Женевские конвенции кратко. Какой должна быть «гуманная» война по принципам Женевской конвенции? Смотреть что такое "Женевская конвенция" в других словарях

Женевские конвенции кратко. Какой должна быть «гуманная» война по принципам Женевской конвенции? Смотреть что такое "Женевская конвенция" в других словарях

Ответ редакции

22 августа 1864 года была подписана первая Женевская конвенция. В ней были прописаны гуманитарные правила ведения войны.

Подобные договоры заключались между отдельными государствами начиная с 16 века. Но битва под Сольферино 24 июня 1859 года убедила мировое сообщество создать новый международный акт об обеспечении безопасности раненых воинов. Свидетель битвы швейцарский предприниматель Анри Дюнан был потрясён жестокой картиной человеческих страданий. По возвращении в Женеву он решил сделать всё возможное, чтобы исправить ситуацию. Вместе с юристом Гюставом Муанье и другими борцами за справедливость Дюнан создал организацию, впоследствии названную Международным Комитетом Красного Креста, и выступил инициатором принятия в 1864 году Женевской Конвенции. Основная идея Конвенции заключалась в помощи и покровительстве любому раненому, своего или вражеского государства — значения не имело.

Согласно Конвенции, «неприкосновенными» считались:

  • раненые и больные;
  • медицинский персонал.

В случае захвата территории врагом медицинские учреждения могли функционировать в штатном режиме. После окончания работы весь персонал, согласно Конвенции, под конвоем должен был спокойно покидать оккупированную территорию и возвращаться к своим войскам.

Женевская Конвенция впервые установила отличительный знак для медицинских учреждений и персонала — красный крест на белом фоне.

Каковы правила ведения войны, согласно Женевской конвенции?

Усадьба Международного комитета красного креста в Женеве. Фото: Commons.wikimedia.org

Основные пункты Конвенции:

В случае вооружённого конфликта, не носящего международного характера, каждая из находящихся в конфликте сторон обязана гуманно относиться:

  • к лицам, непосредственно не принимающим участия в военных действиях;
  • к сложившим оружие;
  • к больным и раненым.

В отношении вышеуказанных лиц запрещается:

  • посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;
  • взятие заложников;
  • посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;
  • осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учреждённым судом при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями;
  • раненым и больным должна быть оказана помощь.

Также Конвенция предусматривает следующее:

  • возможность создания на оккупированных территориях санитарных и безопасных зон;
  • инвалидам и беременным женщинам разрешается пользоваться особым покровительством и защитой;
  • гражданские больницы, принимающие раненых, больных, инвалидов и рожениц, не могут становиться объектами нападения;
  • транспортировка или эвакуация в случае необходимости раненых, больных, инвалидов и рожениц должна пользоваться уважением и покровительством;
  • летательные аппараты, перевозящие мирное население, не должны подвергаться нападению;
  • свободный пропуск любой из сторон посылок, предназначенных для гражданского населения;
  • содействие находящихся в конфликте сторон в облегчении содержания детей до 15 лет, оставшихся без попечения родителей;
  • каждое лицо, находящееся на оккупированной территории, вправе выходить на связь с членами своей семьи;
  • женщины должны быть защищены от изнасилований;
  • с лицами, находящимися под покровительством чужого государства, необходимо обращаться без какой-либо дискриминации;
  • к покровительственным лицам не могут применяться никакие меры принуждения;
  • запрещается взятие заложников;
  • запрещается применять методы и средства ведения войны, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания (яды, токсины, зажигательное оружие, мины-ловушки и др.);
  • любое покровительственное лицо может покидать территорию государства в любое время конфликта, если это не противоречит интересам страны;
  • с покровительственными лицами, находящимися в местах заключения, следует обращаться гуманно;
  • иностранные гражданине, находящиеся в зоне конфликта, попадают под защиту и покровительство Конвенции;
  • покровительственных лиц можно принуждать к работе, необходимой для удовлетворения первичных потребностей;
  • покровительственные лица могут быть принудительно помещены в определённое место только для безопасности государства, во власти которого они находятся;
  • интернированные лица сохраняют свою гражданскую правоспособность и размещаются отдельно от военнопленных и лиц, лишённых свободы;
  • страна, подписавшая Конвенцию, обязуется предавать своему суду лиц, нарушающих положения Конвенции;
  • Конвенция прекращает своё действие на оккупированной территории лишь через год после окончания военных действий.

Граждане государства, не подписавшего Конвенцию, не состоят под её защитой.

Английский летучий автомобиль Красного Креста на Западном фронте. Начало 1916 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Что грозит за нарушение Женевской конвенции?

Нарушение Женевской конвенции считается военным преступлением и предусматривает наказание как за преступления против человечества.

Каждая страна, подписавшая Конвенцию, обязана разыскивать лиц, обвиняемых в нарушениях настоящей Конвенции, и, каково бы ни было их гражданство, предать их своему суду. К военным преступлениям причисляются следующие грубые нарушения Женевской Конвенции 1949 года:

  • умышленное убийство;
  • пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;
  • умышленное причинение сильных страданий или серьёзных телесных повреждений или ущерба здоровью;
  • крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;
  • принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооружённых силах неприятельской державы;
  • умышленное лишение военнопленного или другого охраняемого лица права на справедливое судопроизводство;
  • незаконная депортация или перемещение;
  • незаконное лишение свободы;
  • взятие заложников.

Ответственность за военные преступления подчинённых может нести и командир в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения. Помимо этого, преступления такого рода не имеют срока давности.

С 2002 года года решения относительно военных преступлений выносит Международный уголовный суд, учреждённый на основе Римского статута 1998 года. Россия, США, Китай и ряд других стран не подписали договор о его признании. Кроме этого, Россия до сих пор не ратифицировала подписанный ею в 2000 году Римский статут.

Международный уголовный суд начинает свою работу только в случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть против него обвинение.

Нюрнбергский процесс в Международном уголовном суде. 20 ноября 1945 года. Фото: www.globallookpress.com

Примеры грубых нарушений правил Женевской конвенции

1941- 1945 гг. Во время Второй мировой войны в отношении миллионов советских военнопленных, находившихся в немецких концлагерях, фашистская Германии проводила политику геноцида. После войны немцы оправдывали своё жестокое отношение к русскому народу тем, что Сталин не подписал Женевскую конвенцию. Германия не считала нужным соблюдать правила Конвенции по отношения к странам, не входившим в неё.

2004 год. Во время войны в Ираке американской армией был применён белый фосфор в качестве зажигательного химического оружия в ходе боёв за Насирию в апреле 2003 года, а также штурма Фаллуджи в апреле и ноябре 2004 года. Первоначально американское командование заявляло, что просто были неправильно применены фосфорные осветительные бомбы. Позже под давлением журналистов, которые продемонстрировали фотографии детей и взрослых с ожогами, характерными для белого фосфора, представитель Пентагона подполковник Барри Винэбл признал, что американская армия целенаправленно применяла белый фосфор против «вооружённого врага».

2011 год. В 2013 году в Великобритании трое морских пехотинцев предстали перед судом за издевательства над тяжело раненым противником в провинции Гильменд, Афганистан, в сентябре 2011 года. Военный морской пехоты, стрелявший в раненного, получил высшую меру наказания — пожизненное заключение.

2014 год. В начале июля 2014 года американская правозащитная организация Human Rights Watch заявила о вопиющих случаях несоблюдения правил Женевской конвенции на востоке Украины. Правозащитники указывают на то, что правительственными войсками в отношении мирного населения использовались миномёты, военная авиация, а также тяжёлое вооружение — артиллерия с широким поражающим эффектом.

Кроме того, грубым нарушением Женевской конвенции со стороны украинских властей стало . Напомним, что телеоператор Марат Сайченко и журналист Олег Сидякин , арестованные 18 мая под Краматорском по надуманному , неделю пробыли в плену украинских военных.

Факты нарушения Женевской конвенции украинскими военными могут стать предметом рассмотрения Международного уголовного суда (МУС), однако Украина не является страной-участницей Римского статута МУСа. Суд возможен, если Совет Безопасности ООН решит подать заявление на рассмотрение дела прокурору МУСа.

В настоящий момент в России по факту грубых нарушений конвенции Следственным Комитетом возбуждено уголовное дело.

* Битва под Сольферино сражение австро-итало-французской войны, состоявшееся 24 июня 1859 года между объединёнными войсками Франции, Пьемонта и Сардинии против австрийской армии. Полем боя стали окрестности ломбардской деревушки Сольферино.

Женевская конвенция - Известное под этим именем международное соглашение для облегчения участи раненых и больных воинов во время войны заключено, по почину Швейцарии, 10 (22) августа 1864 г., представителями 16 государств, участвовавшими в созванной с этой целью в Женеве международной конференции. Несколько позднее к этому соглашению присоединились и другие державы, так что в настоящее время Ж. конвенция принята 32 государствами: всеми европейскими, шестью американскими (Соединенные Штаты, Аргентинская республика, Перу, Боливия, Чили, Сан-Сальвадор) и одним азиатским (Персия). Постановления относительно человеколюбивого обращения с больными и ранеными обеих воюющих сторон встречаются, начиная с XVII в., в картелях об обмене и выкупе пленных и, несколько позднее, в капитуляциях; но они не составляли предмета отдельных, самостоятельных договоров, каким является Ж. конвенция, а перемешивались с другими постановлениями. С точки зрения современного правосознания, варварское, бесчеловечное обращение с безоружным врагом представляется актом незаконным и клеймится как позорное, ничем не оправдываемое зверство. Девиз древнего мира: "причиняй врагу столько зла, сколько можешь" постепенно заменялся девизом нового времени: "не делай врагу больше зла, чем сколько того требуют цели войны". Согласно этому, в основу Женевского международного соглашения положена идея помощи и покровительства всякому раненому, своему и врагу, безразлично.

Главнейшие положения конвенции: 1) приемные покои и военные госпитали признаются нейтральными и неприкосновенными и пользуются покровительством воюющих сторон, пока в них будут находиться больные или раненые; неприкосновенность амбулаторий и госпиталей прекращается, если они охраняются военной силой; 2) нейтралитет распространяется и на личный состав госпиталей и амбулаторий, включая сюда служащих по интендантской, врачебной, административной и перевозочной части для раненых, а также священнослужителей; 3) лица эти могут и после занятия местности неприятелем продолжать исполнение своих обязанностей или удалиться для присоединения к тому корпусу, к которому принадлежат; в последнем случае они должны быть передаваемы на неприятельские аванпосты; 4) движимое имущество военных госпиталей подлежит действию законов войны; состоящая при этих госпиталях лица, удаляясь из них, могут брать с собой только те вещи, которые составляют их личную собственность; приемные покои, напротив, при тех же обстоятельствах сохраняют свою движимость; 5) местные жители, подающие помощь раненым, пользуются неприкосновенностью и за ними сохраняется свобода; каждый раненый, принятый и пользующийся уходом в каком-либо доме, служит охраной этому дому; местный житель, принявший к себе раненых, освобождается от военного постоя и от некоторой части военных контрибуций; 6) раненые и больные принимаются и пользуются помощью без различия национальности; главнокомандующим представляется право немедленно сдавать на неприятельские аванпосты раненых в сражении, когда дозволяют обстоятельства и с согласия обеих сторон; 7) те лица, которые, по выздоровления, будут признаны способными к военной службе, подлежат отправлению обратно, в отечество; прочие могут быть также отправляемы в отечество, но с обязательством не браться за оружие во все продолжение войны; 8) для госпиталей, приемных покоев и при эвакуации принят для всех одинаковый отличительный флаг, который ставится рядом с национальным флагом. Равным образом для лиц, состоящих под защитой нейтралитета, допускается употребление особого знака на рукаве; но выдача его предоставляется лишь военному начальству. Флаг и нарукавная повязка представляют красный крест на белом фоне.

Война 1866 г. обнаружила некоторые недостатки и трудность осуществления отдельных постановлений Ж. конвенции, вследствие чего явилась необходимость сделать в тексте ее поправки и дополнения. После предварительной разработки проекта дополнительных правил на международных совещаниях и в разных ученых обществах, представители 14 держав (Северогерманского союза, Австрии, Бадена, Баварии, Бельгии, Дании, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландов, Швеции и Норвегии, Швейцарии, Турции и Вюртемберга) подписали его в Женеве 20 октября 1868 г. Самым важным нововведением этого акта было распространение постановлений Ж. конвенции и на морскую войну. Несмотря, однако, на подписание представителями названных государств проекта дополнительных статей 1868 г., он до сих пор остается проектом и не имеет обязательной силы, так как не утвержден всеми державами. Германо-французская война 1870-71 гг. прервала на некоторое время переговоры о ратификации дополнительных статей Ж. конвенции и только ко времени Брюссельской конференции 1874 г., созванной по почину покойного императора Александра II для определения обычаев и законов во время войны между цивилизованными нациями, снова был поднят вопрос о дополнении Ж. конвенции новыми постановлениями. На конференции было представлено четыре проекта (Россией, Бельгией, Германией и Швейцарией); но ввиду высказанных мнений о необходимости пересмотра всей конвенции, вопрос о ратификации дополнительных статей 1868 г. отошел на второй план. Вскоре за тем события на Балканском полуострове и Русско-турецкая война отвлекли внимание Европы от вопроса о пересмотре Женевской конвенции, постановления которой сохраняют до настоящего времени свою первоначальную редакцию.

Статья про слово "Женевская конвенция " в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона была прочитана 2312 раз

Говоря о защите жертв войны, подразумевают обеспечение сторонами конфликта международно-правовой защиты для определенных категорий, то есть предоставление им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательства, глумление над личностью и т.п.

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - военнопленные, раненые и больные, лица из состава вооруженных сил, потерпевшие кораблекрушение на море, а также гражданское население, в том числе на оккупированных территориях.

Каждая из вышеперечисленных категорий жертв войны категорий находится под защитой одной из четырех соответствующих Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г.

Согласно этим международно-правовым актам, жертвы войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, нанесение увечья, жестокое бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение наказания за несовершенные правонарушения, в том числе коллективное наказание.

Особой защитой и покровительством пользуются дети.

К женщинам предписывается относиться с особым уважением.

С военнопленными воюющие обязаны обращаться гуманно. Их запрещается убивать, а также подвергать физическому калечению, научным и медицинским опытам. Они считаются находящимися во власти неприятеля, который несет полную ответственность за их судьбу. Поэтому воюющие должны защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений, уважать их личность и честь, с военнопленными-женщинами обращаться не хуже чем с мужчинами, не применять к военнопленным никаких физических пыток и принуждения для получения каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер).

Работа военнопленных должна оплачиваться, но они не могут привлекаться к работам военного, опасного для здоровья и унизительного характера.

Военнопленные могут поселяться в специальных для них лагерях. Они должны обеспечиваться питанием, одеждой и медицинской помощью.

Запрещаются коллективные наказания. К военнопленным может быть индивидуально применено дисциплинарное и уголовное наказание, но только один раз за один и тот же проступок или преступление.

Побег военнопленного не считается уголовным деянием, в случае его неудачи он может влечь лишь дисциплинарное взыскание. После окончания войны государства должны освобождать и возвращать в страну гражданства или постоянного проживания всех военнопленных в порядке общей репатриации на основании специальных соглашений. Однако частичная репатриация может производиться по соглашениям и до окончания войны.

Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой.

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. обязывают воюющие стороны обеспечить медицинскую помощь и уход за ранеными и больными противника, категорически запрещают убивать их, оставлять без помощи. Их должно разыскивать, подбирать и предоставлять им те же условия, что и своим раненым и больным.

Воюющие стороны обязаны сообщать фамилии раненых, больных и умерших, хоронить их, ограждать от ограбления, разрешать местному населению (а на море - военным и торговым судам нейтральных стран) подбирать раненых и больных, ухаживать за ними без боязни преследования, разрешать госпитальным судам противника покидать захваченные порты.

Санитарные формирования (санитарные отряды, госпитали, поезда, суда, самолеты) не могут быть объектами военных действий, они неприкосновенны. Отличительной эмблемой санитарных служб является белый флаг с красным крестом, красным полумесяцем. Госпитальные суда должны окрашиваться в белый цвет с соответствующими эмблемами. Воюющие должны возможно скорее доводить до сведения Центрального справочного агентства по делам военнопленных в Швейцарии все данные о раненых, больных и военнопленных, находящихся у них, и об их смерти.

В международном праве проводится разграничение между комбатантами (сражающимися) и нонкомбатантами (не сражающимися).

Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил и непосредственно принимающих участие в боевых столкновениях, автоматически являются комбатантами и пользуются правами, определёнными международными договорами.

Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне её, даже если эта территория оккупирована, являются комбатантами и пользуются правами, определёнными международными договорами, если отвечают нижеследующим условиям:

· имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,

· имеют определённый и явственно видимый издали отличительный знак,

· открыто носят оружие,

· соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

К комбатантам относятся:

· личный состав регулярных вооружённых сил и включенные в них полувоенные или вооружённые организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включённые в состав вооруженных сил;

· партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления, если они отвечают 4 требованиям, приведенным выше;

· население не оккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками;

· вооружённые участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права на самоопределение (только для стран-участниц Дополнительного протокола I 1977 г.).

Военные журналисты, интендантский, военно-медицинский состав и военные юристы считаются некомбатантами, несмотря на то, что входят в состав вооружённых сил.

Комбатанты, попавшие во власть неприятеля, имеют право на статус военнопленного. Военные корреспонденты и другие лица, исполняющие служебные обязанности, могут не являться комбатантами, но могут иметь право на статус военнопленного. При этом право применять оружие закреплено только за комбатантами. Если гражданские лица принимают участие в военных действиях, они теряют свой статус и полагающуюся защиту.

Наёмники -- лица, действующие в целях получения материального вознаграждения, не являющиеся гражданами ни одной из сторон конфликта, не проживающие постоянно на их территории и не являющиеся лицами, направленными для исполнения служебных обязанностей, не могут претендовать на статус комбатанта и военнопленного. В ряде стран наёмничество признаётся преступлением и подлежит уголовному преследованию. Следует проводить различие между наёмниками и добровольцами: последние участвуют в конфликте по идейным соображениям и являются комбатантами.

Согласно Первому Дополнительному Протоколу к Женевским Конвенциям наёмники не получают статуса комбатанта и военнопленного, но тем не менее с ними необходимо обращаться гуманно согласно ст. 3 общей для всех Женевских Конвенций.

Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией.

Статусом военнопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельского государства, а также некомбатанты, входящие в состав вооружённых формирований. Нарушение данным лицом международных норм ведения военных действий не является основанием для лишения его этого статуса, за исключением случаев шпионажа. Тем не менее, за совершение международных преступлений (но не за участие в боевых действиях) военнопленный может быть подвергнут уголовному преследованию.

В соответствии с нормами международного права, любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом, то есть его могут подвергнуть уголовному преследованию.

В отличие от шпиона, разведчик, то есть лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил. Таким образом, в случае пленения разведчик имеет право на статус военнопленного.

Лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое не проживает на территории, оккупированной противной стороной, и которое занимается шпионажем на этой территории, не утрачивает свое право на статус военнопленного, и с ним не могут обращаться как со шпионом, за исключением тех случаев, когда оно захвачено до того, как оно вновь присоединилось к вооруженным силам, к которым оно принадлежит.

Соответственно, с точки зрения международного права, разведчиками могут считаться только фронтовые разведчики, носящие форменную одежду своих вооруженных сил. Все агентурные разведчики являются, по определению, шпионами.

Международное право содержит нормы, охраняющие журналистов во время войны.

В зоне вооружённого конфликта могут работать две категории журналистов:

· военные корреспонденты (ст. 4.A (4) III Женевской конвенции 1949 г.) и

· журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённых конфликтов (ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г.).

Согласно ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г., военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям:

· являться представителями СМИ;

· иметь аккредитацию в вооруженных силах;

· сопровождать военные формирования;

· не являться членами военных формирований.

В этой же статье указывается, что военные корреспонденты при попадании в плен пользуются такой же защитой, что и военнопленные .

Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённого конфликта, не получают аккредитации в вооруженных силах, хотя могут сопровождать военные формирования, -- по крайней мере, прямого запрета на подобное сопровождение нет. Такие журналисты обладают статусом гражданского лица и, как следствие, пользуются защитой от нападения, если только они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданского лица. Следует заметить, что норма ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. отсылочная и раскрывается в статьях, в которых говорится о защите гражданского населения.

Защита журналистов подразумевает не только необходимость предпринимать те или иные действия, но и обязательство не прибегать к определенного рода действиям по отношению к ним. Так, гражданские лица в соответствии со ст. 51 (2) I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. (в том числе журналисты) не должны являться объектом нападения, в соответствии со ст. 52 Протокола гражданские лица имеют право на то, чтобы к их собственности относились с уважением, если она не имеет военного характера.

Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными протоколами 1977 г.

В соответствии с этими документами запрещается:

· делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями ударов;

· наносить неизбирательные удары (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность неизбирательного удара), а также удары, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;

· использовать голод среди мирного населения как средство войны;

· наносить удары по объектам, имеющим важное значение для жизнеобеспечения мирного населения;

· наносить удары по сооружениям, обладающим значительным энергетическим потенциалом (к таковым относятся плотины, дамбы, АЭС), если высвобождение этой энергии может привести к значительным потерям среди мирного населения (за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооруженным силам и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку);

В то же время, наличие гражданского населения в определенном месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование гражданского населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

В протоколе также указано, что при планировании и проведении военных операций необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать жертв среди мирного населения или, в крайнем случае, свести их к минимуму .

Рассмотрев вопрос о защите жертв вооруженных конфликтов, можно сделать следующие выводы:

1. Жертвы войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации.

2. Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой.

3. Мирное гражданское население неприкосновенно.

3. Женевские конвенции и современные вооруженные конфликты

В основе Женевских конвенций лежит понятие уважения к жизни и достоинству каждого отдельного человека. Люди, пострадавшие во время конфликта, должны получать помощь и заботу без какой-либо дискриминации. Конвенции также подтверждают и усиливают роль медиков: медицинский персонал, медицинские формирования и санитарно-транспортные средства должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Это обязательное условие для того, чтобы они могли подбирать раненых и больных и оказывать им помощь. Принципы, на которых основываются эти нормы, столь же древние, как и сам вооруженный конфликт.

Однако по-прежнему часто встает вопрос: актуальны ли еще Конвенции, имеют ли они значение для современных войн?

Тот факт, что международное гуманитарное право не утеряло своей значимости, подтверждают результаты опроса общественного мнения, в ходе которого людей в странах, пострадавших от войны, спрашивали, что они считают допустимым поведением в ходе боевых действий; им также задавали вопросы об эффективности Женевских конвенций. Это исследование под названием «Наш мир. Взгляд из горячих точек» проводилось агентством «Ipsos» в Афганистане, на Гаити, в Грузии, Демократической Республике Конго, Колумбии, Либерии, Ливане и на Филиппинах. Данное исследование было специально заказано МККК по случаю 60ой годовщины Женевских конвенций.

Большинство из примерно четырех тысяч человек, опрошенных в этих восьми странах, - 75% - говорят, что действия, которые комбатантам разрешено совершать во время боя, должны подпадать под какие-то ограничения. А на вопрос, слышали ли они когда-нибудь о Женевских конвенциях, чуть менее половины опрошенных ответили, что знают о существовании таких норм. Из них около 56% верят, что Женевские конвенции ограничивают страдания гражданских лиц во время войны.

Эти результаты говорят о том, что ключевые идеи, лежащие в основе Женевских конвенций и МГП в целом, пользуются широкой поддержкой среди людей, которые живут в странах, страдающих от конфликтов или ситуаций насилия.

Однако опрос также показал, что влияние этих норм на ситуацию на местах чувствуется гораздо меньше, нежели поддержка населением самих норм. По-видимому, это означает, что люди в пострадавших от войны странах хотели бы видеть более строгое соблюдение и выполнение правовых норм.

Чтобы проанализировать вопрос об актуальности Женевских конвенций в международных (межгосударственных) и немеждународных вооруженных конфликтах и можно привести несколько примеров для каждого случая.

Анализируя дальше вопрос об актуальности Конвенций, следует помнить, что по большей части Женевские конвенции регулируют международные вооруженные конфликты, включая ситуации военной оккупации. Хотя такие конфликты и случаи оккупации действительно, - к счастью, - происходят не так часто, как прежде, мы можем лишь заметить, что они не исчезли полностью. Недавними примерами конфликтов, где в полной мере применялись Конвенции, служат конфликт в Афганистане (2001-2002 гг.), война в Ираке (2003-2004 гг.), конфликт на юге Ливане (2006 г.) и конфликт между Россией и Грузией (2008 г.) Следовательно, в той степени, в какой международные конфликты и случаи оккупации продолжают происходить и будут происходить дальше, Конвенции остаются в силе и сохраняют свою актуальность. Поэтому очень важно сберечь это бесценный гуманитарный опыт, который удалось получить благодаря тому, что к Конвенциям присоединились все государства мира. Какие бы изменения ни происходили в будущем, они должны базироваться на этих уже существующих нормах.

Вот лишь один пример такого опыта: регулирование условий содержания под стражей сыграло огромную роль в спасении жизни и здоровья многих заключенных. Именно на основании этих норм Женевских конвенций МККК может осуществлять свою работу на местах, включая посещения лиц, содержащихся под стражей. Цель таких посещений - предотвращение насильственных исчезновений, внесудебных казней, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, наблюдение за физическими условиями содержания под стражей и восстановление семейных связей, например, путем обмена посланиями Красного Креста.

Нескольких цифр, касающихся недавних международных вооруженных конфликтов, возможно, будет достаточно, чтобы показать, насколько актуальными остаются Женевские конвенции для жертв войны. Во время конфликта между Эритреей и Эфиопией только в 2001 г. делегаты МККК посетили более тысячи эфиопских военнопленных и 4300 интернированных гражданских лиц. Кроме того, мы содействовали обмену 16326 посланиями между эфиопскими и эритрейскими военнопленными и их семьями. МККК также организовал безопасный переход через линию фронта для 12493 гражданских лиц эфиопского происхождения. В сотрудничестве с Эритрейским Красным Крестом МККК распределял гуманитарную помощь среди более чем 150 тыс. гражданских лиц, пострадавших из-за конфликта, и предоставил хирургические материалы для лечения 10 тыс. раненых в сотрудничестве с министерством здравоохранения.

В Ираке с апреля 2003 г. по май 2004 г. делегаты МККК посетили 6100 военнопленных и 11146 интернированных гражданских лиц и лиц, содержавшихся под стражей оккупирующими державами. Кроме того, были переданы 16 тыс. посланий Красного Креста. Даже в довольно коротком конфликте между Россией и Грузией в 2008 г. ряду военнопленных помогли защитные положения Третьей Женевской конвенции и предоставляемый ею статус. На основании этой Конвенции делегаты МККК смогли посещать данных военнопленных .

Однако не всякое положительное воздействие Женевских конвенций можно выразить в цифрах. Истинная ценность Конвенций кроется не только в том добре, которое они помогают сделать, но, возможно, даже в более значительной степени - в еще большем зле, которое они помогают предотвратить. К примеру, мы знаем по опыту, что отличительные эмблемы красного креста и красного полумесяца защитили бесчисленное множество больниц, медицинских формирований и их сотрудников, а также огромное число раненых и больных. В последние годы мы, к сожалению, стали свидетелями слишком большого количества вопиющих нарушений неприкосновенности и отличительных эмблем, и медицинских миссий, однако, без норм, содержащихся в Конвенциях, ситуация была бы гораздо хуже. Хуже для жертв и гораздо тяжелее для тех, кто пытается предоставить им помощь и защиту.

женевский конвенция война вооруженный

Международное гуманитарное право.

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы,

Плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно -

Научиться жить на Земле, как люди».

Б. Шоу.

Международное гуманитарное право (МГП) – свод норм, направленных на ограничение последствий вооруженного конфликта. МГП предоставляет защиту лицам, которые не принимают или прекратили принимать участие в военных действиях, а также ограничивает методы и средства ведения войны.

«Мировое сообщество вступило в начало третьего тысячелетия. Мир не стал добрее. По-прежнему идут вооруженные конфликты в странах мира. И если нельзя добиться мира сразу, то необходимо постараться уменьшить страдания людей, которые им приносит война. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права».

Из истории создания МГП.

За последние 3400 лет было всего 250 лет всеобщего мира. Остальное время на планете велись войны (около 15 тысяч войн), в которых погибло около 5.000.000.000 человек. Это соответствует 2/3 нынешнего населения Земли. В ХХ веке две мировые войны унесли жизни почти 100.000.000 человек. Среди них не только военные, но и гражданские лица.



n Современное международное гуманитарное право сформировалось в основном в середине 20 века и в концентрированном виде отражено в уставе Организаций Объединенных Наций, который открыл новую эпоху в правовом регулировании международных отношений и нормативно закрепил важнейшие принципы международного права.

Еще в глубокой древности некоторые военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, которыми руководствовались противоборствующие стороны. В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако вплоть до второй половины XIX века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны. Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам. Отныне государства, присоединившиеся к конвенции, брали на себя обязательство относиться к раненым на поле боя с уважением и оказывать им помощь, даже если они принадлежат к стороне противника.

ИСТОЧНИКИ МГП:

Четыре Женевские конвенции 1949 г

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

2. 1972 г.- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

Военнопленные - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

Жертвы войны - раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.

2. Два Дополнительных протокола к ним 1977 года

1. Усиливает защиту жертв международных вооруженных конфликтов

2. Усиливает защиту жертв немеждународных вооружённых конфликтов

Участниками Женевских конвенций являются практически все страны мира. Государства-участники Женевских конвенций обязаны внести в своё национальное законодательство положения, обеспечивающие пресечение нарушений гуманитарного права, включая уголовное преследование или выдачу военных преступников. Россия является участником Женевских конвенций с 1954 года, и Дополнительных протоколов с 1990 года . Подписав Конвенции, правительства стран взяли на себя обязательства:

l обеспечить равный уход за ранеными как дружеской, так и вражеской стороны.

l уважать личность человека , его физическую неприкосновенность, честь, достоинство, семейные права, религиозные и моральные убеждения.

l запретить пытки и жестокое обращение , казни без суда и следствия, депортацию, взятие заложников, грабежи и разрушения гражданских объектов.

l разрешать представителям Международного Комитета Красного Креста (МККК) посещать лагеря военнопленных и интернированных гражданских лиц и разговаривать с заключёнными свободно и без свидетелей.

В 1960 году возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. Деятельность этой организации направлена на контролировании соблюдения положений международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов. А также помощи гражданским лицам, которые пострадали в войнах.

Некоторые положения международного гуманитарного права закреплены и в Конституции РФ 1993 г. Конституция Российской Федерации (извлечение) Ст. 15

(...) 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечение)

Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны 1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, - наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

ДЕТИ силу своего возраста они наиболее уязвимая часть населения, то во время войны им предоставляется дополнительно ряд прав:

· во время войны дети должны быть эвакуированы из районов боевых действий;

· если дети остались на оккупированной территории, то они не должны зачисляться в зависящие от оккупирующей стороны военные формирования или организации;

· дети, не достигшие 18 лет не должны в принудительном порядке привлекаться к трудовой повинности;

· дети, не достигшие 15 лет не могут быть призваны или зачислены добровольно в армию.

История возникновения МГП.

n Все началось 24 июня 1859 года в Сольферино, селении в северной Италии, где французские и итальянские войска сражались с оккупировавшими тогда страну австрийцами. В этой ожесточенной битве за несколько часов пало 40000 жертв - убитых и раненых.

n Санитарные службы воюющих сторон были явно бессильны помочь в сложившейся ситуации. Вид тяжелых страданий раненых привел в ужас приехавшего в те места по делам швейцарца Анри Дюнана. Обратившись с призывом к жителям соседних сел, он принялся оказывать помощь всем раненым воинам независимо от национальности.

n Вернувшись в Швейцарию, Анри Дюнан не мог стереть из памяти эту ужасающую картину. Он взялся за перо, чтобы рассказать миру об этой, так много раз повторявшейся, драме войны. В 1862 году была закончена его книга "Воспоминание о Сольферино" . Книга сильно взволновала Европу, так как многим была неизвестна жестокая реальность полей битв.

n В те времена в Женеве существовало благотворительное общество, президентом которого был адвокат Густав Муанье. "Книга "Воспоминание о Сольферино" потрясла меня" - писал он. Будучи человеком действия, Муанье предложил Дюнану переговорить об этой книге с другими членами Общества.
В ходе встречи была создана комиссия из пяти членов. Помимо самого Анри Дюнана и Густава Муанье в её состав вошли генерал Гийом-Анри Дюфур и доктора Луи Аппия и Теодор Монуар - все швейцарские граждане.

n Впервые комиссия собралась 17 февраля 1863 года и назвала себя "Международным комитетом помощи раненым".
В последующие месяцы эти пять членов Комитета вели напряженную деятельность, в результате которой в октябре 1863 года в Женеве состоялась международная конференция. В ней приняли участие представители шестнадцати государств. По этому случаю был выбран отличительный знак - красный крест на белом фоне.

n 8 мая в день рождения Анри Дюнана, отмечается Международный день Красного Креста и красного Полумесяца.

n Великая заслуга Анри Дюнана состоит в том, что он не ограничился отдельными и спонтанными гуманитарными жестами своих предшественников, а выдвинул в своей книге новые, конкретные предложения и широко распространил их:
"Нельзя ли создать во всех европейских странах общества по оказанию помощи, которые в военное время, действуя на добровольных началах, обеспечивали бы уход за ранеными, независимо от национальности?"

Это предложение ляжет в основу создания национальных обществ Красного Креста, а позднее, Красного Полумесяца.
Помимо защиты раненых, по мнению Анри Дюнана, необходимо было предоставить статус нейтральности в районе сражения ухаживающим за ними лицам. Поэтому он предложил сформулировать:
"…международный принцип, условный и узаконенный, который, по его согласованию и ратификации, явился бы основой обществ по оказанию помощи раненым в разных странах…".

Это второе предложение Дюнана положило начало современному международному гуманитарному праву, первым письменным и конкретным воплощением которого станет Женевская Конвенция 1864 года.

Женевские конвенции о защите жертв войны – международные многосторонние соглашения в области законов и обычаев войны, направленные на защиту жертв вооруженных конфликтов. Были подписаны 12 августа 1949 г. на Дипломатической конференции ООН, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года. Вступили в силу 21 октября 1950 г.

Женевские конвенции включают в себя четыре универсальных международных договора:

1) Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях – обязывает ее участников собирать на поле боя и оказывать помощь раненым и больным противника, причем любая дискриминация в отношении раненых и больных по причинам пола, расы, национальности, политических убеждений или религии запрещается. Все раненые и больные, которые оказались во власти противника, должны быть зарегистрированы, а данные о них сообщены тому государству, на стороне которого они сражались. Медицинские учреждения, санитарный персонал и транспорт для перевозки раненых, больных и санитарного имущества пользуются защитой, и нападение на них запрещается.

2) Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море – устанавливает правила обращения с больными и ранеными во время морской войны, аналогичные правилам, предусмотренным Конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях.

3) Конвенция об обращении с военнопленными – устанавливает правила, которых должны придерживаться воюющие стороны при обращении с военнопленными.

4) Конвенция о защите гражданского населения во время войны – предусматривает гуманное обращение с населением, находящимся на оккупированной территории, и защищает его права.

8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям под эгидой Международного комитета Красного Креста были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I , касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II , касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

8 декабря 2005 г. к Женевской конвенции был принят Дополнительный протокол III о введении отличительной эмблемы в дополнение к Красному кресту и Красному полумесяцу.

Женевские конвенции являются развитием международно-правовых норм о защите жертв войны, ранее закрепленных в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. и конвенциях, подписанных в Женеве в 1864, 1906 и 1929 гг.

Женевские конвенции закрепили основной принцип современного международного права: войны ведутся против вооруженных сил противника; военные действия против гражданского населения, больных, раненых, военнопленных и т.д. запрещается.


Женевские конвенции применяются в случае объявленной войны или любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признает состояния войны, и в случае оккупации территории, даже если эта оккупация не встретит вооруженного сопротивления. Участники Женевских конвенций обязаны соблюдать их положения, если противная сторона не участвует в Женевских конвенциях, но в своих действиях также будет их соблюдать. Положения Женевских конвенций обязательны и для нейтральных стран.

Женевские конвенции предусматривают обязанность стран-участниц разыскивать и наказывать лиц, совершивших или приказавших совершить действия, нарушающих положения этих конвенций. Такие лица подлежат суду страны, на территории которой они совершили преступления, или суда любой страны-участницы Женевских конвенций, если она имеет доказательства их виновности.

Серьезным нарушением Женевских конвенций считается умышленное убийство раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, пытки и бесчеловечное обращение с ними, включая биологические эксперименты, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленных служить в армии противника, взятие заложников, серьезное разрушение имущества, не вызванное военной необходимостью и т.п. Лица, виновные в серьезных нарушениях Женевских конвенций, рассматриваются как военные преступники и должны привлекаться к уголовной ответственности.

Женевские конвенции предусматривают порядок расследования заявлений об их нарушении и возлагают на участников обязательство принять законы, предусматривающие эффективное уголовное наказание виновных.

К Женевским конвенциям присоединились более 190 государств, то есть почти все страны мира. Женевские конвенции о защите жертв войны от имени Украины подписаны 12 декабря 1949 г. (ратифицированы 3 июля 1954 г.), дополнительные протоколы – 12 декабря 1977 г. (ратифицированы 18 августа 1989 г.).

Важнейшие положения по защите гражданских лиц:

· запрещается применять оружие против гражданских лиц;

· запрещаются любые акты террора, в том числе захват заложников;

· запрещается использовать гражданских лиц в качестве живого щита;

· запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны;

· запрещается привлекать гражданских лиц к принудительным работам в пользу армии оккупанта;

· запрещается переселять гражданских лиц на территорию страны-оккупанта, на территории других стран.

Наиболее важные положения по защите невоенных объектов:

· запрещается нападение на медицинские учреждения и транспортные средства (стационарные и передвижные больницы, госпитали, лазареты, санитарные автомобили, поезда, корабли, самолеты); во время войны все эти объекты должны иметь специальные обозначения: красный крест, красный полумесяц, красный кристалл;

· запрещается нападение на объекты и транспортные средства гражданской обороны (обозначаются международным знаком гражданской обороны);

· запрещается нападение на объекты жизнеобеспечения населения;

· запрещается нападение на объекты, которые имеют историческую и культурную ценность (в том числе все культовые сооружения независимо от религии и конфессии);

· запрещается нападение на объекты и установки, содержащие опасные силы, разрушение которых может привести к экологической катастрофе – атомные станции, плотины крупных водохранилищ, крупные химические предприятия, склады сильнодействующих ядовитых веществ и т.п. (обозначаются специальным знаком).

Литература

1. Закон України «Про цивільну оборону України»: Постанова Верховної Ради України №2974-ХІІ від 3 лютого 1993 року.

2. Про затвердження Положення про Цивільну оборону України: Постанова Кабінету Міністрів України №299 від 10 травня 1994 року.

3. Про Єдину державну систему запобігання і реагування на надзвичайні ситуації техногенного та природного характеру: Постанова Кабінету Міністрів України №1198 від 3 серпня 1998 року.

4. Закон України «Про захист населення і територій від надзвичайних ситуацій техногенного та природного характеру»: Постанова Верховної Ради України №1809-ІІІ від 8 червня 2000 року.

5. Закон України «Про правові засади цивільного захисту»: Постанова Верховної Ради України №1859-VІ від 24 червня 2004 року.

6. Кодекс цивільного захисту України: Постанова Верховної Ради України №5403-VI від 2 жовтня 2012 року.

7. Про затвердження Положення про єдину державну систему цивільного захисту: Постанова Кабінету Міністрів України №11 від 9 січня 2014 року.

8. Про затвердження Класифікаційних ознак надзвичайних ситуацій: Наказ Міністерства надзвичайних ситуацій України №1400 від 12 грудня 2012 року.

9. Про ратифікацію Женевських конвенцій від 12 серпня 1949 року про захист жертв війни: Указ Президії Верховної Ради Української РСР від 3 липня 1954 року.

10. Про ратифікацію Додаткового протоколу до Женевських конвенцій від 12 серпня 1949 р., що стосується захисту жертв міжнародних збройних конфліктів (Протокол I), і Додаткового протоколу до Женевських конвенцій від 12 серпня 1949 р., що стосується захисту жертв збройних конфліктів неміжнародного характеру (Протокол II): Указ Президії Верховної Ради Української РСР №7960-XI 18 серпня 1989 року.

11. Закон України «Про зняття застережень України до Женевських конвенцій про захист жертв війни від 12 серпня 1949 року»: Постанова Верховної Ради України №3413-IV від 8 лютого 2006 року.

просмотров