Роль религии в современном мире эссе. Религия в современном мире и в современном обществе. Понятие религии в работах социологов

Роль религии в современном мире эссе. Религия в современном мире и в современном обществе. Понятие религии в работах социологов

Доброго вечера, мой дорогой друг!

Итак, как ты понимаешь, начну я, опять же, с основного. Что такое религия и для чего она вообще нужна? Все определения религии сводятся к одному: система верований, основанная на поклонению кому-либо или чему-либо. Религии присущи так же обрядность, организованность (то есть объединение в религиозные общины, простейший пример – церковь), влияние на культуру и мировоззрение тех или иных людей. В каждой религии есть своего рода моральные нормы, которых должен придерживаться человек. Религия действительно всеобъемлюща, каких только верований не существует в мире. Однако, лично мое понимание религии включает в себя еще одну важную деталь. Религия – способ управления человечеством. Я полагаю, что ты уже где-то мог слышать это утверждение. Да, некоторые люди и вправду думают так, но много ли из них могут доказать, обосновать это? Ведь сейчас, увы, человек часто произносит то, что остается для него непонятным. Я не люблю делать так, и поэтому хочу объяснить тебе, почему же придерживаюсь о религии столь категоричного мнения. Опять же, будет небольшой, но очень важный экскурс в историю.

Поговорим о появлении религии. Первые верования появились вместе с первыми людьми. Во многих книгах, и совершенно справедливо, утверждается, что наши прародители из-за недостатка знаний не могли объяснить простейшие природные явления, такие как, например, дождь, снег, рост дерева, рождение человека. Поэтому вполне логично, что, находясь в поисках истины, они списывали все на некие сверхъестественные силы природы. В то же время они понимали, что от многих природных процессов зависит их жизнь, пропитание и возможности. Таким образом, две эти мысли, соединившись в голове древнего человека, дали простую логическую цепочку: чтобы я мог жить, я должен с поклонением относится ко всему, что позволяет мне это делать. Этой мыслью человек автоматически делал из себя раба. Но, в то же время, он начинал беречь природу. Собственно, так появилось язычество, одна из самых добрых, на мой взгляд, религий планеты. Однако уже в ней наблюдаются тенденции ограничения человеческих мыслей, а ведь этот период – только зарождение нашей цивилизации. Дальше - страшнее. Человечество, эволюционируя, приобретая новые знания, начинает организовываться в более или менее крупные группы: общины, кланы, племена. И естественно, появляется первое управление. В каждой такой группе начинают возвышаться ее главы, люди, к которым относятся более уважительно, чем ко всем остальным. Именно тогда и появляются властолюбие и жажда править. Люди, которые главенствуют в этих социальных группах, начинают хотеть управлять своими соплеменниками. Самые находчивые из них подключают к этому религию. Они понимают, что просто так люди не пойдут за тобой, нужно оружие, которое будет максимально влиять на их умы, нужно давить на самое важное. В условиях того времени таким оружием являлась именно религия. Люди действительно сильно зависели от нее, будучи непросвещенными и многого не знающими о мире. Поэтому властолюбцы начинают приплетать ее в угоду себе. Тогда же появляются первые теории о том, что, допустим, если ты не принесешь богам жертву, то будешь проклят. Посуди сам, это же обыкновенное средство наживы. Жрецу приносили еду, одежду, а он вместо этого питал людей надеждами о том, что теперь у них все будет хорошо. Недаром одними из самых богатых людей в те времена как раз и были священнослужители. Такого рода ситуации как раз и запустили на полную катушку мощнейшую машину, которая в дальнейшем стала глобальным средством управления нациями и даже огромнейшей коммерческой организацией.

Теперь перенесемся в более позднее время, когда религия стала вполне развитой системой. Здесь ситуация откровенно ухудшается, я думаю, ты и сам знаешь, почему. Я могу привести тебе тысячи примеров. Допустим, рассмотрим крестовые походы. Ты, я думаю, способен оценить, сколько крови было пролито во время всех крестовых походов, и ради чего, друг мой? Ради того, чтобы убедить одну нацию в том, что тот дяденька на небесах, в которого верят они, неправильный, и нужно верить в другого дяденьку. Убийства ради истинной веры – скажут одни. Убийства ради новых территорий – вот, что скажу я. Неужели непонятно, что религия – это просто прикрытие, обозначение якобы благородной миссии принести в мир истину? Боже мой, конечно же, нет. На крестовых походах наживались, прежде всего, религиозные общины, феодалы и рыцари. Во многих источниках описаний награбленных богатств гораздо больше, чем описания радостных и благородных мыслей, которые переполняют воина, несшего в мир правильную веру. По-моему, прекраснейший пример для доказательства того, что религия – мощнейший способ управления и ведения политики. Религиозные воины были всегда и продолжаются по сей день, а все почему, друг мой? Потому что очень просто наводнить умы людей пафосной идеей, сделать из них марионеток и управлять по своему желанию. Среди примеров управленческой роли религии могу привести тебе так же Реконкисту, по сути своей похожую на Крестовые Походы. Да что уж говорить, все религиозные войны мира – вот тебе пример тонкого и хитрого управления народами через религию. Религия – это рабство.

Немного ранее я обмолвилась о том, что религия – это еще и коммерческая организация. И это в действительности так. Обратимся к истории вновь. Вспомни XVI – XVII века, когда католическая церковь раскололась на протестантов, лютеран, кальвинистов и так далее. Если углубляться, то можно обнаружить, что раскол произошел во многом из-за злоупотреблений католическими священнослужителями своими полномочиями. Происходила так называемая торговля индульгенциями. Тогда умы людей все еще были заключены в религиозные рамки (освобождаться от них они начали только лишь в эпоху Ренессанса), и посему очень и очень многие старались при жизни освободить себя от совершенных грехов. Согрешивший человек приходил в церковь, исповедался, и в знак того, что ему отпущены его грехи, получал специальную бумагу – индульгенцию. Конечно, священники, которые и так были привилегированным сословием, старались не упускать своего. Они стали продавать индульгенции, и в итоге самыми безвинными становились те, у кого было много денег. Феодалы, которые дарили церкви земли, попадали в Рай вне очереди. Таким образом, что мы видим? Все верно, друг мой. Именно в тот момент коммерческая религия начала действовать в полную силу. Никого не интересовала твоя вера, нужны были лишь твои деньги. Странно, что всемогущий Иисус, в существовании которого меня до сих пор пытаются уверить, ничего с этим так и не сделал. Ну а те, кто были против окоммерчивания религии, откололись и как раз - таки образовали протестантизм и прочие ответвления католичества. Увы, и в современном мире религия коммерцией быть не перестала. Во-первых, сейчас появилось множество сект. И все знают, что их основная цель – одурманить людей, чтобы получить с них больше денег и прочих благ. Тут, мне кажется, разъяснения не требуются. Во-вторых, хочу привести конкретный пример. Быть может, ты слышал когда-то о таком человеке, как Димитрий Энтео. Этот юноша занимается религиозной агитацией крайне православных граждан России, регулярно устраивает митинги и носится по центральным площадям Москвы с многочисленными плакатами, призывающими уверовать и искоренить, как он считает, бесовщину на Руси. Единственное, что я могу сказать обо всем этом, так это то, что если тебе нужны деньги, ты готов будешь заниматься даже такими вещами. Не буду уточнять, кто его работодатель, но, думаю, платит он ему неплохо, раз господин Энтео все еще при делах. Гораздо более яркий пример – это патриарх Российской Федерации Кирилл (в миру Гундяев). Не так давно, год – два назад в прессе освещался тот факт, что наш глубокоуважаемый патриарх носит на руке часы за несколько миллионов долларов, ездит на дорогой машине и имеет квартиру в центре Москвы. В подлинности данных фактов сомневаться не приходится, если ты хочешь, я могу предоставить тебе множество доказательств. Здесь религия снова играет коммерческую роль. Чем выше твой церковный сан, тем больше ты можешь себе позволить. К чему я все это? Для меня настоящий священник, настоящий верующий – это тот, кто полностью посвящает себя богу, он не думает об удобствах и удовольствиях, этот человек живет в труде и аскетизме, но он морально, нравственно чист. Я пытаюсь подвести тебя, мой друг, к моему второму восприятию религии. Что бы я там ни говорила, но некоторые вещи из той же Библии (хотя ее подлинность давно опровергнута) позволяют воспитать нравственно здорового человека. И именно это радует меня в религии и позволяет не придерживаться о ней сугубо отрицательного мнения.

Надеюсь, ты не очень утомлен. Поговорим о том, как все-таки религия влияет на нравственность человека. Возьмем за основу небезызвестные семь божественных заповедей. Среди них есть такие, как «Не убий» и «Не прелюбодействуй». На мой взгляд, убийство – один из тяжелейших негативных поступков человека (если же оно, конечно, было не в процессе самообороны или подобного рода ситуации). И эта заповедь как нельзя лучше ограничивает человека там, где его как раз действительно стоит ограничивать. То же самое с прелюбодеянием. Это как один из примеров. Кстати, довольно забавно, что люди в тех же Крестовых походах убивали других, чтобы привить им религию с заповедью «Не убий». Это я называю религиозной слепостью, когда человек, по сути, верит, но не знает, во что, и готов сделать все ради того, чего не понимает сам. Такая тенденция наблюдается в основном в мусульманстве, так законы этой религии невероятны строги и очень часто жестоки, и детей мусульман с самого начала воспитывают очень верующими. Они не должны принимать ничего, кроме ислама, и в любой ситуации стоять за него. Исламисты устраивают теракты из-за веры, но из них единицы понимают, ради чего все это делается. В основном, глубинное понимание веры отсутствует, и из-за этого начинаются все проблемы. Но, слава богу, что все-таки в каждой религии и нации найдутся люди, для которых религия – средство самовоспитания, нравственного совершенствования, а не коммерция и управление. Мне посчастливилось быть знакомой с таким человеком. По вероисповеданию он православный христианин. Этот человек бесконечно добр, а его философские рассуждения о религии, парадоксальности Библии невероятны мудры. Если бы все рассматривали религию так, как он, то наше общество было идеальным. Как-то он привел мне простой пример. В православии принято поститься. Во время поста человек ограничивает себя в питании, и, таким образом, тренирует силу воли. Вот где лежит вся глубина, весь основной религиозный смысл. Но, увы, часто люди до этого попросту не доходят. Они начинают кричать о боге, упрекать всех, кто не верует, однако сами настолько слепы и настолько не ориентируются в собственной религии, что становится одновременно смешно и грустно. Мне смешно и грустно смотреть на эти расплодившиеся крайне православные партии во главе с такими, как Энтео, на этих патриархов и пап, которые говорят о нравственности и чистоте мышления, а сами пользуются айпадами и ездят на дорогих машинах. Мне смешно и грустно слушать все эти «Аллах един», «Иисус наш бог», «Ярило наш покровитель». Я считаю, что истинная вера у человека в сердце, и он не будет кричать о ней, потому что он не будет в ней сомневаться. Религия – вещь опасная. Но если ее правильно применить и рассмотреть, она может стать лучшим другом. Увы, в условиях нашей современности, когда людям нужны деньги, оружие и как можно больше власти, религия, по большей части, является оружием уничтожения и помыкания.

На этом я оканчиваю свое эссе, мой дорогой друг. Я жду твоих вопросов, отзывов, только искренних. Если тебе и вправду есть, что сказать – не молчи. Удачной тебе недели!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат на тему:

«Религия в современном мире. Функции религии».

Выполнил: студентка Э-2728 гр.

Воробьева А.А.

Проверил: преподаватель

Янович Г.В.

Курган 2010

Введение……………………………………………………………………………….....3

Религия в современном мире

1. Изменения религиозной области жизнедеятельности общества……………4

2. Численность последователей современных религий……………………….10

Функции и роль религии………………………………………………………………..11

1. Функции религии………………………...…………………………………...11

2. Роль религии………………..……...………………………………………….13

Вывод…………………...………………………………………………………………..16

Список используемой литературы……………………………………………………..17

Введение

Еще каких-нибудь десять лет назад, получая знание и воспитание с материалистических позиций, мы предполагали, что такие специфические институты, как религия и ее организации перестают быть факторами национальной общественной жизни, утрачивают свои позиции в оказании воздействия на мировоззрение людей.

Анализ реальности наших дней показал ошибочность и поспешность выводов данного рода. Сегодня даже непрофессиональным взглядом обывателя можно заметить, что происходит заметная активизация религиозных учреждений, которые непосредственно стараются участвовать в решении целого ряда актуальных проблем современности. Это можно наблюдать в различных регионах, в странах с различным уровнем экономического развития, где распространены различные вероисповедания. Не обошло явление активизации религиозной деятельности и Россию, а смутное время так называемых реформ еще в большей степени способствовало усилению этой деятельности.

Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно-исторической ситуацией, определенные функции.

Религия (от лат. religo - связывать, привязывать, заплетать) - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я".

Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы и существа, а также поклонение им. Если вера есть признак религии, то не всякая вера религиозна. Вера - это признание какой-либо информации достоверной без всякой ее перепроверки и сомнения в ее истинности. Вера может быть религиозной и светской. Человек верит, светски принимая информацию по своей воле иногда сомневаясь или критикуя ее. Религиозная же вера не разрешает сомневаться и критиковать. Святыни веры религиозной являются оберегаемыми. Неверие или сомнение в данном случае рассматривается как тяжкий грех.

Религиозную веру следует отличать от суеверий-предрассудков и заблуждений, зародившихся еще в язычестве, но возникающих и развивающихся и в современности.

Религиозная вера отличается от светской еще и тем, что непременно связана с культом и поклонением, почитанием божеств при помощи конкретно устанавливаемых действ-ритуалов.

Религиозной области жизнедеятельности общества современного мира присущи важнейшие изменения.

1.Секуляризация

В XX веке завершился процесс секуляризации общественной жизни, вытеснения из нее религии, начало которого совпадает с началом Нового времени. Это значит, что религия – и как институт, и как мировоззрение – окончательно утратила свою роль и значение в тех случаях, когда речь идет о принятии решений в политической, социальной или культурной сферах. Если вспомнить знаменитые высказывания из эпохи Просвещения, то, с одной стороны, "гипотеза Бога" так и осталась излишней, но, с другой стороны, не нужно и "выдумывать Бога", поскольку даже Его символическое присутствие не работает в современном социально-политическом пространстве.

Современное общество ориентировано, прежде всего, на ощутимый результат всякого усилия и всякой деятельности. Более того, в нем существует своеобразный культ эффективности. Побеждают ценности прикладной науки: любая идея ценна настолько, насколько она может быть реализована в производственной практике. В конечном счете, все сводится к технологии, у которой один критерий – технологичность.

Часто говорят об утилитаризме современного человека, озабоченного материальной выгодой, одержимого потребительством. Вместе с тем потребление – не что иное, как оборотная сторона эффективного менеджмента. Быть может, главное социальное последствие не в том, что люди превратились в "потребителей", а в том, что для общества определяющей стала сама эффективность "машины" – экономической, финансовой, политической, научной, социальной и т.д.

Подобное положение называют дегуманизацией. Это, в частности, означает, что сегодня профессиональная деятельность и социальный статус человека сплошь и рядом не зависят от мировоззрения, религиозной веры, нравственных ориентиров, особых талантов, личных пристрастий. Прежде всего другого они зависят от способности "вписаться" в существующие механизмы.

Надо иметь в виду, что в досекулярном прошлом религия выполняла двойную функцию. С одной стороны, она, конечно же, участвовала в социальной "прагматике", выполняя роль общественного интегратора: религия давала сакральную санкцию общественному устройству, определяла мораль, мотивировала поступки, а также направляла мысль, "одушевляла" общество. Но, с другой стороны, религия указывала человеку (как члену общества) на сверхвременные, духовные истины и тем самым придавала его существованию в мире внутреннюю глубину, а также нравственный смысл, далекий от "разумного эгоизма". Она учила, что человек человечен настолько, насколько он превышает простую "человеческую данность" – потому что вечный Бог призвал его к духовному росту и свершению по ту сторону здешней, земной "результативности".

Когда же появились другие социальные интеграторы и "мотиваторы", религия превратилась в "частное дело" отдельных индивидуумов. Это касается того исторического периода, когда множество членов общества все еще остаются христианами, но "прогресс человечества", то есть ориентация на эффективность, никак не связанную с религиозной верой, не имеет ничего общего с Церковью; скорее, наоборот. Подобная ситуация, когда "христианские ценности" еще в какой-то мере определяют жизнь общества, характерна и для части стран современного времени.

Однако можно утверждать, что с завершением процесса секуляризации христианская религия перестает быть "частным делом" отдельных людей. Если раньше она еще могла укрываться в душах и умах тех, кто в обыденной жизни следовал законам "новой прагматики без Бога", то теперь – и именно теперь – христианство по существу становится принципиальным оппонентом современной постхристианской культуры.

Религия перестала быть социально полезной, "функциональной" – и поэтому секуляризация совершилась. Но религия имеет дело с "вечным в человеке" и через человека присутствует в обществе и истории. Религия – социальна, даже если она "социально неэффективна". Место религии в жизни человека и общества не может занять ничто другое, потому что она отвечает на особые вопросы человека: об отношении к Богу и об отношении к другому – перед лицом Бога.

2. Фундаментализм.

Фундаментализм религиозный - тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней.

Под религиозным фундаментализмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный, прежде всего для так называемых авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве. Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление фундаменталистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном фундаментализме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х годов и связано с такими явлениями, как рост христианского фундаментализма в протестантских церквах США и Латинской Америке, с типологически схожими католическими движениями (например, Opus Dei), с "исламским фундаментализмом" аятоллы Хомейни, израильским движением Gush Emunim и др.

Религиозный фундаментализм является оппозицией процессу десакрализации культуры. Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в священном писании (Тора, христианская Библия, Коран) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный фундаментализм предлагает "веру помимо интерпретации", что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный фундаментализм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к релятивизму, т.е. к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции.

Следствием такой религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории, с точки зрения религиозного фундаментализма, заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного фундаментализма представляется победой сил зла и "концом мира", под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные фундаменталисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни).

Особенность религиозного фундаментализма заключается в том, что, призывая вернуться к Традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является, в отличие от консерватизма в обычном понимании, современным проектом построения "нового мирового порядка", основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные фундаменталисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный фундаментализм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком, как в духовном, так и в политическом отношении.

Религия утешает лишь тех, кто не способен охватить ее в целом; туманные обещания наград могут соблазнить только тех людей, которые не в состоянии задуматься над отвратительным, лживым и жестоким характером, приписываемым религией Богу.

Гольбах П.

Мое отношение к религии

Для начала хотелось бы ответить на вопрос, а что же такое религия? С научной точки зрения, религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Для одних - это смысл жизни, для других - фанатизм, а для кого-то - это просто мода.

Религия, как обращение к Высшим силам для защиты, - это личная потребность некоторых людей, если не большинства. Произвольные формы человеческого общежития исторически не имелись и не формировались без религиозного начала - веры в сверхъестественные силы, от которых зависит жизнь людей.

Мне кажется, что в школьной программе и образовательной программе ВУЗов нужно обязательно вводить такой предмет, например предмет духовности или религии. Я поняла это только сейчас, потому что когда мне задали написать эссе по этой теме, я не задумывалась, зачем нужна религия. Я читала немало книг, для того чтобы осознать все, и то, я поняла только основу, только самую маленькую часть понятия религия.

Для меня было интересно разбираться, отчего весь мир в большей или меньшей степени чему-то верит. Для того чтобы знакомиться хотя бы с азами всех религий, чтобы можно было понять, для чего нужна вера, почему люди верят в то, что нельзя «понюхать», «пощупать», «ощутить». Ведь это можно только осознать на подсознательном уровне, до конца не поняв, почему мы верим в Это.

Я отношусь к религии неоднозначно. С одной стороны понимаю, что это имеет место быть и быть с сотворения мира. Значит в это и есть суть. Тысячелетний опыт не может не содержать зерна истины. Религия помогала людям жить и выживать в этом прекраснейшем из миров. Иначе она б не выжила сама. Этакий симбиоз.

С другой стороны я вижу тысячи безумствующих фанатов, вкусивших «опиум для народа», тупо верящих в «ад», «рай», «манну небесную» и не соблюдающих ни одну из заповедей коим они усердно так молятся. Причём ещё и воинствующих фанатов, не признающих ничего кроме «своей религии». Эгоцентризм в чистом и совершенно неприглядном виде.

А когда вглядываюсь ещё глубже вдруг понимаю, да, да именно сейчас осознаю, что нас заставляет быть религиозными - банальный, экзистенциальный страх…,

Ну, правда, когда человек приходит в церковь? Чаще всего когда смертельно болен, пропился, проигрался, согрешил, убил, украл и т.д. и т.п. - вообщем когда ему страшно, либо за свою жизнь, либо за жизнь своих близких и лишь изредка на венчание, опять - же не из-за страха -ли за своё будущее…

Например, молодые женятся, идут венчаться в церковь и это не говорит о том, что они верят в Бога. В данное время престижно венчаться в церкви. Для меня это непостижимо! Как так идти в церковь и не верить в Бога?

Многие молодые люди посещают церковь ради моды, они ставят дорогие свечи для искупления грехов, не веря в Бога, и опять грешат. Ведь деньгами не искупишь свой грех, только верой во Всевышнего от всего сердца, от всей души. Тогда зачем они туда ходят? Кого хотят обмануть себя или Бога? Я думаю что человек и есть Бог, причём, изначально - каждый из нас! И совершенно нелишне было бы каждому из Богов периодически читать-перечитывать сокровищницу человеческого опыта, кладезь мудрости и своеобразный кодекс чести. Это я про Библию.

Религий много, а вера одна. Т.е. вера в одно Всемогущее существо без крови и плоти. Ведь атрибутов и конфессий много, а вера в одно - в Бога. Например, в христианстве поклоняются образам, выраженных в картинах, т.е. иконам. У каждого человека свое представление Бога. Я спрашивала своих друзей, одни мне сказали, что у них Бог - это пожилой, седой мужчина, изрезанный морщинами, больших необъятных размеров, светлый и добродушный. Другие же, сказали, что Бог - это мужчина средних лет, с небольшой черненькой бородкой, с добрыми глазами и большими руками, но сам не большого роста. Третьи выдвинули версию совершенного странного на мой взгляд Бога. Они сказали, что это что-то такое, необъяснимое. Это просто сгусток энергии в сферической форме, которое может быть как добрым, так и злым. Но все утверждали одно! То что Бог - это то, что делает добро людям, которые желают и делают только добро не только себе но и своим ближним и ни только ближним но совсем незнакомым, и наказывает тех людей, которые лицемерят, думают о плохом, совершают проступки и преступления, не важно какой тяжести, и не пытаются исправиться.

Хотелось бы закончить такими словами, как говорил Бог: «Тебе делают плохо, а ты делай им в ответ добро! И тебе будет добро!». Отсюда можно сделать вывод, что мое отношение к религии - это вера, вера в светлое будущее!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

Факультет экономики

религия общество наука знание

Эссе по философии

Свое эссе я решила посвятить вопросу роли религии в обществе, которому посвящены высказывания таких великих людей, как З. Фрейда, Ф. Бэкона и Вольтера.

Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, невролог и психиатр, родился 6 мая 1856 года в провинции Австрии. Он считается основателем психоаналитической школы. Посвятил свою жизнь психоанализу, занимался медицинской практикой, создал множество научных трудов, проводил различные исследования в области психологии. Зигмунд Фрейд придерживался атеистических взглядов. Он был убежден, что все религии - лишь иллюзии, не поддающиеся доказательствам. Рассматриваемое изречение автора взято из работы Фрейда - «Будущее одной иллюзии», где он затрагивает тему функций религии и ее места в обществе. Умер в Англии, в Лондоне, 23 сентября 1939 года.

Фрэнсис Бэкон - английский философ, родился в Лондоне 22 января 1561 года. Закончил школу адвокатов «Грейз инн». Будучи политиком, принимал активное участие в жизни государства, в 1584 году был избран в парламент, и до 1614 года играл важную роль в дебатах на сессиях Палаты Общин. На заключительном этапе своей жизни углубился в изучение наук и литературную работу. Ф. Бэкон позиционировал науку как средство достижения человеком власти над природой и улучшения его жизни. Призывал к изучению природы экспериментальным путем, что впоследствии дало толчок развитию естествознания. Знаменит его труд «Новый Органон», в котором рассматриваются вопросы состояния наук того времени и описывается исследовательский метод получения истинного знания. Фрэнсис Бэкон считается родоначальником эмпирического направления английского материализма. 9 апреля 1626 года политик, ученый и философ умер в деревне Хайгет.

Вольтер - один из самых известных философов-просветителей 18 века, родился в Париже 21 ноября 1694 года. Профессии юриста предпочел литературную деятельность при дворе, однако из-за разногласий с властью уехал в Англию на 3 года, в течение которых изучал политический уклад, литературу и философию этой страны. В последующие годы философ сменил немалое количество мест жительства, он находил приют и в Лотарингии, и в Нидерландах, в Пруссии, Швейцарии. Будучи восьмидесятичетырехлетним стариком, Вольтер возвратился в Париж, где и умер 30 мая 1778 года. Выдающийся поэт, историк, публицист, Вольтер был рьяным противником церкви, религиозных суеверий и предрассудков. При этом он придерживался мнения, что существует некое Божество, которое сотворило Вселенную, в дела которого не стоит вмешиваться. Вольтер писал, что обществу необходимо понятие божества, в противном случае оно обречено на гибель.

Фрейд пишет: «Религия - это общечеловеческий навязчивый невроз». Такой вывод, бесспорно, не случаен. Психоаналитик представляет религию, как средство спасения от каких-либо внешних или внутренних негативных воздействий, это своего рода защита. По мнению Зигмунда Фрейда, человечество придумало религию на самых ранних стадиях своего развития, во времена «детства» цивилизации, когда разум еще не был в состоянии справляться со всеми трудностями. Ребенок чувствует некую защиту отца, который может огородить от пугающих и непонятных сил, достаточно выполнять какие-либо правила, требования, тогда отец похвалит, или же, наоборот, осудит при невыполнении определенных установок. Такая модель предельно ясна, не предполагает бремени ответственности. В данном случае, человечество выступает в роли выросшего ребенка, который возвращается к своему детскому опыту, вспоминает, как в детстве решалась проблема спасения от негативных неясностей мира. Фрейд описывает это явление как невроз, схожий с так называемыми детскими синдромами навязчивости. Так же и человечество в целом опирается на религию, «придуманную» тогда, когда разум не справлялся с проблемами (на ранних этапах развития - в «детстве»). То есть, религия - массовый, коллективный невроз. Это иллюзия, создаваемая людьми для упрощения жизни.

Характеризуя, анализируя высказывание Вольтера («Если бы Бога не было, его стоило бы выдумать»), нельзя не отметить, что философ-просветитель придерживался мнения, что общество не может существовать без наличия какого-либо верховного, сверхъестественного, какого-то Божества, как упоминалось выше. Свою точку зрения он ясно выражает в данном афоризме. Действительно, если, согласно подходу Вольтера, общество обречено на гибель без понятия божества, тогда вполне логично, что в интересах самих людей будет придумать нечто главенствующее над всем. Не следует заниматься доказательством существования Бога, или же пытаться выяснить, есть ли вообще это сверхъестественное. Суть заключается не в самом божестве, не оно как отдельная категория интересует нас, важна его роль в обществе, слишком велико влияние существования понятия бога для нормальной жизни человечества. Именно поэтому мы не пытаемся выяснить истинность существования бога, нас интересует его роль, мы даже готовы придумать его, более того, нам это почти необходимо. В противном случае, цивилизация обречена на гибель.

«Атеизм - это тонкий лед: один человек пройдет, а целый народ провалится» - Френсис Бэкон считал атеизм неприемлемым для целого народа, для толпы. Сам автор изречения - сторонник религии откровения, то есть той, которая признана государством. При этом нельзя назвать его ярым противником атеизма. Бэкон выделяет две «альтернативы» истинной религии, суеверие и атеизм. Суеверие - это искаженная вера в бога, выродившаяся, корыстная религия, оно благоволит развитию фанатизма и безнравственности. Бэкон признает, что неверие предпочтительнее, чем такая вера. Разумное неверие - своего рода религия, однако такой разумный атеизм может быть присущ одному человеку и поэтому приемлем, целый народ же провалится под этот тонкий лед.

Эти высказывания объединены одной категорией, все они затрагивают тему религии, если быть точнее, тему роли, места религии в обществе. Авторы афоризмов определяют, что такое религия для общества, важность ее существования. Я выбрала именно эту категорию не случайно. Меня всегда интересовал вопрос существования чего-то сверхъестественного и институт церкви в обществе. Все народы с давних времен имеют свои, пусть различающиеся, религиозные установки, какие-либо верования. Ведь это не случайно. Наверное, людям просто необходимо верить в существование неземных сил, влияющих на человеческую судьбу и жизнь. Почему же это так? Я думаю, данное явление может быть объяснено рядом причин. Об этом я буду говорить позже.

Вопрос религии рассматривался многими философами, практически все они имели определенный взгляд на существование Бога, на особенности веры людей. В частности, авторы высказываний, Фрэнсис Бэкон, Зигмунд Фрейд и Вольтер, уделяли внимание этой проблеме в своих трудах. Все они сходятся на том, что религия - неотъемлемая часть существующего общества. Каждый из них видит разные причины для этого существования. Интересно каждое объяснение, так, Зигмунд Фрейд рассматривает поставленный вопрос с точки зрения психоанализа. Возможно, специально созданная иллюзия бога и не идеальна, и не имеет прав на существование, однако как и любой невроз, трудно искоренима. Она стала уже неотъемлемой частью общества. Да и стоит ли вообще с ней бороться? Так ли она не нужна?

Вольтер убежден, что религия имеет значимую роль, необходима в обществе, потому что общество просто не сможет существовать без такой объединяющей силы. Народная масса, чтобы не распасться и пребывать в порядке, должна быть чем-то сплочена. Ничто так не объединяет и не заставляет держаться вместе, как общая вера. На основе совместных убеждений создаются традиции, нормы, законы, единая цель и стремление. Религия - это идеологическая основа, без которой общество уже не общество. Ведь даже по определению общество - это не произвольная толпа, это люди, объединенные идеей и имеющие общую цель.

Подход Бэкона предполагает три основных пути взаимодействия общества и религии: истинная религия (для него это религия откровения), суеверие, искаженная вера, и атеизм. Действительно, либо человек верит в существование высших сил, либо он отрицает их существование, тогда он атеист. Фрэнсис Бэкон считает, что для общества атеизм неприемлем, ибо он может быть доступен пониманию разумного индивида, массы же, как правило, не собранные вместе мыслящие индивиды, это уже толпа людей. Чтобы держать толпу в порядке, необходимы общие убеждения, подразумевающие наличие высшего авторитета, с его правилами. А атеизм может быть воспринят как отсутствие всяких правил и полная свобода.

Я считаю, что связь общества и религии многосторонняя, и ряд причин обуславливает существование этой взаимосвязи. Религия возникла еще на заре появления человеческой цивилизации. Люди всегда во что-то верили, людям необходима вера, изначально господствовало многобожие и язычество. В честь божеств возводились храмы, гнева небесных обитателей боялись, им приносили жертвы. Уже тогда страх немилости богов и вера в их милосердие регулировали поведение, действия людей. Всегда важным был вопрос жизни после смерти, как составляющая религиозных верований. Ведь за недостойный образ жизни можно было понести вечное наказание за пределами этого мира, в неземной жизни. Так, мифы Древней Греции повествуют о Сизифе, который не слушался богов, за что поплатился в царстве Аида, будучи приговоренным к нескончаемому безрезультатному труду. Такие предания были поучительны для живущих членов общества. Таким образом, создавалось некое подобие моральных правил. Часто они были занесены в особую священную книгу: Евангелие, Коран. Встает вопрос, для чего вообще на ранних этапах развития человечества была изобретена религия, как произошло, что она стала так важна? На мой взгляд, одной из основных причин было то, что люди, не обладавшие обширными научными знаниями, имевшие очень ограниченные представления о мире, полном необычного и необъяснимого для них тогда, стремились дать какое-либо объяснение происходящим явлениям природы или событиям жизни. Будучи неспособными знать истину, получить разумное объяснение, они ссылались на невидимые силы, регулирующие жизнь на Земле. Такой подход давал определенность, понимание происходящего, создавал некие закономерности, упорядоченность. Теперь люди хоть как-то могли, как им казалось, влиять на события. Они делали это через связь с богами. Принеся жертву, совершив благой поступок, можно задобрить бога, можно надеяться, что он выполнит просьбу. Гневом всевышних сил объяснялись стихийные бедствия, засухи, природные катаклизмы. Низкий уровень развития науки, техники делал людей беспомощными, как они могли защититься от таких бедствий? Понятие же бога давало возможность надеяться на его милость, дарованную в награду за благопристойное поведение, часто за жертвенные приношения и почести в честь богов. То есть, религия изначально была создана как возможность объяснить неведомое, с помощью нее можно было косвенно влиять на независящие от человека того времени события. В этом вопросе мое мнение отчасти совпадает с точкой зрения З.Фрейда на то, как появилась, как возникла религия. Был рассмотрен период того самого «детства» цивилизации, которая создала себе отца, следящего за ребенком, методом кнута и пряника воздействующего на его поведение. С контролем свыше люди чувствуют себя более защищенными, так и проявляется невроз, синдром навязчивости.

Впоследствии, когда развивается общество, многие явления природы становятся понятны разуму человека, люди умеют отчасти контролировать природу, становятся сильными, способными противостоять многим внешним бедствиям, религия приобретает несколько иное значение.

Во-первых, то, которое описывает Фрейд, то есть она важна для общества, возвращающегося к ранним воспоминаниям о защитнике, берущем часть ответственности на себя. Наличие всевышнего облегчает выбор, зачастую являющийся источником зла. Когда знаешь, что такое хорошо, а что такое плохо, этот выбор уже предопределен, заранее известно, как нужно поступить, чтобы поступок согласовывался с волей бога, то есть был «правильным».

Во-вторых, священные книги становятся определенным сводом моральных законов, по которым живет общество. Это как не обсуждающаяся данность, дающая возможность разграничить зло и добро. Вообще, как человек может понять, как поступать правильно с точки зрения морали. Ведь мы все, казалось бы, знаем, что так поступать нехорошо, непорядочно. А почему? Где тот критерий, определяющий наше мнение о правильности поступка. Попытавшись понять это, мы, скорее всего, придем к тому, что просто есть чувство, это, наверное, называется совестью. Она подсказывает нам, дает понять, как делать хорошо, нравственно, а как нет. Однако неужели мы рождаемся с таким пониманием? Кто гарантирует, что все обладают этой самой совестью? Как тогда объяснить поступки некоторых людей, которым их поведение кажется абсолютно нормальным, в то время, как для других оно просто неприемлемо, не согласуется с принципами совести? Тяжело представить себе, чтобы у человека было врожденная мера зла и добра. Я придерживаюсь мнения, что моральные представления индивида формируются. Многое зависит от воспитания и окружения. Человек в процессе своего развития, формирования, особенно в детском возрасте, чаще всего сильно подвержен влиянию и мнению авторитетных для него людей. Следовательно, нравственные правила конкретного члена общества закладываются в него извне. А религия предполагает наличие целого свода таких упорядоченных правил. Я не имею в виду, что каждый должен прочесть Библию или иной свод заповедей, чтобы стать нравственным человеком, просто священные книги являются источником морально-этических норм, которые могут прививаться ребенку родителями или другими людьми.

Идя дальше, хочу выделить еще одно значение религии в обществе. Церковь - общественный институт, являющийся одним из инструментов власти. Во многих случаях именно властные структуры «создавали» религию. Ярким примером может послужить Русь, крещение которой произвел Владимир Креститель. Именно он в 988 году избрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. То есть государству было необходимо наличие единого Бога, принятие христианства имело под собой цель духовного объединения, которое бы упрочило целостность страны, укрепило государство. Показателен процесс выбора государственной религии. Владимир колебался между иудаизмом, исламом, христианством и еще несколькими верами. Примечательно то, что определяющей была совместимость правил, заповедей данной религии с традициями народа, привычным укладом жизни. Так, посланникам мусульманской веры, пытавшихся склонить великого князя к принятию их вероучения, Владимир отвечал, что запрет данной религии на употребление вина неприемлем, ибо вино есть веселие для русских. Возникает вопрос, а как же истинная вера, духовные убеждения? Совершенно ясно, что в нашем случае присутствует исключительно прагматичный подход, принятие христианства ради сплочения государства, усиления центральной власти. Русь - далеко не единственный пример такой связи религии с обществом.

Есть и другие примеры, когда в реальности религия представлена совершенно по-иному, правила, пропагандируемые ею, разительно отличаются от прописанных в священных книгах и соответствующих нормам морали. В Средние века широко применялась практика искупления грехов. Достаточно лишь было заплатить определенную сумму, и все грехи прощались. Нет, не все. Те, на которые хватило денег. Так называемая индульгенция - искупление грехов. Странные, по меньшей мере, нравственные принципы формируются при таком подходе. Получается, за деньги можно купить все, раз уж душевное спокойствие продается. Такое провозглашение главенства денег формирует меркантильное общество, которое в итоге окажется раздробленным, ведь каждый будет стремиться заработать побольше, не сдерживаемый никакими ограничениями. Человек, позволяющий себе все, не имеющий внутренних ограничений, не может быть остановлен какими-то законами, только если они не могут запугать его. А в такого рода обществе и закон подкупен. Такой человек становится страшен. Он живет для себя. Общество, состоящее из эгоистичных индивидов, уже никакое не общество.

Не секрет, что часто возникает ситуация, при которой церковь начинает борьбу за власть с представителями светского управления. Также существуют теократические государства, где церковь и осуществляет власть. Роль религии преображается. Это уже не возвышенные принципы, индивидуальные убеждения людей, искренне верующих, это законы, требующие беспрекословного выполнения. И такую роль играет религия в обществе. Однако сложно представить общество без какой-либо религии в широком понимании этого слова. Можно возразить, приведя в пример СССР, где устраивались гонения на представителей церкви, считалось аполитичной вера в бога. Но не стоит забывать, что в тот период партия была своеобразным богом для народа, люди практически молились на своих вождей, с благоговением говорили о них, верили в них. Чем же такая вера хуже традиционной веры в бога? Идея - это тоже религия.

В современном обществе в развитых странах религия отделена от светской власти. Ныне человек сам решает, верить или нет. Это исключительно его выбор. На территории одной страны уживаются самые разные вероучения. Немалая часть населения считает себя атеистами. Это положение дел не согласуется с предсказаниями Вольтера и Бэкона, которые считали, что без религии не может существовать общество, что атеизм неприемлем для больших масс. Возможно, произошло то, о чем говорил Фрейд, и человечество избавилось, наконец, от невроза, от синдрома детских впечатлений. Выросло, повзрослело, поумнело, - более не нуждается в придуманной, иллюзорной защите.

Мне кажется, что это не совсем так. Человек может не верить в существование сверхъестественного, при этом религия для него - внутренние моральные убеждения, его совесть, которая подсказывает, как правильно поступать. Эти внутренние установки, как я писала ранее, прививаются в процессе воспитания. Священные писания, на мой взгляд, это собранная веками человеческая мудрость. Представления людей о праведном образе жизни нашли свое отражение в религиозных книгах. Весь этот запас очевидных знаний и представлений о справедливости, добре и зле и есть наша религия, очищенная от внешних атрибутов, символов, не имеющая предмета веры.

Стоит также рассмотреть точку зрения, по моему мнению, довольно рациональную, что каждый человек в душе эгоист, все, что он ни делает, он делает для себя. Я допускаю, что это преувеличение, однако само предположение не абсурдно. Действительно, часто наши желания вступают в противоречие с тем, что подсказывает воспитание и совесть. И часто побеждают желания. Ведь вполне разумно сказать: «Почему так поступать плохо? Кто сказал, что плохо? Мне же хорошо». Так вот, роль религии - совместить то, что хорошо для человека, с моральным «хорошо», развить в нем понимание блага для других, научить ценить интересы других, не ставить в центр собственное благополучие. Убедить человека в том, что для него что-то хорошо тогда, когда это не приносит вред окружающим.

В заключение, хотелось бы сказать, что истинная религия - база, основа существования любого здорового общества. Она может иметь вид идеи, веры в бога или просто моральных норм, принятых в данной среде. Иными словами, религия в этом понимании - это общие нематериальные ценности, убеждения, духовное единство народа. При этом не следует забывать и о других функциях религии, таких как поддержка власти или путь объединения людей, укрепления единства народа.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Религия как особый тип общественного сознания, воли и бытия. Место религии в истории человечества, способы влияния и сущность религиозной патологии. Особенности мировоззренческой, культуротранслирующей, политической и нравственной функций религии.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010

    Предмет, функции и методы философии. Религия как мировосприятие и определенная сфера жизни человека. Ее внутренняя сторона и функции. Сходства и различия философии и религии. Диалектика их взаимодействия. Роль теистической философии в жизни общества.

    реферат , добавлен 06.12.2011

    Анализ взаимоотношения философии и религии в различные исторические эпохи и в современный период. Общий объект познания у религии и философии. Пифагорейцы - первые философы, которые представляли собой религиозный союз. Основные идеи и понятийный язык.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2015

    Роль библейского представления мира в развитии диалога религии и науки. Актуальные задачи воспитания религиозной толерантности в современном белорусском обществе. Философское осмысление сущности современной религии как этноконфессиональной формы культуры.

    контрольная работа , добавлен 12.08.2013

    Религия как тип мировоззрения и мироощущения, область духовной жизни. Ее основные элементы: сознание (идеология и психология), культ, религиозные организации. Причина ее появления и современная проблематика. Принципы и законы диалектики в анализе религии.

    реферат , добавлен 13.06.2015

    Наука как сфера человеческой деятельности. Этапы познания научной истины. Характеристика и причины расцвета лженауки. Причины и особенности возникновения и развития религии. Вопрос об отношении государства к церкви, история размежевания науки и религии.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Изучение философии как высшей формы духовной деятельности. Сущность и роль науки как феномена культуры и общественной жизни. Исследование основных элементов религии: вероучения, культа, религиозной организации. Соотношение философии, науки и религии.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Стремление человека к познанию и его особенности. Понятие и сущность религии, предпосылки и особенности ее развития в человеческом обществе, оценка роли и значения. Проблема взаимоотношения философии и религии как основных сфер духовной жизни человека.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2014

    Роль и место религии в жизни современного общества. Феномен философской веры в учении К. Ясперса. Общие и отличительные черты между философией и религией. Принципиальные особенности религиозного миропонимания. Новые научные методы построения картины мира.

    статья , добавлен 29.07.2013

    Сущность философии и религии, их происхождение. Рассмотрение религии как важнейшего атрибута любого социума. Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и Древнем Востоке. Характеристика сходств и отличий между философией и религией.

У каждого человека своя религия, и каждый вправе выбрать в какую религию ему верить. Каждый стремится к своему пониманию сущности жизни. Есть люди, которые отрицают религию и веру в Бога, их называют атеистами. Но лично я считаю, когда что-то происходит плохое, то мы в первую очередь молимся Богу о том, чтоб все было хорошо, даже если отрицаем его существование.

Человек - существо духовное, поэтому очень важное место в его жизни занимает вера. Без веры человек бы не развивался, если бы люди не верили в добро и зло, то не было бы таких понятий как “хороший” или ”плохой” поступок. Человек не может быть только добрым или только злым. С каждым днем мы раскрываем в себе что-то новое, и только в собственных поступках понимаем, какова истинная наша сущность.

В большинстве религий описываются поступки людей и их последствия.

В детстве для ребенка весь мир делится на хорошее или плохое. То есть маленький ребенок неосознанно уже выбирает, во что ему верить, и порой ему кажется, что гречка - это зло, а добро - это вкусная каша. И постепенно, когда мы развиваемся и растем, мы начинаем осознавать разницу между добрым и злым, хорошим и плохим. С детства религия нас учит доброте, справедливости, смыслу жизни. Но каждый выбирает, как ему жить и во что верить. Кто хочет пойти по пути Божиему, а кому спокойно от мысли, что есть Бог, который оберегает всех от проблем и наведет на верный путь. Так строится личность человека, ведь каждый вправе выбирать, во что ему верить или не верить.

Религия не учит азартным играм, прелюбодеяниям, употреблению спиртных напитков и другим сомнительным радостям. Религия учит нас правильной жизни, мышлению. Но для каждого человека понимание “правильное“ разное, все зависит от воспитания и восприятия религии.

Порой люди, которые совершили грех, находят надежду на прощение в религии. Кто-то хочет найти смысл жизни или быть ближе к Богу. И сейчас мы живем в таком мире, где все технологии развиваются, но никакие технологии в мире не заменят человеку его мировоззрение и веру.

Что для меня религия? Я не тот человек, у которого религия играет определяющую роль в жизни, скорее всего, для меня религия играет второстепенную роль в жизни и поведении. Но при мысли, что Бог есть, что он оберегает меня и мою семью, друзей, знакомых и всех людей, становится спокойнее на душе, и нет тревог и терзаний во внутреннем мире. Я очень люблю свою семью и друзей, и поэтому каждый день перед сном читаю молитву в надежде, что Бог обережет всех моих любимых людей от бед и проблем. Я верю в религию, молитвы, Бога. Все же я не хожу в мечеть, не читаю Коран, но моя жизнь только началась, и я буду проходить все испытания с мыслью, что Бог обережет все то, что для меня очень дорого.

просмотров