Органы самоуправления в лагере и их деятельность. Разновозрастные отряды — модель самоуправления в школе Создание различных структур органов самоуправления в лагере

Органы самоуправления в лагере и их деятельность. Разновозрастные отряды — модель самоуправления в школе Создание различных структур органов самоуправления в лагере

Введение

Глава I. Детское самоуправление: понятие, признаки, типы, принципы, задачи, функции, условия формирования

1.1. Понятие, признаки, типы, условия развития детского самоуправления

1.2. Принципы, функции, задачи самоуправления

Глава II. Органы самоуправления в детском оздоровительном лагере: виды, функции. Работа вожатого по формированию органов самоуправления.

2.1 Виды, функции органов самоуправления

2.2 Формирование органов самоуправления в отряде

Заключение

Введение

Одной из актуальных проблем в области воспитания является подготовка молодого человека к жизни в обществе, формирование в нем позитивных качеств, помощь в выборе своего места в современном мире. Одним из факторов, который позволяет процессам самореализации развиваться в школьном возрасте, является детское самоуправление в лагере.

Е.Е. Решетова считает, что в условиях детского лагеря дети получают возможность приобретения нового социально значимого опыта. Поэтому, в лагере должна быть создана обстановка, при которой каждый воспитанник чувствует свою сопричастность к решению задач, стоящих перед всем коллективом. Детское самоуправление в лагере помогает почувствовать всю сложность человеческих отношений, способствует развитию социальной активности, формированию лидерских качеств. Организация условий для развития самоуправления заключается в вовлечении ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе .

Л.М. Тарантей утверждает, что участвуя в решении проблем отряда, ребенок вырабатывает у себя качества, необходимые для преодоления трудностей лагерной жизни .

В.М. Коротова, воспитательное значение самоуправления в лагере состоит в подготовке ребенка к участию в общественном самоуправлении, в формировании у него главных качеств нового человека .

Согласно Н.И. Приходько, благодаря самоуправлению, у воспитанников развиваются такие умения, как:

1) умение проводить анализ создавшиеся управленческие ситуации и выявлять причины их возникновения;

2) умение предвидеть результаты своих действий;

3) умение оценивать возникшую ситуацию и находить выход из нее;

4) умение воспринимать и анализировать воспринимаемую информацию;

5) умение обосновывать и логично защищать свою точку зрения;

6) умение объективно оценивать действия органов самоуправления;

7) умение планировать работу органов самоуправления, определять перспективы их развития .

Так же Н.И. Приходько пишет, что самоуправление в лагере предполагает совместную деятельность вожатых и воспитанников, с помощью которой удовлетворяются творческие и духовно-нравственные потребности и интересы, складывается гармонично развитая и социально-активная личность .

Тема самоуправления в детских оздоровительных лагерях затронута в работах О.С. Газмана, В.Д. Иванова, А.С. Прутченкова, М.И.Рожкова, Л.И. Уманского и других.

Цель исследования: изучить органы самоуправления, их деятельность в детском оздоровительном лагере.

Объект исследования: детский лагерь.

Предмет исследования: органы самоуправления в лагере и их деятельность.

Задачи исследования:

1) изучить понятие «детское самоуправление» и раскрыть его сущность;

2) определить принципы организации самоуправления в детском оздоровительном лагере, его задачи и функции;

3) охарактеризовать деятельность органов самоуправления в детском оздоровительном лагере.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Заключение

Таким образом, проанализировав и обобщив теоретические данные в организации детского самоуправлении, можно прийти к выводу, что его многогранность причина и источник многочисленных толкований и определений.

Изучив разные толкования сущности самоуправления ведущих педагогов, возможно определили детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Оно, как и школьное самоуправление, входит в общую структуру процесса управления общественными и социальными процессами и явлениями.

При организации деятельности органов лагерного самоуправления предлагается руководствоваться, как и общими, так и специфическими принципами.

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. Воспитанники должны делать только то, что входит в функционал представляемых ими органов. Знание функций, принципов деятельности ученического самоуправления способствует построение системы его деятельности, его развитию и совершенствованию.

Основное предназначение детского самоуправления - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов. Участие самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Самоуправление открывает для многих возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Участие детей в работе органов самоуправления - это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Детское самоуправление в системе детского оздоровительного лагеря

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования.

Создание воспитательных систем в дополнительном образовании является такой же основной задачей как и в образовательных школах.

Лагерь, как и школа, остается одним из важных факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет ребенок, отдыхающий в лагере, во многом зависит от характера среды, в которой происходит его становление и развитие.

Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей. Инициатива детей возникает не случайно, поскольку она является выходом основной идеи воспитательной системы .(Гребенюк Е.Н. «Самоуправление как механизм развития лидерских качеств»)

В современной лагерной педагогике мы очень много используем анимационных программ, которые в большей степени являются развлекательными, чем образовательными, и вожатый играет роль ведущего, а дети – ведомые. Инициативы, как правило, нет. К концу основного периода вожатый выглядит настолько усталым и вымотанным, что о его работоспособности нечего говорить. Зато ребенку – хорошо. Ребенка покормили, с ним поиграли, помыли, он поучаствовал в каком-нибудь мероприятии, придуманном вожатым или методистом. Да, в этом есть доля творческой самореализации ребенка, но за чей счет? А в чем тогда сущность его социализации, его самопознания? Зачастую, происходит следующее: подготовка к мероприятию – вожатый сам придумал, назначил действующих лиц, а остальные – по принципу «не хотят-не надо».

Мне кажется, в детском лагере, как и в школе, должны создаваться такие условия, при которых любой ребенок должен ощутить себя сопричастным к решению любых задач. Чтобы каждый понимал и учился понимать, что он должен сам себя развлечь. Что каждый ребенок должен учиться активности, развивая в себе интеллектуальные качества и творческий потенциал. Дети, действительно могут и сами придумать номер, организовать дежурство, их нужно только чуть-чуть подтолкнуть к такой деятельности: в управлении коллективом.

Управление коллективом или самоуправление поможет детям научиться, прежде всего, думать, преодолевать трудности формирования коллективизма. Участие детей в самоуправлении лагеря способствует развитию социальной активности и лидерских качеств. Многие ребята, видя свою собственную значимость, как в отряде, так и в лагере, чувствуют себя успешными и никогда не захотят уехать домой.

Самоуправление может быть реализовано при:

1. Наличии личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворить свои психологические и социальные потребности: потребности в общении и взаимодействии, в самоутверждении и самореализации, в самоопределении и т. д.

2. Присутствие и поддержка взрослых, взаимоотношения поколений, через которые и передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры.

3. Социально-ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.

Инструментом самореализации и самовоспитания является деятельность органов самоуправления, для создания которых необходимо:

1. Найти сферы полезной для лагеря и значимой для детей деятельности.

2. Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.

3. Обеспечить педагогическую поддержку и помощь.

Формы органов самоуправления и их названия могут быть разнообразными. А структура самоуправления, как правило, включает в себя несколько уровней.

1-й уровень - самоуправление в отряде.

Основой организации самоуправления в лагере служит организация самоуправления в отряде. Самоуправление отряда, как и любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными воспитанниками, выбора ответственных за наиболее важные направления работы.

Каждый ребенок в лагере, в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей может выбрать дело по душе.

2-й уровень - общелагерное самоуправление.

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.

Таблица 1.

Направления деятельности органов самоуправления

Культура

Здравохранение

Спорт и туризм

Труд и ЧС

Информация

Цель: самореализация творческого потенциала каждой личности.

Основные направления работы: нравственно-эстетическое и гражданско-патриатическое.

Цель:

физическое развитие и самосовершенствование воспитанников лагеря.

Основные направления работы: туристско-краеведческое, физкультурно-оздоровительное.

Цель:

охрана здоровья воспитанников лагеря.

Основные направления работы : развитие стремления детей к здоровому образу жизни, как одной из главных жизненных ценностей.

Цель:

воспитание трудолюбия и любви к природе.

Основные направления работы: трудовое воспитание, основы безопасности жизнедеятельности.

Цель: информировать о жизнедеятельности лагеря.

Функции и дела:

- руководит организацией и проведением коллективных творческих дел;

- организует и проводит общелагерные праздники, мероприятия и вечера;

- проводит тематические акции;

Функции и дела:

- организует и проводит общелагерные соревнования, спортивные праздники, мероприятия, походы и экскурсии;

- распределяет между воспитанниками поручения по подготовке мероприятий;

Функции и дела:

- распределяет «зоны заботы» по отрядам и осуществляет постоянный контроль над чистотой в этих зонах;

- организует дежурство;

- проводит лекции, семинары, творческие выступления по профилактике негативного отношения к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам);

- организует и проводит общелагерную акцию «Мы за здоровый образ жизни!»;

- проводит «День здоровья»;

Функции и дела:

- организует и проводит КТД общественно-полезного труда;

- разрабатывает графики проведения трудовых десантов;

- организует и проводит мероприятия по закреплению знаний по правилам дорожного движения;

- привлекает детей к активному и осознанному озеленению помещений и территории школы;

Функции и дела:

- выпускает газету лагеря;

- организует и проводит смотры-конкурсы рисунков и плакатов;

- проводит информационные линейки;

- проводит социологические опросы;

- организует участие детей в оформлении проводимых мероприятий;

Таблица 2

Структура самоуправления


Результатом использования детского самоуправления в лагере могут стать:

1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.

3. Укрепление здоровья воспитанников.

4. Развитие творческой активности каждого ребенка.

5. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

6. Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей и подростков.

7. Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.

8. Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей.

Особое значение для развития самоуправления в детском лагере имеет взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, которая может осуществляться через:

    информирование ребят обо всех проблемах, возникающих в процессе подготовки и реализации проектов.

Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех.

Детское самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях:

    Самоактивизация . Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

    Саморганизация. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

    Самоконтроль . Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.

Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой, понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и самоуправления. Вот почему необходимо найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности.

Самоорганизация коллектива, совета отряда напрямую зависит от их прав в принятии и реализации решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.
Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может осуществляться через:

    поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

    взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

    взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

    совместную работу вожатского и детского коллективов;

    информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.

Таким образом, немаловажным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является уяснение его структуры . Лагеря отличаются по территориальным условиям, по количеству отрядов, по сложившемся традициям, опыту, по избранным видам деятельности, тематике и программам работы и т.д. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Это значит, что структура всегда специфична и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них. Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. Именно принятие решения является решающим для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии детским коллективом.

Библиография

    Из опыта работы Ученического самоуправления «Республика «ШКИД» МАОУ «Гимназия № 12»

    А.С.Макаренко «Теория Коллектива»

    Гребенюк Е.Н. « Самоуправление как механизм развития лидерских качеств»

    Е.В.Богданова «Социально-педагогическая деятельность»

    З.И.Лаврентьева «О самоуправлении»

    В.А.Сухомлинский «Воспитание активно-жизненной позиции у учащихся».

Одной из основных задач организационного периода смены (о чем мы будем говорить чуть позже) – выявление начальных лидеров и формирование органов самоуправления в отряде.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детском объединении, организации встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, туристской, интеллектуальной, творческой и др. деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном, к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках организации. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей по организации, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения.



Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между членами коллектива в организации точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение организации, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития организации как коллектива, характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Предлагаемые Вам методики помогут выявлению лидеров в отряде.

Предлагается нескольким группам ребят по 5-8 человек в каждой, соревнуясь между собой, быстро выложить на полу (траве, асфальте) из обычных камешков, кубиков, спичек какую-то заданную фигуру (дом, машину и т.п.) Вот подана команда, все бросились к камешкам, схватили их в руки и... что дальше? Вот тут-то только успевай фиксировать все, что происходит. Ведь нужно заметить, как действует каждый из участников: кто смело бросается вперед, берет на себя инициативу, определяет порядок действий, отдает распоряжения, а кто стоит в стороне, предпочитает действовать в одиночку. Выявляются лидеры ситуации, их помощники, обнаруживаются и пассивные, зависимые, не инициативные люди. Хотите убедиться в своих выводах - проведите игру еще раз. Сопоставьте результаты наблюдения с другими имеющимися сведениями.

Выбор руководителя похода

Ребята называют всех потенциальных руководителей туристского похода. Названные учащиеся отходят в сторону, а остальным предлагается выбрать из них себе командира и подойти к нему. При этом за каждым сохраняется право остаться на месте, если его не устраивает ни один из названных командиров. Так класс разбивается на группы, возглавляемые лидерами, которые, по мнению коллектива, могут стать организаторами дела.

Полет на Луну

Блиц-игра, позволяющая выявить организаторские способности ребят. Группам учащихся дается перечень из 15-20 предметов, из которых за 2 минуты нужно выбрать 3, необходимых и достаточных для полета на Луну. Лидеры определяются в ходе поиска правильного решения.

Геометрия для слепых

Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо, закрыв глаза, построиться квадратом, равносторонним треугольником, используя при этом только устные переговоры. Сообщается также, что ребята играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений.

Стульчики

Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.

Коллектив разбивается на несколько групп по 5-6 человек. С каждой группой работает взрослый человек - наблюдатель-эксперт. Ведущий по очереди раздает всем группам задания, они должны быть не сложными и интересными, например:

Придумать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву;

Построиться по цвету волос от светлых к темным;

Оживить картину и т.п.

Эксперт, наблюдая за работой группы, раздает после выполнения каждого задания каждому участнику разноцветные жетоны, определяющие его роль в выполнении данного задания. Но ведущий не объявляет участникам, что означают те или иные цвета, а в конце игры предлагает ребятам выполнить аппликацию из тех жетонов, которые они заработали.

Таким образом, после проведения игры у педагогов будет наглядная картина, отражающая степень активности того или иного ребенка.

Киностудия

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: "Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма". После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе "киностудию" и присоединиться к этим микрогруппам.

Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята.

После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки "кинофильма" реальным лидером.

Игра представляет собой путешествие групп (команд), которые проходят определенный маршрут по замкнутому кругу, выполняя на каждом этапе задания. Содержание задания становится известным только на этапе. Правила организации игры:

1.Количество этапов должно быть равным или кратным количеству групп, участвующих в игре;

2.Все этапы должны быть одинаковыми по длительности. Как правило, этап длится 7-10 минут;

3.Следует установить единый сигнал перехода с этапа на этап (звонок, музыка, фраза и т.д.)

4.У каждой группы свой маршрутный лист, в котором обозначена последовательность прохождения этапов и их местонахождение.

5.Переходы с этапа на этап учитываются по времени и должны быть предельно короткими. Этому может способствовать рациональное расположение этапов недалеко друг от друга и, условно, по кругу.

6.Задания, выполняемые группами на этапах, должны быть рассчитаны на коллективное исполнение и по сложности "решаемы" за время, отведенное на этап.

7.Важно, чтобы формы заданий на этапах не повторяли друг друга, были разнообразными, давали возможность ребятам переключиться с одного вида деятельности на другой.

Примерные задания на этапах можно найти в приложении.

Органы самоуправления отряда могут быть самыми разнообразными. Основная цель, которую мы преследуем, создавая их – научить ребят самостоятельно организовывать свою деятельность, даем им понять, что в отряде все зависит от них. Зачастую отрядные органы самоуправления зависят от общелагерных. Рассмотрим несколько моделей. Ими можно пользоваться по отдельности, а можно в различных сочетаниях.

Дежурный командир отряда (дежком) – формальный лидер отряда. Избирается ежедневно на вечерней свечке отряда. Полностью отвечает за проведение отрядом следующего дня. Подробный функционал дежкома содержится в памятке.

ПАМЯТКА Д Е Ж К О М А

Комиссару необходимо следить, чтобы в роли дежкома побывало как можно больше членов отряда.

Командир отряда – избираемый на всю смену член отряда. Как правило, одновременно является членом общелагерного органа самоуправления. Выполняет представительную функцию в Совете, отвечает за определенный участок работы в Совете лагеря, является связующим звеном между отрядом и общелагерным органом самоуправления.

Постоянно действующие структурные единицы отряда (группы). Любой коллектив можно сделать управляемым, только разбив его на небольшие группы (по 5-6 человек), во главе с командиром, избираемым из состава группы. Каждая группа отвечает за определенный участок работы отряда, например, дежурная, оформительская, сюрпризная и др. Ежедневно, или через несколько дней функционал групп меняется (ЧТП – чередование традиционных поручений). Этими же группами можно работать при подготовке какого–либо общелагерного или отрядного дела. Полезно придумать названия групп, их девизы, и использовать при проведении утренних линеек отряда.

Некоторые члены отряда могут иметь постоянно действующие поручения , но это возможно только с их согласия и согласия всего отряда, например, в отряде только два художника.

Одной из основных задач организационного периода смены (о чем мы будем говорить чуть позже) – выявление начальных лидеров и формирование органов самоуправления в отряде.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детском коллективе встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, туристской, интеллектуальной, творческой и др. деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).



Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися, в основном, к сфере межличностного общения в коллективе, группе. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни коллектива, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей по коллективу, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения.

Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между членами коллектива точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение коллектива, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому его члену возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Предлагаемые Вам методики помогут выявлению лидеров на начальной стадии формирования отряда.

Фигура . Предлагается нескольким группам ребят по 5-8 человек в каждой, соревнуясь между собой, быстро выложить на полу (траве, асфальте) из обычных камешков, кубиков, спичек какую-то заданную фигуру (дом, машину и т.п.) Вот подана команда, все бросились к камешкам, схватили их в руки и... что дальше? Вот тут-то только успевай фиксировать все, что происходит. Ведь нужно заметить, как действует каждый из участников: кто смело бросается вперед, берет на себя инициативу, определяет порядок действий, отдает распоряжения, а кто стоит в стороне, предпочитает действовать в одиночку. Выявляются лидеры ситуации, их помощники, обнаруживаются и пассивные, зависимые, неинициативные люди. Хотите убедиться в своих выводах - проведите игру еще раз. Сопоставьте результаты наблюдения с другими имеющимися сведениями.

Выбор руководителя похода . Ребята называют всех потенциальных руководителей туристского похода. Названные учащиеся отходят в сторону, а остальным предлагается выбрать из них себе командира и подойти к нему. При этом за каждым сохраняется право остаться на месте, если его не устраивает ни один из названных командиров. Так отряд разбивается на группы, возглавляемые лидерами, которые, по мнению коллектива, могут стать организаторами дела.

Полет на Луну . Блиц-игра, позволяющая выявить организаторские способности ребят. Группам учащихся дается перечень из 15-20 предметов, из которых за 2 минуты нужно выбрать 3, необходимых и достаточных для полета на Луну. Лидеры определяются в ходе поиска правильного решения.

Геометрия для слепых . Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо, закрыв глаза, построиться квадратом, равносторонним треугольником, используя при этом только устные переговоры. Сообщается также, что ребята играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений.

Стульчики . Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.

Лидер . Коллектив разбивается на несколько групп по 5-6 человек. С каждой группой работает взрослый человек - наблюдатель-эксперт. Ведущий по очереди раздает всем группам задания, они должны быть несложными и интересными, например:

§ придумать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву;

§ построиться по цвету волос от светлых к темным;

§ оживить картину и т.п.

Эксперт, наблюдая за работой группы, раздает после выполнения каждого задания каждому участнику разноцветные жетоны, определяющие его роль в выполнении данного задания:

Но ведущий не объявляет участникам, что означают те или иные цвета, а в конце игры предлагает ребятам выполнить аппликацию из тех жетонов, которые они заработали.

Таким образом, после проведения игры у педагогов будет наглядная картина, отражающая степень активности того или иного ребенка.

Киностудия . Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: «Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма». После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе "киностудию" и присоединиться к этим микрогруппам.

Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята.

После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки "кинофильма" реальным лидером.

Старт . Игра представляет собой путешествие групп (команд), которые проходят определенный маршрут по замкнутому кругу, выполняя на каждом этапе задания. Содержание задания становится известным только на этапе. Правила организации игры:

1. количество этапов должно быть равным или кратным количеству групп, участвующих в игре;

2. все этапы должны быть одинаковыми по длительности, как правило, этап длится 7-10 минут;

3. следует установить единый сигнал перехода с этапа на этап (звонок, музыка, фраза и т.д.);

4. у каждой группы свой маршрутный лист, в котором обозначена последовательность прохождения этапов и их местонахождение;

5. переходы с этапа на этап учитываются по времени и должны быть предельно короткими. Этому может способствовать рациональное расположение этапов недалеко друг от друга и, условно, по кругу;

6. задания, выполняемые группами на этапах, должны быть рассчитаны на коллективное исполнение и по сложности "решаемы" за время, отведенное на этап;

7. важно, чтобы формы заданий на этапах не повторяли друг друга, были разнообразными, давали возможность ребятам переключиться с одного вида деятельности на другой.

Органы самоуправления отряда могут быть самыми разнообразными. Основная цель, которую мы преследуем, создавая их, – научить ребят самостоятельно организовывать свою деятельность, дать им понять, что в отряде все зависит от них. Зачастую отрядные органы самоуправления зависят от общелагерных. Рассмотрим несколько моделей. Ими можно пользоваться по отдельности, а можно в различных сочетаниях.

Дежурный командир отряда (дежком) – формальный лидер отряда. Избирается ежедневно на вечернем огоньке отряда. Полностью отвечает за проведение отрядом следующего дня. Подробный функционал дежкома желательно изложить в памятке дежкома.

Комиссару необходимо следить, чтобы в роли дежкома побывало как можно больше членов отряда.

Командир отряда – избираемый на всю смену член отряда. Как правило, одновременно является членом общелагерного органа самоуправления. Выполняет представительную функцию в Совете, отвечает за определенный участок работы в Совете лагеря, является связующим звеном между отрядом и общелагерным органом самоуправления.

Постоянно действующие структурные единицы отряда (группы). Любой коллектив можно сделать управляемым, только разбив его на небольшие группы (по 5-6 человек), во главе с командиром, избираемым из состава группы. Каждая группа отвечает за определенный участок работы отряда, например, дежурная, оформительская, сюрпризная и др. Ежедневно или через несколько дней функционал групп меняется (ЧТП – чередование традиционных поручений). Этими же группами можно работать при подготовке какого–либо общелагерного или отрядного дела. Полезно придумать названия групп, их девизы и использовать при проведении утренних линеек отряда.

Некоторые члены отряда могут иметь постоянно действующие поручения , но это возможно только с их согласия и согласия всего отряда, например, в отряде только два художника.

Как организовать самоуправление в отряде? Одно из обязательных дел в отряде – организация органов самоуправления. Это дает возможность: üвожатому не отвлекаться на работу, которую могут выполнить дети и заняться другими проблемами формирования детского коллектива üдетям предоставляется самостоятельность в деятельности. üОснова самоуправления в отряде – ЧТП – чередование творческих поручений.

ЧТП Для интересной жизни в отряде ребятам предлагают üразбиться на группы, которые будут помогать в отрядной работе. üГруппы сменные, т. е. каждый ребенок побывает во всех группах. üСмена групп проводиться раз в три дня. üУ каждой группы свои функции. üЗапись в группы по желанию (Пускаются листочки по количеству групп с названием группы и числом человек, которые могут туда записаться.) üЧтобы ЧТП работало, поместите списки ЧТП в отрядный уголок. üПервые 5 -6 дней строго следите за выполнением функций, анализируйте их деятельность на анализе дня.

Как определить лидеров? üЛидер – это положительно-активная личность, к мнению которой прислушиваются. Лидер способен вести за собой. üНа первых днях смены важным является определение лидеров и «ориентировка» отряда на этих людей для того, чтобы успешно организовать самоуправление в отряде. üЛидеров можно определять разными способами. Один из них – это социометрия. (Но в первые дни смены на ее проведение и обработку нет времени и групповая динамика очень велика, результаты всегда будут запоздалыми.) üВожатый чаще всего использует свою интуицию и наблюдение.

Основные признаки лидера в коллективе: üОпределенный авторитет в коллективе (к мнению этого человека прислушиваются, с ним советуются); üдостаточно взрослая и взвешенная жизненная позиция; üмнение лидера не идет в разрез с вашими представлениями об устройстве отрядной жизни, и он не противопоставляет себя вам. - Традиционно выделят формальных и неформальных лидеров. - Формальный лидер наделен официальными полномочиями (например, командир отряда). - Иногда лидер отряда может играть негативную функцию, противопоставляя себя всему отряду. (В этом случае следует вывести ребенка в активную позицию или на руководящую работу в отряде.) -Лидеры могут быть различными и проявляться в разных видах деятельности: в художественной, трудовой, спортивной и т. д. - Задача вожатого определить для себя лидеров в каждой деятельности. Лидер отряда становится первым дежурным командиром.

Особенности самоуправления в условиях лагерной смены В детском лагере должна быть создана обстановка, при которой: üкаждый ребенок ощущает свою сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. üВажную роль должно играть участие детей в управлении коллективом. ü Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерских качеств. üСоздание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. üЧерез участие в решении проблем отряда и лагеря дети должны выработать у себя качества, необходимые для преодоления трудностей социальной жизни. üОт отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем. üДетское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения целей, поставленных в отряде, на смене.

Функции самоуправления детей в лагере 1. Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления. 2. Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру. 3. Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого – поиск новых, более эффективных путей решения задач.

üСамоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. üИменно принятие решения является главным фактором для формирования мотива группового действия. üПодведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии всем коллективом. üСтепень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.

Содержание деятельности органов самоуправления 1. Для создания органов самоуправления вожатому необходимо увлечь детей интересным для них делом, а затем создать орган самоуправления для его реализации. 2. Важное значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Для этого в отряде могут создаваться временные органы самоуправления, которые будут организаторами конкретного проекта. Эта инициативная группа ребят и выносит на обсуждение принятые идеи и проводит мозговой штурм. 3. Это возможно при коллективном поиске решения поставленных задач. Однако, чем больше ответственности за реализацию идеи, тем меньшую ответственность ребята чувствуют за результат собственной деятельности. 4. Наиболее интересно и эффективно проходят собрания - обсуждения, когда ведущий выбирается из числа членов отряда (например, дежурный командир) – таким образом, взрослый делится полномочиями с детьми. 5. Нецелесообразно создавать внутри отряда постоянно действующие органы самоуправления. Хорошо использовать систему чередования творческих поручений. 6. Временные органы самоуправления должны анализировать не только деятельность участников проведенного дела, но и собственную деятельность.

Особое значение для развития самоуправления в детском лагере имеет взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, которая может осуществляться через: üпоэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом; взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений; üвзаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу; üсовместную работу вожатского и детского коллективов; информирование ребят обо всех проблемах, возникающих в процессе подготовки и реализации проектов.

Условия, необходимые для включения ребят в деятельность по самоуправлению: üПоиск. Развитие организаторских способностей у детей, воспитание у них чувства хозяина лагеря (старт-марш, разведка, поисковый десант и др.) üПланирование коллективной деятельности. Полезно планировать разнотипные дела, используя методику коллективного творческого планирования (мозговой штурм, копилка предложений, аукцион идей и др.) üФорма организации КТД. Возможно создание банка идей, клубов по интересам, мастерклассов, творческих лабораторий, дискуссионных центров для сбора и анализа предложений ребят по организации творческих дел, проектирования участия в них каждого из ребят, определения творческих заданий.

Советы вожатому по организации самоуправления в отряде: üОтветьте для себя на вопрос: чему Вы хотите научить детей своего отряда в процессе организации самоуправления? üКакие полномочия Вы можете и хотите передать детям отряда? üОпределите, каковы возможности детей, исходя из их возрастных особенностей, психологической характеристики? üОпределите, какая управленческая структура будет существовать в отряде, какие поручения нужно передать детям? üСпрогнозируйте цикличность чередования творческих поручений. üПретворите свои идеи в жизнь вместе с детьми.

Основные дела отряда готовятся по следующей схеме: üКоллективное планирование дела (высказываются предложения, составляется план реализации, организуется работа в микрогруппах 5 -7 человек). üОпределяются творческие группы, которые отвечают за тот или иной аспект реализации (оформление, написание сценария, работа актеров, режиссера), при этом важно, чтобы каждый ребенок был занят какойлибо деятельностью. üПроведение дела. üАнализ дела (устный, письменный, цветопись и т. д.). Наиболее предпочтителен анализ дела на вечернем огоньке в кругу, где каждый ребенок может высказать свои эмоции, отношение, оценку своей и чужой деятельности. Задача вожатого – сделать этот разговор открытым и продуктивным, снять чувство неудовлетворенности, помочь детям найти положительные моменты для каждого ребенка и для отряда в целом, наградить отличившихся и создать атмосферу «мы» .

просмотров