Православные храмы музеи. Церковный «Эрмитаж»: музей, в котором обязательно стоит побывать. Церковь в музее

Православные храмы музеи. Церковный «Эрмитаж»: музей, в котором обязательно стоит побывать. Церковь в музее

ЦЕРКОВНЫЕ МУЗЕИ

Группа музеев, создаваемых при церквях, монастырях, епархиях, религиозных объединениях, которые являются их собственниками и учредителями; в настоящее время прослеживается тенденция увеличения количества музеев. Церковные музеи возникли как группа музеев исторического профиля, с целью собирания и хранения памятников церковной старины.

Церковные или церковно-археологические музеи находились в ведении Святейшего Синода и существовали при духовных академиях, церковно-археологических комитетах и обществах, православных братствах. Появление церковных музеев было связано с введением курса церковной археологии в программу духовных академий, наглядность преподавания которого обеспечивалась демонстрацией предметов, а также осознанная обществом потребность в сохранении памятников церковной старины. Церковные музеи создавались на базе коллекций древлехранилищ, включавших собрания церковной утвари, облачений, книг и ставили своей целью просвещение духовенства и светской публики.

История

Первые церковные музеи появились в последней трети 19 в. при духовных академиях - Киевской (1872 г.), Петербургской (1879 г.), Московской (1880 г.) Самым крупным из них был музей Киевской духовной академии, состоявший из отдела рукописей, старопечатных книг и гравюр, архитектуры, иконописи, скульптуры, нумизматики, богослужебной утвари и включавший исторические реликвии (крест, которым, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил вел. кн. Дмитрия Донского и др.) Интенсивная собирательская работа значительно увеличила количество предметов музея; результаты исследований отдельных экспонатов и коллекций (см. виды коллекций) публиковались в трудах академии.

В конце 19- начале 20 в. был создан ряд музеев по инициативе церковно-археологических обществ и комитетов. Музеи церковных древностей открылись в Ростове (1883 г.), Туле (1885 г.), Архангельске (1886 г.), Подольске (1890 г.), Ставрополе (1894 г.), Воронеже (1901 г.), Кишинёве (1904 г.), Орле (1905 г.).

Церковные музеи открывались и благодаря деятельности светских лиц - в Вологде (1888 г.), Тифлисе (1888 г.), Витебске (1893 г.), Могилёве (1897 г.)

На предварительном съезде деятелей музеев в Москве (1912 г.), созванном для обсуждения назревших вопросов в области музейного дела, группа представителей церковно-археологических музеев была одной из самых значительных. К этому времени в России было около 50 церковных музеев.

После Октябрьской революции церковные музеи были ликвидированы, а их собрания влились в коллекции исторических , художественных , краеведческих музеев и образовали "церковные" отделы, пополнявшиеся в 1920-е гг. культовыми предметами закрывавшихся храмов. В 1930-е гг. многие исторические и художественные музеи были закрыты или перепрофилированы в краеведческие и антирелигиозные. Церковные коллекции были частично утрачены, наиболее ценные поступили в крупнейшие государственные музеи - Центральный музей Древнерусской культуры и искусства им. А. Рублёва, музей-заповедник "Коломенское", Новгородский объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, местные краеведческие музеи.

Первый музей после ликвидации церковных музеев вновь был открыт в 1944 г. как Церковно-археологический музей при Московской духовной академии. Церковные музеи открываются в настоящее время как в действующих монастырях (музей истории Русской православной церкви в Свято-Даниловом монастыре, Мемориальный музей патриарха Тихона в Донском монастыре), так и в приходских храмах по всей России (Музей при кафедральном соборе в г. Тутаев Ярославской обл., в планах - открытие музея при храме св. великомученицы Варвары в с. Поводнево Мышкинского р-на Ярославской области, при Троицком соборе в г. Саратове). Сложные взаимоотношения, возникшие с 1990-х гг. между крупнейшими музеями и Русской Православной церковью по вопросам собственности коллекций церковных древностей, в настоящее время урегулированы не окончательно.

Сотни людей лихорадочно скупают билеты на московскую выставку пинакотеки Ватикана, которая обычно закрыта для туристических глаз. Но мало кто знает, что у Русской Православной Церкви есть аналогичный музей — церковно-археологический кабинет. В отличие от пинакотеки, где собрана исключительно живопись, в ЦАКе помимо картин и икон выставлены рукописные и печатные книги, церковная утварь, графика, и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей.

Поразительно, но здесь можно найти работы Сурикова, Васнецова, Нестерова, Поленова и других русских художников. Отдельных картин нет даже в государственном каталоге музейного фонда страны.

Что такое ЦАК?

ЦАК — церковно-археологический кабинет имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, крупнейший церковный музей в России, который находится при Московской духовной академии в городе Сергиев Посад Московской области.

Экспозиция ЦАКа расположена в бывших Царских чертогах. Это здание на территории Троице-Сергиевой лавры было построено в 1747 году для визитов царской семьи и самих государей. В 1814 году туда переехала Московская Императорская духовная академия, и 12 залов сейчас заняты музеем. При этом сам музей называется очень скромно — церковно-археологический кабинет. Но сокровища, которые он хранит, бесценны и уникальны.

История создания

Коллекцию музея собирали дважды, причем во второй раз с нуля. Первая коллекция рождалась еще до официального создания ЦАКа — в 1814 году ректор академии протоиерей Александр Горский (1812-1875) организовал для студентов в учебных целях выставочный кабинет, который находился в библиотечном корпусе. Там собрали небольшую коллекцию икон, картин и монет.

В Царских чертогах, соответственно, начали собираться царские дары. Ядро коллекции первоначального музея формировалось из подарков императорской семьи: портреты императоров, членов царской семьи, видных церковных и светских деятелей. Из них, к сожалению, осталось в нынешней экспозиции всего две работы: портреты императора Петра I и императрицы Елизаветы I. Предполагается, что написал их придворный художник-портретист Луи Каравак.

В 1922 году все собранное бесследно исчезает. Большевики принимают декрет об изъятии церковных ценностей, а после закрытия академии и ликвидации монастыря ЦАК был буквально разграблен. К настоящему моменту найдено только несколько экспонатов. Всем казалось, что на этом история ЦАКа окончена.

А дальше произошло чудо. В 1943 году в церковно-государственных отношениях наступило потепление, а в 1950 году началось восстановление музея. И если раньше главными жертвователями были представители царских фамилий, то теперь самым главным частным жертвователем стал сам Патриарх Алексий I. За первые 20 лет деятельности восстановленного музея большая и лучшая часть собрания получена от него. Именно поэтому Церковно-археологический кабинет сейчас носит его имя.

В книге почетных гостей Святейший Патриарх Алексий I написал:

«Много раз я посещал Церковно-археологический кабинет… Дай Бог, чтобы изучая это богатое собрание, наши воспитанники, кандидаты в священство, научились в нем любить, понимать и ценить наше истинно церковное искусство».

Экспозиция музея условно делится на 7 зон

Сейчас музей открыт не только для студентов, но и для всех желающих.

ЦАК формировал свою коллекцию второй раз в очень непростых условиях, и не всегда мы можем проследить историю всех экспонатов.

1. Церковное прикладное искусство

Облачения иерархов Русской Православной Церкви, богослужебная утварь, мозаики XIX века, художественное шитье, старинные рукописные и печатные книги, церковные и государственные ордена и награды, точные макеты храмов и монастырей.

2. Западно-Европейское декоративно-прикладное искусство

Облачения католических священнослужителей, скульптуры и иконы западного христианского мира, богослужебная утварь.

3. Русская религиозная живопись

Картины известный русских художников Сурикова, Васнецова, Нестерова, которые отражают религиозные переживания и историю русского народа.

4. Зал иконографии

700 древних и современных икон (пост-византийский и русский периоды), фрагменты иконостасов и уникальная коллекция неканонических икон.

5. Церковная фототека

Собрание фотографий, которые показывают жизнь Русской Православной Церкви через объектив камеры. Выставлено около 5000 фотографий и свыше 500 интересных отечественных и зарубежных фотоаппаратов конца XIX и начала XX века, которые считаются антиквариатом.

6. Церковная фонотека

Более 200 виниловых пластинок дореволюционной и советской эпохи с записями церковных хоров и священнослужителей с выдающимися голосами. Необычные и старинные музыкальные инструменты, граммофоны и патефоны.

7. Келья и мемориальный кабинет Святейшего Патриарха Алексия I

Собраны личные вещи предстоятеля и его семьи, фотографии и портреты Патриарха в разные годы жизни.

Откуда пополняется экспозиция

В настоящее время коллекция кабинета собирается иерархами, священнослужителями и простыми людьми. Вслед за Патриархом Алексием I все последующие Предстоятели Русской Православной Церкви поддерживали традицию передачи в ЦАК разных предметов.

Особый вклад в экспозицию музея внес Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который передал музею 13 реликвий и святынь. Среди них особо можно выделить омофор (часть облачения епископа) святителя Иоанна Шанхайского (1896-1966). Это уникальный святой XX века, который, будучи епископом, служил вдали от Родины: в Китае, Западной Европе и США. Святой отошел ко Господу в Сан-Франциско и очень сильно почитается в Америке. Постепенно слава о нем возвращается на русскую землю.

Главная святыня музея

По словам заведующего протодиакона Игоря Михайлова, главная святыня музея — сандалии преподобного Сергия Радонежского, в которых он был погребен. Обувь святого передали музею в 1946 году из Лавры, где хранились святыни, которые остались от создателя обители. Рядом с сандалиями лежит камень из гробницы Преподобного, который был найден вместе с мощами и оставлен как реликвия. Позже на нем изобразили Сергия Радонежского и священномученика Панкратия, в день памяти которого были обретены мощи.

Сандалии из кожи сделал сам преподобный Сергий — как и многое другое, что требовалось для жизни и богослужений. Подвижник основал монастырь в труднодоступном месте, где рассчитывать на чужую помощь не приходилось. Будучи настоятелем, он трудился физически наравне со всеми: строил храм и кельи, рубил дрова, делал из дерева богослужебные сосуды и шил одежду.

Рядом с сандалиями выставлены деревянные богослужебные сосуды и нательный крест преподобного Сергия, а сзади на стене висит обширная иконография, посвященная игумену Радонежскому. Все вместе это составляет коллекцию, посвященную 700-летию со дня рождения Преподобного. Торжества проходили 18 июля 2014 года в день обретения мощей святого, поскольку точная дата рождения Сергия Радонежского неизвестна.

Церковь и космос

Один из экспонатов с уникальной судьбой — макет Храма Христа Спасителя, собранный в 1920-х годах. Его при посещении ЦАКа увидел первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин и услышал историю постройки храма, который был символом победы над Наполеоном и памятником погибшим воинам в Отечественной войне 1812 года. Когда космонавт поинтересовался, где сейчас находится собор, он узнал, что Храм Христа Спасителя взорван в 1931 году и на его месте находится бассейн «Москва». Через некоторое время космонавт выступил с шокирующей речью на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о разрушенных памятниках военному подвигу: в частности, он упомянул о Храме Христа Спасителя и Триумфальной Арке, которая также была воздвигнута в честь победы над Наполеоном. До 1936 года она стояла на площади Тверская Застава (с 1932 года до 1990 года — площадь Белорусского Вокзала) и была разобрана большевиками согласно генплану реконструкции Москвы.

Добиться восстановления Храма Христа Спасителя Юрию Алексеевичу не удалось, но Триумфальную арку воссоздали на Кутузовском проспекте к 1968 году. В конце 1990-х годов макет ХХС использовали для восстановления главного собора Москвы, постройка которого завершилась в 2000 году.

Экспозиция Церковно-археологического музея доступна круглый год. Его популярность растет, с каждым годом количество посетителей увеличивается, поэтому посетить ЦАК можно по предварительной записи, чтобы каждый желающий мог рассмотреть интересующие экспонаты.

Адрес: Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Академия.

Посмотреть точное расписание работы музея и записаться на экскурсию можно .

Экскурсию проводил иерей Артемий Головчанский

Фото Юлии Маковейчук

Величественные, украшенные яркими куполами соборы. Таинственные, большие и маленькие церкви, соборы и храмы Москвы составляют духовное богатство страны. Многие из них представляют архитектурную ценность, входят в число достопримечательностей города.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 июня:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Архитектурное творение из белого камня считается древнейшим православным храмом Москвы за территорией Кремля. Появился он на территории монастыря, первым игуменом, которого был Андроника (ученик Сергея Радонежского) в XIV столетии. Установлено, что росписью собора занимались Андрей Рублёв, Даниил Чёрный. К сожалению, от первоначальных фресок остались только отдельные участки орнаментов.

Сейчас в восстановленном Соборе действует Центральный музей им. Андрея Рублева, проходят церковные службы. В Музее хранятся церковные книги, культовые атрибуты, иконы, фрески из разных храмов России. Действует мастерская по реставрации старинных произведений, проходят экскурсии. Цена входного билета составляет 300 руб. взрослым, 200 руб. детям, школьникам. Работает музей ежедневно с 11.0 до 18.00 часов. Выходной день среда. Находится Собор по адресу Андреевская площадь, 10. Добраться проще всего на метро до остановок Чкаловская, площадь Ильича, Римская.

Высоко — Петровский монастырь

Современный архитектурный ансамбль в виде отреставрированных древних монастырских строений начал свою деятельность в 2009 году. Со дня основания монастыря прошло 700 лет (в 2015 году). Существует три варианта появления архитектурной достопримечательности Москвы. По основному варианту монастырь задуман митрополитом Петром. Деревянный храм Петра, Павла был построен в1317 году. Второе предположение связывают с видением, возникшим у Ивана Калиты во время охоты в этих местах и построивший Петропавловский храм.

Вокруг него и сформировался будущий мужской монастырь Русской православной церкви. По третьей версии возникновение монастырского ансамбля связано с победой Дмитрия Донского в Куликовской битве. Сейчас на территории монастыря находятся несколько известных храмов, церквей. Ансамбль монастыря выполняет функции Патриаршего подворья. В нём работает Православный институт России апостола Иоанна Богослова. Находится подворье с интересными соборами, церквями по адресу ул. Петровка, 28/2. Добраться к нему можно на метро, доехав до остановок Чеховская или Трубная.

Новодевичий монастырь

Сейчас можно любоваться величественным ансамблем, созданным в XVI-XVII веках и сохранившимся в своём первозданном виде. Его основателем считают великого князя Василия III. Комплекс архитектурных строений находится в списках мирового достояния, охраняется ЮНЕСКО. Название «Новый» он получил в сравнении с ранее возведёнными обителями Москвы. Сюда была перенесена чудотворная икона Одигитрии, написанная евангелистом Лукой. Центральным зданием ансамбля считается пятиглавый Смоленский собор. В нём можно увидеть удивительные фрески XVI столетия.

Новодевичий монастырь считается одним из самых красивых монастырей столицы. В нём проходят службы, расположены залы Исторического музея. Достопримечательностью ансамбля является знаменитое Новодевичье кладбище (старое на территории комплекса, новое расположено за его стеной). По значимости оно находится на втором месте после захоронений у Кремлевской стены. На кладбище находятся могилы Чехова, Левитана, Хрущева, Ельцина, др. известных имен.

Адрес ансамбля: Новодевичий проезд, д.1. Доехать можно на метро до станции «Спортивная», автобусными маршрутами 64, 132. Цена входного билета составляет 300 рублей. Пенсионеры, школьники, студенты платят 100 руб. Работает ежедневно с 9.00 до 17.00 часов.

Архангельский собор

В белом, величественном соборе не проводятся регулярные церковные богослужения. Только в престольные праздники, на Радуницу здесь раздаются спокойные молитвы. Торжественное, таинственное настроение наполняет весь храм, возведённый в честь Архангела Михаила. Его считали проводником душ умерших людей в царство вечности, покровителей великих князей. Под сводами храма покоятся русские цари (от Ивана Калиты до Ф.М.Романова), великие князья.

Появилось первое здание храма на земле русской в 1333 году по указанию Ивана Калиты. Новая усыпальница построена в 1505 году под руководством царя Ивана III. Рюриковичи захоронены вдоль стен, Романовы в центре зала. В алтарной части находятся тела Ивана Грозного его сыновей. Всего насчитывается 54 захоронения.

Находится храм на Соборной площади, напротив Благовещенского храма. Посещение достопримечательности входит во все экскурсии по Кремлю. Архитектурный ансамбль площади открыт для осмотра по единому билету, стоимостью 500 руб. Существуют льготы для школьников, пенсионеров, студентов. Выходной день каждый четверг.

Благовещенский собор

Храм входит в число древнейших православных строений Москвы. Его возведение относится к концу XIV века в роли домового храма царской семьи. Первая деревянная церковь, построенная сыном Дмитрия Донского, находилась рядом с входом во дворец, где проживала царская семья. Этим объясняется старинное название собора «Благовещения, что на сенях».

Здесь проходили процедуры венчания, крещения лиц царской семьи. Роспись храма выполняли известные мастера Прохор из Городца, Андрей Рублёв, Феофан Грек. Каменный собор, сохранившийся до нашего времени, появился через 100 лет по велению Ивана III. Богослужения в соборе возобновились в 1993 году. Проходят они один раз в году на Благовещение, Вместе с ним возродился старинный обычай отпускать в этот радостный весенний праздник на волю птиц.

Находится Благовещенский собор в юго-западной части площади. Посетить достопримечательность Москвы можно по единому входному билету, дающему возможность осмотреть архитектурный ансамбль Соборной площади. Стоимость билета для взрослых составляет 500 руб. Билеты лучше забронировать заблаговременно. Существуют льготы для школьников, студентов, пенсионеров. Дети до 16 лет проходят бесплатно.

Верхоспасский собор

Нарядный собор с одиннадцатью золотыми куполами является частью резиденции президента. Попасть в него сложно. Иначе его называли Спас за золотой решеткой. Сказочный храм, возведённый при царе Михаиле Фёдоровиче, в давние времена отделялся от улицы кованым медным забором, покрытым сусальным золотом. Собор представляет собой, объединённые общей крышей домовые церкви царей, московских князей. Это церковь Спаса Нерукотворного, Екатерины, Воскресения Словущего, Верхоспасского, др.

Общая крыша с 11 мелкими главами появилась в 1680 году. Весь комплекс церквей вошел в ансамбль Большого Кремлевского дворца. Сохранился отдельные элементы разных церквей. Это чеканный медный иконостас, иконы на шелке, резное распятие, золоченые хоры. Многие элементы отреставрированы в первоначальном виде. Находится собор на Верхоспасской площади. В настоящее время в нём не проводятся богослужения. Храм закрыт для массового посещения во время экскурсий.

Собор Двенадцати Апостолов

Проход на главную площадь Москвы организован через праздничные арки церкви, построенной в честь Двенадцати Апостолов. Она составляет единый гармоничный ансамбль Кремля вместе с главными храмами площади. Возведён храм гораздо позже (1680 год) вместе с созданием великолепных Патриарших палат, ставших образцом национальной архитектуры древней Руси. В ансамбль входят две домовые церкви, Мировая палата (крестовая), царские покои, кельи монахов. Первоначально собор выполнял функции домовой церкви патриархов Руси.

Праздник чествования святых апостолов Христа зародился в IV столетии. Датой его проведения утвердили следующий день после празднования в память о Петре, Павле. Раньше на этом месте находилась церковь известных Святых Соловецких чудотворцев. От старого храма остался только алтарь, Доступ в него закрыт. Современное название собор получил в 1580 году после перестройки, вызванной пожаром. Старинная галерея, соединяющая здания, реконструирована в 1922 году.

Сейчас в соборе находится Музей прикладного искусства, быта XYII столетия. В нем можно увидеть изделия из тканей, книги, посуду, оружие, украшения, созданные известными мастерами. Посетить Патриарший дворец, собор можно вместе с экскурсиями ежедневно, кроме четверга с 10.00 до 17.00 часов.

Покровской собор (Храм Василия Блаженного)

Нельзя не восхищаться разноцветными куполами красивейшего храма Москвы, уцелевшего в тяжёлые времена России. Многие столетия храм является украшением Красной площади. В архитектурный комплекс собора входят десять церквей или пределов. Первоначально это были походные деревянные церкви, возводимые в честь побед в борьбе с Казанским ханством в походах на Взлобье (сейчас Красная площадь). В октябре 1552 года на следующий день после дня Пресвятой Богородицы царь принял решение об возведении каменного храма (Покровского собора) на месте маленьких церквей.

Существует несколько версий о том, кто строил собор. Не все тайны неповторимого стиля, сочетающего элементы русского зодчества с традициями, пришедшими из эпохи Возрождения, раскрыты в наше время. Исцеляющие от многих болезней, мощи святого Василия Блаженного переданы земле возле Покровского собора. В 1588 году над его могилой возвели девятую церковь в виде самостоятельного храма собора В соборе можно увидеть редкие иконы, фрески. На месте стариной звонницы построена колокольня.

Адрес: Красная площадь, 2. Ежедневно с 11.00 до 16.00 часов проходят экскурсии. Стоимость билета составляет 100 руб.

Казанский собор на Красной площади

Даже не верится, что небольшой, красивый собор спустя три столетия своей сложной жизни был полностью разрушен около 1936 года. Полностью восстановили и освятили здание в1993 году. Его главной святыней является чудотворная икона Богоматери Казанской. Собор стал первым действующим православным храмом, возрождённым из полностью утраченного древнего наследия города.

Один из центральных храмов столицы продолжил жизнь, данную ему в середине XVII века в благодарность Казанской иконе Богоматери за победу над польско-литовским нашествием под руководством Пожарского, Минина. Изображения дореволюционной росписи внутреннего убранства церкви не сохранились.

Находится на ул. Никольская, д.3. При поездке на метро надо выйти на станциях «Театральная», «Охотный ряд», «Площадь Революции». Туристы, попасть в собор могут с 8.00 до 16.50 часов. Ежедневно в 8.30. и 16. 50 проходят церковные службы.

Успенский собор на Соборной площади

Самой древней площадью Кремля является Соборная площадь. Каждый метр её площади создаёт атмосферу далёких событий древности, времён жизни царей, многочисленного великого княжества. Среди главных архитектурных жемчужин площади находится простой и одновременно величественный Успенский собор.. Долгое время это был главный Кафедральный храм России. Возводился храм по приказу Ивана Калиты около1326 года. Белокаменное здание храма появилось в 1479 году, а золотые купола родились при жизни Ивана Грозного примерно в 1547 году.

Коронации царей XVI, XVII столетий проходили в этом храме. Под сводами собора звучали песнопения во время венчания царственных особ. Здесь же создавались захоронения патриархов, митрополитов этого времени. С 1955 года в храме проходят праздничные богослужения. С 1991 года он является важным элементом Государственного исторического музея-заповедника «Московский Кремль». Экскурсии по Кремлю с приобретением единого билета, позволяют увидеть эту достопримечательность Москвы. Цена билета равняется 500 руб. Есть льготы для школьников, студентов, пенсионеров.

Крутицкое Патриаршее подворье

«Островком старины» в современном городе часто называют это место Москвы. В далёких глубинах древности на крутом и обрывистом речном берегу стояло княжеское село Крутицы. Через него проходили важные торговые пути древней России, поселялись купцы, князья. В 1272 году в селе был возведён храм, а потом мужской монастырь. Старинная булыжная мостовая, улочки с деревянными постройками, цветущие деревья из остатков фруктового сада создают в подворье особенную атмосферу.

В архитектурные памятники Крутицкого подворья входят малый Успенский собор, храм во имя Петра и Павла, колокольня. Палаты Митрополита, Святые ворота, их соединяющая галерея, Крестовая палата (храм Воскресения Словущего). Набережная, Сушильная, Приказные палаты. Избежать разрушений, ограблений ему не удалось. Сейчас вместе с традиционной церковной деятельностью в нём функционирует Синодальный отдел РПЦ по делам молодёжи.

Находится Крутицкое подворье на пересечении 1-ого Крутицкого переулка с улицей Крутицкой в Таганском районе столицы. Посетить восстановленный ансамбль можно самостоятельно или вместе с организованными экскурсиями Стоимость билетов составляет 350 руб.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Устремлённый ввысь белокаменный храм гордо возвышается над рекой Москвой, окрестностями старинного села Коломенское в бывшей подмосковной усадьбе царя. Храм давно занесен в списки ЮНЕСКО, считается достойным памятником зодчества России. Архитектура величественного храма имела необычную форму для времени его возведения в 1530 году. Место для строительства церкви в честь рождения будущего царя Ивана Грозного было выбрано в соответствии с традициями Руси рядом с целебным подземным источником (к сожалению, засыпанном в 1970 году), исцеляющем от бесплодия.

До сих пор существует легенда о несметных сокровищах, библиотеке Ивана Грозного, затаившихся в подземельях храма. Сейчас первый шатровый храм, выполненный из кирпича и камня, входит в комплекс музей – заповедник «Коломенское». Действует экспозиция из элементов, позволяющих узнать историю храма. Для туристов она открыта со вторника до воскресенья с 10.00 до 18.00 часов. Адрес церкви: Москва, проспект Андропова, 39. Добраться легко на метро до ст. Коломенское. Богослужения проходят в воскресенье, по церковным праздникам.

Церковь Климента Папы Римского

Самый большой храм Замоскворечья, возведённый в честь апостола Климента, принявшего мученическую смерть, считается памятником федерального значения. Православный храм в первоначальном виде был небольшой деревянной церковью. В середине XVIII века в честь новой царицы Елизаветы Петровны возвели величественный пятиглавый храм. Храм хорошо сохранился благодаря нахождению в нём фондов Российской библиотеки. В нём собрано более 1.5 миллионов книг, изъятых из библиотек монастырей, церквей.

В состав современной церкви входят пределы Неополимой Купины, Николая Чудотворца, Знамения Божией Матери, Патриарха Александрийского, Климента папы Римского. Здесь хранится большое количество древних и современных почитаемых икон. Среди них «Млекопитательница», икона Климента папы Римского. В богатые внутренние украшения храма входит красивый барочный иконостас.

Находится по адресу ул. Пятницкая, 267, рядом со станцией метро Третьяковская.

Колокольня Ивана Великого

Святым и могучим считался колокольный звон во все времена существования Руси. Все самые важные события страны возвещались звоном колоколов. Символом Первопрестольной считался звон, раздающийся с колокольни Ивана Великого. Вот уже больше 500 лет церковь гармонично объединяет все строения Соборной площади в единый ансамбль, возвышаясь над ней. Первоначально это была небольшая деревянная церковь, построенная в честь Святого Иоанна Лествичника на Боровицком холме по указу Ивана Калиты. Современный вид Колокольня Ивана Великого приобрела около 1630 года.

В церкви установлены 22 бронзовых колоколов, украшенных интересным рисунком. Самые тяжелые колокола «Новгородский», «Медведь», «Лебедь» находятся на первом этаже. Самые древние «Немчин», «Корсунский» Отлиты в XVI веке. Многие посетители стремятся подняться по винтовой лестнице почти на самый верх, что бы насладиться необыкновенным видом Красной площади. Посетить колокольню можно по единому билету, дающему право прохода на площадь или в составе экскурсий.

Церковь всех Святых во Всесвятском на Соколе

История появления храма связана с жизнью древнего села Всехсвятского. Считается, что это произошло в 1398 году вместе с появлением древнего монастыря и окружившего его селения с названием «село Святые Отцы на речке Ходынке». Каменный храм в селе на месте монастыря (точные сведения о нем не сохранились) построен в 1683 году. Существующий храм построен в 1736 году дочерью князя Милославского. На кладбище возле храма долгое время (до разрушения в 1982 голу) находилось много могил грузинских князей (из рода Багратионов, Цициановых).

Среди них памятник отцу знаменитого полководца Петра Ивановича Багратиона. Его местонахождение часто менялось. Сейчас оно возвышается рядом с мемориалом «Примирение народов» и является историческим памятником федерального значения. С 1992 года храм, выполненный в стиле барокко, получил статус патриаршего подворья. В церкви ежедневно проводятся богослужения. Находится она по адресу: Ленинградский проспект, 73, станция метро Сокол.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево

Храм не пришел к жителям густонаселенного района Москвы Ясенево из древних времён. Он построен вначале XXI века. Первая Божественная литургия прозвучала в церкви 4 декабря 2008 года. Большой пятиглавый храм возводился в рамках программы 200 Новых храмов столицы. Богатая внешняя отделка (в виде византийской мозаики), копии известных христианских святынь украшают новый храмовый комплекс. Копии созданы по проекту «Икона Святой Земли».

Кстати, впервые такой проект был реализован под руководством патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре. Собор состоит из верхнего храма, возведенного в честь Покрова Пресвятой Богородицы в роли памятника погибшим в вооруженных конфликтах современного времени. Внизу находится храм во имя Архистратига Михаила.

Находится храм по адресу: Литовский бульвар, 7. Добраться сюда просто на метро до остановки «Ясенево». Посмотреть церковь можно самостоятельно или с экскурсиями (проводятся на пожертвования) ежедневно с 6.00 до 19.00 часов.

Храм Христа Спасителя

В основном российском Кафедральном соборе проходят службы Патриарха Московского, всея Руси, проводятся совещания Архиерейских соборов, важные мероприятия церкви. Храм является памятником, возведённым в честь победы над Наполеоном. Он был взорван в период сталинского режима. В конце XX столетия храм возвели заново в соответствии с сохранившимся рисункам, чертежам. Внутренний зал храма вмещает около 10.000 человек.

Толщина стен новой постройки достигает 3.5 м, его внутренняя высота составляет почти 100 м. Внутреннее убранство храма поражает красотой, богатством. Сусальное золото, украшения из драгоценных камней, редких минералов использованы при создании элементов скульптуры, живописи. Кстати, в Зале Церковных Соборов проходят новогодние елки для детей.

Увидеть храм можно вместе с экскурсиями. Во время их прохождения доступно посещение смотровых площадок, открывающих необыкновенный вид на Москву. Вся история важной эпохи Российского государства отражена в оформлении храма. Находится на ул. Волхонке, д.45. Работает ежедневно (выходной в понедельник). Вход в храм и музей без оплаты. Доехать к достопримечательности просто на метро до остановки Кропоткинская.

Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове

Такое название получил небольшой деревенский храм, действующий в XVI столетии. Освящение Нового храма из камня проходило около 1853 года. В 1945 году храм получил звание Патриаршего Собора. До возведения Храма Христа Спасителя он являлся главным собором Москвы. Здесь проводили интронизацию, похороны патриархов (в соборе имеются усыпальницы Сергия, Алексия II). В одном из его пределов крестили А.С. Пушкина.

Местные легенды говорят, что в селе Елох (от названия ручья Ольховец) родился известный юродивый Василий Блаженные, чьим именем назван знаменитый собор Москвы. Храм не закрывался даже в самые тяжелые времена. Святынями храма считаются мощи чудотворца Алексия, список иконы Казанской Богоматери. Находится собор по адресу: Басманный район Москвы, улица Спартаковская, 15. Богослужения проводятся регулярно и по престольным праздникам. Посетить можно самостоятельно, вместе с экскурсиями.

Церковь Петра и Павла в Ясенево

Красивый храм находится в районе Москвы, где когда-то находилась старейшая усадьба «Ясенево». Упоминания о селе и храме датируется началом XVII столетия. Первая деревянная церковь (Новоприбыла) была возведена во времена царствования Михаила Федоровича в честь мученицы Софии, её дочерей в 1630 году. За почти 700 летнее существование церковь реставрировалась, изменялись некоторые архитектурные элементы. В 1973 году над церковью появились кресты.

В период 1900 годов в здании располагались «людские комнаты конного двора». Возвращение строения Православной церкви в 1989 году помогло возобновить службы, провести необходимый ремонт. Храм вошел в состав Московского подворья Свято Введенской пустыни. Святынями церкви считаются частицы мощей Андрея Первозванного, Николая Чудотворца, святых Варвары, Екатерины, Татианы, многих других святых.

Церковь Ильи Пророка в Обыденском переулке

Этому древнему храму Москвы можно по-доброму позавидовать. Он появился на земле Русской в XVI веке. Как следует из существующих легенд, возводился около 1597 года всего день (значение слова обыдень). Каменный храм в честь почитаемого пророка Ильи появился вместо старинного деревянного в 1702 году. Почти через 100 лет рядом выросли Колокольня, трапезная. Храм не закрывался, богослужения проходили и в смутные времена. Здесь находится образ Святой Троицы, перед ним молились Пожарский, Минин. Святынями храма считаются иконы «Нечаянная радость», Богоматери Феодоровской, Владимирской.

Знаменитые иконы «Огненное восхождение святого Ильи Пророка», известных святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Небольшие частицы его мощей с 2008 года считаются святыней церкви. Ежедневно в церкви проходят богослужения. С 7.00 до 22.00 часов церковь открыта для посещения. При церкви работает воскресная школа для детей, взрослых, одна из самых больших церковных библиотек Москвы.

Находится по адресу 2-ой Обыденский переулок, 6. Удобная станция метро называется «Парк Культуры».

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

В период 1679 года в месте проживания ткачей царя (хамовников) появилась церковь, ставшая памятником древней архитектуры столицы XVII столетия. Первая постройка (Никольская, Святоникольская церковь) простояла до 1677 года. Новое здание из камня стали называть церковью Николая Чудотворца. Последняя реставрация церкви производилась около 1972 года. А в конце столетия на её колокольне установили огромный 108 пудовый колокол. Настенная роспись, внутреннее убранство церкви сохранилось с 1845 года. Святыней храма является чудотворная икона «Споручница грешных».

Установлен позолоченный иконостас, расписанный золотыми, голубоватыми оттенками красок. Церковь никогда не закрывалась. В ней даже в годы безбожия верующие люди молились за своих близких, всех тех, кому нужна была помощь перед святой иконой Божией Матери. При храме работает воскресная школа, молодежная группа. Кстати, в эту церковь ходил Лев Толстой, проживавший недалеко.

Находится по адресу: улица Льва Толстого,2. Проще всего добраться на метро до кольцевой станции «Парк Культуры», дальше пройти по Комсомольскому проспекту. Храм, который виден издалека, стоит на пересечении улиц Фрунзе, Толстого.

Церковь Михаила Архангела в Тропарёво

Центром духовной жизни в старинном селе Тропарево считался Храм, возведённый во имя Архангела Михаила. Сначала это было деревянное строение во имя Чуда Архистратига Михаила, построенного с финансовой поддержкой Новодевичьего монастыря. Пожар в XVII веке полностью уничтожил церковь. Каменный храм построили на средства монастыря в период около 1694 года. Сейчас мы видим этот действующий, пятиглавый, с красивыми шатрами колокольни православный храм. В архитектуре храма гармонично сочетаются традиции строений сельских церквей с изысканным оформлением фасада.

Здесь находится икона Архангела Михаила, считающаяся его святыней. В число святынь входят иконы Богородицы Донской, Смоленской. Известный Образ святой княжны Кашинской, исцеляющие мощи Николая Чудотворца, останков Харалампия. В ансамбль входят дом с крестильным храмом, библиотека с читальным залом, красиво расписанная трапезная. Новые здания воскресной школы, киосков с продажей икон, церковных книг. Ежедневно проходят церковные мероприятия. Церковь находится на проспекте Вернадского, 90. Рядом остановка метрополитена Юго — Западная.

Церковь Иоанна Воина на Якиманке

Один из красивейших московских храмов находится сред старинных аллей улицы Якиманка. Улица названа в честь праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы (дедушки и бабушки Иисуса Христа). Во имя покровителя, защитника воинов был построен храм в 1717 году. Первое здание храма, служившее приходской церковью во времена Ивана Грозного, находилось у самой реки и часто заливалось во время ей разливов. Его знаменитые фрески, украшения, созданные Василием Баженовым, Гавриилом Доможировым навсегда утрачены.

Сейчас в число достопримечательностей внутреннего убранства храма входят деревянные скульптуры Распятия, Сидящего Христа, сделанные в XVIII веке. Почитаемыми святынями храма считаются частицы Гроба, Ризы Господня, камень из реки Иордан. В выдающемся памятнике архитектуры Петровского барокко проходят регулярные церковные богослужения, работает воскресная школа, молодежный клуб. Находится храм Иоанна Воина на улице Большая Якиманка, д.46. Ближайшей станцией метро является «Октябрьская» на Калужской линии.

Единичного памятника культовой (преимущественно православной) архитектуры с целью сохранения и раскрытия его культурно-исторической ценности, на что направлена экспозиционная интерпретация.


Храм Спаса-на-крови в Петербурге

Музеем-храмом принято считать только памятник, музеефицированный как музей, когда средства музейной интерпретации направлены на раскрытие значения самого памятника. Церкви, приспособленные под посторонние экспозиции, не связанные с самим памятником, к музеям-храмам не относятся. Характер экспозиции в музее-храме диктуется в первую очередь сохранностью памятника. В зданиях высокой степени сохранности максимально сохраняется подлинный интерьер, дополняемый информацией по истории храма, его художественных особенностях, реставрации и т.п. При низкой степени сохранности в интерьере создается типологическая экспозиция храмового интерьера на определенную дату или в пустом интерьере создается экспозиция, раскрывающая историко-художественное значение памятника.



Петербург. Исаакиевский собор

Сеть музеев-храмов складывается в России в первое послеоктябрьское десятилетие. После 1927 г. происходит закрытие подавляющего большинства музеев-храмов как идеологически вредных. Этот тип музеев возрождается заново после Великой Отечественной войны, в 1970-80-е гг. Приобретает широкое распространение и многообразие форм. С начала 1990-х гг. Значительное число музеефицированных памятников культовой архитектуры были возвращены РПЦ, сохранившиеся музеи-храмы, как правило, совмещают функции музея и культового здания.


Наиболее известные музеи-храмы:


Москва:

В составе Музея-заповедника "Московский Кремль":

  • Успенский собор
  • Архангельский собор
  • Благовещенский собор
  • Церковь Ризположения

Церковь Покрова Богородицы в Филях

Церковь Грузинской Богоматери

Церковь Николы в Толмачах (в составе Гос. Третьяковской галереи)


Санкт-Петербург:

Исаакиевский собор

Церковь Спаса на Крови

Собор Петра и Павла Петропавловской крепости (в составе музеи Истории Петербурга)


Владимир:

Успенский собор (в совместном пользовании Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Владимирской епархии)

Дмитровский собор


Суздаль:

Рождественский собор


Вологда:

Софийский собор


"Кижи", музей-заповедник:

Преображенская церковь

Покровская церковь


Каргополь:

Христорождественский собор


Куликово поле:

Церковь Сергия Радонежского


Новгород:

Софийский собор

Церковь Спаса на Ильине улице

Церковь Феодора Стратилата

Церковь Спаса на Нередице


Переславль-Залесский

Спасо-Преображенский собор


Псков

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Церковь Николы со Усохи


Рязань

Успенский собор


Углич

Церковь Дмитрия на Крови


Юрьев Польский

Георгиевский собор


Ярославль

Спасо-Преображенский собор

Церковь Ильи Пророка

Рождественская церковь

История

Со времен средневековья храмы на Руси исполняли дополнительные функции средоточения реликвий и мемориальных объектов, произведений искусства, а также памятников в честь знаменательных событий, что роднит их с протомузеями. Первые попытки использовать помещения храмов в качестве музеев в России относятся к концу 19 в.



Церковь Троицы в Никитниках. Москва

Процесс массового превращения храмов в музеи начался в России после Октябрьской революции в условиях антирелигиозной пропаганды и национализации церковного имущества. Придание статуса музеев памятникам культовой архитектуры было оптимальным, а нередко - единственным путём сохранения наиболее ценных из них. К сер. 1920-х гг. в музеи были превращены десятки храмов Московской, Новгородской, Ярославской, Рязанской и других губерний. Деятельность этих музеев контролировалась созданным в рамках Наркомпроса Управлением музеями-усадьбами, музеями-храмами и музеями-монастырями. Изначально музеефикация производилось путём простой фиксации памятника со всеми предметами его интерьера, однако превращение наиболее значительных храмов (соборы Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, Петропавловский собор в Петрограде) в музеи включала научное исследование, реставрацию и в отдельных случаях - воссоздание интерьера на оптимальную дату. Известно немало примеров конструктивного взаимодействия музеев и церкви с целью сохранения культурного наследия; совместное использование культовых построек музеем и общиной нередко инициировалось самими священнослужителями.

После 1927 г. большая часть музеев-храмов была закрыта; многие культовые здания снесены или приспособлены под краеведческие и другие экспозиции, не связанные с памятником, таким образом, музеи-храмы как особый вид музеев почти перестал существовать. Лишь отдельные храмы, как правило, с высокохудожественными росписями и иконостасами, сохранялись в 1930-50-е гг. как самостоятельные объекты музейного показа (церковь Троицы в Никитниках, Москва; церковь Ильи Пророка, Ярославль); единичными были в это время случаи организации новых музеев-храмов (собор Рождества Богородицы, Суздаль) и совместного использования памятника музеем и епархией (Успенский собор во Владимире).

Новый этап развития музеев-храмов в конце 1950-х гг. связан с пересмотром отношения к древнерусскому наследию и образованием сети музеев-заповедников , в состав многих из которых вошли храмовые сооружения. Экспозиции музеев-храмов этого времени строились с использованием значительного числа письменных и фотодокументов, археологических находок с целью ознакомить посетителя с историей памятника и его реставрацией (в настоящее время продолжается деятельность российских реставраторов по восстановлению уничтоженных фашистами росписей новгородских храмов Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве и др.). В храмах, сооруженных в честь значительных событий, стремились организовывать экспозицию, посвящённую этому событию (в соборе Спасо-Бородинского монастыря - Бородинскому сражению, в храме Сергия Радонежского на Красном холме - Куликовской битве, в Архангельском соборе Нижегородского кремля - Козьме Минину, сюда же был перенесен прах великого нижегородца, и борьбе с польско-литовской интервенцией). Памятники культовой архитектуры, не имеющие высокой историко-культурной ценности, можно было использовать под любые экспозиции и выставки.

К 1980-м гг. относятся попытки дополнить интерьеры музеев-храмов музыкой, игрой света, театрализованным действом, тем самым восстанавливая эмоциональную насыщенность. Популярными стали концерты духовной музыки, хорового пения в М.-х. (собор Смольного монастыря в Ленинграде, церковь Вознесения в Коломенском в Москве). Предпринимались попытки воссоздания "синтеза искусств" (коим, по мысли П. Флоренского, является храмовое действо) с использованием технических возможностей: так, показ интерьера церкви Ризположения в Московском Кремле осуществлялся при помощи аудиовизуальных средств. В начале 21 в. предпринята попытка "виртуальной реконструкции" в реальном выставочном пространстве интерьера разрушенной в годы Великой Отечественной войны церкви Успения на Волотовом поле.

С начала 1990-х гг. значительное число культовых построек передано Русской православной церкви, другие начали использоваться совместно музеями и епархиями (Успенский собор Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, церковь Покрова в Филях (Москва), Петропавловский собор (С.-Петербург), Софийский собор (Новгород). Число музеев-храмов сильно сократилось, лишь отдельные памятники культовый архитектуры, прошедшие реставрацию в 1990-х гг., получили статус музеев: собор Воскресения (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге, церковь Входа в Иерусалим в Тотьме Вологодской обл. Наиболее характерный вариант музея-храма к концу 20 в. - памятник с полностью реконструированным убранством интерьера, в котором по определенным христианским праздникам проводится богослужение.

Литература

Головкин К.Г. Обзор законодательных и нормативных актов Российской Федерации о передаче недвижимого имущества культового назначения конфессиональным объединениям (1990-2000) // Наследие и современность. Информационный сборник. - Вып. №9. - М., 2002. - С. 171-195 (Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева);

Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). - М., 1996;

Давыдова А.С. Вопросы сохранения и использования интерьеров памятников древнерусской архитектуры в музейных целях //Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. - М.,1979. - С.31-36. (Сб.науч. трудов/ НИИ культуры);

Сергей Чапнин

Перенесение Торопецкой иконы из Русского музея в православный храм вызвало бурные общественные дискуссии. Против обычного обсуждение оказалось конструктивным и стало основой для создания двух законопроектов, один из них регулирует вопросы передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а второй – реставрации тех объектов религиозного назначения, которые имеют историческое и художественное значение и уже находятся в собственности религиозных организаций. Заявление министра культуры о том, что проекты законов уже готовы, вызвали новую волну дискуссий.

Забота о предметах церковного искусства – общее дело музеев, государства и Церкви. Однако ситуацию нельзя назвать благополучной. Что делать?

Основные принципы отношения к культурному наследию весьма просты. Во-первых, сохранность. Во-вторых, доступность. К сожалению, нельзя сказать, что современные музеи в России выполняют эти задачи успешно. Да, есть замечательные музейные хранители, есть музеи, которые могут оплачивать лучших реставраторов, но таких музеев немного. С сохранностью музейного фонда сегодня большие проблемы. С доступностью проблем не меньше. В экспозиции находится от 3 до 5 процентов музейных коллекций. Всё остальное лежит в запасниках, доступ в которые весьма затруднен. Таким образом, на сегодняшний день доступность музейных коллекций – это миф. По самым скромным подсчетам в запасниках российских музеев находятся более 200 000 икон, которые могут увидеть только специалисты.

Музеи заинтересованы в том, чтобы информация о состоянии музейных фондов оставалась тайной за семью печатями. О том, насколько остро стоит проблема, говорит конфликт между руководством Эрмитажа и аудиторами Счетной палаты, весьма подробно освещавшийся в СМИ в 2000-м году. Причиной конфликта стали выводы аудитора Счетной палаты Петра Черноморда, сделанные по результатам проверки Эрмитажа и утвержденные постановлением Коллегии Счетной палаты № 5 (197) от 18 февраля 2000 года.

Петр Черноморд формулирует проблемы жестко и однозначно: “Руководством Государственного Эрмитажа неправомерно поручалось выполнение реставрационных и иных работ коммерческим организациям, не имеющим лицензии на соответствующие виды деятельности Специальным научно-реставрационным производственным мастерским, не имеющим в нарушение Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” лицензии на осуществление работ по ремонту и реставрации особо ценных объектов культурного наследия народов России. За 1998-1999 годы мастерскими неправомерно выполнены реставрационные работы на сумму 17,8 млн. рублей”.

В 2006-м году новый шок. Кражи из Эрмитажа с театральным возвратом одного из предметов через мусорный бак. Тогда во время внутримузейной проверки в русском отделе Эрмитажа была выявлена пропажа 221-го экспоната. Оказавшись под подозрением, прямо во время проверки скончалась одна из эрмитажных хранительниц – Лариса Завадская. Позднее ее муж, Николай Завадский, предстал перед судом по обвинению в краже более чем 70-ти экспонатов из числа пропавших. Суд приговорил Завадского к пяти годам лишения свободы, а также удовлетворил гражданский иск в пользу Эрмитажа в размере более 7,3 млн. рублей.

Комментируя пропажу, телеведущий и литератор Александр Архангельский заметил: “То, что пропала 221 единица хранения, это ужасно. Но почему все узнали о том, что они пропали? Потому что хранители и дирекция Эрмитажа по доброй воле внесли в общую опись, хранящуюся в музее, опись тех ценностей, которые находились в этом отделе. А что это за ценности? В основном то, что Советское государство украло у Церкви, и прятало, и заставляло музейщиков прикрывать свои действия. Музейщик обязан хранить. Такова его функция, он сам далеко не всегда интересуется, кто, откуда и по каким причинам передал предметы в музей. Ему в официальном порядке передали некие предметы, и он, исполняя государственный заказ, это все сохраняет. При этом сохраняется вот такая странная ситуация: в хранилище стоит ящик, в нем – шесть тысяч предметов. И есть маленькая тетрадочка, где содержится опись этих шести тысяч предметов”.

Дело о хищениях из Эрмитажа вызвало большой общественный резонанс – в результате была создана правительственная комиссия для проверки всех музейных фондов России. На конец октября 2008 года из 83 миллионов проверенных комиссией предметов, музеями не была предъявлена значительная часть – порядка 86 тысяч.

Описывая ситуацию в музеях, я далек от мысли, что в Церкви хранение культурных ценностей налажено лучше. И здесь есть свои проблемы: кражи икон из храмов перестали быть чем-то исключительным, реставрация ведется с серьезными ошибками и издержками, во многих епархиях нет никаких контролирующих реставрационную деятельность органов.

Забота о сохранении культурного наследия до сих пор не осознана как задача всей Церкви.

Конечно, есть положительные примеры организации охраны, реставрации и экспонирования, но сугубо церковных среди них крайне мало.

В основном это примеры удачного сотрудничества конкретных храмов и конкретных музеев: Троице-Сергиева Лавра, храм святителя Николая в Толмачах (теперь к историческому названию принято добавлять “при Третьяковской галерее”), московский Новодевичий монастырь (в ближайшее время мы станем свидетелями перевода монастырского комплекса из совместного с музеем исключительно в церковное ведение), очень перспективно выглядит ситуация на Соловках после того, как в 2009 году наместник Соловецкого монастыря назначен директором государственного музея.

Конечно, нельзя исключать из этой схемы и государство. Возникает уникальная, небывалая ситуация – государственное движимое имущество, имеющее особый статус охраны, безвозмездно передается Церкви. Отдельный закон – это хорошо и правильно, но этого мало. Необходим более масштабный документ – конкордат, иначе остается слишком много препятствий не только для развития полноценного сотрудничества по сохранению культурных ценностей, но и в других сферах.

Если же говорить о собственности, то отношение к ней должно быть дифференцированным. Например, можно выделить три категории церковного имущества, находящегося в музеях:

Первая – собственно музейные коллекции, формировавшиеся как до октябрьского переворота (например, часть коллекции Русского музея), так и переданные в музеи современными коллекционерами (полагаю, Церковь не будет требовать возвращения предметов из собрания Глеба Покровского, переданного в 2009 году в дар Центральному музею древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева).

Вторая – иконы и церковная утварь, спасенные от уничтожения, т.е. привезенные из экспедиций и т.п.

Третья – конфискованное (награбленное) большевиками церковное имущество.

Статус предметов в каждой из категорий должен быть по возможности четко определен. Возможно, необходимо разработать и общую шкалу степени сохранности. Возможно, следует по-разному относиться к шитью, к иконе, к утвари из металла и камня.

Говоря о том, что музейщики и реставраторы сохранили многие предметы церковного искусства, не стоит забывать, что не для музеев написаны иконы, не для музеев сшиты церковные облачения и покровы на раки святых. Это выражение веры, материальное свидетельство о сердечной молитве и личном опыте богообщения. Отчуждать эти предметы от храма, выносить их из литургического контекста далеко не всегда оправданно.

Тем более опасной выглядит риторика упоминавшегося выше Пиотровского, который утверждает, что “Музей – такая же святыня, как храм”. Другими словами, музей и храм равноправны не только в отношении к культурному наследию, но и в абсолютном, “священном” смысле. Возможно, попытка придать сакральный статус музею кому-то покажется наивной, но только на первый взгляд. За этими словами проглядывает еще одна попытка оторвать культуру от культа, придать культуре полную самостоятельность, сакральный статус, “уравнять в правах” с религией.
Любопытно, что это лишь промежуточная цель.

В том же абзаце Пиотровский проговаривается: “В церкви доступность вещи ограниченна. В музейном пространстве икона не теряет возможности общения с человеком, верующим или нет. В храме с человеком светским она не общается”. Другими словами конечная цель Пиотровского доказать, музей лучше, чем храм. Музей “сакральнее” храма. Но без подтасовки фактов доказать этот тезис невозможно.

Выше я уже говорил о том, что доступность культурных ценностей в музеях – миф. По всей видимости, Пиотровский это прекрасно понимает и пытается перекрыть один миф другим – о якобы недоступности иконы, находящейся в храме, для светского человека. Странное, безосновательное утверждение.

Государство и музейное сообщество сегодня не справляются с задачей сохранения культурных ценностей. Конечно, признать это трудно, но все-таки необходимо. Если же набраться мужества и сделать первый шаг, то вполне понятным становится и второй – поиск надежных партнеров для решения поставленной задачи. Русская Православная Церковь, безусловно, надежный и заинтересованный партнер.

Однако каждой из сторон следует изучить и оценить риски, которые при таком сотрудничестве возникают. Понятно, что передача ценностей не будет одномоментной.

Но в каких масштабах она будет происходить? Кто этим будет заниматься? Где и какие будут нужны помещения для экспозиций и хранения? Какой режим охраны потребуется? Что такое изготовление капсул для хранения отдельных святынь? Как организовать мониторинг состояния икон? Кто, как и где будет вести реставрационные работы такого значительного объема? Боюсь, что на эти вопросы сегодня не только нет ответа, но и сами вопросы еще не поставлены.

Церкви нужны не отдельные специалисты и не отдельные помещения, а целая система, которую предстоит создать практически с нуля. Парадокс же заключается в том, что сегодня в Церкви нет даже соответствующего административного учреждения. За культурное наследие в Церкви сегодня отвечают все и никто.

Между тем, еще в 2006 году в ходе консультаций между Управлением делами Московской Патриархии и Росохранкультурой звучали предложения по созданию Синодального отдела по культуре, в котором два основных отдела занимались бы движимым и недвижимым имуществом соответственно. Предполагалось, что такой синодальный отдел мог бы работать в тесном сотрудничестве с Росохранкультурой и его территориальными управлениями.

А пока эмоциональные дискуссии продолжаются… И на всплеске эмоций возникает ложная дилемма: или-или. Или музей, или храм. В пылу споров исключаются совместные проекты – церковные музеи, храмы с музейными экспозициями. И все-таки я не могу себе представить, что музеи и Церковь поссорятся, разойдутся в разные углы.

В 2007 году Борис Боярсков, в то время руководитель Росохранкультуры, утверждал, что Русская Православная Церковь является крупнейшим в стране пользователем и собственником объектов культурного наследия. Около 95% всех памятников религиозного назначения находится в пользовании либо в собственности приходов и монастырей РПЦ.

Церковь и музеи обречены на сотрудничество. Да, время от времени будут и конфликты. Но единственный разумный путь – всеми доступными средствами развивать взаимодействие. Для этого:

– государство должно создать необходимую правовую базу и предоставить финансовое обеспечение;
– музейщики должны отказаться от бесполезных попыток сакрализации своей деятельности и трезво оценить возможности по сохранению фондов;
– Церковь призвана осознать свою ответственность за культурное наследие и деятельно включиться в его сохранение.

Нам всем крайне необходима новая концепция музейной работы, организации экспозиции, но это тема отдельного разговора.

просмотров