Путешествие в жизнь древних людей. Как жили древние люди – описание жизни первобытных людей с картинками, фото и видео. Способы добывания огня неандертальцами

Путешествие в жизнь древних людей. Как жили древние люди – описание жизни первобытных людей с картинками, фото и видео. Способы добывания огня неандертальцами

Краткосрочный план урока истории Казахстана в 5 классе
Раздел долгосрочного плана:
Школа:
5.1.Жизнь древних людей на территории
Казахстана
Дата:
Класс: 5
Тема урока
ФИО учителя: Локтионова С.В.
Участвовали:
Отсутствовал
и:
Путешествие в жизнь древних людей
Учебные цели для
достижения на этом
уроке (ссылка на
учебную программу)
Цель урока
Критерий успеха
5.1.2.1 демонстрировать жизнь и быт первобытных
людей в творческой форме (рассказ, изображение,
постановка, макет).
Учащиеся продемонстрируют жизнь первобытных людей
через постановку
Учащиеся демонстрируют жизнь первобытных людей через
постановку
Языковые цели
Ключевые слова:
обработка кожи, сбор урожая, охота, рыбалка, мотыжное
земледелие,
рукоделие, ткачество, керамика, глиняные
сосуды
Серия полезных фраз для диалога/письма
В жизни и в быту древних людей произошли следующие
изменения:...
Следующие факторы повлияли на изменения в жизни
древних людей:...
То, что мы определили...
В итоге...
По мнению нашей группы...
Следующие причины / факторы......
....стали самыми главными достижениями
Судя по этому, … было важнее чем... потому что.....
Привитие ценностей
­ трудолюбие
­ терпеливость
Межпредметная связь
География, всемирная история, изобразительное искусство

Предшествующие
знания
знают о том, что мужчины занимались охотой, а женщины
собирательством; различают орудия труда древних людей:
дубина, палка­копалка, чоппер, чоппинг, наконечники стрел
и т.д.; умеют систематизировать орудия труда в
зависимости от рода занятий

Ход урока
Запланиров
анные
этапы урока
Начало: 3
мин
Середина:
3
мин

Виды запланированных упражнений на уроке
Ресурсы
Организационный момент (психологический настрой
«Пожелание друг другу»)
ИР: Работа с иллюстрациями:
 Определение группового соответствия «Виды
деятельности древних людей»
 Выход на тему урока;
 Учащиеся самостоятельно формулируют цель
урока;
Иллюстрации по
теме «Разные
виды
деятельности
древних людей»
ПР: Приём «Рассуждаем вместе»
 В каком периоде древние люди объединялись в
Учебник, КСП
стада, роды, племя?
Рассматривая картинки, уч­ся определят причину
объединения древних людей в разный период времени
ФО: жесты
ИР: Проблемный вопрос: приём «Секретный
предмет» (глиняная кружка, лук и стрелы, камень и
т.д.): что это такое и какое может иметь отношение к
уроку?
5
мин
Кинометафора: просмотр фрагмента из фильма
«Древнейшие люди»
 Какие произошли изменения в жизни и быту

2
мин
15
мин
древних людей?
 С какими трудностями столкнулись древние
люди?
 Что способствовало изменению в жизни и
быту древних людей?
ФО: похвала
Разминка: «Море бушует раз» (нацелена на умение
остановить момент, с последующим деление на
группы по одинаковым фигурам)
Групповая работа: Творческое задание
(Интерпретация):
Составьте сценарий кинофильма «Путешествие
в жизнь древних людей»
Используя стратегию «Стоп­кадр», изобразить
стоп­кадр из жизни и быта древних людей, опираясь
на полученные карточки с названием видов
деятельности. В группе обсуждают, и с помощью
движений инсценируют событие перед классом.
Задание­сцена:
1.Изготовление орудия труда из камня
2.Занятие собирательством и земледелием
3.Охота
Раздаточный
материал
Видеофрагмент
из видеоурока об
орудиях труда
древних людей
из видеоурока
по всеобщей
истории
«Древнейшие
люди»
(videouroki.net)
Разрезанные
картинки с
орудиями труда
древнейших
людей.
Правила работы
в группе на
доске.
Учебник,
шаблон таблицы
Листы А­4,

4. Разжигание огня
5.Рисование наскальных рисунков
6. Строительство жилища
7. Ткачество, обработка шкур
Дескриптор:


Знают какие изменения произошли в жизни
древних людей;
учащиеся безошибочно определяют вид
деятельности древних людей;
 могут последовательно изобразить изменения
в быту древних людей
ФО: сигнальные карточки
3.Используя стратегию
«Карусель» провести
взаимопроверку в группах, опираясь на демо­
лист
фломастеры
Карточки –
подсказки
Демо­лист
ПР: Стратегия «Деловая игра»
Составление диалога с выбором роли (учет рода
занятий предполагаемого собеседника):
Художник­земледелец
Строитель­ хранитель очага
Ткач­гончар
Охотник­собиратель
Старейшина­ребёнок
Дескрипторы:
­ соответствие теме,
­учет рода занятий предполагаемого собеседника;
­ наличие 4­8 реплик,
Критерии
оценивания:
Учащиеся
безошибочно
определяют род
занятий
соответствие теме
учет рода занятий
предполагаемого
собеседника
наличие 4­8 реплик
Дескрипторы
Услов.об
озн.
­
*
+
Лист
взаимооценки
Конец урока
3мин
Обратная связь: Билет на выход с урока
 На уроке я узнал…
 На уроке я не понял…
 Мне хотелось бы узнать

Охрана
здоровья и
соблюдение
техники
безопасности
Физминутка
Дифференциация – каким
способом вы хотите больше
оказывать поддержку?
Какие задания вы даете
ученикам более способным
по сравнению с другими?
Оценивание – как Вы планируете
проверять уровень освоения
материала учащимися?
 используя
разноуровневые
задания, мотивируя
на успех
 применяя
интерпретацию
Самооценивание
Сигнальные карточки
Взаимооценивание
по стратегии «Колесо знаний»,
«Карусель»
Рефлексия по уроку
Была ли реальной и
доступной цель урока
или учебные цели?
Все ли учащиеся
достигли цели
обучения? Если ученики
еще не достигли цели,
как вы думаете,
почему? Правильно
проводилась
дифференциация на
уроке?
Эффективно ли
использовали вы
время во время этапов
урока? Были ли
отклонения от плана
урока, и почему?

Общая оценка
Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?
1:
2:
Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся
преподавания и обучения)?
1:
2:
Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных

учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

Не так давно мы отправлялись на машине времени в глубокую древность, чтобы вместе с малышом проследить, как человек постепенно приобретал и совершенствовал . А в этой статье я предлагаю вам перенестись в доисторическую эпоху. На этот раз темой нашего исследования будет изобразительное искусство древних людей, которое мы будем изучать в совместных размышлениях с малышом, а также на практике.

Вот вопросы, ответы на которые мы постараемся найти:

Что чаще всего изображали первобытные люди и почему
на чем они рисовали, когда не было бумаги
что они использовали вместо красок и кистей
почему и для чего человек вообще начал рисовать

А для этого давайте сначала вместе с ребенком погрузимся в атмосферу первобытного времени.

Мир глазами древнего человека

Станьте учеными-исследователями. Рассматривая вместе картины, изображающие жизнь первобытного человека, помогите ребенку сделать вывод о том:
что служило для него жилищем
какую пищу люди тогда употребляли
и как они ее добывали.

А еще лучше - попробуйте с малышом посмотреть на мир глазами древнего человека, мысленно перевоплотившись в него. Начните думать, как он. И тогда ваш ребенок станет настоящим первооткрывателем.

Скажите ребенку так: «Когда-то, давным-давно, не было ничего, к чему ты привык, совсем ничего, что сделано руками человека (перечислите). Существовала только природа: поля, леса, горы, реки и озера. Представь, что ты - человек, которому суждено было родиться в этот период. Какие трудности тебе могут встретиться? Как и где ты будешь спасаться от непогоды? А где будешь проводить ночь, чтоб не замерзнуть?»

Пусть малыш предложит как можно больше вариантов. Возможно, среди них будет и пещера. Каждое «открытие» моделируйте, помогая ребенку еще лучше прочувствовать атмосферу первобытной эпохи. Неплохая пещера получится, если накинуть покрывало на стол и залезть под него, причем вместе с малышом!

Как первобытный человек добывал еду

Продолжайте задавать вопросы: «А чем бы ты питался, где бы брал пищу? Ведь магазинов тогда не было. Верно, зато были реки и озера, в которых есть много рыбы! А лес может насытить человека? Конечно. В лесу есть ягоды, грибы, съедобные травы. Но на них одних долго не продержишься. Чтобы были силы, нужно есть мясо. А сможет ли человек добыть его голыми руками? Что бы ты придумал, будучи представителем первобытного общества? Смастерить приспособления для ловли животных? Верно! А какие?»

Если не догадается, покажите малышу картинки с луком, стрелами, копьями. А теперь сделайте вместе с ним уменьшенные модели этих самых орудий, прикрепив более или менее острые камни веревкой к палке (стрелы и копья) и соединив два конца гибкой ветки веревкой или пучком длинной травы (лук).

Учимся готовить «по-первобытному», переносить непогоду

Теперь можно обсудить с малышом приготовление пищи древним человеком, задав следующие вопросы: «Что будет, если съесть сырое мясо? Будешь не очень хорошо себя чувствовать, согласен? Но ведь плиты тогда не было. Чем можно заменить ее в природных условиях? Правильно, костром или очагом.»

Разбросайте по ковру карандаши, имитирующие дрова, и камни. Походите «по лесу» и соберите эти столь важные для выживания ресурсы. Соорудите в своей «пещере» «очаг». Огонь можно имитировать кусочками красной и оранжевой ткани. Можно «поджарить» на нашем «костре» кусок «мяса», сделанный из пластилина или соленого теста.

Спросите малыша, как еще животные могут помочь человеку выжить. Задавайте больше наводящих вопросов, чтоб ребенок делал открытия сам, активизируйте его мыслительные и творческие способности: «Как бы ты спасался зимой от холода? Ведь всю зиму в пещере перед огнем не просидишь. Правильно, нужна теплая одежда! Кому холод нипочем? Конечно, животным с их удерживающей тепло шерстью! Поэтому люди и догадались делать из теплых шкур одежду.» Облачите малыша в кусочки ткани, похожие на мех животных.

Первые рисунки: от теории к практике

Ну а теперь, когда азы жизнедеятельности первобытных людей ребенок усвоил, спросите его: «А как ты думаешь, а умели ли древние люди рисовать? Если да, то как - хорошо или не очень?»
Выслушайте рассуждения ребенка, а затем расскажите ему, как появился первый рисунок. Пещерный человек провел пальцами по сырой глине и заметил пять следов-дорожек, в которых он увидел разные образы, в том числе и запутанные следы зверей.

Предложите и вашему малышу сотворить его первый «рисунок». Если глины нет, пусть проведет пальчиками по песку.

Ученые назвали эти рисунки - «макароны». Спросите начинающего «древнего художника», как он думает, почему? А как бы он их назвал, может быть, волнами, змейками, тропинками, ленточками, витыми рогами антилоп, вьющимися прядями волос, кремом на пирожном или же горками в аквапарке?

Сегодня мы помогли ребенку прочувствовать жизнь первобытного человека, а также коснулись начального этапа становления изобразительного искусства древних людей. В следующей статье нам предстоит самим стать первобытными художниками, предварительно подробно освоив основы доисторического творчества.

Оксана Яремчук , педагог дополнительного образования, психолог

Жизнь древнего человека напрямую зависела от племени, в котором был налажен коллективный труд. Все жили в общих жилищах, потому что так легче было выживать. Объединившись в общину, они могли передавать опыт от старших поколений к младшим, которые, в свою очередь, учились охотиться, изготавливать различные орудия труда из дерева и камня. Умения и знания передавались из поколения в поколение на протяжении многих столетий.

Каждый школьник должен знать историю своих предков. Почерпнуть знания они могут из учебников, в которых описана жизнь древних людей. 5 класс дает возможность ознакомиться с первыми людьми и узнать особенности их быта.

Первый огонь

Борьба с природными стихиями всегда интересовала человека. Покорение огня было первым шагом на пути выживания человечества. Древние люди впервые познакомились с огнем, увидев вулканические извержения и лесные пожары. Люди не побоялись масштаба бедствий, обрушившихся на них, а наоборот, захотели использовать огонь для своей пользы. Поэтому научились добывать его искусственным путем. Получить огонь было достаточно трудоемким процессом, поэтому его тщательно берегли и сохраняли. Древние люди добывали огонь следующим способом. Брали сухую дощечку, проделывали в ней ямку и крутили в ней палочку до тех пор, пока не появлялся дым, а за ним и огонь в сухих листьях возле ямки.

Оружие и орудия труда

История жизни древних людей имеет интересные факты. Учеными найдены интересные находки: труда и множество предметов домашнего обихода. Они удивляют своей изобретательностью. Все предметы сделаны древними мастерами из подручных материалов: дерева, кости и камня. Основными орудиями труда считались предметы, изготовленные из камня. С их помощью впоследствии обрабатывались дерево и кость. Многие племена в целях защиты мастерили из камня боевые дубинки, стрелы, копья и ножи. Из оленьей и китовой кости делали топоры для изготовления лодок из цельного ствола дерева. Процесс изготовления одной лодки таким орудием труда мог занимать до трех лет. Иглами из кости собак шили обувь и одежду.

Особенности приготовления пищи

Жизнь древнего человека не обходилась без приготовления пищи. Домашние предметы обихода первые люди делали преимущественно из кустов и веток, кожи, бамбука, дерева, скорлупы кокосовых орехов, бересты и прочее. Еду варили в деревянных корытах, в которые бросали раскаленные камни. В более поздний период люди научились изготавливать посуду из глины. Это положило начало настоящей варке еды. Аналогом ложек были речные и морские раковины, а вилок — обычные деревянные палочки.

Рыболовство, охота и собирательство

В общинах рыболовство, охота и собирательство были неотъемлемой частью быта древних людей. Данный вид добычи пищи относится к присваивающей форме хозяйства. В древние времена люди занимались собирательством плодов, птичьих яиц, личинок, улиток, корнеплодов и прочее. Преимущественно это была работа женщин племени. Мужчинам досталась роль охотников и рыбаков. Охотясь, они предпринимали различные приемы: ловушки, капканы, загоны и облавы. Целью охоты была добыча пищи и иных средств к существованию, а именно: рогов, сухожилий, перьев, жира, кости и шкур. В ловле рыбы использовали палки с острыми каменными наконечниками, а позднее начали плести сети.

Выращивание скота

На смену присваивающей форме хозяйства пришла производящая. Можно выделить одну основную — скотоводство. древних людей со временем поменялся, из кочевников они превратились в оседлых, они перестали стремиться покидать места своих поселений, осели в них навсегда. Поэтому приручение и разведение животных стало возможным. Скотоводство возникло из охоты. Первыми были овцы, козы и свиньи, позднее — крупный рогатый скот и лошади. Соответственно, незаменимым домашним животным была собака, которая охраняла дом и была союзником на охоте.

Земледелие

Женщины сыграли ведущую роль в становлении земледелия, так как они занимались собирательством. Жизнь древнего человека поменялась в корне, когда он освоил данный вид добывания пищи. Топорами из камня вырубались деревья, затем сжигались. Таким образом, освобождалось пространство в лестных местностях. Палка-копалка с острым наконечником была импровизированной тяпкой. Ею первые люди копали землю. Позднее изобрели лопату — палку с плоским концом, и мотыгу — обычный сук с отростком, к которому привязывался острый камень, костяной наконечник или рог животного. По всему миру древние люди выращивали на полях те растения, которые были присущи местности их обитания. Кукурузу, картофель и тыкву выращивали в Америке, рис - в Индокитае, пшеницу - в Азии, капусту - в Европе и так далее.

Ремесла

Со временем жизнь древнего человека вынудила освоить различные ремесла. Они развивались согласно условиям местности проживания первых людей и наличия имеющегося поблизости сырья. Самыми ранними из них считаются: работа по дереву, гончарство, выделка кожи, плетение, обработка шкур и коры. Имеется догадка, что гончарство возникло при процессе плетения сосудов женщинами. Они начали обмазывать их глиной или в самих кусках глины выдавливать углубления для жидкостей.

Духовная жизнь

Духовная жизнь древнего человека просматривается в культурном наследии Древнего Египта. Эта великая цивилизация оставила существенный след в истории всего человечества. Религиозными мотивами пронизано все творчество египтян. Первые люди верили, что человеческое земное существование — это лишь переход к Этот этап не считался столь важным. С самого рождения люди готовились к уходу в более совершенный иной мир. Отражение духовной жизни Древнего Египта отражено в живописи и иных видах искусства.

Жизнь человека в искусстве Древнего Египта

В государстве процветала неординарная и яркая живопись. Египтяне были глубоко верующими религиозными людьми, поэтому вся их жизнь состояла из ритуалов, что прослеживается в тематике их картин и рисунков. Большинство произведений живописи посвящены высшим мистическим существам, прославлению умерших, религиозным обрядам и жрецам. По сей день находки этих произведений являются настоящими образцами искусства.

Картины египетские художники выполняли в соответствии со строгими рамками. Фигуры богов, людей и животных принято было изображать строго в анфас, а их лица в профиль. Это выглядит, как некая мистическая схема. Живопись у египтян служила украшением регилиозных строений, гробниц и зданий, где жили знатные горожане. Также для живописи Древнего Египта характерна монументальность. В храмах своих богов египетские художники создавали изображения, которые порой достигали огромных размеров.

Живопись Древнего Египта имеет своеобразный, присущий только ей стиль, не сравнимый ни с каким другим.

Древняя цивилизация первых людей подкупает своей многогранностью и глубиной. Этот период является важным этапом в развитии всего человечества.

Разделы: История и обществознание , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентации к уроку



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме “Жизнь первобытных людей”;
  • привитие любви к истории.

Учебное оборудование: ПК, проектор, карандаши, кроссворд.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и задачи урока.

– На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытных людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени учёные назвали первобытностью. (Слайд 1)

А чем этот период времени отличается от современности? Вот это мы в вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

– И сейчас начинаем наше путешествие. (Слайд 1. После щелчка появляется карта игры.)

Игра-путешествие состоит из 5 станций. На каждой станции команды получают задания. Количество команд 2–4 в зависимости от количества учеников в классе.

Станция “Рассказкино”. На этой станции можно предложить выступить капитанам команд. (После выполнения задания необходимо нажать на кнопку “Домой”.)

Команда 1. Задание на карте.

– Показать материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших времён;

– предполагаемую область прародины человечества;

– древнейший район земледелия.

Команда 2. Подготовить ответ на вопрос “Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?”

Команда 3. Подготовить ответ на вопрос “Почему появилось неравенство?”

Станция “ Задачкино”. Команда выбирает одну из цифр и кнопкой мыши открывается слайд с задачей. (Возврат на слайд с цифрами - нажатие кнопки “Далее”, после выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

Задача 1.

Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие “кремень”, “копьё”, “лодка”, “весло”, “огонь”, “шалаш”. Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Свою мысль докажите.

Задача 2.

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

Задача 3.

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Станция “Времянкино”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) На слайде в разбросанном виде записаны даты. Необходимо расположить их на “ленте времени”. Дополнительный баллы может получить команда, выполнившая задание правильно и быстрее. (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

Станция “Терминово”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) Количество цифр может быть различным и работа со слайдом идет так же как и на станции “Задачкино”. От каждой команды выходит один из участников, выбирает цифру, при щелчке мышью на цифре открывается термин. После того, как получен ответ. Для возврата на слайд станции нажать на кнопку “Далее”. (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.) История, орудия труда, родовая община, племя, неравенство, археология, религия.

Станция “Кроссвордово”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) На этой станции дети решают кроссворд. Можно ограничить время. Подсчёт баллов от количества верных ответов. Приложение 1 . (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

После возврата на слайд с названиями станций. Необходим щелчок мыши и вы окажитесь на слайде, где перед учениками появиться вопрос, поставленный в начале урока. Что такое ПЕРВОБЫТНОСТЬ? Ещё один щелчок – и появляется определение и черты первобытности. Вывод записать в тетрадь.

3. Подведение итогов. Выставление оценок.

4. Домашнее задание. Рисунок первобытного человека.

Находки из прошлого

Археологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.

Люди всегда интересовались историей, но на протяжении веков знания о древности они черпали в основном из мифов и преданий и особо не стремились найти материальных свидетельств из былых времен. В конце XVIII-начале XIX в. богатые европейцы начали путешествовать и коллекционировать старинные предметы. Они занялись их поисками в Греции и Риме, где старинные здания и скульптуры находились у всех на виду. Но, к примеру, на Ближнем Востоке многие города были полностью погребены под землей, пока европейцы не занялись поисками предметов старины.

Эта голова молодой женщины (высота меньше 4 см), найденная в Брассанпуи (Франция), является, пожалуй, самым древним скульптурным портретом. Она была сделана из слоновой кости около 24.000 лет тому назад.


Люди стали исследовать прошлое, и первые «археологи» начали странствовать по миру. Опираясь на подсказки из старинных книг, они начинали раскопки, извлекая из-под земли множество древних предметов. К сожалению, многие находки были повреждены, однако первые археологи добыли замечательные сведения о древних цивилизациях.


Археологи на раскопках древнего поселения в поисках предметов старины тщательно изучают каждый снятый ими слой почвы.


Тело этой женщины хорошо сохранилось благодаря повышенной кислотности в торфяном болоте, где его нашли. Человеческие останки дают сведения о том, как люди питались и какими болезнями болели.


Одним из первых археологов был немецкий купец Генрих Шлиман (1822–1890). Внимательно прочитав эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, в которых описывались два потерянных города, Троя и Микены, он решил отправиться на поиски этих городов. В 1870 г. вблизи Дарданелл в Малой Азии он открыл Трою. В 1876 г. Генрих Шлиман обнаружил погребенный в холме город-крепость Микены. Кроме того, в Микенах он нашел множество золотых предметов, что свидетельствовало о несметных сокровищах древнегреческой цивилизации .

Археологи также смогли проследить историю письменности, обнаружив глиняные таблички с древними письменами. Одной из таких находок была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, правившего в VII в. до н.э. . В этой библиотеке хранилось 20.000 табличек с древними надписями. Когда тексты удалось расшифровать, ученые смогли прочитать исторические свидетельства о жизни исчезнувших цивилизаций и об общественном строе тех времен.

Сегодня археологи могут с помощью научных методов очень точно узнать возраст того или иного предмета. Без археологов наши знания истории были бы очень скудны, а затерянные города древнего мира могли бы навсегда остаться погребенными.


Каждый год на живом дереве нарастает новый слой коры и заболони. Когда дерево спиливают, слои заболони видны на срезе в виде колец.

Если вы подсчитаете кольца, то узнаете, сколько лет этому дереву.



В отличие от гробниц других египетских фараонов все погребенные сокровища сохранились. На царе была золотая маска, а его мумия покоилась в трех золотых гробах, вложенных один в другой. В отдельном помещении хранились предметы, которые могли понадобиться фараону в загробной жизни.

Первые люди

Происхождение человека. Укрощение огня

Первые человекообразные существа, или гоминиды, появились на Земле более 4 млн. лет назад. В разных частях Африки были найдены останки человекообразных обезьян, получивших название австралопитеков. В Хадаре (Эфиопия) обнаружили скелет одной из особей, которую назвали «Люси» (правда, позднее выяснилось, что скелет принадлежал самцу). Ученые смогли выяснить, что Люси хотя и напоминала шимпанзе, но была прямоходящей и ходила на двух ногах. Это характерные признаки человекообразного существа.

Австралопитек (рост от 1 до 1,5 м) с длинными руками и короткими ногами выглядел как человекообразная обезьяна, однако был прямоходящим. У него был низкий лоб и небольшой мозг.


Люди, человекообразные обезьяны и просто обезьяны произошли от одного предка. Им мог быть египтопитек, или «египетская человекообразная обезьяна». Она жила в Египте около 35 млн. лет назад и лазала по деревьям на четырех конечностях.


Из всех потомков этого млекопитающего лишь у людей выработался бипедализм, то есть способность прямо ходить на двух ногах. У них освободились руки, которые можно было использовать для других целей. Около 2,5 млн. лет назад в Африке появился Homo habilis, «человек умелый», который мог использовать простые каменные орудия, а не только собственные зубы или руки, чтобы убивать и освежевать животных.


Homo habilis был, вероятно, первым человеком .

Укрощение огня

Более разумный вид первобытного человека, Homo erectus, или человек прямоходящий, впервые появился в Африке приблизительно 1,8 млн. лет назад. Он был выше и стройнее, чем Homo habills, но с сильно выдающимися вперед челюстями и массивными надбровными дугами. Способный быстро передвигаться по земле, Homo erectus стал первым гоминидом, покинувшим Африку и отправившимся на север и восток. Его останки найдены в Китае, на острове Ява и в Европе. Пережевывать сырое мясо предкам человека было нелегко, прошли тысячелетия, пока они научились размягчать пищу над огнем. Homo erectus уже готовили на огне.

Эти гоминиды жили группами. Мужские особи занимались охотой, а женские собирали съедобные растения и заботились о детях. Кости животных, найденные в Китае на месте одной из стоянок, свидетельствуют о том, что первобытные люди успешно охотились на слонов, носорогов, диких лошадей, зубров, верблюдов, диких кабанов, баранов и антилоп. Охота на столь крупных животных не могла быть успешной при том примитивном оружии, которым они обладали, если только не предположить, что Homo erectus были куда более сообразительными, чем их предки. Не исключено, что они владели зачатками речи.

Эти охотники и собиратели постоянно переходили с места на место. По ночам они спали в пещерах либо строили примитивные шалаши из веток и шкур животных. Женские особи собирали дрова для костра. Мужские особи изготавливали каменные орудия, в том числе такие, которыми можно было разделать тушу убитого животного.


Китай 500.000 лет назад. Группа Homo erectus устраивается на ночную стоянку. Разожжен костер, который также помогает отгонять диких животных, мясо разрублено на куски.

Homo sapiens

Распространение людей. Неандертальцы. Наскальные изображения

Около 750.000 лет назад появились люди, напоминающие современных людей. Это были первые Homo sapiens («человек разумный»). Их останки найдены в Африке, Европе и Азии.

Одним из видов Homo sapiens были неандертальцы, появившиеся более 200.000 лет назад. Свое название они получили от долины Неандер в Германии, где в 1857 г. в одной из пещер были найдены их кости. Лишенные подбородков, с тяжелыми челюстями и нависающими надбровными дугами неандертальцы выглядели несколько звероподобно, однако их мозг был больше, чем у современного человека.

Неандертальцы вымерли около 30.000 лет назад. Вероятно, в борьбе за пропитание они проиграли современному человеку.


Современные люди, научное название которых Homo sapiens sapiens, впервые появились около 125.000 лет назад и 40.000 лет назад добрались до Европы. У них не было ни выступающих надбровных дуг, ни массивных челюстей, как у первых Homo sapiens. На их лицах отличался высокий лоб и подбородок. Мозг был крупнее, чем у любого из их предков, за исключением неандертальцев. После исчезновения неандертальцев они остались единственными людьми на планете Земля.

Наши непосредственные предки Homo sapiens sapiens появились приблизительно 125.000 лет назад, скорее всего, в Африке, откуда распространились по всему миру.


Направление распространения Homo sapiens sapiens

Наскальные изображения

Люди начали рисовать и вырезать на пещерных стенах задолго до того, как научились писать. Самые известные образцы наскальных рисунков были найдены в 1940 г. во Франции, в пещере Ласко.

Они сделаны около 18000 лет назад красками, изготовленными из природных минералов. Для рисования использовали палочки или собственные ладони.


Для первобытных кочевников жизнь в основном состояла из бесконечных поисков пищи. Обнаруженные в пещерах наскальные изображения и другие произведения искусства показывают, что у них могли быть религиозные верования и обряды, которые, как они полагали, помогали в поисках пищи. Наскальные изображения не предназначались для демонстрации. Рисунки делали красками, а иногда и вырезали на темных стенах и потолках пещер, где никто не смог бы их увидеть.

Художники тех времен должны были использовать горящие сучья, чтобы увидеть свои творения, и лестницы, чтобы добраться до высоких мест.

Поскольку наскальные изображения скрывались в глубинах пещер, можно полагать, что они служили частью тайного ритуала, целью которого было привлечь удачу на охоте. Люди, вероятно, считали, что, нарисовав животное, они могут рассчитывать на добычу. Не исключено, что на некоторых рисунках изображены сценки из реальной жизни. Как бы то ни было, люди рисовали и вырезали на стенах пещер на протяжении 20.000 лет, и образцы первобытного искусства обнаружены в Европе, Африке, Азии, Северной и Южной Америке и Австралии. Эти изображения позволяют нам судить об изменениях климата и окружающей среды.

Древние люди оставляли на стенах отпечатки, своих рук. К стене прикладывали ладонь и красками обводили ее по контуру.

Охотники и собиратели

Способы охоты. Собирательство. Изготовление одежды

Время шло, охотники становились более искусными и применяли все более эффективное оружие. Иногда им удавалось столкнуть крупную добычу с крутого утеса, или заманить в болото. Когда у людей возникла речь, они смогли подробно обсуждать планы совместной охоты, что делало ее более эффективной.

Эпоха палеолита, или древнекаменный век, охватывает период от начала использования простейших орудий (приблизительно 2,5 млн. лет назад) до неолита, или новокаменного века, когда люди стали заниматься земледелием (12.000 лет назад).

На вооружении охотников были копья, луки и стрелы, ножи, а для рыбной ловли они мастерили рыболовные крючки. Люди изучали окрестности, чтобы понять, где могут собираться стада или где может скрываться добыча. Знание окружающей среды экономило много времени и сил и облегчало жизнь.

Большинство охотников и собирателей жили небольшими группами, состоящими из двух-трех семей, которые могли легко прокормиться крупной добычей, например мамонтом или зубром. Вероятно, в каждой группе был вождь, который принимал решения и строил планы.


Около 20.000 лет назад на Земле длился ледниковый период. В северных краях тогда водились огромные шерстистые мамонты. Для охотников они служили желанной добычей.


Охотники вооружались деревянными копьями с острыми каменными наконечниками. При метании использовались деревянные или костяные приспособления, копьеметы, позволявшие охотнику бросить копье с большей силой. Рыбаки ловили в озере рыбу сетью, а женщины собирали орехи и фрукты.


Собирательство

Охота была очень важна, но существенной частью рациона являлась растительная пища. Люди находили определенные виды орехов, фруктов и съедобных трав. Они открыли, что пчелы собирают мед, а с ним пища становилась слаще. Люди раскапывали землю, чтобы отыскать корни и клубни растений. Благодаря растительной пище можно было пережить тяжелые времена, когда охота складывалась неудачно. Однако самым существенным продуктом питания оставалось мясо.

Изготовление одежды

Из шкур зверей можно было сделать одежду. Сначала шкуру выделывали, чтобы она не растрескалась. Для этого ее растягивали на земле и выскребали, удаляя жир. Потом разглаживали костяными инструментами, чтобы она стала мягкой. Когда выделка завершалась, из шкуры каменным ножом вырезали куски нужной формы. По краям проделывали отверстия, чтобы куски можно было соединить друг с другом, и сшивали костяной иглой, в качестве ниток используя сухожилия животных.


Под вечер вся группа собиралась на месте стоянки. Убежища делали из звериных шкур, натянутых на деревянные каркасы. Охотники на мамонтов строили жилища конической формы из костей этих животных. Также строили и шалаши из переплетенных между собой веток, образующих сплошной шатер, внутри которого был каркас из толстых палок. Поверх веток могли накладывать звериные шкуры.

Временные жилища часто расставляли по кругу, чтобы лучше защититься от диких зверей и непогоды. Костер отпугивал зверей.

просмотров