«свободный человек кучум падишах. Взаимоотношения казахской степи с сибирским ханом кучумом Кучум потеряв сибирское ханство укрылся в

«свободный человек кучум падишах. Взаимоотношения казахской степи с сибирским ханом кучумом Кучум потеряв сибирское ханство укрылся в

В некоторых легендах отмечено, что Кучум был выходцем из Бухарского ханства.

Начало правления

Опираясь на поддержку бухарского хана Абдуллы, Кучум вел длительную (в 1555 году борьба уже велась) и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером используя войско, состоящее из узбекских, ногайских и башкирских отрядов. Решительную победу он одержал в 1563 году. В 1563, в отмщение за смерть деда, Кучум убил Едигера, занял город Кашлык (Искер, Сибир) и стал владетельным ханом над всеми землями по Иртышу и Тоболу, а равно и над барабинцами, чатами и иртышскими остяками. Население Сибирского ханства, основу которого составляли кипчаки и подчиненные им манси и ханты, рассматривали Кучума, как узурпатора, тем более, что его опорой служило иноземное войско. Будучи правоверным мусульманином, Кучум многое сделал для распространения ислама в Сибири. Это сопровождалось многочисленными мятежами населения, в связи с чем Кучум запросил помощи у своего отца Муртазы, который прислал Кучуму большое войско. По просьбе хана правитель Бухары Абдулла трижды присылал Кучуму с бухарскими всадниками шейхов и сеидов для проповеди ислама. Незадолго до прихода Ермака в Сибирь (1582) к Кучуму прибыл Шербети-шейх. По некоторым данным, Кучум вывез нескольких исламских учёных из Казани. Несмотря на эти меры, некоторые народы ханства оставались язычниками и после смерти хана.

Кучум достиг значительных успехов в укреплении своего государства. Помимо татар и кипчаков, он подчинил своей власти ханто-мансийские племена, обитавшие на Оби и Урале, барабинцев и часть башкирских племен, обитавших на восточных склонах Урала. Границы Сибирского ханства на севере доходили до Оби, на западе кое-где переходили на европейскую сторону Урала, на юге проходили по Барабинской степи.

Разрыв с Россией. Борьба с Ермаком

Захватив Сибирское ханство, Кучум сначала продолжал платить ясак и отправил в Москву своего посла с 1000 соболей (1571), но когда окончились его войны с прежними сибирскими владетелями, он подступил к Перми. Появление его вызвало попытку ногайских татар отделиться от Москвы и черемисский бунт. 1 (12) октября 1581 Кучум выдержал натиск Ермака под Чувашской горой, но 23 октября (4 ноября) его стан был разбит казаками, войска разбежались, и через три дня Ермак вступил в Искер, столицу Сибири. Кучум, бежав в Ишимские степи, стал поднимать инородцев, следил постоянно за Ермаком и наконец, 6 (17) августа 1585, напал на него врасплох и разбил его отряд.

Продолжение сопротивления. Отношения с соседями

В 1586 году в Сибирь были отправлены воеводы Василий Сукин и Иван Мясной. В следующем году в Сибирь с отрядом стрельцов прибыл голова Данила Чулков. Силы ханства были подорваны из-за междоусобной борьбы. Сеид-хан, соперник Кучума, изгнал его сыновей из Искера, но вскоре сам был пленён Данилой Чулковым.

В 1594 году князь Андрей Елецкий выступил во главе с более чем полуторатысячным войском по Иртышу до устья Тары, желая усыпить бдительность Кучума мирными жестами, а затем неожиданно разбить его войско и захватить его в плен. Кучум также искал союзников для борьбы с царскими войсками. Тем временем Кучум поссорился из-за земель с ногайскими мурзами и начал войну с Калмыцкой ордой. Это полностью подорвало силы ханства. Борис Годунов пытался привлечь Кучума на русскую службу, послав ему грамоту от его сына, царевича Абдул-Хаира, в которой последний предлагал отцу помириться с царём, но ответа не получил. Тогда в 1597 году московские власти предприняли новый поход, послав Кучуму преждевременно несколько грамот от Маметкула и Абдул-Хаира с предложением мира и перехода на царскую службу.

Поражение и гибель

Кучум, высоко ценивший свободу, не желал переходить под покровительство царя. В последние годы он, сломленный неудачами, всё больше склонялся к миру с русскими, но никаких действий, однако, не предпринимал. Испугавшись слуха о новом набеге Кучума, царские власти предприняли новое наступление. В августе 1598 года воевода Андрей Воейков с отрядом воинов напал на ставку Кучума, в Ирменьском сражении перебил его воинов и захватил в плен пять сыновей хана. Погибли брат и двое внуков Кучума, большая часть гвардии хана была убита. Сам же хан сумел бежать за Обь. Осенью 1598 года Воейков, руководствуясь указаниями нового царя Бориса Годунова, предложил хану перейти на царскую службу. Кучум отказался. Пользуясь покровительством правителя Бухары и ногайских мурз, он некоторое время скрывался в Барабинских степях, затем, когда бывшие покровители отвернулись от хана, бухарцы заманили Кучума обманом в калмыцкие степи и убили его.

В XVI веке на огромной территории, простиравшейся между великой сибирской рекой Иртыш и его притоком Тобол, после жестокой, кровопролитной войны установил свою власть хан Кучум. Огнём и мечом он насаждал мусульманскую веру среди местных языческих племён. Так свободные прежде народы и их исконные земли составили мощное Сибирское ханство.


Почувствовав свою силу, Кучум отказался платить дань Ивану Грозному, а также сделал попытку захватить ряд российских городов. И тогда русский царь направил для его усмирения казаков во главе с легендарным Ермаком Тимофеевичем. В истории эти два имени - навсегда рядом.

Ислам против язычества

О детстве и юности Кучума, а также его национальности мало что известно. Считается, что этот по-своему красивый человек с раскосыми глазами родился между 1510-1520 годами на берегу Аральского моря, в улусе, носившем название Алты аул. Некоторые источники утверждают, что он является потомком Чингисхана, однако в летописи «О взятии Сибирской земли», составленной Саввой Есиповым в начале XVII века, говорится, что по национальности он был каракалпаком.
В 1555 году Кучум начал военные действия против хана Едигера, который бесконтрольно хозяйничал в землях, прилегавших к Иртышу. Этим честолюбивым человеком овладела мечта стать повелителем обширного Сибирского края, и он возглавил отряды, состоящие из подвластных ему местных племён. В этом он опирался на помощь своего родственника, бухарского правителя Абдуллы-хана II, который в захвате Сибири видел свои экономические и политические интересы, впрочем, как и сам хан Кучум.
Война против Едигера завершилась в 1563 году победой хана Кучума. Он взял под свой контроль обширные сибирские территории, став повелителем племён барабинцев, чатов и остяков, проживавших по берегам Иртыша.
После взятия столицы, города Кашлыка, Кучум убил хана Едигера вместе с братом. Лишь племяннику Едигера, Сейдяку, он сохранил жизнь, заковав в цепи и отправив в Бухару в качестве подарка Абдулле-хану.
На покорённых территориях хан Кучум огнём и мечом стал насаждать ислам. У таёжных жителей, в большинстве своём язычников, были свои верования - шаман им ближе, чем мулла. Однако Кучум с ними не церемонился. Отрубал головы тем, кто слишком рьяно сопротивлялся, а остальным его слуги делали обрезание - чаще всего насильно.
Насаждение ислама вызвало многочисленные мятежи среди местного населения, и тогда хан Кучум вынужден был обратиться за помощью к своему отцу - Муртазе. Но масштабы восстаний были таковы, что присланного подкрепления не хватало, пришлось вновь обращаться за помощью всё к тому же бухарскому родственнику. Вместе с ним прибыли в Сибирь и исламские проповедники - они обращали в новую веру тех, кто спасся от стали ятаганов. Однако после смерти хана жители Сибири в подавляющем большинстве вернулись к язычеству.

Противостояние

В начале своего правления Кучум, одолев Едигера, подтвердил обязательства перед русским царём, и они даже переписывались одно время. Так, в одном из сохранившихся писем хан Кучум писал Ивану Грозному, что «земли завоевывают все народы, но в мирное время они договариваются. Народы наши жили в мире и злобы не таили, люди жили спокойно и благополучно. Теперь в наше с тобой время чернь враждует друг с другом. Раньше не мог послать тебе ярлык. Потому что воевал тут с одним. Теперь этого врага одолел.
Если хочешь, будем теперь дружить. А коли хочешь воевать, будем воевать». Так потом и вышло.
Но какое-то время был мир, и хан Кучум платил русскому государству ясак в размере одной тысячи соболей. Конечно, казна хана была способна выдержать это - покорённые народы регулярно выплачивали Кучуму дань в виде ценного меха пушных зверей, и его богатство росло как на дрожжах. Однако гордая ханская душа никак не хотела смириться с подобным положением. И тогда Кучум не только отказался платить России положенную дань, но и решил включить в состав своего ханства часть принадлежащих ей территорий. В 1573 году Кучум направил в Прикамье войска своего племянника Маметкула, после чего предпринял попытки захватить ряд других российских городов.
Наглость хана Кучума в конце концов разгневала Ивана Грозного, и он немедленно направил в Сибирское ханство казаков во главе с легендарным Ермаком Тимофеевичем. О котором известно ещё меньше, чем о Кучуме.
Кто-то считает, что он вначале был разбойником, грабившим суда на Каме, и потом Строгановы взяли его к себе на службу. А согласно исследованиям историка Скрынникова, Ермак являлся профессиональным военным, участвовал в Ливонской войне, командуя казачьей сотней, успешно воевал с Литвой. Утверждается также, что Ермак в 1578 году уже побывал в Сибири, совершив первый поход в верховья реки Сылва в Пермском крае. Знающий местные условия атаман был для Строгановых человеком, способным отразить набеги Кучума.
Два месяца на реке Чусовой казаки охраняли русские городки от грабительских набегов отрядов Кучума. Однако вскоре Ермак понял, что так победить хана невозможно, нужно нападать, а не защищаться. Тем более что вскоре ему стало понятно: военная мощь Сибирского ханства слишком преувеличена. Поэтому, добившись от Строгановых пополнения снаряжения и боеприпасов, атаман начал поход вглубь Сибирского ханства.
Кучум между тем усиленно готовился к встрече с отрядом Ермака. Мобилизовав все силы, он смог собрать около 10 тысяч воинов. По пути движения казачьих стругов по рекам кучумовцы устраивали засады, осыпая их градом стрел. Поэтому дружинникам приходилось покидать лодки и вступать в рукопашный бой с неприятелем на суше. Казачий отряд, несмотря на свою малочисленность и потери, тем не менее приближался к столице ханства, и Кучуму пришлось перейти к обороне.
Вскоре Ермак беспрепятственно вступил в столицу, сам же Кучум бежал. Постепенно Ермак разбил остатки кучумовских войск, а в 1583 году захватил в плен лучшего военачальника ханства Маметкула.
Менее чем за два года казаки покорили огромное Сибирское ханство, заключив с местными племенами мирные соглашения и наложив на них ясак. Однако Кучум не смирился, продолжив борьбу. Летом 1585 года на Иртыше его отряд напал на ночную стоянку казаков. В этом бою были убиты и прославленный атаман Ермак Тимофеевич, и почти все казаки из его отряда. В летописях говорится о том, что кучумовцы с почестью похоронили потом останки грозного атамана.
После гибели атамана в Сибирь были отправлены воеводы Василий Сукин и Иван Мясной, а позднее с отрядом стрельцов прибыл Данила Чулков.
В 1594 году князь Андрей Елецкий выступил во главе с более чем полуторатысячным войском по Иртышу до устья Тары. Кучум к тому времени поссорился из-за южных земель с ногайскими мурзами и начал войну с Калмыцким ханством. В итоге это полностью подорвало силы ханства.
В 1597 году московские власти предприняли новый поход, перед этим послав Кучуму несколько грамот с предложением мира и перехода на царскую службу. Однако Кучум грамоты не принял и не пожелал переходить под покровительство царя - он слишком высоко ценил свою свободу.
Тогда русские власти предприняли решительное наступление. В августе 1598 года воевода Андрей Воейков с конным отрядом воинов напал на ставку Кучума, перебив его воинов и захватив в плен пятерых сыновей хана. Погибли брат и двое внуков Кучума, большая часть гвардии хана была убита, а сам он сумел бежать за Обь. Осенью того же года Воейков, руководствуясь указаниями нового царя Бориса Годунова, вновь предложил хану перейти на царскую службу. И снова Кучум отказался.

Последний побег

В течение некоторого времени Кучум кочевал около озера Зайсан, а затем решил вернуться в Ишимские степи, где собирался отыскать свою разбросанную по разным местам семью. Ему это, быть может, и удалось бы, если бы он не разозлил калмыков, приказав угнать у них несколько лошадей: они требовались ему для того, чтобы продолжить путь. Калмыки догнали его на реке Нор-Ишиме у озера Каргальчина и перебили почти всех его людей. Однако Кучуму вновь повезло, и он опять спасся бегством.
Неясно, что происходило с мятежным ханом дальше. В некоторых летописях говорится о том, что Кучум отправился в Казакскую орду, другие указывают на ногайцев или каракалпаков.
Так или иначе, но все источники утверждают о насильственной смерти Кучума в 1601 году среди одного из этих народов. В некоторых источниках высказывается версия, что старый, больной, полуослепший, потерявший почти всех родственников, хан Кучум сам искал гибели среди недругов. И он её нашёл - предположительно в Тенгиз-Кургальджинской впадине (Казахстан).
Со смертью Кучума история Сибирского ханства формально и фактически прекратилась.

ГИБЕЛЬ КУЧУМА

Множество песен и преданий сложил о Ермаке народ. Едва ли не самым удивительным было то, что память о нем хранили и русские люди, и местные сибирские племена. Собираясь на праздник, обитатели глухих деревень пели о Ермаке русские и татарские песни. Одни при этом плакали, другие смеялись. Так было три века спустя после гибели славного атамана.

Коренные жители Сибири явились первыми творцами легенды о Ермаке. Через неделю после гибели атамана, гласит предание, некий рыбак-татарин заметил в Иртыше мертвое тело. Вытянув его на берег, рыбак по доспеху увидел, что это не простой казак. Он поспешил в деревню и вернулся на берег с толпой.

В калмыцких степях акыны пели о том, как утоп Ермак, как был «обретен и стрелян и кровь течаше» и сколько «от пансырей (его) и от платья чудес было», как похоронили его татары и «смертной завет положиша, что про него русакам не вещати».

Семен Ремезов знал от отца калмыцкие предания. В своей «Истории» он дополнил их множеством подробностей. Пробыв в воде две недели и еще шесть недель на суше, тело Ермака будто бы источало живую кровь и оставалось нетленным. Птицы кружились над ним, но не смели клевать.

Мурза Кайдаул Баисетов, опознав Ермака, велел положить тело на помост (лабаз) и стал созывать татар из всех поселений. Каждый вновь прибывший поражал мертвое тело стрелой.

Среди сибирских племен преобладал шаман. Своих жрецов-шаманов соплеменники погребали над землей на лабазе. Такой способ погребения считался почетным.

Ермака поначалу оставили лежать на лабазе. Но потом атаман будто бы стал являться в видениях «бусурманам», и те настояли на его погребении. Местом погребения было выбрано Баишево кладбище. То было место захоронения некоторых из мусульманских шейхов, павших в дни «священных» войн ислама на берегах Иртыша. Над шейхами высились небольшие погребальные сооружения - мавзолеи. Ермака закопали под кудрявой березой.

В память о доблестном враге татары будто бы устроили богатую тризну. Вскоре по степям разнеслись слухи о чудесах, творившихся на могиле героя. Семен Ремезов записал толки, подслушанные им в татарских улусах. «Бе же видитца бусурманоми до днесь, - писал историк, - во вселенские суботы столп до небеси, а по простым свеща велия». Огни на могиле видели, впрочем, одни мусульмане, тогда как православным ничего не открывалось.

Чем больше проходило времени, тем больше легенд слагали о Ермаке. Калмыцкий тайша Аблай поведал Ремезовустаршему, что в детстве его исцелила щепотка земли с могилы Ермака. С тех пор Аблай, отправляясь на войну, брал с собой землю со священной могилы и побеждал. Если же земли с ним не было, он терпел неудачу.

Мусульманское духовенство относилось с неодобрением к народным песням и преданиям, прославлявшим атамана. Но все попытки заглушить молву о Ермаке ни к чему не привели.

Кучум был последним, кто прибыл на берег Иртыша, чтобы посмотреть на своего грозного противника. Его сопровождали знатные мурзы.

Кучуму не удалось вернуться в Кашлык, где утвердился его соперник Сеид-хан. Даже когда тот попал в плен, это не принесло выгоды престарелому хану. Русские воеводы объявили, что царь возьмет на службу всех татар, которые того пожелают. Новым царским слугам назначали денежное и хлебное жалованье.

Призывы воевод возымели действие. Многим татарам надоело скакать по степи за Кучумом, и они потянулись в родные улусы под Кашлык. В числе других к русским отъехал мурза Кайдаул, которому по разделу достался доспех Ермака.

Сфера власти Кучума стремительно сужалась. Волости, располагавшиеся в Прииртышье к югу от Тобольска на расстоянии пятнадцати дней пути по реке, признали власть русского царя и стали платить воеводам ясак в половинном окладе. Другую половину ясака местные князьки и есаулы продолжали давать Кучуму, «блюдяся от него войны».

Теснимый со всех сторон, Кучум послал в Москву грамоту. Он настойчиво просил отпустить к нему пленного Маметкула. Одновременно хан просил царя Федора пожаловать его сибирским юртом «под царскою высокою рукою». В Москве не придали значения миролюбивым заявлениям Кучума. Там не забыли, как хан, будучи царским вассалом, велел однажды убить русского посла и вероломно напал на Пермский край. Маметкул справедливо считался лучшим военачальником Сибирского ханства. Не потому ли Кучум старался вызволить его, что замышлял новую войну?

Выстроив сеть укреплений на Оби и Нижнем Иртыше, русские двинулись в южные пределы Сибирского царства. Воевода князь Андрей Елецкий получил приказ пройти по Иртышу до устья реки Тары и выстроить там крепость. Царская рать насчитывала более полутора тысяч ратных людей. Среди них было 550 сибирских татар и 400 башкир и татар из Уфы, Казани и Свияжска.

Елецкий не скупился на мирные жесты по отношению к Кучуму. Он должен был усыпить бдительность хана, «приказывать гладко и его оплашивать, покаместь город укрепится».

Мирные заверения сторон были не более чем хитростью. Андрей Елецкий имел тайный наказ разгромить Кучума, если представится возможным захватить его врасплох. В свою очередь, Кучум искал повсюду союзников для войны с «белым царем». Он не раз обращался к правителю Бухары Абдуллах-хану с просьбой о помощи. Но бухарский правитель был занят борьбой за Хорезм и не мог прислать ему подкрепления.

Кучум заключил договор с нарымским князем Воней, стоявшим во главе Пегой орды. Воня копил силы для нападения на Сургут, и Кучум прикочевал поближе к его владениям, чтобы сообща напасть на русских. Но их воинственным планам не суждено было осуществиться.

Кучум мог рассчитывать на поддержку ногайских мурз, пока между ними не возник спор из-за земель. Одним из самых больших улусов на Иртыше владел ногаец Авлия Мурзин. Кучум послал сына-царевича Алея, и тот «отвел» людей от мурзы. Тогда Авлия пожаловался правителю Бухары. Абдуллах-хан потребовал, чтобы Кучум немедленно вернул улус ногайскому мурзе и учинил его «меньшим братом» для совместной войны с русскими.

В Москве оценили весть о раздоре Кучума с ногайцами. Царь Федор упомянул об этом в одной из своих грамот к хану. «…ногайские улусы, - писали дьяки, - Тайбугин юрт, которые кочевали вместе с тобою, от тебя отстали, на которых была тебе большая надежда». Знать из рода Тайбуги издавна пользовалась исключительным влиянием в Сибирском «царстве».

Война с Калмыцкой ордой окончательно осложнила положение Кучума. По русским данным, после одного неудачного боя ханскую ставку покинули двое царевичей и 300 татар, а «иные пошли в Бухары и в Нагаи и в Казахскую орду».

Некоторые из приближенных Кучума перешли на сторону русских. Владелец крупного улуса Чин-мурза, сын Ильмурзы Исупова, перешел на царскую службу. Выехала в Москву мать царевича Маметкула.

Зная о трудном положении Кучума, правитель Борис Годунов предпринял новую попытку привлечь его самого на русскую службу и таким путем положить конец войне в Сибири. Находившийся в русском плену царевич Абдул-Хаир написал грамоту отцу, предлагая ему «покрыть свои вины» и отдаться под покровительство царя. Абдул-Хаир советовал Кучуму показать свою добрую волю, прислав в Москву одного из своих сыновей.

Не получив ответа, московские власти в 1597 году предприняли новый демарш. Абдул-Хаир, на этот раз вместе с Маметкулом, направил новое письмо Кучуму, где сообщалось, что они несут в Москве службу и получили в удел города и волости. От имени царя Федора Маметкул и АбдулХаир предлагали Кучуму две возможности: либо он приедет в Москву и получит щедрые земельные владения - города и волости, либо царь вновь «учинит» его на Сибирском «царстве» под своей высокой рукой. В Москве была составлена от имени царя Федора «опасная» грамота Кучуму, гарантировавшая ему безопасный проезд и царскую милость.

Однако обещания царских милостей не прельщали Кучума. Сын степей, он слишком высоко ценил волю. Свое последнее письмо воеводам Кучум адресовал так: «От вольного человека, от царя боярам поклон!» Хан желал узнать у воевод, нет ли указа насчет него от царя из Москвы. Он явно ничего не знал о царской «опасной» грамоте и добивался некоторых практических уступок. «Прошу у великого князя у белого царя, - писал он, - Иртышского берегу, да и у вас, у воевод, бью челом, того же прошу».

В последние годы жизни Кучума мучительно преследовали мысли о поражениях, покончивших с его счастливым царствованием. Он не раз вспоминал Ермака. И в своем последнем письме Кучум упомянул его имя. «А от Ермакова приходу и по ся места пытался есмя встречно стояти, - сокрушенно признавал он, - а Сибирь не яз отдал, сами естя взяли; и ныне попытаем миритца, либо будет на конец лутче».

Кучума удручали старческие немочи. Он стал слепнуть и пытался помочь беде, выписав снадобье для глаз из Бухары. Однако бухарский посольский караван попал в руки к русским, и хан смиренно просил воевод вернуть ему конский вьюк из захваченной «рухляди». «Очи у меня больны, - писал старец, - и с теми послы были зелия, да роспись тем зельям…»

Кучум пытался убедить воевод в своем миролюбии. Но он отказывался послать в Москву сына, что подрывало доверие к его словам.

В 1597 году Кучум собрал ясак с нескольких тарских волостей. Вскоре прошел слух, будто он готовит набег на Тару.

В августе 1598 года помощник тарского воеводы Андрей Воейков отправился в Барабинские степи, чтобы отыскать Кучума и разгромить его. При воеводе находились голова Черкас Александров, ратные люди, казаки, служилые татары, всего 400 человек. Ермаковский атаман возглавил поиск в двух «волостях», только что «отведенных» от Кучума. Захваченные им «языки» показали, что хан кочует на Черных водах и при нем находятся «в собранье» 500 татар да еще 50 бухарских торговых людей. Захваченные в плен татары подтвердили, что Кучум откочевал на Обь и собирает отовсюду людей, чтобы идти войной на Тарский городок.

Вести встревожили воеводу. В двух днях пути от кочевий Кучума было замечено сосредоточение воинов-калмыков - пять тысяч человек. Намерения их оставались неизвестными.

Воейков решил не терять времени. Ратные люди шли днем и ночью. Наконец на рассвете 20 августа они приблизились к ставке Кучума. Побоище началось на заре и закончилось в полдень. Несмотря на то, что при Кучуме было 500 воинов, тогда как у воеводы лишь 400, татары потерпели сокрушительное поражение. В бою погибли брат и двое внуков Кучума, шесть князей, 15 мурз и «аталыков», 150 человек ханской гвардии. Около 150 татар погибли при отступлении. В плен к русским попали пять младших сыновей Кучума, восемь цариц из его гарема, пять высших сановников и 50 отборных воинов.

Кучума не было ни среди убитых, ни среди пленных. Одни говорили, что хан «в Оби реке утоп», другие - будто «Кучум в судне утек за Обь реку».

Действительно, хан в разгар боя бежал в небольшой лодке. Воейков пытался настигнуть беглецов, для чего наскоро соорудил плоты. «Плавал я, - писал воевода в Москву, - на плотах по Оби и за Обью рекою, по лесам искал Кучума и нигде не нашел».

Кучум вновь ускользнул от погони. Вскоре к нему «прибежали» трое старших сыновей и 30 воинов.

Выждав время, хан вернулся на место битвы и в течение двух дней хоронил убитых, а потом послал гонца к мурзе Кожбахтыю в соседнюю волость, прося лошадей и платье, «чем бы ему мочно поднятца». Мурза прислал ему коня и шубу, а затем сам прибыл к Оби и предложил Кучуму свидеться. Хан не стал дожидаться мурзу и ночью бежал прочь.

С наступлением осени 1598 года тарские воеводы вновь предложили Кучуму поступить на государеву службу, обещая вернуть жен и детей и пожаловать «царским жалованьем». При Кучуме не осталось ни одного писца, и он передал ответ воеводам на словах: «…не поехал деи я к государю по государеве грамоте, своею волею, в кою деи пору я был совсем цел, а за саблею деи мне к государю ехать не по что, а нынеча деи я стал глух, и слеп, и безо всякого живота».

Кучум нисколько не сгущал краски, описывая свое бедственное положение. Он почти ослеп и оглох. Его покинули все, и бывший властитель метался по степи, не доверяя даже своим слугам. Любой мурза мог захватить его и выдать недругам.

Старшие сыновья давно отделились от отца, соседство с которым становилось все более опасным. Кучум смирился со своей участью, но часто сетовал о пленении своего кормильца («промышленника»), тридцатилетнего царевича Асманака: «Хотя бы деи у меня всех сыновей поимали, а один бы деи у меня остался Асманак и яз бы деи об нем ещо прожил, а нынеча деи я иду в Нагаи, а сына деи своего (Каная. - Р. С.) посылаю в Бухары».

Канай поддерживал отца до последней минуты, не желая покидать его. Но Кучум пожалел сына и отослал его в Бухару, где доживала свои последние годы мать царевича.

Бывший властитель Сибири держался в Барабинских степях, пока находил поддержку у ногайских мурз и при дворе бухарского правителя. Когда же он лишился войска и всего имущества, от него отвернулись и ногайцы, и покровители из Бухары. Гибель Кучума стала неизбежной.

С тех пор как кибитки царевича Каная скрылись за Обью, следы Кучума затерялись в степях. Прошел слух, будто хан пытался отбить стада у калмыков, но был настигнут ими и разбит. Окончательно лишившись всего, Кучум бежал в ногайские кочевья и был там убит.

Царевич Канай иначе излагал историю гибели своего отца. Канаю не довелось найти прибежище в Бухаре, и его переполняло негодование на интриги бухарского правителя. Царевич считал, что калмыки были лишь орудием в руках бухарцев, а ногайцы явились такими же жертвами последних, как и сам Кучум. По словам Каная, бухарцы, заманив его отца «в колмаки, оманом убили», и, кроме того, «у них в бухарех многих нагайских мурз, заманив оманом, побили».

С гибелью хана Кучума Сибирское «царство» прекратило свое существование.

После смерти Ермака молва о взятии Сибири разошлась по всей Руси. В казачьей среде в Сибири родились первые песни об удалом атамане. Одни ермаковцы вернулись в родные станицы на Волгу, Дон, Яик и Терек. Другие, продолжая дело Ермака, ушли далеко на восток к неведомому океану. Но куда бы они ни шли, они несли с собой давние «сказы».

В песнях Кирши Данилова Ермак приобрел черты былинного богатыря. Как некогда Илья Муромец сражался с враждебной Руси степной стихией, так и Ермак бьется и побеждает «царя татарского» и всю его силу.

Вольные казаки явились пионерами в освоении новых земель. Опережая правительственную колонизацию, они освоили «дикое поле» в Нижнем Поволжье, на Тереке, Яике и Дону. Поход Ермака в Сибирь был прямым продолжением этого движения. То, что первыми русскими поселенцами здесь стали вольные люди, оказало влияние на исторические судьбы Сибири. Преобладание народной колонизации привело к тому, что дворянское землевладение и крепостное право никогда не утвердились на сибирской окраине.

Казаки Ермака сделали первый шаг. Следом за ними на восток двинулись крестьяне, промышленники-звероловы, служилые люди. В борьбе с суровой природой они отвоевывали у тайги землю, основывали поселения и закладывали очаги земледельческой культуры.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Бабочка автора Шаррьер Анри

Гибель Карбонери Моего друга Матье Карбонери убили вчера ударом ножа в сердце. Это подлое убийство совершилось в тот момент, когда Матье находился в душевой, и лицо его было покрыто мыльной пеной. Убил его армянин, сутенер.С разрешения коменданта я участвовал в церемонии

Из книги Я - «Берёза», как слышите меня?.. автора Тимофеева-Егорова Анна Александровна

Гибель командира Уже позади Полесье. Наша армия идет освобождать многострадальный польский народ. Под крылом проносятся поля с узкими полосками неубранной ржи, от хутора к хутору - дороги серпантином.Попадаются деревушки с крышами, покрытыми дранкой, костелы,

Из книги Великое Предательство. Казачество во Второй мировой войне автора Науменко Вячеслав Григорьевич

Гибель Е. В. Тарусского Тарусский - псевдоним журналиста и писателя Рышкова, сына известного в России драматурга Виктора Рышкова. Здесь приведен отрывок из статьи В. Орехова в журнале «Часовой» № 275/6.<…> Мы встретились с Евгением Викторовичем Тарусским в Италии в

Из книги «Гнуснейшие из гнусных». Записки адъютанта генерала Андерса автора Климковский Ежи

ГИБЕЛЬ СИКОРСКОГО После отдыха в Ливане Сикорский полетел в Каир, откуда должен был направиться уже в Лондон. В основном все было сделано и урегулировано. Только вопрос об Андерсе не был решен со всей ясностью и определенностью. Предстояла реорганизация командования

Из книги Сербский закат автора Поликарпов Михаил Аркадьевич

Гибель командира Смерти двух командиров - Михаила Трофимова и Александра Шкрабова разделяет практически ровно год.Русские добровольцы выбрали себе путь воина. А путь воина - это смерть. Петр Малышев, русский доброволец-ветеран, в этот момент находившийся в России, 4

Из книги Горький автора Басинский Павел Валерьевич

Переход и гибель «Человек - это переход и гибель», - говорил Заратустра Ницше, имея в виду, что человек есть «мост», протянутый природой между животным и сверхчеловеком. С этой «истиной» молодой Пешков познакомился еще до того, как стал Горьким.Но прежде - некоторые

Из книги Люди без имени автора Золотарев Леонид Михайлович

22. Гибель товарища Завод еще не работал. Шахта ежедневно поставляла сотни тонн высококачественной руды с большим процентом содержания никеля. Встречался и самородный никель. Руду сгружали во дворе завода. Территория завода со всеми пристройками огорожена сеточным

Из книги Но пасаран автора Кармен Роман Лазаревич

Гибель Дуррути В военном министерстве я встретил Хаджи. Он временно состоит военным советником у Дуррути - вожака испанских анархистов. Хаджи рассказал: бригада Дуррути недавно пришла из Каталонии. Анархисты подняли по этому поводу невероятную шумиху. Они идут спасать

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Гибель Зои В последнее время письма от Зои были очень грустные, я чувствовала, что все мужество ее покинуло, что все настоящее и будущее ей кажется беспросветным. В одном из них она написала мне: «Только что я окончила читать Достоевского „Преступление и наказание“,

Из книги Леонид Кучма [Настоящая биография второго Президента Украины] автора Корж Геннадий

Гибель Марии Возвращались мы обратно из Красноуральска в разгар лета не через Пермь, а через Свердловск. Наши проездные билеты были настолько гибкие, что позволяли нам пользоваться ими так, как нам было удобно. День мы провели в Свердловске, в походах по музеям, посетили

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Гибель Чорновила С президентскими выборами 1999 года связана еще одна таинственная история - история смерти лидера Руха Вячеслава Чорновила. У Вячеслава Максимовича тогда были все шансы составить серьезнейшую конкуренцию Леониду Кучме. Но он трагически погиб в

Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай Константинович

Гибель, притянутая за уши Телеграмму я прочел, когда рабочий день уже кончился, впереди был бесконечный уикенд. Читатель может себе представить, как долго тянулось время от пятницы до понедельника, до того нераннего часа, когда работники журнала приступают к своим

Из книги Пушкинский том [сборник] автора Битов Андрей

Еще гибель Ранней весной 1907 года мы с Еленой Ивановной поехали в Финляндию искать дачу на лето. Выехали еще в холодный день, в шубах, но в Выборге потеплело, хотя еще ездили на санях. Наняли угрюмого финна на рыженькой лошадке и весело поехали куда-то за город по данному

Из книги Павел Мочалов автора Соболев Юрий Васильевич

IV. Гибель пушкиниста «Prologue Я посетил твою могилу – но там тесно; les morts m’en distrait – теперь иду на поклонение в Ц.<арское> С.<ело> и в Баб<олово>.Ц.<арское> С.<ело>!.. (Gray) les jeux du Lyc?e, nos lecons… Delvig et Kuchel, la po?sie – Баб<олово>».С этого бы следовало

Из книги Леонид Быков. Аты-баты… автора Тендора Наталья Ярославовна

Из книги автора

Гибель Ты ушел туда, откуда не приходят - Так близка была тебе чужая боль… В нашем равнодушном хороводе Ты избрал последнюю гастроль… Из передачи Леонида Филатова «Чтобы помнили…» Чтобы понять, почему погиб Леонид Быков, надо знать, как он жил, – считала его дочь и

Эпизодические походы за Урал с целью обложения данью Угорских и самодийских племен совершались новгородскими и московскими ушкуйниками еще в XII и XIV-XV веках . Но именно знаменитый поход отряда Ермака в конце XVI века положил начало необратимому «приобретению» Сибири Московским царством. Как отметил А. П. Окладников, с этого похода и разгрома Сибирского юрта началась «новая эпоха в жизни огромного края ».

Конечно,история Сибирского ханства не сводится к его крушению. Степные пространства Западной Сибири входили в состав кочевнических государств еще в эпоху раннего Средневековья. В начале 2-го тыс. н. э. на этих землях расселялись кыпчаки, против которых совершали далекие походы войска хорезмшаха Мухаммеда и старшего сына Чингисхана Джучи. В XIII веке южные районы Западной Сибири вошли в состав улуса Джучи. Развал Золотой Орды привел к образованию в Западной Сибири в XV веке Тюменского, а затем Сибирского ханств. По территории Западной Сибири проходили важные торговые пути из Поволжья, Средней Азии и Восточного Туркестана .

В средние века туда попадали товары из Хазарии, Волжской Булгарии, Ирана, Китая, Франции, Германии, Скандинавии. На территории Сибирского юрта существовали города и оседлые поселения, получила распространение одна из мировых религий - ислам и арабская письменность. Под властью сибирских ханов находились не только татары, но и угорские и самодийские племена. Сибирское ханство поддерживало отношения с Казанским ханством и государством Шейбанидов в Средней Азии.

Отношения с Московским царством были неровными: сибирские ханы то признавали свою вассальную зависимость от московского царя, то посылали военные отряды для сбора дани с угорского населения и грабежа русских деревень в Прикамье. В Западной Сибири нашел свое последнее убежище хан Тохтамыш, сюда совершали походы Едигей и Кучум. Все это не позволяет согласиться с пренебрежительными оценками Сибирского ханства как «эфемерного государства ».

Период, охватывающий XV-XVI века, в военной истории кочевых народов Евразии остается малоизученным. Отчасти это объясняется необратимыми изменениями в развитии военного дела, произошедшими тогда. Освоение огнестрельного оружия в европейских странах дало регулярным армиям значительное военно техническое превосходство над конницей кочевников. В какой-то мере это снизило интерес к истории военного искусства кочевников в эпоху позднего Средневековья. Однако исследование вооружения сибирских татар может стать своеобразным эталоном для анализа других кочевых культур этого периода.

К событиям военной истории Сибирского ханства европейская наука обратилась в XVIII веке, вскоре после того, как это государство перестало существовать . Основные письменные источники, прежде всего сибирские летописи, были собраны в XVIII веке выдающимся немецким ученым на российской службе, «отцом сибирской истории», Герхардом Фридрихом Миллером . Тогда же началось изучение археологических памятников сибирских татар. Внимание ученых было сосредоточено на обследовании фортификационных сооружений.

Изучением татарских крепостей занимались многие известные ученые - Д. Г. Мессершмидт, Г. Ф. Миллер, И. Г. Гмелин, И. Э. Фишер, П. С. Паллас, И. П. Фальк и другие. Наиболее значительные раскопки средневековых памятников в Барабинской лесостепи и в XIX - начале XX века произвели В. Радлов и В. Н. Пигнатти. В последние десятилетия изучением археологических памятников сибирских татар активно занимались В. И. Молодин, В. И. Соболев, А. И. Соловьев, Б. А. Коников и другие ученые.

Письменные исторические источники содержат отдельные сведения о вооружении и оборонительных сооружениях, тактике ведения боя татарскими войсками, о характере военных действий во время похода отряда Ермака. Среди археологических находок и этнографических материалов культуры сибирских татар есть детали луков и колчанов, стрелы, палаши и сабли, кинжалы, копья и боевые топоры, фрагменты кольчуг и панцирей.

Судя по имеющимся материалам, основным оружием дистанционного боя были луки и стрелы. Миллер называл луки и стрелы, наряду с копьями и саблями, «обыкновенным оружием татар ». Исследовав луки средневекового населения Западной Сибири, А. И. Соловьев выделил несколько типов, характерных для сибирских татар: луки с фронтальными срединными и плечевыми накладками и изготовленные целиком из дерева . Это было достаточно эффективное оружие для стрельбы на короткие и средние расстояния, которое широко применялось во всем кочевом мире с начала 2-го тыс. н. э. По сравнению с громоздкими и трудоемкими в обращении пищалями татарские луки были более простым, удобным и скорострельным оружием. С их Помощью воины Чингисхана и его преемников завоевали большую часть Евразийского континента.

На вооружении татарских воинов-лучников находились стрелы с разнообразным набором железных наконечников, в основном небольших по размеру, плоских, асимметричноромбических и в форме боеголовки. Значительно реже татарские лучники применяли стрелы с массивными широкими наконечниками и округлым, тупым или вильчатым острием, предназначенные для нанесения болезненной кровоточащей раны. Для пробивания панцирной брони, рассечения и раздвижения колец кольчуги татарские воины использовали бронебойные четырехгранные и линзовидные стрелы. Кроме железных, для стрельбы по легковооруженному противнику применялись стрелы различной формы с костяными и роговыми наконечниками. Комплекс средств ведения дистанционного боя сибирских татар превосходит наборы стрел большинства кочевнических культур эпохи развитого Средневековья, уступая только монгольскому. Правда, для центральноазиатских кочевников в этот период были характерны массивные стрелы, которые у сибирских татар встречались редко. Их набор стрел ко. Их набор стрел отличался и большим количеством костяных наконечников, что характерно для северной периферии кочевого мира. Костяные стрелы, безусловно, использовались в боевых целях, поскольку их до сих пор находят в телах погребенных людей. Стрелы хранились в кожаных колчанах вычурной формы, украшенных орнаментом и металлическими бляшками.

Основным в комплексе боевых средств сибирских татарских воинов являлось оружие дистанционного боя, ориентированное на поражение не имевшего металлических панцирей и кольчуг противника на расстоянии 20-50 метров. Бороться с тяжеловооруженным противником можно было с помощью бронебойных стрел, которых татарам явно не хватало. В ближнем бою воины могли действовать копьями и дротиками, палашами, саблями и боевыми топорами. Для защиты использовали шлемы, панцири и кольчуги.

Помимо татарских военных отрядов в столкновениях принимали участие таежные угорские племена, вооруженные луками и стрелами, копьями, мечами, боевыми топорами и защитными панцирями.

Вопросы численности и формирования войска в Сибирском татарском ханстве мало исследованы. Вероятно, у сибирских татар применялась азиатская десятичная система деления войска и народа. Отдельные мурзы имели в своем распоряжении различные отряды и могли воевать как самостоятельно, так и вступать в бой, объединив свои силы.

Получив известие о появлении отрядов Ермака, хан Кучум «послал гонцов для сбора людей», то есть объявил всеобщую мобилизацию своих войск. Он приказал «собрать татар, остяков и вогулов» и отправил войско во главе с царевичем Махметкулом навстречу противнику .

Определить общую численность войск Сибирского ханства довольно сложно. Известно, что уже после бегства Кучума из Кашлыка в битве при Абалаке царевич Махметкул командовал туменом - отрядом из 10 тысяч воинов . Другое войско возглавлял сын и наследник Кучума царевич Алей, отдельные отряды - мурзы Карача, Кашкар, Бегиш... Сам хан руководил «ногайской гвардией». Вероятно, войско Сибирского юрта насчитывало не один тумен. Однако ни в одном из сражений Кучуму не удалось собрать все вооруженные силы ханства в мощный кулак.

Военные отряды сибирских татар предпочитали действовать на поле боя в конном строю, осыпая противника тучей стрел. Подобная тактика, традиционная для кочевников, успешно применялась в войнах с другими номадами и таежными племенами, однако в боях против отряда Ермака она оказалась малоэффективной, вероятно, из-за дальнобойности пищалей и защищенности воинов отряда доспехами. По легенде, Ермак надевал на себя два доспеха, один поверх другого. Пробить такую двойную защиту не могла ни одна татарская стрела.

В сражениях с отрядом Ермака татарские воины редко вступали в ближний бой из-за нехватки защитных средств.

Татарские воины умели воевать и в пешем строю. Они устраивали засады, контролировали передвижение противника, внезапно нападали в удобном для атаки месте, осыпая врага стрелами.

Практически все татарские мурзы имели свои укрепленные городки, построенные на возвышенности, обрывистых мысах по берегам рек и укрепленные валами, рвами и частоколами с напольной стороны. Оборонительные возможности этих крепостей были различными. Например, крепость Куллары на Иртыше Ермак штурмовал пять дней подряд, но так и не смог взять.

Помимо холодного оружия на вооружении войска Кучума были две привезенные из Казани чугунные пушки, стрелявшие ядрами. Он попытался применить их в сражении на Чувашском мысу, но безуспешно, поэтому во время отступления Кучум приказал сбросить свою артиллерию в Иртыш. В источниках есть упоминание о том, что две пушки имелись и в отряде мурзы Бегиша. Правда, в достоверности этого сообщения сомневался еще Миллер .

Важную роль в военном искусстве сибирских татар играла разведка. Опираясь на хорошее знание местности, она могла внимательно следить за перемещениями противника и своевременно информировать своих полководцев о действиях врага. Впрочем, сторожевая служба у татар не всегда была на высоте. Так, в результате предательства мурзы Сенбахта-та-гина Ермаку удалось ночью напасть на стан царевича Махметкула у озера Ку-лар, уничтожить его отряд, а самого татарского полководца взять в плен.

Татары научились дезинформировать противника, заманивать его в отдаленные от основных сил места и уничтожать по частям. Так погиб небольшой отряд Ермака, двигавшийся навстречу «бухарскому каравану».

Оценивая боеспособность войск Сибирского татарского ханства, необходимо отметить, что она вполне соответствовала уровню развития военного искусства в кочевом мире в эпоху позднего Средневековья.

Военная организация обеспечила Сибирскому ханству почти двухсотлетнее господство над угорскими и самодийскими племенами Западной Сибири, позволила противостоять другим кочевым объединениям. Однако их боевых сил и умения воевать оказалось недостаточно для успешной борьбы с вооруженным огнестрельным оружием и обладающим большим боевым опытом и решимостью в достижении цели противником.

Опыт войны с отрядом Ермака свидетельствует, что решающую роль в разгроме Сибирского ханства сыграло военно-техническое превосходство и боевой опыт.

Несомненно, что по общей численности войска Сибирского ханства и его вассалов во много раз превосходили отряд Ермака.

К тому же татары воевали у себя дома и подчинились отнюдь не «добровольно», а сопротивлялись долго и ожесточенно. Не обладая огнестрельным оружием, они были знакомы с его действием и вовсе не разбегались как дикари от одного звук выстрелов. В источниках подчеркивается, что во многих боях татарские воины храбро сражались. Например бой в устье с войсками шести татарских мурз «продолжался несколько дней с переменным успехом: хотя победа осталась за отрядом Ермака. Бой с отрядом Махметкула у Бабасанских юрт длился пять дней. Полководец Махметкул, племянник Кучума, после пленения стал российским воеводой, воевал со шведами, участвовал в походе на Серпухов.

В сражениях Кучум и его полководцы рассчитывали на свое численно превосходство и массированную стрельбу, но это не имело должного эффекта, поскольку воины отряда Ермака были хорошо защищены от поражения стрелами. Они расстреливал татар на расстоянии, нанося им ощутимые удары. Особенно заметным эта техническое превосходство стал в боях с отрядами угорских князе Во время похода на Обь отряд Богдана Брязги взял штурмом несколько городков, выдержал ряд боев и при это» не потерял ни одного человека.

Бой на. Реконструкция Л. А. Боброва.

Как справедливо отметки Р. Г. Скрынников, помимо воєнно технического превосходства воины отряда Ермака обладали большим боевым опытом в сражениях с кочевниками, татарами и ногайцами . Сам Ермак принимал участие в Ливонско войне. Атаманы Иван Кольцо, Никита Пан и другие успешно воевали с кочевниками в Поволжье. По некоторым источникам, купцы Строгановы, отправляя Ермака в Сибирь, включили в состав его отряда «трисг человек немцев и литвы из числа военнопленных с Ливонской войны . Европейские военные специалисты высоко ценились в Российском государстве в этот период и последующие век и сыграли огромную роль в освоении Сибири.

Татары также имели некоторый опыт войн с русскими. Военные отряды сибирских татар и вогулов-манси неоднократно совершали походы через Урал, в земли купцов Строгановых. Однако крупных сражений при этом не происходило.

Татарские полководцы не смогли приспособиться к военной тактике отряда Ермака и в большинстве боев терпели поражения.

Вероятно, определенную роль з военных успехах отряда Ермака сыграл и психологический фактор. Ермак и его атаманы, в сущности, не могли вернуться без победы, так как на родине их ждала неминуемая расплата за предшествующие разбои. Лишь покорив для царя Сибирское ханство, они могли рассчитывать на царские «милости». Поэтому Ермак продолжал упорно двигаться к цели, не считаясь со всеми трудностями и людскими потерями, преодолевая не только сопротивление татар, но и неверие своих подчиненных в успех предприятия. В то же время для Кучума и других татарских князей потеря того или иного «города» не означала полного краха, за спиной у них лежала спасительная степь, в которой они могли укрыться. После серии поражений Кучум без боя сдал столицу ханства Кашлык, что имело роковые последствия. Сибирское ханство развалилось не только под ударами извне, но и под напором внутренних противоречий. Для сибирских татар и угров Кучум и его окружение были пришельцы и, завоевателями.

После падения Кашлыка от Кучума отошли многие подданные. Некоторые татарские мурзы и угорские князья перешли на сторону Ермака. Против Кучума поднялся Сеид-хан, потомок правящего ханского рода сибирских татар Тайбугидов, и мурза Карача.

Даже после гибели Ермака и ухода остатков его отряда из Сибири за Урал Кучуму и другим претендентам а ханский престол не удалось восстановить целостность Сибирского ханства.

Решающие удары по государственности сибирских татар были нанесены в конце 1580-1590-х годов. В 1588 году дьяк Д. Чулков заманил Сеид-хана и мурзу Карачу в Тобольский острог на пир и переговоры, во время которых их охрану предательски перебили, а самих татарских предводителей взяли в плен и отправили в Москву. В 1596 году воевода Ф. Елецкий разбил войско Кучума в городке Тунус. Хану удалось бежать. Царское правительство пыталось подчинить Кучума. От имени племянника Махметкула и находившегося в российском плену сына Абулхаира ему посылали письма. В 1598 году воевода А. Воейков нанес поражение отряду Кучума на реке Ирмень в Приобье. Кучуму с тремя сыновьями и тридцатью воинами удалось уйти. Несмотря на свое бедственное положение, он отказался пойти на службу к московскому царю и погиб в 1601 году . В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума - царевичи Аб-лайкерим и Кирей - продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620-1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли . Значительная часть татарской знати к этому времени перешла на российскую службу, что обеспечило необратимость присоединения земель, населенных сибирскими татарами, к России. Хотя угроза со стороны царевичей, потомков Кучума, сохранялась до второй половины XVII века .


Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Последний мусульманский хан Сибири Кучум. За что его убили ногайцы??

Субтитры

Происхождение

Отцом Кучума был Муртаза, сын Ибака - хана Тюмени и Большой Орды.

«..У Чингиз-хана сын Джучи-хан; у него сын Шибан-хан, его сын Багадур-хан, его сын Джучи-буга, его сын Бадакул, его сын Мунга-Тимур, его сын Бик-кунди-оглан, его сын Алий-углан, его сын Хаджи Мохаммед-хан, его сын Махмудек-хан, его сын Абак-хан, его сын Тулук-хан, его сын Шамай-султан, его сын Узар-султан, его сын Багадур-султан. У помянутого выше Махмудек-хана был сын Муртаза-хан, у этого сын был Кучум-хан..»

Родился Кучум предположительно в -1520 годах на Северном побережье Аральского моря, в улусе Алты аул . По своему происхождению он являлся, скорее всего, этническим каракалпаком .

«Прииде же степью ис Казачьи орды царь Кучюм Муртазеев сын со многими воинскими людми и доиде до града Сибири, и град взя, и князей Етигера и Бекбулата уби, и прозвася сибирский царь… Бекбулатов же сын Сейдяк от убиения царя Кучюма соблюден бысть и изведен в Бухарскую землю...»

В русских документах того времени Казахскую орду нередко именовали «Казачьей» ордой, между тем, историк Г. В. Вернадский в труде «Монголы и Русь» указывает: «Форма казах, теперь официально принятая в Советском Союзе, вариант слова казак, которое в нескольких тюркских диалектах означает «свободный человек»… В его основном значении этим словом называли как группы татарских, украинских и русских поселенцев (казаки), так и целый среднеазиатский народ киргизов (казахов).»

В некоторых легендах отмечено, что Кучум был выходцем из Бухарского ханства . Однако распространившееся в советской исторической литературе утверждение о принадлежности его к роду основателей этого ханства Шейбанидов ошибочно, поскольку является следствием путаницы: в реальности хан принадлежал к роду Шибанидов , потомков Шибана - 5-го сына Джучи и внука Чингисхана .

Начало правления

Опираясь на поддержку своего родственника, бухарского хана Абдулла-хана II , Кучум вел длительную (в 1555 году борьба уже велась) и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером используя войско, состоящее из узбекских , ногайских , казахских отрядов. Решительную победу он одержал в 1563 году .

Кучум погиб насильственной смертью среди одного из этих народов. Одним из мест гибели считается Тенгиз-Кургальджинская впадина . Скорее всего Кучум погиб в 1601 году . В том году сын Кучума Али стал ханом.

В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума - царевичи Аблайкерим и Кирей - продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620-1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли.

просмотров