– Рига. Соединение Ливонского ордена с Тевтонским. – Закрепощение туземцев. – Рига Создание тевтонского ордена

– Рига. Соединение Ливонского ордена с Тевтонским. – Закрепощение туземцев. – Рига Создание тевтонского ордена

Как ни покажется странным, но Тевтонский орден в послеорденской Пруссии не пользовался популярностью. Причин на то несколько. Прежде всего, они были католики, а Пруссия перешла в ортодоксальное воинствующее лютеранство. 17-18 века в Пруссии наступает полное забвение ТО. Практически ни один из историков того времени не написал ни одного исследования по его истории. Если были упоминания то только негативные.

Памятники архитектуры оставленные орденским периодом не вызывали пиетета, в эти века готика считалась варварской архитектурой. Что бы как - то эту готику прикрыть практически все храмы и остатки замков были оштукатурены (на территориях с преобладанием лютерано-евангелического населения). Это касается и кёнигсбергского замка. Считалось нормой разрушать и сносить орденские замки для использования строительного материала в хозяйственных целях как пример: (Бальга, Бранденбург, Лохштедт, Кройцбург и многие другие). Очень многие перестраивались. (Георгенбург, Кёнигсберг, Инстербург и масса более мелких замков).

Единственное, что спасло эти памятники так это их количество. В орденское время было построено так много, что всё снести было просто невозможно. Если замки всё - таки разбирались и сносились то кирхи по большей части сохранились, они продолжали выполнять свои функции в качестве лютеранско-евангелических храмов. Впервые о памятниках орденского периода в Пруссии заговорили в 19 веке, с подачи известного архитектора Шинкеля который в 1834 г. сделал запись в своём дневнике о руинах замка Бальга, в которых рекомендовал служащим имения Бальга заботиться о сохранности этих руин. Его поддержал камер президент фон Ауэрсвальд, который выступил за сохранение руин замка.

Как-то в Интернете попал на страничку Википедии посвящённой истории Тевтонского ордена, где наши «историки» публикуют своё понимание этой самой истории, и обнаружил там опус, цитирую: «Пруссия, несмотря на то что была протестантским государством, претендовала на то, что является духовной наследницей ордена, особенно в части воинских традиций». (выделено мной АБ ).

Хотелось бы только знать, в чём именно эти традиции выражались на самом деле. Не голословно заявить о каких то там традициях, а конкретно их обозначить. Да Какие могли быть традиции у Тевтонского ордена кроме борьбы против язычников.

На что претендовала армия Германии в 19 и 20 вв. так это на традиции Прусской армии Фридриха II Великого, (Кстати эта традиция сохраняется до сегодняшнего дня ) но никак не Тевтонского ордена.

Теперь о нацистах

Очень часто в наших периодических и псевдоисторических изданиях попадаются сообщения о нацистской Германии и организации СС как наследников Тевтонского ордена. Этот идеологический штамп о преемственности как я полагаю, не имеет под собой никакой базы.

Доктрина

Очень много говорится о доктрине Тевтонского ордена. В Интернете в той же Википедии я прочитал: «Нацисты считали себя продолжателями дела ордена, особенно в области геополитики. Доктрина ордена «натиск на Восток» была полностью усвоена руководством». (надо полагать нацистской Германии ).

Очень интересное заявление, если учесть что сам политический лозунг «Drang nach Osten» впервые был употреблён в националистической дискуссии только в середине 19 века. В качестве первого письменного документа (источника) часто называется открытое письмо польского публициста Юлиана Клачко Георгу Гервинусу, датированное 1849 годом. Клачко все же использовал не формулировку «Drang», а «Zug nach Osten» в том же значении.

О какой доктрине идёт речь? Если главной задачей Тевтонского ордена и других рыцарских орденов (Тамплиеры и Иоанниты) являлась оборона Святой Земли, которая отнимала основные силы ордена, по некоторым данным две трети рыцарей находились на Ближнем Востоке. Гарнизоны Тевтонского ордена были разбросаны от Киликийской Армении на севере, до границы с Египтом на юге, что по прямой составляет более 700 километров

Важное значение имело, и присутствие ордена в Испании, куда он был приглашён королём Фердинандом III Кастильским, где Тевтонский орден вместе с другими рыцарскими орденами (тамплиеров и иоаннитов) с 1222 г. принимал участие в затянувшейся реконкисте против мусульман. Можно предположить, что в Испании находилось не менее трети от всех вооружённых сил ордена.

Похоже, не рвался Орден на восток. Как известно и в Пруссию орден попал не по собственному желанию с целью «Натиска на восток», а по приглашению польского князя, у которого не было сил противостоять набегам прусских язычников. Да и переговоры об участии Тевтонского ордена шли 5 лет.

Завоевание Пруссии шло, как я уже говорил в предыдущей статье по остаточному принципу. Если в Святой Земле находилось более 100 рыцарей, в Испании несколько десятков, то против Пруссии в 1231 г. орден смог выставить только 8-9 рыцарей.

К Германну фон Зальца в Италию в 1231 г была направлена многочисленная делегация меченосцев. После ознакомления с ситуацией верховный магистр понял, как будет сложно избежать зависимых условий, в которых находится орден меченосцев . В результате делегация, так и не дождавшись ответа, отбыла в Ливонию.

Но, меченосцы не оставили надежды объединиться с Тевтонским орденом. С этой целью магистр Фолквин уже через папу Григория IX в 1234 г. вновь предложил Германну фон Зальца объединиться. Фон Зальца был против этого объединения но, ему был необходим повод для отказа. Для этого он в 1235 г. отправляет в Ливонию делегацию во главе с комтуром фон Ноенбург. После ознакомления с порядками в ордене меченосцев и возвращении в Германию, в Марбурге был собран капитул, который возглавил ландмейстер Людвиг фон Оттинген. Меченосцы прибывшие на этот капитул были тщательно опрошены, об их уставе, образе жизни, владениях и притязаниях. Затем была опрошена делегация побывавшая в Ливонии. Глава делегации фон Ноенбург представил отчет, в котором в очень негативном свете описал поведение братьев меченосцев, которые в своей деятельности нарушают орденские уставы, и больше уделяют внимания личному за счёт общественного блага. «А эти прибавил он, указывая пальцем на присутствующих меченосцев, да ещё четверо мне известных, хуже всех там» . Формальный повод к отказу в объединении был найден.

Орден меченосцев во второй половине лета 1236 года организовал поход против усиливающейся Литвы, к этой акции присоединился и Псков, земли которого так же подвергались литовским набегам. (О чём имеются многочисленные записи в русских летописях 20-30 годах 13 века). Это предприятие завершилось для союзников тяжёлым поражением при Сауле (Зауле), в котором меченосцы потеряли убитыми своего магистра и большую часть (48) рыцарей. Из 200 псковских дружинников домой вернулись только два десятка.

Меченосцев это поражение поставило на грань краха. «Братья рыцарей Христа» вновь обратились к Тевтонскому ордену с просьбой о помощи и объединении. Германн фон Зальца в резкой форме им отказал, указывая на беспорядки в ордене и отсутствие строгой дисциплины. Но это объяснение было только формальность, по сути, Тевтонский орден не желал брать на себя проблемы, созданные меченосцами в своей внутренней и внешней политике.

Этот отказ вынудил меченосцев обратиться на прямую, к римскому папе. Епископы Рижский, Дорпатский и Эзельский (Сааремаа –Викский) под впечатлением страшного разгрома при Сауле эту просьбу поддержали . Только под сильнейшим давлением папы (практически это был приказ) , 13 мая в 1237 г. в Витербо, была подписана булла о слиянии орденов. Объединение состоялось, и орден вынужден был продвинуться дальше на северо-восток.

Ещё в конце 14 века в конвентах Пруссии шли невесёлые разговоры о «Ливонском наследии». Так как кроме лишней головной боли, объединение с меченосцами им ничего не принесло.

Идеология

Теперь об идеологии. Тевтонский орден являлся христианским и был создан для активной борьбы с язычеством. Что в корне расходилось с идеологией основателя СС Генриха Гиммлера, где в основе своей изначально предполагался древнегерманский языческий культ. Выступая перед руководителями окружных организаций СС в Доме летчика, в связи с объявленным в стране трауром по поводу убийства в Праге обергруппенфюрера SS Гейдриха, Гиммлер заявил: "..Христианство - эта чума, эта моровая язва мировой цивилизации - должно быть уничтожено. Если это не удастся сделать нашему поколению, значит, не удастся сделать уже никому».

На могилах павших SS ставился не крест, а рунический знак смерти.

Идеологическая система SS представляет собой чудовищную смесь собственных предрассудков родоначальников национал-социалистического движения и маловразумительных идей таких авторов, как геополитик Карл Хаусхофер с его обоснованием "исторической закономерности территориальной экспансии Германии", Фридрих Макс Мюллер с его теорией "арийской филологии", француз Артур де Гобино - с измышлениями "о неравенстве человеческих рас" и британец Хьюстон Стюарт Чемберлен - с идеей "человека и сверхчеловека", Ганс Гербигер с "доктриной вечного льда" и многие другие. Но все же важнейшими компонентами нацистской и эсэсовской идеологии стала интерпретация воззрений Ницше и его рассуждений о "сильных и слабых нациях" и расистские эскапады Рихарда Вальтера Дарре, ставшим руководителем Главного управления SS по вопросам расы и поселений.

Какие тут могут быть параллели с христианством и Тевтонским орденом?

Ничто в СС не напоминало о Тевтонском ордене, ни униформа, ни символы, ни гербы не девизы. Более того, всё было совершенно противоположным.

Орденские рыцари носили белые одежды, SS чёрные.

Символы гербы

Тевтонский орден имел герб в виде христианского креста.

SS языческие руны (которые представляют собой знаки древнейшего германского алфавита), и мёртвую голову (череп) .

Мы всегда готовы к битве, если нас зовут в бой руны и мертвая голова... Боевой гимн «Все мы SS ». Что тут общего?

Девизы

Девиз Тевтонского Ордена : "Helfen - Wehren - Heilen" (Помогать-Защищать-Лечить).

Девизом SS Meine Ehre hei ß t Treue ! - (Моя честь называется верность , так же возможный перевод на русский язык Верность - моя честь ). Этот девиз имелся на пряжках ремней солдат и офицеров войск SS . Девиз SS Meine Ehre heißt Treue! на пряжках писался всегда с


Тевтонский орден был утвержден в 1198 году римским папой Иннокентием III. Его первым Великим Магистром, впоследствии гофмейстером, стал Генрих Вальпот. Орден имеет два названия: Немецкий орден и Орден дома Святой Марии Тевтонской. Возникло братство на базе странноприемного дома в Иерусалиме для немецких паломников. Первоначально тевтонцы явились представителями немецкой национальности в состав Ордена ионитов. Но папа Иннокентий III, желая укрепить взаимоотношения с германским императором Генрихом VI, готовившем новый крестовый поход, утверждает в 1198 году Тевтонский орден.

Но в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, дается другая история этого духовно-рыцарского ордена. «Тевтонский орден был основан в 1128 году в Иерусалиме небольшим кружком богатых немцев, с целью оказывать материальную помощь больным и бедным паломникам германского происхождения. Небольшой кружок быстро разросся в целое общество, члены которого стали именоваться братьями Святой Марии Тевтонской. Около 1189 года сын Фридриха Барбароссы сообщил новому Ордену военный характер, дал ему устав тамплиеров и форму одежды: белый плащ с черным крестом и назвал Тевтонский орден домом святой Девы Иерусалимской. В 1191 году папа Климент III утвердил устав Ордена…»

Основой для внутренней организации и основой для устава тевтонцев действительно послужил Орден тамплиеров, а также Орден госпитальеров. Только к 1221 году Тевтонский орден получил почти такие же привилегии, которые имели храмовники и иоанниты.

Отличительной особенностью тевтонцев можно назвать, что он, в основном, состоял из немецкий рыцарей, тогда как в других монашеских орденах наблюдалось многоязычие. Символом Ордена являлись белый плащ и простой черный крест.

Но тевтонские рыцари очень быстро оставили свои обязанности в Палестине. В первые же месяцы своего существования они подхватывают папский клич: «Drand nach Often» Но только к середине XIII века тевтонцы окончательно перебираются в Восточную Европу.

Тевтонцы не отличались хорошей дисциплиной и военной подготовкой, как тамплиеры или иоанниты. В святой Земле Тевтонский орден зарекомендовал себя в искусстве боя не с лучшей стороны. Впрочем, можно говорить о какой-либо репутации, если в том же 1198 году основные силы тевтонцев были перебазированы в Германию и приняли активное участие в насаждении католичества в Восточной Европе.

В 1184 году в Прибалтику прибывает августинский монах Мейнард, только получивший титул Ливонского епископа. В его задачу входило чтение Ливонских проповедей и обращение в католическую веру язычников, а также разведка позиций Руси на побережье Балтийского моря. Папа Целестин III объявляет крестовый поход против ливов, латгалов и прочих туземцев.

Зимой 1188 года первые «рыцари церкви» прибывали в Европу и начинают завоевании Ливонии. В том же году римским папой становится Иннокентий III, который проводил политику своего предшественника, и при котором папская власть достигла наивысшего могущества.

Тевтонский орден стремился найти земли, где он получил бы возможность организовать что-то вроде государственного устройства, во главе которого стоял он сам. Взоры братьев рыцарей привлекли земли князя Мазовецкого, который в 1226 году призвал тевтонцев для защиты от пруссов. Тевтонский орден во главе с Германом фон Зальца, подписал с Конрадом договор на получение Хеллеиньской земли. Герман фон Зальца выхлопотал у Фридриха II и папы Гонория III грамоту на владение Куимской и Прусской Землями.

Но тевтонцам пришлось мечом завоевывать полученные на бумаге земли. С одной стороны, приходу тевтонцев противились туземцы, с другой - пришедшие до крестоносцев и считавшие эту территорию своей католические священники. Так в 1215 году епископом и владетелем Пруссии был назначен Христиан. Но так как мирным путем невозможно было обратить в католическую веру пруссов, то Христиан начинает собирать крестовый поход против них. Поход не удался. В помощь Христиану был призван Тевтонский орден, которому были даны грамоты на временное владение землей. Епископ вынужден был уступить.

В 1231 году после многочисленных столкновений Тевтонский орден заключил с Христианом договор, по которому признал себя его вассалом, обязался платить десятину и отдать значительную часть Пруссии, если удастся ее завоевать. В 1231 году начинается освоение Пруссии. Большинство местного населения было перебито. Воспользовавшись тем, что епископ Христиан попал в плен, Тевтонский орден получил в 1234 году от римского папы Григория IX кульмскую землю и Пруссию в вечное владение, с условием выплаты дани в пользу папы. К 1280 году Тевтонский орден завоевал практически все земли пруссов, часть Польши. Тевтонцы совершали постоянные набеги на литовские и северо-западные земли. Благодаря более или менее жестокой дисциплине и достаточно хорошей военной подготовке немецкие рыцари были сильнее разрозненных туземных племен. Но в Прибалтике их ждало жестокое сопротивление.

Отряды «псов-рыцарей» были разбиты объединенными силами литовского государства в 1236 году. А в 1237 году произошло объединение Тевтонского и Ливонского орденов (Ливонский орден сохранил за собой все привилегии и фактически остался самостоятельным, только магистра ордена теперь называл гофмейстер тевтонцев, а не римский папа). Тогда же была объявлена подготовка к новому крестовому походу в Прибалтику. Тевтонцы, заручившись поддержкой новой римской курии, привлекают на свою сторону шведских феодалов.

Тевтонскому ордену пришлось в своих завоевательных стремлениях столкнуться с Русью; в 1242 году Александр Невский разбил его войска на льду Чудского озера. Из-за поднявшегося восстания положение Тевтонского ордена было шатким.

Но в 1249 году спор ордена с архиепископской властью был полностью решен в пользу Ордена папой Иннокентием IV. Архиепископская кафедра была перенесена в Ригу; кульмские и прусские епископы стали самостоятельными и назначались из членов Тевтонского ордена. Папа ревностно поддерживал Орден, склоняя рыцарей поступить в братство «Храбрых Маккавеев». Завоевание шло успешно. В 1254 году был предпринят богемским королем Оттокаром крестовый поход против пруссов, окончившийся расширением владением ордена и основанием Кенигсберга. Население смирилось и стало принимать христианство, но ужасы завоевания и управление вызвали общее восстание в 1260-1261 годах под руководством литовского князя Миндовга. Положение вновь стало критическим.

Тщетно папы Климент IV и Урбан IV взывали о помощи Ордену: в Германии царила анархия. Правда, Оттокар, по настоянию папы, двинулся крестовым походом, чтобы одолеть воскресшее в Пруссии «чудовище прежнего идолослужения».

Но поход его был неудачен. Избрание Рудольфа Гасбурского спасло Тевтонский орден от окончательного падения. Из Германии при содействии Рудольфа двинулся целый поток германцев, и восстание было подавлено: в Помезании все жители были перебиты, в Замландии население частью истреблено, частью скрывалось в лесах; Судавия обращена в пустыню; Курляндия и Земгалия покорены и опустошены. Таким образом, Тевтонский орден с помощью Германии и Ливонского ордена, удалось завладеть обширной площадью от низовья Вислы до границы Литвы на востоке и до Мазовии на юге. Было основано много замков и городов – Эльбинг, Мариенвердер, Мариенбург, Гольдинген, Виндва, Митава и т.д.

Было вызвано множество немцев-колонистов, которые осели частью на земли, частью в городах; города получили право самоуправления. Также прибыло большое количество германских дворян. Местное население было обращено в крепостное состояние, обращение с ним было очень жестоким и его поставили вне закона. Война продолжалась, собственно говоря, около 55 лет – с 1230 по 1285 годы. К началу XIV века Пруссия представляла собой настоящую германскую провинцию, даже левый берег Вислы был в руках Тевтонского ордена.

XIV век был временем наибольшего процветания ордена, завоевания были упрочены, торговля и промышленность росли, города богатели. В 1309 году гофмейстер Зихфрид Фейхтванген перенес свою резиденцию из Венеции в Мариенбург. С этого времени Тевтонский орден оказался от своего религиозного призвания и стал государственным учреждением. Сделавшись государством Fahto, Тевтонский орден не отказался от монашеской окраски. Рыцари по-прежнему давали обеты целомудрия, послушания и бедности, но это было пустой формальностью: они утопали в роскоши, пировали и развратничали. Тевтонский орден не оказался от своей политики захватов за счет Литвы и Польши, но и соседи ордена, в свою очередь, объединяли свои силы. Началась многолетняя опустошающая война, между Тевтонским орденом и Литвой, а затем Польшей. В XIV веке устройство Тевтонского ордена закончилось. Во главе его стоял гофмейстер, избираемый старшими рыцарями. При нем в качестве совещательного и в тоже время контролирующего его действия учреждения был орденский капитул. Последний судил гофмейстера, мог даже лишить его сана. Гофмейстер был верховным повелителем, он утверждал и магистра Ливонского ордена. Его помощники были своего рода министры. Все земли Тевтонского ордена были разделены на области, которыми обладали комтуры. Все должности замещались исключительно рыцарями Ордена.

В начале XVI века Тевтонский орден прекратил свое существование в качестве самостоятельного государства, придерживающегося около пяти столетий. После секуляризации Тевтонского ордена (его гофмейстер Альбрехт, воспользовавшись распространением в Пруссии Реформации, в 1525 году секуляризовал Орден и получил его от польского короля во в ленное владение в качестве герезогства). Многие рыцари, оставшиеся верными католицизму, уехали в Германию, составили новый устав Ордена и осели в городе Мерингейме, который и оставался их главной квартирой до окончательного уничтожения Ордена. Политические значения Тевтонский орден приобрести больше не мог. В таком виде Тевтонский орден существовал до начала XIX века, когда окончательно был уничтожен декретом императора Наполеона Бонапарта.



Тевтонский орден являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века .
По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский 19 ноября 1190 года . В этом периоде, он захватил крепость Акра в Израиле , где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой из версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был организован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в духовно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием духовно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество духовных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также священнослужителей из Иерусалима.
Главной целью Тевтонского ордена, состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с еретиками, которые своими действиями противоречили постулатам католической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого сообщества, были Римский Папа и император Священной Римской империи .
В 1212-1220 гг . Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию , в город Эшенбах , принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу Боппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения церкви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться немецким.
К этому же времени успех рыцарского ордена, стал приносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись без великого магистра Германа фон Зальца . В Западных государствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев, желающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких рыцарей. Так, венгерский король Андраш II обратился за помощью к тевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому, немецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной Трансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков: Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау . C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась ускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили сильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному выселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась, присоединившись к саксам.
Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году , которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий , попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные земли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232 , когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование, положило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали воздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним относились: Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и знаменитый Кёнигсберг . Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в схватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону. Таким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже несмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
Тевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их ослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск . Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен. Причиной этому, стало предательство многих русских жителей этого региона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье . Русский государь Александр Невский , в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере . Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву и Польшу против ордена. Польская армия и Литовское княжество заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.

от лат. teutonicus - немецкий) - религиозный орден, основанный в конце XII века.

Девиз Тевтонского Ордена:

«нем. Helfen - Wehren - Heilen» («Помогать - Защищать - Лечить»)

Основание ордена

Первая версия

Новое учреждение со статусом духовного ордена было утверждено одним из немецких рыцарских руководителей князем Фридрихом Швабским (F?rst Friedrich von Schwaben) 19 ноября 1190 года, и после взятия крепости Акра основатели больницы нашли ей постоянное место в городе.

Вторая версия

Во время 3-го крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный Орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов.

Римский папа Климент III утвердил Орден как «fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae» (Братство Тевтонской церкви Святой Марии Иерусалимской) своей папской буллой от 6 февраля 1191 года.

5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония реорганизации Ордена в духовно-рыцарский Орден. На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199, и определил задачи Ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.

Название ордена

Официально орден именовался на латинском языке:

* Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae

* Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem (второе название)

В немецком языке также употреблялось два варианта:

* полное наименование - Br?der und Schwestern vom Deutschen Haus Sankt Mariens in Jerusalem

* и сокращенное - Der Deutsche Orden

В русской историографии Орден получил имя Тевтонский Орден или Немецкий Орден.

Структура ордена

Великий магистр

Верховной властью в Ордене обладали Великие Магистры (нем. Hochmeister). Устав Тевтонского Ордена (в отличие от устава Бенедиктинского ордена, к которому он восходит) не передает в руки Великого Магистра неограниченной власти. Его власть всегда ограничивалась Генеральным Капитулом. Исполняя свои обязанности, Великий магистр зависел от собрания всех братьев ордена. Однако с расширением Ордена власть Великого магистра значительно усиливается, ввиду невозможности собирать часто Генеральный капитул. На деле взаимоотношения Магистра и Капитула определялись больше правовым обычаем. Вмешательство Капитула было необходимым в кризисные ситуации, что порой приводило к отставке Великих Магистров с должности.

Ландмейстер

Ландмейстер (нем. Landmeister) - следующая должность в структуре ордена. Ландмейстер являлся заместителем Великого Магистра и руководил более мелкими административными единицами - баллеями. Всего в Тевтонском Ордене существовало три вида ландмейстеров:

* Немецкий ландмейстер (нем. Deutschmeister) - впервые Немецкие ландмейстеры появились в 1218 году. С 11 декабря 1381 года их власть начинает распространяться и на итальянские владения ордена. В 1494 году Император Карл V даровал Немецким ландмейстерам статус имперских князей.

* Ландмейстер в Пруссии (нем. Landmeister von Preu?en) - должность была учреждена в 1229 году с началом завоевания орденом Пруссии. Первым ландмейстером стал Герман фон Балк, внеся значительный вклад в завоевание Пруссии. Его усилиями были основаны несколько замков, проведено множество походов на прусские земли. На протяжении всего XIII века основной задачей ландмейстеров стало подавление постоянных восстаний пруссов и войны с литовцами. В XIV веке «обязанность» руководить постоянными походами в Литву полностью перешла к Маршалам ордена. Должность существовала до 1324 года. После переноса столицы Ордена в 1309 году в Мариенбург, необходимость в специальном «заместителе» Великого Магистра в Пруссии отпала. С 1309 по 1317 год должность оставалась свободной. С 1317 по 1324 год последним ландмейстером стал Фридрих фон Вильденберг.

* Ландмейстер в Ливонии

Ландкомтур

Дословно переводится как «комтур земли». Руководил баллеем Ордена.

Низшая должностная единица в структуре Ордена. Комтур руководил комтурством вместе в Конвентом - собранием рыцарей данного комтурства. Рыцари, подчинявшиеся комтуру, назывались попечителями (нем. Pfleger) или фогтами (нем. V?gte) и могли иметь различные «специализации» и в соответствии с ними называться, например: фишмейстерами (нем. Fischmeister) или лесничими (нем. Waldmeister).

Главные должностные лица Ордена

Кроме этого в Ордене существовало пять должностных лиц, с которыми должен был совещаться Великий Магистр:

Великий Комтур

Великий Комтур (нем. Grosskomture) - был заместителем Великого Магистра, представлял Орден во время его отсутствия (по болезни, в случае отставки, преждевременной кончины), осуществлял иные поручения Великого Магистра.

Маршал Ордена (нем. Marschalle или нем. Oberstmarschall) - в его основные обязанности входило руководство военными операциями Ордена. Большую часть времени проводил либо в военных походах, либо в Кенигсберге, являвшимся базой для сбора братьев Ордена в походы против Литвы. Являлся вторым лицом Ордена в сражениях после Великого Магистра.

Верховный госпитальер

Верховный госпитальер (нем. Spitler) - в первые годы после создания Ордена руководил госпиталями и больницами Ордена. После завоевания Пруссии его резиденция находилась в Эльбинге.

Верховный интендант

Верховный интендант (нем. Trapiere) - в его функции входило снабжение братьев Ордена всем необходимым в мирной жизни: одеждой, пищей и другими предметами быта. После завоевания Пруссии его резиденция находилась в замке Христбург.

Главный казначей

Главный казначей (нем. Trapiere) - руководил финансовыми операциями Ордена, заведовал денежными ресурсами Ордена.

Другие должности

* Kommandeur. В русском языке используется термин «командор», хотя суть этого слова значит «командующий», «командир».

* Capitularies. На русский язык не переводится, транскрипируется как «капитульер». Суть титула - руководитель капитула (собрания, совещания, комиссии).

* Rathsgebietiger. Можно перевести как «член Совета».

* Deutschherrenmeister. На русский не переводится. Означает примерно «Главный магистр Германии».

* Balleimeister. На русский можно перевести как «магистр имения (владения)».

История ордена

Начало утверждения в Восточной Европе

К тому времени влияние и богатство Тевтонского ордена было замечено многими державами, желающими под знаменем «борьбы с язычниками» расправиться с противоборствующими группами. Большое влияние имел тогдашний глава тевтонов - Герман фон Зальца (Herman von Salza, 1209-1239), обладавший значительными владениями и ставший заметным посредником Римского Папы. В 1211 году король Венгрии Андрей II (Andras) пригласил рыцарей для помощи в борьбе с воинствующими гуннами (печенегами). Тевтонцы разместились на границе Трансильвании, получив при этом значительную автономию. Однако чрезмерные запросы на большую независимость привели к тому, что король в 1225 году потребовал от рыцарей покинуть его земли.

Борьба против прусских язычников

Тем временем (1217 год) Римским Папой Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников, захвативших земли польского князя Конрада I Мазовецкого. В 1225 году князь попросил помощи у тевтонских рыцарей, обещав им владение городами Кульм и Добрынь, а также сохранение за ними захваченных территорий. Тевтонские рыцари прибыли в Польшу в 1232 году, основавшись на правом берегу реки Вислы. Здесь был построен первый форт, давший рождение городу Торунь. При продвижении на север были основаны города Хелмно и Квидзын. Тактика рыцарей была одинакова: после подавления местного языческого главы население насильно обращалось в христианство. На этом месте строился замок, вокруг которого прибывшими немцами начиналось активное использование земель.

Расширение влияния

Несмотря на активные действия Ордена в Европе, его официальная резиденция (вместе с Великим Магистром) находилась в Леванте. В 1220 году Орден выкупает часть земель в Верхней Галилее и строит крепость Starkenberg (Montfort). Здесь располагался архив Ордена и сокровищница. Лишь в 1271 году после взятия крепости Бейбарсом, предводителем мамлюков, резиденция Ордена переезжает в Венецию. В 1309 году столицей Тевтонских рыцарей стал город Мариенбург (нем. «Замок Марии»; польское название - Мальборк). Постепенно под власть Тевтонского ордена попала вся Пруссия. В 1237 году Тевтонский орден слился с остатками военного братства рыцарей Меча (рыцари Христа), тем самым получив власть в Ливонии. При захватническом походе на Гданьск (1308 г.) под лозунгом «Jesu Christo Salvator Mundi» (Иисус Христос Спаситель Мира) было уничтожено почти все польское население (около 10 000 местных жителей), на захваченные земли прибывали немецкие переселенцы. К тому же времени относится приобретение Восточного Поморья, что имело большое значение: захват уже не преследовал религиозных целей. Таким образом, к концу XIII века орден фактически становится государством. К середине XIII века произошел раскол церкви, и орден повел активное наступление на восток, в поддержание старой немецкой идеи вытеснения славян [источник?] [нейтральность?] «Drang nach Osten». Со временем в Прибалтике возникли еще две похожие организации рыцарей - орден Меченосцев и Ливонский орден.

Отношения с русскими княжествами и Великим княжеством Литовским

Покорение эстов привело к столкновению ордена с Новгородом. Первый конфликт произошел в 1210, а в 1224 тевтонцами был захвачен стратегически важный пункт новгородцев - город Тарту (Юрьев, Дерпт). Противоборство шло за сферы влияния, однако к 1240-м гг. возникла реальная угроза скоординированной атаки всех западных сил против собственно русских земель, ослабленных монгольским нашествием. В конце августа 1240 орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля и заручившись поддержкой папской курии, вторгся в псковские земли и захватил Изборск. Попытка псковского ополчения отбить крепость, окончилась провалом. Рыцари осадили сам Псков и вскоре взяли его, воспользовавшись предательством среди осажденных. В город были посажены два немецких фогта. Далее рыцари вторглись в пределы Новгородского княжества и построили крепость в Копорье. В Новгород прибыл Александр Невский, и в 1241 он стремительным рейдом освободил Копорье. После этого вернулся в Новгород, где провел зиму, дожидаясь прибытия подкрепления из Владимира. В марте объединенное войско освободило Псков. Решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 на Чудском озере. Оно закончилось сокрушительным поражением рыцарей. Орден вынужден был заключить мир, по которому крестоносцы отказались от притязания на русские земли.

Другим русским княжеством, столкнувшимся с орденом, стало Галицко-Волынское. В 1236 князь Даниил Романович в битве под Дрогочином остановил экспансию рыцарей на Юго-Восточную Русь. Объектом спора в этом регионе были ятвяжские земли. В 1254 вице-магистр Тевтонского Ордена в Пруссии Бурхард фон Хорнхаузен, Даниил и мазовецкий князь Земовит заключили в Раченже трехсторонний союз для покорения ятвягов.

Самому массированному натиску ордена подверглись Великое княжество Литовское и русские земли (главным образом белорусские княжества), вошедшие в ее состав. Борьбу с орденом начал современник Александра Невского литовский князь Миндовг. Он нанес рыцарям два сокрушительных поражения в битве при Сауле (Шауляе) в 1236 и в битве при озере Дурбе (1260). При преемниках Миндовга князьях Гедимине и Ольгерде Великое княжество Литовское и Русское стало крупнейшим государством Европы, но продолжало подвергаться ожесточенным атакам.

В XIV веке Орден совершил свыше сотни походов в пределы Литвы. Ситуация стала улучшаться лишь с 1386 года, когда литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона. Это положило начало сближению Литвы и Польши (т. н. «личная уния» - оба государства имели одного правителя).

Закат ордена

Трудности орден стал испытывать с 1410 года, когда объединенные польско-литовские войска (с участием русских полков) нанесли сокрушительное поражение армии Ордена в битве при Грюнвальде. Погибло более двухсот рыцарей и их глава. Тевтонский орден потерял репутацию непобедимого войска. Славянской армией командовали польский король Ягелло и его двоюродный брат, великий князь Литвы Витовт. В состав войска вошли также чехи (именно здесь Ян Жижка потерял свой первый глаз) и татарская гвардия литовского князя.

В 1411 году после двухмесячной, так и не увенчавшейся успехом осады Мариенбурга, Орден выплатил контрибуцию Великому Княжеству Литовскому. Был подписан мирный договор, однако мелкие стычки время от времени имели место. В целях реформы императором Священной Римской империи Фридрихом III была организована Лига Прусских государств. Это спровоцировало в дальнейшем тринадцатилетнюю войну, из которой Польша вышла победительницей. В 1466 г. Тевтонский орден вынужден был признать себя вассалом польского короля.

Окончательная потеря могущества произошла в 1525 году, когда великий магистр Тевтонского ордена, «великий курфюрст» Бранденбурга Альбрехт Гогенцоллерн перешел в протестантизм, сложил с себя полномочия великого магистра и объявил о секуляризации прусских земель – основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену. Подобный шаг стал возможен с согласия польского короля и при посредничестве Мартина Лютера, автора этого плана. Новообразованное герцогство Пруссия стало первым протестантским государством в Европе, но продолжало оставаться в вассальной зависимости от католической Польши. Орден был распущен в 1809 году во время Наполеоновских войн. Остававшиеся под властью ордена владения и территории отошли вассалам и союзниками Наполеона. Реорганизовать Тевтонский орден удалось лишь во время Первой Мировой войны.

Претенденты на наследие Ордена

Орден и Пруссия

Пруссия, несмотря на то, что была протестантским государством, претендовала на то, что является духовной наследницей Ордена, особенно в части воинских традиций.

В 1813 году в Пруссии был учрежден орден «Железный Крест», вид которого отражал символ Ордена. История Ордена преподавалась в прусских школах.

Орден и нацисты

Нацисты считали себя продолжателями дела Ордена, особенно в области геополитики. Доктрина Ордена «натиск на Восток» была полностью усвоена руководством.

Нацисты претендовали и на материальное имущество Ордена. После аншлюсса Австрии 6 сентября 1938 года сохранившиеся владения Ордена были национализированы в пользу Германии. То же самое произошло после захвата Чехословакии в 1939 году. Сохранили независимость только орденские больницы и здания в Югославии и на юге Тироля.

Была также произведена инспирированная Генрихом Гиммлером попытка создать некий собственный «Тевтонский Орден» в целях возрождения немецкой военной элиты. В этот «орден» вошло десять человек во главе с Рейнхардом Гейдрихом.

При этом нацисты преследовали священников настоящего Ордена, а также потомков тех прусских семейств, чьи корни восходили к рыцарям Ордена. Некоторые из этих потомков, как например фон дер Шуленбург, примкнули к антигитлеровской оппозиции.

Восстановление Ордена. Орден сегодня

Восстановление ордена произошло в 1834 при содействии австрийского императора Франца I. Новый Орден был лишен политических и военных амбиций и сосредоточил усилия на благотворительности, помощи больным и т. п.

В период нацистских гонений на Орден его деятельность была фактически свернута.

После окончания войны Ордену были возвращены аннексированные нацистами австрийские владения.

В 1947 году декрет о ликвидации Ордена был формально аннулирован.

Орден не был восстановлен в социалистической Чехословакии, но возродился в Австрии и Германии. После распада советского блока отделения Ордена появились на территории Чехии (в Моравии и Богемии), Словении и некоторых других европейских странах. Имеется также маленькое (менее двадцати человек) сообщество членов Ордена в США.

Резиденция Великого магистра по-прежнему находится в Вене. Там же находятся казначейство ордена и библиотека, хранящая исторические архивы, около 1000 старых печатей, другие документы. Орденом управляет аббат-хохмейстер, хотя сам орден состоит в основном из сестер.

Орден разделен на три владения - Германия, Австрия и Южный Тироль, и два командорства - Рим и Альтенбисен (Бельгия).

Орден полностью обслуживает своими монахинями одну больницу в городе Фризах в Каринтии (Австрия) и один частный санаторий в Кельне. Сестры Ордена также работают в других больницах и частных санаториях в Бад-Мергенгеме, Регенсбурге и Нюрнберге.

Современная символика Ордена

Символ Ордена - латинский крест черной эмали с белой эмалевой границей, перекрытый (для Рыцарей Чести) шлемом с черно-белыми перьями или (для членов общества Св. Марии) простым круговым украшением из черно-белой орденской ленточки.

Источники информации

* Хартмут Бокман, «Немецкий Орден: Двенадцать глав из его истории» Пер. с нем. В. И. Матузовой. М.: Ладомир, 2004 ISBN 5-86218-450-3 ISBN 978-5-86218-450-1

Отличное определение

Неполное определение ↓

Посетители территории северо-восточной части Польши, ранее населенной воинственными племенами Пруссов, могут наблюдать большое количество впечатляющих замков, выполненных в готическом стиле, или живописные развалины. Мощь их стен должна заставить туристов задуматься о темных тайнах и увлекательных историях этой земли, которая стала свидетелем подъема и распада Тевтонского ордена.

Полное имя ордена: Орден госпиталя Св. Марии Немецкого дома в Иерусалиме (Latin: Ordo domus fratrum Sanctae Mariae hospitalis Theutonicorum in Jerusalem). В Польше, из-за эмблемы – черный крест на белом фоне, их просто и коротко называли “люди креста”. За беззаконие, грабежи и убийства невинных людей, Тевтонских рыцарей до сих пор вспоминают здесь в негативном свете.

Тевтонский орден был создан в г. Акра во время 3-го крестового похода для того, чтобы заботиться о раненых крестоносцах. Официальной датой его создания считается 1191 г од, когда Папа Римский Климент III официально подтвердил существование Тевтонского ордена. Как только Орден завоевал огромные территории вокруг города, число его членов резко возросло. В последующие годы, особенно во времена великого магистра Германа фон Зальца (на иллюстрации), деятельность Ордена вышла далеко за пределы медицинской помощи. Орден хотел занимать такие экономические и политические позиции, какие занимали рыцари Тамплиеры, а фон Зальц даже мечтал о создании мощного и независимого монашеского государства. Для этих целей необходимо было найти подходящее место в Европе. Поначалу, в первые годы тринадцатого века, рыцари Ордена пытались обосноваться в Трансильвании, куда их пригласил король Венгрии Андраш II для того, чтобы защитить страну от захватчиков. Однако когда оказалось, что земли, отданные им в аренду, были переданы Приказом как феодальное владение Папы Римского, мудрый король прогнал Тевтонцев из страны в 1225 году.

Нападения на Пруссию

Затем, в 1226 году, они получили другое приглашение – на этот раз их позвал Конрад, польский князь Мазовии, на чьи северные земли постоянно нападали Пруссы, которые жили между нижней Вислой и нижним Неманом (на территории современной Польши это место известно как Варминско-Мазурское воеводство). Это были воинственные племена балтов, которые культурно и по своему языку были связаны с литовцами и латышами.

Прусские племена в XIII веке

Поскольку с ними не могли справиться ни польские князья, ни Цистерцианцы в их миссии по христианизации населения,
казалось, что рыцари Ордена идеально подходили для того, чтобы помочь им в этой ситуации (к несчастью, князь Конрад не спросил совета у короля Венгрии). Целью являлась христианизация Пруссии (но по сути, это было ее завоевание), поэтому эту миссию одобрил император Фридрих II и Папа Римский Григорий IX. Они позволили Тевтонам превратить захваченные земли в свое государство, которое должно было стать частью Римской Империей, и, в то же время, феодальным владением князя Мазовии. В действительности, эти планы были направлены против намерений обманутого князя. На иллюстрации: Прусские воины.

Первые представители Тевтонского ордена – ими были семь рыцарей, которыми руководил Герман фон Балк, появились на территории Польши в 1230 году. Получив от Конрада в аренду Земли в Хелмно, Тевтоны основали там свое первое укрепленное поселение, которое в 1233 году получило право города и название Торунь.

Тевтонский замок в городе Торунь

Поселившись в Торуне, рыцари Тевтонского ордена начали завоевание Пруссии. Их план был основан на устранении врага в рассеянных очагах сопротивления, немедленном строительстве укреплений на приобретенных землях и консолидации власти террора. Благодаря данной тактике, довольно быстро была основана отлично организованная группа замков и крепостей с сельскохозяйственными и лесными владениями вокруг, которыми напрямую управляли рыцари и население крестьян из Мазовии. Чешским и немецким Пруссам удалось отважно защитить себя, поэтому период завоевания их земель продлился до 1283 года, после чего племена, уничтоженные Тевтонами, прекратили свое существование.

Рыцари Тевтонского Ордена

Ненасытное религиозное государство, однако, не намеревалось останавливаться на своих завоеваниях и направило армию против Литвы (на восток) и … Польши, что повлекло за собой далеко идущие политические последствия для обеих стран – очень нежелательные для государства Ордена. Литва привела Ордену идеальное оправдание против того, чтобы принять христианство, а по сути – увеличить границы Тевтонского государства. Осознавая эту опасность, Литва решила принять баптизм из рук поляков и создать польско-литовский союз, который состоялся в 1385 году в городе Крево. (В результате, языческий правитель Литвы – Ягайло, женился на польской королеве – Ядвиге Анжуйской, взяв имя Владислав. Позже он положил начало новой польской королевской династии). Этот поступок литовцев лишил монастырь официального права продолжать завоевание Литвы и расширять границы на востоке.

Государство Тевтонского Ордена с 1260 по 1410 годы

Конфликты с поляками

Политика экономического роста, направленная против Польши, привела к многочисленным вооруженным конфликтам. Когда в 1308 году король Владислав Локетек (Владислав Короткий) попросил рыцарей Тевтонского ордена помочь защитить город Данциг от браденбургцев, они превратили его – после массового убийства горожан – в незаконный захват Данциг Померании (что отделило Польшу от Балтийского моря). В 1309 году расположенный там Тевтонский замок Мальборк стал резиденцией Великого Магистра.

Замок Мальбoрк, вид в начале XX века

В 1327 году Орден разграбил области Куявия и Великая Польша, убивая женщин и детей; в 1342 году войска Ордена достигли Познани. Никакие мирные переговоры не могли убедить тевтонцев (которые всегда получали поддержку правителей Западной Европы) вернуть захваченные земли, что в итоге привело к началу войны в 1409 году. Эта война, наконец, разрушила политическую и экономическую мощь Ордена. Именно тогда состоялась знаменитая Грюнвальдская битва (14 июля 1410 год).

Грюнвальдская битва, Ян Матейко

Грюнвальдская битва в фильме Рыцари Тевтонского Ордена (1960
год)

Польско-литовское войско, во главе с Владиславом Ягайло, разгромило рыцарей Тевтонского Ордена (их Великий Магистр Ульрих фон Юнгинген был убит прямо во время битвы), но до окончательного краха Ордена было еще далеко. В годы с 1414 по 1421 и с 1431 по 1435 состоялись другие войны – в результате последней войны Пруссия была присоединена к Польше. Но Орден не сдавался так просто. Попытки по восстановлению суверенитета привели к новой Польско-Тевтонской войне, которая длилась с 1519 по 1521 год. Очередное поражение в 1525 году заставило Великого Магистра Альберта Гогенцоллера принять Лютеранство, превратив религиозное государство в светское герцогство, и вынудило платить дань польскому королю Сигизмунду Старому.

Следует знать, что с 1327 года Ливония (в настоящее время Латвия и Эстония) являлась частью Тевтонского ордена, базирующейся на Ордене Братьев Меча, и пользовалась определенной автономией. Союз с Россией в 1554 году привел к польской интервенции и, следовательно, с 1558 по 1570 годы к литовско-русской войне. В результате этих событий, Ливонское религиозное государство также было секуляризовано, южная часть стала светским герцогством Курляндии и Семигалии как феодальное владение Речи Посполитой. Его возглавил последний Великий Магистр Готхард Кетлер, который основал свою собственную династию. Остальная часть земель Ордена была включена в общие границы Польши и Литвы, часть отошла к Дании.

Новейшая история

“Рыцари Тевтонского Ордена”, Александр Форд, 1960 год

Негативный стереотип по отношению к Тевтонцам сохранился до сих пор. Лучшим доказательством являются споры вокруг проекта по реконструкции статуи Германа фон Балка в Эльблонге, в то время как он был основателем города. Однако, несмотря на преступления, мошенничество и безрассудство, существуют и положительные стороны, связанные с Тевтонским орденом. Места расположения городов в соответствии с современными немецкими принципами стали моделью для многих недавно построенных польских городов, например, Варшавы. А приток западных рыцарей для борьбы с язычниками приобщил Польшу к рыцарской культуре Западной Европы.

Достопримечательности

Сохранившиеся сегодня замки Тевтонского Ордена или же их впечатляющие развалины привлекают в северо-восточную Польшу большое количество туристов. Они были сооружены из кирпича (а затем из камня) в готическом стиле, сочетая монастыри и крепости, что делает их уникальными в Европе. Они построены на небольших холмах, часто рядом с реками или озерами, как правило, в форме четырехугольника. Крупнейшей польской, а также европейской средневековой крепостью является замок Тевтонского Ордена в городе Мальборк – укрепленный настолько, что к нему невозможно подобраться (даже король Ягайло не смог его захватить во время Грюнвальдской битвы). Другими важными крепостями являются замки в городах Гнев, Квидзын, Голюб-Добжинь, Бытув, Фромборк, Лидзбарк-Варминьский, Пасленк, Мораг, Дзялдово, Нидзица, Щитно, Кентшин, Барцяны и Венгожево.

Замок в г. Кентшин / фотография rodzinna-turystyka.pl

Сегодня многие из них являются не только музеями, но также и современными отелями, местами сосредоточения Рыцарских братств. Летом здесь проходят различные исторические события, шоу, такие как “Свет и звук”, турниры, а в Мальборке – реконструкция осады города. Многие замки связаны с интересными легендами, а иногда в полночь здесь могут появиться пугающие духи умерших рыцарей Тевтонского Ордена.

Средневековый фестиваль Мазурии, 2010 год – турнир рыцарей в замке в городе Рын / фото: rodzinna-turystyka.pl

Самым главным событием на открытом воздухе является ежегодное воссоздание Грюнвальдской битвы / grunwald1410.pl

Рената Глушек

Перевод на русский язык: Анна Дедюхина

просмотров