Тактика парусных флотов: галеры, «рой» и брандеры. Лучше малый ракетный корабль в строю, чем эсминец в проекте

Тактика парусных флотов: галеры, «рой» и брандеры. Лучше малый ракетный корабль в строю, чем эсминец в проекте

При всем богатстве выбора альтернативы «москитному флоту» пока нет

С самого рождения в 1967 году проект 1234 оказался крайне противоречивым и возводящим в абсолют советское стремление к специализированным кораблям – недаром специально для него был создан отдельный класс. Невиданные ранее «охотники на корабли» сразу привлекли к себе внимание военных экспертов всего мира, бурно обсуждавших вопрос: что же представляет собой советский «зубастый малыш» на самом деле – «пистолет у виска капитализма» или легкую мишень?

Споры эти не утихают и поныне, когда отечественный флот стоит на распутье: продолжать ли советскую традицию или перейти к западной парадигме многофункциональных кораблей?

В наследство от Советского Союза нашему флоту досталось 15 малых ракетных кораблей (МРК): 13 МРК проекта 12341 и два МРК на воздушной подушке проекта 1239. Распределение корпусов по флотам выглядит так: три – на СФ, четыре – на ТОФ, четыре – на БФ и четыре – на ЧФ (два корабля проекта 12341 и два проекта 1239). В итоге на сегодня этот класс кораблей – один из самых многочисленных на флоте. Примечательно, что все до одного находятся в строю. Тем не менее необходимость наличия этих кораблей является предметом многочисленных споров и разногласий. Многие считают, что в современной концепции флота такие узкоспециализированные корабли должны заменяться на многоцелевые корветы. Сомнениям подвергается и боевая эффективность МРК в условиях мощного радиоэлектронного противодействия и наличия у противника штурмовой авиации. Кроме того, сегодня задачи МРК точно так же могут выполнять истребительно-бомбардировочная авиация и береговые ракетные комплексы. Насколько оправданны эти сомнения и действительно ли век МРК подошел к концу?

Достоинства и недостатки

Для начала следует разобраться в достоинствах и недостатках малых ракетных кораблей, применяя их к современным реалиям.

Первое и самое основное достоинство – мощное ракетное вооружение. Главный калибр проекта 1234 – шесть ракет П-120 «Малахит» достигают скорости М=1 и имеют предельную дальность до 150 километров, система наведения активная радиолокационная с «подстраховочным» ИК-датчиком. Имея мощную боевую часть (БЧ) и внушительную скорость, эти ракеты способны вывести из строя достаточно крупные корабли, такие как эсминец (ЭМ) и при нескольких попаданиях даже ракетный крейсер (РКР). Например, в ходе учений «Крым-76» двух ракет оказалось достаточно, чтобы потопить списанный эсминец проекта 30 бис водоизмещением 2300 тонн, тем самым продемонстрировав и отменную точность наведения. Важным достоинством является относительно большой боекомплект, позволяющий производить массированные залпы.

Однако у П-120 есть и существенные недочеты. Первым делом можно отметить недостаточную по сравнению с некоторыми одноклассниками дальность пуска, например у ближайших конкурентов – ракет Exocet и Harpoon она составляет 180 и 315 километров соответственно. Кроме того, значительные ограничения накладывает немалый размер самой ракеты: на экспериментальном МРК «Накат» проекта 1234.7, вооруженном сравнительно небольшими ракетами П-800 «Оникс», удалось разместить вдвое больше пусковых установок. Далее, сама возможность применять вооружение на максимальной дальности зависит от надежного целеуказания (ЦУ). Возможности бортовой РЛС не позволяют дать четкое ЦУ на предельных дальностях, поэтому изначально предполагалось, что МРК будет получать более точную информацию от самолетов-разведчиков Ту-95РЦ и других кораблей.

Следующее неоспоримое достоинство проекта 1234 – это его превосходная скорость и мобильность. Относительно небольшое водоизмещение и мощный двигатель позволяют ему достигать максимальной скорости в 35 узлов наравне с хорошей поворотливостью. В сочетании с относительно большой автономностью плавания (10 суток) это дает МРК преимущества как на оперативном уровне – можно быстро перебрасывать боевые единицы на нужные направления, так и в бою, где хорошая маневренность позволяет, к примеру, уклониться от торпеды или первым занять позицию для пуска ракет. Однако эти унаследованные от катера качества оборачиваются весьма посредственной мореходностью. Тем не менее для действий в прибрежной и ближней океанской зоне она вполне достаточна.

И еще один немаловажный фактор – производственный. Корабли проекта 1234 относительно недороги, могут строиться практически на любой военной верфи, способной выпускать корабль водоизмещением до тысячи тонн, а срок постройки при чрезвычайных обстоятельствах и напряжении всех возможностей уложится в три-четыре месяца. Такое сочетание выгодно отличает МРК от всех других классов, исключая только катера.

Но наряду с этими достоинствами МРК не лишены весьма значительных недостатков.

Первый и самый главный – практически полная беззащитность такого корабля от атак с воздуха. Из зенитного артиллерийского вооружения на нем присутствует только одна шестиствольная 30-мм установка АК-630 и одна 76-мм АК-176 (весьма условная в качестве средства ПВО), а из ракетного – ЗРК «Оса-М», имеющий дальность стрельбы не более 10 километров. Как показывает опыт, в том числе и реальный боевой, вероятность перехвата вражеской противокорабельной ракеты (ПКР) этими средствами невелика, не говоря уже о возможности борьбы непосредственно с ударной авиацией.

Второй недостаток – малая живучесть МРК: как показал трагичный опыт «Муссона», погибшего на учениях при попадании ракеты П-15 с инертной БЧ, корабль является очень пожароопасным из-за материала корпуса – алюминиево-магниевого сплава. Малые же размеры обусловливают недостаточную плавучесть и запас прочности. В итоге многие считают МРК «одноразовыми» кораблями – на один залп.

Возможности применения

Как ни парадоксально, при всей своей узкой специализированности малый ракетный корабль проекта 1234 относительно универсальный.

В условиях крупномасштабного конфликта на океанском ТВД возможны несколько вариантов применения МРК. В силу своего мощного вооружения эти корабли способны поддерживать преодоление ПВО крупного корабельного соединения противника, внося значимый вклад пуском шести ракет П-120. Используя свою скорость и мобильность, МРК могут действовать в рамках тактики «ударил и убежал», производя внезапные атаки на транспортные конвои, десантные суда и эсминцы ПЛО и ПРО. И еще – может быть сопровождение и защита собственных конвоев.

Все эти три варианта упираются в уже обозначенный недостаток: дальность стрельбы. Сложно предположить, что МРК сможет подойти, например, к авианосной ударной группе на расстояние 120 километров и выжить: еще на подходах он будет гарантированно обнаружен и уничтожен палубной авиацией в отличие от носителей крупных ПКР типа П-500 и П-700, способных открывать огонь за 500 километров. Вторая тактика также имеет уязвимые места. Первым из них может стать ответный огонь более дальнобойными ПКР (например широко используемой на кораблях НАТО «Harpoon»). На борту эсминцев и фрегатов сопровождения возможно присутствие вертолета, вооруженного ПКР малой дальности (ракеты Penguin и Sea Skua могут быть запущены на дальность 28 и 25 километров соответственно). Как уже отмечалось выше, противовоздушных возможностей малого ракетного корабля не хватает для гарантированного отражения такой атаки. Аналогичная ситуация складывается и при использовании МРК в обороне: в современных условиях атака на конвой будет произведена с большой вероятностью с помощью ударной авиации. Эффективно бороться с этой угрозой могут только собственные истребители-перехватчики.

Но главным фактором, ограничивающим использование малого ракетного корабля в описанных условиях, является необходимость точного целеуказания, а следовательно, активного взаимодействия с другими частями флота, в том числе в условиях мощного радиоэлектронного подавления. Для полноценной работы необходимо обеспечение ДРЛО либо поддержка более крупного надводного корабля, имеющего на вооружении вертолет-целеуказатель.

Другой логичной ролью для МРК может стать прибрежная оборона. Во многом корабли этого типа хорошо вписываются в требования для сторожевика: неплохое артиллерийское вооружение, приличная скорость, автономность. Однако как отмечают моряки, для подобных задач МРК со своим ракетным вооружением «избыточен» – для охраны морской границы вполне хватает ракетных катеров и малых артиллерийских кораблей.

Все эти концепции берут начало в 70-х годах прошлого века, когда и создавались малые ракетные корабли. Сегодня все вышеперечисленные задачи могут выполнять и ВВС. Для ударных миссий созданы легкие крылатые ракеты Х-31 и Х-35, которые подвешиваются даже на легкие истребители. Более того, изделие Х-31 превосходит П-120 как по скорости (М=2), так и по дальнобойности (160 километров). Ракета Х-35 «Уран» способна выходить на цель по комбинированной траектории, обладает меньшими размерами, что позволяет увеличить боезапас и производить более массовые залпы, а также обеспечивает меньшую эффективную поверхность рассеивания (ЭПР). Береговую оборону против серьезного противника, который окажется не по зубам ракетному катеру (РКА) и малому артиллерийскому кораблю (МАК), могут производить береговые ракетные комплексы и та же авиация. На стороне воздушных сил находятся сразу несколько факторов: меньшая уязвимость перед встречным огнем противника (напомним, что дальность авиационных ПКР позволяет не входить в зону поражения ПВО противника), большая скорость и мобильность, отсутствие необходимости проводить длительное время в угрожаемой зоне, а также гибкость и многофункциональность.

Многие считают, что недостатков МРК лишены современные проекты многофункциональных корветов, совмещающие ударную мощь проекта 1234 с развитой системой ПВО, возможностями по ведению ПЛО, наличием вертолета, лучшей живучестью и мореходностью. Таким путем пошли почти все страны, имевшие на вооружении аналоги МРК: Швеция, Дания, Норвегия, Германия вывели за 90-е годы из состава ВМС 25, 20, 15 и 20 единиц ракетных катеров соответственно. Вместо них в строй вводятся именно корветы увеличенного водоизмещения. Более того, и для отечественных реалий более предпочтителен корвет с противолодочным уклоном, поскольку в наших огромных территориальных водах большую потенциальную угрозу несут именно подлодки противника. Действуя вместе с авиацией, такие корветы (будучи построены в достаточном количестве, разумеется) смогут значительно снизить опасность.

В итоге получается, что малые ракетные корабли действительно остаются не у дел: сегодня созданы более совершенные средства поражения вражеских кораблей, способные атаковать быстрее и эффективнее. Однако все не так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Начнем с того, что МРК – очень неприхотливый корабль. Для обустройства временного пункта базирования достаточно нескольких плавучих пирсов, склада ГСМ и электросети. Современному же ударному самолету нужна гораздо более развитая инфраструктура, не говоря уже о том, что аэродром представляет собой первоочередную цель для атаки, а следовательно, при ведении боевых действий с большой вероятностью будет требовать частого ремонта. Далее, самолет не может подобно кораблю вести длительное пассивное слежение за целью в период обостренного противостояния или при вторжении корабля потенциального противника в территориальные воды (вспомним инцидент с американским крейсером «Йорктаун» в 1988 году). Главным при этом является возможность немедленно нанести удар по цели при поступлении такого приказа, и заранее вышедший на огневой рубеж МРК будет иметь преимущество перед только взлетевшим с базы самолетом.

Но решающим фактором становится то, что на сегодня по сравнению с новыми проектами корветов и в меньшей степени истребителями-бомбардировщиками малые ракетные корабли имеют полностью отработанный оружейный комплекс, отработанные тактические приемы, существуют подготовленные штаты, обеспечивающие структуры и полноценные корабельные соединения.

Иначе говоря, проект 1234 – очень надежный и проверенный корабль, гарантированно способный выполнить свои задачи с максимальной эффективностью. Совсем другое дело – корветы проекта 20380, которые до сих пор являются новинкой – как сам класс корабля, не существовавший в советской военно-морской доктрине, так и с точки зрения установленного вооружения, еще не обкатанного на учениях.

Ни в коей мере не отрицая необходимость движения вперед и строительства кораблей нового поколения, надо признать, что сейчас России нужнее боеготовый и обеспеченный всем необходимым МРК, чем совершенно новый, но неосвоенный на флоте и в производстве корвет. Разумеется, продолжать строить старые советские проекты бессмысленно, однако просто так оставлять за бортом накопленный богатый опыт тоже нельзя. Наилучшим выходом видится значительное увеличение потенциала уже существующих корпусов посредством модернизации с установкой, например, ракет «Оникс» в варианте 2х9, ЗРАК «Каштан» и нового радиоэлектронного оборудования. Моряки не отказались бы и от беспилотного летательного аппарата для разведки и целеуказания. Предпочтительной мерой было бы наращивание группировки МРК путем производства модернизированного варианта. Например, мощностями Восточной верфи и судостроительной фирмы «Алмаз» можно производить до четырех МРК в год. Эта мера поможет заткнуть значительные бреши в морской обороне, в том числе и в средней морской зоне, которая не покрывается более легкими кораблями. В дальнейшем при должной модернизации судостроительных верфей и отработке производства МРК по окончании срока службы должны заменяться на корветы при условии, что количество новых кораблей будет как минимум не уступать выводимым в отстой.

Разумеется, нельзя умолчать об относительно новом МРК проекта 21631 «Буян-М», представляющем собой развитие речного МАК проекта 21630 «Буян». Вооруженный УВП для восьми ракет «Калибр» или «Оникс», а также 100-мм АУ А-190М и 30-мм АК-630М1-2, он тем не менее не является альтернативой более тяжелому проекту 1234, поскольку может действовать исключительно в ближней морской зоне. Но именно во взаимодействии эти два типа МРК могут обеспечить приемлемый уровень защищенности наших границ и экономических зон.

Подводя итог, скажем, что сегодня нашему флоту нужна в первую очередь совершенно четкая и продуманная концепция ведения боевых действий, обеспечивающая постановку задач и требований к каждому классу кораблей. И хотя системы взаимодействия старых специализированных кораблей с новыми, построенными по западной модели применения, не выработано, пренебрегать оставшимися от СССР МРК по меньшей мере неразумно. Не стоит забывать, что боевая эффективность этих кораблей была подтверждена в ходе «пятидневной войны» в Южной Осетии. В сложившихся условиях, когда судьба флота по-прежнему неясна, опираться лучше только на проверенные и надежные решения и в итоге несколько старых МРК могут оказаться предпочтительнее мифического перспективного эсминца.

Боевой порядок кораблей
Чтобы обсуждать "Линейные корабли" сначала нужно представить себе, что такое боевой порядок кораблей, чего он требует от капитанов и их судов. До первого использования боевого построения английским флотом в 1653 году фактически не было полных инструкций по тому, как атаковать вражеский флот. В соответствии с правилом большого пальца капитан был обязан вступать в битву с кораблем врага равного размера и орудийной мощи. Это считалось правильным поведением. В результате происходила свалка кораблей, где каждый сражался с кораблем противника примерно равных боевых качеств. Представьте себе, как в американском футболе во время подготовки к матчу обсуждается защита против команды противника. Но, как только битва началась, все планы отбрасываются, и каждый корабль оказывается сам за себя.

Лорд Лимси в 1635 году, командовавший в качестве адмирала, вице-адмирала и контр-адмирала флотом Монетных кораблей, должен был попытаться вступить в схватку с флагманскими кораблями, противостоящими ему. Остальная часть флота, в большинстве своем частные корабли, нанятые для правительства Британии, должны были "найти себе равных противников и помогать друг другу, если понадобится". Создается впечатление, что флот был построен в сплошную линию, но еще оставлял общее управление каждому капитану.

Нам мало известно об эволюции тактических приемов в период с 1635 по 1653 год. Но мы знаем, что 29 марта 1653 года морской генерал Роберт Блейк, морской генерал Ричард Дин и адмирал сэр Вильям Пенн выпустили два комплекта инструкций, один для навигации в море, другой для ведения военных действиях. Они стали основой для более поздних Инструкций по навигации и ведению боя, появившихся в 1710 году, которым предстояло стать библией британского военного флота на более чем сотню лет. В битве Габбардской отмели 2 и 3 июня 1653 года, британский флот столкнулся с голландским противником, в первый раз используя то, что мы можем назвать "строй фронтом", что дало ошеломительные результаты. Голландский флот, под командованием адмирала Маэртена Харпертдзоона Тромпа в двухдневной битве потеряла двадцать кораблей. Одиннадцать из них были захвачена, а девять затонули. Но Тромпа это не устрашило. В 10 августа он вышел к британскому флоту, контролирующему голландский берег, и и атаковал морского генерала Джорджа Мунка с его сотней кораблей. Англичане снова ответили своему противнику линейным боевым строем. Тромп был убил в начале битвы, а голландский флот отступил, потеряв одиннадцать кораблей, которые пошли ко дну.

После таких ошеломительных успехов английский флот всей душой принял тактику линейного строя как единственный способ организации флота для ведения военных действий. Другие страны тоже быстро переняли линейное построение и не только для флотов. Английские эскадры всегда в два линейных корабля требовались по инструкции по навигации и бою чтобы построиться в боевой порядок, если они вступали в боя с равными или превосходящими силами.

Только корабли, способные наносить и выдерживать ужасные повреждения, считались способными быть линейными кораблями. Эти корабля быстро получили военное название (ном де гер) "линейные корабли". Минимальный эффективный размер для линейного корабля определялся его вооружением, и этот минимум постепенно рос. В 1650-х годах "большие корабли" имели примерно 30 орудий. К концу века, 50-орудийный корабль рассматривался как необходимый минимум. к 1750 году корабль с 64 орудиями - минимальное число орудий для линейного корабля третьего ранга - считался минимальным. Ко времени начала войны послеразрыва Бонапартом Амьенского мира в 1802 году, 74-орудийный корабль был самым маленьким кораблем, способным оставаться в составе боевого строя.

Основные виды боевого строя

Было три общих видов строя, все они определялись флагманским кораблем или кораблем старшего офицера из всей группы кораблей, и по нему равнялись. Команда построиться боевым строем фронта означала, что все корабли должны выстроиться перед флагманом. Команда встать в строй "колонна" означала, что корабли должны выстроиться вслед за флагманом. По команде образовать боевой строй фронт и "колонна" корабли выстраивались таким образом, что флагманский корабль оказывался в центре строя. Лишь позднее военные тактики признали, что приблизиться к врагу, соблюдая строй фронта, строй "колонна" или строй фронт и "колонна", довольно сложно, Команда простроиться строем кильватера означала, что корабли должны идти под парусами параллельно друг другу в одном том же направлении на расстоянии примерно 100 футов друг от друга. Приближаясь к врагу строем кильватера, строй кораблей имел самый узкий профиль для вражеских орудий и при необходимости легко перестраивался в цепь, чтобы применить эффект бортового залпа во всей полноте.
рис. Положение флагманского корабля при каждом из трех видов построения корабля
(слева направо)
1) строй "колонна; 2) строй фронт и "колонна"; 3) строй фронт.

Боевой порядок был разработан для того, чтобы полностью использовать преимущества силы бортового орудийного залпа каждого военного корабля, способного построиться в боевой порядок в составе флота или эскадры. При боевом построении вся огневая мощь борта каждого корабля в строю обрушивается на противника одновременно, без риска попасть в свой корабль. Учитывая, что средняя семьдесят четверка имела на одном борту 900 фунтов железа, представьте себе повреждения, нанесенные в Нильской битве, когда тринадцать английских 74-орудийных линейных кораблей столкнулись с девятью французскими 74-орудийными кораблями, тремя французскими 80-орудийными кораблями и 12- орудийным Ориентом. Только от тринадцати английских кораблей бортовой удар по мощности составлял около шести тонн. Мысль о почти 12000 фунтах железа, летящих в их направлении, гарантированно выводила любого противника из равновесия.

Правила поддержания боевого порядка были очень строгими. От капитана требовалось занять место корабля в строю и соблюдать его во что бы то ни стало. Существовал особо оговоренный интервал, обычно примерно половина кабельтова (сотня ярдов), который капитан должен был выдерживать относительно впереди идущего корабля. Любое отклонение влекло за собой сигнал с флагманского корабля. Капитанов предавали военному суду и увольняли со службы за выход из строя без специального приказа. Единственной уважительной причиной нарушения строя было настолько серьезное повреждение корабля, что капитан не мог держать курс или сохранить управление кораблем.

Необходима короткая заметка о сигнализации. Когда адмирал или командующий офицер эскадры хотел отдать приказ всем кораблям, находящимся под его командованием, на сигнальном фале поднимались сигнальные флажки общего сигнала. Это был так называемый подготовительный сигнал. Он сообщал всем кораблям, о каком маневре отдается приказ, в соответствии с инструкцией по сигнализации, имевшейся на каждом корабле, чтобы капитаны могли собрать экипаж. Каждый корабль должен был подтвердить получение подготовительного сигнала. Когда все корабли давали подтверждение, сигналом к выполнению приказа был резкий спуск подготовительных флажков. Это называлось сигналом к выполнению. После дачи сигнала исполнения все корабли выполняли то, что было указано в отданном приказе.

В боевых построениях флотов участвовало обычно две или три эскадры. Каждая эскадра подчинялась приказам своего командира эскадры. Они очень редко шли все время сплошным боевым порядком. Обычно флагманский корабль эскадры располагался в центре строя, а остальные корабли выстраивались строем фронта, колонны и по обе стороны от него, эллиптическим строем. Снаружи от линии кораблей и маленькой колонны шли вспомогательные корабли, посыльные суда, корабли снабжения и т.п. В авангарде шли глаза и уши, фрегаты и военные шлюпы, готовые сигнализировать флагману о любых наблюдениях или передавать сигналами отчеты о звуках орудийных залпов. Как только враг был замечен, вспомогательные корабли направлялись к линии горизонта в направлении, противоположном расположению противника, фрегаты и шлюпы замедляли ход, чтобы позволить подтянуться остальному флоту, и корабли выстраивались в боевой порядок. Затем начиналось маневрирование для занятия самой выгодной позиции. Иногда флоты маневрировали в течение многих часов или дней, прежде чем вступить в бой. Что было тому причиной? Ветер.



"ДЕРЖАТЬ БАРОМЕТР" или "попутного вам ветра"

Мы все слышали это выражение "держать барометр" (это английская идиома, означает "иметь перед кем-то преимущество"; в русском языке есть более подходящее выражение, выражающее пожелание "попутного ветра"). Означает ли это держать в своих руках инструмент, предсказывающий погоду? Нет. Это значит просто, что ветер дует со стороны, противоположной от расположения врага. Почему это так важно? Вспомните о ситуации из "Короля Холмов". Один человек должен сражаться, поднимаясь вверх по склону, другой, спускаясь вниз. Кому из них легче? Тому, кто находится на вершине холма; то же справедливо и для военных парусников. Ветер всегда дует "с холма". Корабль, который "держит барометр", имеет возможность подойти к врагу по более прямой траектории, тогда как кораблю противника придется больше маневрировать, а каждый манёвр связывает ему руки, или приводит к тому, что ветер не надувает паруса, и движение корабля значительно замедляется. Представьте себе двух борцов. Один из них более проворный, легко обхватывает противника. Другой каждый раз, когда пытается повернуться лицом к сопернику, снижает скорость. Быстрый противник, что называется, "держит барометр".

Другое преимущество в ситуации с барометром, а, точнее, с ветром - это крен. Когда дует ветер, судно кренится или наклоняется в сторону от ветра. Если у вас "есть барометр", т.е. ветер для вас попутный, корабль наклонится от ветра, в сторону врага. И наоборот, вражеское судно, если попытается изменить галс и стать параллельно, чтобы ударить бортовым залпом, окажется отклоненным от вас. А это означает, что ваши пушки будут расположены ниже орудий врага, и вам будет намного легче ими управлять, просто используя вертикальную наводку. (Клин с задней стороны пушки, приподнимающие ее. Втолкнуть глубже, чтобы приподнять пушку, оттянуть, чтобы опустить). Орудия противника будут постоянно задраны, даже без всякого клина, и ему придется помучиться, чтобы навести их на ваше судно.

ВЫПОЛНЕНИЕ МАНЕВРОВ БОЕВЫМ ПОРЯДКОМ

Было несколько маневров, связанных с боевым порядком, после того, как корабли уже построились. Чтобы выдерживать строй, адмирал приказывал своим кораблям менять курс последовательно. То есть сначала начинал менять галс первый корабль, стоящий во главе строя. Второй корабль доходил примерно до того места, где находился первый, когда начал разворачиваться, и повторял его маневр. Представьте себе цепочку солдат, в колонне по одному, выполняющих поворот направо колонной ("левое плечо вперед"). Первый солдат поворачивает, второй солдат в цепочке поворачивает ровно на том месте, где повернул первый. В результате последовательной смены галса кораблями сохранялся не только боевой строй, но даже интервал между кораблями. Если адмирал хотел, чтобы весь строй поменял курс на обратный, он отдавал приказ всем вместе поменять курс и положить либо лево, либо право руля. Каждый корабль в строю, исполняя приказ, сразу же поворачивал корабль в сторону в соответствии с приказом, менял курс на противоположный и вновь строился в боевом порядке. Это обеспечивало и изменения всего порядка боевого построения на противоположный.

При масштабных действиях флота корабли делятся на эскадры. Каждой эскадрой обычно руководит вице-адмирал или контр-адмирал; командующий флотом тоже руководит какой-нибудь эскадрой. Это дает адмиралу флота возможность атаковать врага сразу в нескольких пунктах. Он может отправить одну эскадру атаковать врага с наветренной стороны, другую - с подветренной, а еще одну - прямо атаковать вражеский фронт или колонну. Существовали определенные проблемы, связанные с эскадрой, атакующей с наветренной стороны, т.е. "державшей барометр", сохраняя боевой порядок. Атакующей эскадре необходимо было подойти настолько, чтобы стать вровень с врагом и замкнуться на него, и только потом перестраиваться для атаки. Обычно это приводило к тому, что командующий эскадрой отдавал приказ о построении колонной, чтобы все корабли могли подойти близко к врагу единым блоком. Приблизившись на достаточное расстояние, строй переформировывался, и эскадра начинала атаку.

Атака с соблюдением боевого порядка требовала чрезвычайной слаженности при исполнении. Если эскадра, атакующий с наветренной стороны, слишком быстро выполняла свою задачу, она могла ввязаться в битву с неприятелем несколько раньше, чем остальной флот, и тогда у противника появлялось временный численный перевес. Если эскадра с наветренной или эскадра с подветренной стороны вступали в бой с опозданием, центральная эскадра, в составе которой обычно находился адмирал флота со своей свитой, втягивалась в бой с неприятельским центром без адекватной поддержки с флангов.



Национальные тактики

Английская тактическая доктрина предписывала каждому капитану, командующему эскадрой, или адмиралу стремиться к "решающей битве", не дожидаясь своего решительного численного превосходства или превосходства в вооружении. Это означало, что колебания недопустимы. Каждый раз, когда враг оказывался в поле зрения, на кон ставились карьера английского капитана (и его голова). Если он не ввязывался в битву, у него должны были быть для этого необоримые основания. Как говорилось выше, мог быть некоторый период перегруппировки для достижения тактического преимущества, но у врага никогда не должно было возникнуть сомнений, собираются ли они вступать в бой или нет. Тактическая доктрина англичан требовала от капитанов целиться, как правило, в корпус вражеского судна. При сокрушительном ударе по деревянному корпусу должны были образоваться крупные деревянные отломки, наносящие судну больше повреждения, чем само пушечное ядро. Кроме того, так ядро могло снести вражескую пушку, уменьшив тем самым огневую мощь врага.

Французы и испанцы были не столь суровы. Французским капитанам дозволялось "уклоняться от битвы, если они не были к этому вынуждены", если они чувствовали, что находятся в тактически невыгодном положении. Испанские капитаны и адмиралы не имели специальных навигационных инструкций, и им приходилось полагаться в основном на собственные приборы. Французская артиллерийская доктрина состояла в том, чтобы целиться в оснастку корабля с целью снизить маневренность противника и затем, когда вражеское судно станет беспомощным, разбить его. Испанская артиллерийская доктрина, опять-таки, основывалась на личном принятии решения капитаном, по его усмотрению.

Различия между англичанами, французами и испанцами в их подходе к артиллерийскому делу можно проиллюстрировать цифрами боевых потерь. В битве у мыса Сент Винсент (1797) во всем британском флоте было убито только 73 человека и 227 ранено. В испанском флоте один только Сан Николас потерял 144 убитыми, а общие потери испанцев составили 430 погибших и 570 раненных. В Нильской битве (1798) английские потери составили 218 погибших и 618 раненных. Потери у французов были ошеломительными, минимум 1500 погибших и 3500 раненных. Когда взлетел на воздух Ориент, французский флагман, погибло свыше 800 французских офицеров. Взрыв был слышен на расстоянии свыше тридцати двух миль от Розетты, а отблеск взрыва виден в Александрии. Точные цифры потерь у французов в заливе Абу" Кир неизвестны, но по некоторым данным современников можно судить, что общие потери у французов составили 8000 человек.

Морская классификация кораблей

Как упоминалось выше, существовали классы кораблей, которые считались пригодными в качестве линейных (то есть могли идти в составе боевого порядка). Система классификации была введена Стюартами, и к 1633 году в ней выделяли шесть классов. По мере того, как менялись корабли, менялись и классы. В конце 1700-х классы выглядели уже так, как мы сегодня их себе представляем. Самый младший класс, Третий класс линейных кораблей, представлял собой двухпалубники, на которых могло быть от 64 до 80 орудий. Наиболее эффективными и многочисленными из них в последние годы были 74-орудийные корабли, во многих отношениях представлявшие собой идеальный компромисс экономичности, боевой мощи и навигационных качеств; именно они составляли сердце линейного флота. У них были тридцатидвухфунтовые орудия на орудийной палубе и восемнадцатифунтовые на верхней палубе, а экипаж насчитывал от 600 до 650 человек.

Линейные корабли Второго класса обычно представляли собой трехпалубники, на которых было установлено от 90 до 98 орудий. Достигавшие обычно примерно 2000-тонного рубежа, они имели экипаж приблизительно в 750 человек. На орудийной палубе располагались тридцатидвухфунтовые орудия, но восемнадцатифунтовые вместо двадцатичетырех фунтовых устанавливались на средней палубе, а на нижней - двенадцатифунтовые. На палубе бака или квартердека у них стояли облегченные орудия, карронады. Корабли второго класса нередко выступали в море в роли флагманов. Они были известны сложностью управления и своим тихоходством.

Корабли Первого класса, самые большие корабли флота, тоже располагали орудийными батареями на всех трех палубах и обычно использовались в качестве флагманских кораблей. Они были вооружены как минимум 100 тяжелых пушек, которые распределялись по палубам примерно так же, как на кораблях второго класса; их экипаж насчитывал 850 человек, и Строительная Мера составляла свыше 2000 тонн (формула для расчета вместимости корабля, а не его водоизмещения, как теперь).

Корабли Четвертого класса - это двухпалубники с 50 - 60 орудиями; к концу XVIII века их уже не считали годными для участия в боевых построениях. Их вооружение обычно составляли восемнадцатифунтовые орудия, экипаж насчитывал 350 человек, водоизмещение достигало примерно 1000 тонн. Наличие двух палуб на кораблях четвертого класса позволяло размещать на них дополнительный боевой состав, поэтому иногда на небольших военно-морских базах их могли использовать как флагманские корабли.

Другие два класса кораблей, входящие в классификацию, никогда не считались линейными кораблями, пригодными для боевого построения, но, тем не менее, были очень важны для командующего флотом. Корабли пятого класса включали фрегаты, "легендарные корабли" военно-морского флота. Их основное вооружение располагалось на единственной орудийной палубе, они выполняли функции оперативных разведчиков боевого флота, если не выполняли самостоятельную роль: крейсировали в поисках торговых кораблей противника, каптеров или вражеского флота. Развившись из прототипов начала XVIII века, корабли пятого класса времен лорда Нельсона имели разнообразное вооружение и приспособления для размещения орудий, от 32-орудийных кораблей, вооруженных двенадцатифунтовыми орудиями, до 36- и 38-орудийных фрегатов с восемнадцатифунтовыми орудиями; были среди них даже 40-орудийные корабли и срезанные двухпалубники с двадцатичетырехфунтовыми орудиями. Захваченные вражеские фрегаты тоже использовались на военной службе, а большая часть кораблей английской постройки представляли собой копии или реконструкции французских судов. Корабли могли иметь облегченные орудия и карронады на квартердеке и полубаке; их тоннаж мог составлять от 700 до 1450 тонн, а численность экипажа от 250 до 300 человек. Корабли Шестого класса обсуждаются в статье, посвященной военным шлюпам. Командовать небольшими фрегатами нередко поручали лейтенантам, заслуживающим продвижения. На этих маленьких военных кораблях они получали возможность доказать свою готовность к последующему продвижению к высокому званию кэптена (капитана первого ранга; по англ - посткэптен). По этой причине такие суда иногда называли пост-кораблями (postship).

Корабли пятого и шестого класса обычно получали указание держаться сбоку от боевого строя, чтобы повторять сигналы, помогать кораблям, не справляющимся с управлением и брать на абордаж и захватывать как добычу сдавшиеся вражеские корабли. Неписанные военные законы того времени были таковы, что линейный корабль не мог стрелять в корабль пятого или шестого класса при ведении боевых действий в масштабе флота или эскадры.

Конечно, если какой-нибудь капитан одного из этих судов не был достаточно безрассуден, чтобы самому открыть огонь по линейным кораблям.

С чего начинаете строить корабль?

С чего вы начинаете строить большой корабль? я правильно понимаю, сначала создаются коробки с необходимыми вещами внутри а потом уже снаружи обшивается блоками дизайн? или у кого то другая технология? и с чего вообще начинаете стройку? со входа, сверху, снизу, с середины и т д. Интересно бы послушать мнения;)

Showing 1 -6 of 6 comments



Ты щас описАл стройку лоханок тех, кто приходит на сервер чтобы там намусорить, потерять свою лоханку, и свалить.
Вобще для меня спейс инженерс это шахматы помноженные на космически помноженный тетрис. Ты изучал боевые искусства? Ты долго отрабатываешь новую технику до тех пор пока Твой организм не станет делать ее легко и без усилий. Наиболее приятный мне вариант этой игры это 2 игрока в маленьком мире, где они должны использовать свою технику чтобы убить друг друга и полоностью доминировать в мире. Для этого им нужны машины. Машины лучше всего проектировать в креативе, а потом по проектору строить их в выживании. В креативе нет ограничений по ресам, а корабли можно вносить в список чертежей (Ctrl+B наведя прицел на корабль), далее открыв меню чертежей (F10) можно выбрать скопированное и вставить его в мир (Ctrl+V). В этой замечательной игрушке все рашает удача, стратегия, и время потраченное на проектирование кораблей (улучшение техники). Побеждает или тот кого больше, или тот кто умнее. Все же сводится к боям построенных игроками машин. Кто кого задавит. А вот описанный Тобой тип строительства кораблей хорош только если Ты не имеешь врагов вокруг или проектируешь корабль. Лучше если у Тебя есть завод производства кораблей по проекциям или корабль который строит сам себя. Второе быстрее проще лучше и само чинится. Но большое кол-во сварок на корабле обычно сильно нагружает сервер, поэтому чем меньше такой корабль - тем лучше. Моя максимальная самостроящаяся станция Г.Р.О.Б.-Д10 состоит из 32 сварок. Это очень много т.к. моя минимальная такая станция О.К.(Обрабатывающий Комплекс) состоит из всего 4х сварок. Ее атмосферный вариант есть у меня в мастерской. Чтобы построить ее, включи ее в проекторе, проевди кишку из труб от своего источника запчастей к заднему коннектору проекции О.К. и соедини их. Свари первые 2 сварки в цепи САМ. Дальше сядь за любой пульт и выстави в нем использование сварок как оружия. "Стреляй" сваркой до тех пор пока О.К. сам себя не сварит. Готовый О.К. 100% чинит себя сам если в трюме есть нужные запчасти. Приделай к нему поршень с буром и летай по планете собирай ресы. На моей технологии в игре любой корабль строит сам себя и других. Из заднего коннектора с мержем можно потсроить рабочего, танк, ракету, разные дроны и приспособления (если конечно есть чертежи).
В общем строить машины руками в игре лично я не рекомендую. Это хорошо только в начале, дальше все должны делать роботы. Это и есть мой вариант пути к победе. УдачЬ =).
Я строю в выживании, на сервере только я один. Почему строю в выживании а не в креативе? да потому чтоб было чем заняться в игре. Нехватает на стройку корабля - полетел за ресами. Прилетел переработал, строю дальше. По времени займет много времени, знаю (в процессе постройки что то удаляется снова, что то новое строится опять, появляются новые идеи). Да ресов надо немеренное кол-во, это долго, нудно, для кого то не интересно, но я играю именно так. Зато когда корабль готов, ты понимаешь какой это был труд:)
Ну дык Ты и избрал такой путь. Если надо быро наклепать танков\буров\станций - то это только проектирование в креативе, и варка по проекции на серваке. "Изобретать" свой "супершип" на серваке можно только если ничего Тебе не угрожает. "Рецепты хорошей варки" описаны выше. Но если нравится Тебе строить так как Ты строишь - то и строй так. Удачи =).

БОЕВОЙ СТРОЙ КОРАБЛЕЙ. Главное требование, предъявляемое Б. С., заключается в том, чтобы не только передвигаться на месте сражения, но и предоставить каждому кораблю возможность использовать свои сильные стороны, наступательные и оборонительные, прикрывая в то же время слабые; для этого каждый корабль д. лежать на наивыгодн. курсовом утле и находиться в наивыгодн. для дан. момента боя расстоянии от непр-ля. Приведенному требованию могут удовлетворить в общем строе только корабли, обладающие одинаковыми тактич. качествами. Наличие в строю корабля более слабого, сейчас же отзовется на силе всего отряда; особенно наглядно это сказывается при различии в скоростях хода отд. кораблей. Соединение разнотипных кораблей понижает силу всего отряда. При наличии двух или более бригад однотипных кораблей таковые м. б. поставлены в общий Б. С., если тактич. элементы их вооружения вполне согласованы и если такое соединение является желательным в интересах управления б. порядком. Б. С. можно разделить на простые и сложные. Простые те строи, при которых корабли вытянуты в одну прямую линию: строй фронта , - когда корабли расположены на линии, перпендикуляр. к линии курса, т. е. находятся друг у друга на траверзе; строй кильватера , - когда корабли расположены друг за другом на л. курса, и строй пеленга , - когда они находятся на линии, наклонной к линии их курса под углом вправо (строй пеленга пр. фланга) или влево (строй пеленга лев. фланга). Эти три строя м. б. объединены одним термином - строй пеленга от 0 до 360 , при чём строй кильватера отвечает строю пеленга в 0 и 180°, а строй фронта - строю пеленга в 90° и 270°. Сложн. строи те, при которых расположение кораблей представляет одну ломаную линию, или неск. прям. или ломаных линий. Такими строями являются: строй клина , строй двойного фронта , строй двойного кильватера , строй двойного пеленга , строй шахматного порядка , строй кучек и проч. В разные историч. эпохи тот или иной Б. С. избирался флотоводцами в зависимости от тактич. свойств кораблей и их главн. оружия, дабы использовать его силу. Так, во времена галерного флота, вся сила которого заключалась в таране и носовом метательном или огнестр. оружии и слабой стороной которого являлись весла и гребцы, расположенные по бортам, почти единственным Б. С. считался строй фронта. Строй кильватера для галер был немыслим. С появлением парусного флота и изобретением бортовых пушечных портов таран утратил свое значение. Появились 100-120-пуш. корабли, сила которых заключалась в бортовом (траверзном) огне, при совершенном отсутствии огня носового и кормового. Встать под анфиладный (продольный) огонь непр-ля было почти равносильно поражению. Отсюда - вполне естественный резкий переход от прежнего строя фронта галер к строю кильватера парусных кораблей, который б. признан единственным Б. С. С появлением парового флота, вновь воскресившего значение тарана и обусловившего возможность нового расположения артил. (вследствие освобождения палуб от рангоута и такелажа) вопрос о Б. С. значительно осложнился. Флоты, не связанные зависимостью от направления и силы ветра, получили свободу маневрирования. Этой эпохе отвечает появление всех тех простых и сложных строев, которые были перечислены выше. Примерная характеристика этих строев такова: строй кильватера - основной строй для действия артил.; строй фронта - тоже для действия тараном и быстрого сближения с пр-ком; строй пеленга - для действия тараном по пр-ку, движущемуся вправо или влево; строй двойного кильватера в шахматном порядке (то же, что и строй кильватера с сокращенными интервалами) - для лучшего сосредоточения огня, т. к. корабли 2-й линии м. стрелять в интервалы между кораблями 1-й линии. Прочие сложные строи объяснялись, по-видимому, желанием создать резервы к кораблям 1-й линии на случай таранной атаки. Обилие Б. С. объясняется, с одной стороны, разнообразием типов судов, а с другой - широко открывшимися горизонтами для тактики боя. Последняя не могла установиться сразу: теорет. соображения требовали проверки б. опытом, а этот опыт м. дать только война. Теперь, когда тактика эскадрен. боя более или менее установилась, она начинает предъявлять определенные требования к технике кораблестроения; т. обр., устанавливаются потребные для боя типы кораблей, а с ними вместе и Б. С. I. Для лин. кораблей и броненосн. крейсеров, предназначен. для лин. боя, Б. С. признаются только простые строи, имеющие наим. число флангов (два) и наиб. обширный б. фронт (более 300° обстрела горизонта). Выбор того или иного строя зависит: 1) от тактич. свойств кораблей, составляющих дан. бригаду (в смысле угла наивыгодн. обстрела и наим. поражаемости бригады), 2) от получающейся при дан. курсовом угле тактич. скорости бригады и сравнения её с таковой же скоростью непр-ля (в смысле упр-ния б. дистанциями), 3) от целей, преследуемых в дан. момент бригадой согласно плану боя и действит. ходу его (в смысле занятия и удержания бригадой дан. позиции), 4) от проч. требований, предъявляемых артил. к маневрированию (в смысле увеличения меткости и действительности артил. огня бригады) и, наконец, 5) от простоты и удобства маневрирования и упр-ния Б. С. II. Для крейсеров, выполняющих в бою самые разнообразные операции, определенного В. С. не намечается; но если они окажутся в линии боя, то при выборе Б. С. бригада крейсеров руководствуется вышеизложенным, при чём соображения п. 3 имеют преобладающее значение. III. Для миноносцев соображения о Б. С. вытекают из свойств их главн. ору-жия - мины и б. качеств самих миноносцев. В целях наим. видимости и поражаемости миноносцам, по-видимому, м. б. рекомендованы строи клина и кучек; но недостатки сложных строев - неудобства маневрирования, упр-ния и малый угол обстрела - побуждают и эти суда предпочитать строй пеленга.

просмотров