Этапы обучения в аспирантуре. Несколько преимуществ получения ученой степени. Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для поступающих инвалидов

Этапы обучения в аспирантуре. Несколько преимуществ получения ученой степени. Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для поступающих инвалидов

Сообщаем об изменениях в Правилах приема в МГТУ им. Н.Э. Баумана на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в 2019 году.

  • Информация о сроках зачисления (о сроках размещения списков поступающих на официальном сайте и на информационном стенде, завершения приема оригинала документа установленного образца или согласия на зачисление в соответствии с пунктом 4.1 Правил приема в МГТУ им. Н.Э. Баумана, издания приказа (приказов) о зачислении)

Основная информация

Управление по подготовке кадров высшей квалификации МГТУ им. Н.Э. Баумана организует и координирует деятельность по отношению к поступающим в аспирантуру, аспирантам, докторантам и лицам, прикрепленным для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и экстернам, прикрепленных для сдачи кандидатских экзаменов - иностранным гражданам, лицам без гражданства, инвалидами и граждан, обучающихся по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица.

Обращаем Ваше внимание, что в МГТУ им. Н.Э. Баумана на каждом факультете существует заместитель декана факультета по аспирантуре, который организует и координирует деятельность аспирантов на факультете, а на любой кафедре соответственно - ответственный по аспирантуре по кафедре.

Информация о сроках начала и завершения приема документов, необходимых для поступления, сроках проведения вступительных испытаний

В рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе на места целевого приема) прием документов проводится в 2019 году:

Завершение приема оригинала документа установленного образца и заявления о согласии на зачисление - 15 июля 2019 г. (не позднее 18:00).

По договорам об оказании платных образовательных услуг прием документов проводится в 2019 году:

Завершение приема оригинала документа установленного образца (или заверенной копии указанного документа или копии указанного документа с предъявлением его оригинала для заверения копии приемной комиссией) и заявления о согласии на зачисление - 15 августа 2019 г. (не позднее 18:00).

Перечень документов и информации от поступающих, необходимых для поступления

1. Заявление о приеме, распечатанное на одном листе с двух сторон (загрузить);
2. Согласие на обработку персональных данных (загрузить);
3. Документ, удостоверяющий личность, гражданство – оригинал и копия;
4. Документ об образовании и о квалификации (специалитет или магистратура) (поступающий может при подаче заявления о приеме не представлять документ; при этом поступающий указывает в заявлении о приеме обязательство представить указанный документ до 18:00 15 июля 2019 г. при поступлении на бюджетную основу обучения);
5. Две фотографии 3х4 см (рекомендуется сдать дополнительно 2 фотографии (размер 3х4 см) для оформления документов (аспирантского билета и пропуска);
6. Документы, подтверждающие индивидуальные достижения поступающего (представляются по усмотрению поступающего; рекомендуется для статей предоставить копию первой опубликованной страницы в журнале/сборнике и распечатанный принсткрин электронной системы РИНЦ/Scopus/Web of Science, в которой проиндексирована статья);
7. Документ, подтверждающий инвалидность или ограниченные возможности здоровья (предоставляется при необходимости создания специальных условий при проведении вступительных испытаний);
8. Иные документы (представляются по усмотрению поступающего; рекомендуется предоставить копию СНИЛС и ИНН).

Условия поступления

МГТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет прием по следующим условиям поступления на обучение с проведением отдельного конкурса по каждой совокупности этих условий:
. раздельно для обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана и для обучения в каждом из ее филиалов;
. раздельно по очной и заочной формам обучения;
. раздельно в рамках контрольных цифр и по договорам об оказании платных образовательных услуг;
. раздельно на места в пределах целевой квоты и на места в рамках контрольных цифр за вычетом целевой квоты;
. раздельно по программам аспирантуры в зависимости от их направленности в пределах направления подготовки: по каждой программе аспирантуры (совокупности программ аспирантуры) в пределах направления подготовки.

Перечень вступительных испытаний и их приоритетность при ранжировании списков поступающих

В МГТУ им. Н.Э. Баумана установлены следующие вступительные испытания и их приоритетность:
. специальная дисциплина, которая соответствует направленности программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре - (1-й приоритет);
. иностранный язык (английский, немецкий или французский) - (2-й приоритет);
. философия- (3-й приоритет).

Шкала оценивания и минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания (для каждого вступительного испытания)

В МГТУ им. Н.Э. Баумана установлено следующее минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания:
. для каждого вступительного испытания отдельно: 3 балла;
. для суммы вступительных испытаний: 9 баллов.

Уровень знаний поступающего оценивается экзаменационной комиссией по пятибалльной системе (шкале оценивания). Каждое вступительное испытание оценивается отдельно.

Информация о формах проведения вступительных испытаний

МГТУ им. Н.Э. Баумана определено, что вступительные испытания, проводятся в письменной или устной форме, сочетанием этих форм.

Расписание вступительных испытаний с указанием мест их проведения

Информация о языке (языках), на котором осуществляется сдача вступительных испытаний (для каждого вступительного испытания)

Вступительные испытания проводятся на русском языке.

Информация о порядке учета индивидуальных достижений поступающих

Перечень учитываемых индивидуальных достижений и их приоритет:
1.Наличие научных статей в журналах, входящих в международные системы научного цитирования Scopus или WebofScience первого или второго квартиля: 1 статья и более - 5 баллов;
2.Наличие научных статей в журналах, входящих в международные системы научного цитирования Scopus или WebofScience третьего или четвертого квартиля: 1 статья - 3 балла, 2 статьи и более - 5 баллов;
3.Диплом с отличием об окончании предшествующего уровня образования магистратуры или специалитета - 2 балла.
4.Наличие научных статей в сборниках трудов конференций, входящих в международные системы научного цитирования Scopus или WebofScience: 1 статья - 2 балла, 2 статьи и более - 3 балла;
5.Наличие публикаций в журналах из перечня ВАК: 1 статья - 1 балл, 2 статьи и более - 2 балла.
6.Наличие патентов на изобретения, полезные модели или промышленные образцы - 1 патент и более - 2 балла.
7.Наличие свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ - 1 свидетельство и более - 1 балл.
8.Статус победителя в научно-исследовательских конкурсах - 1 свидетельство и более - 1 балл.

Начисление баллов суммарно по всем индивидуальным достижениям ограничивается 5 баллами.

В пределах каждого учитываемого индивидуального достижения предоставление баллов является однократным (не предполагается их суммирования за одну и ту же статью или патент), а также пропорционально вкладу (соавторство и т.п.) поступающего на обучение в МГТУ им Н.Э. Баумана.

Представленные к учету индивидуальные достижения в обязательном порядке должны соответствовать направленности будущих исследований поступающего.

Поступающий представляет документы, подтверждающие получение индивидуальных достижений. Представленные к учету за индивидуальные достижения статьи и патенты должны быть опубликованы и проиндексированы Scopus или Webofscience до дня начала приёма документов. Справки о приеме к публикации не принимаются и не учитываются.

Информация о возможности подачи документов, необходимых для поступления, в электронной форме

Подача документов, необходимых для поступления в МГТУ им. Н.Э. Баумана для обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в электронной форме не осуществляется в 2019 году.

Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для поступающих инвалидов

Поступающие инвалиды сдают вступительные испытания в порядке, установленном правилами приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре МГТУ им. Н.Э. Баумана с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности).

При проведении вступительных испытаний для поступающих инвалидов обеспечивается соблюдение следующих требований:

Вступительные испытания проводятся в отдельной аудитории, количество поступающих в одной аудитории не должно превышать при сдаче вступительного испытания в письменной или в устной форме 12 и 6 человек соответственно.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего количества поступающих инвалидов, а также проведение вступительных испытаний для поступающих инвалидов в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Продолжительность вступительных испытаний по письменному заявлению поступающих, поданному до начала проведения вступительных испытаний, может быть увеличена по решению председателя экзаменационной комиссии, но не более чем на 1,5 часа.

Присутствие ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором).

Поступающим предоставляется в доступной для них форме инструкция по порядку проведения вступительных испытаний.

Поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания, пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Обеспечивается возможность беспрепятственного доступа поступающих в экзаменационные аудитории, туалетные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях.

Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий ограничений поступающих инвалидов:
а) для слепых:
. задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
. письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистентом;
. поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляются компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
. обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не ниже 300 лк;
. поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
. задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом, возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
. задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры индивидуального пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования;
г) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
д) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме;
е) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей) письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту.

Специальные условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих условий.

Информация о возможности дистанционной сдачи вступительных испытаний (в случае если организация обеспечивает дистанционное проведение вступительных испытаний)

Дистанционная сдача вступительных испытаний, необходимых для поступления в МГТУ им. Н.Э. Баумана для обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре не осуществляется в 2019 году.

Правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний

По результатам решения экзаменационной комиссии о прохождении вступительного испытания поступающий (доверенное лицо) вправе подать в апелляционную комиссию апелляцию о нарушении, по мнению поступающего, установленного порядка проведения вступительного испытания и (или) о несогласии с полученной оценкой результатов вступительного испытания.

Рассмотрение апелляции не является пересдачей вступительного испытания. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только соблюдение установленного порядка проведения вступительного испытания и (или) правильность оценивания результатов вступительного испытания.

Апелляция подается одним из способов, указанных в пункте 4.4 настоящих правил приема.

Апелляция подается в день объявления результатов вступительного испытания или в течении следующего рабочего дня. Апелляция о нарушении установленного порядка проведения вступительного испытания также может быть подана в день проведения вступительного испытания.

Рассмотрение апелляций проводится не позднее следующего рабочего дня после дня подачи апелляции.

При рассмотрении апелляции имеют право присутствовать члены экзаменационной комиссии и поступающий (доверенное лицо), который должен иметь при себе документ, удостоверяющий его личность.

При рассмотрении апелляции МГТУ им. Н.Э. Баумана соблюдаются условия, необходимые для поступающих инвалидов, в порядке, установленном настоящими правилами приема.

Члены экзаменационной комиссии, чье решение оспаривается, в состав апелляционной комиссии не включаются.

После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии:
. отказать в удовлетворении заявления поступающего и оставить оценку результатов вступительного испытания без изменения;
. отказать в удовлетворении заявления поступающего и понизить выставленную оценку;
. удовлетворить заявление поступающего и повысить выставленную оценку.

При возникновении разногласий в апелляционной комиссии проводится голосование, и решение принимается большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя или председательствующего на заседании апелляционной комиссии.

Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего (доверенного лица) и хранится в личном деле поступающего. Факт ознакомления поступающего (доверенного лица) с решением апелляционной комиссии заверяется подписью поступающего (доверенного лица).

Информация о местах приема документов, необходимых для поступления и информация о почтовых адресах для направления документов

105005, г. Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1, Управление по подготовке кадров высшей квалификации. Комн. 234 (главный корпус).

248000, г. Калуга, ул. Баженова, д. 2, корпус 5, сектор аспирантуры.

141005, Московская обл., г. Мытищи, ул. 1-я Институтская, д. 1

Информация о наличии общежитий

Общежитиями обеспечиваются все иногородние поступающие по очной форме обучения при наличии свободных мест и оформлении соответствующих документов.

Обеспечение общежитием граждан иностранных государств (включая граждан государств - членов СНГ) осуществляется через Управление международных связей.

Контактный телефон: 8-499-263-69-77.

Федеральные государственные образовательные стандарты

Шифр Наименование ФГОС
01.06.01 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА
02.06.01
03.06.01 ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ
04.06.01 ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ
05.06.01 НАУКИ О ЗЕМЛЕ
09.06.01
10.06.01 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
11.06.01
12.06.01
13.06.01 ЭЛЕКТРО - И ТЕПЛОТЕХНИКА
14.06.01 ЯДЕРНАЯ, ТЕПЛОВАЯ И ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА И СОПУТСТВУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
15.06.01 МАШИНОСТРОЕНИЕ
16.06.01 ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ
17.06.01 ОРУЖИЕ И СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ
18.06.01 ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
19.06.01 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ
20.06.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
22.06.01 ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ
24.06.01 АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
25.06.01 АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
27.06.01 УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
38.06.01 ЭКОНОМИКА
39.06.01 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
41.06.01 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
47.06.01 ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
56.06.01 ВОЕННЫЕ НАУКИ
СПРАВОЧНО

Основные профессиональные образовательные программы

Шифр Наименование ОПОП
01.06.01 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА загрузить
02.06.01 КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ загрузить
03.06.01 ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ загрузить
04.06.01 ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ загрузить
05.06.01 НАУКИ О ЗЕМЛЕ загрузить
09.06.01 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА загрузить
10.06.01 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ загрузить
11.06.01 ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ загрузить
12.06.01 ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Успешное окончание магистратуры - это еще не повод останавливаться на достигнутом. Многие студенты предпочитают переход на следующую ступень образовательной лестницы под названием «аспирантура». Для кого-то получение научной степени кажется делом бессмысленным. Однако для тех, кто хочет изучить выбранную профессию со всех сторон и полностью посвятить себя ей, аспирантура - это глоток воздуха. Она дает возможность не просто заниматься наукой, но и своего будущего.

Что такое аспирантура?

Если высшее образование в классическом смысле подразумевает посещение студентами лекций и других видов занятий, в ходе которых они получают знания, то с аспирантурой дело обстоит иначе. Здесь уже не получится прогуливать пары или сдавать экзамены автоматом на тройку. Конечная цель обучения в данном случае - получение студентом степени кандидата наук, которая зарабатывается упорным трудом.

Поэтому можно сказать, что аспирантура - это в каком-то смысле самостоятельная так как она подразумевает в большей мере труд студента под руководством преподавателя. Чтобы в конце концов достигнуть нужных результатов, молодой специалист занимается собственным исследованием. По его результатам он пишет научную или так называемую кандидатскую работу. В процессе разработки проекта студент учится не просто усваивать информацию, а еще и анализировать ее по различным критериям.

Формы аспирантуры

Магистрам, планирующим связать свою жизнь с наукой, необходимо знать, что это можно сделать на различных условиях. Так, обучение в аспирантуре допускается в трех формах:

  • Очная (дневная).
  • Заочная.
  • Соискательство.

Сразу стоит выделить наиболее предпочтительный вариант для будущих кандидатов наук. Конечно же, потому как она позволяет совмещать получения образования с работой. Тем более что в большинстве случаев аспирантура - это платное образование, поэтому без регулярного дохода не обойтись.

Дневное обучение подойдет тем студентам, которые всерьез намерены заняться научной или, возможно, даже преподавательской деятельностью. Оно позволит больше времени уделять исследовательской работе и консультациям у руководителя проекта, тогда как аспирантура заочно заметно ограничивает эти возможности. Однако если вы вдруг решите устроиться на работу, то придется переводиться на другую форму.

Последний тип обучения для аспирантов - это соискательство. Для того чтобы получать образование таким образом, не нужно сдавать вступительные экзамены и регулярно посещать вуз. Студент прикрепляется к определенной кафедре с возможностью самостоятельного написания диссертации и сдачи экзаменов.

Особенности обучения

Несколько преимуществ получения ученой степени

Молодежь в большинстве случаев спешит покончить с учебой и после окончания магистратуры начать жизнь в трудовых буднях. Да и вообще для многих просто не представляет интереса научно-исследовательская работа. Однако в поступлении на аспирантуру есть свои неоспоримые преимущества:

  • Перспектива получения престижной высокооплачиваемой должности.
  • Отсрочка от армии для лиц мужского пола. Правда, тут есть свои нюансы: аспирантура заочного отделения от выполнения гражданского долга не уберегает, студент обязательно должен числиться на дневной форме обучения.
  • Возможность участия в закрытых научных экспериментах.
  • Право на получение отпуска, после которого можно будет снова восстановиться в позиции аспиранта.

Поступление в аспирантуру

Заняться научной работой на базе выбранного вуза может не каждый студент. У соискателя обязательно должно быть ранее полученное образование магистра или специалиста. Им сдаются следующие вступительные в аспирантуру:

  • Философия.
  • Иностранный язык (как правило, английский).
  • Профильный предмет по выбранной специальности.

Кроме того, соискателю необходимо написать заявление на имя ректора и получить соглашение научного руководителя. При наличии таковой поступающий может предоставить научную работу по теме, связанной со специальностью кафедры. Если же студент планирует обучаться на заочном отделении, ему необходимо предъявить комиссии выписку из трудовой книжки.

Стоимость обучения

Конечно, поступив на желаемый факультет аспирантуры и заняв бюджетное место, можно не волноваться о дополнительных расходах. Но иногда становится лишь мечтой. Студент мог переволноваться на вступительных экзаменах, либо же просто был очень большой конкурс среди соискателей. Ну а некоторые факультеты и вовсе не предоставляют бюджетных мест для обучения. Тогда приходится искать нужную сумму. В каких пределах она находится?

По официальным подсчетам, стоимость обучения для аспирантов в России колеблется от 55 до 350 тысяч рублей в год. Размер денежной оценки за получение ученой степени зависит от политики вуза и региона, в котором он находится. В любом случае сумма это немалая, но она обеспечивает студенту образование, поэтому данные затраты явно того стоят.

Как вы уже поняли, аспирантура - это средство развития современной науки. Ведь сегодняшний студент завтра может стать профессором и подарить миру открытие, которое его потрясет.

В аспирантуре, которая является очередным этапом постижения науки, принято выделять несколько этапов обучения. Это время, отведенное на учебу в аспирантуре, надо использовать предельно рационально и разумно, т.е. так, чтобы, чтобы успеть усвоить учебный материал достаточно хорошо и в тоже время достойно защитить диссертацию.


Многие приступают к обучению в аспирантуре сразу по окончании вуза и сразу же сталкиваются с определенными трудностями, свойственными данному периоду обучения. Естественно, что молодые ученые, особенно аспиранты гуманитарных и естественных специальностей часто прибегают к нехитрым рекомендациям, чтобы наиболее эффективно использовать годы учебы с целью расширения и углубления знаний в своей сфере.

Первый год обучения. Обычно после поступления в аспирантуру будущие ученые теряются, не зная, с чего начать обучение. Надо иметь ввиду, что в аспирантуре, как и в вузе, времени будет в обрез и поэтому надо постараться не терять время или тратить его попусту, а сразу приступить к делу. Первым делом обязательно надо посещать занятия по философии и иностранному языку, если такую возможность предоставляет выбранное аспирантом учебное заведение. Это необходимое условие не только для повышения уровня своей эрудиции и общей образованности, но и для успешной подготовки и сдачи экзаменов по упомянутым дисциплинам, чтобы получить ученую степень кандидата наук.

Пройденный курс философии дает аспиранту возможность в дальнейшем углубить свои познания и лучше понимать не только направления современной философии, но и литературу, искусство, политику, устройство общества, особенности духовности разных стран. Изучение иностранного языка окажет незаменимую услугу в прочтении трудов зарубежных авторов по интересующей аспиранта специальности. Чтение этих трудов в оригинале поможет лучше понять изучаемый предмет. Даже при слабом знании иностранного языка чтение источников зарубежной литературы со временем станет проще, ведь вскоре аспирант обязательно обнаружит бесчисленное множество схожих со своим основным языком терминов, конструкций. Легче всего ему будет читать работы, написанные неносителями языка, например, испанцами или китайцами на английском, так как они пишут просто, доступно и понятно, без всяких изощренных фраз и сложных слов. Во многих учебных заведениях преподают также курс психологии и педагогики. Прослушивание вышеупомянутых курсов необходимо как для дальнейшей педагогической практики, так и для углубления своих знаний.

Надо иметь ввиду, что люди с ученой степенью имеют высокий авторитет и считаются в высшей степени интеллигентными. Многие считаются с их мнением, и поэтому аспиранту за годы обучения надо постараться соответствовать такой высокой оценке, чтобы иметь авторитет. Надо учиться, пока есть время, силы и возможности, ведь по окончании аспирантуры молодой ученый теряет этот шанс в основном в силу своей занятости. Потом придется учиться самостоятельно, порой уча при этом других, но получение аспирантом образования уже вряд ли кого заинтересует.

Регулярно посещая занятия, аспирант получит возможность сдать кандидатские экзамены. Но для написания диссертации этого недостаточно. В первый же год обучения надо заняться организацией научного исследования, так как получение кандидатской степени предполагает также написание кандидатской работы. Поэтому, зачислив аспиранта в аспирантуру, университет назначает ему научного руководителя из числа докторов наук или профессоров. Тему кандидатской диссертации утверждает Кафедра или Совет факультета до 31 декабря года поступления. Вместе с научным руководителем аспирант разрабатывает индивидуальный план работы, заполняет титульный лист плана, объяснительную записку относительно выбора темы и заполняет план на первый год обучения. После утверждения плана на заседании кафедры, аспирант находится под чутким вниманием профессора, т.е. научного руководителя, организующего и направляющего научные исследования аспиранта, контролирующего и несущего ответственность за выполнение индивидуального плана.

Правильнее всего постараться сдать экзамены по философии и иностранному языку в конце первого учебного года, ведь потом аспирант вряд ли найдет свободное время, чтобы посвятить его на повторное посещение занятий по этим дисциплинам. К тому же у аспиранта уже не будет большого желания посещать лекции без группы аспирантов, составлявших ему в свое время компанию. Если аспирант захочет сдавать экзамен, то ему надо подать в аспирантуру соответствующее заявление о своем намерении.

Молодые ученые могут и не мечтать о том, чтобы расслабиться, ведь по окончании каждого года обучения они обязаны сделать отчет о проделанной за год работе на заседании кафедры. Для этого им необходимо сдать в аспирантуру уже заранее оформленный и утвержденный отчет.

Для того чтобы отчитаться о проделанной работе на заседании кафедры, надо предварительно позаботиться о его организации. В аспирантуре никого не будет волновать, по каким внутренним причинам кафедра не смогла провести заседания. (Если учебный год кончается в декабре, то заняться сдачей отчета надо в ноябре. Следовательно, в октябре пройдет заседание кафедры, а заняться организацией его созыва надо в сентябре, т.е. непосредственно после того, как аспирант выйдет из отпуска.)

Второй год обучения в аспирантуре в основном посвящен продолжению проведения соответствующего эксперимента, сбору и первичной обработке данных, а также более глубокому анализу проводимой работы на данном этапе обучения. Промежуточными этапами работы здесь являются исследование, результаты, обсуждение (анализ) результатов, выводы. Лучше проводить оформление и представление каждого промежуточного этапа работы как научную статью.

Такое представление проделанной промежуточной работы впоследствии может помочь аспиранту при написании текста диссертации. Это также может явиться важным опытом в преподнесении полученных при изучении материала данных.

Особенностью второго года обучения является то, что он становится основным как по количеству конференций, где аспирант докладывает свои результаты, так и по количеству его публикаций на основании проделанной работы. Другой особенностью второго года обучения является педагогическая практика, которую проходят аспиранты. Во время педагогической практики они выполняют работу преподавателя на кафедре, что составляет 40-50 учебных часов. Положительный аспект в том, что во второй половине второго года обучения аспирант благодаря практике, легче сдаст кандидатский экзамен по специальности. Конец второго года предполагает завершение экспериментальной части работы или, в крайнем случае, основной ее части.

Третий год обучения характерен тем, что на данном этапе придется завершить проведение эксперимента, если работы по его завершению не были закончены заранее. Надо также успеть провести окончательную обработку данных, их анализ, после чего сделать выводы. Третий год знаменателен тем, что именно в это время аспирант пишет львиную долю текста своей диссертации. Целесообразнее начало года потратить на завершение написания главы 3 («Результаты исследования»), основательное редактирование текста главы и оформление рисунками, таблицами, схемами. Для написания главы 4 («Обсуждение результатов») придется использовать знания, обретенные в процессе изучения соответствующей литературы по специальности. Цель главы 4 - провести теоретический анализ данных. В главе 1 приводится обзор и/или анализ использованной литературы. Можно приступить к написанию главы 1 намного раньше (летом по окончании второго года, в первый год обучения или одновременно с главами 3 и 4).

Что касается выводов работы, то их необходимо формулировать четко, конкретно, но емко. Они должны логически исходить из результатов исследования. Примерно 5-8 выводов достаточно для кандидатской диссертации, однако, естественно, что количество реальных выводов будет превосходить количество проводимых в диссертации выводов. Следует заметить, что не стоит спешить с формулировкой этой части диссертации, так как окончательный вариант выводов может быть написан только в результате многочисленных изменений в редакции.

Во время написания своей скромной диссертации аспиранту не стоит заботиться о славе ученого, оставившего неизгладимый след в науке. Только время покажет, насколько удачной «путевкой» в научную жизнь стала его кандидатская диссертация.

Предстоящие изменения в системе подготовки аспирантов в России - увеличение сроков обучения в аспирантуре, обязательная подготовка и защита диссертации, финансирование аспирантов в период обучения, - анонсированные главой Российской академии наук Александром Сергеевым, вызвали широкую дискуссию в СМИ и профессиональном сообществе.

Надо отметить, что это ключевые аспекты реформирования аспирантуры не только в России, но и за рубежом. Некоторые из этих изменений связаны с самой системой подготовки научных кадров, в то время как другие - с преобразованием системы управления человеческими ресурсами.

Европейские докторанты

В Европе реформирование системы докторантуры связано прежде всего с Болонским процессом, докторские программы по подготовке специалистов-исследователей рассматриваются как третья ступень профессионального образования. Статус докторантов, как правило, в европейских странах регулируется законодательно, он различен в разных странах в зависимости от национальных правил и образовательных традиций. Докторанты могут быть сотрудниками образовательной или научно-исследовательской организации либо обучающимися; могут преподавать за дополнительную заработную плату или в рамках их докторского обучения. В целом в европейских странах наблюдается тенденция отношения к докторантам как к начинающим исследователям.

Статус докторанта тесно связан с источниками и механизмами финансирования обучения. На практике существует несколько видов финансирования:

Гранты, стипендии и стажировки (национальные, региональные, европейские, государственные или частные, промышленные);

Заработная плата;

Самофинансирование (часто в случае обучения неполный рабочий день).

Во многих странах по-прежнему не покрываются расходы на социальное обеспечение, поэтому докторанты не имеют права на пенсионное обеспечение, пособие по безработице или отпуск по беременности и родам. Вместе с тем, по общему мнению, финансирование, которое включает плату, расходы на проживание и социальное обеспечение, независимо от юридического характера занятости обеспечивает важнейшие стимулы для привлечения широкого круга граждан в докторантуру. Обеспечение большей диверсификации финансовых ресурсов и их управление представляет собой серьезную проблему для университетов, которые предлагают докторские программы и хотят достичь критической массы докторантов.

Процедура поступления в докторантуру различается в разных университетах и странах. Но в основном она осуществляется на конкурсной основе, включающей вступительные экзамены и/или интервью. Правом поступления в докторантуру обладают выпускники магистратуры, показавшие значительные академические и научные результаты (без вступительного экзамена или интервью). Но в отдельных случаях могут также учитываться профессиональные квалификации и опыт.

В число документов, которые требуют университеты от докторантов, как правило, входят: публикация (статья в журнале или по результатам участия в конференции в сборнике), CV и предложения по исследовательскому проекту. Часто в качестве предварительного условия для участия в программах мобильности университеты требуют от докторантов хорошего владения иностранным языком, чаще всего английским.

Продолжительность обучения в докторантуре в большинстве стран определяется законодательно. В основном это три года, но существуют процедуры по продлению этого срока на один год и более. На практике защита докторской диссертации происходит в течение четырех или даже пяти лет. В Великобритании законодательно обучение в докторантуре в среднем от трех до четырех лет, но на практике этот срок увеличивается до пяти лет. Средний возраст докторантов в Великобритании - 25-32 года.

Компетенции научного руководителя, по общему мнению, являются основным фактором успешного формирования исследовательской культуры, высокоэффективной работы в докторантуре, качества обучения. Роль и обязанности научного руководителя отличаются от страны к стране, что отражается даже в большом разнообразии названий. Например, ментор (англ. - mentor), репетитор (англ. - tutor), промоутер (англ. - promoter), гид (англ. - guide), инструктор (англ. - instructor), координатор (англ. - coordinator).

Повышение квалификации научных руководителей становится одной из приоритетных задач в большинстве европейских университетов и стран. К примеру, правительство Великобритании с 2003 по 2010 год осуществляло финансирование повышения квалификации научных работников через фонды Робертса, ряд дополнительных программ и инициатив. В настоящее время в Великобритании и Ирландии действуют национальные кодексы докторантуры, предусматривающие обязанность каждого университета обеспечивать профессиональное развитие научных руководителей. Больше того, финансирование университетов со стороны государства в Великобритании зависит от повышения квалификации научных руководителей. Такое давление со стороны государства является для университетов важнейшим стимулом для организации повышения квалификации научных руководителей в британских университетах и достижения устойчивого качества их работы с докторантами.

Что касается вопроса о числе докторантов на одного научного руководителя, то, как правило, в среднем на одного научного руководителя приходится от четырех до шести докторантов. Но обычно нет конкретного максимального ограничения по числу докторантов.

В большинстве университетов существует контроль за нагрузкой преподавателей, работа с докторантами является ее частью, поэтому соответствующие надзорные органы академических департаментов следят, чтобы у руководителей было достаточно времени для каждого докторанта. В отдельных университетах, например в Университете Хаджеттепе (англ. - Hacettepe University) (Турция), существует практика дополнительных выплат научным руководителям за работу с докторантами.

Основное требование к качеству докторской диссертации: она должна содержать новое понимание или знания, инновации, новый научный метод или применение известного метода на новом поле деятельности. Диссертация должна представлять результаты оригинальной научно-исследовательской работы и быть в контексте теоретических знаний. Она (или хотя бы ее часть) должна быть опубликована в рецензируемом научном журнале или в виде рецензируемой книги. Однако временной разрыв между представлением и публикацией во многих журналах является серьезным препятствием для достижения этой цели.

Школы и сети

Если в 2007 году только 20% университетов имели докторантские школы, то уже в 2009 году - 65%, в 2013-м - 85%. Докторантская исследовательская школа представляет собой организационную структуру, которая работает только с докторантами и ведет научно-исследовательскую проектную работу. Докторантские школы могут быть организованы на факультетском и институциональном уровнях, в рамках нескольких образовательных организаций (создание исследовательских сетей, групп), по отдельным направлениям подготовки (исследований или исследовательской темы) или междисциплинарной области. Докторантские школы могут отвечать также за набор докторантов из числа граждан страны и иностранных граждан, а также подготовку к работе в академической и других сферах деятельности.

В некоторых странах докторские школы создаются под эгидой министерств образования (например, в Финляндии и Франции) или в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами и финансирующими организациями (например, Институтом Макса Планка или Национальным университетом в Германии). Докторские школы способствуют включению докторантов в научные группы, проекты, центры передового опыта. Организованные на институциональном уровне докторские школы обеспечивают исследовательскую среду с общим набором правил и кодексов практик для всех докторантов, что также помогает создавать и поддерживать единые требования к качеству исследований и докторских диссертаций.

Докторские школы, как правило, предлагают специализированные курсы, обучение общим навыкам, открыты для междисциплинарных подходов и программ. Дополнительным позитивным аспектом докторских школ является социальная среда, которую они обеспечивают докторантам, ощущающим себя частью сообщества докторантов с аналогичными потребностями и интересами.

Во многих странах мира активно внедряются программы профессиональной докторантуры. Существуют различия по определению профессионального доктората в разных странах мира, где профессиональный докторат введен законодательно в систему подготовки. К примеру, в одних странах (США, Канада, Франция, Бельгия, Италия) степень доктора медицины является профессиональной, а в других - исследовательской (Великобритания, Ирландия). К докторским профессиональным степеням в ряде стран (к примеру, во Франции, Бельгии, Италии) относятся доктора права (DL), делового администрирования (DBA), которые рассматриваются как составляющие систему подготовки профессионального, а не академического доктората.

Третий уровень высшего

В России в последние четыре года аспирантура является третьим уровнем высшего образования, что соответствует многим обозначенным зарубежным подходам, но характеризуется одновременным наличием преимуществ и проблем. Не следует забывать, что современное российское общество нуждается в дополнительном притоке кадров высшей квалификации, способных на профессиональном уровне заниматься исследованиями и разработками новых технологий.

Например, в транспортной отрасли России не хватает более 50% специалистов, реализующих внедрение новых технологий. В отрасли связи не хватает более 50% специалистов, разрабатывающих бизнес-стратегии развития компаний, и более 40% специалистов, организующих разработку и реализацию мер по внедрению новых технологий.

При этом требуемого увеличения численности исследователей до 2030 года при сохранении существующих условий формирования персонала и подготовки кадров высшей квалификации не предвидится. В настоящее время по России средний возраст исследователей составляет 48 лет, докторов наук - 62 года, кандидатов наук - 52 года. Эффект старения кадров будет наиболее ощутим на фоне снижения доли аспирантов, защищающих диссертации. В 1992 году доля таких аспирантов составила 21,1%, в 2005-м - 31,7%, а в 2016 году снизилась до 14,4%.

Падение доли защит диссертаций выпускниками аспирантуры происходит на фоне дисбаланса между снижением престижности педагогической, научной и исследовательской деятельности в обществе и ростом спроса на ученые звания и степени, расширением спектра форм платного обучения по программам аспирантуры, ослаблением качества и снижением доли исследовательского компонента в диссертациях, увеличением диспропорции в количестве специалистов, подготавливаемых по разным профессиям. Все это говорит о необходимости совершенствования программ подготовки аспирантов и учета при этом значимого зарубежного опыта.

Наиболее востребованные направления аспирантской подготовки - технические, экономические и медицинские науки. В 2016 году на долю подготовки по соответствующим научным направлениям от общего числа аспирантов пришлось 31,2%, 11,2% и 9,9% соответственно.

Значимой для реализации программ аспирантуры, ее организации и финансирования является форма обучения. Срок обучения очных аспирантов составляет три года, заочных - четыре. В 2016 году очно в аспирантуре обучалось более 40 тыс. мужчин, что составляет 56,5% от общего числа аспирантов, и около 31 тыс. женщин (43,5% от общего числа аспирантов).

Выбор очной или заочной формы подготовки зачастую происходит на основании факторов, непосредственно не связанных с образовательным или исследовательским процессом. На такой выбор, например, может повлиять предоставляемая мужчинам отсрочка от службы в вооруженных силах в случае очного обучения в аспирантуре.

Современным российским аспирантам необходимо подготовить и защитить по окончании аспирантуры научно-квалификационную работу (НКР). В "Законе об образовании" предусматривается соответствующая защита НКР в виде диссертационной работы в диссертационном совете на соискание ученой степени кандидата наук. При этом существующие подходы к проверке текстов НКР и текстов диссертаций на соискание ученых степеней на неправомерные заимствования не предусматривают возможности повторной защиты текста НКР в виде кандидатской диссертации.

Аспирантура как третья ступень высшего образования нацелена на подготовку научно-педагогических кадров. Формально она не связана с фактом защиты выпускниками диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Это ведет к тому, что у аспирантов отсутствует мотив к получению диплома об освоении программы аспирантуры, такой диплом не является востребованным работодателями, которым достаточно диплома бакалавра или магистра для решения о принятии на работу.

Для лиц, имеющих степень кандидата наук, обучение в аспирантуре считается вторым или последующим высшим образованием соответствующего уровня, что влечет за собой невозможность обучения или продолжения обучения в аспирантуре на бюджетной основе в случае досрочной защиты диссертации.

Кого и как брать в аспиранты

Значимыми являются правила приема аспирантов. Сегодня в России прием в аспирантуру проходит на основании вступительных испытаний, самостоятельно проводимых организациями. Наличие научного задела у будущего аспиранта учитывается только по формальным признакам (наличие и количество публикаций, дипломов и т.п.) в виде дополнительных баллов, оказывающих незначительное влияние на итоговое решение о зачислении.

При этом не учитываются степень научной подготовки и качество содержания имеющегося у абитуриента научного задела, нарушается преемственность подготовки кадров руководителями научных исследований магистрантов и аспирантов. Поэтому целесообразно предусмотреть дополнительный учет наличия рекомендаций руководителей предшествующих научных исследований, решений ученых советов подразделений и государственных аттестационных комиссий, выпускавших абитуриента из магистратуры или специалитета, придав таким решениям существенный вес в рамках проводимых конкурсных процедур.

Согласно "Закону об образовании" в редакции 2012 года, аспирантура нацелена на подготовку научно-педагогических кадров. Следует рассмотреть возможность педагогической подготовки всех аспирантов, учитывая потребность вовлечения научных кадров высшей квалификации в развитие системы образования и привнесение в нее результатов актуальных научных исследований. При этом факт успешного окончания аспирантуры может официально считаться получением выпускником в том числе и педагогического образования.

Качество подготовки научных кадров высшей квалификации во многом зависит от эффективности научного руководства аспирантами. Во многих зарубежных вузах аспиранту (соискателю степени PhD) необходимо выполнить научное исследование под руководством нескольких преподавателей и ученых, которые могут работать в разных организациях и странах.

В России аспирантом, как правило, руководит один научный руководитель. Существенно в этой связи численное соотношение аспирантов и научных руководителей. В 2016 году на одного научного руководителя в научно-исследовательских организациях России в среднем приходилось 1,5 аспиранта в то время, как в вузах - 2,2 аспиранта. В связи с трансформацией аспирантуры в еще одну ступень высшего образования открытым остается вопрос о соотношении доли учебных занятий и доли времени, отводимого на исследования и общение с научным руководителем, в учебном плане подготовки аспирантов.

Существует много примеров, когда кандидаты наук эффективно и успешно руководят подготовкой кандидатских диссертаций. В настоящее время такое руководство разрешается кандидатам наук только в виде исключения. Для этого необходимо соответствующее решение руководства организаций, критерии принятия которого четко не определены. Мы считали бы целесообразным разрешить руководство (соруководство) исследовательской работой аспирантов кандидатам наук, имеющим ученое звание, при соблюдении определенных условий (наличие стажа в должности доцента, успешного руководства квалификационными работами магистров, публикаций по специальности и т.п.).

Наконец, важно решить вопросы, связанные с соотношением обучения в аспирантуре и реальной трудовой деятельностью российских аспирантов. Не секрет, что большинство из них вынуждены работать параллельно с обучением в аспирантуре. При этом для многих из них такая работа оказывается не связанной или недостаточно связанной с тематикой проводимых ими исследований. Решению этой проблемы могли бы способствовать повышение стипендий аспирантов, большее (или обязательное) вовлечение их в проводимые организациями грантовые исследования, однозначное и безусловное включение срока обучения в аспирантуре в стаж трудовой или даже научно-педагогической деятельности обучающегося.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что подготовка кадров высшей квалификации - важнейший компонент формирования кадрового потенциала инновационной экономики. Бесспорно, опыт ведущих стран мира в области подготовки кадров высшей квалификации, их подходы к совершенствованию подготовки аспирантов необходимо учитывать для эффективной реализации государственной политики России в сфере образования и формирования целостной системы управления процессом подготовки кадров высшей квалификации по программам аспирантуры .

Гульнара Амангельдиновна Краснова - доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник РАНХиГС ; Вадим Валерьевич Гриншкун – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета.

1

Настоящая статья посвящена исследованию проблемы образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в связи с законодательным изменением статуса аспирантуры в системе российского образования. Объектом исследования в статье является процесс подготовки аспирантов. Поиск нового содержания образовательной программы связан с современной интерпретацией понимания целей и результатов деятельности аспирантуры. Выявлено противоречие новой модели аспирантуры, которая не требует от аспиранта обязательной подготовки и защиты кандидатской диссертации, хотя изначально аспирантура была создана для подготовки кадров высшей квалификации, которая подтверждается наличием ученой степени. Проанализированы два основных подхода к целеполаганию аспирантской подготовки: диссертационный и квалификационный. Рассмотрены современные рынки труда для выпускников аспирантуры и необходимые для них компетенции. Исследование актуализировало необходимость разработки образовательной программы аспирантуры, адекватной новым условиям ее работы и учитывающей цели и потребности всех участников данного процесса, реализуемого на стыке образования, науки и бизнеса.

аспирантура

диссертация на соискание ученой степени кандидата наук

научно-педагогические кадры высшей квалификации

федеральные государственные образовательные стандарты

компетенции

образовательная программа

государственная итоговая аттестация

квалификация

1. Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) // Высшее образование в России. – 2016. – № 3 (199). – С. 44–52.

2. Бедный Б.И. Роль и структура образовательной подготовки в аспирантуре нового типа // Высшее образование в России. – 2013. – № 12. – С. 78–89.

3. Бедный Б.И., Миронос А.А., Остапенко Л.А. Профессиональная занятость выпускников аспирантуры и направления совершенствования аспирантских программ // Высшее образование в России. – 2015. – № 3. – С. 5–16.

4. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. О некоторых направлениях развития системы подготовки научных кадров в высшей школе // Высшее образование в России. – 2012. – № 11. – С. 4–15.

5. Вершинин И.В. Развитие аспирантуры в России: решения в области повышения адресности отбора поступающих по программам подготовки кадров высшей квалификации // Наука. Инновации. Образование. – 2015. – № 18. – С. 61–72.

6. Гвильдис Т.Ю. Опыт и результаты апробации универсально-ориентированной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Ученые записки: научно-теоретический журнал. – 2015. – № 2 (120). – С. 38-43.

7. Гусев А.Б. Развитие аспирантуры в России: проблемы и решения // Наука. Инновации. Образование. – 2015. – № 17. – С. 196–224.

8. Заявление Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ о модернизации аспирантуры, 31.03.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sovetponauke.ru/info/31032016-declaration_postgraduate.

9. Индикаторы образования: 2016: статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2016. – 320 с.

10. Караваева Е.В., Маландин В.В., Пилипенко С.А., Телешова И.Г. Первый опыт разработки и реализации программ подготовки научно-педагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные проблемы и возможные решения // Высшее образование в России. – 2015. – № 8–9. – С. 5–15.

11. Касаткин П.И., Иноземцев М.И. Актуальные вопросы организации образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Высшее образование в России. – 2016. – № 4 (200). – С. 123–127.

12. Нечаев В.Д., Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н. Направления совершенствования программ аспирантуры по укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки»: результаты экспертного опроса // Ценности и смыслы. – 2016. – № 5 (45). – С. 10-32.

13. Сенашенко В.С. Проблемы становления и развития аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования // Высшее образование в России. – 2016. – № 3 (199). – С. 33–43.

14. Современная аспирантура и судьба института повышения квалификации: круглый стол // Высшее образование в России. – 2014. – № 7. – С. 71-85.

Актуальность проблемы и темы данной статьи обусловлена тем, что в 2017 году в российских аспирантурах состоялся первый выпуск аспирантов, обучавшихся в новых условиях реформирования института аспирантуры. «Закон об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ от 29.12.2012 г.) качественно изменил статус аспирантуры и ее место в системе образования, преобразовав ее из послевузовского в третий уровень высшего образования. Отнесение аспирантуры к основным профессиональным образовательным программам высшего образования в качестве его третьего уровня, находится в русле международной стандартной классификации уровней высшего образования и соответствует практике его реализации в Европе. Образовательные организации разрабатывают программы аспирантуры на основе Перечня направлений подготовки в аспирантуре. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» регламентирует обучение аспирантов в соответствии c Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС аспирантуры) по направлениям подготовки. В процессе обучения аспиранты выполняют учебный план, проходят практики и промежуточную, а конце обучения - государственную итоговую аттестацию, формами которой являются государственный экзамен и научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), при успешном прохождении которой получают диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Также приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок приема в аспирантуру и порядок проведения государственной итоговой аттестации. Образовательные программы аспирантуры подлежат не только лицензированию, но и аккредитации.

Изменение статуса аспирантуры вызывает многочисленные дискуссии в академической среде. Исследователи, анализируя первые результаты реформирования аспирантуры, отмечают неоднозначность указанных нововведений . Так, в заявлении Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ от 31.03.2016 г. отмечается, что переход аспирантуры с уровня послевузовской подготовки на уровень высшего образования был «осуществлен механически, без учета особенностей аспирантуры как системы подготовки научно-педагогических кадров» . Авторы говорят о недостаточной проработанности, нормативно-правовой неопределенности, внутренней противоречивости современной модели аспирантуры, связанной, прежде всего, с процедурой государственной итоговой аттестации аспирантов. Так, программа подготовки аспирантов, регулируемая ФГОС, не включает обязательную подготовку и защиту кандидатской диссертации. Также отмечается несовершенство механизмов финансового сопровождения реформы, что не позволяет большинству образовательных организаций реализовывать инновационные программы аспирантуры , а традиционная дисциплинарная структура предоставляемых финансовых ресурсов (контрольные цифры приема) не соответствует ни мировым трендам, ни структуре российских исследований и разработок .

В работе отмечается, что российская аспирантура оказалась не готова к реализации структурированных образовательных программ в соответствии с ФГОС, а целью аспирантской подготовки должна быть защита кандидатской диссертации.

Таким образом, очевидно, что в связи с изменением статуса аспирантуры необходим поиск новых подходов к содержанию образовательной программы аспирантуры, обеспечивающей эффективную подготовку кадров высшей квалификации. Явным становится противоречие между теми новыми требованиями, которые предъявляют основные «потребители» данного процесса - государство, научно-педагогическое сообщество и сами аспиранты - к системе подготовки кадров высшей квалификации, теми задачами, которые выпускникам аспирантуры предстоит решать, и прежними подходами к его реализации, результатом чего стала низкая эффективность данного процесса. Указанное противоречие позволяет обозначить научную проблему - необходимость разработки новой концепции образовательной программы аспирантуры, включающей как теоретическое осмысление, так и разработку ее конкретного методического обеспечения.

И первоочередным в данном процессе является ответ на вопрос: а каковы цели современной аспирантуры? Исследователи проблем аспирантуры выделяют два основных подхода к определению цели аспирантской подготовки: диссертационный и квалификационный . Рассмотрим кратко каждый из них.

Позиция сторонников «диссертационного» подхода» заключается в том, что целью аспирантуры должна быть целенаправленная научно-исследовательская работа аспиранта и как ее результат - защита диссертации, а установленная ФГОС образовательная программа отвлекает аспирантов от подготовки диссертации. Согласно , кандидатская диссертация должна одновременно и совершенствовать и обогащать науку в конкретной области знаний, и стать научно-квалификационной работой, раскрывающей имеющийся потенциал аспиранта, обладающего набором определенных компетенций. Период обучения в аспирантуре связан не только с освоением образовательных программ структурированной модели, но и с важнейшим процессом самоактуализации личности, с выявлением, раскрытием и развитием возможностей и способностей аспиранта . Кроме того, исследователи, придерживающиеся «диссертационного» подхода, считают, что основные академические и исследовательские компетенции должны формироваться на уровнях бакалавриата и магистратуры, а в период обучения в аспирантуре данные компетенции могут только развиваться и совершенствоваться, главным образом, в ходе занятий научно-исследовательской работой .

Основным противоречием современной модели аспирантуры является, на наш взгляд, то обстоятельство, что аспирантура, которая изначально создавалась для подготовки кадров высшей квалификации, получающих в результате подготовки ученую степень, теперь не ставит перед аспирантом цель в процессе обучения подготовить диссертацию к защите. Если предыдущий нормативно-правовой акт - «Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» - однозначно включал в программу аспирантской подготовки модуль «Подготовка к защите диссертации», то ныне действующие ФГОС аспирантуры не содержат такого модуля (как и модуля «Кандидатские экзамены») и определяют в качестве цели аспирантской подготовки формирование определенного набора компетенций: универсальных, общепрофессиональных и профессиональных. Таким образом, подготовка и защита диссертации не являются обязательной задачей аспиранта. Мы разделяем точку зрения исследователей о значительном ослаблении при данном подходе именно исследовательской составляющей аспирантуры, ее «выхолащивании» .

В свою очередь «квалификационный подход» к целеполаганию подготовки аспирантов, нашедший свое отражение в ФГОС, признает основой аспирантской подготовки организованный образовательный процесс, главная цель которого - подготовка компетентного специалиста, готового в равной степени и к исследовательской, и к преподавательской деятельности, способного к планированию и решению задач собственного профессионального и личностного развития, свободно ориентирующегося в своей и смежных с ней областях науки, узнаваемого в научном сообществе, то есть овладевшего полным набором универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, перечень которых закреплен в ФГОС соответствующего направления подготовки. По мнению авторов , образовательные программы подготовки аспирантов должны быть ориентированы на подготовку кадров для сферы научной и научно-педагогической деятельности, обеспечивать углубленное индивидуальное образование с приоритетностью признаваемых в мировом научном сообществе научных исследований. Эти программы должны быть направлены на выявление и освоение специфики научной, инновационной и преподавательской деятельности в конкретных областях научного знания и формирование у выпускников комплекса универсальных компетенций, необходимых для построения профессиональной карьеры.

На наш взгляд, немаловажным фактором в определении цели подготовки аспирантов и, соответственно, содержания образовательной программы аспирантуры является запрос рынка труда. Для кого же готовит кадры современная аспирантура? Исследователи составили рейтинг значимости рынков труда для выпускников аспирантуры. На первом месте в этом рейтинге - профессорско-преподавательский состав вузов, на втором - научные сотрудники вузов и научно-исследовательских институтов, на третьем - руководители и менеджеры образовательных и научных организаций. Каждый из названных рынков труда требует сформированности значимых именно для него компетенций. Так, для рынка труда ППС наиболее значимыми являются компетенции в сфере использования приемов и технологий образовательной деятельности; компетенции в сфере научно-исследовательской деятельности; компетенции в сфере личностного саморазвития; этические и коммуникативные компетенции. Для рынка труда научных сотрудников: компетенции в сфере научно-исследовательской деятельности; компетенции в сфере личностного саморазвития; этические и коммуникативные и информационно-технологические; компетенции в сфере экспертно-аналитической деятельности. Для рынка труда руководителей и менеджеров образовательных и научных организаций: компетенции в сфере личностного саморазвития; этические, правовые, проектные и организационно-управленческие; компетенции в сфере финансовой и фандрайзинговой деятельности; коммуникативные компетенции . Безусловно, основным рынком труда, на который ориентирована подготовка аспирантов, является профессорско-преподавательский состав вузов. Необходимо отметить, что на данном рынке труда в последние годы складывается достаточно неблагоприятная ситуация для выпускников аспирантуры. Анализ статистических данных показывает тенденцию сокращения количества рабочих мест преподавателей как в целом, так и по отдельным должностям профессорско-преподавательского состава. Так, если в 2005/2006 учебном году численность ППС организаций высшего образования составляла 358,9 тыс. человек, то в 2014/2015 учебном году всего 299,8 тыс. человек. Данное обстоятельство, с одной стороны, порождает проблему трудоустройства выпускников, а с другой - повышает конкуренцию на рынке труда, особенно с учетом роста выпуска аспирантов по социально-гуманитарным специальностям, и вновь актуализирует проблему качества подготовки в аспирантуре.

Решение проблемы недостаточной ориентированности образовательных программ аспирантуры на требования значимых рынков труда возможно на путях разработки образовательных программ по профилям, которые не только соответствуют номенклатуре специальностей научных работников, но и учитывают целевую ориентацию на ключевые рынки труда и предъявляемые на них требования к компетенциям выпускников . Мы разделяем точку зрения Б.И. Бедного о необходимости разносторонней образовательной программы аспирантской подготовки, направленной на развитие универсальных навыков выпускников аспирантуры вне зависимости от научного профиля их подготовки . Кроме того, представляется интересным опыт разработки и апробации универсально-ориентированной образовательной программы подготовки аспирантов .

Таким образом, основным дискуссионным вопросом является вопрос о том, должна ли аспирантура сохранить свой прежний вид, где основной целью обучения аспирантов является подготовка и защита диссертации, или же стать полноценным третьим уровнем образования с обязательным освоением соответствующей образовательной программы по направлению подготовки, выполнением учебного плана, сдачей зачетов, экзаменов и не требовать от аспиранта на выходе защиты диссертации.

Если обратиться к мировой практике, то можно отметить два основных вида аспирантуры: классическую и структурированную. Аспирантура классического типа работает в соответствии c моделью «учитель - ученик». Структурированная аспирантура подразумевает реализацию в полном объеме образовательной программы, в структуру которой включена, прежде всего, обязательная диссертационная работа, кроме того, серьезная образовательная составляющая, направленная на формирование необходимых профессиональных компетенций, и, наконец, углубленная дисциплинарная и междисциплинарная подготовка .

Таким образом, проблема заключается в том, какая модель аспирантуры предпочтительнее для современной российской системы образования и науки. И ответ на этот вопрос напрямую зависит от ясного осознания и четкой формулировки цели аспирантуры.

На наш взгляд, целью обучения аспиранта должна быть подготовка и защита кандидатской диссертации. Это следует определить в образовательной программе в виде самостоятельного блока, каковыми являются, например, блоки «Дисциплины (модули)», «Практики», «Научные исследования». Программа государственной итоговой аттестации аспирантов должна включать представление диссертации как форму ГИА.

Исходя из указанной цели подготовки аспирантов, в числе некоторых задач формирования образовательной программы аспирантуры можно назвать следующие:

Учет в процессе обучения аспирантов требований профессионального стандарта педагогического и научно-педагогического работника, отражающего структуру профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, который в своей работе реализует гностические, проектировочные, конструкторские, организационные и коммуникативные трудовые функции;

Обеспечение непрерывности и интеграции исследовательской подготовки на уровнях магистратуры и аспирантуры , исключив при этом в образовательной программе аспирантуры повторение и дублирование дисциплин и модулей из программ магистратуры и усилив формирование дополнительных компетенций, необходимых для успешного завершения научного исследования, грамотного оформления и представления его результатов;

Использование в полной мере потенциала сложившихся научных школ, так как обеспечить высокий уровень подготовки исследователей возможно только на базе конкурентоспособных научно-педагогических коллективов с достойным инфраструктурным и финансовым обеспечением проводимых исследований. Актуальность тематики диссертационных исследований аспирантов обеспечит их участие в реализации долгосрочных и перспективных научных проектов;

Построение образовательной программы аспирантуры на основе мониторинга современного рынка труда, применение методики, средств и форм обучения аспирантов, формирующих компетенции, востребованные на этом рынке;

Возможности проектирования индивидуальных образовательных траекторий аспирантов в образовательной программе аспирантуры.

Таким образом, мы разделяем мнение исследователей o том, что проблема разработки образовательной программы подготовки аспирантов - это практическая задача, которая может быть решена в том случае, если будет ясное представление о конечной цели работы аспирантуры в России и её ожидаемом результате. Целеполагание в данном случае должно исходить из того, что уникальность аспирантуры как института заключается в ее инфраструктурности для бизнеса, науки и образования.

Библиографическая ссылка

Капшутарь М.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА АСПИРАНТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛИ АСПИРАНТСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26934 (дата обращения: 29.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
просмотров