Почему существуют правила поведения в храме. Правила поведения в храме и церковный этикет. Во время богослужения

Почему существуют правила поведения в храме. Правила поведения в храме и церковный этикет. Во время богослужения

☦ Входите в святой храм с духовной радостью. Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам Господь и все святые смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны.

☦ Святость храма требует к себе особо благоговейного отношения. В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной (не скромной) или вызывающе яркой. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор. Храня христианскую стыдливость, свою и ближних, не следует приходить в храм в нескромной одежде или в брюках. По возможности, надо приходить в храм без сумок и пакетов, чтобы не создавать лишней суеты.

☦ В храм всегда приходите заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. До конца богослужения без крайней необходимости не уходите из храма.

☦ Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря.

☦ Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо до начала богослужения, а во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей.

☦ Нельзя целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого Причащения с накрашенными губами.

☦ Проходя напротив полагается перекреститься и поклониться в сторону престола. Нельзя проходить между амвоном и центральным аналоем, когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

☦ В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский : «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью.

☦ По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой.

☦ Существует традиция подходить к Чаше во время причащения сначала младенцам, потом мужчинам, а затем женщинам. Эта же последовательность должна быть соблюдаема и на елеопомазании. На исповеди, идя ко кресту в конце литургии, а также во многих других случаях не следует стараться опередить других, но надо соблюдать очередность.

☦ Войдя в храм во время особо торжественных моментов – чтения Евангелия, Херувимской, Евхаристического канона – следует остановиться при входе, дождаться окончания и лишь тогда встать на место молитвы. Нельзя считать какое-то место в храме «своим», тем более просить перейти занявших его. Во время службы надо стоять и молиться на одном месте, не озираясь по сторонам. Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение.

☦ В Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: делать во время службы земные поклоны (вне времени когда это положено), стоять на коленях головой в пол и т.п. Если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии (при возгласе «Святая святым» и при выносе Св. Даров), чтобы не расталкивать окружающих. Нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему.

☦ Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, а когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься, а потом поклониться. До окончания службы не следует уходить их храма, разве что по действительно важной причине.

☦ Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме – полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайтесь, никого не одергивайте (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайтесь не обращать внимания, а если по немощи не справитесь с искушением (т.е. испытанием), лучше отойдите тихо в другое место.

☦ Не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, сами не старайтесь «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители и миссионеры.

☦ Не бойтесь попасть в неловкое положение, сделав что-то не так. Люди приходят в церковь не для оценки ближних, а для общественной молитвы и участия в Таинствах.

☦ Главное – это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы.

☦ Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться. Всегда, проходя мимо храма, следует остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением.

Правила церковных отношений.

☦ При встрече со священником следует взять у него благословение и затем уже начинать разговор. При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение.

☦ При обращении к священнику по телефону начинать разговор нужно испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите».

☦ При встрече мирян принято троекратное христианское целование или взаимный поклон. Обычное церковное приветствие в праздничные дни: «С праздником!» Входя в дом: «Мир дому сему». Ответ: «С миром принимаем». Пожелания в путь, в дорогу: «Ангела хранителя!», «Храни тебя Господь!», «Храни тебя Матерь Божия!». Принятое пожелание вкушающим пищу: «Ангела за трапезой!» Ответ: «Невидимо предстоит». За услугу, внимание, помощь, а также за угощение принято благодарить словами: «Спаси Господи!», на которые обычно отвечают: «Во славу Божию!»

На пути в церковь есть обычай читать молитву:

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас .

☦ Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

☦ Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному . – Поклон.

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя . – Поклон.

Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…

Слава, и ныне.. .

Господи, помилуй! (Трижды) Благослови .

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

☦ После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

☦ Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон – если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого Поста).

Миссионерский листок № 16

Православная церковь во все времена вызывала уважение русского народа. Прожит долгий период, ставший лихолетьем для истинных христиан. Вновь совершаются таинства крещения не только младенцев, но и взрослых, даже пожилых людей. Некоторые вернулись к вере открыто в годы перестройки, а многие открыли для себя веру впервые.

Чтобы не попасть в неловкое положение при посещении церкви, запомните некоторые правила поведения прихожан.

Как следует одеться для посещения святого места

Одежда для посещения храма не должна пестрить расцветками. Не полагается надевать майки, футболки и, уж конечно, шорты. Мужчинам перед входом следует снимать головные уборы. Головы прихожанок покрыты скромным платком, а не яркой шикарной панамой или модной шляпкой. Обращайте внимание на обувь. Высокие каблуки женских туфель и громкое цоканье их, разносящееся по храму, неуместны.

Перед богослужением

Паперть – слово известное, часто встречается в литературных произведениях, иногда его можно услышать в старых песнях. Это площадка перед входом, на которую ведут ступени. Подходя к церкви, прихожане осеняют себя крестом и кланяются. На паперти перед дверями нужно ещё раз совершить крестное знамение.

Приходите в церковь до начала богослужения. У вас должно быть достаточно времени, чтобы без спешки купить свечи. Их нужно поставить к выбранным, обдуманно или по наитию, образам и приложиться к иконам. Что значит «приложиться»? Наверняка вы догадываетесь, что слово в этом случае не означает набивание шишек на лбу.

Перед приложением к иконе нужно дважды перекреститься, потом поцеловать образ (не оставляя на нём следов губной помады, поскольку губы должны быть чистыми) и после этого снова совершить крестное знамение.

Свечи, которые вы ставите, должны быть только церковными и купленными в том месте, куда вы пришли молиться. Приобретённые в иных местах свечи ставить к иконам запрещено.

Не забудьте положить пожертвования на канун (под этим термином подразумевается специальный столик) и подайте записки, заранее написав имена родных или тех людей, за которых просите помолиться. Подают записки в расположенной у входа иконной лавке. Учтите, что вписывать имена некрещёных людей, самоубийц и еретиков нельзя!

Опаздывать на богослужение возбраняется, даже если вы очаровательная девушка и привыкли считать опоздания милым капризом и хорошим тоном (Бог не кавалер). А если по непредвиденным обстоятельствам опоздали, то постарайтесь не суетиться. Не мешайте молиться прихожанам. Не проталкивайтесь к выбранным иконам, а тихо и внятно попросите стоящих передать к образам свечи. Когда перед вами расступаются, не желая отвлекаться от молитвы, проходите, не мешкая, но старайтесь не создавать шума и суеты. И не надо громко ойкать, поймав «солнечным сплетением» острый локоток истово крестящейся старушки.

По каким правилам ставятся церковные свечи

Прописных указаний на то, сколько свечей нужно ставить и к каким образам, не существует. Прихожане издавна установили для себя порядок и старательно следуют ему.Как правило, свечи начинают ставить с иконы, чтимой храмом, в котором идёт богослужение или с праздничной иконы.

После этого верующие подходят к иконам с ликами тех, чьи имена носят.

В завершение ставят свечи за здравие и упокой. За здравие близких и дорогих вам людей ставьте свечи к образам. Как вы уже заметили, для этого перед иконами стоят подсвечники.

Многие молодые люди не знают, как нужно без ошибок поставить свечи за упокой души родного человека. Вернитесь к столику для пожертвований, о котором упоминалось выше. Рядом с ним вы уже видели специальный (основной) столик, называемый каноником. Узнать его можно ещё по малому распятию и множеству подсвечников. Прочитав надлежащую короткую молитву, поставьте свечу за упокой души умершего человека.

В любом случае молитва должна идти от всего сердца, быть душевной и искренней. А не так: «…раз, два…кому ещё поставить? Никого не забыли?»

Часто люди, впервые посетившие церковь, испытывают затруднения оттого, что около выбранного ими образа не оказывается пустого подсвечника, все заняты. Не беспокойтесь. Не трогайте свечи, поставленные другими людьми, даже если им осталось гореть немного. Просто положите свою свечу, прочитав молитву, рядом с иконой. Церковные служащие проследят за порядком и не оставят ни одну свечу без внимания. Все они будут обязательно поставлены на освободившиеся места.

Где стоят прихожане

Мужчины по церковному этикету стоят в правой половине церкви, а прихожанки в левой. При таком расположении по центру должен оставаться достаточно широкий проход. Сидеть разрешается очень старым людям с ограниченными возрастом возможностями передвижения и инвалидам.

Кому разрешается входить в алтарь

Для женщин в алтарь нет входа! Входить могут лишь мужчины с разрешения священника в южные или северные двери. Царские ворота доступны только священнослужителям. Нужно запомнить: нельзя стоять к алтарю спиной.

Уход с богослужения

Уходя с богослужения без крайней необходимости, вы совершаете грех. За него христиане просят прощения в первую очередь у Господа, а потом исповедуются священнику. Особенное внимание уделяйте Литургии. Вот тут уже выходить из храма ни в коем случае нельзя, тем более до пения «Отче наш».

При выходе из церкви трижды поклонитесь в пояс, перекрестясь.

Как соблюдать пост

Обратите внимание на предостережение: даже самый строгий пост не должен вредить вашему организму. Ориентироваться в выборе продуктов и блюд лучше с учётом собственного самочувствия, а не следуя наказам богобоязненных и строгих верующих.

На протяжении многих веков христиане избегали приёма пищи до полудня, то есть до окончания Литургии. Но веяния времени начали вносить свои поправки. Люди уходят с утра на работу, где проводят весь долгий день и без полноценного питания рискуют «заработать» серьёзные заболевания. В этом случае советуют поступать по обстоятельствам и разумению (трудно представить, что Господу необходимо ваше разрушенное здоровье).

Как правильно поститься, если вы подолгу и много работаете, может посоветовать духовник.

Соблюдая пост, не зацикливайтесь на воздержании от еды. Сосредотачивайте внимание на его значении. А главное значение строгого поста - очищение души (а не диета для похудения). Отойдите от праздности, лени, просмотра телевизионных и прочих развлекательных программ и суетных занятий.

Даже если спросить у некрещёного человека, что можно, а что воспрещается есть во время строгого поста, то наверняка он ответит: христиане питаются продуктами растительного происхождения, а на «животную» пищу наложен запрет. К этому следует добавить, что православные верующие, как правило, избегают употребления возбуждающих напитков (крепкий чай, кофе и прочие). Разнообразные специи и соевые заменители некоторых продуктов помогают легче перенести тяготы строгих постов. Но истинные христиане считают, что всё это искажает смысл поста и поэтому относятся к таким продуктам отрицательно.

Какими бы нибыли правила поведения в святых местах, строгими или не очень, посещая их, мы совершаем благое дело.

О поведении в храме – видео

Человеку, который крайне редко посещает православные храмы или вовсе делает это впервые в жизни, очень трудно сориентироваться в новой обстановке. Всё кажется такому человеку непонятным и вызывает массу вопросов. К тому же, у большинства людей в этой ситуации могут возникнуть вопросы о том, как же вести себя правильно в Божием храме, чтобы чувствовать себя уверенно и не отвлекаться от молитвы.

Одноклассники

Как одеваться для посещения храма

Ни для кого не секрет, что для посещения храма нужно одеваться правильно. Существует много убеждений о правилах дресс-кода, однако далеко не все они соответствуют действительности.

Как одеваться в церковь женщине

Согласно правилам, женщина должна входить в храм с покрытой головой . Однако это распространяется только на замужних женщин. На девиц и детей данное правило не распространяется. С другой стороны, современная жизнь вносит свои коррективы в привычный уклад, и чтобы не раздражать церковный «персонал», лучше все же покрыть голову. Это не составит большого труда, но поможет избежать конфликтный ситуаций.

Помимо головного убора, для женщин существуют и другие правила, придерживаясь которых можно чувствовать себя уверенно и комфортно в храме:

  1. Не принято надевать для посещения церкви брюки . Однако, если вы зашли в храм просто «по пути», чтобы поставить свечу - достаточно будет покрыть голову. И все же не рекомендуется входить в храм в моделях брюк с заниженной талией и обнажённым животом. В этом случае вас даже могут попросить покинуть храм. Если вы собрались в храм осознанно на службу, наилучшей одеждой будет длинная юбка в пол. Помните, что Божий храм – это не место для демонстрации достоинств своей фигуры и модной одежды.
  2. Не стоит также нажевать в церковь блузы и кофточки с глубоким декольте и открытыми плечами . Вообще, женщинам, которые считают себя православными христианками, не рекомендуется одеваться подобным образом и выставлять на всеобщее обозрение свои фотографии в полуобнажённом виде. Во-первых, это считается проявлением вашей , а во-вторых, провоцирует окружающих на греховные помыслы.
  3. Собираясь в храм на богослужение, не рекомендуется наносить слишком обильный макияж . Тем более не стоит красить губы, ведь вы будете прикладываться к кресту и святым образам. Потом служащим церкви придётся стирать с икон остатки вашей помады. Да и у других прихожан следы помады на святыне не вызовут приятных ассоциаций.
  4. Не стоит также обильно пользоваться парфюмом . Вы будете долгое время находиться в ограниченном помещении с большим количеством людей. Не всем может понравиться вдыхать этот аромат. К тому же, в церковь ходят и маленькие дети, и люди с ослабленным здоровьем. У людей может развиться аллергическая реакция.

Собираясь в храм, важно чётко определиться с целью посещения. Церковь – это место для молитвы, а не для знакомств или демонстрации своих внешних данных. Если помнить об этом, вопросы подобающего внешнего вида будут решены автоматически.

Правила для мужчин

Для мужчин тоже есть ряд определённых правил при посещении храма.

  1. Войдя в церковь, необходимо снять головной убор.
  2. Внешний вид при посещении храма должен быть опрятным и аккуратным. Очень многие верующие надевают на службу лучший костюм.
  3. Неприемлемо входить в храм в прозрачных майках без рукавов и в тренировочных брюках или шортах.
  4. Желательно перед посещением храма не курить и чисто побриться.
  5. Недопустимо появление в храме в нетрезвом состоянии.

К служителям церкви и другим прихожанам следует относиться с уважением и вести себя тихо в их присутствии. В противном случае не стоит вообще заходить в церковь.

Правила поведения во время Богослужения

Человеку непосвящённому Богослужение может показаться длинным и непонятным. Если вы хотите разобраться во всех тонкостях и подходить к происходящему осознанно, можно почитать специальную литературу или пойти на специальные курсы, которые проводят при многих храмах.

В целом, правила поведения во время Богослужения не столь сложные, как может показаться на первый взгляд:

Крестное знамение

Большинство людей, считающих себя православными христианами могут не знать досконально правил поведения в храме, но совершать крестное знамение, казалось бы, умеют. Однако и здесь есть некоторые нюансы, о которых очень важно знать. Само по себе крестное знамение не является спасительным ритуалом, а лишь наружным проявлением нашей веры.

Как же совершать крестное знамение правильно?

Когда необходимо совершать крестное знамение?

Креститься необходимо в следующих случаях:

  1. При входе в двери православного храма.
  2. Прикладываясь к кресту или иконам.
  3. В начале и в конце молитвы, иногда в ходе её прочтения.
  4. В начале утрени.
  5. В ходе богослужения.

Начинающим прихожанам можно уточнить все необходимые моменты перед началом Богослужения, чтобы вести себя правильно и чувствовать комфортно.

Взаимодействие со священнослужителями

Придя в церковь, принято брать благословение у священника . Кроме того, благословение можно получить перед уходом из церкви . Если в православной церкви присутствуют несколько священников, необязательно просить благословения у каждого. Если в храме находится архиерей, благословение следует получать у него, а остальным священникам лишь поклониться. Брать личное благословение у архиерея можно после того, как он выйдет из алтаря.

Если у вас есть конкретный вопрос к архиерею – вы можете записаться на приём в епархиальном управлении. Обращаться к православному епископу можно «Владыка».

Приветствовать епископа можно словами «Благословите». При этом следует сложить руки одна на другую. Правая ладонь должна находиться сверху. После благословения принято приложиться к руке священнослужителя в знак почтения к Господу.

Некоторые священники вместо лобызания руки накладывают её на голову прихожанина. Это тоже является знаком полученного благословения.

В церкви можно побеседовать с батюшкой о приходских делах. Для духовных вопросов существует таинство . При обращении к православному священнику полагается говорить «отец» перед его именем.

Недопустимо проявлять кокетство перед священнослужителем. За такую вольность священник может быть подвержен наказанию вплоть до лишения сана. Неприлично также интересоваться подробностями личной жизни священника – его семейным положением и количествам детей и пр.

Обычно в храме есть дежурные служители, которые следят за порядком и соблюдением правил поведения. Если к вам подошла сотрудница церкви и просит о чём-либо, не следует обижаться. В храме никого не будут беспокоить зря. Со временем вы освоитесь с правилами поведения и станете чувствовать себя уверенно при входе в храм, а до этого времени следует набраться терпения и внимательно следовать советам.

Сразу же после завершения Божественной литургии утром проводится . Если вы услышали, что в церкви стали петь хором молитвы, значит, пора готовить детей, поскольку скоро начнётся причастие.

Первыми к Чаше подходят матери с младенцами . Затем подводят детей постарше и после уже подходят все остальные. Если вас пропускают вперёд, постарайтесь пройти и не задерживать людей из желания показаться более добрым и воспитанным. Молча поклонитесь пропускающим вас и подходите к Чаше.

Во время службы приветствовать своих знакомых при входе можно молчаливым поклоном. Не следует затевать разговоры и бурные обсуждений новостей.

Перед христианскими праздниками во время вечерней службы часто проводится лития . Это особый чин вечерни. В это время этого богослужения всех молящихся принято освящать особым маслом. Прежде всего на литии необходимо подойти и приложиться к иконам, затем подойти к священнику для того, чтобы он крестообразно помазал лоб. Далее нужно слегка поклониться батюшке и приложиться к руке и отойти в сторону, взяв у служительницы кусочек освящённого хлеба. Этот кусочек можно съесть прямо в храме или взять с собой домой.

Накануне причастия обычно проводится исповедь. Обычно она проходит в порядке живой очереди. Прежде чем подойти для исповеди к священнику, принято поклониться всем стоящим рядом прихожанам со словами «простите меня». После этого люди поклонятся вам в ответ.

Прощаясь с человеком в церкви, ему принято говорить не До свидания, а «Ангела-хранителя».

Перед тем, как выходить из храма, необходимо приблизиться к праздничной иконе и совершить поклон. Поклоны могут быть поясными и земными. Земные поклоны следует совершать во время Великого поста.

Когда можно приходить в храм женщинам

Очень многих людей интересует вопрос, допустимо ли посещать храм женщинам в период критических дней. На сегодняшний день на это вопрос нет однозначного ответа . Согласно Ветхому Завету человеку в не чистом состоянии (в том числе в женщинам в критические дни) не следует входить в храм Божий .

В Новом же Завете сказано, что женщина в эти дни вполне может посетить церковь. Считается, что этот цикл создан Богом и поэтому в принципе не может считаться нечистым . При необходимости, Новый Завет даже разрешает женщине в критические дни причаститься Святых Христовых Таинств и приложиться к святым иконам.

Таким образом, мнения священнослужителей на этот счёт сегодня расходятся. Возможно, в этом вопросе следует последовать правилу золотой середины и воздержаться от посещения храма в критические дни без крайней необходимости. Если же вы остро нуждаетесь в духовной поддержке, вы можете посетить храм.

А также для слушания Слово Божьего. Те, кто посещают богослужения регулярно, знают правила поведения в православном храме.

Те, кто приходит только на праздники часто теряются, ведь они не знают, что существуют рекомендации и правила, которых стоит придерживаться. Это необходимо для того, чтобы посещение церкви прошло правильно и человек никому не мешал.

Как правильно вести себя в храме

Правила поведения в православном храме - это свод рекомендаций, знания которых и выполнение поможет отстоять службу правильно, не помешав никому и получив от нее максимальную пользу. Это не значит, что за невыполнение кого-то пункта человека изгонят из церкви без права на возвращение, но исполнение этих рекомендаций позволит провести это время в благоговении и почтении перед Господом.

Причастие в православном храме

Причастие совершается после исповеди и разрешительной молитвы священника, исключение составляют только дети до 7 лет - они могут причащаться просто так. Процесс принятия причастия такой:

  1. После объявления Причастие, надо медленно, не торопясь подойти к Святому Причащению.
  2. Дожидаясь своей очереди, не надо толкаться или размахивать руками - это святое таинство.
  3. Причастившись, надо поцеловать Чашу и отойти.
  4. Выпить запивку, стоящую рядом на столике.
  5. Приложиться к Кресту у священника и перекреститься.
Совет! Ходить в храм надо каждое воскресенье , а также по праздникам. Детей необходимо приучать к посещению церкви регулярно.

Во время Божественной литургии можно подавать священнику записки о здравии близких и об упокоении мертвых. Подать их можно там же, где и купить свечи перед началом службы.

Общие правила

Внешний вид важен для всех. Церковная служба обязывает человека выглядит опрятно и достойно, не вводя никого в соблазн и искушение. Приходить в церковь надо в одежде, которая считается соответствующей полу человека: мужчины в брюках, женщины в юбках.

Как должна одеваться женщина в храм

Неприемлемы для церкви:

  • купальник;
  • спортивная одежда;
  • слишком открытая одежда, яркая и блестящая для похода на дискотеку и прочие вызывающие вещи.

Нескромная одежда вызывает осуждение и соблазн у окружающих. Человек приходит в храм для общения и почитания Господа, а не для показа мод. Строгая одежда обязывает вести человека достойно и почтенно.

Не надо на службу выливать на себя пузырек духов - в помещении обычно душно и кому-то может стать плохо от парфюма. Надо отказаться от приторных и резких запахов и ограничиться принятием душа и нанесением дезодоранта.

Макияж должен быть незаметным, недопустима и одежда с нехристианскими символами.

Крестное знамение

Креститься надо неторопливо, вместе со всеми.

Осенить себя крестным знамением просто:

  • соединить вместе большой, указательный и средний пальцы правой руки;
  • оставшиеся два сложить и прижать к ладони;
  • правой рукой последовательно дотронуться до лба, центра живота, правого и левого плеча.

Крестным знамением осеняют себя во время чтения Евангелия, благословения священником , славословия Троицы и Христа, провозглашений, причащения и поклонения иконам, а также во время каждения.

Крестное знамение

Для женщин

Для женщин в храме действует больше правил:

Идя в церковь необходимо осознавать, для чего туда вообще ходить? Наносить боевую раскраску и искать женихов или общаться и поклоняться Господу, который видит душу. Вызывающая одежда и макияж признак нескромности.

Внешний вид женщины в церкви

Для мужчин

Для мужчин правила проще, но они также существуют:

  • не носить в здании церкви шапку - ее надо снять перед входом;
  • иметь опрятный и приличный вид;
  • отказаться от спортивной или рабочей одежды;
  • быть побритым;
  • отказаться от джинс, открытых маек или прозрачной одежды (майки-сеточки);
  • не курить и не пить перед посещением храма 5-6 часов;
  • лучше всего надеть классический костюм или брюки с рубашкой;
  • вести себя скромно и почтительно;
  • останавливаться в правой части здания.
Внимание! Мужчины подходят к причастию первыми, после них могут подойти женщины, и только потом дети. Их задача - почтительно и уважительно относиться к священнослужителям, не шептаться и не обсуждать окружающих женщин.

Правила посещения храма важны, поскольку это не просто собрание общины или коммуны, а собрание верующих. Люди, не посещающие богослужения, обычно внимательно следят за тем, как православные ходят в храм, как ведут себя на богослужении.

Однако самой большой проблемой остается осуждение молодых людей, которые впервые приходят в церковь. Независимо от их вида и поведения, надо проявить снисхождение к ним и не говорить грубо или читать лекции - мягко исправить и помочь советом, это будет правильно.

Как правильно вести себя в Православном храме

Правила поведения в храме и церковный этикет

Поведение в храме

Православный храм – это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Приходить к службе надо заблаговременно, за 10-20 минут. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу. Одежда должна быть пристойной и опрятной.

Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом и за порогом храма.

Придя в храм с детьми, нужно стараться не позволять им бегать и шалить. Плачущего ребенка следует постараться успокоить, если это не удается, желательно выйти с ребенком из храма.

Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать «бесчинных воплей».

Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до «Отче наш»). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.

Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, можно негромко и деликатно, а лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие.

Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.

Церковный этикет

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу – «женщина», «дама», «гражданка»? Как обратиться к священнику – «сударь», «господин», «товарищ»?

А ведь никаких трудностей нет. Христиане – это одна семья, где все друг Другу родные. Родным не нужны условности.

«Брат», «сестра» – наилучшее обращение к мирянам. Мы все - дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. «Батюшка» или «отец» – так называют священников как совершителей таинств, «чрез которые люди рождаются к жизни духовной». Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Николай». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) «отец настоятель».

В разговорах православных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при непосредственном обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Владимир», это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».

К архиереям – епископам, митрополитам, Патриарху – нужно обращаться «Владыка», как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев – «Ваше Высокопреподобие», епископов – «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов – «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха – «Ваше Святейшество».

Сектанты, не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах» (Мф, 23, 9). Но ясно, что «не называйте» имеет смысл «не поклоняйтесь», иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам «дети». Ответное обращение, очевидно, было соответствующим. Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. 06 этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев:

«Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему «папа». Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни».


«Благословите, батюшка!»

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения – это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего...», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук – ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.


Церковная записка

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше – печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.

2. Озаглавьте ее – «о здравии» или «о упокоении».

3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).

4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артема, а Артемия; не Юрия, а Георгия).

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет – отроком (отроковицей) и пишется: мл. Александра или отр. Надежду.

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов "воина", "монаха", "монахини", "болящего", "путешествующего", "заключенного".

10. Наоборот, не надо писать "заблудшего", "страждущего", "озлобленного", "учащегося", "скорбящего", "девицы", "вдовицы", "беременной".

11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении – только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию – первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню – так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению – поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.


Свеча

Что делает сначала человек, переступивший порог храма?

В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику.

С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду.

Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей...

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча – это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы – о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) – о упокоении усопших. Если желает сердце – можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы – жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке – смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность – Божественная благодать.

просмотров