удар снизу». Когда звено «сэйбров», патрулировавшее южнее реки Ялуцзян на высоте 9000–10 500 м, обнаруживало пару северокорейских истребителей, летящих на высоте 6000–7500 м, оно атаковало их с пикирования. В это время группа северокорейских реактивных истребителей, камуфлированная сверху под местность и летевшая значительно ниже и сзади первой пары, набирала высоту и атаковала «сэйбров».

Рис. 19. «Лестница». Группа из 8 или более северокорейских истребителей совершала полет попарно. Истребители камуфлировались сверху под местность, отдельные пары располагались так, что каждая последующая пара была ниже и сзади на 300–600 м предыдущей, образуя лестницу. Ведущая пара северокорейских истребителей находилась на высоте 2400–4500 м и впереди других и служила приманкой. Когда «сэйбры» пикировали на ведущую пару, ведомые пары быстро набирали высоту и атаковали их сзади. Во всех действиях против «сэйбров» северокорейские летчики полагались на два основных преимущества: превосходство в скороподъемности и в численности, последнее иногда составляло 25: 1. К разочарованию противника, оба преимущества не дали результатов.

Из книги Асы шпионажа автора Даллес Аллен

Подготовка операции «Оверлорд» (Статья из журнала «Арми таймс») Почти перед каждой операцией союзных войск в Европе в период Второй мировой войны осуществлялись соответствующие подготовительные мероприятия, преследовавшие цель дезинформировать противника о времени и

Из книги Воздушная мощь - решающая сила в Корее автора Стюарт Дж. Т.

Секреты следует хранить (Статья из журнала «Лайф») Эти необычные документы были опубликованы сразу же после окончания Второй мировой войны. Ничего подобного история разведок не знала. В них рассматривается другой аспект кодового шпионажа и показана необходимость

Из книги «Соколы», умытые кровью. Почему советские ВВС воевали хуже Люфтваффе? автора Смирнов Андрей Анатольевич

3. «Аллея истребителей» В Корее было убедительно доказано, что при ограничении зоны боевых действий ВВС небольшими по размерам районами за линией фронта авиация не способна предпринять решающие действия, направленные на недопущение каких-либо операций со стороны ВВС

Из книги Разгром грузинских захватчиков под Цхинвали автора Шеин Олег В.

6. Мощные северокорейские ВВС сдержаны на 38-й параллели. Редакционная статья журнала Куотэрли ревью 29 июня 1950 года, то есть спустя 4 дня после того, как северокорейские войска вторглись в Южную Корею, американские ВВС получили разрешение действовать севернее 38-й параллели

Из книги Преступный режим. «Либеральная тирания» Ельцина автора Хасбулатов Руслан Имранович

11. Удары по системе электроснабжения в Северной Корее. Редакционная статья журнала Куотэрли ревью Вторая мировая война с ее комбинированным бомбардировочным наступлением показала необходимость наносить удары по всему промышленному комплексу как единой системе и

Из книги Майдан. Нерассказанная история автора Кошкина Соня

12. Мосты у Синандзю и Нёнми. Редакционная статья журнала Куотэрли ревью В конце 1952 года небольшая группа командиров ВВС США разработала план «аренды» участка северокорейской земли и лишения противника возможности пользоваться этим участком в течение длительного

Из книги Звездные часы и драма «Известий» автора Захарько Василий

13. Удары по ирригационным плотинам в Северной Корее. Редакционная статья журнала Куотэрли ревью 13 мая 1953 года 20 американских истребителей-бомбардировщиков F-84 тремя последовательными волнами нанесли удар по Токсанской ирригационной плотине в Северной Корее. Они

Из книги В поисках Эльдорадо автора Медведев Иван Анатольевич

15. Маскировка и введение в заблуждение. Обзор составлен редакцией журнала Куотэрли ревью Мало освещенный в печати, но чрезвычайно эффективный способ борьбы с проводившимися ВВС США действиями по изоляции района боевых действий состоял в искусном и широком применении

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати автора Колина Аугусто

6. О БОЕВОЙ РАБОТЕ ШТУРМОВИКОВ И ИСТРЕБИТЕЛЕЙ-БОМБАРДИРОВЩИКОВ FW190F и G С 1944 г. основным самолетом немецкой штурмовой авиации стал «Фокке-Вульф FW190» в модификациях двух семейств – F (штурмовики с грузом бомб и наступательным пулеметно-пушечным вооружением) и G

Из книги автора

Противодействие немецких зениток и истребителей Этот фактор особенно сильно сказывался на эффективности действий Пе-2 в 1941-1943 гг. Как уже отмечалось, зенитный огонь в это время нередко снижал точность бомбометания «пешек», вынуждая летчиков бомбить со слишком большой

Из книги автора

Маневры Начало лета 2008 года стороны провели в военных учениях.Грузия совместно с США провела маневры под названием «Немедленный ответ-2008». Организованные в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира», они предназначались для обеспечения командно-штабной работы на

Из книги автора

Дискуссии, политические склоки, маневры

Из книги автора

Глава 12. ПАРЛАМЕНТСКИЕ МАНЕВРЫ Был ли шанс урегулировать возникший кризис в политической плоскости? Был. Это мог сделать парламент, если бы в Украине Виктора Януковича парламент был субъектом, самостоятельным центром принятия решений.Вариантов урегулирования кризиса в

Из книги автора

Маневры вокруг акций Однако пора уже вернуться к теме, хотя и оставленной мною в 1992 году, но все это время не выпадавшей из жизни редакции. И уже скоро она так заявит о себе, что в головах многих сотрудников станет важнее содержания газеты. Речь об акциях нашего

Из книги автора

Дипломатические маневры В Кахамарке испанцам отвели под жилье казармы местного гарнизона, напоминавшие европейский монастырь. На следующий день Писарро отправил своего брата Эрнандо во главе 35 безоружных кавалеристов на встречу с Атауальпой.Великий Инка принял гостей

  • Тактика бомбордировщиков
  • Тактика штурмовиков
  • Заключение
  • ОСНОВНЫЕ МАНЁВРЫ И ФИГУРЫ ПИЛОТАЖА

    Выполнение любой фигуры пилотажа нужно для того, чтобы наше местоположение по отношению к противнику изменилось в выгодную для нас сторону. Мы должны занять выгодную позицию и затем использовать её для стрельбы по противнику. Выгодная позиция это не только сзади. Для меня самая выгодная позиция это сзади сверху при равных скоростях. При такой позиции я имею шанс спикировать на противника и атаковать его с уходом опять наверх.

    Все манёвры (фигуры пилотажа) делятся на защитные и наступательные. Соответственно наступательный манёвр это попытка выхода на дистанцию стрельбы из нейтрального положения или положения выгодного, но ещё не достаточного для стрельбы. Оборонительный манёвр это выход из пройгрышной ситуации, например, когда противник у вас сзади и уже начал по вам стрелять.

    Рассмотрим основные наступательные манёвры, которые я обычно использую.

    1. Сплит.
    2. Верхний ЙО-ЙО.
    3. Боевой разворот.
    4. Хаммерхэд.
    5. Боевой заход.
    6. Спираль или удержание в климбе.

    Сплит – этот манёвр используется и как наступательный и как оборонительный. Его ещё часто называют уход переворотом. Я его обычно использую как наступательный манёвр. Связан он с резкой потерей высоты и набором скорости. Как правило, он используется при бум-зуме. Итак, мы летим прямо в горизонте на высоте около 4000 метров. Дальше делаем полубочку (переворачиваем самолёт вниз головой с помощью элеронов) и оказываемся головой вниз. Затем тянем штурвал на себя и начинаем пикировать вниз. При пикировании, мы всё тянем и тянем штурвал на себя. В результате мы выходим из пике, занимаем нормальное положение (вверх головой) и летим уже в обратном направлении с большей скоростью, но с меньшей высотой. Как я уже сказал, сплит почти всегда использую при бум-зуме, когда вижу под собой противника, идущего встречным курсом. В момент, когда он проходит прямо подо мной я делаю сплит и начинаю пикировать на него. Сплит помогает и в бою на вертикали, когда вы уже заняли большую высоту и противник находится под вами. Сплит это способ начать пикировать на противника, который находится под вами и пролетает встречным курсом. Пример сплита приведен на треке:

    просмотров