Роль оон в современной мировой экономике. Роль ООН в регулировании глобальной экономики. Международное экономическое право во взаимоотношениях стран СНГ

Роль оон в современной мировой экономике. Роль ООН в регулировании глобальной экономики. Международное экономическое право во взаимоотношениях стран СНГ

Международные экономические отношения Роньшина Наталия Ивановна

50. Роль ООН в развитии МЭО

50. Роль ООН в развитии МЭО

Многие организации ООН осуществляют свою деятельность в области международных экономических отношений. В конференции по торговле и развитию, хотя она и не является торговой организацией, участвуют практически все страны – члены ООН. Она содействует развитию мировой торговли, обеспечивает соблюдение прав стран при сотрудничестве, разрабатывает принципы и рекомендации, а также механизмы функционирования отношений между странами, участвует в деятельности других экономических учреждений ООН.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию содействует индустриализации развивающихся стран. Эта организация оказывает как материальную помощь, так и разрабатывает рекомендации по использованию ресурсов, наладке производства, проведению научно-исследовательских работ и созданию специальных органов по управлению производством.

Программа развития ООН – программа по предоставлению помощи развивающимся странам в важнейших секторах экономики. Она включает техническую, предынвестиционную и инвестиционную помощь.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН занимается вопросами координации деятельности других организаций по оказанию помощи материального и нематериального характера.

Европейская экономическая комиссия ООН решает проблемы экологического характера, в области эффективного использования энергии и в транспортной и лесной сфере (с позиций экологии).

Экономическая комиссия для Африки предоставляет консультации по экономическому развитию Африканского континента. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна выполняет те же функции, только для данного региона.

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана содействует региональному экономическому сотрудничеству, передаче технологий, вложений инвестиций и развитию инфраструктуры данного региона.

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии создает благоприятные условия для развития сотрудничества в различных сферах и укрепляет экономические отношения.

Таким образом, ООН играет большую роль в регулировании международных экономических отношений. И несмотря на то что существуют определенные сложности функционирования, уже более пятидесяти лет важнейшие экономические и политические вопросы решаются при ее помощи.

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

57. Роль кредита в развитии рыночной экономики Кредит обеспечивает переход денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При помощи кредита можно преодолеть трудности, связанные с тем, что на одном участке высвобождаются временно

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

81. Роль банков в развитии коммерческой деятельности В создании для России новой рыночной экономики с разнообразными формами собственности роль банковской системы велика. С помощью нее осуществляются:1) перераспределение и мобилизация капиталов;2) регулирование

автора

Глава 1. Финансовая грамотность: актуальность и роль в развитии экономики и повышении благосостояния

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

1.2. Роль финансового образования в развитии экономики и повышении благосостояния населения Финансово образованные потребители способствуют эффективному функционированию усложняющихся финансовых рынков. Обладая более развитой способностью сопоставления рисков и

Из книги Платежные системы автора Коллектив авторов

6.3. Роль Банка России в развитии и регулировании розничных платежных услуг К розничным платежным услугам можно отнести:– услуги по переводу денежных средств: без открытия банковского счета, с использованием платежных карт, на основании распоряжений, представленных в

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

102. Роль международного кредита в развитии производства Позитивная роль международного кредита заключается в ускорении развития производительных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.Международный кредит содействует

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

1. Сущность научно-технического прогресса и его роль в развитии общественного производства Под научно-техническим прогрессом (НТП) следует понимать непрерывный процесс количественного роста и качественного совершенствования всех элементов общественного производства

Из книги Платежные системы и организация расчетов в коммерческом банке: учебное пособие автора Белоусова Вероника Юрьевна

1.4. Роль центрального банка в развитии и регулировании платежных систем В число ключевых функций центральных банков входит эмиссия наличных денег, осуществление денежно-кредитной политики для регулирования экономической конъюнктуры, надзор за банковскими и

автора Автор неизвестен

3.3. Социальный капитал и его роль в развитии человеческого капитала в инновационной экономике Термин «социальный капитал является относительно молодым, появившимся менее ста лет назад. Впервые его ввел Лид Джансон Ханифан в 1916 г., доказывая необходимость налаживания

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию автора Автор неизвестен

4.1. Роль институтов государства и рынка в развитии инновационного предпринимательского климата России Потенциальная роль институтов государства и рынка в переходе России к инновационной экономике огромна. Однако, сложивший в настоящий период инновационный климат

автора Автор неизвестен

2.4. Роль государства в формировании предпосылок и развитии финансово-экономического кризиса Подобно тому, как генералы готовятся к прошедшим войнам, государства в своей экономической политике пытаются противодействовать прошедшим кризисам. Суть ситуации заключается в

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

4.8. Роль международных организаций и национальных институтов в развитии глобальных рынков услуг (на примере грузовых чартерных авиационных перевозок) Наибольшую положительную динамику развития в докризисном мире показывал сектор услуг, что, очевидно, связано с

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

69. Роль иностранного капитала в экономическом развитии России Проблема привлечения иностранных инвестиций актуальна и по сей день. Принято считать, что недостаточная активность западных капиталов идет от внутренней политической нестабильности России. Но на самом деле

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

6. РОЛЬ АНТИЧНОГО НАСЛЕДИЯ В РАЗВИТИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ На Западе память о Римской империи не исчезла. В 800 г. Карл Великий, король германского племени франков, позволил папе римскому, главе христианской церкви на Западе, возложить на свою голову корону римских

Из книги Джек. Мои годы в GE автора Бирн Джон

Выполнена в 2012 году.

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ЮНКТАД как международная организация

1.1. История появления ЮНКТАД и ее эволюция 9

1.2. Функции и компетенция ЮНКТАД 14

1.3. Организационная структура ЮНКТАД 21

Глава 2. Основные направления деятельности ЮНКТАД (правовые аспекты) 33

2.1. Роль ЮНКТАД в становлении Общей системы преференций для развивающихся стран 33

2.2. ЮНКТАД и международные товарные соглашения 49

2.3. Позиция ЮНКТАД по вопросам глобального финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. 54

2.4. Взаимоотношения Конференции ООН по торговле и развитию и России (правовые аспекты) 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативно-правовые акты

  1. Устав Организации Объединенных Наций. Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 (с изм. и доп. от 31.12.1978) // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. - С. 7 - 33.
  2. Резолюция 1995 (XIX) Генеральной Ассамблеи ООН «Об учреждении Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД)». Принята 30.12.1964. (с изм. и доп. от 08.10.1979) // Международное частное право. Сборник документов.- М.: БЕК, 1997. - С. 154 - 160.
  3. Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств (Заключена в г. Нью-Йорке 08.07.1965) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. - С. 21 - 28.
  4. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (Заключено 30.10.1947) /С 1 января 1995 года для всех членов ВТО действует ГАТТ-1994 и другие многосторонние соглашения и связанные с ними документы юридического характера, составляющие неотъемлемую часть Соглашения о создании Всемирной торговой организации от 15.04.1994 // Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ. - Санкт-Петербург, 1994.
  5. Соглашение об учреждении Общего фонда для сырьевых товаров (Заключено в г. Женеве 27.06.1980). Соглашение подписано СССР 14.07.1987. Документ об одобрении Соглашения Правительством СССР сдан на хранение Генеральному секретарю ООН 08.12.1987 // СПС Консультант Плюс.
  6. Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 5 июня 1980 г. // Внешняя торговля. - 1982. - № 10. - С. 50.
  7. Международное соглашение по тропической древесине 1996 года (Заключено в г. Женеве 27.01.2006) // СПС Консультант Плюс.
  8. Правила происхождения в общей системе преференций в пользу развивающихся стран. Доклад ООН. TD/B/AC.5/3. 1970 // Всеобщая система преференций. Правила происхождения. Доклад ООН. TD/B/5/5/ от 9 июля 1993 г.
  9. Правила, определяющие происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций // Внешняя торговля. - 1982. - № 10. - С. 51.
  10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
  11. Постановление Правительства РФ от 03.06.2003 № 323 (ред. от 11.11.2010) «Об утверждении межведомственного распределения обязанностей по обеспечению участия Российской Федерации в международных организациях системы ООН» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №23. - Ст. 2238.

2. Материалы судебной практики

  1. Консультативное заключение Международного суда ООН от 11.04.1949 «О возмещении ущерба, понесенного на службе ООН» // СПС Консультант Плюс.

3. Научная и учебная литература

  1. Борисов К.Г. Международное таможенное право: учебник. - М.: Изд-во РУДН, 2004. - 564 с.
  2. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (академический курс): Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 674 с.
  3. Гречушникова Ю.С. ЮНКТАД в условиях глобализации: новый этап развития // Вестник Финансовой Академии. - 2007. - №2. - С.105-110.
  4. Гречушникова Ю.С. Проблемы глобального экономического развития и Конференция ООН по торговле и развитию // Сборник материалов Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2007». М.: Изд-во МГУ, 2007. - 167 с.
  5. Годовой доклад ЮНКТАД за 2008 год. - М.: МГИМО, 2009. - 78 с.
  6. Доклад ЮНКТАД «О мировых инвестициях в 2011 году: Способы организации международного производства, не связанные с участием в капитале, и развитие». Нью-Йорк, Женева: ООН, 2011. - 67 с.
  7. Додонов В.Н., Панов В.П., Румянцев О.Г. Международное право. Словарь-справочник / Под общ. ред. В.Н. Трофимова. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 673 с.
  8. Доклад Группы видных деятелей «Усиление роли и отдачи ЮНКТАД в вопросах развития». - Нью-Йорк и Женева, 2006. - 43 с.
  9. Доклад ЮНКТАД. Доклад специального комитета по преференциям о работе его пятой сессии от 3 апреля 1973 г. Изд. ООН. 1973.
  10. История международных отношений (1918-2003) / Под ред. А.Д. Богатурова. - М.: Московский рабочий, 2005.
  11. Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД) // Фонд экономических исследований «Новая экономика», 2010.
  12. Мазурова Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2002. - №4. - С.55-57.
  13. Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. - М.: Статут, 2010. - 624 с.
  14. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 468 с.
  15. Международные экономические отношения развивающихся стран: Экономическое сотрудничество между развивающимися государствами. Кн. 3. - М.: Международные отношения, 2005. - 411 с.
  16. Обнинский Э.Е. Развивающиеся страны: теория и практика многосторонней экономической дипломатии. - М.: Международные отношения, 1986. - 453 с.
  17. Справочник по вопросам технического сотрудничества ЮНКТАД: Укрепление потенциала в области торговли и развития с 1964 года. - Нью-Йорк, Женева, 2006. - 167 с.
  18. Торгово-экономическое сотрудничество в рамках участия в региональных экономических организациях. ЮНКТАД (UNCTAD) // Министерство экономического развития РФ. - 2003. - №12. - С.11-12.
  19. Тункин Г.И. Теория международного права / Под общ. ред. проф. Л.Н. Шестакова. - М.: Зерцало, 2007. - 345 с.
  20. Boutros-Ghali B. Reinventing UNCTAD; South Centre.- Geneva: South Centre, July, 2006.
  21. Hearing with civil society and the private sector; UNCTAD.- Geneva: United Nations, 2 October 2006.
  22. Khor M. Don’t use reform to «collapse» or merge agencies, says G77 // South-North Development Monitor, № 6041, 7 June 2006.
  23. São Paolo Consensus.- S.P., U.N., 25 June 2004.
  24. Report of the Trade and Development Board on the first part of its 23rd special session; UNCTAD. - Geneva: U.N., 8 June 2006.
  1. Вельяминов Г.М. Конференция ООН по торговле и развитию и правовое регулирование международной торговли: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 1970. - 25 с.
  2. Гречушникова Ю.С. Роль ЮНКТАД в процессе интегрирования развивающихся стран в мировую экономику: Автореф. дис. … канд. эконом. наук. - М., 2007. - 31 с.
  3. Никифоров В.А. Юридическая природа и тенденции развития сложноструктурных комплексов норм, создаваемых международными организациями для регулирования мирового торгового оборота: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2011. - 28 с.

5. Интернет-ресурсы

  1. Официальный сайт ЮНКТАД www.unctad.org
  2. Конференция ООН по торговле и развитию (справочная информация) // Официальный сайт МИД РФ www.mid.ru, 2010.

ИНФОРМАЦИЯ О ПОКУПКЕ ЭТОЙ РАБОТЫ


Здравствуйте! Меня зовут Владислав Люблийнер, я автор сайта и оказывал помощь в подготовке этой работы.

Эта работа не выложена в Интернете (только ее содержание и список источников на этом сайте). Она была защищена на положительную оценку.

Стоимость готовых курсовых - 600 руб, дипломных и магистерских диссертаций - 2500 руб.


Если у Вас есть вопросы по этой работе, вы можете связаться со мной любым удобным для вас способом:


Почта: refermaker@yandex.ru

Или просто отправьте заявку (обязательно укажите требуемый процент уникальности):


Отправить заявку

Эту работу я могу проверить в Антиплагиат-Вуз и выслать вам Отчет о проверке. Если процент низкий, я вам сообщу об этом.

В любом случае, эту работу можно доработать под ваши требования: поднять процент уникальности до необходимого, проверить и проставить последние редакции нормативно-правовых актов, обновить литературу, добавить более свежую судебную практику, изменить план и т.д.


Обращайесь! У меня большой опыт оказания помощи студентам-юристам, могу помочь и вам сдать качественную, сильную работу на положительную оценку.


ООН определяет приоритеты, цели и стратегии развития международного сотрудничества по формированию мирового экономического пространства.

Деятельность ООН производится в четырех основных направлениях:

1) преодоление общемировых экономических проблем;

2) помощь в сотрудничестве странам с разными уровнями экономического развития;

3) содействие экономическому росту развивающихся стран;

4) поиск решений проблем, касающихся регионального развития.

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Среди регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нормативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными представляются следующие:

· проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрисдикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству, обусловливая, к примеру, условия транспортировки или добычи полезных ископаемых;

· проведение в жизнь договоренностей о правах интеллектуальной собственности (Всемирная организация интеллектуальной собственности - ВОИС). Экспорт высокотехнологичной продукции, охрана торговых марок и патентов были бы осложнены без соблюдения строго регламентированных прав интеллектуальной собственности, охрана которых обеспечивается через ВОИС и ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности).

· унификация экономических терминов, систем мер и показателей (Статистическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ и др.). Практически все органы ООН в какой-то степени обеспечивают стандартизацию, что упрощает проведение объективных международных сопоставлений;

· разработка и согласование правил международной коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД). Регулирование коммерческой деятельности строго посредством предлагаемых инструментов и процедур, несомненно, способствует развитию торговли и логически увязывает глобальные потоки товаров и информации,

· предотвращение ущерба товарам и услугам, представленным на мировых рынках, и обеспечение компенсаций издержек (ЮНСИТРАЛ, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз). Без действенных соглашений о предотвращении ущерба компаниям-перевозчикам и товарам, как и о гарантиях сохранения информации, бизнес был бы менее расположен осуществлять международные коммерческие операции.


· борьба с экономическими преступлениями (Комиссия ООН по предотвращению преступлений и уголовному правосудию). Криминальная деятельность создает дополнительное финансовое бремя для законопослушного бизнеса, так как косвенно поощряет коррупцию, ограничивает свободную конкуренцию и неизбежно повышает расходы на безопасность;

· сбор, анализ и распространение достоверной экономической информации, способствующей заключению международных соглашений (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, Всемирный банк), помогает странам и компаниям в оценке рынков, сопоставлении собственных ресурсов и возможностей и разработке внешнеэкономических стратегий.

Вопросы инвестиций в развивающиеся страны, развития малого и среднего бизнеса в настоящее время относятся к числу весьма актуальных. Они затрагивают любое учреждение ООН, обладающее мандатом в сфере экономического развития. Ведущими среди них являются Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Программа развития ООН (ПРООН). ЮНИДО прилагает необходимые усилия для повышения экономического потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой на основе развития их промышленных предприятий. Предоставляемые ЮНИДО рекомендации призваны помочь этим странам преодолеть трудности в социальной и экономической областях и добиться более широкого и успешного участия в международном сотрудничестве.

ПРООН содействует развитию бизнеса посредством механизмов финансирования и поддержки частных и государственных компаний в развивающихся странах. ПРООН и ЮНКТАД на регулярной основе среди прочих учреждений ООН привлекают представителей бизнеса к участию в форумах и семинарах, посвященных экономическим вопросам

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана в 1962 году по решению ЭКОСОС ООН. Инициатором создания были развивающиеся и социалистические страны с целью восполнения недостатка внимания к торговым проблемам третьего мира.

Задачи ЮНКТАД: содействие развитию мировой торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного взаимовыгодного сотрудничества; выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений; участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

В структуре ЮНКТАД 6 комитетов, специализирующихся на основных направлениях ее деятельности: комитеты по сырьевым товарам; готовым изделиям и полуфабрикатам; по морским перевозкам; по «невидимым» статьям торговли; финансированию и кредитованию международной торговли; по преференциям; по коммерческой передаче технологий. Особой сферой деятельности ЮНКТАД является контроль за деятельностью международных корпораций.

Главный принцип работы ЮНКТАД - групповой по социально-экономическому и географическому признакам: А - афро-азиатские страны; В - промышленно развитые страны; С - латиноамериканские страны; Д - бывшие социалистические (европейские) страны. Страны, входящие в группы А и С, а также Вьетнам, Куба, КНДР, Румыния, Югославия создали в 1975 году группу «77».

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) учреждена в 1964 году с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. В актив комиссии можно отнести подготовку текстов Конвенции ООН о морской перевозке грузов («Гамбургские правила»), Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция о купле-продаже) и др.

В целом комиссия уделяет преимущественное внимание разработке единообразных норм права в таких областях, как международная купля-продажа товаров, международные платежи, международный торговый арбитраж и международное законодательство в области морских перевозок.

Международная торговая палата (МТП) была создана в 1922 году и играет в целом дополняющую и вспомогательную роль. Она издает сборники международных коммерческих терминов («ИНКОТЕРМС»), распространяет обычаи, правила и нормы международной торговли а также выполняет роль посредника в установлении контактов между торговцами и предпринимателями разных стран и их торгово-промышленными палатами.

Вторая группа организаций, специализирующихся на регулировании международной торговли отдельными видами товаров, включает в себя:

ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти;

МОПЭМ - Международная организация производителей и экспортеров металлов;

АПЕФ - Ассоциация стран-экспортеров железной руды;

СИПЕК - Организация стран-экспортеров меди;

ЕОУС - Европейская организацию угля и стали;

МОКК - Международная организация по какао;

МОК - Международная организация по кофе;

МОНК - Международная организация по натуральному каучуку;

МОС - Международная организация по сахару и др

30. Всемирная торговая организация: история развития, цель, задачи, функции. Процедура присоединения к ВТО .

ВТО играет решающую роль в регулировании мировой торговли товарами, услугами, интеллектуальной собствен­ностью, а также формировании торговой политики стран-членов и регулировании торговых споров между ними.

ВТО была основана в 1995 г. и стала преемницей Гене­рального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. ВТО - одновременно и организа­ция, и комплекс правовых документов, своего рода много­сторонний торговый договор, определяющий права и обя­занности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Правовую основу ВТО составляют три соглашения:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (в ред. 1994 г.);

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуаль­ной собственности (ТРИПС).

Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая таким образом экономический рост и развитие и повышение благосостояния людей.

Главными задачами ВТО являются:

Либерализация международной торговли;

Обеспечение ее справедливости и предсказуемости;

Способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

Конкретной задачей ВТО является регулирование миро­вой торговли преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, коли­чественных ограничений и других препятствий в междуна­родном обмене товарами и услугами.

ВТО в своем составе в 2011 г. насчитывает 153 страны-члена (в 2012-157членов).

Решения на высшем уровне в ВТО принимают Мини­стерская конференция, которая собирается как минимум два раза в год. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, отвечающий за выполне­ние текущей работы и собирающийся несколько раз в год в штаб-квартире ВТО в Женеве (Швейцария) в составе представителей членов ВТО. В их качестве обычно высту­пают послы и главы делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета находятся два специальных органа по анализу торговой политики и по разрешению споров. Ему подчинен также ряд функциональных комитетов (по тор­говле и развитию, по бюджету, финансам и административ­ным вопросам).

Секретариат ВТО, базирующийся в Женеве, имеет штат более 600 сотрудников. Основные обязанности Секрета­риата - обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО.

Процедура присоединения ко Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Прежде всего переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

Решения о присоединении новых членов принимаются Министерской конференцией, которая должна одобрить договоренность об условиях присоединения новой страны в 2/3 голосов членов ВТО. При присоединении любой новой страны к ВТО всегда необходимо помнить, что ей нельзя будет делать после при­соединения:

Автономно повышать ввозные таможенные пошлины;

Дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи;

∙ применять количественные ограничения;

Применять максимальные и минимальные обязатель­ные цены;

Ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям;

Увязывать импорт с обязательством экспорта;

Применять экспортные субсидии;

Применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования;

Предоставлять привилегии своим государственным предприятиям или монополиям;

Ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам;

Ограничивать платежи по капитальным операциям;

Ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг;

Лицензировать или иным образом ограничивать дея­тельность поставщика услуг;

Дискриминировать поставщика услуги или саму услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Важнейшими функциями ВТО являются:

Контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

Проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

Разрешение торговых споров;

Мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

Техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

Сотрудничество с международными специализированными организациями.

31.Международная торговля товарами и услугами: формы, объемы, структура.

Международная торговля – важнейшая и древнейшая форма международных экономических отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Участие стран в международной торговли базируется на международном разделении труда (МРТ) – специализация отдельных стран на производстве отдельных товаров и последующем обмене этими товарами между собой.

Основные формы : экспорт (вывоз товаров из страны, проданных иностранному покупателю, с целью реализации на внешнем рынке или переработка в другой стране) и импорт (ввоз товаров в страну с целью приобретения), также реэкспорт – вывоз из страны ранее импортированных в нее товаров с целью перепродажи другим странам, и реимпорт (обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров)

Мировой товарооборот – совокупность внешнеторговых оборотов всех стран мира: совокупность мирового экспорта и мирового импорта. Номинальный стоимостный объем международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах, поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объем МТ представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора.

Современные международные экономические отношения между государствами включают в себя: внешнеторговые, валютно-кредитные и финансовые связи, а также международные инвестиционные и деятельность международных экономических организаций, процессы международной трудовой миграции и, конечно же, процессы международной экономической и гуманитарной помощи.

Все они базируются на правовой основе с учетом специфики каждой из сторон реализации международных экономических отношений. Причем если на международные экономические отношения взглянуть с правовой стороны, то сразу можно выделить четыре типа связей:

  • 1) международные межгосударственные соотношения, регулируемые международным экономическим правом в качестве самостоятельной отрасли международного публичного права;
  • 2) так называемые диагональные международные экономические отношения, включающие взаимоотношения с физическими и юридическими лицами иностранных государств;
  • 3) внешнеэкономические связи субъектов федеративных государств в пределах предоставленных им центральными органами власти компетенции;
  • 4) отношения, реализуемые в ходе внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов с целью систематического получения прибыли по средствам внешнеэкономиических сделок.

Именно эти отношения между физическими и юридическими лицами различных государств и играют главенствующую роль в осуществлении внешнеэкономической деятельности, определяя тем самым основу международных экономических отношений.

История развития международного экономического права берет начало еще в XVII в., когда по заключению Вестфальского мирного договора 1648 г. был провозглашен принцип доминанты суверенного территориального государства, заложившего основу суверенной и экономической деятельности в рамках государственно - территориального образования.

Однако уже в XIX в. рамки этого фундаментального принципа стали узкими для экономической активности стран, вступивших в эпоху заключения межгосударственных договоров и союзов. В результате уже со второй половины XIX в. четко определились тенденции на развитие институциального сотрудничества на базе заключения договоров. Одними из первых союзов и организаций образованных на основе многосторонних договоров. Одними из первых союзов и организаций образованных на основе многосторонних договоров стали Международный телеграфный союз 1865 г., трансформированный позже в Международный телекоммуникационный союз (ШТ), как одно из самостоятельных специализированных учреждений ООН; Всемирный почтовый союз (UPU), с таким же статусом, учрежденный в 1874 г., а также созданная в 1919 г. Международная организация труда (МОТ).

Постепенно эта форма международного сотрудничества стала основной. Однако объективные процессы расширения и углубления межгосударственного сотрудничества после завершения Второй мировой войны и создания ООН привели к взаимозависимости экономик отдельных стран и регионов друг от друга, а вместе с тем к такому феномену современности, как глобализация, которая «постепенно влияет на мир, где государства и экономики стран становятся все более взаимозависимы. В перспективе деятельности общества на первый план станут выдвигаться проблемы развития мировой экономики и обеспечения экономического прогресса во всех регионах. Соответственное развитие получает международное экономическое право. Полномочия соответствующих международных экономических организаций, особенно межгосударственных организаций экономического характера, также будут расширяться» .

Все это в своей совокупности определяет и специфический круг общественных отношений и специфический характер юридических норм, регулирующих международные отношения в экономической области на основе обширного объема нормативно-правового материала, признаваемого всеми участниками международных экономических отношений. «Таким образом, международное экономическое право как совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих отношения в сфере международных экономических отношений, отвечает всем условиям и критериям самостоятельной отрасли международного права, имеет свои институты и подотросли» . Реализуя тем самым координирующую функцию, на основе незыблемого соблюдения следующих основополагающих принципов:

  • ? неотъемлемого суверенитета государств над их природными богатствами и естественными ресурсами;
  • ? свободы выбора формы организации своих внешнеэкономических связей;
  • ? экономической недискриминации;
  • ? равенства и взаимовыгоды государств - членов международных экономических организаций;
  • ? взаимовыгодного сотрудничества в сфере торговли, экономического развития, науки, техники;
  • ? запрещения противоправного экономического принуждения;
  • ? наиболее благоприятствуемой нации или принципа соблюдения режима наибольшего благоприятствования в торгово- экономических взаимоотношениях;
  • ? взаимности;
  • ? соблюдения национального режима;
  • ? преференциального режима в торгово-экономических отношениях.

Четкое следование перечисленным принципам распространяется на все сферы современного международного экономического права, включая:

  • ? международное торговое право, в рамках которого регулируется товарообмен, включая торговлю услугами и правами;
  • ? международное финансовое право, регулирующее движение финансовых потоков, валютно-кредитные и расчетные взаимоотношения;
  • ? право международной экономической помощи, включающее совокупность норм, регулирующих движение материальных и нематериальных ресурсов, не являющихся товарами в общепризнаваемом смысле;
  • ? международное трудовое право, регулирующее движение капиталов (инвестиций).

Конкретной формой существования правовых норм различной направленности становятся:

  • ? региональные договоры;
  • ? двусторонние договоры;
  • ? многосторонние договоры;
  • ? решения международных организаций, принимаемые органами ООН, ее специализированными учреждениями, а также постановления региональных экономических организаций;
  • ? решения межгосударственных экономических конференций и форумов.

«В нормах международного экономического права закреплены те исходные модели поведения государств, те юридические предписания, адресованные всем субъектам этого права, те международные обязанности государств, которые они должны соблюдать на практике, в своих взаимоотношениях в экономической сфере. Поэтому соблюдение государствами своих международных обязательств в экономической сфере составляет основу международного экономического правопорядка... Фундаментом международного экономического правопорядка являются принципы международного права вообще и принципы международного экономического права в частности» . Прежде всего к ним относятся основополагающие документы ООН, Генерального соглашения по тарифам и торговле услугами, Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИП/ТРИПС) и Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМ/ТРИМС).

Никакой правовой вопрос не обходится без определения понятия субъекта. Субъектом международного экономического права выступает носитель суверенных прав и обязанностей, что на практике самым непосредственным образом соотносится с территорией государства и народа, проживающего в нем. А значит, среди основных субъектов международного права на первом месте стоят суверенные государства, что особо подчеркивается в Декларации ООН о принципах международного права 1970 г., гласящей, что «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств». Таким же качеством обладают и международные экономические организации.

Другими участниками современных международных экономических отношений, как правило, выступают транснациональные корпорации (ТНК), строящие свою деятельность на основе Хартии экономических прав и обязанностей 1974 г. и Конвенции о транснациональных корпорациях 1998 г.

По официальным данным ООН, количество ТНК в начале XXI в. превышало 50 тыс. с более чем 450 тыс. зарубежных филиалов. Их инвестиции в мировую экономику превышают ежегодно 3,5 трлн долл., а вывоз капитала превышает рост мирового ВВП и совокупного мирового экспорта. Сегодня ТНК контролируют около трети мирового суммарного промышленного производства и дают примерно такую же часть мирового экспорта. Это означает, что в результате глобальных процессов концентрации транснационального капитала - лишь четвертая часть всей мировой экономики, и она может реально функционировать в режиме свободной конкуренции. Отсюда самым естественным путем следует особая важность и значимость нормативно-правового регулирования хозяйственной деятельности ТНК.

В связи с возрастающей активностью ТНК на международном уровне роль государства в регулировании международных экономических отношений резко возрастает. При этом внутригосударственное регулирование предполагает подчинение деятельности филиалов ТНК национальному законодательству страны. Другое направление регулирующего воздействия государства проявляется в инвестиционных соглашениях, заключаемых принимающими странами.

Наибольшее распространение в современном мире приняло региональное регулирование деятельности ТНК. Так, например, в 1976 г. были приняты «Руководящие принципы многонациональных предприятий ОЭСР», на основе которых выстраивается сложный механизм обеспечения режима более-менее свободной конкуренции на территории промышленно развитых стран мира. Куда более сложно обстоят дела в группе развивающихся, и в особенности, подгруппе наименее развитых стран мира, где ТНК максимально полно эксплуатируют их природные богатства и ресурсы, включая дешевый труд местного населения.

Естественно, отмеченные процессы не могли не коснуться постсоветских государств, которые уже в 1994 г. заключили первый нормативный документ по созданию в рамках СНГ собственных региональных ТНК: «Соглашение о содействии в создании и развитии коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных объединений». В том же 1994 г. в рамках СНГ было принято «Соглашение о создании платежного союза». В 1998 г. странами - членами СНГ была подписана Конвенция о ТНК, содержащая правовые основы сотрудничества в сфере их создания и деятельности на всем постсоветском пространстве. И сегодня, по официальным данным, в странах СНГ действует уже более двух тысяч дочерних фирм ТНК.

Другими субъектами международного экономического права сегодня активно выступают различные региональные и межрегиональные международные экономические организации, включая ЮНКТАД, ЮНИДО, ПРООН, региональные экономические комиссии ООН, а также Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ).

Из международных валютно-финансовых организаций и кредитных организаций здесь следует упомянуть международный банк развития и реконструкции, Международную ассоциацию развития, Международную финансовую корпорацию, Международный валютный фонд, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), Европейский банк развития и реконструкции, Межамериканский банк развития, Азиатский банк развития и Африканский банк развития, а также две такие специфический организации как Лондонский и Парижский клубы. И хотя Парижский клуб не имеет статуса международной организации, его роль в межгосударственным регулировании в кредитно-финансовых обязательств огромна. Клуб был создан для выработки многосторонних договоренностей госу- дарствами-кредиторами по отношению к государствам должникам, испытывающим трудности по выплате государственных долгов.

Основной задачей клуба является недопущение объявления государствами-должниками односторонних мораториев по возрасту должностей, что может негативно сказаться на развитии мирохозяйственных связей.

В этой связи, руководствуясь принципами национального суверенитета государств-должников, Клуб рассматривает обращения государств-должников лишь в том случае, если не выплата долга в срок оказывается неизбежной и экономически обусловленной, проявляет строго индивидуальный подход к каждому государству-должнику; обусловливает пересмотр порядка и сроков погашения задолжностей; равномерно распределяет потери от пересмотра долговых обязательств между всеми госу- дарствами-кредиторами.

Членами Парижского клуба на сегодня являются: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония, т.е. практически все промышленно развитые страны мира.

В противоположность Парижского Лондонский клуб представляет многосторонний механизм, не являющийся международной организаций, созданной с целью выработки принципиальных договоренностей со странами-должниками, испытывающими трудности по выплатам межбанковских, негосударственных задолжностей. Лондонский клуб объединяет более 600 коммерческих банков-кредиторов под представительством немецкого «дойче-банка». Как и Парижский, Лондонский клуб в своей деятельности руководствуется строго индивидуальным подходом при разборке критических невыплат, обусловливая при необходимости сроки и механизмы их погашения и с равномерным перераспределением неизбежных при реструктуризации долга потерь между всеми его членами.

Из региональных и межрегиональных коммерческих организаций и сообществ, играющих важную международно-правовую роль, следует в первую очередь отметить Европейский Союз и европейские сообщества, Североамериканскую зону свободной торговли и Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество.

Из числа региональных и межрегиональных отраслей объединений и организаций в первую очередь надо указать на Организацию стран - экспортеров нефти (ОПЕК), Ассоциацию стран - экспортеров железной руды (АПЕК), Организацию стран - экспортеров вольфрама (ОТЕК), Ассоциацию стран - производителей олова (АСПО), Международную ассоциацию бокситодобывающих стран (МАБС) и Межправительственный союз стран-экспортеров меди (СИПЕК). То есть международные организации, связанные с добычей и продажей стратегически важных для современной экономики природных ресурсов, нехватка которых потенциально может привести к разбалансировке, а в ряде случаев и неизбежному параличу более- менее сбалансированную международно-правовыми договоренностями систему мирохозяйственных связей современности.

  • Ковалев АЛ. Международная экономическое право и право регулирование международной экономической деятельности. М.: Научная книга, 2007.
  • Там же. С. 26.
  • Ковалев АЛ. Международная экономическое право и право регулирование международной экономической деятельности. С. 33.

В рсиулювання международной торговли важное место занимают Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию - ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development - UNCTAD) и Комиссия Организации Объединенных Наций по правам международной торговли - ЮНС1ТРАЛ (United Nations Commission on International Trade Law -UNC1TRAL).

ЮНКТАД - орган Генеральной Ассамблеи ООН, основанная в 1964 p. ее образования основывалось на том основании, что ГАТТ была полузакрытой организацией, своеобразным "клубом избранных", вход в которой был закрытым для баи атьох стран. Поэтому по инициативе социалистических и ряда развивающихся стран, было решено создать орган н системе ООН, который бы регулировал международную торговлю га принципами, как предполагалось, более справедливыми. Главная идея полей ас в переносе ударения в механизме регулирования в пользу стран, шо в особенности наименее развитых. Эти принципы нашли особое отражение в "Хартии экономических прав и обязанностей государств", которая была разработана ЮНКТАД и принято Генеральной Ассамблеей в 1976

В состав ЮНКТАД входят 192 государства, в том числе и Украины. Штаб-квартира организации находится в Женеве.

Главная цель ЮНКТАД - способствовать развитию международной торговли для ускорения международного развития, особенно развивающихся стран.

§ активизация межправительственного сотрудничества развитых и развивающихся стран;

§ укрепление сотрудничества развивающихся стран, между собой;

§ координация действий многосторонних шегитумн в области международной торговли и развития;

§ мобилизация людских и материальных ресурсов через совместные действия правительств и общества;

§ активизация сотрудничества между государственным и частным секторами.

Цели ЮНКТАД определили ее функции:

1. Регулирование торговых ии экономических отношений между государственными.

2. Разработка мероприятий по регулированию международной торговли сырьем.

3. Разработка принципов торговой политики.

4. Анализ тенденции мирового развития и международной торговли.

5. Обсуждение актуальных проблем международных экономических отношений.

6. Координация деятельности органов и заведения "ООН по вопросам международной торговли и развития.

7. Сотрудничество с международными организациями в сфере международной торговли (прежде всего с ВТО).

Деятельность ЮНКТАД исходит из следующих принципов: равноправие государств в международных торговых отношениях; недопустимости дискриминации и экономического давления; распространение режима наибольшего благоприятствования в международной торговле; предоставление льгот развивающимся странам, на основе "невзаемности"; отмена преференций, которыми пользуются развитые страны на рынках найелабкиших стран; содействие расширению экспорта из развивающихся стран. Эти и некоторые другие принципы задекларированные в документе под названием "Принципы международных юрговсльиих отношений и торговой политики".

ЮНКТАД принимала активное участие в разработке принципов "Нового международного экономического порядка", который был инициирован политиками развивающихся. В этом направлении, в частности. Конференция настаивает на ограничении практики ангидемпингових мероприятий, которые широко применяются развитыми странами против менее развитых (Украина также от этого страдает) на отказе от торговых блокад и эмбарго. ЮНКТАД определяет, шо разные группы стран имеют неодинаковые возможности, поэтому в международной торговле необходимо учесть проблемы менее развитых стран. Накануне сессии ЮНКТАД (1996) была проведена встреча министров "Группы - 77", которая состоит из развивающихся стран; они обсуждали проблемы стимулирования развития экономики в условиях либерализации торговли и глобализации мировой экономики.

Поскольку сырье остается пока основным экспортным товаром для наименее развитых стран, ЮНКТАД уделяет торговли сырьем особое внимание. Образована специальные исследовательские группы по сырьевым товарам, заключены соответствующие международные соглашения, подписаны конвенции об условиях торговли сырьем. По инициативе ЮНКТАД была разработана и принята в 1976 Интегрированная программа для сырьевых товаров (ИПСТ) целью программы является стабилизация цен на сырье и содействие наименее развитым странам в ее промышленной обработки.

В разработке международного механизма торговой политики важное место зама ют меры по определению преференций для развивающихся стран, по устранению тарифных препятствий, по улучшению структуры их экспорта. Особое внимание уделяется наименее развитым странам, не имеющим выхода к морю (таких много в Африке), и островным странам.

Кроме чисто торговых, ЮНКТАД знает и другими вопросами международного экономического сотрудничества. Валюта и финансы; морские перевозки; страхование передачи технологий; международные инвестиции.

Аналитическая деятельность ЮНКТАД охватывает такие сферы : тенденции мировой экономики и их влияние на процесс развития; макроэкономическая политика; конкретные проблемы развития, использования успешного опыта развития развивающимися, и странами с переходной экономикой; вопросы, связанные с финансовыми потоками и задолженностями. По результатам исследований состоит банк информации, предоставляемой странам-членам.

Организационная структура ЮНКТАД:

1. Конференция.

2. Совет по торговле и развитию.

3. Секретариат.

Конференция - высший орган ЮНКТАД. Она собирается на сессии один раз в четыре года на уровне министров и определяет главные направления политики международной торговли и развития. Решение Конференции преимущественно рекомендательные, они не обязательны к принятию всеми членами; этим ЮНКТАД существенно отличается от ВТО, где решения обязательны к исполнению.

Совет по торговле и развитию - исполнительный орган; особенностью является возможность участия в его работе представителей всех стран-членов, которые пожелают (теперь их 146). Совет проводит ежегодные сессии, на которых обсуждаются вопросы глобальной политики, проблемы торговли, валютно-финансовых отношений, торговой политики, экономических реформ.

Совету подчинены функциональные комиссии: Комиссия по торговле товарами и услугами и из сырья; Комиссия по инвестициям, технологии и финансов; Комиссия по предпринимательской деятельности.

Секретариат является частью Секретариата ООН; возглавляется Генеральным секретарем, который является заместителем Генерального секретаря ООН. В Секретариат входят две службы: координации и политики; внешних сношений. Кроме того, в своей работе Секретариат опирается на 9 отделов:

§ сырьевых товаров;

§ международной торговли;

§ сферы услуг;

§ экономического сотрудничества между развивающимися странами;

§ глобальной взаимозависимости; ТНК и инвестиций;

§ науки и техники;

§ меньше развитых стран;

§ услуг в сфере управления.

В общем с ВТО известны ЮНКТАД руководит Международным торговым центром.

Финансирование ЮНКТАД осуществляется из следующих источников: средства ПРООН, Европейской комиссии, Всемирного банка, отдельных стран-доноров. Среди последних - преимущественно западноевропейские страны и Япония.

ЮНКТАД имеет непростые отношения с ВТО; по сути, они являются конкурентами в сфере регулирования мировой торговли. Среди членов ЮНКТАД численно преобладают развивающиеся страны; их представителям удастся воплощать принципы и решения, которые часто не в интересах развитых стран (хотя бы, например, распространение принципа "невзаемнос-е»). Вот почему государства, имеющие беспрекословный авторитет в ВТО, пытаются придать больший вес в международных торговых отношениях именно этой организации. И действительно, авторитет ВТО выше, чем в ЮНКТАД. Не последнюю роль в этом играет принцип принятия решений: рекомендательный их характер в ЮНКТАД позволяет иногда их игнорировать, а это ослабляет ее авторитет. Высказывались даже мысли: а нужна ли вообще ЮНКТАД? Но впоследствии удалось разграничить функции двух организаций: ЮНКТАД разрабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития, а ВТО знает чисто торговыми вопросами.

просмотров