Дательный падеж в русском языке. Падежи имен существительных. Склонение по падежам Все о падежах существительных

Дательный падеж в русском языке. Падежи имен существительных. Склонение по падежам Все о падежах существительных

В третьем классе ученики знакомятся с понятием «падеж» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам. Не смотря на то, что в школьной программе изучают всего 6 падежей, для детей эта тема - одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе. Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, чтобы верно определить падеж существительного в тексте. Зачем определять падеж? Чтобы в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются (склоняются) по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Падежи уточняют роль имен существительных и их связь с другими словами в предложении.

Список падежей

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

Сухие названия падежей ребенку запомнить очень сложно. Ему нужны ассоциации. Поэтому знакомство ребенка с падежами можно начать со сказки.

Сказка про падежи

Жил был Падеж.
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился - стал Родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему давали еду и игрушки, и он стал Дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он становился Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его Творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь Предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.

Таблица падежей русского языка

Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово.

Родительный - родители
Дательный - дал
Винительный - вижу, виню
Творительный - творю

Предлоги падежей и смысловые вопросы

Именительный падеж – предлогов нет. Смысловые вопросы: кто? что?

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с. Смысловые вопросы: где? откуда? чья? чьи? чьё?

Дательный падеж: к, по. Смысловые вопросы: где? как?

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за. Смысловые вопросы: где? куда?

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с. Смысловые вопросы: где? как?

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на. Смысловые вопросы: где?

Падежи подразделяются на прямой и косвенные

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, поставить от него вопрос;
2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки. Кружили (над чем?) над волнами (Т. п.)

Есть такой прием, который позволяет точно определить падеж лишь по заданным вопросам. Формулируем оба вопроса. Если у нас имеется существительное неодушевленное, заменяем его в предложении на подходящее одушевленное и ставим вопрос. По двум вопросам безошибочно определяем падеж.

Я поймал (кого?) кошку. Заменяем кошку на неодушевленный предмет: Я поймал (что?) пёрышко. Кого? Что? - Винительный падеж.

Я не мог дотянуться до (кого?) кошки. Заменяем на неодуш.: Я не мог дотянуться до (чего?) ветки. Кого? Чего? - Родительный падеж

Чтобы правильно определить падежное окончание существительного, нужно определить его падеж и склонение.

Подробная таблица падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения

Русское

Название

Падежа

Латинское

Название

Падежа

Вопросы

Предлоги

Окончание

Единственное число

Множ.

Число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

Номинатив

Кто? Что? (есть)

--- ---

А, -я

О, -е

---

Ы, -и, -а, -я

Родительный

Генитив

Кого? Чего? (нет)

без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

Ы, -и

А, -я

Ов, -ев, -ей

Дательный

Датив

Кому? Чему? (дам)

к, по

Е, -и

У, -ю

Ам, -ям

Винительный

Аккузатив

Кого? Что? (вижу)

в, за, на, про, через

У, -ю

О, -е

---

Ы, -и, -а, -я, -ей

Творительный

Инструментатив

Кем? Чем? (горжусь)

за, над, под, перед, с

Ой (-ою),

Ей (-ею)

Ом, -ем

Ами, -ями

Предложный

Препозитив

О ком? О чем? (думаю)

в, на, о, об, обо, при

Е, -и

Е, -и

Ах, -ях

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы - Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. - написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Стихи о падежах

Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.

А я падеж Родительный
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Предлоги часто мне друзья.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

Я называюсь Дательным,
Работаю старательно.
КОМУ отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.

А я Винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

А я творительный падеж
Исполнен всяких я надежд.
Творите! – Чем? Творите! - С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!

А я падеж предложный,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
Ах да нужны предлоги
Без них мне нет дороги.
Тогда смогу я рассказать
О чем мечта.

Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный…
Все их запомнить сложно.
Ты в памяти всегда держи
Названья. Это падежи.

Именительный

Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.

Родительный

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков – ни одного…
Всё мама виновата!

Дательный

Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…

Винительный

Ой! В игрушках – кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Куклу? Кубики? Лото?

Творительный

Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?

Предложный

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…

Зато теперь все падежи
Я твёрдо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это СИЛА!!!

Полак Фрида

Именительный - это ты,
собирающая цветы,
а родительный - для тебя
трель и щелканье соловья.
Если дательный - все тебе,
счастье, названное в судьбе,
то винительный… Нет, постой,
я в грамматике не простой,
хочешь новые падежи
предложу тебе? - Предложи!
- Повстречательный есть падеж,
узнавательный есть падеж,
полюбительный, обнимательный,
целовательный есть падеж.
Но они не одни и те ж -
ожидательный и томительный,
расставательный и мучительный,
и ревнительный есть падеж.
У меня их сто тысяч есть,
а в грамматике только шесть!

Кирсанов Семён

Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
- Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
- ТОГО, - сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, -
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
- ТОМУ, - ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, -
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- ТОГО, - сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, -
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
- С ТЕМ, - заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
- О ТОМ, - сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

Тетивкин А.

Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

Ключкина Н.

Родительный падеж

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь. (Т. Рик)

Дательный падеж

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь! (Т. Рик)

Винительный падеж

Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.
- «Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!»
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я… летать!
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке…
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке. (Т. Рик)

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
Что там долго говорить.
Вот решился я… творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.
Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой (Т. Рик)

Предложный падеж

На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже …
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже! (Т. Рик)

Все существующие падежи русского языка

1) Именительный падеж - кто?, что?
2) Родительный падеж - нет кого?, чего?
3) Дательный падеж - дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
4) Винительный падеж - вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
5) Творительный падеж - творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
6) Предложный падеж - думать о ком?, о чём?

7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!

8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? - В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) - а как же на Святой Руси, на Украине?

9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?

10) Счетный падеж - встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).

11) Отложительный падеж - определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.

12) Лишительный падеж - используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).

13) Количественно-отделительный падеж - похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).

14) Ждательный падеж - Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).

15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.

Русский язык имеет шесть падежей, которые выражают определенные роли существительных в предложениях: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Одним из является в русском языке дательный падеж. Он занимает особенное место по сравнению с другими косвенными падежами, поскольку он противопоставлен им тем, что имеет свою семантику.

Дательный падеж указывает на объект, к которому направлено действие, на адресата (например, писать сестре, помогать родителям), на предмет (например, радоваться рождению, принадлежать ребенку), на объект состояния и свойства (например, верность сказанному, преданность хозяину). Он выражает отношение, определяющее назначение предмета (гимн труду), употребляется в безличных предложениях для передачи состояния субъекта (ребенку нездоровилось, хотелось поспать). Дательный падеж отвечает на вопрос (можно иногда мысленно подставить слово «дать») «кому?», «чему?», «где?», «куда?».

Дательный падеж, по сравнению с другими косвенными падежами, может употребляться с меньшим количеством первообразных предлогов («к» и «по»). В присловной позиции дательный падеж в русском языке с предлогом «к» может выполнять функцию информативно-восполняющей формы (относиться к самым известным изречениям), иметь объектное значение (уважение к родителям), иметь определительное значение (по месту: подойти к двери; по времени: потепление к полудню; по цели и назначению: еда к обеду).

В неприсловной позиции дательный падеж с предлогом «к» имеет значение предикативного признака (способность к пению), объектное значение при детерминации (к этому платью не хватает чего-то яркого), определительное и обстоятельственное значения места и времени (к вечеру потеплело). При употреблении предлога «по» в присловной позиции дательный падеж имеет следующие значения: объектное (стучать по дереву, скучать по брату), определительное со значениями места (идти по дороге), времени (спать по ночам), причины (сказать по ошибке), цели (вызов по проверке). В неприсловной позиции - это значения предикативного признака (тоска по родительскому дому), субъектное значение (всем осталось по книжке) и определительное значение (по воскресениям магазин не работает).

Дательный падеж сочетается с такими непервообразными предлогами: в противоположность (сказанному), благодаря (маме), вопреки (самому себе), вслед (компании), наперекор (судьбе), по отношению к (профессору), согласно (контракту), сообразно (целям), судя по (количеству). При особо стоит обратить внимание на дательный в котором зависят от самого имени имена I склонения (мужского и женского рода, которые заканчиваются на «-а», «-я») в дательном падеже окончания имеют «-е», «-и» в единственном числе (например, маме, стене, истории, тете) и «-ам», «-ям» - во множественном (например, мамам, дядям).

Существительные второго склонения (мужской и средний род с и заканчивающиеся на «-о») единственного числа окончания имеют «-у», «-ю» (например, окну, столу) и множественного числа- «-ам», «-ям» (например, окнам, столам) в дательном падеже. Имена же существительные третьего склонения (заканчивающиеся на в дательном падеже окончания имеют «-и» в единственном числе (например, к ночи, по ткани) и «-ам», «-ям» - во множественном (например, по ночам, по тканям).

Что такое падеж, сколько падежей существует в русском языке и как правильно определить падеж у имён существительных? На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Мы расскажем об особенностях склонения существительных по падежам, приведём наглядные примеры, научим определять падежную форму не только у склоняемых, но и у несклоняемых форм слов.

Что такое падеж существительных?

Падеж существительных в русском языке – это морфологический признак, обозначающий грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж выражается системой противопоставляемых друг другу рядов форм существительных и является словоизменительным признаком.

Склонение существительных по падежам изучается в 4 классе.

Склонение существительных по падежам

В русском языке существует шесть падежей – один прямой (именительный) и пять косвенных. Изменение имен существительных по падежам осуществляется с помощью системы падежных окончаний (флексий).

Примеры падежей существительных в таблице :

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Падеж Вопросы к падежам Примеры существительных
Ед. число Мн. число
Именительный Кто? Что? Приятель , ветка , озеро Приятели , ветки , озера
Родительный Кого? Чего? Приятеля , ветки , озера Приятелей , веток, озер
Дательный Кому? Чему? Приятелю , ветке , озеру Приятелям , веткам , озерам
Винительный Кого? Что? Приятеля , ветку , озеро Приятелей , ветки , озера
Творительный Кем? Чем? Приятелем , веткой , озером Приятелями , ветками , озерами
Предложный О ком? О чем? О приятеле , о ветке , об озере О приятелях , о ветках , об озерах

Несклоняемые существительные не имеют падежных форм. У таких слов падежная принадлежность выражается не грамматически (через окончания), а синтаксически (через слова, с которыми они согласуются).

Примеры: новое пальто (И.п), мечтать о пальто (П. п), пришить пуговицу к пальто (Д. п.).

Как определить падеж у существительного?

Определить падеж существительного можно несколькими способами.

Тема: «Изменение имён существительных по падежам».

подготовила

учитель начальных классов

Смирнова Жанна Николаевна

Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель урока – познакомить учащихся с изменением имен существительных по падежам.

Для достижения цели урока мною были поставлены следующие задачи:

1. Предметные:

Формировать первоначальное представление об изменении имён существительных по падежам

Познакомить с именительным падежом

Систематизировать знания об именах существительных

Обобщить знания о форме слова

Развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление

Познавательные УУД:

Формировать потребность к новым знаниям через столкновение с проблемой

Формировать умения на основе анализа объектов делать выводы

Формировать умение находить ответы на вопросы

Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам

Регулятивные УУД:

Формировать способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность

Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом задачника

Коммуникативные УУД:

Работать в сотрудничестве с учителем, в паре

Уметь правильно оформлять свои мысли в устной форме

Уметь слушать и понимать речь других

3. Личностные УУД:

Формировать способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание нового материала

Формировать познавательную активность, творческие способности учащихся

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения

Ход урока

Организационный момент (2 мин.)

Урок русского языка. (Слайд 1)

Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, познавательным, увлекательным)

Я предлагаю вам два варианта работы на уроке.

Прочитайте про себя. (Слайд 2)

Спустя рукава.

Не покладая рук.

Прочитайте вслух.

Какой из них вы выберите? Почему? («Не покладая рук» - усердно, старательно)

Как называются такие интересные выражения? (Фразеологизмы)

Запишите в тетрадях число, классная работа. Итак, за работу.

Повторение пройденного материала. (10 мин.)

    Аимяасуёщесатвиётеальноеё (карточки у каждого ученика)

Какую часть речи мы сегодня продолжим исследовать? Вы мне скажите сами, зачеркнув буквы А и Ё на карточках.

Секреты какой части речи мы продолжим открывать? (Имени существительного)

Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном? (Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и что? Обозначает предмет. Имеет постоянные признаки: бывает одушевленным и неодушевлённым; собственным и нарицательным; женского, мужского и среднего рода. Имеет непостоянные признаки: число - единственное и множественное.)

Молодцы!

2. Словарно - орфографическая работа.

Прочитайте слова про себя.

Прочитайте вслух. Слайд 3.

моро.

б. гаж

тра. вай

п. тух

зай. .та

лес? ница

п. сок

со? нце

Ил? я

ван? а

яг. да

Все ли слова понятны?

Объясните лексическое значение слова «багаж». Где можно узнать значение этого слова? толковом словаре)

Багаж – вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки.

(Груз, вещи, поклажа)

Можно ли слова, записанные на слайде, отнести к именам существительным? Докажите. (Отвечают на вопрос Кто? Что? и обозначают предметы)

На какие группы вы бы разделили эти слова?

Обоснуйте, почему вы сделали такой выбор? (По признакам: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, мн. число и ед. число, м.р. , ср.р. и ж.р.) Приведите примеры.

А по орфограммам можно? Обоснуйте свой ответ. (Безударные гласные проверяемые и непроверяемые; парные согласные, разделительный мягкий знак, двойная согласная, непроизносимые согласные, гласная после шипящих).

Приведите примеры.

Запишите пропущенные буквы по порядку в строчку.

Я буду показывать указкой.

Слайд 4.

Проверка

Оцените себя, использую сигнальные кружочки: зелёный - хорошо усвоил пройденный материал, написал без ошибок; синий – изученный материал требует повтора, 1-2 ошибки; красный – испытывал трудности, допустил больше 2 ошибок.

Поднимите руку те, кто поставил зелёный кружок? Молодцы!

Кто поставил синий кружок? Что нужно повторить?

Кто поставил красный кружок? Вам на уроке надо быть особенно внимательными.

Соедините эти буквы по порядку.

Какое слово у вас получилось? (Замечательно)

Слайд5

Замечательно

Подберите синонимы к этому слову. (Отлично, хорошо, здорово)

Это и будет моей оценкой вашей предыдущей работы.

Физминутка (1 мин.)

Работа над новым материалом . (20 мин.)

    Постановка учебной задачи.

Прочитайте тему урока. Слайд 6

Изменение имён существительных по …

Как можно продолжить это предложение? (… по числам)

Измените слово «багаж» по числам. (Багаж

багажи

Какая часть слова изменилась? (Окончание)

А что осталось неизменным? (Основа)

Ученик на доске выделяет основу и окончание.

Как называются такие изменения? (Форма слова).

А можно ли по-другому закончить предложение?

Изменение существительных по…

Затрудняетесь? У нас возникла проблема, которую необходимо разрешить.

Какую учебную задачу мы с вами поставим на урок? (Узнать, как ещё изменяются имена существительные .) (Слайд 7)

Проведём исследование. Для этого попробуем спуститься по лесенке со ступеньки на ступеньку, по таинственным следам и возможно откроем новые знания. (Слайд 8)

    Открытие детьми нового знания.

а) работа в тетради-задачнике

А поможет нам в этом наш задачник. Откройте с. 50 упр. 190

Прочитайте задание. (В предложение нужно вписать слово «сестра». Реши, оставишь ли слово в начальной форме или будешь его изменять?)

Посоветуйтесь друг с другом. (Работа в паре.)

К какому же решению вы пришли? Обоснуйте свой ответ. (Будем изменять, т. к. не будет связи слов в предложении.)

Давайте понаблюдаем за существительным «сестра». Назовите орфограмму.

Попробуйте самостоятельно вставить слово «сестра « в предложения.

Самостоятельная работа .

Проверка работы

Какие предложения у вас получились? Прочитайте. (1) Пришла сестра. 2) Сестры нет дома. 3) Сестре дали задание. 4) Я вижу сестру. 5) Я горжусь сестрой. 6) Я много рассказываю о сестре.)

Сколько раз изменялось слово «сестра»? (6 раз)

Что вам пришлось изменять у существительного «сестра»? (Окончание)

Интересно, что заставило слово изменяться?

Затрудняетесь ответить.

Посмотрите на лесенку. Может быть она вам подскажет ответ на вопрос? (Слайд 8)

Давайте проверим, как командуют вопросы. Изменим существительное « сестра» по вопросам устно. Какие вопросы вы выберите?

Почему мы поставили вопрос кто? (Слово «сестра - одушевлённое)

б) работа в рабочей тетради.

Изменим слово «сестра» по вопросам,выделим окончания и отметьте орфограмму

Пишем в столбик. Ученик у доски, остальные пишут в тетради.

кто? сестра

кого? сестры

кому? сестре

кого? сестру

кем? сестрой

о ком? о сестре

Это родственные слова или форма одного и того же слова? (Форма слова, так как меняется только окончание.)

А почему у них разные окончания? (Разные вопросы)

А теперь понаблюдаем за поведением другого слова: река из упражнения 191. Выполните самостоятельно.

Самостоятельная работа.

Проверка работы

Прочитайте предложения, которые у вас получились. (1) У нас есть река. 2) А у нас нет реки. 3) Реке дали название. 4) Мы увидели реку. 5) Мы любуемся рекой. 6) Хорошо купаться в реке.)

Сколько раз изменялось слово «река»? (6 раз)

Что вам пришлось изменять у существительного?

Что заставило слово «река» изменяться?

Измените слово по вопросам устно.

Почему вы выбрали вопрос «что»?

Поставьте вопросы к слову и записывайте формы, выделяя окончания. Отметьте орфограмму в слове «река».

Пишем в столбик. Учащийся у доски, остальные пишут в тетради.

что? река

чего? реки

чему? реке

что? реку

чем? рекой

о чём? о реке

Сколько раз изменяли форму слова? (6 раз)

Изменяли ли мы слова по родам?

Изменяли ли мы слова по числам?

Значит, это какая - то новая форма изменения имени существительных

Вариантов может быть много, но верный лишь один.

Где вы можете узнать правильный ответ? (Спросить у учителя, прочитать в учебнике)

в) Ознакомление с выводами авторов учебника.

Воспользуйтесь информацией в учебнике стр. 77 (1 правило)

Про себя

Вслух

Как же называется изменение существительных по команде вопросов?

(Изменением по падежам)

Вспомните, какую учебную задачу мы ставили в начале урока?

(Узнать, как ещё изменяются имена существительные)

Как бы вы теперь продолжили это предложение? (Слайд 9)

Изменение имён существительных по падежам

В русском языке изменение по падежам ещё по - другому называется

склонением.

Что можно склонить в жизни? (голову, веточки деревьев).

А в русском языке склоняем имена существительные.

Что вы ещё узнали о слове «падеж»? (Произошло от греческого слова со значением падать)

Объясните, по какой причине я сравнивала «ступеньки» с изменениями существительного?

(Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку.)

Сколько пар вопросов – командиров?(6)

Падеж- хозяин вопроса.

Хочу вам сказать, что каждая пара вопросов, т.е. каждый падеж имеет своё название.

С одним падежом вы хорошо знакомы. Вы удивлены? Но это так, ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме.

Что является начальной формой существительного? (Это форма единственного числа, которая отвечает на вопросы кто? или что? При ней никогда не бывает предлогов)

Это и есть слово в Именительном падеже . (Слайд 10)

Давайте проверим, так ли это.

Прочитаем сообщение на стр. 77.

Почему именительный падеж самый главный? Почему он первый?

(Он даёт имя предмету, именует его. Требуя ответа на вопросы: это кто? это что?

Является начальной формой.)

У каждого падежа есть слово- помощник. У именительного - это слово «есть».

На письме названия падежей принято обозначать сокращённо: заглавная и строчная буквы.

Закрепление изученного материала . (6 мин.)

1.Вернёмся к «лесенке». 1 ступеньку обозначим И.п.

Какие вопросы нам подскажут форму именительного падежа? (Кто? Что?)

Откройте тетради. Назовите предложения, в которых слова «сестра» и «река» стоят в именительном падеже. Над этими словами отметьте сокращённо падеж.

2.Самостоятельная работа.

На доске запись:

Пошёл на рыбалку, улетают птицы, петь песню.

Найдите словосочетания с существительным в именительном падеже. Напишите сокращённо И. п.

Проверка.

Подведение итогов урока. (2 мин.)

Что нового узнали об имени существительном?

Сколько падежей в русском языке?

Как называется первый самый главный падеж?

А вам бы хотелось узнать название остальных падежей?

Об этом мы узнаем на следующем уроке.

Домашнее задание. (1 мин.)

Дома обязательно расскажите своим родителям о том, что нового узнали сегодня на уроке. Как вы думаете, они помнят падежи?

Вам интересно знать, сколько падежей в других языках? Тогда вам задание - узнать это.

Рефлексия . (3 мин.)

Вы много сегодня поработали. Выскажите своё впечатление об уроке, начиная с любой из фраз:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Спасибо за урок!

Падеж существительных в русском языке – это морфологический признак, обозначающий грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж выражается системой противопоставляемых друг другу рядов форм существительных и является словоизменительным признаком.

Склонение существительных по падежам изучается в 4 классе.

Склонение существительных по падежам

В русском языке существует шесть падежей – один прямой (именительный) и пять косвенных. Изменение имен существительных по падежам осуществляется с помощью системы падежных окончаний (флексий).

Примеры падежей существительных в таблице :

Падеж Вопросы к падежам Примеры существительных
Ед. число Мн. число
Именительный Кто? Что? Приятель , ветка , озеро Приятели , ветки , озера
Родительный Кого? Чего? Приятеля , ветки , озера Приятелей , веток, озер
Дательный Кому? Чему? Приятелю , ветке , озеру Приятелям , веткам , озерам
Винительный Кого? Что? Приятеля , ветку , озеро Приятелей , ветки , озера
Творительный Кем? Чем? Приятелем , веткой , озером Приятелями , ветками , озерами
Предложный О ком? О чем? О приятеле , о ветке , об озере О приятелях , о ветках , об озерах

Несклоняемые существительные не имеют падежных форм. У таких слов падежная принадлежность выражается не грамматически (через окончания), а синтаксически (через слова, с которыми они согласуются).

Примеры: новое пальто (И.п), мечтать о пальто (П. п), пришить пуговицу к пальто (Д. п.).

Как определить падеж у существительного?

Определить падеж существительного можно несколькими способами:

  • По окончанию слова (солнца – Р. п., отцу – Д. п., о грозе – П. п.);
  • Поставив к существительному вопросы (дорога (кто? что?) – И. п.; вареньем (кем? чем?) – Т. п.; о метро (о ком? о чем?) – П. п);
  • Определить падеж по словам, с которыми существительное согласуется в словосочетании или в предложении (заказать крепкий кофе – В. п., мечтать о новом велосипеде – П. п., белая кошка умывается – И. п.).

Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.

Он верил другу : верил [кому? чему?] другу – Д. п.

Форму именительного падежа обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг – И. п.

Важно не путать винительный падеж с именительным. В предложении слово в винительном падеже обычно бывает дополнением.

Сравните: Максим надул шарик (вижу (что?) шарик) – В. п.

Шарик улетел от Максима – шарик – И. п.

Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

Я видел [кого? что?] друга – В. п.;

Здесь нет [кого? чего?] друга – Р. п.;

Я видел [кого? что?] фильм – В.п.

В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильм – И.п.

Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .

Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Но связан предлог с именем существительным, а не с зависимым от существительного определением.

Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .

просмотров