Лидер буддистов в бирме был убит. «Мы только начинаем учить мир бирманской демократии. С чего все началось

Лидер буддистов в бирме был убит. «Мы только начинаем учить мир бирманской демократии. С чего все началось

Ашин Вирату (Ashin Wirathu, буддийское имя Virasu) родился 10 июля 1968 года, в городке Чьяуксе провинции Мандалай. Духовный лидер антиисламского движения в Бирме. Вирату не получил даже полного среднего образования – он перестал учиться в школе когда ему было 14 лет. С 2001 года он – один из главных пропагандистов кампании «969» и один из пламенных ее ораторов. Статус монаха позволил ему путешествовать с лекциями-проповедями по стране, и поэтому он стал известен во многих частях Мьянмы.

Движение «969»

В 1997 году чиновник мьянманского министерства по делам религии по имени У Чжо Лвин опубликовал в Моламьяйне, столице юго-восточного шатат Мон, 40-страничную брошюру с кратким и лаконичным заголовком – «969». Она была напечатана издательством «Хла Пхет Хла», что можно перевести как «красота с обеих сторон». В этой книге У Чжо Лвин попытался ввести в современный буддизм нумерологическую составляющую, которая, с одной стороны, была бы понятна рядовым буддистам, а с другой стороны – исходила бы из основ учения Будды.

Такой «цифровой код» с высокой степенью неизбежности рано или поздно должен был появиться в мьянманском буддизме. Цифры (особенно созвучные и повторяемые – «коу-чау-коу» – «969») легче запоминаются, и за одним числом может стоять целая философская концепция. А Мьянма с ее традиционным почитанием нумерологии (даже на самом высоком уровне решения принимаются с учетом комбинации «счастливых» и «несчастливых» цифр) просто была обречена выражать понятия цифрами. Была и другая причина – многие мечети, магазины и дома мусульман в Мьянме украшены цифрами 786 – за ними скрывается фраза «Во имя Аллаха милостивого и милосердного». По мнению буддистских проповедников, если вам попадается на глаза цифра 786 и вы ее мысленно про себя читаете – вы уже возносите хвалу Аллаху. То есть, вас, буддиста, заставляют молиться чужому богу.



При этом в цифрах 786 привыкшие к нумерологическому анализу мьянманцы увидели еще один зловещий смысл. Сумма 7+8+6 равна 21 – а это значит, что мусульмане собираются сделать 21 век временем утверждения тотального господства ислама на Земле. И машинально читая цифры на воротах мечети, или на стене мусульманской чайной, буддист тем самым програмируется на принятие этой идеи и смирение перед ней.

То есть, буддистские богословы и многие образованные буддисты видели свою задачу в том, чтобы противопоставить нумерологическому программированию мусульман нечто подобное, но с противоположным знаком. Мьянма всегда была страной с высокой степенью религиозной толерантности. В Янгоне действует множество мечетей, индуистских храмов и христианских церквей и сект, и никто не мешает людям в их религиозных обрядах и церемониях – которые порой, на взгляд европейца, выглядят довольно странно и дико (например, кровавое публичное самоистязание у выходцев из Индии). Поэтому речи о том, чтобы сбивать цифры 786 с ворот мечетей, или снимать таблички с этим числом со стен, речи не шло. Нужно было что-то дать взамен, чтобы буддист, которому попалось на глаза «мусульманское» число, компенсировал его десять раз попавшимся до этого ему по пути буддистским нумерологическим символом. Так появилось число 969.

Смысл этого числа очень простой – как это и должно быть. В буддизме существует понятие «трех драгоценностей» («триратна») – это сам Будда, его учение (дхарма) и монашеская община (сангха). Будде присущи девять основных качеств, дхарме – шесть основных качеств и сангхе – девять основных качеств. (Подробней на эту тему можно прочитать на русском языке в Википедии – вот тут: Тhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D 1%80%D0%B8_%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B E%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%8 2%D0%B8). Хотя монахи и говорят, что Будде, дхарме и сангхе присуще бесчисленное множество качеств, но именно 9-6-9 – это самые основные из них.

По сути, 969 – это мнемонический знак, аббревиатура, несущая в себе информацию, которую буддист должен постоянно помнить. Ничего агрессивного это число не несет, и призвано ликвидировать создавшийся в Мьянме дисбаланс между мусульманской и буддистской нумерологией.

В своей брошюре У Чжо Лвин призывал своих единоверцев всячески пропагандировать число 969 и помещать его в максимально возможном количестве мест для публичного обозрения – на дверях домов, на стенах кафе и магазинов, на принадлежащих буддистам транспортных средствах (начиная от велосипедов с колясками, которые в Мьянме называются «сайка», до больших автобусов). По мысли У Чжо Лвина и поддержавших его монахов, буддист, каждый раз повторяя про себя попавшееся на глаза число 969, тем самым многократно высказывает свое почтение персонально Будде, его учению и буддистской монашеской общине. Поскольку буддистские молитвы – это не молитвы вообще с христианской точки зрения (в них нет обращения к богу с просьбой, и по сути они – это набор неких базовых истин и поведенческих норм, повторяя которые, буддист тем самым «программирует» себя на хорошие поступки), то понятно, что число 969 вполне может трактоваться и как самая краткая буддистская молитва (хотя по поводу места числа 969 в современном мьянманском буддизме тхеравада до сих пор ведутся споры).

То есть, книга У Чжо Лвина не была направлена против какой-то другой религии, и скорее была внутренним делом буддизма. Но, как это всегда бывает, нашлись люди, которые занялись творческим переосмыслением высказанных в книге идей.

Через несколько лет после выхода книги У Чжо Лвина, примерно в 2000 году, в сангхе и среди рядовых буддистов начал циркулировать текст «Угроза исчезновения расы».Как раз в слове «раса» в данном случае не следует искать тот агрессивно-негативный смысл, который оно иногда имеет в обыденном сознании россиянина, и уж тем более не стоит его трактовать в контексте фашистских представлений о расовом превосходстве. Термином «национальные расы Мьянмы» в официальной пропаганде давно и традиционно обозначаются все нации и народности, живущие в стране, с их культурой и религиозной принадлежностью. То есть, речь в брошюре шла о защите национальной и религиозной самобытности мьянманцев – что само по себе вполне нормально и вопросов не вызывает. В ней были перечислены и откомментированы 17 моментов достойного поведения каждого буддиста по зищите своей религии. Тем не менее, всего пара абзацев выбивалась из общего абстрактно-назидательного тона – в них декларировалось о том, что, защищая буддизм, надо противодействовать конкретно исламу.

Вот именно из-за этих пассажей такая брошюра никогда не могла бы быть в Мьянме законно опубликована, поскольку призыв противодействовать мусульманам прямо подпадал под статью 5 (j) закона 1950 года, карающего религиозный экстремизм и разжигание межрелигиозной ненависти. По этому закону в случае выхода брошюры в свет автор и издатель тут же получили бы по семь лет лишения свободы. Тем не менее, книга циркулировала в «самиздатовском» варианте, и, судя по числу копий, пользовалась достаточно большой популярностью.

Основной принцип противодействия агрессивной экспансии ислама, по мнению анонимного автора брошюры, заключался в «трех отказах».

  • Во-первых , нужно разорвать все деловые связи с бизнесменами-мусульманами (в том числе ничего не покупать у мусульманских торговцев и не пользоваться услугами мусульман-мастеров).
  • Во-вторых , буддистам не следовало заключать брак с мусульманами.
  • И, в третьих , рекомендовалось вообще не общаться с мусульманами и избегать даже случайных разговоров.

После циркуляции этого текста «три отказа» настолько оказались связаны с движением «969», стихийно возникшим как реакция на книгу У Чжо Лвина, что стали восприниматься как его составная часть – с чем согласны далеко не все монахи. Те, кто считает, что «три отказа» должны воплощаться на практике, указывают, что они не носят агрессивного характера. Никто не призывает хамить мусульманам, вступать с ними в драку или устраивать погромы. Нужно просто не замечать их присутствия рядом с собой и игнорировать их бизнес. А если у них не будет покупателей – они рано или поздно закроют свои магазины и уедут куда-нибудь подальше от тебя. Поддерживающие эти идеи ссылаются на то, что такая практика – классическое воплощение принципов Махатмы Ганди, которого никто не мог упрекнуть в агрессивности или экстремизме.

Они указывают на то, что кампания «969» с самого начала предполагала мирную культурно-просветительскую направленность. В ее рамках при монастырях создавались школы, где монахи объясняли детям основы буддизма и рассказывали о правилах достойного поведения в обществе. По всей стране в рамках этой кампании были организованы лекции и проповеди монахов.

Хотя столкновения бирманцев с различными мусульманскими группами в Мьянме происходили со времен британской колонизации, проблемы особенно обострились в последние годы. Трудно сказать, что является спусковым механизмом такого рода конфликтов. Возможно, это отголоски колониального прошлого, которое ассоциируется у бирманцев с наплывом индийских мусульман в страну. В дальнейшем эта бирманская исламофобия умело использовалась различными политиками.

Сегодня ко всему этому примешались и многочисленные социально-экономические проблемы, которые, и мы в России с этим хорошо знакомы, часто трансформируются в межнациональную и межрелигиозную рознь.

Так или иначе, но движение «969» получило широкую поддержку в обществе, и монах Вирату стал его горячим последователем.

Проповеди его отличались смелостью взглядов и были, что называется, «на грани» – хотя и целиком находились в рамках мирной идеологии кампании «969». Тем не менее, в 2003 году за призывы к межрелигиозной вражде он был приговорен к 25 годам заключения, что позволило ему стать в глазах международных правозащитников еще и «узником совести», пострадавшим от кровавой диктатуры за свои убеждения. Неудивительно, что после проведения выборов и начала демократических преобразований в стране Вирату оказался включен в список политических заключенных, которые должны быть освобождены. Именно поэтому в 2010 году он вышел из тюрьмы по амнистии.

Тюрьма словно усилила его убежденность в своих идеях. В сентябре 2012 года он потребовал от правительства депортации рохинджа обратно в Бангладеш и Индию. Через несколько недель в Ракхайне вспыхнули новые волнения между бирманцами и рохинджа на почве взаимного неприятия.

Возможно, крупнейшая мусульманская диаспора Мьянмы сосредоточена в штате Ракхайн. Бенгальская этническая группа рохинджа насчитывает тут, по некоторым данным, до 800 000 человек.

2012 год ознаменовался кровавыми событиями в штате Ракхайн. Этот конфликт коренным образом изменил сознание мьянманцев. Как результат этого – от неприятия «понаехавших» рохинджья общественое сознание мьянманцев начало эволюцию к полному неприятию ислама как религии вообще. Радикализация общественного сознания – это всегда опасно. Постепенно сформировалась психология осажденной крепости, широко распространились теории заговора (вот тогда как раз и вспомнили о том, что 7+8+6=21). И в этих условиях наступил звездный час Ашина Вирату.


Вирату проявил себя не только как хороший оратор, умеющий доступно и понятно разговаривать с простыми людьми. Он еще и очень харизматичный человек, моложавый, худощавый и с открытой располагающей к себе обаятельной улыбкой. Сложно выделяться, будучи как все побритым наголо и одетым в бордовый монашеский тинган. Тем не менее, Вирату это удалось в полной мере.

Кстати, из современных монахов Мьянмы пожалуй, еще только один пример подобной харизмы – у монаха старшего поколения, саядо духовной академии Ситагу, которого зовут Ашин Ньяниссара. Но Ньяниссаре уже 76 лет, а Вирату только-только вступил в возраст монашеской зрелости. И на мой взгляд, взаимоотношения этих двух саядо сейчас все больше укладываются в классическую схему наступления молодого «несистемщика» на устоявшуюся «по обычаям» систему (условно – Навальный и Путин, если так понятнее).

Причем, Вирату, формально не противопоставляя себя старшему и менее радикальному поколению монахов, в нынешних условиях приобртает все больше и больше стороников – это продемонстрировала встреча 227 наиболее влиятельных буддистских монахов Мьянмы, состоявшаяся в середине июня в монастыре Дхаммадута Чекинда Яма около Янгона. Фактически оппонентов Вирату там не было – даже те, кто был недоволен его стилем и методами действий, признавали, что проблемы, которые он поднимает, действительно существуют и являются критически важными для сегодняшней Мьянмы.

Популярности Вирату способствовали и еще два события. Первое – в июньском номере американского журнала «Тайм» его портрет с провокационным заголовком «Лицо буддистского террора» был помещен на обложку. Это вызвало массовые демонстрации в поддержку Вирату по всей стране, и в результате правительство приняло решение о запрете этого выпуска журнала к реализации в Мьянме (он также был запрещен и на Шри Ланке). А 21 июля рядом с местом проповеди Вирату прогремел взрыв и было ранено пять человек. Вирату не пострадал, но сам факт покушения на жизнь харизматичного проповедника еще более повысил его популярность.

Проповеди Вирату сегодня можно найти в Интернете (например, на Ютубе), и они широко продаются по всей Мьянме на DVD-дисках. У Вирату своя интересная манера проповедовать. На многих кадрах он сидит, полузакрыв глаза и говорит медленным монотонным голосом, создавая у зрителей впечатление, что он излагает некое мистическое откровение. Он находит простые слова для объяснения своей позиции.

  • Если вы пришли в мусульманский магазин и что-то купили, говорит он, – вы оставили там свои деньги, которые тут же будут использованы против вас, вашей нации и вашей религии.
  • Если мусульманин клянется буддлистке, что любит ее и хочет на ней жениться – не верьте ему, он это делает ради денег: если он женится на немусульманке и обратит ее в ислам, он получит вознаграждение из специального мусульманского фонда.
  • Мусульмане – источники всех проблем в мьянманском обществе, они ведут себя нагло и оскорбительно для буддистов, а главная их цель – уничтожение буддизма как религии, обращение мьянманцев в ислам и установление мусульманского владычества над Мьянмой. Они не выбирают средств для достижения этого и действуют самыми грязными и жестокими способами. Именно поэтому буддисты не могут спать спокойно, заключает Вирату, – разве может человек спать спокойно, если рядом бегает бешеная собака?

Такого рода пассажи Вирату првиели к тому, что на зарубежных сайтах его немедленно окрестили «буддистским Бин Ладеном» и сравнили с Гитлером. Тем не менее, несмотря на всю свою недружественную по отношению к мусульманам риторику, Вирату четко подчеркивает, что он – категорически против любого насилия, экстремизма и терроризма по отношению к мусульманам, и что главная его цель – добиться укрепления буддистской религии и мьянманской нации исключительно мирными средствами. В частности, Вирату сказал следующее:

«Меня такими нападками не поколебать. Вот, что я хочу сказать по поводу сравнения меня с Бин-Ладеном. У Бин-Ладена были руки в крови. У меня руки чисты. Это то же самое, что льва назвать лисой. Это сравнение абсолютно неуместное.

Сейчас мы просто предпринимаем профилактические меры. У нас нет наступательных средств. Мы предлагаем законы, которые защитят наш народ и расу. Значит ли это, что мы экстремисты? Мы призываем любить и уважать нашу религию и людей. Значит ли это, что мы террористы? У меня также есть видеофайл с записью интервью, так что можно проверить, если ли там что-то провокационное. И я собираюсь разместить в интернете то интервью с журналом «Таймc». Они ведь не напечатали ни свои вопросы, которые задавали мне, ни мои ответы на их вопросы. Да и на их фото я выгляжу устрашающе».

Однако было слишком поздно. Вирату уже стал олицетворением насилия. После посещения мест, где прошли погромы, он внезапно сменил риторику. Ашин Вирату осудил насильственные методы борьбы с мусульманами и отказался признать, что за ними стоит движение «969». Более того, он принял участие в различных встречах с мусульманскими лидерами Мьянмы, на которых разрабатывались меры по предотвращению насилия.
Кампания «969», как и любое неструктурированное движение, переживает свои взлеты и периоды спокойствия. Сейчас – относительно «мирный» период. Буддисты, наклеившие стикеры с цифрами 969 на свои такси и сайки, постепенно понимают, что так они могут потерять мусульманских клиентов – которые часто бывают богаче бирманцев-буддистов и поэтому охотно пользуются такси. Владельцы мусульманских магазинов нанимают в продавцы буддистов – и буддисты-покупатели приходят в эти магазины со спокойной совестью.

Преследование мусульман в Мьянме вызвало волну возмущения по всему миру. Что произошло и почему бьют тревогу именно сейчас

Ведущие СМИ в эти дни много пишут о трагедии народа рохингья и об акции протеста, участники которых требуют прекратить преследование мусульманского меньшинства. Масштабы международного возмущения впечатляют.

Международная информационная волна

Акции в поддержку рохингья состоялись во многих мусульманских странах. В Индии и Индонезии демонстранты жгли портреты лидера Мьянмы Аун Сан Су Чжи, а представители властей Пакистана и Турции выразили возмущение действиями ее правительства.

Акция протеста в Калькутте, Индия. Фото: Reuters

Еще интереснее стало, когда к акциям присоединилась Россия. Акции в поддержку рохингья состоялись в Грозном и Москве. Лидер Чечни Рамзан Кадыров, как пишут российские СМИ, впервые критически высказался относительно политики Кремля. Мол, тот ничего не делает чтобы предотвратить геноцида, который Кадыров сравнил с Холокостом.

Путин быстренько исправился и 4 сентября на саммите стран БРИКС осудил насилие Мьянмы, чем заслужил публичную благодарность Рамзана.

С просьбой остановить насилие до лидера Мьянмы через свой Twitter обратилась лауреат Нобелевской премии мира Малала Юсафзай. Это событие интересно тем, что Аун Сан Су Чжи также является лауреатом Нобелевской премии мира, хотя теперь нередко можно услышать требования отобрать у нее награду.

Попробуем разобраться, кто же такие рохингья, за что их преследует власть Мьянмы и почему именно сейчас вокруг них так много информационного шума.

Наиболее преследуемый народ мира

Буддистско-мусульманский конфликт в Мьянме тянется годами. Мусульмане-рохингья (или же рохинджа) составляют меньшинство в стране, большинство населения которой исповедует буддизм. Сейчас считается, что их в Мьянме насчитывается 1,1 млн, а еще около миллиона живут как беженцы по разным соседних странах. В 2013 году ООН назвала их наиболее преследуемой обществом в мире.

События, которые сейчас происходят, касаются штата Аракан (он же Ракхайн), что на западе Мьянмы. Сами рохингья утверждают, что очень давно переселились туда. Официальная позиция властей Мьянмы - эти люди являются потомками нелегальных мигрантов из Бенгалии. Во времена британского владычества в Индии к Аракану массово переселяли мусульман из Восточной Бенгалии (сейчас это страна Бангладеш), так как требовалась дешевая рабочая сила.

Власти Мьянмы даже не признает сам термин "рохингья" и к 2015 году называли их "бенгальцами", а потом начали называть "мусульманами, проживающими на араканской территории".

Мьянма не предоставляет рохингья гражданство на основании закона, принятого еще в 1982 году. Он запрещает предоставлять гражданство мигрантам - британским индийцам - которые переселились в страну после 1873 года.

Таким образом, рохингья ограничены в праве свободного передвижения, не имеют доступа к государственной образования и права работать в государственных учреждениях.

Вся эта история осложняется тем, что большинство населения Аракана составляют буддисты, которые имеют давнюю историю противостояния с правительством Бирмы в борьбе за свою независимость. Фактически это местные сепаратисты, с которыми, тем не менее, удалось замириться. Однако сейчас много кто смешивает в единое целое борьбу араканцев за создание собственного государства и террористические акты мусульман-рохингья.

Последние имеют собственную организацию - Араканську армию спасения рохингья (Arakan Rohingya Salvation Army или же ARSA). Она перехватила лозунги о борьбе за независимость местных буддистов и начала воевать с правительством, скрываясь в местных джунглях.

Мьянмарские военные и жители Ракхайну утверждают, что группировка появилось осенью 2016 года, а его заявленной целью является создание демократического мусульманского государства для рохингья. Ходят слухи, что Мьянмой занимается Китай, а потому ему выгодно время от времени поддерживать местных террористов, чтобы иметь инструмент влияния на правительство. Но подтверждений им нет.

Буддистско-мусульманский конфликт

В 2000-х годах большинство случаев насилия против рохингья были замешанные на религиозном конфликте. Власть отвечала на это введением в штат войск, а рохингья начинали массово убегать - через сухопутную границу в Бангладеш, или же морем до соседних мусульманских стран - Малайзии, Индонезии. Часть пробовала добраться даже до Австралии.

Нынешняя волна насилия началась 25 августа, после атак ARSA на десяток полицейских участков и военную базу. По данным, которые предоставили власти Мьянмы, погибли 12 правоохранителей и 77 повстанцев. Организацию ARSA было объявлено террористической.

Была начата военная операция, в результате которой, по данным властей, было убито 400 человек, большинство из них объявлены террористами. Однако независимо подтвердить эту цифру невозможно, поскольку в штат Аракан не пускают журналистов, правозащитные организации и даже следователей ООН.

Последние пытались попасть в страну этого года после предварительной вспышки насилия. Он начался с убийства представителями ARSA девятерых пограничников. После того, как в ответ было начато военную операцию, около 75 тысяч рохингья убежали в Бангладеш. Сейчас количество беглецов составляет уже 125 тысяч и цифра растет.

Беженцы рассказывают ужасные истории о том, как военные насилуют и убивают женщин, отстреливают детей и старых людей, жгут их дома. Власти Мьянмы запреречує: боевики сами сжигают собственные дома, обвиняя правительство в насилии.

Ужасная ситуация с беженцами

Именно ситуация с огромным неконтролируемым потоком беженцев по большому счету привела нынешнюю информационную волну с протестов и негодования в СМИ. Тысячи беженцев рохингья направляются прежде всего в Бангладеш - возможно, беднейшей страны мира. Той, с которой когда-то переселились их предки.

Большинство населения там составляют мусульмане и, казалось бы, они должны дружески относиться к братьям по несчастью. Но на практике это так не выглядит. По крайней мере, если верить телеканалу "Аль-Джазира", власть снова планирует переселить всех рохингья в лагерь на остров Тхенгар Чар, который образовался из наносов ила и других пород около 11 лет назад и в сезон дождей полностью покрыт водой.

Беженцы-рохингья в Бангладеш. Фото: Reuters

Во время предыдущих массовых переселений несколько тысяч беженцев-рохингья нашли убежище в Малайзии и Индонезии. Но в первой их месяцами держат заключенными в лагерях для беженцев, а во второй запрещают работать, предоставляя небольшую социальную помощь.

Но сейчас потоки беженцев в Малайзии и Индонезии почти исчезли. Произошло это в большой мере из-за инцидента 2015 года. Лодкам, которые контрабандисты-перевозчики набили беженцами под самую завязку, отказали в мероприятии в Таиланде и Индонезии. Последняя выдала им воду и пищу и отправила восвояси. После нескольких дней дрейфа в море, 800 беженцев приняла Малайзия.

Так же прекратились попытки контрабандистов гонять лодки с беженцами в Австралии. Ее власть просто отбуксировувала лодки обратно из своих территориальных вод, хотя и натолкнулась на критику правозащитных организаций за нарушение конвенции о беженцах.

Поэтому не удивительно, что сейчас, когда появилась новая волна беженцев, власти соседних стран давит на Мьянму, требуя прекратить акции против рохингья.

Противоречивая лидер Мьянмы

Упомянутая выше Аун Сан Су Чжи когда-то была любимицей западных СМИ: она считалась одной из ведущих мировых правозащитниц, олицетворением борьбы за права человека. Ей искренне сочувствовали: военная хунта заставила ее прожить 15 лет под домашним арестом и отказала даже в свидании со смертельно больным мужем. Ее статьи с радостью печатала демократическая пресса, например, The New York Times.

В 2015 году военная хунта ослабила свою хватку и в стране состоялись демократические выборы, на которых победила партия Аун Сан Су Чжи. Местный закон запрещал ему стать президентом, поэтому ему придумали новую должность - советник правительства. Фактически именно она является лидером Мьянмы в настоящее время.

Аун Сан Су Чжи на мирных переговорах. Фото: Reuters

Разочарование в Аун Сан Су Чжи начались именно на фоне конфликта с рохингья. Миссия ООН собиралась расследовать преступления против человечности, в которых беженцы-рохингья обвинили военных-мьянмарцев и местное население, но правительство Мьянмы отказал ее членам в визах. По словам Аун Сан Су Чжи, миссия ООН неуместна, ибо только усилит этническое противостояние.

А сейчас она пошла дальше и обвинила международные гуманитарные организации в том, что они помогают террористам. Заявление было подкреплено фотографией печенья с логотипом Всемирной продовольственной программы ООН, которое военные якобы нашли в одном из прихистків террористов.

Ситуация в Мьянме осложняется еще и тем, что с обеих сторон конфликта уже появилась масса фейков. Например, вице-премьер-министр Турции свой твит с возмущением "резней рохигья" сопроводил фотографией трупов, но позже оказалось, что снимок был сделан в 1994 году в Руанде. Но пока это выяснилось, его сообщение распространили 1600 пользователей.

Так же мало доверия вызывают фотографии якобы тренировочных лагерей для террористов в Бангладеш, которые должны подтверждать позицию правительства Мьянмы о том, что они имеют дело с террористическйо группировкой.

20/09/2017

Кто бы еще месяц назад мог подумать, что на Дворцовой площади мусульмане попытаются провести несанкционированный митинг в поддержку мусульман Мьянмы. Что же происходит в Бирме (страна сменила название с Бирмы на Мьянму в 1989 году)? – спросили мы у одного из немногих российских специалистов по бирмановедению, профессора Восточного факультета СПбГУ Рудольфа ЯНСОНА.


- Для начала объясните - почему вы стали бирманологом пятьдесят лет назад?
- В 1957 году, когда я поступал в университет, была колоссальная мода на Индию. На Востоке шел процесс деколонизации, который СССР, естественно, активно поддерживал. Индия и Бирма были в числе первых освободившихся стран, благодаря чему они стали популярными у нас, особенно Индия. На индийское направление в университет принимали только после армии, поэтому я пошел на бирманское и ничуть не пожалел. В общей сложности я прожил там 8 лет, начиная с 1961 года. В первой поездке я сопровождал там космонавта Титова. Потом работал в посольстве. Наши отношения с Бирмой тогда были исключительно теплые, наш посол мог запросто встретиться с тогдашним премьер-министром Бирмы У Ну. А три главных подарка Бирме от Советского Союза - госпиталь, технологический институт и гостиница - до сих пор работают.

- И Бирма уже тогда была буддистской, а штат Аракан, где сейчас происходят волнения, - мусульманским?
- Аракан не штат, а скорее национальный округ. Один из пяти. Это испокон бирманская территория. Если современная Бирма насчитывает примерно 11 веков, то Араканское государство появилось еще раньше. Британцы в конце позапрошлого века присоединили Бирму к Индии и стали управлять Бирмой, так сказать, индийскими руками. Потом те же британцы разделили Индию по религиозному признаку, и получились Индия, Пакистан и Бангладеш. Аракан территориально близок к Бангладеш. Отсюда - большое количество мусульман в Аракане. Бирманцы считают, что араканцы - бенгальцы, а сами они говорят: нет, мы особый народ, рохинджа, наш язык - не диалект бенгальского, как считают бирманцы, а самостоятельный язык.

- И в чем корень конфликтов между рохинджа и буддистами?
- Рохинджа говорят: мы здесь живем всю жизнь, как и наши предки, у нас свой язык, а у нас даже избирательных прав нет.

- Это так?
- Их и правда нет. Дело в том, что в Бирму все время идут волны миграции. Бангладеш - перенаселенное государство, а Бирма - нет. Туда, в Аракан, шли волны людей, хотя сейчас, когда начались волнения, многие устремились обратно. Араканцы - в Бангладеш, бирманцы - в собственно Мьянму. А власти Бирмы не хотели давать араканцам избирательные права, потому что не могли определить, кто перед ними - исконный житель страны или бенгалец, который только вчера приплыл в Бирму на своем плотике.

- У них что - никаких документов нет? Подтверждающих личность или собственность.
- Никаких. А собственность - это хижины из бамбука, которые то и дело поджигают, но их довольно быстро строят заново. Так вот, пока у власти в Мьянме была хунта, настоящая, военная, не было нормальных выборов, и никто не обращал внимания на эту дискриминацию. Но начался процесс демократизации, случились настоящие выборы, и пошли протесты. Араканцы напали на 30 полицейских постов, отобрали оружие. Бирманцы уж на что миролюбивый народ, но вынуждены были ответить. И армия начала зачистку араканских сел. Были и убийства, и грабежи, и изнасилования, война есть война. Страшно, конечно, читать, как против вооруженных регулярных войск выходят селяне с мачете и дубинками. Они защищают свои дома. А военные, будь они трижды буддисты, обязаны выполнять приказ и громить деревни. Вот они и громят.

- Но там же не только армия в погромах участвует?
- Буддисты восстали после того, как мусульманин изнасиловал бирманскую женщину. Потом появился лидер - буддийский монах Вирату - и стал призывать выгнать всех мусульман в Бангладеш, а тех, кто останется, жестко призвать к порядку. У него нет политического ресурса, он простой монах, но он очень популярен в Бирме, на его проповеди приходят тысячи людей. Власти пытаются привлечь его к порядку, но посадить его не могут, не за что. Да и опасно: в стране 90 процентов населения - буддисты. Нельзя так просто притеснять монахов: начнутся волнения. И потом, нынешнее правительство провозгласило строительство демократии, и арест за проповеди этой линии противоречит.

- А раньше конфликтов у властей с буддийскими монахами не было?
- У бирманцев уже были болезненные случаи столкновения властей с монахами. Например, лет десять была так называемая Шафрановая революция. Название такое - по цвету монашеской робы. Формальным поводом для недовольства было повышение цен на бензин. Хотя монахи, возможно, не были основной движущей силой, просто их подстрекали и направляли разные оппозиционеры, а потом армия проводила в монастырях обыски, находила там антиправительственную литературу, которую монахам иметь запрещено, и сажала их в тюрьмы. Мировое сообщество было этим фактом очень озабочено. Протест был подавлен, но реформы все же пришлось провести.

- Какое дело монаху до того, сколько стоит бензин?
- Во-первых, они много ездят с проповедями. Во-вторых, буддийский монах вовсе не уходит из мира. Там каждый мужчина стремится побыть какое-то время монахом. Просто бреет голову, надевает оранжевую робу и приходит в монастырь. Недавно вот экс-президент на две недели стал монахом, и это было воспринято с восторгом.

- Кто сейчас реально руководит Бирмой?
- Номинальный лидер - президент Тхин Джо. А истинный лидер - Аун Сан Су Чжи. Она лауреат нобелевской премии мира. По должности - государственный советник, но во всех странах ее принимают как главу государства. Дочь национального героя, который много сделал для независимости Мьянмы. Она была лидером оппозиции, когда правила хунта, сделала много для демократизации государства, но 15 лет пробыла под домашним арестом. Хотя ей предлагали уехать в Англию, она не уехала. Не скрою, мне очень нравится эта женщина.

Как же так получилось, что хунта разрешила демократические выборы да еще допустила, чтобы эта Аун Сан Су Чжи на них победила?
- Во-первых, президентом она так и не стала. В Конституцию внесли поправки, согласно которым президентом не может стать человек, у которого муж или дети - граждане другого государства, а у Су Чжи дети - британские подданные. Надо, чтобы 51 процент парламента проголосовал против этого пункта, и тогда его отменят, а парламент там устроен хитро, в нем 25 процентов мест закреплено за теми же военными, еще сколько-то за нацменьшинствами и так далее. В общем, через парламент этот закон не отменить, и пока Су Чжи там неформальный лидер. А выборы - мне кажется, хунта была просто вынуждена проводить демократические реформы. Из-за военного режима против Бирмы были назначены санкции. Четыре государства, правда, на них наплевали: Китай Япония, Корея и Таиланд. И видя безвыходное положение Бирмы, стали грабить страну.

Китай вложил туда уйму денег, за счет которых Бирма и выживала, но очень скоро бирманцы почувствовали, что утрачивают свой суверенитет. А это был их главный жупел - независимость, ради которой все готовы были сплотиться. К примеру, на одной бирманской реке китайцы строили ГЭС, вся энергия, как планировалось, должна была идти в Китай, а проблемы с экологией доставались бирманцам. Не только с экологией, но и с экономикой, потому что большая территория со своим укладом была бы просто потеряна - для проживания, для сельского хозяйства. Бирманцы возмутились, китайцы сказали: мы не позволим обижать наших бизнесменов… И стало очевидно, что надо выходить из международной изоляции, чтобы не быть зависимыми от одного сильного соседа.

Народ тоже требовал демократических реформ, поскольку демократизация в его представлении была связана с повышением уровня жизни.

- И как - повысился уровень?
- В городах - безусловно. На каждом доме, даже камышовой хижине, спутниковая тарелка. Пиво везде продается, а раньше нам даже питьевую воду приходилось с собой возить. Правда, дороги все равно разбитые.

- Россия участвовала в антибирманских санкциях?
- Нет! У России почти не было торговых контактов с Бирмой. Что с нее взять, кроме риса? Вернее, так: там много фруктов, там прекрасная морская рыба, но чрезвычайно неразвита логистика, поэтому скоропортящиеся продукты оттуда доставлять невыгодно. Например, у меня был знакомый коммерсант, который хотел возить из Мьянмы манго, но тут нужно было прямое авиасообщение, а его так и не удалось наладить. То же самое с рыбой - ее в итоге экспортируют во Вьетнам, а уже вьетнамцы продают нам. Интересы Бирмы в России - это подготовка специалистов: айтишников, физиков-ядерщиков и инженеров. Ежегодно в российские вузы поступает около 400 студентов из Бирмы. Кроме знаний мы экспортируем в Мьянму оружие и авиатехнику.

Россия в этой истории что может сделать, кроме как проводить митинги мусульман, приуроченные к визиту Путина в Китай?
- Не думаю, что сможет как-то повлиять. Прекратить торговлю? Но тогда Бирма будет покупать самолеты у американцев - санкции-то сняты, - а наши производители останутся без денег. Потребовать отозвать консультантов? Но они не воюют, а просто сидят на военных базах и обслуживают технику.

- А может мусульманский мир заставить Китай как-то поубавить свои интересы в Бирме?
- Китай поддерживал Мьянму во времена санкций. Бирманцы это признают и постоянно выражают признательность Китаю за поддержку, в том числе и в нынешнем конфликте. Так что Китай пока что лучший друг Бирмы, хотя китайские бизнесмены и вырубают там леса, тянут газопровод через всю территорию и осваивают побережье Индийского океана с газоносными шельфами. То же самое делают корейцы, просто их меньше.

- Противостояние буддистов и мусульман в Мьянме не вчера началось?
- Большого противостояния никогда не было. Мусульманские храмы в Рангуне стоят, и ничего. В Бирме выходной день - мусульманский новый год, а у нас такого нет, хотя в России 10 процентов мусульман, а в Мьянме только 4%.

Буддистам вообще не интересны рохинджа. «Живите как хотите в своем закутке, и к нам не лезьте». Бирманские девушки не похожи на бенгальских: уж у них-то равенство полов было всегда. Среди бирманских женщин много известных писательниц, успешных бизнесвумен, не говоря уж о врачах и учителях. Бирманки с удовольствием выходят замуж за китайцев, но вряд ли посмотрят на бенгальца, разве что очень богатого. Впрочем, традиции у них тоже сильны: мужа девушке выбирают родители, интим до свадьбы - ни-ни. Разводов почти не бывает. Семьи многодетные.

- Так почему же сейчас начался конфликт?
- Когда началась миграция, коренные жители, конечно, испугались, что мусульманское население будет преобладать. Несчастная Аун Сан Су Чжи оказалась меж двух огней. Международные организации, скажем, Human Rights Watch, требуют от нее прекратить армейский беспредел, но в то же время требуют не трогать монаха Вирату. И никакое стороннее вмешательство не поможет. Что могут сделать международные комитеты? Развести стороны в пространстве, как в свое время разделили Индию и Бангладеш? Но там сейчас смешанное население, а отдавать Аракан бенгальцам никто не захочет.

- Значит, ехать в Бирму сейчас опасно?
- Только в район конфликта. Вообще, Мьянма - удивительная страна. Она не европеизирована, не испорчена, там сохранился настоящий восточный дух. Там все очень бедные и счастливые. У людей такие же минимальные потребности для счастья, как у северокорейцев, но они открытые, гостеприимные и очень миролюбивые.

Государственный советник и Министр иностранных дел Мьянмы Аун Сан Су Чжи, фактически являющаяся политическим лидером страны, впервые с начала кризиса в штате Ракхайн прокомментировала ситуацию, заявив о «массовой дезинформации» вокруг событий в республике, сообщает ТАСС

Материалы по теме

Комментарий Аун Сан Су Чжи был опубликован в среду на официальной странице госсоветника в Facebook после телефонных переговоров с Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. По ее словам, руководству Турции было представлено «большое количество поддельных фотографий, сделанных за пределами Мьянмы».

«Это верхушка огромного айсберга дезинформации, рассчитанной на создание проблем между различными сообществами в целях содействия интересам террористов», - говорится в сообщении от имени госсоветника Мьянмы.

Аун Сан Су Чжи также выразила намерение «сотрудничать с друзьями со всего мира, чтобы не дать терроризму укорениться в Мьянме». «Мы следим за тем, чтобы все люди в нашей стране имели право на защиту своих прав», - приводятся слова Су Чжи в заявлении.

6 сентября правительственное Myanmar News Agency сообщило о новых нападениях боевиков движения «Араканская армия спасения рохинджа» на севере штата Ракхайн.

По его данным, нападениям подверглись три населенных пункта в приграничном с Бангладеш округе Маунгдау. «Перед отступлением террористы сожгли более сотни домов», - информирует агентство со ссылкой на местные власти. Уточняется, что в результате столкновений «один из боевиков был уничтожен».

На территории западного штата Ракхайн в Мьянме этнический конфликт, начавшийся еще в 1940-х годах, приобрел религиозную окраску. По сообщениям СМИ, столкновения происходят между буддистами, составляющими большинство жителей страны, и немногочисленными мусульманами народности рохинджа.

Помимо рохинджа, в Мьянме много других мусульманских общин, интегрированных в местное общество.

Рохинджа - немногочисленная этническая группа, проживающая, главным образом, на территории Мьянмы и соседней Бангладеш.

Из 55 миллионов человек, населяющих Мьянму, около 800 тыс. - рохинджа. При этом абсолютное большинство представителей народа рохинджа исповедует ислам суннитского толка. А почти 90% населения Мьянмы - буддисты.

Компактно проживая на территории западного штата Ракхайн (другое название - Аракан), рохинджа считают себя одним из коренных народов Мьянмы.

Однако в Нейпьидо (столице Мьянмы) их считают либо сепаратистами, либо беженцами из Бангладеш.

Еще в XIX веке, во времена активной британской колонизации региона, Лондон привлекал бенгальцев-мусульман в Аракан в качестве рабочей силы - так мусульманское население региона начало постепенно расти.

Во времена Второй мировой войны, когда Бирму (прежнее название Мьянмы) оккупировала Япония, местные буддисты поддержали силы Оси, а мусульмане-бенгальцы остались верны британской короне. Тогда две стороны учинили массовые взаимные расправы, в ходе которых погибли десятки тысяч человек.

С тех пор отношение Нейпьидо к этническому и религиозному меньшинству Ракхайна оставалось враждебным.

Вспышки взаимного насилия были зафиксированы и в 2012 году, и в 2015-м, когда переселение рохинджа из Мьянмы в Бангладеш приобрело массовый характер.

Например, 9 октября 2016 года 300 человек, вооруженных ножами и мачете, перешли границу Мьянмы и Бангладеш и атаковали три бирманских погранпоста. Девять пограничников были зверски убиты, из разгромленных оружейных комнат нападавшие похитили десятки единиц огнестрельного оружия и ящики с патронами. Двумя днями позже из засады были расстреляны четыре солдата Мьянмы. Ответственность за теракты взяла на себя группировка под названием «Движение веры Аракана».

Вооруженные силы и полиция Мьянмы, как утверждают сами рохинджа и правозащитные организации, преследуют этот народ. Жертвами насилия за последние годы стали тысячи человек.

Мьянманские государственные деятели не используют термин «рохинджа», считая представителей этого народа бенгальцами. В то же время, местные СМИ активно освещают погромы, учиненные «Араканской армией солидарности рохинджа». Ее боевики поджигали буддистские храмы и оскверняли статуи Будды.

Более того, в Нейпьидо отказали ООН в поставке предметов первой необходимости, воды и медикаментов для пострадавших от столкновений рохинджа.

Ситуация на территории западного штата Ракхайн резко обострилась 25 августа, когда сотни боевиков движения «Араканская армия спасения рохинджа», которое власти республики считают террористической организацией, совершили нападения на 30 опорных пунктов полиции. Число жертв столкновений на западе Мьянмы уже превысило 400 человек. Большинство погибших - боевики-рохинджа. Из-за вспышки насилия в соседнем Бангладеш уже приняли более 120 тыс беженцев рохинджа.

ООН призывает Нейпьидо к урегулированию конфликта на постоянной основе. А на фоне августовских событий Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал власти Бангладеш продолжить многолетнюю практику приема беженцев из Мьянмы.

С резким осуждением происходящего в Мьянме выступили также Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон.

В понедельник в чеченской столице более 1,1 млн человек вышли на центральную площадь с плакатами и транспарантами с надписями «Нет геноциду в Мьянме» и «Остановите насилие мусульман в Бирме».

В тот же день Президент России Владимир Путин и Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси осудили проявления насилия в Мьянме и призвали власти страны взять ситуацию под контроль.

В минувшее воскресенье в Москве и других городах мира прошли митинги мусульман против дискриминации исламского населения Мьянмы. В августе члены вооруженной группировки «Армия спасения Аракан рохинджа» атаковали несколько десятков военных объектов. В ответ власти Мьянмы развернули обширную антитеррористическую операцию, в ходе которой погибли десятки мусульман, и которую международное сообщество называет геноцидом исламского населения страны. В чем причины и почему этот конфликт нельзя назвать религиозным – в материале «Футуриста».

Что происходит в Мьянме?

Республика Союз Мьянма - так страна стала называться недавно, избавившись от военной диктатуры, которая пребывала у власти с 1962 года. Она состоит из семи провинций, населенных бирманцами-буддистами, и семи национальных штатов, которые никогда не признавали центрального правительства. В Мьянме насчитывается более ста народностей. Разнообразные этнические, религиозные, криминальные группы, населяющие эти регионы, десятилетиями ведут гражданские войны — против столицы и друг против друга.

Конфликт между мусульманами рохинджа и буддистами продолжается долгие десятилетия. Рохинджа - мусульманское этническое меньшинство Мьянмы. Они составляют примерно 1 млн. человек из более чем 52 млн. жителей Мьянмы и проживают на территории штата Аракан, граничащего с государством Бангладеш. Правительство Мьянмы отказывает им в гражданстве, называя нелегальными бенгальскими иммигрантами, в то время как рохинджа утверждают, что являются коренными жителями Аракана.

Одно из самых кровавых столкновений произошло в 2012 году. Поводом стала гибель 26-летней буддистки. Тогда погибли десятки человек, а десятки тысяч мусульман были вынуждены покинуть страну. Международное сообщество не пыталось урегулировать конфликт.

Очередное обострение конфликта случилось 9 октября 2016 года, когда около 200 неопознанных боевиков атаковали три мьянманских погранпоста. А в августе 2017 года бойцы местной вооруженной группировки "Армия спасения Аракан рохинджа" напали на 30 армейских объектов и полицейских участков и убили 15 человек. Они объявили это актом отмщения за преследования соотечественников.

Ответную антитеррористическую операцию международное сообщество называет геноцидом мусульман штата Аракан - не только рохинджа, но и представителей других этносов. Сотни человек арестованы по подозрению в терроризме. По данным властей Мьянмы, на 1 сентября было уничтожено 400 «повстанцев» и 17 мирных жителей. Спасшиеся бегством жители лагеря беженцев сообщили агентству Reuters, что армия совместно с буддистскими добровольцами поджигает деревни мусульман, заставляя их бежать в Бангладеш. Утром 1 сентября бангладешские пограничники нашли на берегу реки тела 15 утонувших во время переправы беженцев, из них 11 - дети. По данным ООН, за последние две недели в Бангладеш переправилось более 120 тыс. беженцев, что порождает миграционный кризис.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и глава Чечни Рамзан Кадыров потребовали от ООН вмешаться и прекратить насилие. В Москве у посольства Мьянмы мусульмане устроили стихийный митинг против геноцида.

За что буддисты не любят рохинджа?

Есть несколько теорий о происхождении бирманских рохинджа. Часть ученых считает, что рохинджа мигрировали в Мьянму (тогда она называлась Бирмой) из Бенгалии прежде всего в период британского владычества. Британцы аннексировали претендовавший на самостоятельность штат Аракан в 1826 году и способствовали переселению туда бенгальцев в качестве рабочей силы. Часть рохинджа попали в Бирму после объявления независимости страны в 1948 году, а также после освободительной войны в Бангладеш в 1971 году. Традиционно у этого народа высокая рождаемость, поэтому численность мусульманского населения стремительно росла. Вторая теория (ее придерживаются сами рохинджа) предполагает, что рохинджа - это потомки арабов, колонизировавших побережье Индийского океана в Средние века и в том числе проживавших на территории штата.

Первым серьезным столкновением рохинджа и буддистов-араканцев стала ракхайнская бойня в 1942 году. Во время Второй Мировой войны Бирма, тогда еще зависимая от Британии, была захвачена Японией. Мусульмане-рохинджа остались на стороне британцев, в то время как буддисты поддержали японцев, которые обещали стране независимость. Буддистские войска возглавил генерал Аун Сан - отец Аун Сан Су Чжи, нынешнего лидера демократической партии Мьянмы. По разным оценкам, были убиты десятки тысяч представителей обеих сторон, однако объективной цифры нет до сих пор. После ракханской бойни сепаратистские настроения в регионе обострились.

Военная диктатура, которая управляла Бирмой в течение полувека, в значительной степени опиралась на смешивание бирманского национализма и буддизма Тхеравады, чтобы укрепить свою власть. Этнические и религиозные меньшинства, такие как рохинджа и китайцы, подвергались дискриминации. Правительство генерала Нейна в 1982 году приняло закон о бирманском гражданстве, который объявил рохинджа нелегалами. Ожидалось, что с окончанием правления военных и приходом к власти соратников лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи в конце 2015 года, рохинджа получат мьянманское гражданство. Однако власти по-прежнему отказывают рохинджа в политических и гражданских правах.

В чем проявляется дискриминация?

Рохинжа считаются «одними из самых преследуемых меньшинств в мире». Они не могут свободно передвигаться по территории Мьянмы и получать высшее образование, иметь более двух детей. Рохинжа подвергают принудительному труду, у них отбирают пахотные земли. В докладе ООН от февраля 2017 года говорится, что местные жители, армия и полиция избивали, убивали и насиловали рохинджа.

Чтобы избежать насилия, рохинджа нелегально переправляются в Малайзию, Бангладеш, Индонезию и Таиланд. В свою очередь, эти страны не желают принимать беженцев - из-за чего подвергаются международному давлению и осуждению. В начале 2015 года по данным ООН около 24 тысяч рохинджа попытались покинуть Мьянму на лодках контрабандистов. В заброшенных лагерях на юге Таиланда были обнаружены останки более 160 беженцев: контрабандисты держали рохинджа в заложниках, избивая их и требуя за их жизнь выкуп. Когда власти Таиланда усилили контроль за границей, контрабандисты стали бросать людей в "лодочных лагерях", где те умирали от голода и жажды.

Проблема беженцев до сих пор не решена. В частности, правительство Бангладеш в феврале 2017 года объявило о плане переселить всех беженцев рохинджа на остров Тенгар Чар, который образовался 10 лет назад в Бенгальском заливе - он подвержен наводнениям и там полностью отсутствует инфраструктура. Это вызвало возмущение правозащитных организаций.

Разве буддисты не против насилия?

«В мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах, — говорит востоковед Пётр Козьма, живущий в Мьянме. — Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осажденной крепости, а это прямой путь к радикализму».

Традиционно считается, что буддизм — одна из самых мирных религий. Но несмотря на то, что в этом конфликте задействованы буддисты и мусульмане, его некорректно рассматривать как межрелигиозный. Речь идет о статусе определенного этноса. Эксперты утверждают , что буддисты на протяжении веков уживались с мусульманами Мьянмы: индусами, китайцами, малабарами, бирманцами и бенгальцами. Рохинджа же, будучи беженцами по одной из версий об их происхождении, выпадают из этого "конгломерата народностей".

просмотров