Национальные парки и природные парки относятся к. Категории и виды особо охраняемых природных территорий. Иные особо охраняемые природные территории

Национальные парки и природные парки относятся к. Категории и виды особо охраняемых природных территорий. Иные особо охраняемые природные территории

Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов

Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воз­душного пространства над ними, где располага­ются природные комплексы и объекты, имею­щие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Для них устанавливается особый (заповед­ный) режим охраны, сущность которого состоит в полном запрещении или ограничении хозяйст­венной и иной деятельности, противоречащей целям заповедования.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий регулируется актами экологиче­ского законодательства общего характера: Федеральным Зако­ном «Об охране окружающей природной среды», Федеральными Законами «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г., «О природных лечебных ре­сурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г., Постанов­лением Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996, законами о правовом режиме отдельных видов природных ресурсов (Лесным, Водным, Земельным кодексами, Федеральным законом «О животном мире», Законом РФ «О недрах» и др.), а также по­ложениями о конкретных видах особо охраняемых природных территорий (заповедниках, заказниках, национальных парках и др.).

Особо охраняемыми природными объектами являются, прежде всего, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Их правовой режим установлен в основном Законом «Об охране окружающей природной среды», Федеральным законом «О животном мире», Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О Красной книге Российской Федерации», Приказом МПР РФ от 3 сентября 2003 г. «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» и др.

Закон об особо охраняемых природных территориях различает несколь­ко ихкатегорий с учетом особенностей правового режима данных природ­ных территорий и статуса расположенных на них природоохранных учреж­дений (ст. 2):

Государственные природные заповедники;

Национальные парки;

Природные парки;

Государственные природные заказники;

Памятники природы;

Дендрологические парки и ботанические сады;

Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Важнейшее место в системе особо охраняемых природных территорий занимаетприродно-заповедный фонд, который включает несколько основных организационно-правовых форм заповедной охраны природы (заповедования) – заповедники, заказники, национальные, природные парки, памятники природы, а также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ.



Государственные природные заповедники - это полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образ­цы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира (ст. 6 За­кона об особо охраняемых природных территориях).

В соответствии с международными программами по охране окружающей природной среды в нашей стране созданы биосферные заповедники. Они входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Национальные парки - это природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (ст. 12 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Природные парки - это природоохранные рекреационные учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях (ст. 18 Закона об особо охраняемых природных тер­риториях).

Государственные природные заказники - это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Государственные природные заказники подразделяются на следующие виды:

Комплексные (ландшафтные),

Биологические (зоологические и ботанические),

Палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;

Гидрологические;

Геологические.

Правовой режим государственных природных заказников характеризует­ся тем, что на их территориях постоянно или временно запрещается или ог­раничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказни­ка или причиняющая вред его природным комплексам и их компонентам.

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в эко­логическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхожде­ния. Например, памятниками природы могут быть объявлены ботанические (деревья, реликтовые рощи), геологические (пещеры, скалы), гидрологичес­кие (водопады, гейзеры) образования, уникальные образцы природных тер­риторий. Границы расположения памятников природы обозначаются специаль­ными знаками. Как и в случае создания заказников, организация памятни­ков природы допускается с изъятием или без изъятия занимаемых ими зе­мельных участков у собственников, владельцев и пользователей. Природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйствен­ного использования и запрещается любая деятельность, нарушающая их со­хранность.

Дендрологические парки и ботанические сады - это природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций рас­тений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Лечебно-оздоровительные местности - это территории (акватории), пригодные для организации и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи и др.) (п. 1 ст. 31 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Курортами являются освоенные и используемые в лечебно-профилакти­ческих целях территории, которые обладают природными лечебными ресур­сами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (п. 5 ст. 31 Закона об осо­бо охраняемых природных территориях).

(ООПТ) - согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995: « (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния».

Таковыми являются все государственные природные заповедники и национальные парки и значительная часть государственных природных заказников . Как установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400, «до принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения».

Всего в России на настоящее время функционируют 204 ООПТ федерального уровня общей площадью около 580 тысяч квадратных километров в 84 из 88 субъектах Федерации (нет ООПТ федерального уровня только в городе Санкт-Петербург , Волгоградской и Тульской областях, Ставропольском крае), что составляет приблизительно 3 % территории РФ.

Эта система природных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержания естественного функционирования экосистем и сохранения биоразнообразия, в том числе редких и исчезающих видов, а также экологического мониторинга, научных исследований и экологического просвещения не только в российском, но и в мировом масштабе.

Виды ООПТ и их назначение

  1. государственные природоохранные заповедники (в том числе биосферные)
  2. лечебно-оздоровительные местности и курорты

Заказники

Памятники природы

Памятники природы - это уникальные природные объекты (водопады , пещеры , живописные скалы и т. д.) или мемориальные природные объекты (например, лиственница в усадьбе Ярополец , под которой отдыхал А. С. Пушкин).

Заповедные участки леса выделяются лесниками как эталонные (типичные) или уникальные лесные территории, имеющие значение для сохранения и воспроизводства определенных растительных формаций. Их посещение обычно входит в маршруты экологического туризма .

Национальные парки и заповедники

Национальные парки и заповедники - особые виды ООПТ, которые имеют администрацию, в функцию которой входит организация как природоохранной , так и рекреационной деятельности. Значение рекреационной деятельности в них различно: в заповедниках доминирует природоохранная функция и ограниченно - познавательная рекреационная, в национальных парках обе функции имеют равное значение.

Национальные парки - это природоохранительные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. При этом предусматривается разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей.

Ссылки

  • Федеральный Закон Об особо охраняемых природных территориях»
  • Информационно-справочная система «Особо охраняемые природные территории России»
  • «Особо охраняемые природные территории Российской Федерации», сайт МПР РФ.
  • Особо охраняемые природные территории Челябинской области»
  • Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ООПТ В Ленинградской области

Сноски

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Особо влюбленный таксист (пьеса)
  • Особо охраняемые природные территории Сахалинской области

Смотреть что такое "Особо охраняемые природные территории" в других словарях:

    ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ Экологический словарь

    Особо охраняемые природные территории - (англ. specially guarding natural territories) в РФ участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое,… … Энциклопедия права

    ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ Юридический словарь

    Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые… … Официальная терминология

    ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ - Участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые… … Словарь бизнес-терминов

    Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые… … Словарь юридических понятий

    особо охраняемые природные территории - по определению ФЗ Об особо охраняемых природных территориях от 15 февраля 1995 г. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное … Большой юридический словарь

    Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые… … Большой юридический словарь

    особо охраняемые природные территории - (ООПТ), участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые… … Географическая энциклопедия

    ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые… … Энциклопедический словарь экономики и права

Особо охраняемые природные территории

Исторический очерк. На территории России с давних времён было принято охранять наиболее ценные и достопримечательные природные участки в качестве «святых мест», «священных рощ», «шаманских урочищ» и т. п. Древние охотничьи племена прекращали охоту на определённых территориях. Свод древнерусского права Русская правда, действовавший в Киевской Руси при Ярославе Владимировиче Мудром (нач. 11 в.), ограничивал промысел диких зверей и птиц. В 11 в. к западу от Киева возникли охотничьи заказники «Зверинец» и «Соколий Рог». В 13 в. В Беловежской Пуще ограничивалась добыча зубров. В 14–15 вв. в некоторых местах устанавливался заповедный режим, предусматривавший полный или частичный запрет на охоту, ловлю рыбы, вырубку леса и т. д. Своеобразными «охраняемыми территориями» в 16–17 вв. стали т. н. засечные черты на южных и юго-восточных границах Древнерусского государства. При царе Алексее Михайловиче (17 в.) возникло понятие «государевы заповедные леса», в которых строго запрещались не только охота и рубка леса, но и пребывание людей (например, т. н. Кунцевская Местность к западу от Москвы). Пётр I издал ок. 200 указов и распоряжений, касающихся охраны, воспроизводства и хозяйственного использования лесов, в т. ч. «корабельных» на Дону (1695) и водоохранных (1701), о принципах выделения заповедных лесов (1707). По его указу в 1706 был заложен Аптекарский огород, который в 1805 перешёл в ведение Московского университета и стал называться Ботаническим садом (ныне филиал Ботанического сада МГУ). В Сибири традиционно строго оберегались кедровые рощи, соболиные угодья, ритуальные мысы и скалы по берегам крупных рек и на озере Байкал. Кроме того, заповедными считались владения некоторых монастырей (Саровского, Печенгского и др.). В 1882 на Камчатке был создан Кроноцкий соболиный заказник (с 1934 государственный заповедник).

При выделении охраняемых природных территорий в России изначально преследовалась цель полного их заповедания в научных целях. У истоков отечественного заповедного дела стояли российские естествоиспытатели – В. В. Докучаев , В. Н. Сукачёв и др., в работах которых было определено место заповедников в системе природопользования, сформулированы основные задачи их деятельности и определены режимы охраны. Отмечались особое значение заповедников как эталонов природы и необходимость полного запрета хозяйственной деятельности на их территориях. По мере формирования сети заповедников перед ними ставились задачи сохранения многообразия растительного и животного мира, изучения процессов развития биологических систем, организации постоянных наблюдений за природой.

Развитие сети особо охраняемых территорий. Инициатива создания первых заповедных участков с научными целями принадлежала В. В. Докучаеву, заложившему в кон. 19 в. опытные степные станции на юге Европейской части России. В 1883–98 на территории имения Аскания-Нова в Херсонской губернии помещиком Ф. Э. Фальц-Фейном был выделен степной заповедный участок. Позднее возникло ещё несколько частных заповедников: Лес на Ворскле (см. в статье Белогорье ), степной заповедник у Валуек и др. В 1908 зоолог Г. А. Кожевников обосновал необходимость создания заповедников как эталонов природы. Эту идею поддержали ботаник И. П. Бородин и лесовод Г. Ф. Морозов , предложившие выделять такие заповедники в различных типах ландшафтов. В 1912 была организована Постоянная природоохранительная комиссия при Русском географическом обществе. По её инициативе разработан первый проект закона о заповедниках (С. В. Завадский, 1916) и план их географического размещения (В. П. Семёнов-Тян-Шанский , 1917). Первые заповедники на территории дореволюционной России созданы в 1910–12 на базе орнитологических станций в Прибалтике (Вайка в Эстонии, Морицсала в Латвии и др.). В 1912 было объявлено о заповедании частных владений в Лагодехском ущелье, расположенном в восточной части Главного Кавказского хребта. Тогда же Академией наук и Природоохранительной комиссией были подготовлены проекты ряда др. заповедников на Кавказе, в дельте Волги и под Пензой, однако воплотить эти замыслы не удалось из-за противодействия частных землевладельцев, поддержанных правительством. Для сохранения значительно сократившихся ресурсов соболя в Сибири были организованы Китойский (1914) и Саянский (1915) соболиные заповедники. В 1916 на северо-восточном побережье озера Байкал создан Баргузинский заповедник – старейший из ныне действующих российских, а в Приморье – заповеданы леса урочища Кедровая Падь . В 1917 на месте царских охотничьих угодий появился Крымский заповедник.

Первыми заповедниками советского периода стали Астраханский заповедник и Пензенский заповедник, учреждённые в 1919; тогда же была объявлена заповедником и Аскания-Нова . В 1920 на Урале организован Ильменский заповедник . В то время руководство заповедниками было возложено на Народный комиссариат по просвещению – ведомство, не связанное с эксплуатацией природных ресурсов, в котором имелись специальные подразделения по охране природы. В 1924 на Северном Кавказе был создан Кавказский заповедник , в 1925 – заповедники Столбы (под Красноярском), Галичья Гора (Липецкая область), Лес на Ворскле (с 1999 заповедник Белогорье в Белгородской области) и др. Именно тогда сформировалось представление о государственном заповеднике как природоохранном и научно-исследовательском учреждении (в отличие от зарубежных национальных парков, предназначенных прежде всего для общения человека с природой).

В 1933 был учреждён Комитет по заповедникам при Президиуме ВЦИК, преобразованный в 1939 в Главное управление по заповедникам при Совнаркоме РСФСР. В 1935–40 на территории РФ создано более 10 государственных заповедников, в т. ч. Сихотэ-Алинский , Окский , Хопёрский , Центральночернозёмный и др. Заповедники внесли огромный вклад в развитие экологических исследований; в них велась активная научно-организационная работа, регулярно публиковались научные труды. Широкомасштабные преобразования, происходившие в то время в стране, заставили сотрудников заповедников наряду с научной работой заниматься решением практических задач: акклиматизацией растений и животных, закладкой ферм, питомников и плантаций различного профиля и др.

В годы Великой Отечественной войны многие заповедники оказались на оккупированной территории и понесли тяжёлый урон, однако ни один из них не был закрыт. В первые послевоенные годы возникли 5 новых заповедников в Подмосковье (до наших дней из них сохранился только Приокско-Террасный заповедник ), на северном берегу Рыбинского водохранилища (Дарвинский заповедник ), в Свердловской области (Висимский заповедник и Денежкин Камень ), в Забайкалье (Читинский), а также на Сахалине (Средне- и Южно-Сахалинский).

С серьёзными трудностями столкнулось заповедное дело в 1950–60-х гг., когда был принят ряд необоснованных решений о реформировании системы заповедников. В результате реорганизации в 1951 число заповедников сократилось более чем вдвое, а их общая площадь уменьшилась со 120 тыс. до 10 тыс. км 2 . В 1951 было упразднено большинство крупных заповедников Сибири и Дальнего Востока (в их числе: Алтайский, Кондо-Сосьвинский, Кроноцкий, Саянский, Читинский). Сохранившиеся заповедники, территории которых были сокращены до минимума, получили более низкий статус научно-опытных станций, ориентированных на решение конкретных задач сельского, лесного и охотничьего хозяйства. Ликвидация всех главных управлений по заповедникам при Советах министров союзных республик привела к существенным нарушениям системы управления заповедниками и обеспечения их научной деятельности.

Во 2-й пол. 1950-х гг., после создания Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при см РСФСР, началось восстановление разрушенной заповедной системы. Были воссозданы Алтайский, Башкирский, Кроноцкий заповедники, расширены территории Баргузинского, Сихотэ-Алинского, Печоро-Илычского и некоторых др. заповедников. В 1960 принят «Закон об охране природы в РСФСР», в котором имелись специальные статьи о заповедниках и др. охраняемых природных территориях. Несмотря на это, уже в 1961 несколько заповедников было ликвидировано (причём некоторые из них повторно), а ряд других преобразован в филиалы. Некоторая стабилизация наступила в сер. 1960-х гг., когда были приняты меры для восстановления заповедных территорий, обеспечения их организационной и правовой деятельности.

Развитие системы заповедников ускорилось в 1970–80-х гг., что связано с осознанием государством и обществом актуальности и значимости глобальных экологических проблем. В Москве и Новосибирске в системе Главохоты РСФСР были созданы специальные подразделения для научного проектирования новых заповедников, которые размещались преимущественно на Крайнем Севере (Таймырский заповедник , Усть-Ленский заповедник , Остров Врангеля ), в районах Дальнего Востока (Буреинский заповедник , Джугджурский заповедник ), Сибири (Саяно-Шушенский заповедник , Малая Сосьва , Сохондинский заповедник , Даурский заповедник ), а также в Европейской части РСФСР (Нижнесвирский заповедник , Брянский Лес ). Первые национальные парки на территории России учреждены в 1983: Сочинский национальный парк и Лосиный Остров (Москва). Важными этапами в истории российского заповедного дела стали организация Государственных комитетов СССР и РСФСР по охране природы (1988), а также постановление ВС СССР «О неотложных мерах по экологическому оздоровлению страны» (1989), которое предусматривало существенное расширение заповедной сети. Последним в 20 в. был учреждён заповедник Эрзи в Ингушской Республике (2000). Нач. 21 в. ознаменовалось созданием 3 заповедников: Кологривский лес (2006), Утриш (2010), Шайтан-Тау (2014).

Одним из важнейших этапов в развитии системы охраняемых природных объектов стал Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995, с изменениями и дополнениями на 26.7.2019), который выделяет следующие основные категории охраняемых природных территорий: гос. природные заповедники (в т. ч. биосферные), национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Помимо этого, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления устанавливают др. категории охраняемых природных территорий (зелёные зоны, городские леса и парки, памятники садово-паркового искусства, природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.). Различают особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения. Нормативно-правовой статус и границы особо охраняемых территорий Крыма определены в 2018.

В России 2017 был Годом особо охраняемых природных территорий.

Заповедники. Основу системы охраняемых природных объектов России образуют государственные природные заповедники . Все российские заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, основная задача которых – изучение естественного хода природных процессов. Здесь ведутся стационарные мониторинговые исследования по программе «Летопись природы» (постоянный сбор данных, которые дают возможность выявить взаимосвязи между составляющими природных комплексов). Заповедники проводят работу по учёту, восстановлению и увеличению численности редких и наиболее ценных представителей растительного и животного мира, обеспечивают сохранение природного биоразнообразия и естественного генофонда флоры и фауны. Усилиями заповедников (в первую очередь Воронежского заповедника ) широко расселены по всей территории страны речные бобры, ранее практически истреблённые, а теперь ставшие обычными обитателями многих водоёмов. Все заповедники являются землепользователями; их имущество и природные ресурсы представляют собой федеральную собственность, полностью изымаемую из хозяйственного оборота. Заповедники – некоммерческие организации, финансируемые в основном за счёт средств федерального бюджета.

В нач. 21 в. в России насчитывалось 100 государственных природных заповедников общей площадью 335 тыс. км 2 , к нач. 2017 их число увеличилось до 104 (без учёта заповедников Крыма), общей площадью 339,52 тыс. км2; 45 из них расположены в Европейской части страны, остальные – в Азиатской (в т. ч. в Зауралье, Сибири, Арктике, на Дальнем Востоке). Кроме того, в Республике Крым имеется ряд природных заповедников: Ялтинский горно-лесной, Карадагский, Казантипский, Опукский, «Лебяжьи острова» (орнитологический участок бывшего Крымского природного заповедника), федеральный статус которых установлен в 2018. К концу 2018 число заповедников возросло до 110 (общая площадь 345 тыс. км 2).

Крупнейшие по площади заповедники – Большой Арктический, Командорский, Остров Врангеля, Путоранский, Таймырский, Усть-Ленский, Кроноцкий, Центральносибирский; другие – находятся в зоне тундры и тайги, на островах Тихого и Северного Ледовитого океанов.

Государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов , осуществляющих глобальный экологический мониторинг, имеют статус биосферных (32 на нач. 2017); крупнейшими из них являются Кроноцкий, Печоро-Илычский и Саяно-Шушенский. К их территориям в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в т. ч. с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Большинство заповедников находится в подчинении Минприроды России, однако некоторые относятся к ведению РАН и др. министерств: Дальневосточный морской (Институт биологии моря ДВО РАН), Уссурийский (Биолого-почвенный институт ДВО РАН), Ильменский (УрО РАН), Галичья Гора (Воронежский государственный университет Минобрнауки России).

Национальные парки. Не только в природоохранных, но и рекреационных и культурных целях используются национальные парки .

В нач. 21 в. в России имелось 35 национальных парков, занимающих площадь 69 тыс. км 2 , к кон. 2018 их число увеличилось до 56 общей площадью более 234 тыс. км 2 . Большинство из них расположено в Европейской части страны, к бассейну Волги приурочены национальные парки Башкирия , Нижняя Кама и Самарская Лука ; на севере размещаются парки Кенозёрский национальный парк (Архангельская область), Водлозёрский национальный парк (Карелия, Архангельская область) и Югыд Ва национальный парк (Республика Коми). В Зауралье созданы национальные парки Припышминские Боры и Зюраткуль ; в Сибири – Шушенский Бор , Тункинский национальный парк и Алханай ; два национальных парка находятся на побережье Байкала. Перспективно развитие сети национальных парков на Дальнем Востоке и в Арктике (в частности, на Новой Земле). Статус национального парка получили: Калевальский , Бузулукский бор, Удэгейская легенда (все в 2007), Зов тигра , Анюйский (оба в 2008) Русская Арктика (2009), Сайлюгемский (2010), Земля леопарда (2012), Берингия , Онежское Поморье , Шантарские острова (все в 2013), Чикой (2014), Бикин (2015), Кисловодский (2016), Сенгилеевские горы (2017), Крымский (2018).

Водлозёрский национальный парк (1991) получил статус международного биосферного резервата, работающего в рамках международной программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАB).

Природные парки, в отличие от национальных (при существенном сходстве их статуса, задач и целей), находятся в ведении субъектов РФ, постановлениями которых они создаются. В 2017 на территории России число природных парков достигло 151 (76 из них находятся в Белгородской области, где, как правило, имеют очень небольшую площадь). Семь из них находятся в черте г. Москва (в т. ч. Битцевский Лес, Измайлово, Останкино); 5 природных парков расположены в Камчатской области (Быстринский, Южно-Камчатский, Налычево, Ключевский, Голубые Озёра); по 4 – в Якутии (в т. ч. Ленские Столбы, Усть-Вилюйский) и в Волгоградской области (в т. ч. Волго-Ахтубинская пойма, Эльтонский) и т. д.

Заказники. Для сохранения и восстановления природных комплексов или их компонентов, а также поддержания экологического баланса создают государственные природные заказники, среди которых (в зависимости от профиля и назначения) различают: комплексные (ландшафтные), биологические (фаунистические, лесные, болотные и т. д.), гидрологические и др. Традиционно наиболее известны заказники для воспроизводства особо ценных охотничьих животных. Природные заказники чаще всего находятся на землях различных землепользователей, которые обязаны соблюдать установленный режим охраны. В России насчитывается ок. 3 тыс. природных заказников, из них (на нач. 2017) 59 государственных природных заказников федерального значения общей площадью 70,5 тыс. км 2 . В 2018 окончательно установлен статус государственных природных заказников Киркинитский, Малое Филлофорное поле в Республике Крым. Особое значение имеют природные заказники Земля Франца-Иосифа и Североземельский в Северном Ледовитом океане (оберегающие уникальную фауну Арктики), Елизаровский, Васпухольский и Верхнекондинский заказники в Ханты-Мансийском автономном округе (где взята под охрану уникальная популяция западносибирских аборигенных речных бобров, а также места пролёта и гнездования водоплавающих птиц), Малые Курилы в Сахалинской области и др.

Памятники природы. К этой категории часто относят уникальные лесные массивы, естественные болота, пещеры, родники, водопады, а также некоторые участки рукотворных ландшафтов – искусственные леса, сады, парки и др. Памятники природы могут иметь федеральное и региональное значение; в некоторых случаях эти участки изымаются у землепользователей и собственников. Обычно их охрана возлагается на владельцев земельных участков, где они расположены. В России выделено ок. 7,74 тыс. памятников природы, примерами которых могут служить: Аргуновский сосновый бор (Архангельская область), роща Эйхвельда и ледниковые валуны (Мурманская область), Дудергофские высоты (Ленинградская область), Лохин Oстров (Московская область), парк усадьбы «Покровское-Стрешнево» (Москва), Лысая гора (Воронеж), тиссовые и кедровые рощи (Дальний Восток), «дуб Пугачёва» (Республика Марий Эл) и др. Гидрологическими памятниками природы объявлены некоторые озёра, в т. ч. Озеро Могильное (Мурманская область), озеро Светлояр (Нижегородская область) и др. Федеральным памятником природы стали остров Малый Жемчужный в северной части Каспийского моря и озеро Киёво (Киово) и его котловина (2016; расположено на территории г. Лобня Московской области; на озере располагается самая крупная колония озёрных чаек в Европе, которая насчитывает более 15 тыс. гнездовий). На нач. 2017 площадь памятников природы федерального значения в России составляла 235 км 2 .

Шесть памятников природы входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, создающими специальные коллекции растений для сохранения и обогащения растительного мира, а также осуществляющими научную, учебную и просветительскую деятельность. Они организуются решениями соответствующих органов исполнительной власти (федеральной или региональной) и являются землепользователями; территории таких учреждений предназначаются только для выполнения их прямых задач. На территории России имеются десятки ботанических садов, среди них наиболее известны: Главный Ботанический сад им. Н. В. Цицина РАН (Москва), ботанический сад Ботанического института РАН (Санкт-Петербург), Полярно-альпийский сад-институт (Мурманская область), Уральский и Уфимский ботанические сады-институты, Центральный Сибирский ботанический сад, Никитский ботанический сад, а также 24 дендрологических парка [Сочинский дендрарий, Бирюлёвский дендропарк (Москва), дендрарий Горно-таёжной станции (Приморский край) и др.].

Территории традиционного природопользования – принципиально новая для России категория особо охраняемых природных объектов, возникшая после принятия в 2001 Закона РФ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Подобные «родовые угодья» закреплялись за коренными жителями в отдельных районах Сибири и Дальнего Востока ещё в 1990-х гг. Закон открыл широкие перспективы развития традиционных для этих регионов отраслей хозяйства (охота, рыболовство, оленеводство), придавая лесным, земельным и водным угодьям статус, близкий к охраняемым природным территориям.

Иные формы охраны природных территорий. Кроме перечисленных основных, законодательно установленных, категорий территориальной охраны, существует множество иных форм особо охраняемых природных территорий. В «Сводном списке охраняемых природных территорий Российской Федерации» (2006) содержится более 250 наименований охраняемых природных объектов. К ним относятся весьма разнообразные водно-болотные угодья, ключевые орнитологические территории (имеющие наиболее важное значение для сохранения какого-либо вида птиц на местах гнездования, путях перелётов или зимовок), различные леса специального и защитного назначения, лесные полосы, зоны отдыха и покоя и т. д. Существует также целый ряд охраняемых территорий, в пределах которых объекты культурного наследия России сочетаются с окружающими их природными ландшафтами. К их числу можно отнести музеи-заповедники (например, Соловецкий и Валаамский архипелаги), мемориальные усадьбы (Михайловское, Щелыково, Поленово), природно-исторические комплексы (Бородинское поле, Куликово поле и др.). Всего в этом списке представлены сведения о 13,2 тыс. особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения.

Наиболее ценные природные территории России включены ЮНЕСКО в международный список объектов Всемирного наследия (по состоянию на кон. 2018 включены 30 российские особо охраняемые территории, в т. ч. 12 государственных природных заповедников и 5 государственных природных национальных парков, 6 памятников природы); среди них – девственные леса Республики Коми (Печоро-Илычский заповедник, национальный парк Югыд Ва); озеро Байкал (акватория и прибрежная зона, включая прилегающие к озеру Баргузинский, Байкало-Ленский и Байкальский заповедники, а также Прибайкальский и Забайкальский национальные парки); вулканы Камчатки (Кроноцкий заповедник, прилегающие природные парки и федеральный заказник Южно-Камчатский); Золотые горы Алтая (в т. ч. Алтайский и Катунский заповедники, природный парк Белуха, плато Укок); остров Врангеля в границах одноименного заповедника; плато Путорана; Ленские столбы [Республика Саха (Якутия)].

В 1989 создан первый международный заповедник (трансграничный резерват) «Дружба» на базе Костомукшского заповедника и пяти особо охраняемых природных территорий Финляндии. На кон. 2016 на территории России располагаются ещё 4 международных трансграничных резервата: российско-монголо-китайский заповедник «Даурия» [Даурский заповедник, заповедники «Монгол Дагуур» (МНР) и «Далай-нор» (КНР)], российско-китайский заповедник «Озеро Ханка» [Ханкайский заповедник, заповедник «Санкай-Ху» (КНР)], трансграничный резерват «Алтай» (Катунский заповедник, Катон-Карагайский национальный парк Казахстана), трёхсторонний трансграничный парк «Пасвик-Инари» (заповедник Пасвик, район дикой природы «Вятсари» Финляндии и 3 особо охраняемые природные территории Норвегии – национальный парк Эрве-Пасвик, заповедник Пасвик и заказник «Эрве-Пасвик»).

В ряде административных выделов Европейской и Азиатской частей России, благодаря наличию многочисленных охраняемых природных территорий разного уровня (от федеральных и региональных до местных), возникли предпосылки для создания особых территориальных систем, именуемых «экологической сетью» или «экологическим каркасом», призванных выполнять как природоохранные, так и определённые народно-хозяйственные функции (научные, просветительские, туристические и др.). Многие субъекты РФ (в их числе Ленинградская, Пермская и Иркутская области, Алтайский край) уже создали или разрабатывают специальные кадастры охраняемых природных территорий. Согласно т. н. Севильской стратегии, принятой на 2-м международном конгрессе по биосферным резерватам (1995), всемирная сеть таких учреждений и объектов рассматривается не только как важное средство сохранения биологического разнообразия, но и в качестве модели гармоничного благоустройства территорий в различных ландшафтных зонах планеты, а также экспериментальной базы для обеспечения устойчивого развития в глобальном плане.

Экологическая доктрина РФ (2002) рассматривает создание и развитие системы охраняемых природных территорий разного уровня и режима как одно из главных направлений государственной политики России в области экологии и как важнейшее условие обеспечения устойчивого природопользования. См. карту.

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

Особо охраняемые природные территории

В наибольшей степени биологическое и ландшафтное разнообразие сохраняется на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Поэтому увеличение их площадей, обеспечение установленного режима и реальной охраны является одним из приоритетных направлений в работе по сохранению природной среды. ООПТ предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, они имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

На территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Федеральный закон регулирует отношения в области использования особо охраняемых территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Различают следующие основные категории указанных территорий:

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

– национальные парки;

– природные парки;

– государственные природные заказники;

– памятники природы;

– дендрологические парки и ботанические сады;

– лечебно-оздоровительные местности и курорты;

– объекты всемирного наследия.

Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики Российской Федерации

Гоударственные природные заповедники

Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы. Их основная задача состоит в строжайшей охране эталонов дикой природы соответствующей зоны и ландшафтов для сравнения и анализа тех изменений, которые вносит в природу человек. Необходимо помнить, что сбережение всех видов животных и растений, обитающих на земле, имеет важное научное и практическое значение. Это тот драгоценный генетический фонд, который может оказаться крайне необходимым человечеству.

При организации сети заповедников в основу были положены научные принципы, не утратившие своего значения и в настоящее время.

Выбираемые под заповедники территории были в наименьшей степени изменены под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Природные комплексы заповедников включали редкие виды животных и растений (или редкие экосистемы).

Заповедники служили образцами ландшафтно-географических зон.

Территории заповедников были достаточны для обеспечения саморегуляции происходящих природных процессов.

В первую очередь заповедовались “эталоны” тех ландшафтов, которым угрожала опасность исчезновения.

В Российской Федерации наиболее традиционной формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия, являются государственные природные заповедники. Система государственных заповедников как эталонов ненарушенных природных территорий является предметом заслуженной гордости отечественной науки и природоохранного движения России. Сеть заповедников создавалась в течение восьми десятилетий. На 2000г в России 99 государственных природных заповедника общей площадью 33,152 млн. га, в том числе сухопутные (с внутренними водоемами) – 26,678 млн. га, что составляет 1,56% территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик в составе Российской Федерации, 4 краев, 35 областей, одной автономной области, 7 автономных округов. В соответствии с законодательством государственные природные заповедники имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений.

Система российских государственных природных заповедников всемирно признана: 21 из них имеет международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 7 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 10 попадают под юрисдикцию Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавующих птиц (Рамсарская конвенция), 4 (Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский) имеют дипломы Совета Европы.

Национальные парки.

Национальными парками объявляются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.

Государственная система национальных парков Российской Федерации начала формироваться сравнительно недавно, первый национальный парк Российской Федерации ("Сочинский") был образован в 1983 г. По состоянию на 2000 г. в Российской Федерации имеется 34 национальных парка общей площадью 6,787 млн. га (0,4% площади Российской Федерации). Национальные парки расположены на территории 11 республик, 2 краев, 17 областей (табл. 3). Большинство (33) национальных парков находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России и один – в ведении Правительства Москвы ("Лосиный остров").

Роль и значение российских национальных парков признаны мировым сообществом: три национальных парка находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия (это национальный парк "Югыд ва", на территории которого сохранился наибольший массив старовозрастных (девственных) лесов в Европе, и национальные парки "Прибайкальский" и "Забайкальский", входящие в водоохранную зону оз. Байкал). Часть территории национального парка "Мещерский" (пойма р. Ока и участок поймы р. Пра) подпадает под юрисдикцию Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция).

Природные парки.

Природные парки регионального значения – относительно новая категория особо охраняемых природных территорий России. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.

Государственные природные заказники и памятники природы

Государственные природные заказники – это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Государственные природные заказники федерального или регионального значения могут иметь различный профиль, в том числе быть:

– комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

– биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

– палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

– гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

– геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

По состоянию на 1 января 1999 г. под охраной органов лесного хозяйства находилось 2920 памятников природы и заказников. Памятники природы выделены на площади 1058 тыс. га, заказники – на площади 9691 тыс. га.

Распределение памятников природы и заказников в лесном фонде по профилю представляются в следующем виде: памятники природы биологические – 40%, гидрологические – 25%, геологические – 4%, комплексные – 31%, заказники биологические – 14%, гидрологические – 8%, комплексные – 78%.

В памятниках природы и заказниках, находящихся под охраной органов лесного хозяйства, установлен и поддерживается режим невмешательства в процессы естественного развития природных сообществ, исключающий проведение рубок главного пользования, а в отдельных случаях и рубок ухода.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Анализ и обобщение материалов режимных наблюдений показывает, что на улучшение экологического состояния курортных территорий и лечебно-оздоровительных местностей продолжают оказывать заметное влияние такие факторы, как спад промышленного и сельскохозяйственного производства, обуславливающий тенденцию к постоянному снижению объемов сброса промышленных сточных вод и применяемых ядохимикатов и химических удобрений. Такая тенденция особенно ярко проявляется на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях, расположенных в промышленных регионах центра и северо-запада Европейской территории России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в районах интенсивного земледелия черноземной зоны и юга России. В качестве отрицательных факторов, ухудшающих экологическую обстановку на курортах, на первое место вышли аварийное состояние многих канализационных и бальнеотехнических систем, очистных сооружений и устройств, а также несанкционированное строительство частных предприятий, захват земельных участков и сохранение мелких вредных производств, в том числе и на участках первых и вторых зон горно-санитарной охраны. Такая тенденция сохраняется и даже усиливается, прежде всего в крупных городах-курортах: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Нальчик, Сочи, Анапа, Геленджик, в Калининградской и Санкт-Петербургской курортных зонах, Садгороде Приморского края и др.

В связи с уменьшением числа обслуживаемых на курортах граждан отмечается резкое и необоснованное сокращение в целом по стране использования природных ресурсов – минеральных вод и лечебных грязей.

За последние годы техническое состояние гидроминерального и бальнеотехнического хозяйства на многих курортах и в санаторно-оздоровительных учреждениях не удовлетворяет существующим требованиям. Отсутствие средств не позволяет проводить плановые ремонты и замену изношенного и устаревшего оборудования.

Ботанические сады и дендрологические парки

В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" ботанические сады и дендрологические парки представляют собой отдельную самостоятельную категорию объектов с особым режимом охраны и функционирования. В последние годы сеть ботанических садов и дендрологических парков России продолжала расширяться, в первую очередь, за счет садов, расположенных на территориях курортных зон и оздоровительных учреждений. В настоящее время Совет ботанических садов России – ведущий координационный орган в соответствующей области – объединяет 80 ботанических садов и дендрологических парков (табл. 6) различной ведомственной принадлежности.

В числе основных направлений деятельности ботанических садов как особо охраняемых природных территорий выделяются: сохранение биоразнообразия, создание и сохранение генофонда растений, в том числе редких и исчезающих видов, а также изучение и разработка подходов к охране и рациональному использованию растительных ресурсов.

Повсеместно в стране велико рекреационное и образовательно-просветительское значение ботанических садов и дендрологических парков. Это связано с высокой эстетической привлекательностью их территорий, богатством и разнообразием их коллекций, сложившимися традициями их деятельности как очагов экологической культуры, высоким профессиональным уровнем их сотрудников.

В настоящее время ботанические сады и дендрологические парки России испытывают определенные трудности, обусловленные, прежде всего недостаточным финансированием. Во многих ботанических садах сократились объемы научных исследований, под угрозой оказались коллекции растений и семян, ослабло взаимодействие (обмен материалом, контакты сотрудников и т.п.) между садами.

Размещаясь преимущественно в городах и пригородах, ботанические сады испытывают воздействие тех же неблагоприятных экологических факторов, что и окружающие их территории: загрязнение воздушного бассейна и водотоков, шумовое загрязнение, рекреационная перегрузка и др. Проблема при этом обостряется вследствие зачастую повышенной чувствительности коллекций растений к факторам негативных внешних воздействий в сравнении с местной растительностью.

Особенно сильно на экологическое состояние садов и парков влияют химическое и шумовое загрязнения среды, вызванные прохождением в непосредственной близости от их территорий автомагистралей, что наиболее характерно для садов, расположенных в крупных городах. Нередко специфическим фактором экологического риска для них является также обычная застройка близлежащих площадей, вызывающая подтопление территории садовых ландшафтов.

Одной из основных проблем ботанических садов и дендрологических парков является сохранение территориальной целостности. Территории садов и парков часто представляются весьма привлекательными для реализации различных проектов, таких как создание рекреационных объектов, строительство спортивных площадок, коттеджей, автостоянок, прокладка автострад и т. п.

Объекты всемирного наследия

В декабре 1998 г. на очередной 22-й сессии Комитета всемирного наследия была одобрена заявка России на включение в Список всемирного природного наследия объекта "Золотые горы Алтая" (Республика Алтай).

Таким образом, по состоянию на 1 января 1999 г. в Список объектов природного наследия ЮНЕСКО от Российской Федерации включено 4 природных объекта. Объекты природного наследия представляют Урал ("Девственные леса Коми"), Сибирь ("Золотые горы Алтая", "Озеро Байкал") и Дальний Восток ("Вулканы Камчатки"); они в целом включают территории 7 заповедников, 4 национальных парков, 4 природных парков, 3 государственных природных заказников федерального значения, а также ряд иных особо охраняемых природных территорий. Суммарная площадь участков, отнесенных к всемирному природному наследию в России, – 17 млн. га, включая 3,3 млн. га акватории, в том числе озеро Байкал (8,8 млн. га), морскую акваторию Кроноцкого заповедника (135 тыс. га), Телецкое озеро (23 тыс. га).

Предыдущие материалы:
  • Основы реализации, цели водного законодательства Российской Федерации
  • Основные принципы государственного законодательства в области охраны атмосферного воздуха
  • Основные правовые принципы и положения в области охраны животного мира
Следующие материалы:
  • Защита генофонда биосферы. Красные книги животных и растений
  • Экологический туризм как часть природосберегающей стратегии
  • Динамика состояния растительного и животного мира, суши, рыбных ресурсов. Мониторинг окружающей среды

Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития

1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:

а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.

3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:

а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 12 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон

12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 13 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 14 с 1 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.

просмотров