Бомбы с ласковыми именами. "Наташа" массового поражения (4 фото) Советская тактическая атомная бомба наташа

Бомбы с ласковыми именами. "Наташа" массового поражения (4 фото) Советская тактическая атомная бомба наташа

На антивоенных плакатах атомные бомбы изображались похожими на обычные авиационные, но черного цвета и с буквой А на боку. Как они выглядели на самом деле, знали только конструкторы и узкий круг лиц, посвященных в эту государственную тайну.

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

В справочнике "Soviet nuclear weapons", изданном в США в 1989 году (русский перевод под названием "Ядерное вооружение СССР" вышел в свет в 1992 году), сообщалось лишь, что "число ядерных бомб, которые могут быть доставлены авиацией, оценивается в 5200 единиц. Хотя о ядерных арсеналах известно крайне мало, по-видимому, ядерная бомба весом 2000 фунтов и мощностью 350 кт является стандартным оружием. По некоторым сообщениям, в начале 80-х годов на вооружение поступила новая бомба, обладающая меньшим весом и мощностью 250 кт".

Сейчас уже доподлинно известно, что первая советская атомная бомба ("изделие 501") была выпущена в самом начале 1950-х годов малой серией - всего пять штук. Этим ядерный потенциал Советского Союза тогда и исчерпывался, причем "изделия" в строевые части ВВС не поступили, оставшись в спецхранилище - там, где их собрали, - в Арзамасе-16 (Саров). Мощность ядерного заряда (РДС-1), который был испытан в 1949 году, составляла 20 кт. По конструкции "изделие 501" в значительной мере повторяло американского "Толстяка" - советская разведка свое дело знала.

А ведь советские ВВС уже располагали в то время носителями ядерного оружия - поршневыми тяжелыми бомбардировщиками Ту-4, скопированными по приказу Сталина с американского В-29 "Суперфортресс" (именно B-29 сбросили атомные бомбы "Малыш" и "Толстяк" на Хиросиму и Нагасаки). "Атомной" модификацией Ту-4 явился Ту-4А, для которого разработал специальную систему бомбардировочного вооружения коллектив под руководством Александра Надашкевича.

В 1951 году испытали следующую советскую атомную бомбу - 30-килотонную "Марию" (заряд РДС-3). Ее доставил на Семипалатинский полигон Ту-4А. Однако она была экспериментальной, первой же действительно боевой серийной атомной бомбой стала запущенная в производство в 1953 году 30-килотонная "Татьяна" ("изделие 244Н") с зарядом РДС-4Т. "Татьяна" получилась весьма компактной - ее вес (1200 кг) и габариты оказались в четыре раза меньше, чем у "изделия 501", что позволило принять новую бомбу на вооружение не только дальней авиации (бомбардировщики Ту-4, турбовинтовые Ту-95, реактивные Ту-16, М-4, 3М и сверхзвуковые Ту-22), но и фронтовой (реактивные бомбардировщики Ил-28 и поршневые Ту-2, сверхзвуковые Як-26, Як-28, а также истребители МиГ-19, МиГ-21 и другие). Теоретически мог принимать на борт "Татьяну" и морской бомбардировщик-торпедоносец Ту-14Т.

В 1954 году "Татьяна" была сброшена на "опорный пункт пехотного батальона армии США" в ходе знаменитых Тоцких учений, когда через центр ядерного взрыва прогнали войска, решавшие учебную задачу "Прорыв стрелковым корпусом подготовленной тактической обороны противника с применением атомного оружия". Бомбу по условной цели применил бомбардировщик Ту-4А.

Уже в 1952 году штаб ВВС США заявил, что "Советский Союз имеет в распоряжении достаточное количество самолетов, обученных летчиков и базы, позволяющие предпринять попытку доставить в США весь наличный запас ядерных бомб". По данным американской разведки, в первой половине 1950-х годов СССР располагал девятью полками тяжелых бомбардировщиков Ту-4А "со штатным вооружением 28 единиц ядерного оружия, однако реальная вооруженность составляла в среднем 67 процентов от штатной". Правда, способность Ту-4 достичь территории США, даже с дозаправкой топливом в воздухе (советским специалистам удалось создать такую систему дозаправки), была крайне сомнительной. А вот на европейском театре военных действий и в Азии они действительно могли устроить ядерный апокалипсис.

Вслед за "Татьяной" советские ученые и конструкторы создали тактическую атомную бомбу 8У49 "Наташа" (ее носителем, в частности, был малосерийный фронтовой бомбардировщик Як-26).

ГОРДОСТЬ НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА

После испытаний в 1953-1955 годах термоядерных зарядов РДС-6С и РДС-37 (мощностью соответственно 400 кт и 1,6 Мт) советская стратегическая авиация получила водородные бомбы (например, 37Д). Увы, за успех тех испытаний пришлось заплатить жизнями и увечьями нескольких человек, в том числе трехлетней девочки (погибшей из-за обрушения потолка в своем доме) - виной тому было головотяпство некоторых местных администраторов, не удосужившихся предпринять должные меры безопасности в районах, прилегающих к Семипалатинскому полигону (хотя всех ли тамошних гражданских начальников предупредили - еще вопрос). От воздействия ударной волны в этих районах в той или иной мере пострадали десятки населенных пунктов.

В открытой печати упоминались обозначения советских стратегических ядерных авиабомб РН-30 и РН-32.

"Миниатюризация" ядерных зарядов позволила создать тактическую атомную бомбу малой мощности (5 кт) 8У69, которая предназначалась для первых советских сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков Су-7Б, запущенных в серию в 1960 году. Предположительно ее носителем мог быть и истребитель МиГ-21С в специальном исполнении "Е-7Н".

Накануне Карибского кризиса (осень 1962 года) на Кубу кроме баллистических и фронтовых крылатых ракет перевезли легкие бомбардировщики Ил-28А с соответствующим боекомплектом тактических атомных бомб. Они вполне были способны нанести ядерный удар по территории США. А за год до этого, 30 октября 1961 года, специально подготовленный межконтинентальный тяжелый бомбардировщик Ту-95 (в уникальной модификации Ту-95В, разработку которой возглавлял Александр Надашкевич) сбросил в районе пролива Маточкин Шар на Новой Земле водородную бомбу "изделие 602" (она же АН602 или "Иван", масса 26,5 т). Мощность взрыва равнялась 50 Мт, что, однако, составило лишь половину расчетной - опробовать всю силу "Ивана" не осмелились. Все равно это были самые грандиозные испытания оружия в истории человечества.

С подачи Хрущева "Ивана" прозвали также "Кузькиной матерью", но на вооружение эту бомбу, не помещавшуюся в бомбоотсек носителя ("Кузькина мать" висела под фюзеляжем Ту-95В), не приняли - она предназначалась исключительно для психологического давления на американцев. Поскольку гарантированно смести с лица земли Вашингтон можно было и с помощью межконтинентальных баллистических ракет Р-7, к тому времени стоявших на боевом дежурстве.

В 1961 году на Новоземельском полигоне были взорваны 23, а на Семипалатинском - 22 ядерные бомбы. При этом применялись бомбардировщики Ту-16, Ту-95 и истребители-бомбардировщики Су-7Б. А успешно проведенные в 1962 году на Новой Земле учения бомбардировочной авиации (самолеты Ту-16) с реальным использованием водородных бомб, кстати, и сегодня доказывают возможность ограниченного применения ядерного оружия в критической для страны ситуации.

СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДСТВО

Стандартной ядерной бомбой советской фронтовой авиации на момент распада СССР являлась 30-килотонная РН-40. Ее носители - истребители МиГ-23 и МиГ-29, а также, видимо, истребители-бомбардировщики Су-17 и МиГ-27. Кроме того, была создана ядерная бомба РН-28, которую могли доставлять к цели палубные штурмовики вертикального взлета и посадки Як-38, базировавшиеся на тяжелых авианесущих крейсерах класса "Киев". Запас таких бомб на советских кораблях данного типа составлял 18 штук - вполне достаточно для уничтожения небольшой страны.

Для применения тактических ядерных бомб на больших сверхзвуковых скоростях предназначались разведчики-бомбардировщики МиГ-25РБ (максимальная скорость 3000 км/ч). Пилоты истребительно-бомбардировочной авиации "отрабатывали до автоматизма выполнение наиболее ответственного боевого задания - одиночного сброса ядерных бомб с пикирования под углом 45 градусов сразу после выполнения боевого разворота на форсаже. В отличие от американцев, намеревавшихся чуть ли не каждый советский танк индивидуально расстреливать управляемыми ракетами, у нас на подобные вещи смотрели шире: две "спецбомбы" - и танкового полка как не бывало".

В настоящее время носителями термоядерных авиабомб в дальней авиации России являются бомбардировщики Ту-160, Ту-95 и Ту-22М (последние имеются также и в авиации Военно-морского флота). Судя по сведениям, опубликованным в некоторых зарубежных источниках, мощность отечественных стратегических водородных бомб достигает 5 и даже 20 Мт. Главным же ударным комплексом фронтовой авиации остается сверхзвуковой тактический бомбардировщик Су-24, способный нести ядерные бомбы ТН-1000 и ТН-1200 (эти обозначения приводит в своем справочнике "Современная военная авиация и ВВС стран мира" английский эксперт Дэвид Дональд).

В арсенале отечественного авиационного вооружения имеются также ядерные глубинные бомбы для поражения подводных лодок. Первая такая бомба - 5Ф48 "Скальп" - появилась в начале 60-х годов. Предназначалась она для боевых гидросамолетов Бе-10 и Бе-12. Кроме того, ядерные глубинные бомбы получили и чисто "сухопутные" противолодочные самолеты (берегового базирования) Ил-38 и Ту-142. Последний благодаря огромному радиусу действия способен применять их практически в любом районе Мирового океана.

Глубинные бомбы с ядерным зарядом могут нести также палубные противолодочные вертолеты - первым из них стал Ка-25ПЛЮ, оснащенный "специальной", как принято было говорить в среде "секретоносителей", бомбой 8Ф59. Этот вертолет разработали по постановлению Совета Министров СССР от 15 мая 1965 года, и, видимо, он является первой в мире винтокрылой машиной, оснащенной ядерным оружием. В последующем носителями противолодочного ядерного оружия стали палубные вертолеты Ка-27 и вертолеты-амфибии Ми-14.

Главком Воздушно-космических сил России Виктор Бондарев в середине августа раскрыл главную «самолетную» интригу последних лет - имя первого российского истребителя пятого поколения. Он сообщил, что перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) пойдет в серийное производство как Су-57. Неофициальное же прозвище самолет заработать пока не успел, в отличие от его «идейного» предшественника - прототипа Су-47, который создатели еще на этапе проектирования окрестили «Беркутом». Ломают голову над «кличкой» для нового истребителя-«невидимки» и в НАТО: с начала холодной войны советским самолетам на Западе всегда присваивались специальные обозначения, так называемые NATO reporting names. Какие имена своей технике дают российские оружейники и как ее «обзывает» наш вероятный противник?

К вам едет «Травматизм»

Традиционно любому оружию в России, будь то танк, пистолет, или самолет, присваивается официальное буквенное или цифробуквенное обозначение. В нем могут быть «зашифрованы» тип вооружения, название конструкторского бюро или фамилия генерального конструктора, год создания, номер проекта и многое другое. Кроме того, большинству типов «стрелковки» и боевой техники присваивают сложные индексы от заказывающих управлений Минобороны. Но в повседневном обиходе чаще всего используются официальные и неофициальные «прозвища», которые оружию дают либо создатели, либо военные.

По ряду направлений в таких обозначениях прослеживается система. Самый яркий пример - «цветочная» серия советских и российских самоходных пушек, гаубиц и минометов: «Василек», «Гвоздика», «Акация», «Пион», «Тюльпан». Реактивную артиллерию традиционно называют в честь разрушительных природных явлений: «Град», «Ураган», «Смерч», «Торнадо». Мощным реактивным системам залпового огня, способным уничтожить за минуты целый населенный пункт, такие имена, согласитесь, очень идут.

Крайне популярны у оружейников названия рек - ими особенно часто называли средства ПВО: комплексы «Шилка» и «Тунгуска», ЗРК «Двина», «Нева», «Печора» и «Ангара». Из этого правила, впрочем, есть немало исключений - самоходные и буксируемые артиллерийские установки «Мста», «Хоста», РСЗО «Кама» (модификация «Смерча») и другие.

Многие виды вооружений, техники и экипировки получают имена, так или иначе связанные с их «индивидуальными особенностями». Самая тяжелая российская межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М2 заслуженно носит гордое имя «Воевода». Этот «генерал всех МБР» способен забросить на территорию противника аж десять боевых блоков мощностью до мегатонны каждый. Ударный вертолет Ми-28 «Ночной охотник», как нетрудно догадаться, «заточен» под боевую работу в темное время суток. Скоростная ракета-торпеда «Шквал» - абсолютный рекордсмен в своем классе по скорости. Танковая динамическая защита «Контакт» срабатывает при контакте с боеприпасом противника. Зимний маскхалат за характерную расцветку прозвали «Кляксой», а популярные в спецназе снайперские маскировочные костюмы - «Лешим» и «Кикиморой». Действительно, боец в таком наряде похож на кого угодно, только не на человека.

Впрочем, подавляющее большинство советских и российских образцов вооружений их создатели называли без какой-либо логики, руководствуясь, скорее, принципом героев х/ф «Операция «Ы» - «чтобы никто не догадался». Из соображений секретности, юмора или просто наобум. Как еще объяснить тот факт, что опытный автоматический гранатомет ТКБ-0134 прозвали «Козликом»? Или тяжелую огнеметную систему ТОС-1 - «Буратино»? Чем руководствовались люди, назвавшие сторожевой корабль «Гепардом», а опытный плавающий автомобиль УАЗ-3907 «Ягуаром»? Кошачьи, как известно, не самые большие любители воды. Бронированные медицинские машины для Воздушно-десантных войск и вовсе «крестил» большой любитель черного юмора. Товарищ раненый, к вам едет «Айболит». Или потерпи, боец, «Травматизм» уже близко.

Отдельного упоминания заслуживают названия различных боеприпасов, которые придумали явно очень поэтические люди. Термобарическая головная часть «Волнение» для снарядов РСЗО «Смерч», 122-мм реактивный снаряд 9М22К «Украшение» для «Градов», 240-миллиметровый реактивный снаряд МС-24 с химической боевой частью «Ласка» и 220-мм агитационный снаряд «Абзац». Видимо, полный. На этом фоне как-то даже теряются авиационная станция целеуказания «Фантасмагория», 30-мм авиационная пушка «Балеринка», переносная РЛС артиллерийской разведки «Аистенок» и советская тактическая атомная бомба «Наташа».

«Хулиган» и «Рукавица»

Естественно, любой западный военный с ума сойдет, если попытается разобраться во всех хитросплетениях нашего оружейно-лингвистического разнообразия. Впрочем, и россиянину непросто понять, почему, например, стратегический ракетоносец Ту-160 («Белый лебедь») в американской прессе называют «Блэкджеком», легкий истребитель МиГ-29 - «Точкой опоры» (Fulcrum), а противолодочный вертолет Ка-25 - «Гормоном» (Hormone). Казалось бы, на Западе дела с фантазией обстоят еще покруче, чем у нас. Однако кодовая классификация НАТО советских и российских летательных аппаратов основана на очень простой системе.

Самолетам и вертолетам ВКС России на Западе присваивают имена, первые буквы которых соответствуют их типу. Например, истребителям (fighter) дают «прозвища» на букву F. Су-27 и все его «потомки» вплоть до Су-35 получили «кличку» Flanker - «Бьющий во фланг», скоростные перехватчики МиГ-31 - Foxhound («Лисья гончая»), а истребители-бомбардировщики Су-34 стали «Футбольными защитниками» (Fullback). Точно по такому же принципу американцы дают имена нашим бомбардировщикам (bomber): Ту-95 и его модификации - Bear («Медведь»), Ту-22М Backfire («Бьющий в тыл»), Ту-22 ранних версий - Blinder («Ослепляющий») и т.д.

Литерой М (miscellaneous - разное) в классификации НАТО обозначаются все другие типы самолетов: разведчики, учебно-боевые, дальнего радиолокационного обнаружения и прочие. К ним относятся истребитель-«тренажер» Як-130 Mitten («Рукавица»), самолет ДРЛО А-50 Mainstay («Основа»), топливозаправщик Ил-78 Midas («Царь Мидас»). Обозначения транспортников начинаются с C (сargo - груз): Ил-76 Candid («Искренний»), Ан-124 Condor («Кондор»), Ан-12 Cub («Щенок»). Имена вертолетов, как не трудно догадаться, начинаются с H (helicopter): Ми-24 Hind («Лань»), Ми-28 Havoc («Опустошитель»), Ми-26 Hoodlom («Хулиган»).

Стоит отдать вероятному противнику должное: многие прозвища подобраны довольно метко. Но хоть убей непонятно, почему наш бронированный как танк и вооруженный до зубов истребитель-штурмовик Су-25 натовцы прозвали «Лягушачьей лапкой» (Frogfoot)?

В армейской терминологии встречаются не только грозные названия, вроде «Смерч» или «Ураган». Немало здесь и женских имен..

«Нона»

Авиадесантная самоходка 2С9 «Нона» умеет плавать, способна разгоняться до 60 км/ч и вооружена 120-мм нарезной пушкой-гаубицей-минометом 2А51.

Это орудие способно стрелять не только осколочно-фугасными снарядами, как гаубица, но и кумулятивными прямой наводкой, как пушка, а также корректируемыми («Китолов-2») боеприпасами.

Кроме того, орудие «Ноны» может вести огонь всеми типами мин схожего калибра для гладкоствольных и нарезных миномётов, включая осветительные, дымовые и зажигательные боеприпасы.

Максимальная дальность стрельбы составляет порядка 12 км, но при использовании активно-реактивных боеприпасов, например, снаряда APCM для французского нарезного миномета RT-61 дальность стрельбы 2С9 может быть увеличена до 17 км.

«Дана»

Дана — тоже знаковое имя для военных, и не только из-за некогда популярной передачи «Армейский магазин». Ведь «Дана» — это 152-мм самоходная пушка-гаубица vz.77.

Самоходка построена на колесном шасси 8×8 грузовика Tatra 815, все шины имеют автоматическую подкачку, а сама подвеска — независимая. Экипаж САУ — 5 человек, которые находятся в трех герметичных бронированных кабинах, оснащенных кондиционером и защищенных противопульной броней.


Максимальная дальность огня составляет 20 км, снаряды могут подаваться как автоматически, так и вручную. Для перевода артиллерийской установки из походного положения в боевое требуется около двух минут, а покинуть позицию после стрельбы — не более 60 секунд, по своей маневренности тяжелая САУ превосходит БТР-70.

Двенадцатицилиндровый V-образный турбодизель TATRA разгоняет 29-тонную самоходку до 80 км/ч, запас хода составляет 600 км.

«Дана» — один из немногих видов иностранной техники, принятый на вооружение в армии СССР — в 1988 году было закуплено 100 таких САУ.

«Наташа»

Под этим женским именем скрывается тактическая атомная бомба. 8У49 «Наташа» была принята на вооружение советской дальней авиации в 50-х годах прошлого века. Особенностью этой бомбы была возможность ее применения на сверхзвуковых скоростях — до 3000 км/ч.


8У49 «Наташа». Фото: topwar.ru

450 кг «Наташей» вооружались малосерийные сверхзвуковые фронтовые бомбардировщики "Як-26".

Бомбометание было возможно с высот в диапазоне 0,5−30 км при выполнении как горизонтального полета, так и сложного маневрирования.

«Катюша»

Без этого имени список был бы неполным. «Катюша» — одно из видов вооружений, которое принесло нам победу в Великой Отечественной войне.

Появление у красноармейцев гвардейских реактивных минометов БМ-13 стало для немцев неприятным сюрпризом. Залп одной ракетной установки обрушивал на голову врага 16 132-миллиметровых снарядов или 32 82-миллиметровых.


Из-за принципиальной особенности детонации реактивных снарядов «Катюш» (встречная детонация — подрыв ВВ осуществляется с двух сторон, а когда две волны детонации встречаются, то создают гораздо более высокие значения газового давления) осколки имели намного большую начальную скорость и сильно разогревались.

По этой причине у реактивных снарядов БМ-13 было настолько высокое поджигающее действие — осколки иногда достигали температуры 800 °C.

«Татьяна»

«Изделие 244Н» или РДС-4, она же «Татьяна» — первая советская тактическая атомная бомба, производившаяся серийно. Мощность боеприпаса, в котором использовался принцип имплозии (внутри полой сферы находилось ядро с плутонием-239), составляла порядка 30 килотонн. Вес бомбы — 1200 кг.


«Татьяна» («изделие 244Н»). Фото: topwar.ru

Первые испытания бомбы прошли на Семипалатинском ядерном полигоне 23 августа 1953 года. Изделие 244 было сброшено с самолета "Ил-28" на высоте 11 км, взрыв произошел на высоте 600 м, при этом была достигнута мощность в 28 кт.

На вооружении «Татьяна» находилась всего два года — с 1954 по 1956.

просмотров