Материалы творческой работы по литературе пак марины юрьевны. Презентация на тему: Житие Бориса и Глеба Презентация на тему святые борис и глеб

Материалы творческой работы по литературе пак марины юрьевны. Презентация на тему: Житие Бориса и Глеба Презентация на тему святые борис и глеб

Данные об авторе

Пак Марина Юрьевна

Место работы, должность:

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №5, г.Искитим, Новосибирской области

Новосибирская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Дидактический материал

Краткое описание ресурса:

В методической разработке представлены следующие материалы: разработка урока литературы в 5-м классе по программе А.Г. Кутузова по теме: « Кто вы, первые русские святые?» Изучение «Сказания о Борисе и Глебе»); кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы»; презентация учителя; занимательный тренажёр «Люди Древней Руси»; презентация учащихся.

Пояснительная записка

Курс «Духовная литература» является сквозным в программе А.Г. Кутузова, на изучение темы в 5-ом классе отводится 6 часов.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Духовная литература. Библия

Новый Завет.

РРПритчи Иисуса Христа

В мире древнерусской литературы

4.

Кто вы, первые русские святые? (Изучение «Жития Бориса и Глеба»)

Работа над проектом «Житие Бориса и Глеба»

Защита проекта

Этот курс открывают уроки по Библии, которые становятся опорой и задают

этические и эстетические образцы христианского сознания.

Непосредственное изучение «Сказания о Борисе и Глебе» предваряет урок по теме: «В мире древнерусской литературы», на котором были рассмотрены вопросы:

· возникновение древнерусской литературы;

· мироощущение средневекового человека;

· жанры религиозной литературы;

· житийный канон.

Изучение «Сказания о Борисе и Глебе» является первым знакомством пятиклассников с древнерусской литературой в этом разделе. Материал очень сложный для восприятия подростков. На уроках, отведенных на изучение жития, учащиеся знакомятся с такими понятиями, как

святой

икона

житийный канон

страстотерпцы

добродетель

порок

жанр жития

христианское мировоззрение

контраст.

Понятия довольно сложные не только для ребёнка, но и для взрослого человека.

Учащиеся 5-классов обладают эмоционально-образным типом мышления и легко откликаются на «чувства добрые», им только необходимо в этом помочь… Житийная литература возвращает нас к национальным истокам: смирение, милосердие, совестливость. К тому же психологи отмечают, что именно эмоциональные переживания способствуют лучшему запоминанию информации. Мы испытываем радость от познания, когда открываем новое. Процесс удивления, пожалуй, самый яркий: ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Компьютерные технологии помогают решить проблему наглядности.

Мультимедиа компоненты урока

1. Кроссворд (файл krossvord .htm ).

2. Презентация учителя (файл Презентация учителя.ppt).

3. Занимательный тренажёр (файл ludi.htm).

4. Проект учащихся (файл Презентация учащихся.ppt).

Кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы».

Поскольку учащиеся имеют общие представления о жанре, полученные на предыдущем уроке, этот вид работы помогает войти в мир жития и активизировать познавательную деятельность пятиклассников.

Презентация применяется учителем на протяжении всего урока, выполняя следующие функции:

1. Ознакомительную

  • вхождение в мир древнерусской литературы;
  • знакомство с особенностью эпохи;
  • перекличка с современностью (иллюстрации городов под названием Борисоглебск, фотографии монастырей, церквей в честь Бориса и Глеба). Слайды №3 - №6, №8 - №12, №18, №20 - №26.

2.Учебную

  • вопросы для обсуждения, слайд №7;
  • работа с таблицей на интерактивной доске, слайды №13 - №14;
  • решение исследовательской задачи, слайды №15 - №16;
  • работа со схемой «Образ мира в христианском понимании», слайд №17;
  • закрепление понятия жанра жития, слайд №19.

3. Информативную

Презентация учителя на данном уроке способствует более глубокому восприятию текста, причём учащиеся не пассивно воспринимают информацию, а учатся слушать, наблюдать, думать.

Слайды №3 - №6 сопровождаются выступлениями заранее подготовленных учеников

Во время совместного обсуждения пороков и добродетелей (слайды №13 - №14), заполнение таблицы происходит на интерактивной доске. После этого появляется слайд №14. Учащиеся сверяют свои записи и оценивают себя.

Во время знакомства собразом мира в христианском понимании (слайд №17)стрелки на опорной схеме, которые появляются не сразу, а по щелчку, играют роль подсказки, направляющей мысли ребят. Причём продолжение цитаты появляется также по щелчку после обсуждения вопроса: «Какое представление о жизни и отношениях между людьми отражено в этом рисунке?».На мой взгляд, без наглядной схемы и направляющих вопросов пятиклассникам сложно было бы понять этот материал.

А так не хочется, чтобы древнерусская литература воспринималась современными школьниками, как латынь… Поэтому постаралась вовлечь ребят в работу над проектом по данному произведению.

При работе со слайдом №19 учащиеся должны внести необходимые исправления и добавить недостающую черту жанра жития (устно), после этого по щелчку (2 раза) появляются правильные ответы.

Занимательный тренажёр «Люди Древней Руси».

Задание выполняется парами и помогает поверить знания учащихся, полученные на уроке. В качестве учебного материала ребятам предлагался иллюстративный материал из презентации учителя.

Работа над проектом

После рассмотрения «Жития Бориса и Глеба», учащиеся продолжили работу в группах, собирая материал о князе Владимире, о Борисе, о Глебе, о Святополке и представили свой материал в виде презентации.

Перед изучением сказания класс разделился на группы: «Владимировичи», «Борисовичи», «Глебовичи», «Историки» (сбор сведений о Святополке).

Цель - развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Время выполнения работы: 2 недели.

Режим работы: урочно-внеурочные занятия.

Подготовительный этап

Определение темы;

выбор рабочих групп и распределениеролей;

определение источников информации, постановка задач;

выбор критериев оценки.

Основной этап
Разработка проекта
(сбор и уточнение информации)

Заключительный этап
Защита проекта

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри

Критерии оценки

Содержание

Оформление

Выступление

ü глубина материала

ü наличие иллюстративного материала

ü грамотность речи

ü логичность изложения

ü отражение идеи исследования

ü убедительность, умение отвечать на вопросы

ü критичность

(Собственные выводы)

ü выдержанность стиля

ü выразительность речи, артистизм

Материалы урока и проекта учащихся успешно апробированы, пятиклассники проявили живой интерес к духовной литературе. Теперь они легко узнают «блаженных» героев в других произведениях.

Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы повышает интерес учащихся, создаёт эмоциональный настрой детей на восприятие информации, формирует целостное отношение к знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа - и Интернет-ресурсов.

Используемая литература:

1. Литература.5 кл. Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова). Составитель Л.М.Серёгина - Волгоград:Из-во «Учитель», 2003.

2. Приложение к журналу «Литературав школе» № 2-2005.

3 . Православный календарь, 2008. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6471.htm

4 . Храм святого равноапостольного князя Владимира

73 KB 2.79 MB 50.5 KB 201.79 KB 9.23 KB

Валентина Ступина
Проект по знакомству дошкольников с историей села Борисоглеб «Святые Борис и Глеб в нашей жизни»

МОУ начальная школадетский сад № 16 «Солнышко» .

Выполнила : воспитатель, Ступина Валентина Анатольевна.

Проект «Святые Борис и Глеб в нашей жизни »

Аннотация проекта

Тип проекта : творчески – исследовательский.

Продолжительность : 1 неделя.

Образовательные области : интегративный : познавательное, речевое, художественно- эстетическое социально-коммуникативное, физическое развитие

Актуальность проекта

Наша малая родина это село Борисоглеб . Проводя опрос детей об истории нашего села мы не получили правильных ответов. Мы сделали вывод, что у детей отсутствуют знания об истории малой родины , возникновении села Борисоглеб и церкви . Проводя индивидуальные беседы с родителями мы отметили невысокий уровень знаний по данной теме и низкий уровень активности родительского сообщества.

Планируемые результаты

Для детей :

1. Большинство детей знают историю села , могут рассказать о селе и жизни святых Борисе и Глебе .

2. Дети создают рисунки о селе и конструируют разные виды церквей.

3. Большинство детей приняли участие в создании и оформлении выставки рисунков «Мое родное село»

Для родителей :

села .

Для детского сада :

1. Организация партнерства и сотрудничества всех участников образовательного процесса путем соединения усилий в работе над данным проектом .

2. Изменение в конструктивную сторону отношения родителей и общественности к МОУ.

3. Отсутствие негативного отношения к школе

Для педагога :

1. Расширились знания о истории , традициях села , о святых Борисе и Глебе .

2. Изучила архивные документы.

3. Провела опрос старожилов села .

4. Провела диагностику детей способом опроса.

Знакомство детей и родителей с историей села Борисоглеб .

Задачи :

святыням ;

3. познакомить с легендой святыми Борисом и Глебом ;

Ресурсы :

Научно – методические :

Подборка литературных источников ;

Интернет – ресурсы;

Владение педагогами ИКТ

Кадровые :

Педагог, родители, дети, иерей Максим Викленко – настоятель церкви иконы Смоленской Божьей Матери.

Материально – технические :

Наличие в библиотеке справочной и энциклопедической литературы.

Подготовительный этап.

1. Просмотрена презентация «Сказание о Борисе и Глебе » о святых , в честь которых названо село Борисоглеб .

2. Подобраны и проанализированы архивные документы (1,2, 3,4) .

3. Проведен опрос старожилов села .

4. Проведена беседа с родителями :

Основной этап.

1 день проекта :

НОД на тему «История церкви (конспект) ;

Сконструировали церкви (1, (2, (3, (4, (5, (6, (7, (8, (9) разных видов конструкторов.

2 день проекта :

НОД на тему : «Святые Борис и Глеб (конспект)

Создали рисунки церкви (1(2, (3, (4, (5)

3 день проекта :

Организовала экскурсию в храм в престольный праздник села – Борисов день (фотоотчет) .

Основной этап.

3 день проекта :

Для детей :

1. Знакомы с легендой о строительстве церкви, с историей возникновения села .

2. Рассмотрели иконы (1, (2, (3) , (4, (5(6(7)

3. Посмотрели мультфильм о святых Борисе и Глебе «Братья»

4. Создали рисунки села (1, (2) (3, (4, (5) .

Основной этап.

Для детей :

1. разгадали кроссворд «Древняя Русь»

2. экскурсия в храм на престольный праздник села – Борисов день .

3. Создали буклет и презентацию

по теме проекта совместно с родителями.

Для родителей :

Большая часть родителей участвуют в поисковой деятельности, экскурсии в церковь.

Заключительный

Для педагога :

«Мое родное село»

2 Подвела итоги работы по проекту .

3. Провела анкетирование : «О чем хотели бы узнать?»

Заключительный этап.

Для детей :

проекта .

Рефлексия :

«Мое любимое село» ;

Для родителей :

проекта ;

Отзывы родителей о проекте .

Для педагога :

1. Организовала выставку рисунков и фотографий «Мое родное село»

2 Подвела итоги работы по проекту .

3. Провела анкетирование : «О чем хотели бы узнать?»

Для детей :

Проведена диагностика по окончании проекта .

Рефлексия :

участвуют в оформлении выставки рисунков и фотографий «Мое любимое село» ;

Для родителей :

1. Участвуют в исследовательской деятельности и оформлении результатов проекта ;

2. создание буклета и презентации в совместной деятельности с ребенком;

3. Отзывы родителей о проекте .

Последующая работа

села .

3. Узнать о знаменитых людях села .

Дети познакомились :

1. с историей села Борисоглеб и святыми Борисом и Глебом ;

2. с легендой и архивными документами о строительстве церкви;

3. родители приняли активное участие в исследовательской деятельности и экскурсии на престольный праздник села .

Показатели результативности проекта .

Наличие у детей знаний об истории возникновении села Борисоглеб , церкви иконы Смоленской Божьей Матери, о святых Борисе и Глебе .

До начала проекта дети ничего не знали об истории села и церкви - 0% ,

родители – 40%.

По окончании проекта : 75 % - дети, родители - 100%.

Информационные ресурсы.

UHopuA. http://www.gradromanov.ru

Климочкина,

Сайт «Град Романов» http://www.gradromanov.ru) иконы борису и Глебу- http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=7&ch_l2=2&chap=8

Изображение воспроизводится по изданию : Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века . М.: Искусство,2000

СВЯТЫЕ Борис и Глеб

Борис_и_Глеб#/media/File :Святые_Борис_и_Глеб . jpg

иконы - http://spb-icon.ru/ikoni-svyatich/ikona-svyatich-borisa-i-gleba.html

Иконы Светланы Багатовой

Мультфильм «Братья»

Личные контакты с жителями села

Адрес : Исторический музей , Москва Красная Площадь, 1

Станция метро : Площадь Революции, Охотный Ряд, Театральная. Фотографии с выставки «Защитники земли русской»

http://iconkuznetsov.ru/index.php?did=513&sid=358

Иконы Святых благоверных князей Бориса и Глеба ,

иконописец Юрий Кузнецов

Святой Глеб

https://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_и_Глеб

Какие старинные архитектурные сооружения находятся на территории нашего села ?

А вы знаете как появилась наша церковь?

Ответы детей.

П. А напротив села расположена деревня Понгилово. Стоит она на самой высокой горе Ярославской области. С этим местом связана легенда, рассказанная Балмасовой Фаиной Петровной. Послушайте её:

«Это было очень давно. Храм сначала решили строить в Понгилове. Уже навозили бревна, но стали происходить чудеса. Бревна сами по себе стали скатываться к Борисоглебу . Их возвращали, но они продолжали скатываться.

Стало понятно, что богу угодно, чтобы храм построили в Борисоглебе »

А еще Фаина Петровна рассказала что несколько лет назад в храме мироточила икона изображающая Иисуса Христа и находящаяся справа от Царских врат в пределе Николая Чудотворца. Батюшка показывал, что из глаз Христа текут как бы слезы.

Основная часть.

Так гласит легенда. Я предлагаю вам совершить путешествие в далекое прошлое, когда нашего села еще не было . Вы согласны? Или у вас есть другое предложение?

Ответы детей.

П. А сейчас перед большим путешествием немножко разомнемся.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали

Это берёзы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Руки согнули назад.

П. Представьте, что наш палас – «ковер самолет» , усаживайтесь по удобнее, и мы с вами отправляемся в путешествие во времени.

П. По преданию наше село основали выходцы из Борисоглебской слободы , что была напротив Романова. Отсюда пришло и название села . Находится село на горе, с двух сторон его протекают небольшие речки Каменка и Ломинка. Место открытое и живописное. Главным зрительным центром села и всей округи в радиусе 15-20 км. является каменная церковь, сохранившаяся до наших дней.

Вот об истории церкви я хочу вам рассказать.

Современная церковь иконы Смоленской Божьей Матери была построена на месте двух деревянных церквей : одной разрушенной, а другой обветшавшей от времени. О времени их строительства свидетельств не сохранилось.

В 16 веке крестьяне были в ведении Ярославского Спаского монастыря.

Каменный храм был построен на средства прихожан, причем главным строителем называется помещик сельца Кащеева Платон Захарович Лотов.

Храм строился с1806 года крепостными крестьянами Алексеем и Григорием Михайловыми. Церковь представляет собой образец культовой сельской архитектуры 19 века, с традиционным планом, декором, конструкциями Её строительство совпало с периодом, когда в Романово – Борисоглебском уезде было возведено 80% всех существовавших культовых построек сельской местности. Церковь с кладбищем была обнесена с четырех сторон земляным валом. С юга были устроены каменные святые ворота .

Колокольня сначала была отделена от церкви, а в 1852 году на средства прихожан под руководством церковного старосты связана с церковью.

Односельчане рассказывали,что церковь продолжала работать до 1943года.

Вновь начала действовать в 1998 году.

При рассказе я использовала не знакомые для вас слова : выходцы, слобода, обветшавшая церковь, прихожане, сельцо.

Такие не знакомые слова , может вы мне расскажите что они обозначают?

Ответы детей

П. Может у кого – то есть другая версия? (Педагог корректирует ответы детей) .

Заключительная часть.

А сейчас мы проверим, что вы запомнили.

Для этого нам надо встать в круг, вспомнить считалку, выбрать водящего, который будет кидать вам мяч и задавать вопросы. Вы будете на них отвечать. Если кто – то затрудняется ответить, вы ему поможете.

Проводится игра.

Рефлексия.

П. Ребята! Наш ковер - самолет готов к возвращению в наш век. А вы готовы к возвращению домой или хотите продолжить наше путешествие ? У кого какие предложения?

Ответы детей.

П. Я предлагаю вам сегодня возвратиться в группу и сконструировать из различных конструкторов нашу церковь.

А в следующее путешествие мы отправимся завтра

2. Конструирование церкви.

П. Ребята! Сегодня мы с вами были путешественниками. А сейчас я вам предлагаю поработать архитекторами и строителями по проектированию и строительству нашей церкви . Это важные профессии., одному из вас будет трудно справиться с заданием, я предлагаю вам объединиться в группы и создать свои варианты построек. Вам нравится мое предложение или у вас есть другие мнения?

Ответы детей.

Дети работают в группах.

Рефлексия. Каждая группа показывает свою церковь.

Проводится обсуждение результатов работы и фотографирование на память.

(Фото в приложении : к1, к2,к3, к4, к5, к6 ,к7, к8, к9).

Комплексное занятие.

Тема НОД : «Знакомство со святыми Борисом и Глебом » . Рисование «Моя церковь» .

Цель : Знакомство с первыми русскими святыми Борисом и Глебом .

Задачи :

-Познакомить детей с первыми русскими святыми Борисом и Глебом и их жизнью .

Побудить детей воплотить в рисунках полученные в ходе реализации проекта впечатления .

Развивать познавательный интерес к святыням нашего села .

Воспитывать любовь к родному селу.

Дать детям возможность выразить свои впечатления в изобразительной деятельности, используя ранее полученные знания.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально коммуникативное» , «Художественно – эстетическое» , «Физическое развитие» .

Условия проведения : Занятие проводится в групповой комнате, в первой половине дня.

Оборудование : ноутбук, бумага для рисования, карандаши, фломастеры, конструктор «Церковь» .

Организационный момент

П. Ребята! Собирайтесь поскорее в круг! Произнесем наше традиционное приветствие.

Дети и педагог : «Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!»

Вчера мы с вами решили продолжить путешествие в прошлое.

Ваше мнение не изменилось?

Ответы детей.

П. Скажите мне, пожалуйста, как называется наше село ?

Ответы детей.

П. А в честь кого оно так названо?

Ответы детей.

П. А кто они такие?

Ответы детей.

П. Я предлагаю послушать рассказ и рассмотреть картинки по теме.

Для этого усаживайтесь поудобнее. Путешествие начинается.

Основная часть.

Рассказ педагога с показом картинок.

Борис и Глеб были младшими сыновьями Киевского князя Владимира Красное Солнышко. Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья принадлежали к самому первому поколению русских людей, воспитанных в христианской вере. Когда они достигли совершеннолетия, отец поставил Бориса князем в Ростов , а Глеба – в Муром .

Однажды разведчики донесли Владимиру о том, что на Русь идут степные кочевники печенеги. Великий князь был в ту пору тяжело болен. Понимая, что сам он не сможет встать во главе войска, Владимир вызвал из Ростова Бориса , дал ему в подчинение свою дружину и отправил в поход против печенегов.

Вскоре Владимир скончался. В это время в Киеве находился Святополк , старший брат Бориса и Глеба . Воспользовавшись ситуацией, он тут же объявил себя великим князем Киевским.

Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего» . Коварный Святополк не поверил искренности Бориса и подослал к нему убийц. Борис узнал об этом , но не стал скрываться. Убийцы настигли его, когда он молился в своем шатре на берегу реки Альты. Они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями.

Но святой Борис был еще жив . Выйдя из шатра, он попросил у своих палачей позволить ему закончить молитву. Помолившись, он обратился к убийцам : «Подходите, братия, кончите и вы службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам ». Так погиб Ростовский князь Борис .

После этого Святополк убил и Глеба . Обманом, вызвав его из Мурома, Святополк послал ему навстречу убийц. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве Бориса . Но также предпочел войне с братом собственную смерть. Со своими убийцами святой Глеб встретился в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Захватив его ладью, наемники Святополка силой принудили к убийству Глеба его собственного слугу.

Иногда о принципиальном человеке говорят : «он скорее умрет, чем сделает нечто» . Князья Борис и Глеб действительно предпочли умереть от руки своего брата, лишь бы самим не стать братоубийцами. После жертвенного подвига Бориса и Глеба уже никто из русских князей не мог успокоить свою совесть тем, что в борьбе за власть все средства хороши.

П. Вот такими были святые Борис и Глеб , в честь которых и было названо наше село .

Борис и Глеб – русские богатыри . Они были сильны своим духом. А что надо делать, чтобы быть сильными, не только духом, но и телом?

Ответы детей.

Я предлагаю вам заняться физкультурой.

Физкультминутка.

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля :

- «Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая :

- «Лучше нет родного края!»

(Г. Граудин)

Заключительная часть.

Беседа по вопросам.

П. Дети, как звали отца у Бориса и Глеба ?

Как называется город, где стал княжить Борис ?

В какой город князь Владимир послал княжить Глеба ?

Куда отправил князя Бориса его отец ?

Как звали брата, который стал править в городе Киеве?

Князья Борис и Глеб были согласны с тем , что Святополк стал княжить вместо их отца – князя Владимира?

Как вы думаете, в чем же состоит подвиг князей Бориса и Глеба ?

Ответы детей.

П. Святые Борис и Глеб отдали жизнь ради того , чтобы не изменить смирению и послушанию, добродетелям, которые являются одними из самых важных для христианского отношения к жизни . Своей мученической смертью они подтвердили новозаветный принцип – нельзя воздавать злом за зло,. Они стали первыми святыми на еще не отошедшей полностью от язычества Руси. Русь встала на путь православия.

Подвиг Бориса и Глеба не остался незамеченным. В честь их стали называть, города, села , реки.

Художники стали создавать их образы на иконах и картинах.

2. Рисование.

П. Вчера мы с вами осваивали профессии архитекторов и строителей, а сегодня я вам предлагаю стать художниками и нарисовать церковь. Вы согласны, или есть другие предложения?

Ответы детей.

П. Чтобы вам было легче справиться с заданием, если кто затрудняется, можете пользоваться конструктором «Церковь» .

Садитесь за столы и принимайте правильное положение тела.

Рефлексия.

Проводится выставка рисунков с анализом и выбором лучших работ.

П. Сегодняшнее путешествие заканчивается. Эти два дня мы с вами путешествовали виртуально. Завтра 15 мая – престольный праздник села Борисоглеб , празднуется 1000-летие подвига святых Бориса и Глеба .

Я предлагаю вам реальное путешествие «Экскурсия в церковь» . Готовы?

Ответы детей.

рисунки церкви (1(2, (3, (4, (5)

С самого утра мы готовились к экскурсии :

1. посмотрели мультфильм о святых Борисе и Глебе «Братья» ;

2. рассмотрели иконы (1, (2, (3) , (4, (5(6(7) ;

В 10.00 мы отправились в церковь.

После экскурсии была проведена фотосъемка участников проекта совместно с родителями и священником.

Во второй половине дня дети рисовали виды Борисоглеба . (1, (2) (3, (4, (5) .

В дальнейшем из этих рисунков и фотографий была оформлена выставка «Мое родное село» .

Подведены итоги работы по проекту . Проведено анкетирование детей на тему «О чем еще из истории села вы хотели бы узнать

Получены отзывы родителей о проекте .

В ходе проекта родители в совместной деятельности с ребенком

создали буклет и презентацию под общим названием - «Мое родное село Борисоглеб » .

Визитка проекта

Образовательное учреждение (я) МОУ начальная школа – детский сад №16 «Солнышко»

(ФИО, должность) Ступина Валентина Анатольевна

Тема проекта : Святые Борис и Глеб В нашей жизни .

Творческое название : Живет, живет село родное, оно поет, оно живет…

Типология проекта : Творчески - исследовательский.

учащихся/ воспитанников Разновозрастная группа 4-7 лет. Продолжительность проекта 1 неделя

Образовательная

область / Центры активности Интегративный : познавательное, речевое, художественно- эстетическое социально-коммуникативное, физическое

развитие.

Цель : Знакомство детей и родителей с историей села Борисоглеб .

Задачи (для педагогов) 1. познакомить детей с историей села ;

2. воспитать любовь к малой родине и её святыням ;

3. познакомить с легендой , архивными документами о строительстве церкви и святыми Борисом и Глебом ;

4. вовлечь родителей в поисковую деятельность.

Ожидаемые результаты (для воспитанника) 1 .Большинство детей знают историю и традиции села , могут рассказать о жизни святых Борисе и Глебе .

2. Дети создают рисунки о селе и конструируют церковь.

З. Большинство детей приняли участие в создании выставки рисунков «Мое родное село»

Ожидаемые результаты (для родителей) Большая часть родителей участвует вместе с детьми в поисковой деятельности, в экскурсии на престольный праздник села .

Научно-методические. Научно – методические :

Подборка литературных источников ;

Интернет – ресурсы;

Кадровые 2. Кадровые :

Инициативная группа педагогов, родителей, детей, священник церкви иконы Смоленской Божьей Матери иерей Максим Викленко.

Материально-технические 3. Материально – технические : ноутбук, мяч, конструкторы разных видов бумага для рисования, карандаши, фломастеры.

Наличие мультимедиа и выхода в Интернет;

Различие фото и видеоаппаратуры. ;

Наличие в библиотеке справочной и энциклопедической литературы

Этапы проекта

Название этапа/сроки Обучающийся/воспитанник Педагог родители

Диагностика в начале проекта способом опроса .

Просмотр презентации о святых Борисе и Глебе ,

1. Подбор и анализ архивных документов.

2. Проведение опроса старожилов села .

Беседа «Что мы знаем о своей малой родине»

с легендой о строительстве церкви,

- историей возникновения села .

Рассмотрели иконы Борису и Глебу .

Просмотрели мультфильм о святых Борисе и Глебе «Братья»

Выполнили рисунки на тему «Мое любимое село»

Сконструировали церкви разных видов.

1 день проекта .

Тема : История церкви

2 день проекта

Тема : Святые Борис и Глеб .

Участие родителей в экскурсии в церковь.

Большинство родителей вовлечены в совместную с детьми исследовательскую деятельность.

Показатели результативности проекта

Количественные 90% -дети; 50% -родители.

Качественные Начало проекта : дети-0%, родители -;0% По окончании проекта :

Дети 75%, родители-100%.

Последующая работа

1. Дальнейшее изучение православных праздников.

2. Изучение традиций, промыслов жителей села .

3. Узнать о знаменитых людях села .

Человек и история в древнерусской литературе:

«Сказание о Борисе и Глебе»

Литература - это свидетельство жизни. Она огромным потоком сопровождает историю, следует за ней по пятам в разные эпохи. Но особо тесная связь литературы с историческим процессом наблюдалась в Древней Руси. В то время произведения редко создавались на явно вымышленные сюжеты. Вымысел - ложь, а это со средневековой точки зрения недопустимо.

Творения древнерусских авторов всегда прикреплены к конкретному историческому событию и историческому лицу. Эта черта присутствует в самых различных жанрах - в повестях о битвах, о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю и о людях - по преимуществу о святых и князьях-полководцах. Именно таких героев увидим мы в «Сказании о Борисе и Глебе». Написанное сотни лет назад неизвестным автором, это произведение и для сегодняшнего читателя не потеряло актуальности. Вечные проблемы долга и чести, верности и предательства, братства и междоусобицы важны и в наши дни. Кроме того мы узнаем, почему же имена князей Бориса и Глеба так почитаемы на Руси, почему так часто их история вдохновляла древнерусских авторов на новые сюжеты.

Интересно, что создание культа Бориса и Глеба не было случайным и преследовало две цели. Во-первых, канонизация первых русских святых поднимала церковный авторитет Руси (прежде всего перед лицом Византии), свидетельствовала о том, что Русь «почтена пред богом» и удостоилась своих «святых угодников». Во-вторых, был еще и важный политический подтекст: утверждалась государственная идея, что все русские князья - братья, но в то же время обязательно «покорение» младших князей «старшим».

Какие же исторические события повлияли на сюжет «Сказания о Борисе и Глебе»? В 1015 г. умер князь киевский Владимир I Святославич. Престол занял один из его двенадцати сыновей - Святополк, еще при жизни отца в союзе с польским королем Болеславом I Храбрым пытавшийся организовать против него заговор. Святополк решает устранить наиболее опасных соперников. По его тайному приказу были убиты сыновья Владимира Борис, Глеб и Святослав. В борьбу за киевский княжество вступил правитель Новгорода - сын Владимира Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым. В результате упорной и длительной борьбы, продолжавшейся до 1019 г. и окончившейся поражением и гибелью Святополка, Ярослав утвердился на киевском столе до своей смерти в 1054 г.

Но «Сказание о Борисе и Глебе» шире рамок летописи. Оно написано в жанре жития – это одна из основных форм церковной словесности, изображающая подвиг веры исторического лица или группы лиц, почитаемых святыми. Истоки житий лежат в глубокой древности: в мифологических повествованиях о богах и героях, в античных жанрах биографии. Однако прежде всего житие находится под прямым влиянием Евангелия и Деяний Апостолов. Здесь задается эталон страданий за веру и Христа. Самой высшей формой святости становится мученичество. И именно мученическая гибель Бориса и Глеба становится центром повествования в «Сказании». Они беспрекословно подчинились своему старшему брату Святополку, почитая его как отца, он же употребил во зло их братскую покорность. Поэтому имя Святополка Окаянного становится во всей древнерусской литературной традиции нарицательным обозначением злодея, а Борис и Глеб, принявшие мученический венец, объявляются святыми защитниками Русской земли.

Опираясь на особенности жанра, автор стремится показать героев как идеальных христиан. Однако, создавая образ того или иного князей, автор сообщает немало и исторических сведений о военных подвигах и удачах героев, об отношении к дружине, народу, пирах, набрасывает общую политическую картину данного времени, вводит иногда и элементы народно-песенного эпоса, народно-легендарные мотивы.

Для создания ярких образов князей автор умело развивает лирический материал, усиливает драматическую выразительность монологов и диалогов. Узнав о кончине отца, Борис произносит плач-монолог: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего… наставление недоразумения моего. Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, к кому обращусь? Смогу ли насытиться вновь благим учением и наказанием разума твоего? Увы мне, увы мне ... »

Столь же патетичен, но мягче, лиричнее плач Глеба. В нем слышатся мотивы народных причитаний-заплачек: «О увы мне, господин мой! Плачу и стенаю, горюю и тужу… Увы мне, увы мне! Рыдаю слезно по отцу, особо же страдаю по тебе, брат и господин мой, Борис ... » Обращаясь к убийцам, Глеб молит их: «Не губите жизни моей молодой, не срезайте колоса неналившегося, не режьте лозы, не до конца выросшей, но плодоносной».

Автор привлекает множество подтверждающих цитат из библейских книг, риторический элемент, церковную лирику (главным образом молитвы) и заключительную похвалу в панегирическом стиле. Здесь использованы самые разнообразные стилистические приемы, риторические вопросы и обращения к святым в различных повышенно-интонационных формах: «Вы небесные люди, земные ангелы, столпы и утверждение нашей земли». Автор расширяет свою похвалу, обращаясь сначала к гробнице святых, затем к церкви, где они положены, к Вышгороду, где находится эта церковь, наконец, завершает «Сказание» лирическим молитвенным обращением. Бориса и Глеба автор называет «забралом Русской земли», обоюдоострым мечом, которым поражается «дерзость поганская», т. е. нашествие кочевников.

Итак, «Сказание о Борисе и Глебе» - это самый интересный и совершенный в литературном отношении памятник древнерусской литературы, это занимательная историко-житийная повесть, написанная ясным, образным, пластичным языком. «Дела давно минувших дней» словно ожили под пером древнерусского автора, заставляя сочувствовать и сопереживать героям, далекое стало близким и понятным. Читая это произведение, мы узнали, почему духовный подвиг святых Бориса и Глеба так почитаем на Руси, почувствовали свою причастность к истории родной земли и гордость за ее славных сынов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ к изучаемому тексту:

    Используя словарно-справочный материал, выясните, как определяется жанр жития и чем он характеризуется, каковы его композиция и стиль.

    Относятся ли к житию как жанру следующие художественные приемы: трехчастная композиция, торжественно-приподнятый стиль, сочетающийся с фактическим повествованием о жизни, строго определенное изображение героя («злодей», «святой»), а также изображение героя, близкое к иконописи?

    Покажите на конкретных примерах жанровые особенности «Жития Бориса и Глеба». Выясните его связи с устным народным творчеством.

    Кратко перескажите содержание произведения, сохраняя его стиль и передавая авторское отношение к изображаемому.

    Как житие связано с идеей осуждения братоубийственных распрей князей и патриотической идеей «русской великой страны»?

    Сопоставьте его сюжет с повестью об ослеплении Василька Теребовльского. Какие общие идеи волнуют авторов? Почему их так подробно излагает летопись?

    Какое выражение в произведении находит «мир света и добра»?

    Как создается ореол святости Бориса? Почему о нем можно сказать, что он святой?

    Какие человеческие черты присущи его облику? Проследите по тексту примеры проявления живых человеческих чувств Бориса.

    Какое место в характеристике Бориса занимает мотив слез? Подтвердите словами из текста.

    Что отличает Глеба от Бориса? Какие особенности его характера подчеркивает автор?

    Как складывается драматическая ситуация вокруг юного князя?

    Перескажите сцену убийства Глеба.

    Какими средствами пользуется автор, раскрывая внутренний мир героев (монологи, плачи, молитвы и другие художественные средства)?

    Прочитайте похвалу Борису и Глебу. Какую роль играют эти святые, по мысли автора, что они сделали для Русской земли?

    Какое место в этом прославлении занимает идея единства и защиты Русской земли?

    Почему исторические деятели были причислены к лику святых?

    В какие другие памятники древнерусской литературы и с какой целью включался житийный рассказ о Борисе и Глебе?

МБОУ «ПЬЯНОВСКАЯ ООШ» СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ РУСИ. Благоверные князья Борис и Глеб. ВЫПОЛНИЛИ: УЧЕНИЦЫ 9 КЛАССА ДОЛЬСКАЯ ДИАНА И ПЕРЕВАЛОВА ВИКТОРИЯ Руководитель: ГОРБУНОВА АНЖЕЛА НИКОЛАЕВНА, учитель русского языка и литературы 2015 Жизнеописание святых представляет Жизнеописание святых представляет собой неоценимый источник христианского назидания. Протоирей Сергей Булгаков. Святые князья Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской Церквами. Выбрав путь непротивления злу, отказ от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных ценностей, братья стали символом русского патриотизма, совестливости, высочайшей нравственности. Братья Борис и Глеб были младшими сыновьями киевского князя Владимира Святославича от его жены, в начальной Киевской летописи мать их названа «болгарыней», в других летописях она названа гречанкой (возможно, она была пленной наложницей), и единокровными братьями Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого. Источники разделяют имена братьев: Борис и Глеб - имена, полученные при рождении, Роман и Давид - при крещении. Имя Глеб относится к языческим именам и известно по рассказу Иоакимовской летописи об убийстве Святославом Игоревичем своего брата Глеба за христианские убеждения. Около 987-989 гг. Борис получил от отца Ростов, а Глеб - Муром. Братья Борис и Глеб были младшими сыновьями киевского князя Владимира Святославича от его жены, в начальной Киевской летописи мать их названа «болгарыней», в других летописях она названа гречанкой (возможно, она была пленной наложницей), и единокровными братьями Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого. Источники разделяют имена братьев: Борис и Глеб - имена, полученные при рождении, Роман и Давид - при крещении. Имя Глеб относится к языческим именам и известно по рассказу Иоакимовской летописи об убийстве Святославом Игоревичем своего брата Глеба за христианские убеждения. Около 987-989 гг. Борис получил от отца Ростов, а Глеб - Муром. Борис и Глеб - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей. Борис и Глеб - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми , их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей. УБИЙСТВО БОРИСА (ок. 990 – 1015 г.) В 1015 году заболел отец братьев - великий князь Владимир Святославич, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола сводным братом Святополком. Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с одними своими отроками. Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка, так как его мать, которую Владимир отнял у своего брата, была в тот момент беременна - поэтому его называют то сыном Владимиру, то племянником) устранить соперников по обладанию княжеством. Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр для убийства брата - так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 (30) июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка, так как его мать, которую Владимир отнял у своего брата, была в тот момент беременна - поэтому его называют то сыном Владимиру, то племянником) устранить соперников по обладанию княжеством. Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр для убийства брата - так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 (30) июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав что он ещё жив, послал двух варягов убить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви Святого Василия. Борису было около 25 лет. УБИЙСТВО ГЛЕБА (? – 1015 г.) После убийства Бориса Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что будучи с убитым Борисом не только единокровным, но и единоутробным братом, тот может стать мстителем. Когда Глеб остановился возле Смоленска, он получил от четвёртого брата - Ярослава Мудрого известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев. Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен). В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви Святого Василия. Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен). В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви Святого Василия. История святых Бориса и Глеба в древнерусской литературе Святые Борис и Глеб - традиционные персонажи литературных произведений агиографического жанра, среди которых особое место занимает «Сказание о Борисе и Глебе», написанное в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее «Сказание» дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), написанных в 1089-1115 годы последовательно тремя авторами. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках, а возможным автором на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца. Существует также «Чтение о Борисе и Глебе», написанное преподобным Нестором Летописцем. По мнению ряда исследователей, «Чтение» было написано раньше «Сказания», созданного, по их версии, после 1115 года на основе «Чтения» и летописного материала. Существует также «Чтение о Борисе и Глебе», написанное преподобным Нестором Летописцем. По мнению ряда исследователей, «Чтение» было написано раньше «Сказания», созданного, по их версии, после 1115 года на основе «Чтения» и летописного материала. КАНОНИЗАЦИЯ Братья были канонизированы как страстотерпцы, что подчёркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам. Однако в отношении причины канонизации Е. Голубинский отмечает, что братья были канонизированы не за мученическую смерть, а по причине чудотворений, приписываемых их мощам (особо он подчёркивает, что князь Святослав, также сын великого князя Владимира, убитый Святополком, не был канонизирован так как был убит и погребён в Карпатских горах и сведения о чудесах от его гроба неизвестны.) ДНИ ПАМЯТИ В честь Бориса и Глеба установлены следующие празднования (по юлианскому календарю): 2 мая - перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде. 24 июля - совместное празднование святым. 5 сентября - память князя Глеба. Память людская о Борисе и Глебе воплощена не только в литературе, но и в архитектуре, живописи. Память людская о Борисе и Глебе воплощена не только в литературе, но и в архитектуре, живописи. Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались на Руси Святые Борис и Глеб. Икона XVI века БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ

Множество храмов и монастырей посвящены в России святым князьям Борису и Глебу; фресками и иконами святых братьев-страстотерпцев украшены многочисленные храмы Русской Церкви.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ТОРЖКЕ

Борисоглебская церковь в Кидекше Храм свв. Благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзине «Воистину вы цесари цесарям и князья князьям, ибо вашей помощью и защитой князья наши всех противников побеждают и вашей помощью гордятся. Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем». Сказание о Борисе и Глебе. Источники информации  Борис и Глеб. – Википидия. Ru/ wikipedia/ orq/ wiki/ Борис_ и _ Глеб.  uchportal. ru/ load/258-1-0-8363  prez-base. ru/ index. Php/predmery/ ist  kuchaknig. Ru/show_ book/ php? book СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Фильм о святых страстотерпцах Борисе и Глебе был показан учащимся в 2012 году, неоднократно представлен вниманию на конференциях педагогов Сергиев-Посадского района, распространён на диске"Русская Голгофа" в 2015 году на Сергиевских Чтениях. Работа интересна своей актуальностью, связью с современностью. Почему именно Бориса и Глеба Русь назвала святыми? В чём суть Их подвига? Материал воспринимается учениками легко, с живым интересом.

Истомина Елена Евгеньевна,

учитель МБОУ «КСОШ №7»,

Сергиево-Посадский район,

Московская область.

2012 год

Текст к слайд-фильму «Древняя Русь в сокровищах Государственной Третьяковской галереи. Икона XIV века «Борис и Глеб с житием»»

Текст читается в музыкальном сопровождении, слайды пронумерованы, меняются автоматически. Фильм выложен в разделе "видео".

1. Мировая художественная культура.

2. «Древняя Русь в сокровищах Государственной Третьяковской галереи». Идейное содержание иконы XIV века «Борис и Глеб с житием».

3. И вспомнилось мне не случайно
о первых российских святых…

Не бросились в буйную сечу,
Не вырвали жизни в борьбе,
А просто шагнули навстречу
Своей беспощадной судьбе.

(Д. Мизгулин).

4. В далёком XI веке жили на русской земле два юных князя - Борис и Глеб. Они погибли в политической усобице, как умирали и до них, и после.
Но почему же именно их имена сохранила история? Чем поразили свою страну на тысячу лет вперёд Борис и Глеб? Отчего так много храмов, монастырей, икон в честь святых князей?

5. Войдём же в залы Третьяковской галереи, посвящённые древнерусскому искусству!

6. Мы обратимся к иконе «Борис и Глеб с житием» и прекрасному сказанию «Чтение о житии и погублении... страстотерпцев Бориса и Глеба» конца XI века, в соответствии с которым и была написана эта икона.

7. На первом клейме иконы князь Владимир посылает своего смелого сына Бориса на войну с печенегами.

Больше они не встретятся - вскоре креститель Руси Владимир Красно Солнышко отойдёт к Богу.

8. Мы видим, как коварный Святополк после смерти отца, князя Владимира, захватывает власть в Киеве. Святополк изображён в коричневом плаще.

Святополк решает убить всех своих братьев, чтобы править единолично!

9. Князь Борис предупреждён о готовящейся расправе.

Он может защитить себя, его воины отважны и готовы свергнуть Святополка.

Но князь решает отпустить войско и не противиться смерти.

10. Борис обращается к своему войску: «Воины, слушайте меня! Я отпускаю вас». «Кто говорит: «Я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец»». «Не подниму руку на брата!»

11. «Если Господь судил мне умереть, то пусть прольётся только моя кровь и ничья другая».

12. Молитвенно сложены руки князя, глубоко ранит его любящую душу намерение коварного брата… «Если бы враг поносил меня – это я стерпел бы; если бы ненавистник мой клеветал на меня – укрылся бы я от него. Но Ты, Господи, будь свидетель и сверши суд между мною и братом моим».

13. На клейме иконы изображён момент убийства. Не от рук гонителей христианства погибает Борис! Разве печенеги стоят над ним с копьями? Свои, родные, в знакомых шлемах и плащах…

14. Братьями называет их князь и не противится смерти!

15. «Не осуждай их, Господи, за грех этот, но прими с миром душу мою».

16. Подобно Борису, погибает и Глеб. Узнав о готовящемся злодействе, мальчик снимает с пояса меч, отпускает дружину и плывёт по реке Смядыни в Киев навстречу смерти.

17. О чём он размышлял перед смертью? Летопись сохранила молитву отрока Глеба: «Господи! Воззри на сокрушение сердца моего: убивают меня неведомо за что, неизвестно, за какую вину».

18. Перед смертью Глеб вспоминал слова Христа, сказанные апостолам:

"За имя Мое, Меня ради поднимут на вас руки… и брат брата предаст на смерть». Глеб принимает свою судьбу…

19. Глеб был брошен злодеями на берегу реки без погребения. Неизвестный иконописец жалеет нашего первого русского святого - мальчика, который не умел ненавидеть.

20. «О чём рассказала икона. Идейное содержание иконы XIV века «Борис и Глеб с житием».

21. Давняя история короткой жизни юных князей не забылась. Почему Русь X века назвала Бориса и Глеба святыми?

22. Ответ мы находим в правилах веры, по которой жили Борис и Глеб:

«Блаженны миротворцы…»

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

«Блаженны чистые сердцем…»

Видимо не сопротивляясь злу, по сути, Борис и Глеб дали ему жёсткий отпор, потому что они отказались грешить. Своим подвигом князья утверждали: греха, а не смерти нужно страшиться более всего!

23. На последнем клейме иконы в странном костюме восточного типа изображён Святополк Окаянный, который, по словам летописца, «пропаде в пропасть».

24. Чем поразили Русь юные князья, погибшие, казалось бы, бесславно, в политической усобице? Среди великого разбоя, под страхом смерти Борис и Глеб героически утверждали новые добрые законы Православия: любовь превыше всего!

25. Любовь к кому? К заблудшему брату Святополку, к милым русичам, к своей тихой Родине!

26. Смиренные князья выразили в своём поступке любовь к Богу и безграничное доверие к Его воле. Разве нам непонятны их чувства?

Разве мы не видим, что не меч, а добрый крест был оружием Бориса и Глеба?

27. "Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любил Его образ по - своему, то есть до страдания". Ф. М. Достоевский.

«Видно, Премудрость явилась к нам неспроста:

Приняла Русь Божью милость – Спаса Христа! » (Иеромонах Роман).

28. Князья ушли в мир иной в своём законном статусе – наследниками крестителя Руси князя Владимира. Они не теряли власть и не отнимали её. Поэтому власть им и принадлежит – по праву сильных. Тех, кто не ищет во власти корысти.

«Ночью черниговской с гор араратских,

Шёрсткой ушей доставая до неба,

Чад упасая от милостынь братских,

Плачет Господь с высоты осиянной,

Церкви горят золочёной извёсткой,

Меч навострил Святополк Окаянный,

Дышат убивцы за каждой берёзкой.

30. Киев поникнет, расплещется Волга,

Глянет Царьград обречённо и слепо,

Как от кровавых очей Святополка

Скачут лошадки Бориса и Глеба.

Ныне и присно по кручам Синая,

По полю русскому в русское небо,

Ни колоска под собой не сминая,

Скачут лошадки Бориса и Глеба».

(Б. Чичибабин)

31. «Русское небо» - так обозначен в стихотворении путь Бориса и Глеба. Что имел в виду поэт? Вечность зажгла свечу юных князей!

…Их жертву приняли на Руси как самую заветную святыню.

32. Подвиг любви Бориса и Глеба к ближним, братьям, родной земле многократно повторён на Руси. Это национальный подвиг нашего народа…

33. В 1918 году в период новой усобицы – революционного переворота - без вины, сознательно, приняла смерть Царская Семья…

34. Подвал Ипатьевского дома. Последняя молитва Царских Детей.

35. Кровь праведников

Вопияет «от земли на небо,

Пробудит в нас совесть

И дорогой узкой

Приведёт нас всех она

От Бориса с Глебом

К Семерым умученным На Голгофе русской».

36. «Не подниму руку на брата!»

По сей день в неспокойном мире звучит, вслед за юными князьями и множеством святых, в земле Российской просиявших, негромкий, но внятный голос совести родной земли – голос Русской Православной Церкви.

«Кровь, пролитая в XX -м веке, не даёт нам права на разделение и вражду. Все недоумения и разногласия должны быть преодолены миром».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

37. О чём рассказала нам древнерусская икона? Неубитая мечта русского народа о жизни с Богом воплотилась в ней. До сих пор по дорогам русской истории скачут лошадки Бориса и Глеба, напоминая о духовных уроках Святой Руси.

38. Не исчезли храмы и монастыри! По-прежнему повсеместно в России звучат слова молитв, зажигаются свечи, многие люди стараются выстроить свою жизнь по законам Святой Руси.

39. Наша Русь и по сей день – неподвижная праведница среди беснующегося мира, стоящая, «яко камень живой»!

40. Почему имена Бориса и Глеба сохранила история? Вот суждения современных школьников:

«Нельзя любить и ненавидеть одновременно, потому что Бог велел любить всех. Если ты ненавидишь кого-нибудь, ты уже считаешься лжецом и заблуждаешься в своих мыслях.

А Борис и Глеб в себе не заблуждались, никого не ненавидели даже в тот момент, когда их убивали» (Виктория, 9 класс).

41. «Русский человек очень хорошо понимает, что он будет держать ответ за совершённые им дела и поступает, исходя из этого» (Константин, 9 класс).

42. «Если бы люди следовали мирной традиции Бориса и Глеба, в России не случилось бы революции 1917 года» (Константин, 9 класс).

43. «Борис и Глеб поступили по правилам Евангелия, отдав свои жизни. Они не пожелали пойти против своего брата даже под страхом смерти» (Максим, 10 класс). «Борис и Глеб отдали свои жизни ради мира в стране» (Евгений, 10 класс).

44. Небесные вехи в нашем сложном мире – древние русские иконы…

просмотров