Попытки создать систему коллективной безопасности в европе. Политика ссср по созданию системы коллективной безопасности (1930 годы). План Маршала и начало «холодной войны»

Попытки создать систему коллективной безопасности в европе. Политика ссср по созданию системы коллективной безопасности (1930 годы). План Маршала и начало «холодной войны»

Франция в свою очередь стремилась сохранять и укреплять свое влияние в Европе за счет создания общеевропейской системы безопасности. Конечно, такая позиция не встретила необходимой поддержки со стороны великих держав, которые наоборот, усилили сопротивление. Италия стремилась развивать отношения с Великобританией. Однако усиление позиций Италии В Восточном Средиземноморье привело к ухудшению итало-английских отношений и ее сближению с Германией.

Фашистского блока

Международная обстановка в 30-е годы ХХ в. и формирование

Войны

Лекция 2 Международное положение накануне Второй мировой

1 Международная обстановка в 30-е годы ХХ в. и формирование фашистского блока.

2 Попытка создания системы коллективной безопасности в Европе.

3 Советско-германские отношения и заключение пакта о ненападении.

Политическая жизнь в предвоенной Европе характеризовалась противоречивостью интересов крупнейших стран. Великобритания стремилась сохранить роль политического центра мира и верховного арбитра в европейских делах. Для этого она ограничивала влияние Франции в Европе путем постоянных уступок Германии, что неизбежно приводило к пересмотру Версальско-Вашингтонской системы.

Возрастал авторитет и влияние в международных делах Советского Союза. В 1924 году он наладил дипломатические связи с Францией, Италией, Австрией, Норвегией, Швецией, Данией, Грецией. Международное признание было завершено установлением в 1925 году дипломатических отношений СССР с Японией, в 1933 г. - с США и принятием в 1934 году Советской страны в Лигу Наций. Усилия Советского Союза направлялись на равноправное участие стран в международной жизни, сохранение и поддержание мир.

Япония стремилась к усилению своего влияния на Дальнем Востоке. Основной целью Германии была ревизия Версальско-Вашингтонской системы, а в перспективе и глобальная смена системы международных отношений того времени

Гарантией силы Версальско-Вашингтонской системы могли бы стать согласованные действия в Великобритании, Франции, США и СССР. Однако США мало интересовали политические проблемы Европы, а Великобритания и Франция по-разному видели перспективу европейского порядка и стремились всяческим ограничивать международное влияние Советского Союза. Необходимо добавить, что искусственное сохранение политической ситуации в Европе, которая характеризовалась разделением на побежденных и победителей, объективно порождало и поддерживало в общественной жизни побежденных стран реваншистские настроения.

Создание блока агрессивных государств. Германское руководство постоянно стремилось укрепить военно-политическое сотрудничество с наиболее агрессивными государствами. 24 октября 1936 г. было подписано соглашение о создании «Оси Берлин-Рим», в соответствии с которым Германия и Италия обещали проводить общую линию относительно войны в Испании. 25 ноября 1936 г. Германия и Япония заключили так называемый «Антикоминтерновский пакт», к которому через год присоединилась Италия. В сентябре 1940 г. Германия, Италия и Япония заключили в Берлине военно-политический и экономический союз – «Тройственный пакт», согласно которому была создана «Ось Берлин – Рим – Токио». Это привело к разделению сфер влияния в Европе, Азии и Африке



Первым агрессивным актом гитлеровской политики явился аншлюс Австрии. Под лозунгом объединения земель, населенных немцами, 12 марта 1938 г. 2000-тысячное германское войско без сопротивления захватило Австрию, а 13 марта было объявлено о ее «воссоединении» с Германией

Агрессивную внешнюю политику в 1935- 1939 гг. проводила и фашистская Италия, взявшая курс на создание колониальной империи в Африке и в бассейне Средиземного моря. Хорошо вооруженная итальянская армия вторглась в октябре 1935 г. в Абиссинию (Эфиопию). В мае 1936 г. агрессоры захватили столицу страны – Аддис-Абебу. Абиссиния была объявлена колонией Италии. В апреле 1939 г. итальянские фашисты вторглись в Албанию.

На Дальнем Востоке борьбу за территориальный передел вела Япония, которая стремилась установить свое господство в Китае и в бассейне Тихого океана. Еще в сентябре 1931 г. японские войска оккупировали Маньчжурию и создали марионеточное государство – Маньчжоу -го. В 1937 г. японские агрессоры развернули широкомасштабные военные действия в Центральном Китае. Они захватили огромную территорию с богатыми природными ресурсами. В июле- августе 1938 г. японцы начали наступление у озера Хасан, а через год. В мае – сентябре 1939г., развязали военный конфликт в районе реки Халхин-Гол.

Это была попытка создания плацдарма для агрессии против СССР. Войска Красной Армии дали достойный отпор агрессору.

В Европе германские агрессоры спланировали захват Чехословакии. Формальной зацепкой явилось положение немецкого национального меньшинства в Судетской области.

Великобритания и Франция потребовали от правительства Чехословакии принять германские условия, а 29-30 сентября 1938 года в Мюнхене состоялась конференция-сговор, которая и решила судьбы этой страны.

Судеты передавали Германии, Тешинскую область – Польше. В марте 1939 г. А. Гитлер окончательно поделил Чехословакию на вассальные территории (Богемия, Моравия, Словакия).

Нацистская Германия стремилась к расширению своей территории.

В марте 1939 г. немецкая сторона сделала «предложения» польскому правительству по решению территориальных споров. В результате город Данциг был включен в состав «рейха». В конце апреля 1939 г. Германия приняла меморандум, в котором высказывалось недовольство решением Польши отклонить предложения по территориальному устройству. Берлин аннулировал германско-польскую декларацию от 1934 года, что привело к усилению напряжения между этими странами.

В 1930-е гг. политическую активность на международной арене развернуло и советское руководство. Так, по инициативе СССР в мае 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий пакты о взаимопомощи против агрессии. Это могло бы стать серьезным шагом в направлении сдерживания агрессивной политики гитлеровской Германии и ее союзников и послужить основой создания системы коллективной безопасности в Европе.Советский Союз решительно осуждал агрессивные действия Германии и предлагал провести международную конференцию для организации системы коллективной безопасности и защиты независимости стран, которым угрожала агрессия. Однако правящие круги западных государств не высказали необходимой заинтересованности в ее создании.

В 1939 г. СССР продолжал активные шаги, чтобы побудить правительства Великобритании и Франции к созданию системы коллективной безопасности в Европе. Советское правительство выступило с конкретным предложением о заключении между СССР, Великобританией и Францией договора о взаимной помощи в случае агрессии против любой из стран-участниц соглашения. Летом 1939 года в Москве проходили трехсторонние переговоры о создании системы коллективной безопасности.

К концу июля на переговорах был все же достигнут определенный прогресс: стороны согласились на одновременное подписание политического и военного соглашения (ранее Англия предлагала подписать сначала политический договор, а затем вести переговоры о заключении военной конвенции).

12 августа начались переговоры военных миссий. От Советского Союза их вел нарком обороны К.Е. Ворошилов, от Англии – адмирал Дракс, от Франции – генерал Думенк. Правительство Англии и Франции невысоко оценивали Красную армию и считали ее неспособной на активные наступательные действия. В связи с этим они не верили в эффективность союза с СССР. Обе западные делегации получили инструкции максимально затягивать переговоры, рассчитывая, что сам факт их проведения окажет психологическое воздействие на Гитлера.

Главным камнем преткновения на переговорах стал вопрос о согласии Польши и Румынии на проход советских войск через их территорию в случае войны (СССР не имел общей границы с Германией). Поляки и румыны категорически отказывались согласиться на это, боясь советской оккупации.

Только 23 августа польское правительство несколько смягчило свою позицию. Таким образом, возможность добиться от Польши согласия на пропуск советских войск через ее территорию не была еще утрачена безвозвратно. Ясно также, что поляки постепенно склонялись к уступкам под давлением западной дипломатии. При наличии доброй воли переговоры, вероятно, еще можно было довести до успешного завершения. Однако взаимное недоверие сторон уничтожило такую возможность.

Английская и французская военные миссии не были наделены полномочиями принимать решения. Для советского руководства стало очевидным, что руководство западных государств не желает быстрого достижения позитивных результатов. Переговоры зашли в тупик.

3 Советско-германские отношения и заключение пакта о ненападении Позиция Запада, постоянно шедшего на уступки Германии и отвергавшего союз с СССР, вызывала в Кремле сильнейшее раздражение с середины 1930-х гг. Особенно оно усилилось в связи с заключением Мюнхенского соглашения, которое в Москве расценили как сговор, направленный не только против Чехословакии, но и против Советского Союза, к границам которого приблизилась германская угроза.

С осени 1938 г. Германия и СССР стали постепенно налаживать контакты в целях развития торговли между двумя странами. Правда, реального соглашения тогда достичь не удалось, поскольку у Германии, вставшей на путь ускоренной милитаризации, не было достаточного количества товаров, которые могли бы поставляться в СССР в обмен на сырье и топливо.

Тем не менее Сталин, выступая в марте 1939 г. на ХVШ съезде ВКП(б), дал понять, что новое сближение с Берлином не исключено. Цели внешней политики СССР Сталин сформулировал так:

1 Проводить и впредь политику мира и укрепления деловых связей со всеми странами;

2 Не давать втянуть в конфликты нашу страну провокаторам войны, привыкшим загребать жар чужими руками.

В такой сложной ситуации СССР вынужден был идти на переговоры с гитлеровской Германией. Необходимо отметить, что инициатива заключения германо-советского пакта принадлежала германской стороне. Так, 20 августа 1939 г. А. Гитлер прислал телеграмму И.В. Сталину, в которой предлагал заключить договор о ненападении: « …Я еще раз предлагаю Вам принять моего министра иностранных дел во вторник 22 августа, самое позднее – в среду 23 августа. Имперский министр иностранных дел будет наделен всеми необходимыми полномочиями для составления и подписания пакта о ненападении».

Согласие было получено 23 августа 1939 г. министр иностранных дел И. Риббентроп прилетел в Москву. После переговоров вечером 23 августа 1939 г. был подписан германо-советский договор о ненападении (Пакт Риббентропа-Молотова) сроком на 10 лет. Одновременно был подписан «секретный дополнительный протокол».

Как видно, в августе 1939 г. положение в Европе достигло высочайшего напряжения. Гитлеровская Германия не скрывала своего намерения приступить к военным действиям против Польши. После подписания германо-советского договора СССР не мог коренным образом повлиять на агрессивные действия берлинских властей.

Лекция 3 Начало Второй мировой войны и события в Беларуси

1 Развязывание войны, ее причины и характер.

2 Присоединение Западной Беларуси к БССР.

3 Подготовка Германией войны против СССР. План «Барбаросса».

Введение

безопасность североатлантический договор

Обеспечение безопасности в Европе, пожалуй, практически всегда было одной из ключевых задач всех стран данного региона. Европа, будучи исторически неспокойной частью света, которая на протяжении, по крайней мере, пяти последних столетий, являлась эпицентром войн и вооруженных конфликтов как регионального, так и мирового масштаба. Породившая бесчисленные религиозные, междоусобные и территориальные конфликты и войны, в том числе две мировые войны, Европа сегодня является одним из самых мирных регионов мира.

Можно с уверенностью говорить, что сложившаяся после Второй мировой войны система коллективной безопасности в Европе, в отличие от Вестфальской системы, а также подкрепленная деятельностью Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), военно-политическим блоком НАТО, во многом гарантирует минимизацию возможного развития кризисов и конфликтов в регионе. Однако, даже не смотря на это, нельзя рассчитывать исключительно на спокойное будущее в Европе, не замечая угроз в лице внутренней и внешней военно-политической напряженности в регионе, международного терроризма, экстремизма и сепаратизма.

На сегодняшний день ключевыми задачами, которые ставит перед собой каждая европейская страна, является не только обеспечение собственной безопасности, исходя из собственных национальных интересов, но и, прежде всего, коллективной безопасности в рамках Европейского Союза и всей Европы в целом.

При этом важно понимать, что подобную систему необходимо не только организовать, но и поддерживать в постоянной «боеготовности» на случай её непосредственного задействования и развивать в долгосрочной перспективе, а это требует определенных материальных, ресурсных, людских и денежных затрат. Сегодня каждая европейская страна, состоящая в Организации Североатлантического договора обязана тратить на оборону не меньше 2% ВВП, что позволить себе могут не многие европейские страны. При всем при этом, вопрос о финансировании безопасности в Европе сталкивается с реальным положением экономической и политической ситуации в регионе.

В данной курсовой работе предметом моего исследования будет являться обеспечение безопасности Европе, а объектом - её экономические аспекты. Также я постараюсь дать оценку текущему состоянию обороноспособности стран исходя из их затрат на военную сферу (закупка вооружений, проведение исследований в военной области и модернизация армий), а также расходов на обеспечение внутренней безопасности и общественного порядка.

Система европейской коллективной безопасности и ее экономические аспекты. Организация НАТО

Предпосылки создания единой системы по обеспечению безопасности в Европе. Система коллективной безопасности в Европе

Первые реальные попытки организации единой системы по обеспечению безопасности в Европе возникли в начале прошлого века. Тогда многие страны Европы вошли в состав Лиги Наций, которая действовала как международная организация, основанная на Версальском соглашении Версальско-Вашингтонской системы 1919 - 1920 гг. Данная организация, как, впрочем, и Версальско-Вашингтонская система показали свою полную неспособность предотвращения второй мировой войны. В дальнейшем место этой организации займет Организация Объединенных Наций (ООН), но обе эти организации были направлены по большей части на поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Однако, если первая организация после своей несостоятельности в вопросах предотвращения войны оказалась закрыта, то вторая функционирует до сих пор, и именно она во многом является определяющим элементом международной системы коллективной безопасности .

Именно вторая мировая война, разразившаяся в Европе и захлестнувшая весь мир, а также её последствия, стали, пожалуй, главной причиной для создания в европейском сообществе особого мнения касаемо возможности создания системы обеспечения безопасности не столько на индивидуальном, государственном уровне, сколько на региональном, европейском.

Саму коллективную безопасность можно определить, как состояние международных отношений, исключающее нарушение всеобщего мира или создание угрозы безопасности народов, в какой бы то ни было форме и реализованное усилиями государств в мировом и региональном масштабе .

Но с началом холодной войны и появлением в Европе двух рьяно противоборствующих друг другу военно-политических блоков (Организация Североатлантического договора и Организация Варшавского договора) достижение системы коллективной безопасности было во многом затруднено.

Так продолжалось вплоть до первой половины 70-х, когда разрядка международной напряженности позволила создать сколь-либо действенные гарантии международной безопасности. В 1975 году проходит Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, а с 1990 года - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ). Тогда были заложены, пожалуй, действующие до сих пор во всех сферах принципы взаимоотношений между государствами :

· неприменение силы или угрозы применения силы;

· территориальная целостность государств;

· мирное урегулирование споров;

· невмешательства во внутренние дела других государств;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах и т.д.

Соблюдение данных принципов во многом предопределяет и наличие ряда экономических составляющих или аспектов обеспечения безопасности в Европе. На сегодняшний день каждая европейская страна, участвующая в системе коллективной безопасности или в рамках организаций, участвующих в создании системы коллективной безопасности (например: НАТО) должна исходить из определенных экономических соображений в сфере обеспечения не только собственной, но и коллективно безопасности. К экономическим аспектам обеспечения безопасности я отнес три:

1. оборонный (военный) бюджет страны;

2. расходы на поддержание общественного порядка и обеспечения безопасности (полиция, спасатели и т.д.)

3. различные отчисления в региональные и/или мировые организации по безопасности (при условии участия страны в таковой)

Собственно, именно эти три пункта во многом и являются теми самыми главными элементами при рассмотрении каждой страны в обеспечении собственной и коллективной безопасности. На них я и буду опираться в дальнейшем своем исследовании, с учетом существующих экономических и военно-политических реалий сегодняшнего дня.

Нарастание военной опасности в мире (1933-1939 гг.)

В декабре 1933 г. ЦК ВКП(б) принял постановление о развертывании борьбы за коллективную безопасность. Оно определило главное направление внешнеполитической деятельности СССР на кануне второй мировой войны. Реальный путь обеспечения мира правительство СССР видело в создании региональных пактов взаимной помощи. Оно заявило о своей готовности принять участие в таком пакте с широким привлечением европейских государств. В 1933 г. СССР выдвинул предложение о юридическом определении агрессора, что создавало бы основания для юридических санкций, а в сентябре 1943 г. Советский Союз вступил в Лигу Наций.

Воплощением идеи коллективной безопасности явился проект «Восточного пакта», инициатором которого явился министр иностранных дел Франции Луи Барту. Л. Барту активно поддержал принятие СССР в Лигу Наций , использовал все свое влияние для того, чтобы ускорить установление дипломатических отношений между СССР и Чехословакией, Румынией, преодолеть антисоветские выступления в Югославии.

Как предусматривалось, участниками пакта, помимо СССР и Франции, должны были стать государства Центральной и Восточной Европы- Польша, Чехословакия, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия. Кроме того, было решено пригласить присоединиться к пакту и Германию. В этом случае она неизбежно бы оказалась в русле советско-французской политики. Проект предполагал, во-первых, региональный договор о гарантии границ и взаимной помощи между странами Центральной и Восточной Европы («Восточное Локарно») и, во-вторых, отдельный советско-французский пакт о взаимной помощи против агрессии. Советский Союз становился гарантом Локарнского соглашения (октябрь 1925 г.), а Франция- упомянутого регионального договора.

Однако после убийства Л. Барту в октябре 1934 г. позиция французской дипломатии становится более умеренной. 1 5 декабря 1934 г. были подписаны франко-советские соглашения , в соответствии с которыми обе страны отказывались от дальнейших шагов по подготовке регионального восточноевропейского гарантийного договора. Его частично сменил подписанный в мае 1935 г. договор о взаимопомощи между Францией и СССР в случае нападения какой-либо третьей стороны. Однако договор не был дополнен военной конвенцией.

Перед лицом нараставшей угрозы со стороны Германии пытались консолидировать свои силы и страны Юго-Восточной Европы. При поддержке Франции и Великобритании 9 февраля 1934 г. в Африке было подписано соглашение между четырьмя балканскими странами- Грецией, Румынией, Турцией и Югославией. Балканский пакт обязывал подписавшие его страны совместно защищать их внутрибалканские границы и согласовывать свою внешнюю политику.


1. Луи Барту убит в Марселе 9 октября 1934 г. во время встречи югославского короля Александра Македонского и хорватскими националистами. Король Александр также был убит.

Из балканских стран пакта не подписали, под влиянием Германии и Италии, Болгария и Албания.

Созданная Балканская Антанта дополнила Малую Антанту, организацию, существующую с апреля 1921 г. и объединявшую Чехословакию, Румынию и Королевство сербов, хорватов и словенцев.

Изменение тактики Коминтерна. С переходом советского правительства к тактике сотрудничества со всеми антифашистскими силами меняется и политика Коминтерна и РСИ (Рабочего Социалистического Интернационала). Еще в 20-е годы руководство Коммунистического Интернационала допустило крупную стратегическую ошибку, сделав вывод о том, что после экономического подъема наступит время мировой социалистической революции. Из этой ошибки вытекала ошибка и тактическая. Готовясь к мировой революции, лидеры Коминтерна (Сталин, Зиновьев, Бухарин) увидели своего главного врага в социал-демократах, которые якобы отвлекают внимание трудящихся от революции. На VI конгрессе Коминтерна (1928 г.) была принята тактика «класс против класса», которая предполагала отказ коммунистов от сотрудничества с другими партиями, как левыми, так и правыми.

В 20-е годы компартии развернули активную борьбу с социал-демократами, называя их социал - фашистами. В ответ РСИ назвал коммунистов левой разновидностью фашизма и запретил социал-демократическим партиям сотрудничать с коммунистами.

После прихода фашистов к власти в Германии Коминтерны и РСИ осознали необходимость изменения своей тактики. В октябре 1934 г. руководство РСИ разрешило социал-демократическим партиям сотрудничать с коммунистами. Поворот в позиции Коминтерна произошел на его VII конгрессе в августе 1935 г. На этом конгрессе коммунисты перестали называть социал-демократов «социал-фашистами» и назвали главной задачей борьбу за демократию, а не победу мировой революции и установление диктатуры пролетариата.

Этот поворот в позициях Коминтерна и РСИ позволил создать народные фронты во Франции и Испании, а в 1937 г. произошло объединение коммунистических и социал-демократических профсоюзов. Однако руководство РСИ отвергало все призывы КИ к объединению.

Такая позиция руководства РСИ во многом объяснялась действиями Сталина, который после смерти Ленина стал фактически руководителем КИ. Для Сталина решения VII конгресса Коминтерна означали личное поражение, так как они, по сути, признавали, что руководство КИ в 20-е годы проводило ошибочный курс. Именно поэтому Сталин не собирался выполнять решения VII конгресса. В 30-е годы были репрессированы многие видные деятели КИ, жившие в СССР. В 1938-39 гг. под давлением Сталина КИ распустил компартии Латвии, Польши, Западной Белоруссии и Западной Украины.

Подписание в 1939 г. советско-германского пакта о ненападении социал-демократы расценили как сговор коммунистов с фашистами. Отношения между РСИ и КИ вновь обострились. Достичь единства рабочего движения накануне войны опять не удалось.

Обострение международной обстановки в середине 30-х годов . По поводу создания Балканской Антанты европейская печать выражала сомнения в том, что новый договор будет способствовать общему умиротворению. Опасения эти оправдались. В июле 1934 г. австрийские нацисты предприняли попытку вооруженного переворота. Облачившись в форму федеральной армии и полиции, путчисты проникли в резиденцию федерального канцлера и захватили здание радиостанции. Они объявили по радио о мнимой отставке канцлера Дольфуса, что стало сигналом к мятежу в других городах страны. Путчисты выступали под лозунгом присоединения Австрии к Германии.

Дольфус был тяжело ранен и к концу дня скончался. Попытка переворота была в течение двух-трех дней повсеместно ликвидирована. И лишь жесткие действия Муссолини, который отдал приказ об отправке четырех дивизий к границам Австрии, заставили Гитлера отказаться тогда от прямой агрессии.

Следует отметить, что отношения фашистских режимов в Италии и Австрии с нацистской Германией первоначально складывались весьма напряженно. Причиной тому были и идеологические расхождения между национал -социализмом и фашизмом, и негативная реакция Австрии и Италии на возможность аншлюса, которого требовал Гитлер. Именно решительные меры Италии в большей степени, нежели дипломатические меры Великобритании и Франции, заставили нацистов временно приостановить давление на Австралию.

1 марта 1935 г. в результате плебисцита Самарская область вновь вошла в состав Германии. Возвратив Самарскую область, нацистская Германия укрепила свое положение на международной арене (с 1929 г. Саар находился под управлением Лиги Наций).

Торжественная акция перехода Саара под юрисдикцию Германии проходила в присутствии Гитлера. Решение об изменении статуса было принято 13 января 1935 г. в ходе плебисцита. 91 % населения Саара высказался за присоединение к германии. Воспользовавшись националистическими настроениями, царившими в стране, Гитлер объявил о введении всеобщей воинской повинности, что противоречило основным положениям Версальского мирного договора.

Все это вызвало особенно большую тревогу французской дипломатии и ужесточение ее позиции по германскому вопросу. По инициативе Франции и при полной поддержке Италии в итальянском городе Стрезе 11 апреля 1935 г. открылась международная конференция по германскому вопросу. Ее участники выступили с осуждением одностороннего нарушения Версальского договора. Несмотря на то что принятые резолюции носили весьма общий характер, политическое значение конференции было исключительно велико. Франция продемонстрировала на ней свою готовность отойти от безусловного следования курсу умиротворения и присоединиться к жесткой позиции Италии.

Но перспективы складывания франко-итальянского союза встревожили британскую дипломатию. Следуя традиционной политике «баланса сил», Лондон в июне 1935 г. идет на подписание сенсационного англо-германского договора о морских вооружениях. Согласно ему, между военными флотами Великобритании и Германии вводилось соотношение 100:35 (при равенстве по подводным лодкам). Британские политики рассматривали заключение этого соглашения как важный шаг на пути дальнейшего ограничения морских вооружений и своевременное дополнение к аналогичным статьям «Договора пяти» Вашингтонской конференции. Однако на практике нацистская Германия получила право на беспрепятственное расширение военно-морского строительства, так как разница в уровне морских вооружений позволяла обеспечить работой все верфи Рейка на десять лет, не нарушив при этом «букву договора».

Правительство Гитлера сразу после прихода к власти приступило к экономическому преобразованию тех отраслей экономики, которые производили вооружение. Экономическая политика национал-социалистов была прежде всего направлена на развитие «национального» вооружения.

В сентябре 1936 г. правительство объявило о введении 4-летнего плана. Предполагалось, что за этот период германская промышленность достигнет независимости в обеспечении сырьем. Одновременно будет проведена модернизация производства вооружений. В замечаниях Гитлера к плану говорилось: «Мы перенаселены и поэтому не можем прокормиться на собственной территории. Окончательное решение данной проблемы связано с расширением жизненного пространства, то есть сырьевой и продовольственной базы существования нашего народа…Для этого мною поставлены следующие задачи: 1. Германская армия должна будет через 4 года стать боеспособной. 2. Германская экономика должна через 4 года обеспечить возможность ведения войны».

Как видно, англо-германский договор полностью вписывался в план Гитлера развития экономики.

Пагубность британской стратегии стала очевидна в ближайшее время, когда произошло образование стратегического союза Италии и Германии. Поводом к такому неожиданному повороту стала агрессия Италии в Абиссинию (Эфиопию), которую Италия безуспешно пыталась завоевать в 1896 г. поскольку африканский континент был уже преимущественно «поделен», независимая Абиссиния оставалась единственным возможным объектом экспансии.

3 октября 1935 г. шестисоттысячная итальянская армия вторглась в Эфиопию. Компания против слабой эфиопской армии оказалась быстротечной и победоносной. 7 октября Совет Лиги Наций признал Италию агрессором и ввел против нее экономические санкции. Но эти санкции на исход дела не повлияли. 5 мая 1936 г. итальянские войска вступили в Аддис-Абебу - столицу Абиссинии, а в июле Лига Наций прекратила применение санкций, полагая, что без военных мер они не действенны.

Воспользовавшись напряжением в отношениях между лидерами Лиги Наций и Италией, германский вермахт 7 марта 1936 г. занял демилитаризованную Рейнскую область. Гитлер нарушил не только Версальский договор, но и попрал обязательства Германии по Локарнским соглашениям. Как признавал позднее Гитлер, это была чистой воды авантюра, так как в то время у Германии не было ни сил, ни средств чтобы противостоять возможному ответу со стороны, в первую очередь, Франции. Но ни Франция, ни Лига Наций даже не осудили этот шаг, лишь констатировав факт нарушения Версальского договора.

При этом Италия, оказавшись в дипломатической изоляции, вынуждена была искать поддержки у своего бывшего противника. В июле 1936 г. Австрия подписала с Германией соглашение, по которому фактически обязалась следовать политике Германии. Италия по договору с Германией обязалась не вмешиваться в германо-австрийские отношения.

Тогда же, в июле 1936 г. в Испании вспыхнул военно-фашистский мятеж, во главе которого стал генерал Франко. С августа 1936 г. сначала Германия, а затем и Италия начали оказывать Франко военную помощь: за 3 года в Испанию было направлено 300 тыс. итальянских и немецких солдат и офицеров.

В августе 1936 г. в Лондоне по предложению премьера-социалиста Франции Леона Блюма был создан Комитет по невмешательству.

Образование очагов новой мировой войны . постепенно Германия и Италия стали сближаться друг с другом. В октябре 1936 г. был подписан итало-германский протокол, по которому Германия признавала захват Эфиопии Италией. Обе стороны признали правительство Франко и условились придерживаться общей линии поведения в Комитете по невмешательству. Этот протокол оформил «ось Берлин-Рим».

25 ноября 1936 г. Германия и Япония подписали так называемый «антикоминтерновский пакт» сроком на 5 лет. Стороны обязались совместно бороться против Коминтерна и приглашали третьи страны присоединиться к пакту. 6 ноября 1937 г. к пакту присоединилась Италия, а в декабре она вышла из Лиги Наций. Образовался агрессивный блок Берлин-Рим-Токио, который противопоставил себя Лиге Наций и всему сложившемуся международно-правовому порядку. В два последующих года к пакту присоединились Венгрия, Манчжоу-Го, Болгария, Румыния и др. В мае 1939 г. Германия и Италия заключили договор о военно-политическом союзе («Стальной пакт»). Этот договор содержал обязательства сторон о взаимопомощи и союзе в случае военных действий.

Политика умиротворения фашистских агрессоров . Действия Японии и Германии привели к краху Версальско-Вашингтонской системы, так как ее главные договоры оказались нарушенными. Однако Англия, Франция и США не предприняли никаких ответных шагов, хотя имели все возможности остановить агрессивные страны. В руководстве США сильные позиции занимала группа изоляционистов, считавшая, что США должны все внимание сосредоточить на Американском континенте и не вмешиваться в ситуацию в других регионах планеты. Правительства Англии и Франции не хотели начинать войну с Германией, т.к. боялись, что население их стран такую войну не поддержит. Поэтому правительства Англии и Франции избрали в отношении агрессоров политику «умиротворения», предполагавшую частичные уступки агрессорам в надежде предотвратить новую мировую войну. Правительства Англии и Франции рассчитывали, что Германия и Италия утихомирятся после устранения тех положений Версальской системы, которые вызывали их недовольство. Своеобразным манифестом политики «умиротворения» стала статья лорда Лотиана в Лондонской «тайне» от 1 февраля 1935 г. Он писал: «Германия хочет равенства, а не войны; она готова абсолютно отказаться от войны; она подписала договор с Польшей,* который устраняет из сферы войны на 10 лет самый болезненный элемент Версальского договора- Коридор; она окончательно и навсегда признает включение Эльзаса- Лотарингии в состав Франции, и, наконец (это является наиболее важным), она готова дать обязательство, что не будет вмешиваться силой в дела ее любимой Австрии при условии, если все ее соседи станут поступать так же. Он (Гитлер) идет еще дальше и говорит, что готов для доказательства искренности своего стремления к миру подписать пакты о ненападении со всеми соседями Германии, и в области вооружений не требует ничего, кроме «равноправия», и согласен принять международный контроль, если на это пойдут и остальные участники договора.

Я не имею ни малейшего сомнения в том, что эта позиция искренна. Германия не хочет войны….»

Документы из секретных архивов Берлина и Роима показывают, сколь быстро намеренное бездействие западных держав породило у агрессоров чувство полной безнаказанности, сколь пагубным оказался отказ Англии и Франции использовать Лигу Наций как инструмент противодействия агрессии. Интересна в связи с этим запись беседы Муссолини с Гарингом, посетившим в январе 1937 г. Рим в целях демонстрации прочности только что созданной «оси». Среди прочих проблем собеседники затронули и испанскую. Отвечая на вопрос Геринга о возможной реакции западных держав, Муссолини высказал убеждение, что с данной стороны не угрожает никакая опасность: «Нет….оснований для беспокойства, - заявил он, - поскольку нет никаких причин для того, чтобы созданный Лигой механизм, который уже в трех случаях бездействовал,* вдруг пришел в действие в четвертый раз….Английские консерваторы весьма боятся большевизма, и этот страх очень хорошо можно использовать в политических целях».

Эту точку зрения разделял и Геринг: «Консервативные круги (Англии.- Авт.), правда, сильно озабочены мощью Германии, но больше всего они боятся большевизма, и это дает возможность рассматривать их практически как полностью готовых к сотрудничеству с Германией».

И это в полной мере учитывал Гитлер, который называл СССР главным врагом, достаточно успешно влиял на позицию Англии и Франции. Уже в начале 1938 г. было ясно, что Европа стоит на пороге войны. Гитлеровская Германия мобилизовала и держала в боевой готовности весь свой военный аппарат. От руководства германской армией были отстранены все лица, которые проявляли нерешительность или несочуствие проводимому Гитлером курсу. Вынужден был уйти в отставку генерал-фельдмаршал фон Бломберг. На его место был назначен генерал Кейтель. Геранг был возведен в звание генерал-фельдмаршала. Сам Гитлер объявил себя верховным главнокомандующим вооруженными силами Германии.

  • имеется ввиду германо-польская декларация 1934 г. о неприменении силы (известна также как пакт о ненападении) подписана 26.01.34 г. в Берлине; заключена на 10 лет.
  • очевидно, имеется ввиду агрессия Японии в Северо-Восточном Китае, итальянское вторжение в Эфиопию, ремилитаризация Германией Рейнской зоны.

20 февраля 1938 г. Гитлер произнес в рейхстаге угрожающую речь. Он заявил, что Германия не может оставаться безучастной к судьбе 10 млн. немцев, проживающих в двух соседних странах и что она будет добиваться объединения всего немецкого народа. Было ясно, что речь идет об Австрии и Чехословакии.

12 марта 1938 г. Германия при поддержке австрийских фашистов совершила аншлюс (присоединение) Австрии под предлогом воссоединения двух германских государств. Поскольку феодальный канцлер Курт Шушниг отказался от проведения референдума о независимости Австрии, Германия 11 марта потребовала в ультимативной форме его отставки. Австрийский министр внутренних дел Зейсс - Инкварт сформировал национал -социалистическое правительство.

После аншлюса начались преследования евреев и политических противников нацизма.

Следующим шагом Гитлера стало требование передачи Чехословакией Судейской области, где проживало много немцев. В Судетах действовала судето - немецкая партия, которая требовала предоставления судетским немцам национальной автономии, свободы «немецкого мировоззрения»(точнее нацизма), «реконструкции» чехословацкого государства и изменение его внешней политики.

Чехословакия имела развитую военную промышленность и сильную армию, а с 1935 г. у нее были договоры о взаимопомощи с Францией и СССР. Все это позволяло Чехословакии дать отпор Германии, тем более, что у Германии еще не было сил, чтобы начинать войну.

Однако в этот решающий момент правительства Англии и Франции решили последовать политике «умиротворения». 26 сентября Гитлер предъявил Чехословакии ультиматум с требованием передачи Германии Судетской области. В сентябре-октябре 1938 г. в Мюнхене прошла конференция руководителей Англии, Франции, Германии и Италии. На ней лидеры Англии и Франции (Чемберлен и Даладье) фактически в ультимативной форме потребовали от Чехословакии удовлетворения требований Гитлера. Гитлер взамен пообещал соблюдать новые границы Германии. Примечательно, что мнения самой Чехословакии никто не спрашивал. Более того, ее представитель даже не был приглашен на конференцию.

СССР предложил Чехословакии военную помощь без участия Франции (что предусматривал договор 1935 г.) и даже сосредоточил на Украине военные силы. Но чехословацкое правительство от этой помощи отказалась, опасаясь, что СССР оккупирует страну. В итоге Чехословакия подчинилась мюнхенским решениям.

Однако получив Судетскую область, Гитлер на этом не остановился. 15 марта 1939 г. Германия оккупировала всю территорию Чехословакии, используя как повод активизацию сепаратистских движений в Чехословакии и ввод в Словакии военного положения. Чехия была присоединена к Германии, а в Словакии немцы создали Марионеточное государство. Между Германией и Словакией было заключено так называемое охранное, согласно которому Германия брала на себя охрану внутреннего порядка и территориальную интеграцию Словакии на 20 лет.

В марте 1939 г. Германия потребовала от Польши передать ей город Гданьск и предоставить железные и автомобильные дороги для связи с ним. Затем Германия аннулировала договор о ненападении с Польшей, подписанный в 1934 г. Гитлер также потребовал от Англии и Франции вернуть Германии ее колонии.

23 марта 1939 г. Германские войска вторглись в район слайпеды (Литва). Стоя на палубе броненосца «Германия», Гитлер объявил о присоединении Клайпеды к Германии.

Вслед за Германией активизировалась Италия. 7 апреля 1939 г. она попала на Албанию и быстро захватила ее. Албанский король Ахмед Зогу эмигрировал. Национальное собрание одобрило 12 апреля союз с Италией. После этого Муссолини выдвинул территориальные претензии к Франции.

В Азии Япония в 1937 г. напала на Китай и к концу 1938 г. захватила его приморскую часть. Летом 1938 г. японские войска нанесли удар по территории СССР в районе озера Хасан с целью захватить СССР прекратить помощь Китаю. Бои продолжались около месяца и завершились разгромом японских войск. В мае 1939 г. японские войска начали боевые действия против Монголии в районе реки Халкин-Гол. На помощь Монголии пришли советские войска, которые в августе 1939 г. разбили японцев и отбросили их с территории Монголии.

Увидев, что политика «умиротворения» провалилась, правительства Англии и Франции изменили стратегию. Они взяли курс на создание системы коллективной безопасности в Европе с целью сформировать антигерманскую коалицию и остановить германскую агрессию. Это была вторая попытка создать такую систему. Первая была предпринята СССР и Францией в 1934-1935 гг. в виде идеи создания многостороннего договора о взаимопомощи (Восточного пакта). Но тогда Германии удалось сорвать заключение такого договора.

В марте 1939 г. Англия и Франция предоставили гарантии безопасности и независимости Польше. 19 апреля они были распространены на Румынию и Грецию, а мае-июне 1939 г. они подписали договоры о взаимопомощи с Турцией.

В марте 1939 г. Англия и Франция предложили Советскому Союзу подписать совместную декларацию правительств Англии, Франции, СССР и Польши против агрессии и предусмотреть в ней обязательства консультации между этими странами. Правительство СССР ответило, что «такая декларация не решает вопроса». Тем не менее оно не возражало и против декларации.

23 марта 1939 г. Англия и Франция начали переговоры с СССР о создании Союза против Германии. Эти переговоры шли медленно, т.к. обе стороны не доверяли друг другу. Англия и Франция сомневались в боеспособности Красной Армии, ослабленной репрессиями против командного состава, и стремились прежде всего испугать Гитлера самим фактом переговоров. Именно поэтому Англия и Франция не спешили заключать военное соглашение с СССР, хотя Советский Союз делал конкретные предложения по этому вопросу. Переговоры со стороны Англии и Франции происходили лишь на уровне послов, а не глав правительств или дипломатических ведомств. Задачей западных держав на этих переговорах было предотвращение установления Россией каких-либо связей с Германией. Более того, Англия с июня 1939 г. сама вела секретные переговоры с Германией.

Со своей стороны Сталин подозрительно относился к Англии и Франции, считая, что они хотят втянуть СССР в войну с Германией и при этом остаться в стороне.

Отказ Англии и Франции заключить военное соглашение с СССР привел к переориентации Сталина на заключение соглашения с Германией. Это учел Гитлер, предложивший Москве заключить пакт о ненападении. 21 августа 1939 г. СССР прекратил переговоры с Англией и Францией и 23 августа 1939 г. подписал с Германией пакт о ненападении сроком на 10 лет. Этот документ, известный как пакт Молотова-Риббентропа, был подписан в Москве главами внешнеполитических ведомств двух стран. Чрезвычайно важный секретный протокол к договору стал известен лишь после окончания войны.

Заключенный сроком на 10 лет советско-германский пакт включал следующие пункты:

Отказ от взаимного насилия

Соблюдение нейтралитета в случае участия одной из сторон в войне при условии захватнического характера войны.

Секретное приложение разграничивало сферы интересов двух стран в Восточной Европе: Финляндия, Латвия, Бессарабия и Польша на востоке от рек Нарва, Висла и Сан попадали в советскую сферу влияния, территория к западу от этой линии объявлялась сферой интересов Германии.

Пакт Молотова-Риббентропа означал вынесение политического смертного приговора Польше. Он стал заключительным аккордом в подготовке Гитлера к войне с Польшей, которая началась 1 сентября 1939 г. Подписанием этого договора завершились долговременные усилия Сталина по расширению коммунистического влияния на Балканы и Прибалтику. Дипломатический поединок с западными державами на политические симпатии Сталина Гитлеру удалось выиграть в последний момент. В течении 1939 г., после захвата Чехии и присоединения Клайпеды, Франция и Великобритания вели переговоры со Сталиным о заключении договора о взаимной поддержке, направленного против нацистской Германии. Британский премьер Невилл Чемберлен при этом имел в виду и советские гарантии для Польши, аналогичные тем, которые декларировались Великобританией уже 31 марта. Сталин настаивал на подписании договора о взаимной поддержке, в который была бы включена проблема прибалтийских стран и Финляндии. Однако эти страны, опасаясь коммунистического влияния, отвергли предложение Сталина. Польша переоценила собственные силы и, боясь утратить независимость, также отказывалась подписывать советский вариант договора. Она рассчитывала на военную и политическую поддержку западных государств. Обоюдное недоверие и затягивание переговоров сделали невозможным подписание политических и военных соглашений между СССР, Великобританией и Францией. Гитлер воспользовался этим и добился заключения договора с СССР, развязав себе руки для начала войны против Польши.

Чемберлен отреагировал на пакт Молотова-Риббентропа решительно. Через два дня после его подписания (25 августа) Великобритания заключила с Польшей соглашение о взаимопомощи в случае войны. обескураженный решительным шагом Великобритании, Гитлер был вынужден перенести запланированное нападение на Польшу с 26 августа на 1 сентября 1939 г.

Гитлеровская экспансионистская политика привела к тому, что результаты Мюнхенского соглашения оказались нулевыми.

Пакт 1939 г. стал серьезной ошибкой советской дипломатии. Он подорвал международный авторитет СССР и привел к обострению отношений СССР с западными странами. Но самое главное-пакт 1939 г. ускорил начало второй мировой войны, т.к. избавил Германию от угрозы войны на два фронта.

Меры, предпринятые СССР, способствовали сохранению мира в 20-е и начале 30-х годов. Но с установлением в Германии фашистской диктатуры они стали недостаточными для решения этой задачи. Одними договорами о ненападении нельзя было остановить агрессора, ему необходимо было противопоставить единый фронт миролюбивых сил и объединенными усилиями многих стран и народов помешать развязыванию войны. Так появилась новая конструктивная идея советской внешней политики -- идея коллективной безопасности. Она вытекала из того факта, что в вопросах войны и мира земной шар неделим. В.И. Ленин указывал, что всякая империалистическая агрессия, даже локальная, затрагивает интересы стольких стран и народов, что развитие событий едет к расширению войны. В условиях тесного переплетения экономических, финансовых и политических связей государств, безудержных завоевательных планов агрессора любой военный конфликт, хотя бы ограниченного масштаба, втягивает в свою орбиту многие государства и грозит перерасти в мировую войну.

В условиях нараставшей угрозы со стороны Германии ЦК ВКП(б) разработал идею коллективной безопасности, изложенную в его постановлении от 12 декабря 1933 г.

Постановление предусматривало возможность вступления Советского Союза в Лигу наций и заключения региональных соглашений с широким кругом европейских государств о взаимной защите от агрессии. Система коллективной безопасности, впервые в истории международных отношений предложенная Коммунистической партией и Советским правительством, была призвана стать эффективным средством предотвращения войны и обеспечения мира. Она отвечала интересам всех свободолюбивых народов, которым угрожала фашистская агрессия.

В совпадении интересов поборников национальной независимости и свободы заключалась первая важнейшая объективная предпосылка, которая обусловливала возможность создания системы коллективной безопасности. Вторая состояла в том, что Советское государство настолько выросло экономически, настолько укрепило свои международные позиции и авторитет, что возникла реальная возможность перейти от отдельных договоров о ненападении к борьбе за создание европейской системы обеспечения мира и безопасности народов.

Выполняя постановление ЦК ВКП(б) от 12 декабря 1933 г., Наркоминдел разработал предложения о создании европейской системы коллективной безопасности, «одобренные инстанцией 19 декабря 1933 г.» . Эти предложения предусматривали следующее:

«1. СССР согласен на известных условиях вступить в Лигу наций.

  • 2. СССР не возражает против того, чтобы в рамках Лиги наций заключить региональное соглашение о взаимной защите от агрессии со стороны Германии.
  • 3. СССР согласен на участие в этом соглашении Бельгии, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии или некоторых из этих стран, но с обязательным участием Франции и Польши.
  • 4. Переговоры об уточнении обязательств будущей конвенции о взаимной защите могут начаться по представлению Францией, являющейся инициатором всего дела, проекта соглашения.
  • 5. Независимо от обязательств по соглашению о взаимной защите, участники соглашения должны обязаться оказывать друг другу дипломатическую, моральную и, по возможности, материальную помощь также в случаях военного нападения, не предусмотренного самим соглашением, а также воздействовать соответствующим образом на свою прессу».

В интересах борьбы за коллективную безопасность Советское правительство приняло решение о вступлении в Лигу наций. Такой шаг не означал каких-либо изменений в принципиальных основах советской внешней политики, а представлял лишь дальнейшее их развитие в новой исторической обстановке. Советская внешняя политика, проявляя необходимую гибкость, добивалась своей главной цели -- создания в Европе системы коллективной безопасности как залога сохранения мира.

В обстановке образования двух очагов мировой войны Лига наций в определенной мере утрачивала свою прежнюю роль орудия антисоветской политики и могла стать немаловажным препятствием на пути непосредственных организаторов войны. Наличие такой возможности стало еще более очевидным, когда Япония и Германия покинули Лигу наций.

Инициативу пригласить Советский Союз в Лигу наций поддержали 30 государств. Они обратились к СССР с предложением «вступить в Лигу наций и принести ей свое ценное сотрудничество» в борьбе за укрепление мира. Советский Союз вступил в Лигу наций 18 сентября 1934 г., заявив, что, несмотря на все ее недостатки, Лига наций может в какой-то мере помешать развитию событий по пути ко второй мировой войне. В своем первом выступлении на пленарном заседании Лиги наций представитель СССР подчеркнул, что Советское государство не несет ответственности за действия и решения Лиги, принятые до его вступления в эту международную организацию. Политический деятель США С. Уэллес писал: «Когда Советский Союз вступил в Лигу наций, даже самые упрямые вынуждены были вскоре признать, что он является единственной великой державой, которая принимает Лигу всерьез».

Успехи внешней политики СССР были очевидными. Все большее значение в мировой политике приобретало сближение Советского Союза и Франции.

Фашистские правители Германии решили прибегнуть к своему излюбленному методу, который они широко использовали во внутренней и внешней политике, -- к террору. По всей Европе прокатилась волна насилий. По требованию Берлина многие политические деятели европейских государств были или смещены, или убиты. Был уничтожен румынский премьер Дука, отстранен и вынужден покинуть родину министр иностранных дел Румынии Титулеску, действовавший в целях сохранения независимости и безопасности своей страны.

Среди тех, кто пал жертвой фашистского политического террора, оказался и французский министр иностранных дел Барту. Зная, что его жизнь находится под угрозой, он мужественно продолжал проводить свою линию.

Исполнение плана убийства Барту, санкционированного Гитлером и разработанного разведкой Геринга, возлагалось на помощника немецкого военного атташе в Париже Г. Шпейделя, тесно связанного с французскими ультраправыми. Непосредственным организатором убийства Шпейдель избрал А. Павелича -- одного из лидеров реакционной террористической организации хорватских националистов, находившейся в услужении у гитлеровцев. Тщательно разработанная злодейская акция «Меч тевтонов» была осуществлена в Марселе 9 октября 1934 г. Убийца, В. Георгиев, беспрепятственно вскочив на подножку автомашины, выстрелами в упор убил югославского короля Александра, прибывшего во Францию с официальным визитом, и ранил в руку Барту. Раненому министру не была оказана срочная медицинская помощь, и он скончался от потери крови.

Гитлеровцы знали, в кого целили: был уничтожен самый горячий сторонник идеи коллективной безопасности из числа буржуазных политических деятелей. «Кто знает, -- писала 11 октября 1934 г. фашистская газета «Берлинер берзенцайтунг», -- какие средства пытался бы пустить в ход этот старик с сильной волей... Но костлявая рука смерти оказалась сильнее дипломатической воли Барту. Смерть появилась в надлежащий момент и оборвала все нити».

Убийство Барту и последовавшая затем очередная смена в составе кабинета министров ослабили ряды сторонников национальной внешней политики во Франции. Пост министра иностранных дел перешел к П. Лавалю -- одному из наиболее отвратительных предателей страны, которые по праву заслужили клеймо «могильщиков Франции». Лаваль представлял ту часть правящих кругов страны, которая находилась на крайне антисоветских, прогерманских позициях. Сторонник антисоветского сговора с Германией, он поставил своей задачей похоронить проект Восточного пакта, отказаться от курса франко-советского сближения и прийти к соглашению с фашистскими государствами. Лаваль выдвинул план, продиктованный ему крупными монополиями: заключить гарантийный пакт только трех государств -- Франции, Польши и Германии. Такое предложение полностью устраивало германское и польское правительства. Однако реализации планов Лаваля препятствовала советская внешняя политика, пользовавшаяся возраставшим авторитетом среди прогрессивных сил французской нации.

Советский Союз распространял принципы коллективной безопасности и на страны, берега которых омывались водами Тихого океана. Советская дипломатия не теряла буквально ни одного дня. Уже в беседе народного комиссара иностранных дел M.M. Литвинова с американским президентом Рузвельтом, состоявшейся в день обмена нотами об установлении дипломатических отношений, был поставлен вопрос о Тихоокеанском пакте. Предполагалось, что участниками пакта станут США, СССР, Китай и Япония, которые примут на себя обязательства о ненападении, а возможно, и «о совместных действиях в случае опасности миру». Рузвельт поручил Буллиту вести дальнейшие переговоры по данному вопросу.

Встреча наркома с послом США состоялась в декабре 1933 г. Буллит, не скрывая отрицательного отношения к проекту Тихоокеанского пакта, ссылался на позицию Японии. В отношении двустороннего советско-американского договора о ненападении, а быть может, и о взаимопомощи он с иронией заметил: «...такой пакт вряд ли и нужен, ибо мы друг на друга нападать не собираемся» , но обязался сообщить президенту о состоявшейся беседе. Спустя три месяца Буллит информировал наркома иностранных дел, что Рузвельт склонен заключить многосторонний Тихоокеанский пакт о ненападении с участием в нем СССР, США, Японии, Китая, Англии, Франции и Голландии. Об этом же в конце ноября 1934 г. советскому полпреду в Лондоне заявил Н. Дэвис -- американский делегат на конференции по разоружению. Полпред заверил его, что со стороны Советского Союза отношение к данной идее будет самым благожелательным. Вскоре Дэвис сообщил, что США не возьмут на себя инициативу заключения такого пакта.

Президент Рузвельт продолжал поддерживать идею Тихоокеанского пакта еще в течение нескольких лет. Но препятствия на пути его заключения были большие. Внутри США против пакта выступали те силы, которые под флагом изоляционизма предпочитали не мешать германской и японской агрессии, рассчитывая направить ее против Советского Союза. Они мотивировали свою позицию тем, что заключение пакта вынудит Соединенные Штаты занять более решительную позицию в отношении захвата Японией Маньчжурии. Об этом говорил и Буллит. Против пакта, естественно, была и Япония. Позиция Англии казалась уклончивой, в действительности же была отрицательной. Таким образом, в борьбе за мир Советский Союз сталкивался с огромными препятствиями.

Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности имела важное значение. Величайшая заслуга Коммунистической партии и Советского правительства состоит в том, что еще в то время, когда империализм находился на отдаленных подступах к замышлявшейся им войне, его агрессивной политике был противопоставлен реальный, хорошо продуманный и обоснованный план сохранения и у крепления мира. И хотя для его осуществления силы, выступавшие за мир, оказались недостаточными, советский план коллективной безопасности сыграл свою роль. Он вселял в массы уверенность в возможности победы над фашизмом путем объединенных действий. Советская идея коллективной безопасности несла в себе зародыш грядущей победы свободолюбивых народов над фашистскими поработителями.

Во второй половине 30-х годов в мире происходили важнейшие изменения. Они выражались в успешном строительстве социализма в СССР, росте активности народных масс; одновременно происходило нарастание агрессивности империализма, развязывание им захватнических войн. Изменялось соотношение классовых факторов на мировой арене, происходила возраставшая поляризация сил -- мира и демократии на одной стороне, фашизма и войны -- на другой.

В этих условиях Коминтерн и ВКП(б) выдвинули новые идеи и новые тактические средства борьбы за коллективную безопасность. Это отвечало указаниям В.И. Ленина, требовавшего самым тщательным образом анализировать объективные условия, в частности расстановку и соотношение сил в мире. Когда классовая борьба захватывает все международные отношения, «в этом случае в основу своей тактики, прежде всего и больше всего, необходимо класть учет объективного положения...».

Ленин учил, что при каждом повороте истории необходимо оценивать «соотношение классов в целом, всех классов...», а не выбирать «отдельные примеры и отдельные казусы...». «Мы, марксисты, -- писал В.И. Ленин в 1918 г., -- гордились всегда тем, что строгим учетом массовых сил и классовых взаимоотношений определяли целесообразность той или иной формы борьбы».

Вопросы борьбы с агрессией приобретали все большее национальное и интернациональное значение. Идеи и тактика этой борьбы представляли собой результат коллективного творчества и мудрости всего коммунистического движения, общий вклад этого движения в развитие марксизма-ленинизма, в дело борьбы за мир во всем мире.

Обстановка в мире быстро осложнялась: Италия и Германия в Европе и Африке, Япония в Азии перешли к открытой военной агрессии. Пламя войны охватило громадную территорию от Шанхая до Гибралтара. Насильственно перекраивались карты Европы, Африки и Азии. В сложившихся условиях главенствующее значение приобретала необходимость борьбы с агрессией всеми средствами, вплоть до военных. Советский Союз проводил свою миролюбивую политику в исключительно трудных условиях. Существовавшие договоры о взаимопомощи СССР с Францией и Чехословакией вопреки воле и желанию СССР были весьма ограниченны: они предусматривали взаимную помощь только в случае прямого нападения агрессора на одну из договорившихся сторон и не дополнялись такими военными конвенциями, которые конкретизировали бы соответствующие взаимные обязательства.

Воинственному курсу фашистских государств и Японии могли противостоять лишь действенная политика мира, твердый отпор, пресечение агрессии объединенными усилиями миролюбивых стран и народов. Сложившаяся международная обстановка вызвала к жизни новые стороны плана коллективной безопасности. Важнейшая из них -- идея создания самого широкого фронта мира, охватывающего не только рабочий класс, трудящиеся и демократические слои, но и правительства стран, над которыми нависла опасность агрессии.

Фашистские планы завоевания мирового господства угрожали коренным национальным интересам и других капиталистических стран. Это создавало известную основу для совместных с Советским Союзом действий таких стран против агрессии. В свое время В.И. Ленин указывал на необходимость идти на соглашения и компромиссы ради спасения революции, в борьбе за мир использовать все пацифистские силы в буржуазном лагере.

Развивая ленинские положения, ВКП(б) выдвинула идею создания союза государств против агрессора. Эта исключительная по своему значению идея предусматривала объединение усилий государств, имевших решающий перевес в экономическом и военном отношении над блоком агрессивных стран. Советский Союз был уверен, что фашистскую агрессию можно остановить коллективными действиями миролюбивых государств. Вот почему советская внешняя политика столь настойчиво и энергично вела свой курс на создание прочного союза СССР, Англии и Франции, который был бы оформлен обязательствами по взаимной помощи против агрессии. Не менее пяти лет продолжалась борьба вокруг советских предложений. Но к 21 августа 1939 г. выявилась полная бесперспективность дальнейших переговоров с правительствами Англии и Франции. Более того, всякие попытки продолжить переговоры, после того как они были заведены в тупик военными миссиями Англии и Франции, могли лишь создать огромную опасность для СССР.

Советский план коллективной безопасности предусматривал укрепление безопасности всех стран и народов, а не одних за счет других, как это было характерно для предложений правительств Англии и Франции. Советский Союз руководствовался свойственным ему интернационализмом, принципом неделимости мира, непосредственно вытекающим из ленинского положения об интернационализации международных связей. В условиях тесного переплетения всемирных экономических, финансовых и политических отношений любой военный конфликт, хотя бы местного характера, втягивает в свою орбиту многие государства и грозит перерасти в мировую войну, если своевременно не будут приняты меры к его ликвидации. «Таково уж положение в нынешнем мире, -- говорил Л.И. Брежнев в 1973 г. о тезисе «мир -- неделим», -- где все взаимосвязано, где внешнеполитические акции тех или иных стран имеют многочисленные, подчас самые непредвиденные последствия в различных концах света».

Советская идея совместных действий против агрессора, развивавшаяся и совершенствовавшаяся, носила фундаментальный характер и в потенции содержала возможность разгрома фашистского блока в случае его агрессии. Но пока войны еще не было, идею единых действий можно было использовать в качестве фактора сплочения сил для обеспечения мира и безопасности всех народов. Поэтому Советский Союз предлагал охватить системой коллективной безопасности не только крупные европейские державы, но и малые страны континента. Однако советские предложения не были реализованы из-за того, что Англия и Франция отказались «от политики коллективной безопасности, от политики коллективного отпора агрессорам» и перешли «на позицию невмешательства, на позицию «нейтралитета».

В борьбе за коллективный отпор немецко-фашистской агрессии Советский Союз учитывал как острейшие противоречия между империалистическими державами, так и волю народов этих стран к национальной свободе и независимости. Его предложения о заключении эффективного договора о взаимной помощи с Англией и Францией носили реалистический характер. Они в полной мере отвечали коренным интересам этих стран, равно как и малых государств Европы.

Готовность СССР к обеспечению коллективной безопасности, к ограждению европейских стран от итало-германской фашистской угрозы была доказана не только его честной и последовательной позицией в дипломатических и военных переговорах, но и практическими делами. К таким практическим делам относились защита дела эфиопского народа на международных форумах, оказание помощи республиканской Испании и борющемуся китайскому народу, готовность к оказанию военной помощи Чехословакии, совместный с МНР отпор японским захватчикам. Не было еще в истории примера столь великодушной и щедрой поддержки могучей державой справедливого дела всех народов -- и малых и больших. В этой поддержке наглядно проявлялась великая сила интернационализма Советского Союза -- страны социализма. Прямым продолжением предвоенных дел советского народа явилась его освободительная миссия во второй мировой войне.

В ряде случаев Советский Союз проявлял большую озабоченность сохранением независимости европейских стран, нежели их реакционные правительства. Характерно в этом отношении заявление народного комиссара иностранных дел посланнику Латвии в СССР от 28 марта 1939 г., в котором говорилось: «...какие бы то ни было соглашения, добровольные или заключенные под внешним давлением, которые имели бы своим результатом хотя бы умаление или ограничение независимости и самостоятельности Латвийской Республики, допущение в ней политического, экономического или иного господства третьего государства, предоставление ему каких-либо исключительных прав и привилегий, как на территории Латвии, так и в ее портах, признавались бы Советским правительством нетерпимыми... Настоящее заявление делается в духе искренней благожелательности к латвийскому народу с целью укрепления в нем чувства безопасности и уверенности в готовности Советского Союза на деле доказать, в случае надобности, его заинтересованность в целостном сохранении Латвийской Республикой ее самостоятельного государственного существования и политической и экономической независимости...».

Упорное нежелание правительств Англии и Франции включить прибалтийские страны в общую систему коллективной безопасности в Европе имело совершенно определенный смысл -- оставить открытыми ворота с северо-запада для вторжения гитлеровской Германии на территорию Советского Союза. Усиленно велась подготовка к использованию Финляндии для войны против СССР. На средства Англии, Франции, Швеции, США и Германии на Карельском перешейке велось военное строительство под руководством крупнейших специалистов этих стран. Правители Финляндии широко и охотно сотрудничали с гитлеровцами.

Военные приготовления Финляндии, ее антисоветский курс во внешней и внутренней политике создавали опасность, как для СССР, так и для самой Финляндии. Вот почему 14 апреля 1938 г. посольство СССР в Хельсинки заявило финскому правительству о настоятельной необходимости улучшения советско-финляндских отношений и принятии мер, которые укрепили бы безопасность как Советского Союза, так и Финляндии. Советское правительство предложило заключить договор о взаимопомощи, по которому СССР окажет помощь Финляндии в любом случае нападения Германии на нее, а Финляндия окажет помощь Советскому Союзу в том случае, если нападение Германии на него будет осуществлено с использованием территории Финляндии.

В ходе переговоров, продолжавшихся до апреля 1939 г., Советское правительство выдвигало предложение гарантировать неприкосновенность Финляндии. Но эти предложения были отклонены правительством Финляндии. О его несерьезном к ним отношении свидетельствует тот факт, что правительство даже не поставило в известность парламент о состоявшихся переговорах. Однако оно немедленно подробно информировало о них гитлеровское правительство.

Антисоветский курс правительства Финляндии был использован Англией и Францией для срыва усилий СССР по созданию системы коллективной безопасности. Во время англо-франко-советских переговоров летом 1939 г. Англия и Франция сначала отказались предоставить гарантии прибалтийским странам и Финляндии, а затем выступили против распространения гарантий в отношении этих стран на случай косвенной агрессии против них. Это сыграло свою роль в решении финского правительства взять курс на сближение с Германией. Вот почему это правительство сообщило 20 июля 1939 г., что оно отказывается от всякого сотрудничества с Советским Союзом на случай агрессии со стороны Германии против Финляндии и будет рассматривать любую его помощь как агрессию. Правительства Англии и Франции, опираясь на это заявление, нагромождали трудности в переговорах с СССР.

Прогрессивные представители финского общества призывали правительство принять меры к обеспечению безопасности Финляндии, одобрить коллективные гарантии СССР, Англии и Франции, в которых народы Финляндии, Эстонии и Латвии «особенно заинтересованы в целях обеспечения своей независимости, что может быть достигнуто на основе принципа коллективной безопасности...».

Трезво мыслящие финские политики делали правильный вывод: для Финляндии создавалась непосредственная угроза потери независимости. Но для финской реакции это представлялось «меньшим злом» по сравнению с мнимой «угрозой с Востока». Усилия СССР, направленные на предоставление Финляндии коллективной гарантии против фашистской агрессии, не увенчались успехом. И в этом повинна не только финская реакция, но и правящие круги Англии и Франции, действовавшие заодно с ней против советских предложений.

Своеобразной формой борьбы за отпор фашистской агрессии на севере Европы была борьба СССР за строгое проведение Швецией политики нейтралитета. Советское правительство учитывало, что Германия планировала поработить и шведский народ. Советские представители убеждали шведских политических лидеров в необходимости укреплять Лигу наций как инструмент мира, повышать ее эффективность. Но их убедительные доводы, выражавшие озабоченность Советского Союза судьбой Швеции (как и других северных стран), влияли лишь частично. Правительство Швеции возлагало свои надежды сначала на Англию, затем на Германию.

Когда же летом 1939 г. в Москве начались переговоры военных миссий трех стран -- СССР, Англии и Франции, -- в шведской внешней политике усилились антисоветские тенденции. Правящие круги Швеции с враждебных позиций рассматривали вопросы о предоставлении гарантий против гитлеровской агрессии прибалтийским странам, особенно Финляндии, называя такие предложения «смертью для нейтралитета» северных стран.

Ключевой проблемой в обеспечении безопасности Центральной и Восточной Европы являлось приобщение Польши к организации коллективного отпора агрессору. В своих взаимоотношениях с Польшей СССР руководствовался основополагающим указанием В.И. Ленина беречь свободу и независимость Польши, быть постоянно в мире с ней. Советское государство стремилось к созданию сильной, демократической, миролюбивой и процветающей Польши.

Польская реакция, вступившая в преступный союз с гитлеровской Германией, стала неизменным противником коллективной безопасности. Она утверждала, что Германия -- друг Польши, а СССР -- ее враг, что коллективная безопасность чужда интересам Польши.

В апреле 1939 г. правительство Польши заявило: «Идея многосторонних конференций потерпела уже в Европе неудачу».

18 апреля советник польского посольства в Лондоне заявил временному поверенному в делах Германии в Англии Т. Кордту, что Польша вместе с Румынией «постоянно отказываются принять любое предложение Советской России об оказании помощи. Германия... может быть уверена в том, что Польша никогда не позволит вступить на свою территорию ни одному солдату Советской России...». «Польша тем самым, -- констатировал гитлеровский дипломат, -- вновь доказывает, что она является европейским барьером против большевизма».

В кульминационный момент борьбы СССР за спасение Европы (в том числе и Польши) от гитлеровской агрессии -- во время тройственных московских переговоров -- польское правительство, нарочито тенденциозно освещая их ход, не переставало твердить о своем постоянном возражении против «фактического военного сотрудничества с СССР». 20 августа 1939 г. министр иностранных дел Бек телеграфировал польскому послу во Франции Лукасевичу, что в связи с постановкой вопроса о предоставлении возможности прохода советским войскам через территорию Польши для обеспечения ее безопасности от германской агрессии, он заявил: «Польшу с Советами не связывают никакие военные договоры, и польское правительство такой договор заключать не намеревается».

Советский Союз большое значение придавал политике Румынии, тесно связанной с Польшей союзными узами. Правящие круги Румынии вопреки национальным интересам страны все предвоенные годы придерживались антисоветского курса.

Прогерманские круги румынской буржуазии резко протестовали против самой идеи пакта о взаимопомощи с Советской Россией, который, по их словам, «превратит Румынию в авангард большевистских армий со всеми вытекающими последствиями».

Отказ румынских правящих кругов от сотрудничества с Советским Союзом и участия в создании системы коллективной безопасности имел своим логическим следствием последующее включение Румынии в гитлеровский блок.

Венгерская реакция также встала на путь союза с Германией. Это был губительный путь. Об этом предупреждала компартия Венгрии, выражавшая коренные интересы своего народа. Она призывала к созданию оборонительного союза государств Европы против германского империализма и его захватнических вожделений, к заключению договора о взаимопомощи или о ненападении с Советским Союзом. Компартия заявляла, что «самым лучшим средством защиты страны является заключение пакта о ненападении с Советским Союзом, который готов заключить такой пакт с любой страной, не выдвигая при этом никаких особых условий. В противоположность нацистской Германии, Советский Союз еще никогда не нарушал взятых на себя обязательств!».

Нарком иностранных дел СССР убеждал венгерского посланника в Москве, что потворство политике Германии будет иметь для Венгрии пагубные последствия. В сообщении посланника своему правительству от 26 марта 1938 г. предостережения Литвинова передавались следующим образом: «Политическая и экономическая самостоятельность Венгрии и других стран Дунайского бассейна будет ущемлена в результате натиска германского рейха и колоссального перевеса сил на его стороне. Если они не смогут оказать должного сопротивления, то, по мнению Литвинова, лишатся своей независимости. Большим странам, добавил он, следовало бы при сложившихся новых обстоятельствах оказать этим государствам материальную и политическую помощь в целях обеспечения их независимости. Говоря о венгеро-советских отношениях, он заявил: «Происшедшие изменения не отразятся на наших отношениях с Венгрией, даже наоборот, мы еще в большей степени заинтересованы в сохранении независимости Венгрии». В ходе беседы он дважды повторил это заявление».

Венгерский посланник в Москве сообщал в Будапешт о том внимании, которое Москва уделяет Венгрии, стараясь не допустить и «избежать всего, что может вызвать неудовольствие Венгрии и тем самым окончательно толкнуть ее в объятия Германии». Посланник говорил о том, что в Москве «внимание Венгрии неоднократно обращалось на необходимость соглашения и сплочения с соседними государствами» и выдвигалась идея «о том, что Малая Антанта, и в первую очередь Чехословакия, должна заручиться дружбой Венгрии».

Из этих документов видно, с каким упорством и огромной доброй волей Советский Союз старался не допустить сближения Венгрии с гитлеровской Германией, приобщить ее к совместным усилиям миролюбивых сил против агрессии, за мир в Европе.

Венгерская реакция, пренебрегая предупреждениями Советского Союза, присоединилась к немецким фашистам. Правительство СССР предостерегало царское правительство Болгарии от втягивания страны в агрессивную политику Германии, доказывая, что единственное спасение Болгарии -- в организации сопротивления фашистской агрессии на Балканах, в дружбе с СССР.

Народ Болгарии душой и сердцем был с Советским Союзом. Это не являлось секретом даже для зарубежных деятелей. Один из английских реакционных журналистов был вынужден признать: «... известно, что политика, направленная на дружбу с Советами, встретит сердечную поддержку подавляющего большинства болгарского народа. Полагают, что 75 процентов болгарского населения проголосовало бы за Советы, если потребуется выбирать между ними и державами оси». Однако тогдашнее болгарское правительство не считалось с волей народа.

Безопасность южных границ СССР во многом зависела от позиции Турции. Ей отводилось видное место в планах как англо-французского блока, так и гитлеровской Германии. Обе империалистические коалиции стремились использовать выгодное стратегическое положение Турции и ее географическую близость к Советскому Союзу.

Турецкие правящие круги балансировали между обеими враждебными группировками, придерживаясь на первых порах англо-французской ориентации.

Советское правительство учитывало, что Турция может превратиться в антисоветский военный плацдарм, и принимало меры против такого развития событий. Важным шагом в этом направлении была телеграмма главы Советского правительства от 15 апреля 1939 г. советскому представителю в Анкаре, обязывавшая его передать лично президенту Иненю следующее: «Мы думаем, что в связи со складывающейся новой ситуацией в районах Балкан и Черного моря было бы целесообразно устроить взаимную консультацию представителей Турции и СССР и наметить возможные меры защиты от агрессии. Если турецкое правительство также находит целесообразной эту акцию, следовало бы установить место и срок встречи представителей. Мы со своей стороны предложили бы Тбилиси или Батуми».

По просьбе турецкого правительства такая консультация состоялась в Анкаре, куда 28 апреля прибыл заместитель наркома иностранных дел СССР В. П. Потемкин. В ходе переговоров с президентом Турции И. Иненю и министром иностранных дел Ш. Сараджоглу Потемкин предложил заключить советско-турецкий пакт о взаимной помощи в рамках общего фронта против фашистской агрессии.

Однако турецкие правящие круги, следуя англо-франко-американской политике саботажа соглашений с СССР, не дали тогда определенного ответа на советские предложения. Поездка Потемкина в Анкару с информационными целями все же имела важное значение. Она помогла противодействовать усилившимся в то время проискам гитлеровцев в Турции.

Таким образом, Советский Союз сделал все возможное, чтобы спасти европейские страны от агрессии фашистских государств, от мировой войны. Заключение системы соответствующих договоров о взаимной помощи было важной частью генерального плана советской внешней политики. И только преднамеренный и совершенно определенный отказ правительств Англии и Франции от коллективного спасения мира, их навязчивое стремление направить немецко-фашистскую агрессию против СССР заставили Советское правительство вопреки своему генеральному внешнеполитическому плану искать другие возможности, чтобы выиграть время.

Система коллективной безопасности – это совместные действия всех государств, входящих в нее, направленные на поддержку мира во всем мире, а также на подавление агрессии. В эту систему входит несколько составляющих.

Во-первых, она базируется на общепринятых принципах международного , из которых самыми главными признаются утверждения о нерушимости границ и территориальной целостности всех государств, а также о том, что вмешиваться в чужие внутренние дела, особенно, применяя силу.

Во-вторых, это коллективные меры от всех государств, входящих в систему, направленные против актов агрессии и угроз миру. В третьих, это меры по разоружению, и в идеале, доведение всех государств до полного разоружения.

Системы коллективной безопасности имеют право совершать действия вооруженного характера, направленные на то, чтобы утихомирить агрессию.

Европейские системы коллективной безопасности: история и современность

В разное время в Европе были предприняты попытки создавать различные системы коллективной безопасности, и на настоящий момент самой серьезной из них можно считать формирование ООН, которая к общемировым системам.

В последние десятилетия, после двух разрушительных мировых войн и изобретения крайне эффективного массового поражения, необходимость создания системы коллективной безопасности встала как никогда остро.

Первые теоретические проекты международной коллективной безопасности были предложены еще в 18 веке, и с тех пор идеи постоянно совершенствуются, но «вечный мир» не наступает.

В 1919 году была создана Лига Наций, которая должна была стать системой коллективной безопасности. Но у нее с самого начала был изъян: в системе не было механизма против борьбы с агрессией. Вторая мировая война показала всю несостоятельность этой системы.

После нее в 1945 году была создана Организация Объединенных Наций. Были учтены печальные особенности деятельности предыдущей системы коллективной безопасности. В настоящее время ООН действительно способна стать основой для создания эффективной системы безопасности. Деятельность ООН, согласно уставу, должна опираться на региональные организации по поддержанию мира. Предполагалось, что так проблемы могут быть решены наиболее простым путем.

Попытки создать систему коллективной безопасности на основе ООН предпринимаются уже много десятилетий. Взаимные претензии европейских государств друг к другу, и во многом, напряженность отношений с СССР, постоянно служили камнем преткновения во многих вопросах, о которых не удалось договориться.

В 1973 году в Хельсинки прошло Совещание по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ). Были обсуждены взгляды 35 государств на создание системы коллективной безопасности. В 1975 году были достигнуты соглашения не ряду вопросов. В 1991 году было принято решение о создании «Механизма СБСЕ по урегулировании споров». С тех пор совещания и переговоры не прекращаются, но новой системы коллективной безопасности в Европе, удовлетворяющей выдвигаемым к ней требованиям, пока что не существует.

просмотров