Положение о разработке и утверждении рабочих программ педагога. «О разработке рабочих программ учебных предметов

Положение о разработке и утверждении рабочих программ педагога. «О разработке рабочих программ учебных предметов

Положение о рабочей программе

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о рабочей программе (далее Положение) в МБОУ «Широковская школа» (далее Школа) разработано в соответствии с:

    Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

    Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

    Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;

    Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;

    Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;

    Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089;

    Учебным планом Школы;

    Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;

    Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

1.2. Рабочая программа – это локальный нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения учебного предмета (курса, дисциплины, модуля), требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися (выпускниками) в соответствии с ФГОС (ФКГОС) в условиях Школы.

1.3. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

1.4. Задачи рабочей программы:

    дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного учебного предмета (курса, дисциплины, модуля);

    определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета (курса, дисциплины, модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса Школы и контингента обучающихся.

1.5. Функции рабочей программы:

      нормативная: является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

      целеполагающая: определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

      определяющая содержание образования: фиксирует состав элементов содержания, подлежащих освоению обучающимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

      процессуальная: определяет логическую последовательность освоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

      оценочная: выявляет уровни освоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки планируемых результатов освоения материала обучающимися.

1.6. Рабочая программа входит в состав содержательного раздела основной образовательной программы.

1.7. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности Школы в рамках реализации образовательной программы, относятся:

    программы по учебным предметам (образовательной области);

    программы внеурочной деятельности;

    программы элективных курсов, курсов по выбору;

    программы факультативных занятий.

2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции Школы и реализуется ею самостоятельно.

2.2. Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету (курсу, дисциплине, модулю).

2.3. Учитель выбирает один из нижеследующих вариантов установления периода, на который разрабатывается рабочая программа:

      рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на учебный год;

      рабочая программа разрабатывается на тот период реализации ООП, который равен сроку освоения учебного предмета (курса, дисциплины, модуля).

2.4. Рабочая программа учебного предмета, дисциплины, курса (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования на каждый учебный год.

2.5. Учитель, опираясь на примерную программу дисциплины, утвержденную Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторскую программу, прошедшую экспертизу и апробацию), вправе:

      раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС или ФКГОС;

      расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения, не допуская исключения программного материала;

      устанавливать последовательность изучения учебного материала;

      распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами, уроками по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов Школы;

      конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;

      включать материал регионального компонента по предмету;

      выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся;

      заменять лабораторные работы, практические и экспериментальные работы другими сходными по содержанию, в соответствии с поставленными целями;

      распределять резервное время.

2.6. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

3. Оформление и структура рабочей программы

3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом TimesNewRoman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1- 2 см; слева-3 см, на листах формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

3.2. Структура рабочих программ учебных предметов, курсов должны содержать:

1.Титульный лист.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.

3.3. Структура рабочей программы курсов внеурочной деятельности должна содержать:

1.Титульный лист.

2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

4.Тематическое планирование.

3.4. Обязательным приложением к рабочей программе является календарно-тематическое планирование, представленное в виде таблицы.

3.5.Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Требования к с труктурным элементам рабочей программы

Элементы

рабочей

программы

Титульный лист

    Полное наименование Школы (в соответствии с лицензией);

    название учебного предмета, дисциплины (модуля), курса, для изучения которого написана программа;

    указание класса, параллели или уровня общего образования, в которых изучается курс;

    уровень изучения предмета – базовый или профильный;

    нормативные документы, на основе которых составлено планирование;

  • Ф.И.О. учителя;

    Грифы: рассмотрения (с указанием № и даты протокола заседания методического объединения), согласования с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, утверждения (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);

    год составления рабочей программы.

(Приложение 1)

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

ФКГОС , основной образовательной программой Школы:

    предметные результаты и общеучебные умения, навыки и способы деятельности освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

    планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года (уровня).

В соответствии с требованиями, установленными ФГОС и примерной (авторской) программой:

    личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням;

    требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

    Перечень и название разделов и тем курса;

    необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

    основные изучаемые вопросы;

    практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

    формы и темы контроля;

    возможные виды самостоятельной работы учащихся.

Тематический план

Примерный образец :

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Практическая часть

(в соответствии со спецификой предмета, курса)

Приложение

Календарно-тематическое планирование должно отражать последовательность изучения разделов и тем с указанием количества учебных часов на раздел и тему, практические, лабораторные, диагностические, контрольные работы, проводимые в рамках каждого раздела, темы, виды и формы диагностики и контроля, а также планируемые сроки и др.

Нумерация уроков, занятий сквозная

На усмотрение учителя форма для КТП может иметь дополнительные графы.

Примерный образец:

Тема урока

Дата

по плану

Дата

по факту

Наименование раздела и темы (общее количество часов)

3.6. Страницы пронумеровываются, рабочая программа прошивается и скрепляется печатью школы и подписью руководителя общеобразовательного учреждения.

3.7. Рабочая программа оформляется в электронном и печатном варианте. Печатная версия рабочей программы хранится у учителя в течение всего периода ее реализации, электронная версия сдается в учебную часть с проставленными датами до конца учебного года, с целью использования их учителями – предметниками на момент замещения уроков.

4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы

4.1. Утверждение программы предполагает следующие процедуры:

    обсуждение программ (их электронных вариантов) на заседании предметного методического объединения до 20 июня;

4.2. Допускается проведение экспертизы программы с привлечением внешних экспертов.

4.3. В случае несоответствия программы установленным требованиям заместитель директора по УВР направляет программу на доработку с указанием конкретного срока исполнения.

4.4.Все изменения, дополнения, которые педагоги вносят в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР и утверждены директором.

Локальный акт действует до замены его новым

Приложение 1

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

учебно го курс а «Русский язык. 5 класс »

Класс: 5

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы - 20 / 20 гг.

Количество часов по учебному плану :

всего – 170 ч/год; 5 ч/неделю

Планирование составлено на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения), Программы по русскому языку для 5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; М.: «Просвещение», 2012).

Учебник Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). «Русский язык. 5 класс», учебник для общеобразовательных организаций, в 2 частях, 4-е издание, испр; Москва, «Просвещение, 2014г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочую программу составила Ф.И.О учителя,

учитель русского языка и литературы высшей категории

Утверждаю:

Директор школы:

В.П.Ананьев

Положение

о разработке и утверждении рабочих программ педагога

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, образовательной инициативой «Наша новая школа» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа (далее - Программа) - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области).

1.3.Рабочая программа)этосовокупность учебно-методической документации (пояснительная записка, календарно-тематический план, включающий разделы и темы программы, планируемые результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, формы занятий (теоретические занятия, практические занятия), приемы и методы преподавания, виды деятельности учащихся, перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса), которая самостоятельно разрабатывается педагогом на основе учебного плана ОУ и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ с учетом целей и задач образовательной программы школы.

2.Цели, задачи и функции рабочей программы:

2.1. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).Программы отдельных учебных предметов, курсов, модулейдолжны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и отражать пути реализации содержания учебного предмета.

2.2.Задачи программы:

дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

2.3 Функции рабочей программы:

Является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

определяет состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

3. Технология разработки рабочей программы

3.1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на учебный год или ступень обучения.

3.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).

3.3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения или межпредметной временной творческой группы.

Возможные варианты использования и оформления учителем рабочих программ:

1. Использование примерной программы, примерной программы с внесенными изменениями. В этом случае необходимы: пояснительная записка с указанием внесенных изменений, с указанием учебника, учебных пособий, которые используются для реализации данной программы; учебно-тематическое планирование;

К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

4. Утверждение рабочей программы.

4.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.

4.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

обсуждение Программы на заседании предметного методического объединения;

согласование у заместителя директора, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр; Рецензирование и экспертная оценка программ. Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов. Разработанные учителем рабочие учебные программы должны рассматриваться на заседании экспертного совета школы. Экспертный Совет дает заключение об одобрении или доработке учебных программ. Решение экспертного совета оформляется протоколом. При необходимости проводится дополнительное рецензирование программ учителями высшей квалификационной категории. Директором школы издается приказ об утверждении рабочих учебных программ по каждому предмету (курсу). На всех рабочих учебных программах указывается дата их принятия на заседании экспертного совета и рецензии с указанием авторов и подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа.

4.3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

4.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр..

6. Общий порядок хранения рабочих учебных программ.

6.1.Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр передается учителю для осуществления учебного процесса. Допускается предоставление в номенклатуру дел электронного варианта рабочей программы. В случае размещения рабочих программ на собственной странице в сети Интернет учитель предоставляет в номенклатуру дел адрес ссылки.

6.2.Администрацией общеобразовательного учреждения ведется периодический контроль за качеством реализации и выполнением рабочих учебных программ.

Положение

«О разработке рабочих программ учебных предметов »

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783, Приказом Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» № 103/3404 от 31.07.09г., Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа является составной частью образовательной программы, определяющей содержание образования в данном ОУ на всех ступенях обучения.

1.3. Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, содержание и порядок изучения и преподавания учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей, элективных курсов, факультативов, курсов дополнительного образования).

1.4. Рабочие программы составляются на основе примерных (типовых) или авторских программ по учебному предмету (образовательной области), разработка которых обеспечивается государственными органами управления образованием, требований государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана, действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

1.5. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

Задачи программы:

Дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

Конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.4. Функции рабочей программы:

    является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

    определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

    определяет содержание образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

    определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

    выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

1.5. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов (дисциплин) относится к компетенции образовательного учреждения.

1.6. Формы реализации национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта в рабочих программах определяются образовательным учреждением самостоятельно и отражаются в его образовательной программе.

1.7. Рабочая программа рассчитана, как правило, на один год или ступень обучения.

1.9. Рабочая программа учитывает материально-техническую оснащённость образовательного процесса, психологические особенности обучающихся, специфику образовательного учреждения, межпредметные связи.

1.10. Структура рабочих программ в образовательном учреждении едина и принимается педагогическим советом ОУ.

2. Порядок согласования и утверждения рабочих программ

2.1. Рабочая программа по предмету разрабатывается учителями-предметниками и обсуждается на заседаниях школьных методических объединений .

2.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе проводит экспертизу рабочей программы на предмет соответствия общим требованиям, требованиям государственного образовательного стандарта, базисному учебному плану, целям и задачам образовательного учреждения, его концепции и программе развития. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, он накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

2.3. При соответствии рабочей программы установленным требованиям она визируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения. При этом на титульном листе рабочей программы ставятся соответствующие грифы о согласовании и утверждении рабочей программы.

2.4. Один экземпляр рабочей программы находится у педагогического работника, ведущего образовательную деятельность по этой программе. Второй экземпляр хранится в кабинете у курирующего завуча.

2.5. Ежегодные корректировки рабочей программы осуществляются в образовательном учреждении в соответствии с особенностями класса и отражаются в пояснительной записке и календарно-тематическом плане.

2.6. Список литературы, учебно-методического обеспечения в рабочих программах ежегодно обновляется с учетом изменившихся условий (параметров) образовательного процесса.

3. Структура рабочей программы

3.1. Рабочая программа должна содержать несколько структурных элементов:

    Титульный лист

    Пояснительная записка

    Календарно-тематический план

    Перечень компонентов УМК

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

    Приложения

3.2.Структурные элементы рабочей программы педагога имеют следующие характеристики:

Элементы

рабочей

программы

Титульный лист

Полное наименование образовательного учреждения;

Гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);

Название учебного курса, для изучения которого написана программа;

Указание параллели, на которой изучается программа;

Фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);

Название города, населенного пункта;

Год разработки программы

См. Приложение №1

Пояснительная

записка

Кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;

Наименование примерной программы (с указанием реквизитов документов, которые её рекомендуют), на основе которой разработана рабочая программа;

Обоснование выбора системы обучения и (или) различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы (анализ образовательных потребностей учащихся и их родителей/законных представителей);наличие учебно-технического, кадрового, материально-технического, информационного обеспечения; миссия образовательного учреждения

Цели, задачи программы;

Сроки реализации программы;

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образова-ния по данному предмету (при наличии таковых);

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, а также обоснование выделения на данные темы учебных часов в объеме, определённом календарно-тематическим планом

Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента

Календарно-тематический план

Перечень разделов, тем последовательность их изучения;

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

Вид занятий (теоретические или практические, количество часов);

Деление на виды деятельности и формы;

Формы и методы контроля;

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

Базовый учебник;

Учебные пособия для обучающихся;

Дополнительная литература для учителя и учащихся;

Оборудование и приборы;

Дидактический материал;

Методическая литература для педагогического работника.

Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников;

Перечень обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе;

Материально-техническое оснащение образовательного процесса по каждому разделу рабочей программы

См. Приложение №2

Требования к уро вню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу

Знания, умения и навыки обучающихся, компетенции, которых они должны достичь по итогам каждого года обучения

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся

Критерии оценивания достижений обучающихся по видам деятельности и уровням освоения учебного материала

Формы контроля знаний обучающихся;

Формы и вопросы контроля;

Выходные данные контрольно-измерительных материалов

Приложения к пр ограмме

Основные понятия курса;

Списки тем рефератов;

Темы проектов;

Темы курсовых и творческих работ;

Примеры работ и т.п.;

Список литературы для подготовки и проведения учебных занятий;

Контрольно-измерительные материалы (образцы контрольных, самостоятельных работ с критериями оценивания результатов)

3.3.Структура рабочей программы является нормативной и может быть только дополнена другими разделами, отражающими специфику образовательного учреждения и учебного предмета

4. Технология разработки рабочей программы:

4.1.Выбрать программу федерального уровня по учебному предмету.

4.2.Сопоставить содержание выбранной программы с федеральным компонентом стандарта по предмету.

4.3.Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в стандарте, но не включенными в примерную программу.

4.4.При разработке программ по профильным общеобразовательным предметам ориентироваться на содержание профильного уровня стандарта, представленного в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

4.5.Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального стандарта и школьного компонента.

4.6.Требования к уровню подготовки обучающихся взять из примерной программы, распределить по классам согласно авторской структуре курса.

4.7. Подобрать УМК, обеспечивающий реализацию рабочей программы

4.8. Выбрать или разработать измерители для оценки усвоения программы.

4.9.Разработать учебно-тематическое планирование, рассмотреть его как средство адаптации примерного содержания к особенностям данного ОУ, класса, учителя.

4.10. Использовать инструктивно-методические письма МО РФ, МОиН Челябинской обл. в процессах разработки и реализации рабочих программ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Донгузловская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по

Обществознанию

Разработчик:

Ивлева Галина Дмитриевна

Учитель истории и обществознания

П. Луговой

200..-200.. учебный год

Приложение№2

Учебно-методическое обеспечение

издательство

год издания

учебные пособия: задачники,

сборники дидактических материалов

Пособия по проведению практических и лабораторных работ и т.д

дополнительная литература для учителя и учащихся

оборудование и приборы

Положение

«О разработке рабочих программ учебных предметов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа с. Семенкино»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа является составной частью образовательной программы, определяющей содержание образования в данном ОУ на всех ступенях обучения.

1.3. Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, содержание и порядок изучения и преподавания учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей, элективных курсов, факультативов, курсов дополнительного образования).

1.4. Рабочие программы составляются на основе примерных (типовых) или авторских программ по учебному предмету (образовательной области), разработка которых обеспечивается государственными органами управления образованием, требований государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана, действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

1.5. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

Задачи программы:

дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.4. Функции рабочей программы:

    является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

    определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

    определяет содержание образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

    определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

    выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

1.5. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов (дисциплин) относится к компетенции образовательного учреждения.

1.6. Формы реализации национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта в рабочих программах определяются образовательным учреждением самостоятельно и отражаются в его образовательной программе.

1.7. Рабочая программа рассчитана, как правило, на один год или ступень обучения.

1.8. Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми она составлена.

1.9. Рабочая программа учитывает материально-техническую оснащённость образовательного процесса, психологические особенности обучающихся, специфику образовательного учреждения, межпредметные связи.

1.10. Структура рабочих программ в образовательном учреждении едина и принимается педагогическим советом ОУ.

2. Порядок согласования и утверждения рабочих программ

2.1. Рабочая программа по предмету разрабатывается учителями-предметниками и обсуждается на заседаниях школьных методических объединений.

2.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе проводит экспертизу рабочей программы на предмет соответствия общим требованиям, требованиям государственного образовательного стандарта, базисному учебному плану, целям и задачам образовательного учреждения, его концепции и программе развития. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, он накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

2.3. При соответствии рабочей программы установленным требованиям визируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения. При этом на титульном листе рабочей программы ставятся соответствующие грифы о согласовании и утверждении рабочей программы.

2.4. Один экземпляр рабочей программы находится у педагогического работника, ведущего образовательную деятельность по этой программе. Второй экземпляр хранится в кабинете у зам.директора по УВР.

2.5. Ежегодные корректировки рабочей программы осуществляются в образовательном учреждении в соответствии с особенностями класса и отражаются в пояснительной записке и календарно-тематическом плане.

2.6. Список литературы, учебно-методического обеспечения в рабочих программах ежегодно обновляется с учетом изменившихся условий (параметров) образовательного процесса.

3. Структура содержания рабочей программы (ФКГОС)

3.1. Рабочая программа должна содержать обязательные структурные элементы:

    Титульный лист

    Пояснительная записка

    Основное содержание программы

    Учебно-тематический план

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Перечень компонентов УМК, обеспечивающий реализацию рабочей программы

    Приложения к рабочей программе:

Календарно-тематический план;

Критерии оценивания достижений учащихся;

Образцы КИМов;

И другие приложения, по усмотрению учителя

3.2.Структурные элементы рабочей программы педагога имеют следующие характеристики:

Элементы

рабочей

программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

Полное наименование образовательного учреждения;

Гриф утверждения программы (методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);

Название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;

Указание параллели, на которой изучается программа;

Фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);

Название населенного пункта;

Год разработки программы

Пояснительная

записка

Нормативная база

Наименование примерной программы (с указанием реквизитов документов, которые её рекомендуют), на основе которой разработана рабочая программа;

Цели, задачи программы;

Сроки реализации программы;

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образова­ния по данному предмету (при наличии таковых);

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, а также обоснование выделения на данные темы учебных часов в объеме, определённом календарно-тематическим планом

Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента

Содержание рабочей программы

Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.

Содержание рабочей программы выстраивается по темам с выделением разделов:

    рабочей программы с учетом особенностей изучения профильных предметов;

    определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные связи.

По каждой учебной теме (разделу) указывается:

    наименование темы (раздела);

    содержание учебного материала (дидактические единицы);

    требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения

Учебно-тематический план

Перечень разделов, тем последовательность их изучения;

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

Вид занятий (теоретические или практические, количество часов);

Деление на виды деятельности и формы;

Формы и методы контроля;

Др.

Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу

Знания, умения и навыки обучающихся, компетенции, которых они должны достичь по итогам каждого года обучения

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающий реализацию рабочей программы

Базовый учебник;

Учебные пособия для учающихся;

Дополнительная литература для учителя и учащихся;

Оборудование и приборы;

Дидактический материал;

Методическая литература для педагогического работника.

Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников;

Перечень обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе;

Материально-техническое оснащение образовательного процесса по каждому разделу рабочей программы

Приложения к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем и разделов рабочей программы.

Календарно-тематический план каждую четверть корректируется и согласовывается учителем с заместителем директора школы по УВР.

В календарно-тематическом плане определено:

урока

тема каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);

количество часов, отведенных на изучение данной темы, разделов, и урока

дата проведения урока по плану и по факту;

примечание

Критерии оценивания достижений учащихся

К ритерии оценивания достижений обучающихся по видам деятельности и уровням освоения учебного материала

Формы контроля знаний обучающихся;

- формы и вопросы контроля;

Выходные данные контрольно-измерительных материалов

Образцы КИМов

Контрольно-измерительные материалы (образцы контрольных, самостоятельных работ с критериями оценивания результатов)

Приложения

по усмотрению учителя

Основные понятия курса;

Списки тем рефератов;

Темы проектов;

Темы курсовых и творческих работ;

Примеры работ и т.п.;

Список литературы для подготовки и проведения учебных занятий;

3.3.Структура рабочей программы является нормативной и может быть только дополнена другими разделами, отражающими специфику образовательного учреждения и учебного предмета

Структура рабочей программы (ФГОС)

Структура рабочей программы по любому предмету обязательной части ООП НОО задана на федеральном уровне. В структуре рабочей программы по всем учебным предметам 8 обязательных пунктов. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

    пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

4. Технология разработки рабочей программы:

4.1.Выбрать программу федерального уровня по учебному предмету.

4.2.Сопоставить содержание выбранной программы с федеральным компонентом стандарта по предмету.

4.3.Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в стандарте, но не включенными в примерную программу.

4.4.При разработке программ по профильным общеобразовательным предметам ориентироваться на содержание профильного уровня стандарта, представленного в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

4.5.Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального стандарта и школьного компонента.

4.6 Количество учебных часов по предмету в Рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в пояснительной записке. При внесении изменений в тематику, логику включения в учебный процесс, количество, продолжительность контрольных работ и т.д. необходимо представить обоснования изменений в пояснительной записке

4.7.Требования к уровню подготовки учащихся взять из примерной программы, распределить по классам согласно авторской структуре курса.

4.8. Подобрать УМК, обеспечивающие реализацию рабочей программы

4.9. Выбрать или разработать измерители для оценки усвоения программы.

4.10.Разработать учебно-тематическое планирование, рассмотреть его как средство адаптации примерного содержания к особенностям данного ОУ, класса, учителя.

4.11. Использовать инструктивно-методические письма МО РФ, МО Республики Башкортостан в процессах разработки и реализации рабочих программ.

4.12 Образовательное учреждение устанавливает сроки, на которые разрабатывает рабочие программы, от четверти, полугодия, до учебного года (в зависимости от специфики, предмета, курса и т.д.).

4.13 Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании методического совета, утвердив их приказом образовательного учреждения

5. Компетенция и ответственность учителя

5.1. К компетенции учителя относятся:

    разработка Рабочих программ;

    использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и учителя;

    организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, иными локальными актами общеобразовательного учреждения;

    осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, уставом школы;

    отчетность о выполнении учащимися практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).

5. 2. Учитель несет ответственность за:

    невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

    реализацию не в полном объеме практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);

    качество знаний, умений и способов деятельности учащихся по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю);

    нарушение прав и свобод учащихся во время реализации Рабочих программ.

5.3 Учитель корректирует календарно-тематический план ежемесячно и согласовывает с зам.директора по УВР.

6. Контроль реализации рабочих программ

6.1.Контроль реализации рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля.

просмотров