Конспект урока по МХК «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко. Изобразительное искусство барокко Презентация по искусству на тему барокко

Конспект урока по МХК «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко. Изобразительное искусство барокко Презентация по искусству на тему барокко

Художественная культура барокко

Изменение мировосприятия в эпоху барокко

XVII век - одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило кру­шение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеоло­гии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С од­ной стороны, происходит революционный переворот в естество­знании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве - новые стили и жанры. С другой - преобладают политический консерватизм, песси­мистические взгляды на общество и человека, развиваются ир­рационализм и мистика. В обществе, как справедливо отмечал искусствовед А. А. Аникст,

«исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её тра­гических противоречий. Прежняя вера уступает место скеп­сису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них возникает и сомне­ние относительно природы человека - действительно ли добрые начала главенствуют в ней».

Перемены и трагические конфликты этой эпохи образно за­печатлел английский поэт Джон Донн (1572-1631):

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звёзд, и в облике планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Всё стало относительным для нас.

Перевод О. Румера

Прежде всего относительными стали представления о чело­веке, который теперь мыслился, с одной стороны, ничтожно ма­ленькой частицей мироздания, а с другой - великой силой, спо­собной управлять природой. Великий французский учёный, ре­лигиозный мыслитель и писатель Блез Паскаль (1623-1662) писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя «тростником мыслящим». Человек воспринимался как сложная личность, переживающая драмати­ческие конфликты своего времени.

Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,

Арена всех скорбей, превратностей поток,

Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,

Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.

А. Грифиус Перевод Л. Гинзбурга

Переменам в мировосприятии человека во многом способст­вовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, расширившие представления о ми­ре как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Великие географические открытия, выдвинутая Д. Бруно кон­цепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров Все­ленной, а также сформулированные И. Кеплером законы дви­жения планет вокруг Солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук.

Изобретение микроскопа (Антони ван Левенгук, 1673) и те­лескопа (Галилео Галилей, 1610) позволило заглянуть в голо­вокружительные бездны мироздания - в недоступные ранее бесконечно большие и малые миры. В том, что представлялось спокойным и неподвижным, человек обнаружил удивительное разнообразие... Пространственно-временная модель мира теперь строилась на балансировании упорядоченного космоса и хаоса. Человек всё глубже осознавал иллюзорность и неустойчивость пространства, грозящего в любой миг обернуться неожиданны­ми метаморфозами. Быстротечность жизни, бег времени он из­мерял не месяцами и днями, а часами, минутами и даже секун­дами. Парадокс текучести и постоянной изменчивости времен­ного потока рождал в душе мистический страх и сомнения, заставлял всё чаще задумываться над бренностью человеческого бытия.

Где и в чём человек искал спасение от бед и противоречий жизни? Душевное спокойствие, смысл и равновесие он пытался найти в интенсивной духовной и религиозно-мистической жиз­ни, в обращении к Богу и Вечности. Но, раздираемый сомнения­ми и противоречиями, он далеко не всегда находил ответы на интересующие его вопросы Бытия:

Ты смотришь в небеса? Иль ты забыл о том,

Что Бог - не в небесах, а здесь, в тебе самом?..

Постой! Что значит «Бог»? Не дух, не плоть, не свет,

Не вера, не любовь, не призрак, не предмет,

Не зло и не добро, не в малом он, не в многом,

Он даже и не то, что именуют Богом,

Не чувство он, не мысль, не звук, а только то,

О чём из всех из нас не ведает никто.

А. Силезиус Перевод Л. Гинзбурга

В тщетных поисках внутренней опоры в Боге человек всё от­четливее осознавал свою беспомощность перед мирозданием, об­ращался к мистическим видениям, чудесам, связанным с муче­ничеством и страданиями. Реальная жизнь восп­ринималась как сплошной обман, кошмарный сон, «суета сует». («Жизнь - есть сон» - так назвал свою пьесу испанский драматург Кальдерон.)

Новую, изменившуюся атмосферу духовной жизни особенно остро почувствовало искусство.

Эстетика барокко

Перемены в мировосприятии, сознание распада прежних ос­нов жизни, отсутствие гармонии, путаница в понятиях породи­ли новые эстетические принципы искусства барокко - нового художественного стиля, по-новому увидевшего и отразившего мир.

Жаргонное словечко barocco (причудливый, странный, вы­чурный), которым португальские моряки обозначали бракован­ные жемчужины неправильной формы, в середине XVI в. появилось и в разговорном итальянском языке, где стало синонимом всего грубого, фальшивого и неуклюжего. Возможно, эта излиш­няя вычурность произведений искусства, выполненных в этом стиле, была одной из причин разногласий, возникших между специалистами в оценке барокко. Одни видели в нём «стилевое направление» в европейском искусстве конца XVI - середины XVIII в. Вторые объявляли искусство барокко «извращённо­стью», «незнанием правил», проявлением «дурного вкуса», про­тиворечащим гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения. Третьи, напротив, отмечали грандиозность, плас­тичность, стремление к красоте и воспринимали его как логич­ное продолжение традиций Возрождения. Некоторые иссле­дователи проводили параллель между античным эллинизмом и барокко, другие усматривали его связь со средневековым искус­ством, тяготевшим к выражению напряжённых, почти экстати­ческих религиозных чувств. Но как бы ни разнились оценки учёных, одно несомненно: барокко - большой самостоятельный стиль в искусстве, значительный этап в развитии мировой худо­жественной культуры.

В то же время были и общие, не вызывавшие разногласий взгляды на эстетику барокко. Они касались основных задач ис­кусства, понимания роли и места человека в окружающем мире. Главная цель барокко - стремление удивить, вызвать изумле­ние. Вот как об этом писал английский поэт А. Поуп (1688- 1744):

Лишь там, где полускрыта красота,

Достигнута искусства полнота.

Цель мастера - контрастами играть,

Скрывать границы, взоры удивлять.

Перевод С. Антонова

Человек и всё многообразие действительности становятся предметом творческого осмысления в искусстве. В произведени­ях барокко человек выступает как личность со сложным миром чувств и переживаний, вовлечённая в бурный водоворот собы­тий и страстей. Острая жажда жизни и наслаждений сочетается в нём почти с физическим страхом перед смертью и инстинктом самосохранения. Человек мечется между надеждой и отчаяни­ем, на каждом шагу его подстерегают случайности и превратнос­ти судьбы, его героические поступки находятся на грани тра­гедии и ужаса. Он постоянно оказывается перед нравственным выбором, всё чаще к нему приходит понимание тщетности чело­веческого бытия, бренности человеческой жизни. Это удиви­тельно точно выражено одним из героев У. Шекспира:

Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр,

Неистово шумящий на подмостках

И через час забытый всеми; сказка

В устах глупца, богатая словами

И звоном фраз, но нищая значеньем.

Перевод Т. Щепкиной-Куперник

Человека, одержимого желанием выявить и понять глав­ные законы развития жизни, уже не могла устроить лишь конс­татация её сложности и противоречивости. Вот почему в произ­ведениях барокко, с одной стороны, переданы напряжённость конфликтов, преодоление духа противоречий, раздвоенность и тревога, а с другой - стремление к возрождению гармонии в жизни. Главными темами искусства барокко становятся му­чения и страдания человека, мистические аллегории, соотноше­ние добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них, где реальность совмещается с причудливой фантазией. Для произведений барокко харак­терны синтез архитектуры, живописи и скульптуры, эмоцио­нальный накал страстей, динамизм и «тревожность силуэтов», картинная зрелищность, преувеличенная пышность форм, контрасты масштабов, цвета, света и тени, изобилие и нагромож­дение причудливых деталей, использование неожиданных мета­фор.

Несмотря на ярко выраженные принципы, барокко, как ис­кусство, не утратило связей с эстетикой Возрождения и продол­жало ренессансные традиции.

Хронологически стиль барокко оформлялся почти одновре­менно с классицизмом, нередко вступая с ним в борьбу. Приме­нительно к искусству термин «барокко» впервые был использо­ван в середине XVIII в., когда возникла необходимость критики вычурного стиля архитектурных сооружений XVII в.

В России отдельные черты барокко проявились во второй по­ловине XVII в., а его расцвет приходится на середину XVIII сто­летия. В большей мере влияние барокко испытала русская ли­тература XVII в. (например, поэтическое творчество Симео­на Полоцкого (1629-1680), в гораздо меньшей - архитектура и живопись).

1 слайд

2 слайд

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини «…Я победил трудность, сделав мрамор гибким, как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью…» Лоренцо Бернини

3 слайд

Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь - 28 ноября 1680, Рим) - великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью» Автопортрет. 1598-1680

4 слайд

Экстаз Святой Терезы (итал. Estasi di santa Teresa d"Avila) - алтарная группа в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа, созданная в 1645-1652 годах Джованни Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро. Скульптура посвящена святой Терезе, испанской монахине и католической святой, жившей в XVI веке. В одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Бернини воплотил это мистическое видение в мраморе. Скульптуры, выполненные из белого каррарского мрамора, расположены в алтарной нише среди колонн из цветного мрамора, на фоне позолоченных бронзовых лучей, которые символизируют божественный свет. Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, запрокинув голову, охваченная томлением святая лежит на облаках, стоящий рядом ангел направляет в ее сердце золотую стрелу. Экстаз Святой Терезы 1645-1652 гг.

5 слайд

Фонтан Четырёх рек (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) - один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648-1651 гг. по проекту Бернини. В 1644 г. папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезённый в Рим императором Каракаллой. Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Его покровитель Людовизи, будучи женат на племяннице папы, поставил макет фонтана в столовой, где тот обедал. Иннокентий был поражён неслыханной дотоле гармонией скульптуры и архитектуры, отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана. Фонтан Четырёх рек питается водой из древнего акведука Аква Вирго.

6 слайд

Фонтан Тритона - фонтан в Риме, созданный Джованни Лоренцо Бернини. Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Фонтан был сделан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо. Постамент фонтана образуют 4 дельфина, на кончиках хвостов которых располагается огромная раковина. На раскрытых створках этой раковины находится статуя Тритона, сына бога Посейдона. Тритон выдувает из раковины струю воды, которая наполняет чашу фонтана. Фонтан Тритона

7 слайд

«Слон Минервы» перед Санта-Мария-сопра-Минерва Аполлон и Дафна (1622-1625 гг.) - мрамор, 243 см, галерея Боргезе, Рим.

8 слайд

Бюст Людовика XIV в Версале. Экстаз Блаженной Людовики Альбертини (1671-1674 гг.)- мрамор, Сан-Франческо-а-Рипа, Рим

9 слайд

Живопись барокко Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью, покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Главные ее темы - торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых, а также античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.

10 слайд

Монументальная живопись барокко получила широкое распространение в западноевропейских странах, особенно во Франции. Но здесь она развивалась в рамках уже сложившихся стилей - классицизма XVII в. и рококо, возникшего в начале XVIII столетия. Шарль Лебрен. Канцлер Сегье верхом на лошади. Около 1660 года. Масло, холст. Лувр, Париж.

11 слайд

Поражали своей парадной пышностью декоративные композиции Шарля Лебрена (1619-1690) в Версале и Лувре. Провозглашенный им «метод изображения страстей», предполагавший помпезное и льстивое восхваление высокопоставленных особ, принес художнику головокружительный успех. В 1662 г. он стал первым живописцем короля, а затем директором королевской мануфактуры гобеленов (вытканных вручную ковров-картин, или шпалер) и руководителем всех декоративных работ в Версальском дворце. В Зеркальной галерее дворца (см. ил. на с. 49) Лебрен расписал золоченый плафон множеством аллегорических композиций, прославляющих царствование и завоевания «короля-солнца» Людовика XIV. Нагромождаемые живописные аллегории и атрибуты, яркие краски и декоративные эффекты барокко явно контрастировали с архитектурой классицизма. Зеркальная галерея дворца в Версале. Франция.

12 слайд

Характерные черты барокко нашли отражение в жанре парадного портрета. Художники видели свою главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души. Вот почему среди портретов XVII в. нет профильных изображений, люди в них обращены лицом к зрителю. Чаще всего это монархи, государственные и общественные деятели, высшая знать - кавалеры и дамы, а также богатые купцы и священники. Величественные позы, гордые, надменные взгляды... Портреты изобилуют множеством символических атрибутов и аллегорических намеков. Сложные драпировки, яркие, запоминающиеся детали, занавесы из тяжелых тканей создают праздничную торжественную атмосферу. Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637

13 слайд

Рубенс- король живописи «История искусства не знает ни единого примера столь универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа». Питер-Пауль Рубенс. Художник с женой Изабеллой Брант на фоне куста жимолости. Около 1609 года. Холст на дереве. Старая Пинакотека, Мюнхен.

14 слайд

РУБЕНС (Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия - 30 мая 1640, Антверпен), фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. Рубенс. «Меркурий, Аргус и Ио». 1635-38. Картинная галерея. Дрезден.

15 слайд

Рубенс. «Союз Земли и Воды». Около 1618. Эрмитаж. Питер-Пауль Рубенс. Низвержение Сеннахериба. Первая половина 17 века. Дерево. Старая Пинакотека, Мюнхен. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Рубенс. «Охота на лису и волка».

17 слайд

Домашнее задание: 1. Темы рефератов (на выбор): «Изобразительное искусство барокко»; «Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини»; «Монументальная живопись итальянских и французских мастеров»; «Парадный портрет барокко»; «Традиции Возрождения в изобразительном искусстве барокко»; «Рубенс - «король живописи»; «Портретное искусство Рубенса»; «Творчество Антониса Ван Дейка»; «Живописные шедевры Якоба Йорданса»; «Натюрморты Франса Снейдерса»; «Произведения фламандских мастеров в собраниях российских музеев». 2. Задание всему классу (общее): Познакомьтесь с творчеством знаменитых учеников Рубенса Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса или Франса Снейдерса. Оформите презентацию от класса на тему «Фламандские живописцы барокко». Сопроводите живописные произведения краткими аннотациями (3-4 картины каждого художника).

Барокко

Слайдов: 28 Слов: 1457 Звуков: 0 Эффектов: 2

Барокко. Барокко- искусство, стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин “барокко” вкладывалось разное содержание. Западное барокко. «Площадь святого Петра». Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской каталической церкви. Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. В собор ведут пять дверей. Святая дверь замурована бетоном. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет. В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Собор Святого Петра на протяжении веков украшали выдающиеся мастера искусств. - Барокко.ppt

Барокко МХК

Слайдов: 8 Слов: 772 Звуков: 0 Эффектов: 0

Творческий проект по мхк на тему: Барокко. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Эпоха барокко. Человек эпохи барокко. Барокко в живописи. Барокко в архитектуре. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон. Барокко в скульптуре. Трир. Барочный сфинкс у дворца курфюрста. Барочная мода. При дворе царили строгий этикет сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Николя де Ларжийер. - Барокко МХК.ppsx

Стиль барокко

Слайдов: 16 Слов: 96 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Бракованная жемчужина». Барокко. Стиль возник в италии в самом начале 17века. Микеланджело. Вестибюль библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции. Собор святого Петра в Риме. Микеланджело руководил постройкой. Джакомо делла Порта. Возвел купол собора святого Петра в Риме. Карло Мадерна. Оформил фасад собора святого Петра. Лоренцо Бернини. Охватил колоннадой огромную площадь. Интерьер собора. Балдахин, покрывающий предполагаемую гробницу святого. Давид. Аполлон и Дафна. Экстаз святой Терезы. - Стиль барокко.ppt

Эпоха Барокко

Слайдов: 16 Слов: 621 Звуков: 1 Эффектов: 146

Сокровища эпохи Барокко. Творческий проект. Автор: Ведягина Ольга Преподаватель: Муравьева Елена Александровна. ДМШ № 3 г. Дзержинск 2008 г. Содержание проекта. Художественный стиль эпохи барокко. Музыка эпохи барокко. Скульптура, литература, театр. Барокко в России. Театрально-пышный, торжественный и патетический стиль. Стремление к величию и пышности, совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация. Исторический фон. Расцвет абсолютных монархий в Европе. Стиль репрезентировал сильную королевскую и императорскую власть в Европе. - Эпоха барокко.pps

Черты барокко

Слайдов: 16 Слов: 281 Звуков: 0 Эффектов: 0

Барокко. Архитектура. Характерные черты архитектуры барокко. Обилие пышных, декоративных украшений. Подчёркнутая театральность. Преобладание сложных криволинейных форм. На смену согласованности и пропорциональности приходит диссонанс и асимметрия. Для барокко характерна сложность пространственных построений. Для архитектуры барокко характерны неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Лоренцо Бернини – «гений барокко». 1598 – 1680. Главное архитектурное творение – оформление площади Святого Петра в Риме. Фасад храма Святого Петра в Риме. Русское барокко. Выдающиеся творения Растрелли. - Черты барокко.ppt

Культура барокко

Слайдов: 55 Слов: 1065 Звуков: 0 Эффектов: 88

Барокко. По-испански barocco - странный. Общая характеристика. Человек в искусстве. Архитектура и скульптура. Франческо Бартоломео Растрелли. Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. Капелла Корнаро. Экстаз Св.Терезы. Скала Раджа. Кафедра Св.Петра. Киворий. Площадь Св.Петра. Зимний дворец. Вид с Дворцовой площади. Б.Ф.Растрелли. Екатерининский дворец. Андреевская церковь. Мариинский дворец. Собор Петра и Павла. Интерьер барокко. Овальные спирали. Орнамент барокко. Подражание архитектурным деталям. Праздничный облик. Живопись барокко. П.П.Рубенс. Персей и Андромеда. Вакханалия. Союз Земли и Воды. - Культура барокко.ppt

Барокко в искусстве

Слайдов: 47 Слов: 5403 Звуков: 0 Эффектов: 17

Барокко. Барокко искусство, стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин “барокко” вкладывалось разное содержание. Живопись барокко. Монументальная живопись Барокко. Традиции монументальной живописи Барокко сложились к 30-м гг. Во второй половине XVII в. плафонная живопись Барокко достигла расцвета. XVII в.). На нем изображены не только возносящиеся в рай праведники, но и низвергающиеся в ад грешники. Искусство, творчество, картины живописцев барокко. Диего Веласкес. (Испанский живописец). Трое мужчин за столом, 1618 Эрмитаж, Санкт-Петербург. - Барокко в искусстве.ppt

Голландское барокко

Слайдов: 53 Слов: 1425 Звуков: 0 Эффектов: 0

Малые голландцы. Голландское барроко. Бытовой жанр. Расцвет. Станковая картина. Явление голландской школы. Франс Халс. Начальное развитие. Гуляки на масленице. Адриан ван Остаде. Нидерландский живописец. Светотеневые эффекты. Комната в крестьянском доме. Мать с ребенком. Палитра. Скрипач. Бюргерский жанр. Геррит Доу. Детали картин. Живопись. Учёный, делающий записи. Старуха, читающая библию. Композиционный прием. Магазин бакалейщика. Повествовательное начало. Ян Стен. Голландский живописец. Типичный сюжет. Жизненность сцен. Гуляки. Пейзажи. Картины Стена. Веселое семейство. Больная и врач. - Голландское барокко.pptx

Итальянское барокко

Слайдов: 20 Слов: 1106 Звуков: 0 Эффектов: 0

Характерные черты для барокко: Архитектура Барокко (1650 - 1770 гг.). Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим. Барокко в архитектуре и живописи Италии. Крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века. Был наиболее чистым представителем итальянского барокко. Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Начал заниматься ваянием еще в детстве. Галерея Джованни (Джан) Лоренцо Бернини. Экстаз святой Терезы. Похищение Прозерпины. Святой Андрей и Святой Томас. Франческо Борромини - итальянский архитектор, наиболее радикальный представитель раннего барокко. Сын каменотёса, сам учился на каменотёса в Милане. - Итальянское барокко.ppt

Стиль барокко в искусстве

Слайдов: 41 Слов: 2389 Звуков: 0 Эффектов: 0

Изобразительное искусство барокко. Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини. Ранние скульптуры Бернини. Лоренцо Бернини. Экстаз Святой Терезы. Бернини изобразил Святую Терезу. Фонтан четырех рек на площади Навона. Аллегорические фигуры. Покрывало на голове Нила. Кафедра собора Святого Петра. Надгробие папы Александра. Мастер скульптурного портрета. Король Людовик XIV. Живопись барокко. Интерьер Версальского дворца. Характерные черты барокко. Рубенс – король живописи. Автопортрет с Изабеллой Брант. Питер Пауэл Рубенс. Рубенс никогда не замыкался в рамках какого-то одного жанра. - Стиль барокко в искусстве.ppt

Изобразительное искусство барокко

Слайдов: 17 Слов: 1255 Звуков: 0 Эффектов: 0

Изобразительное искусство барокко. Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини. Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Автопортрет. 1598-1680. Экстаз Святой Терезы (итал. Экстаз Святой Терезы 1645-1652 гг. Фонтан Четырёх рек (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) - один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648-1651 гг. по проекту Бернини. Фонтан Четырёх рек питается водой из древнего акведука Аква Вирго. Фонтан Тритона - фонтан в Риме, созданный Джованни Лоренцо Бернини. Тритон выдувает из раковины струю воды, которая наполняет чашу фонтана. - Изобразительное искусство барокко.ppt

Барокко и классицизм

Слайдов: 18 Слов: 518 Звуков: 0 Эффектов: 0

Барокко и классицизм. Тест. Какому стилю принадлежат характерные черты архитектуры? Обилие пышных, декоративных украшений. Подчёркнутая театральность. Преобладание сложных криволинейных форм. На смену согласованности и пропорциональности приходит диссонанс и асимметрия. 1.Барокко. 2.Классицизм. О каком архитекторе следующая информация? 1738 – 1812 гг., получил образование в Петербургской Академии художеств. В своём творчестве ориентировался на русские архитектурные традиции. 1. В.И. Баженов. 2. М.Ф. Казаков. 3. А.Д. Захаров. 4. А.Н. Воронихин. 5. В.В. Растрелли. 6. О.Р. де Монферан. - Барокко и классицизм.ppt

Живопись барокко

Слайдов: 18 Слов: 441 Звуков: 2 Эффектов: 33

Живопись. Барокко. Рубенс «Суд Париса». Стиль барокко. Стиль барокко – культурная система позднего средневекового общества. Рубенс: «персей и андромеда». Рубенс Питер Пауль. «Охота на лесу и волка». Эпоха барокко. Василий Усатюк –призыв х.м. Жанры живописи. Пейзаж. Портрет - интимный. Портрет. Термин «барокко». Василий Усатюк- пожар страстей. Картины Василия Усатюка. Дама треф. Дафна. Изобразительное искусство барокко. Рубенс «Союз Земли и Воды». Живопись барокко. Рубенс: «портрет Елены Фаурмент с детьми». Главные темы. Рубенс «Венера и Адонис». Рубенс «Меркурий, Аргус и Ио». Рубенс «Персей и Андромеда». - Живопись барокко.pptx

Здания барокко

Слайдов: 32 Слов: 1082 Звуков: 0 Эффектов: 1

Барокко. ХVIIIв.). Название происходит от итальянского bаrоcco - причудливый, странный. Долгов время олово "барокко" несло отрицательную оценку. Комнаты нередко теряли привычную для глаза прямоугольную форму. Европейское барокко. «Площадь Навона». Римская площадь в форме вытянутого с юга на север прямоугольника. С XV века по 1869г. место нахождения городского рынка. Церкви Сант-Аньезе- ин –Агоне. Внутри церкви - пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко. Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре титулярная церковь напротив палаццо Памфили. Сант-Аньезе-ин –Агоне. - Здания барокко.ppt

Архитектура барокко

Слайдов: 35 Слов: 128 Звуков: 1 Эффектов: 1

Барокко в архитектуре. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон. Архитектура барокко в России (первая половина XVIII века). - Архитектура барокко.ppsx

Барокко в архитектуре

Слайдов: 10 Слов: 156 Звуков: 0 Эффектов: 0

Архитектура барокко. …Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда. …В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам, колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды, амуры, вензеля, вплетенные тайком, и головы ягнят, увитые шнурком, и статую найдешь в великолепной нише, В узорах и резьбе карниз под самой крышей. Не пилястры, а колонны и полуколонны. Огромные окна и порталы. Волнистая стена. Скульптура. Богатые украшения в виде завитков. Излюбленная форма - овал. - Барокко в архитектуре.ppt

Эпоха барокко в архитектуре

Слайдов: 17 Слов: 846 Звуков: 0 Эффектов: 29

Архитектура барокко. Характерные черты. Барокко. Шедевры итальянского барокко. Пьяцца Сан-Пьетро. Фонтан Четырёх рек. Купол храма в Кастель-Гандольфо. Аполлон и Дафна. Фонтан Тритона. Бюст Людовика XIV в Версале. Франческо Бромонни. Дивное узорочье. Церковь Троицы в Никитниках. Архитектурные творения. Андреевская церковь. Собор Смольного монастыря. Зимний дворец. - Эпоха барокко в архитектуре.ppt

Стиль барокко в архитектуре

Слайдов: 20 Слов: 401 Звуков: 0 Эффектов: 8

Стиль барокко. Что такое барокко. Характерные черты барокко. Карло Мадерна. Ультрабарокко. Рококо. Барокко в России. Самые крупные ансамбли барокко в мире. Версаль (Франция). Петергоф(Россия). Аранхуэс(Испания). Цвингер(Германия). Шёнбрунн(Австрия). Сармантское и виленское барокко. - Стиль барокко в архитектуре.ppt

Архитектурный стиль барокко

Слайдов: 19 Слов: 485 Звуков: 0 Эффектов: 0

Барокко в архитектуре. Итак, barocco - пожалуй, самый эмоциональный среди стилей. Церковь святой Сусанны. Рим. Замок Шарлоттенсбург. Берлин. Германия. Дрезден. Фрауэнкирхе (женская церковь). Парадный дворец французских королей в пригороде Парижа Версале. С XVII века являлся образцом европейского барокко. Дворцовый ансамбль ЦВИНГЕР. Собор Сан Николас. Испания. Оперный театр Одесса. Интерьер Барокко. Величие и размах, пышность порой переходящая в напыщенность. Барочные украшения. Барокко России Санкт-Петербург. Зимний Дворец. Бартоломео Растрелли. Вершина творчества зодчего и всего отечественного барокко - Смольный монастырь. - Архитектурный стиль барокко.ppt

Музыкальная культура эпохи барокко

Слайдов: 16 Слов: 362 Звуков: 0 Эффектов: 4

Музыкальная культура барокко. Барокко в итальянской опере. Вступление. Музыка барокко носит светский характер. Опера – главное достижение музыкального искусства барокко. Первая опера Монтеверди – «Эвридика». Монтеверди. Антонио Вивальди. Вивальди. Творчество Баха. Бах – непревзойденный мастер органной музыки. Русская музыка барокко. Признанный мастер духовной хоровой музыки. Композитор Бортнянский. - Музыкальная культура эпохи барокко.ppt

Театр барокко

Слайдов: 32 Слов: 1466 Звуков: 0 Эффектов: 0

Театральное искусство XVII-XVIII веков. Западноевропейский театр. Барокко. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области. Испанский драматург XVII века Альваро де Арагон. Все виды искусства в эпоху барокко стремились к зрелищности. Самый зрелищный вид искусства – театр. Мир в искусстве барокко приравнивался к театру, человек - к актеру. Поразить воображение, удивить, ошеломить зрителей. Мир, враждебный человеку, представлен в пьесах как скопище насилия и зла. В жестокой игре страстей и амбиций всё решает случай. Цели и задачи театра барокко. Театр - синтез различных искусств - живописи, музыки, литературы. - Театр барокко.ppt

Барокко в Италии

Слайдов: 33 Слов: 2403 Звуков: 0 Эффектов: 30

Стиль барокко в Италии. Кризис гуманизма. Барокко. Главные темы искусства барокко. Италия. Просмотрите видеофрагмент и выпишите в тетрадь особенности. Архитектура барокко. Первым образцом стиля барокко считается церковь Иль-Джезу. Характерные черты итальянского барокко. Лоренцо Бернини. Площадь Святого Петра в Ватикане. Воображение Балдахин. Бернини в равной степени проявил себя и в архитектуре и в скульптуре. Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал. Характерные черты скульптора Бернини. Франческо Борромини (1599-1667). Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Чистый белый цвет. - Барокко в Италии.ppt

Барокко в Риме

Слайдов: 43 Слов: 226 Звуков: 0 Эффектов: 6

Проявление индивидуального подхода архитектора Франческо Борромини Фонтан Треви – главный римский фонтан. Стихия воды и барокко: фонтан как объект барочной архитектуры. Особенности скульптурных изваяний Сравнение скульптуры Давида в исполнении Микеланджело и барочного скульптора Лоренцо Бернини. Новое в скульптуре барокко по сравнению с эпохой Возрождения. Римъ. Архитектура и скульптура барокко. Церковь санта-марія-новелла (флоренція). Церковь сантъ андреа делла валле. 1590-1663; Карло Мадерно, Карло Райнальди. Церковь санъ карло алле кватро фонтан?. 1635-1667; Франческо Борромини. - Барокко в Риме.ppt

Бернини

Слайдов: 12 Слов: 665 Звуков: 0 Эффектов: 0

Барокко. Лоренцо Бернини. Давид. Ренессансная скульптура. Скульптор. Главная тема в творчестве Бернини. Выражение лица. Образ возлюбленной. Экстаз Святой Терезы. Скульптурная группа. Сюжет из произведения древнеримского поэта. Фасад церкви Сант Аньезе. - Бернини.ppt

Лоренцо Бернини

Слайдов: 28 Слов: 148 Звуков: 0 Эффектов: 3

Скульптура барокко. Лоренцо бернини. Лестница Палаццо Барберини (Рим, 1633). ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ. ЭКСТАЗ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ (1652; 350 см; Рим, Санта Мария делла Виттория). ПЬЕТА (1499; 174 см; Ватикан, Собор Святого Петра). ВАКХАНАЛИЯ (1617; Нью-Йорк, музей Метрополитен). Вакханка. середина IV века до нашей эры скульптор Скопас. ИСТИНА (1652; Рим, галерея Боргезе). ПЛОЩАДЬ СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА (1663; Рим). ФОНТАН ЧЕТЫРЕХ РЕК (1651; Рим, пьяцца Навона). АПОЛЛОН И ДАФНА (1625; 243 см; Рим, галерея Боргезе). -

Слайд 1

Слайд 2

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини

«Экстаз Святой Терезы»

Слайд 3

Подлинным шедевром скульптурного творчества Бернини стала алтарная композиция «Экстаз Святой Терезы» для римского собора Сайта Мария делла Витториа. Композиция раскрывает один из эпизодов записок испанской монахини Терезы, жившей в XVI в. и позднее причисленной церковью к лику святых. В своих записках она рассказала, как однажды к ней во сне явился ангел и пронзил ей сердце золотой стрелой: «В руке ангела я увидела длинную золотую стрелу с огненным острием; мне показалось, что он вонзил ее несколько раз в мое сердце... Боль была так сильна, что я не могла удержаться от крика, но в то же время испытала такую бесконечную сладость, что... пусть бы эта боль длилась вечно».

Слайд 4

Перед Бернини стояла непростая задача изобразить сверхъестественное явление, поэтому скульптурная группа была задумана как видение во сне. Автору удалось виртуозно передать в мраморе высшее напряжение чувств героини. Мастер скрывает от зрителя точки опоры фигур, ему удается представить их парящими в облаках.

Слайд 5

Нереальность происходящего подчеркнута пучками лучей на заднем плане и клубящимися облаками, на которых полулежит Святая Тереза, бессильно запрокинув голову. Ее веки полузакрыты, она словно не видит представшего перед ней нежного и улыбчивого ангела. Страдание и наслаждение переплетаются в ее болезненно-восторженном облике. Эмоции героини доведены до крайнего предела, до исступления, но при этом у зрителя не создается впечатления неестественности ее чувств. Эффект мистического видения скульптор подкрепил светом, падающим в дневное время сквозь желтое стекло окна собора.

Слайд 6

Да, Бернини победил мрамор, он действительно сделал его «гибким, как воск». К лучшим творениям Бернини принадлежат и фонтаны, которыми он украсил Рим. Самые известные из них - фонтан Тритона (1637) и Четырех рек (1648-1651) - блестящее сочетание экспрессивной барочной пластики с бурлящей и пенящейся водой.

Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек. Фрагмент. 1648-1651 гг. Рим

Слайд 7

Живопись барокко

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Пышные композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонах.

Слайд 8

Слайд 9

Гиацинт Риго. Портрет Людовика 14. 1701г. Лувр. Париж.

Характерные черты барокко нашли отражение в жанре парадного портрета. Художники видели свою главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.

Слайд 10

Ни один придворный живописец конца XVII - начала XVIII в. не мог пройти мимо жанра парадного портрета. «Все они создавали огромные портреты с изображением поколенным или в рост, где зритель попадал в царство пышных занавесей и торжественных колонн, переливчатого шелка, тяжелого бархата, расшитой золотой парчи, громоздящихся складок, необъятных мантий, гигантских париков и взбитых, как пена, кружев, блеска декоративных лат, орденских цепей, звезд, лент, сияния драгоценных камней, самоуверенных лиц и поз, указующих перстов, жезлов, скипетров, атрибутов могущества, ранга, титула, нагромождаемых в таком изобилии, что от них начинает кружиться голова... Это был роскошный театр власти, достигшей полного самоупоения и вполне разучившейся отличать видимое от реального, показное от действительного, а точнее, верящей только одной желаемой, льстящей ей видимости» (В. Н. Прокофьев)

Слайд 11

Сколько напыщенности и самолюбования в портрете Людовика XIV, выполненном французским художником Гиацинтом Риго (1659-1743)! Поразительны театральность и вычурность позы, высокомерный и снисходительный взгляд «короля-солнца», чрезмерная роскошь одеяния, богатство торжественных драпировок и атрибутов королевской власти. Картина, первоначально предназначавшаяся в качестве подарка племяннику испанского короля, так понравилась заказчику, что он пожелал оставить оригинал у себя. В Испанию была отправлена копия.

Слайд 12

Рубенс - король живописи

Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауэл (1577-1640), фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Т.Верхахта, А. ван Норта, О.Вениуса (ван Вена). В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.

Слайд 13

Слайд 14

Питер Пауэл Рубенс (1577-1640) принадлежит к числу выдающихся художников мира. Один из биографов так писал о значении его творчества: «История искусства не знает ни единого примера столь универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа».

Слайд 15

Питер Пауэл Рубенс, Автопортрет с Изабеллой Брапт. 1609-1610 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

Посмотрите а его портрет и вы поймете, насколько талантлив был этот начинающий художник. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником, шляпа с высокой тульей и металлической брошкой, кожаные туфли с изящными подвязками подчеркивают его аристократичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой в беседке, увитой зеленью и цветущей жимолостью. С видом ласкового покровительства он слегка склонился к жене, его рука опирается на шпагу. Выразительные глаза обращены прямо к зрителю, их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья. Две склоненные друг к другу фигуры, красноречивый жест соединенных рук символизируют внутреннее согласие и любовь.

Слайд 16

Питер Пауэл Рубенс. Битва амазонок с греками. 1615-1619 гг. Старая Пина котека, Мюнхен

Да, это был период покоя, труда и тихого счастья в жизни художника. В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это, в свою очередь, поднимало его престиж в обществе и открывало путь к свободному творчеству. В заказах не было недостатка, число поклонников его таланта постоянно росло. Его заказчиками были французская королева Мария Медичи, принцесса Нидерландов Изабелла, генуэзские купцы...

Слайд 17

Рубенс обладал колоссальной работоспособностью. В шесть часов после утренней мессы он шел в мастерскую к рабочему столу или мольберту, делая десятки эскизов и рисунков на бумаге или картоне. Затем он обходил учеников, специализировавшихся на каких-то элементах картины, прописывал уже готовые композиции, едва касаясь кистью отдельных частей полотна. Им создано около полутора тысяч самостоятельных произведений и еще столько же в сотворчестве с учениками - невероятная цифра для человека, прожившего всего 63 года! Убедительный комментарий к словам Делакруа: «Рубенс - Бог!»

Слайд 18

Питер Пауэл Рубенс, Союз Земли и Воды. 1618 г. Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург

В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» он прославляет союз двух природных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Землю олицетворяет мать богов Кибелла, воду - бог морей Нептун. На границе своих владений они заключают союз, который освящает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону на голову Кибеллы. Из-под скалы навстречу зрителю выплывает трубящий приветствие тритон. Очаровательные путти веселятся и играют в потоках льющейся воды.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степуринская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по МХК «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко»

МБОУ «Степуринская СОШ»

Инжеватова Светлана Борисовна

2014 г.

Тема 10 – 13 уроков: «БАРОККО»

Тема урока: «Новое мировосприятие в эпоху барокко и её отражение в искусстве»

Цель урока:

    выявление особенностей основных направлений искусства эпохи барокко формирование навыков оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений

    формирование у каждого ребенка умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов

Задачи урока:

    выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.

    систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;

    формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;

    способствовать развитию творческих навыков;

    стимулировать развитие способностей к самообразованию.

Форма урока : комбинированный: сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности.

Методы обучения: 1)эмоционально-образное погружение; 2)активизация восприятия воображения, творческого мышления; 3) создание проблемной ситуации.

Понятия и термины: барокко, аффектация, волюта, пилястры, теламоны, маскароны, гомофония.

Музыкальный ряд: произведение А. Вивальди

Оборудование:

1. Учебник.

2. Компьютер с мультимедийным проектором.

3. Раздаточный материал

Ход урока:

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний.

Сегодняшний урок очень важен в понимании процесса развития человеческой культуры. Мы будем говорить об особой ее составляющей – европейской культуре, которая оказала огромное влияние на развитие культуры в нашей стране. Поэтому нам необходимо систематизировать знания о европейской культуре и проанализировать основные понятии, оцениваться на уроке будет результат творческой работы..

    Фронтальный опрос:

Назовите эпоху, с которой познакомились на прошлых уроках? (Эпоха

«Возрождение»)

Вспомните из курса МХК 10 класса о каком Новом искусстве Западной

Европы изучали? (Арс Нова)

    Повторение. Введение в тему урока.

Работа с таблицей (сл. 2)

Задание: Проанализируйте и приведите в соответствие стили

искусства европейской культуры.

Стиль искусства

Проверка: Выделение важных особенностей стилей.

Какие опорные слова помогли вам восстановить последовательность развития эпохи Ренессанс. (Сл. 3)

Вывод:

Итак, какую эпоху мы проанализировали. Сделайте вывод об особенности эпохи Ренессанса европейской культуры.

    Определение темы урока. Целепологание и мотивация

Назовите, с особенностями какого стиля мы незнакомы? (Барокко)

Определите и назовите тему цикла уроков. («Барокко»)

Запись темы урока на доске и в тетрадях: «Новое мировоззрение в эпоху Барокко и его отражение в искусстве» (Сл. 4)

Наметьте цели и задачи урока. (Сл. 5-6)

Учащимся раздаю , которую заполняем в процессе изучения темы.

    Изучение нового материала

    Вступительное слово учителя.

Сегодняшний наш урок посвящен одной из самых ярких тем в искусстве. Эта эпоха не оставит равнодушным ни одного человека. Сегодня я предлагаю вам углубиться в этот волшебный мир причудливых образов, систематизировать свои знания, еще более проникнуться творчеством людей, чьими шедеврами и открытиями мы восторгаемся, по сей день.

Формирование европейской культуры XVII в. было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения.

Кругосветное плавание Фернана Магеллана и Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, изобретение телескопа и микроскопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ ренессансного замкнутого мироздания, центром которого являлся человек. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, с печалью констатировал:

/сл.№7/

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звезд и в области планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, все в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Все стало относительным для нас.

{Перевод О. Румера)

О чём свидетельствуют эти строки?

Относительность, изменчивость, непостижимость пространства и времени приводили к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома. «Вчерашнего уж нет, а Завтра не явилось, / Сегодня движется вперед без передышки»,- восклицал в одном из сонетов испанский писатель Франсиско Кеведо-и-Вильегас, а французский мыслитель Блёз Паскаль сравнивал человека всего лишь с «мыслящим тростником, колеблющимся на грани бесконечности и небытия». Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие.

О чем свидетельствуют стихи английского поэта Джорджа Уитера: /сл.№8/

Возьми в свою святую длань

Поводья, мой Господь,

У нашего кормила стань,

Чтоб волны побороть.

Прямее паруса поставь

И в этот грозный час

Нас на надежный путь направь

И якорь брось за нас.

(Перевод О. Румера)

Кто должен был разрешить сложившиеся противоречия? (Его разрешение искали в Боге)

Католическая церковь решительно распространила власть на все сферы духовной и общественной жизни. Следствием этого явились чрезмерный рост мистических настроений, гиперболизация чувств, экзальтация на грани аффекта. Подобный духовный настрой нашел специфическое преломление в образах нового стиля – Барокко.

    Запуск проектов.

Посмотрите на экран, попробуем сравнить два предложенных стиля в архитектуре и в искусстве. /сл.№9-11/. Определите какие явные черты отличия вы заметили?

Работа с понятием «Барокко»

Говоря о таком стиле в искусстве, как барокко , прежде всего, необходимо определить, что следует понимать под этим термином . Кроме того, следует определить, с чем связано его появление.

(Учащимся предлагается на основе знаний полученных при изучении курса истории и МХК, а так же знаний, полученных при работе с учебником с. 69 – 70. и , сформулировать ответы на поставленные вопросы)

/сл.№12/

    пояснить термин «Барокко »

    объяснить когда и почему он возник

    В чем заключается особенность стиля?

Проверка /сл.№13-14/

Словарная работа (Сл. № 15-21)

Звучит музыка А.Вивальди. Подготовленный ученик читает стихи.

Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах, в резьбе карниз под самой крышей…

- Так описывал свои впечатления от архитектуры этого стиля французский поэт 17 века Жорж де Сюдери.

- Как вы думаете, о каком стиле искусства эти поэтические строки?

- Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?

- Какие архитектурные детали стиля барокко запечатлел Жорж де Сюдерн в своих поэтических строчках?

- Какие изменения были привнесены в архитектуру барокко?

Вывод учителя: . Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, динамизм, пышность, причудливость.

Часто встречаются развернутые масштабные колоннады , изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты , большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры .

Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.

Характерные детали барокко – теламоны , кариатиды, маскароны .

Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.

Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

Формы: сводчатые, куполообразные, прямоугольные; башни, балконы, эркеры.

Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Групповая работа .() 1группа. Используя словарь основных понятий, найдите на карточках и подпишите основные архитектурные элементы барокко.

2 группа. Опишите архитектурное убранство здания в стиле барокко.

Представления работы групп.

Работа с текстом учебника с.69-70.

Задание: Определите характерные черты барокко.

Характерные черты барокко : (Слайд 22) (Запись в тетрадь)

    масштабность, контрастность, обилие декора,

    напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,

    стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера (увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);

    совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);

Посмотрите на экран /сл.№23/.

Иллюстрации показывают разнообразие направлений, которые подверглись изменениям. Перечислите.

Составьте схему в тетрадях

Барокко

архитектура живопись наука и литература музыка и театр

Итак, выясним, чем они отличаются друг от друга, в чём их особенности, чтобы уметь определять стиль Бароко из большого разнообразия стилей художественной культуры.

Я предлагаю вам это сделать самостоятельно, о каждом направлении рассказано в учебнике уроки 10 - 13.

Каждый из вас посмотрите на слайд /сл.№24/ и выберите тему, о которой вы узнаете всё и расскажите своим одноклассникам на следующем уроке. Это будет ваш индивидуальный проект, он будет краткосрочным, над ним вы поработаете на следующих уроке и дома. Давайте распределим, кто над какой темой будет работать. (Слушаю, кто что выбрал)

    Архитектура и скульптура эпохи барокко.

    Живопись эпохи барокко.

    Наука и литература эпохи барокко

    Музыка и театр эпохи барокко.

    Русское Барокко

Запишите в тетрадь выбранную тему и параграфы (10 - 13), среди них вы найдете нужный вам параграф, где рассказано именно по той теме, которую вы выбрали.

Помимо того, что вы изучите каждый свой параграф, разберётесь в своей теме, я ещё предлагаю каждому из вас поработать в библиотеке и использовать возможности Интернет. (Раздаю список литературы отдельно по каждой теме проекта) Предупреждаю сразу, вы должны приготовить свой индивидуальный проект.

Итак, каждый из вас выбрал тему индивидуального проекта. Что будем делать дальше? С чего начнём? Давайте составим

(Учащимся предлагается проранжировать алгоритм работы над проектом – работают парами)

Проверка правильности выполнения задания Слайд 25

    Определить тему проекта

    Поставить цель

    Определить задачи(Изучить параграф, найти примеры, поработать с другими средствами информации)

    Собрать нужную информацию для проекта

    Оформление проекта

    Представление проекта (Обсудить каждый пункт алгоритма)

Самостоятельная работа учащихся : Составление плана индивидуальных проектов и формулировка гипотезы.

Проверка выполненного планирования и гипотезы. Выставление отметок.

Критерии:

Критерии

Высший балл ставится, если ученик определяет и четко описывает цели своего проекта, дает последовательное и полное описание того, как он собирается достичь этих целей, причем реализация проекта полностью соответствует предложенному им плану.

    Рефлексия.

Ребята, до конца урока осталось несколько минут. Давайте подведем предварительный итог нашей сегодняшней работы. (Сл. №26)

    Что изучали сегодня на уроке?

    Чему вы научились?

    Что понравилось на уроке?

    Что получилось?

    В чём были проблемы?

Художник и искусствовед И.Э.Грабарь утверждал: «Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко».

Вопросы для обсуждения:

- Сохранило ли барокко черты Возрождения?

- Появилось ли что-то действительно новое?

Высказывания учащихся, дискуссия.

В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному.

Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:

    сложные криволинейные планы;

    мощная пластика стен;

    создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем;

    создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых – в загородных резиденциях;

    обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур;

    богатая игра цвета и света.

Это стиль, основанный на применении классических ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.

В заключение урока хотелось бы процитировать слова П.П. Муратова: «…Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь».

    Записываем дом. задание: работа над индив. проектом – подготовить информацию

    Подводим итог урока

Список литературы:

    Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996.

    Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.

    Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.

    Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. - Т.2. - СПб.: Азбука-Классика, 2004. - С.53-84.

    Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. - Т.2. Классическая архитектура и русский классицизм. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. - С.7-104.

    Герман Вейс . История культуры народов мира. М.:Эксмо, 2005

    Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. - С. 280. - .

    Арган Дж.К. История итальянского искусства. Пер. с ит. В 2 т. Москва, «Радуга», 1990.

    Архитектура. Краткий справочник. Гл. ред. М.В. Адамчик. Минск, «Харвест», 2004.

    Афонькин С.Ю. Всё о чудесах архитектуры. СПб, ООО СЗКЭО «Кристалл», 2009.

    Вёльфин Г. Ренессанс и барокко. Пер. с нем. Е.Г. Лундберга. СПб, «Азбука-классика», 2004.

    Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. Москва, «Наука», 1978.

    Всеобщая история архитектуры. Гл. ред. Баранов Н.В. В 12 томах. Москва, «Стройиздат», 1970.

    Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. Москва, «Астрель», 2002.

    Замки. Дворцы. Вед. ред. Е. Ананьева. Москва, «Аванта», 2003.

    Кильпе Т.Л. Основы архитектуры. Москва, «Высшая школа», 1984.

    Локтев. В.Л. Барокко от Микеланджело до Гварини. Москва, «Архитектура-С», 2004.

    Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. Ленинград, Издательства АН СССР, 1957.

    Любимов Л. Искусство Западной Европы. Москва, «Просвещение», 1982.

    Мески Жан. Замки. Москва, «Астрель АСТ», 2003.

    Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. Пер с чеш. В.К. Иванова. Москва, «Стройиздат», 1987.

    Саваренская Т.Ф. Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков. Москва, «Стройиздат», 1987.

    Талепоровский В. Русские архитекторы. Москва, Ленинград, Детгиз, 1953.

    Шёрбер У. Замки и дворцы Европы. Пер. с нем. Москва, БММ АО, 2003.

    Эрмитаж. История и архитектура зданий. Ленинград, «Аврора», 1

Интернет-ресурсы:

  • mou41.togliatty.rosshkola.ru

  • slovari.yandex.ru

    ru.wikipedia.org

    просмотров