За строкой послания: национальная идея казахстана воплотила индивидуальность страны, ее сильные стороны и лучшие качества народа - профессор академии госуправления при президенте рк жанылжан джунусова. Национальная идея консолидации полиэтнического общест

За строкой послания: национальная идея казахстана воплотила индивидуальность страны, ее сильные стороны и лучшие качества народа - профессор академии госуправления при президенте рк жанылжан джунусова. Национальная идея консолидации полиэтнического общест

Национальная идея призвана консолидировать общество. Для ее выработки необходимо сплочение всех казахстанцев, без деления кого бы то ни было по этническому признаку. Одним из основополагающих документов, принципы («Одна страна - одна судьба», «Разное происхождение - равные возможности», «Развитие национального духа» ) которого легли в основу формирования национальной идеи, стала «Доктрина национального единства Казахстана», принятая в 2010 году.

В начале 2014 года Президент РК Нурсултан Назарбаев, выступая с Посланием к народу, призвал жителей работать ради достижения целей стратегии «Казахстан-2050», направленной на создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, а также вхождение республики в число 30 самых развитых стран мира. Одной из особенностей выступления Лидера нации стало то, что он сказал: «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш Мәңгілік Ел, наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік Ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков». Таким образом Н. Назарбаев предложил разработать и принять Патриотический акт «Мәңгілік Ел» («Вечная страна»). По его мнению, за 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем. К ним президент отнес:

Во-первых, это Независимость Казахстана и Астана;

Во-вторых, национальное единство, мир и согласие в обществе;

В-третьих, это светское общество и высокая духовность;

В-четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций;

В-пятых, это Общество Всеобщего Труда;

В-шестых, общность истории, культуры и языка;

В-седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие страны в решении общемировых и региональных проблем.

По мнению Елбасы, благодаря этим ценностям казахстанцы всегда побеждали, укрепляли страну, множили великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма. Таким образом, президент призвал всех казахстанцев, в особенности молодежь, приложить все усилия для достижения великой единой цели, единого будущего. Тогда же были даны поручения организовать разработку и принять Патриотический акт «Мәңгілік Ел».

По сути, данный документ - это национальная идея Казахстана, у которой имеется своя особенность. Она опирается на полиэтничность. Только соблюдение интересов всех граждан республики приведет к переходу к гражданскому обществу и к формированию единого народа, что и является основой национальной идеи. Только сообща казахстанцы смогут построить успешный и благополучный Казахстан. Поэтому «Мәңгілік Ел» является государственной идеологией.

В январе прошлого года была начата разработка концепции национальной идеи. Для этого создали рабочую группу из представителей Администрации Президента РК, правительства, Ассамблеи народа, общенационального движения «Казахстан-2050». Основной задачей концепции «Мәңгілік Ел» стала формулирование принципов единства казахстанского общества, а документ стал основой для патриотического воспитания жителей страны.

В преддверии досрочных президентских выборов, состоявшихся в апреле 2015 года, Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости юридически оформить концепцию национальной идеи. Такое же предложение было им озвучено перед делегатами Ассамблеи народа республики. Разработка такого документа считалось уникальным, поскольку в мире нет государства, который национальную идею зафиксировал бы в форме нормативно-правового акта. «Такого опыта нет нигде, и мы идем впереди всех», - сказал по этому поводу Лидер нации.

На днях на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана был принят программный документ «Мәңгілік Ел», документально закрепивший национальную идею государства. «Патриотический акт - это сборник важнейших ценностей, напрямую влияющих на сегодняшнюю жизнь и будущее. Патриотический акт - это наказ грядущим поколениям основоположников независимости. Мы должны работать во имя укоренения этих ценностей в сознании каждого казахстанца», - отметил Нурсултан Назарбаев. Символично, что национальная идея появилась в год 25-летия независимости Республики Казахстан.

Таким образом, национальная идея построена на ценностях, позволивших казахскому народу добиться исторических успехов. Следование ей позволит Казахстану стать участником решений всех значимых как региональных, так и мировых вопросов. Как отметил Н. Назарбаев, национальное единство, мир и согласие, история и культура, целостность языка являются гарантией единства и стабильности в государстве, так как на основе названных ценностей закладывается основа нового патриотизма.

Руслан Хадимуллин

Восточная философия категорична в своем утверждении: Нет плохих и хороших времен, но есть общества, раздираемые внутренними и внешними противоречиями, как и государства, сплоченные вокруг одной - единой, объединяющей идеи. А там где есть единство, там неизменно зарождается хорошая жизнь. «Бiрлiк бар жерде, тiрлiк бар», - говорят казахи.Западная философия к этому добавляет, что история человечества развивается по спирали. И что было, когда-то повторяется вновь.Сегодня, на новом витке развития казахской государственности казахи вновь приходят к идее «Мәңгілік Ел» - создания Вечного государства, объединяющего всех живущих в нем граждан.История вопроса… До нас дошла древнетюркская руническая надпись, найденная в бассейне реки Селенги на могиле советника великих каганов, мудреца Тоңықөқа (Тоньюкук), датируемая восьмым веком нашей эры (716 – 735 года).Надпись гласит: «Түрік жұртының мұраты – Мәңгілік Ел» («Цель тюрков –Вечное государство»). Такую расшифровку дают известный датский ученый - исследователь В. Томпсон и русский тюрколог В.Радлов.Выходит и тысяча триста лет тому назад предки нынешних казахов мечтали о построении Вечного государства, объединяющего под своим началом все тюркские племена.И такая цель была достигнута с построением Великого Тюркского каганата, раскинувшегося от побережья Дуная до берегов Тихого океана.В средние века «Мәңгілік Ел» становиться идеологическим фундаментом государства Шынгысхана, сумевшего объединить под своей твердой дланью десятки разобщенных тюркских родов, до этого прозябавших в нищете и неизвестности.И вот теперь эту же идею, на новом историческом витке развития казахской общности, озвучивает президент Назарбаев. Что весьма символично, если принять во внимание величие и славу его предшественников, начиная от кагана Бильге и его полководца Культегина и заканчивая ханами Золотой Орды.По словам Главы нашего государства: «Мәңгілік Ел» - это вечный ел, это национальная идея нашего общеказахстанского дома. Мечта всех наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев, составляют фундамент будущего нашей страны: стабильность, толерантность, равенство всех, несмотря ни на что: религиозные пристрастия, национальность и так далее», - подчеркнул в своем ежегодном обращении к народу Казахстана наш президент.День сегодняшний… «Причем», - как поясняет заместитель руководителя Ассамблеи Народа Казахстана Ералы Тугжанов, выступая перед журналистами этнокультурных объединений в Астане: «Не правильно полагать, что идея национального единства, заложенная в основание «Мәңгілік Ел», напрямую казахов не затрагивает, как думают некоторые наши граждане на местах. Мол, какого еще единства надо, если мы и так один народ. Тогда как, прежде всего, единство и сплоченность требуется от самих казахов, от их осознания своей роли в государстве». А с другой стороны, если рассматривать внешнеполитические вызовы, преподносимые нашей стране и нашему народу различными силами извне, то неминуемо приходишь к пониманию своевременности заявленной президентом Казахстана национальной идеи «Мәңгілік Ел».Именно отсутствие единства и сплоченности привели братский народ соседней с нами Украины к нынешнему бедственному положению дел в своей стране. Тогда как вмешательство соседних государств в дела украинцев явилось лишь производным от того хаоса и внутриполитического раздрая, которые возникли до и после бегства Виктора Януковича из Украины. Нам же, казахстанцам, такие сценарии развития событий не нужны.Как видим на примере Украины, цена межнациональной стабильности и единства народа в современных геополитических условиях чрезвычайно высока, если политическая элита той или иной страны стремиться достичь прогресса для своего государства, а не руководствуется исключительно узкокорыстными личными интересами.Иначе страну ждут задворки мирового экономического развития, со всеми сопутствующими таким задворкам «прелестями жизни», как то повальная бедность и нищета населения.Независимость и суверенитет страны. Вместе с тем идея «Мәңгілік Ел» априори предполагает построение Вечного государства исключительно на фундаменте собственной независимости и суверенитета.Ни о чем подобном не могла идти речь еще лет тридцать назад, во времена Советского Союза.Именно с обретением независимости становиться возможным осуществление многовековой мечты казахов о воссоздании «Мәңгілік Ел», как национальной идеологии, завещанной нам предками. К чему сегодня со стороны государства создаются необходимые предпосылки.В своем выступлении на расширенном заседании Научно-Экспертного Совета Ассамблеи Народа Казахстана Государственный секретарь Гульшара Абдыкаликова особо подчеркивает – идея «Мәңгілік Ел» не просто объединяет казахстанцев, но позволяет расширять исторические и пространственные границы казахстанской идентичности. Граждане Республики Казахстан, соотечественники, казахская диаспора, этнические репатрианты, молодежь, обучающаяся и работающая за границей – это те социальные группы, которые воспринимают эту идею и объединяются вокруг нее.К сожалению, следует здесь же признать, что для осуществления таких масштабных идеологических преобразований необходимо, чтобы само общество до них созрело. А это процесс, занимающий годы. Как оказалось, невозможно граждан, вчера еще выросших в совке, и апеллирующих в своем сознании понятиями той, вчерашней эпохи, быстро перенастроить на новый формат восприятия реальности.А с другой стороны, если мы не будем заниматься продвижением своей национальной идеологии, то незанятую нишу в сознании наших граждан быстро захватят идеологи других направлений, будь это носители западных ценностей, или проповедники ваххабизма. Что мы в целом ряде случаев и наблюдаем.
И здесь же от себя добавлю. К чести для нашего сайта «Алтынорда», продвижением национальной идеологии мы занимаемся с первых дней существования нашего информационно-аналитического ресурса. Поэтому мы сегодня с особым воодушевлением поддерживаем заявленный курс президента на формирование общенациональной идеи «Мәңгілік Ел». Давно пора.Как подчеркивает в своем докладе Государственный секретарь Гульшара Абдыкаликова: «Новые подходы в продвижении и закреплении общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» должны быть обеспечены не только через СМИ, но и новые форматы киноиндустрии, компьютерных программ, книг-бестселлеров. Нужны новые тексты, сюжеты, миниатюры, диалоги, сценарии, которые будут переложены на информационные носители. Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел –гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна – страна толерантности могут войти в образ жизни каждого казахстанца, когда они будут рационализированы и станут частью повседневной жизни. Здесь нужна большая работа наших ученых, которые на основе эпосов, преданий, легенд, сказаний могут донести до молодого поколения ценности, символы и смыслы «Мәңгілік Ел». Доработка концепции «Мәңгілік Ел» и внесение соответствующих поправок поручена сегодня, помимо администрации президента и правительства, Ассамблее Народа Казахстана.И этот выбор не случайный. Поскольку сама национальная идея «Мәңгілік Ел», как показывает опыт Тюркского каганата и империи Шынгысхана, ставит своей генеральной целью сплочение всех этносов, носителей идеологии Вечного государства.Главный редактор республиканской газеты «Украинцы Казахстана. Украинские Новини» Тарас Чернега: Поддержка, оказываемая государством в выпуске газет этнокультурных объединений, населяющих Казахстан – лишнее свидетельство толерантности казахского народа. Большой вклад вносит в сохранение и укрепление межэтнической стабильности Ассамблея Народа Казахстана.Со своей стороны, проживающие в Казахстане украинцы, делают все от них зависящее, для укрепления суверенитета и государственности нашей страны. Что же касается самой идеи «Мәңгілік Ел», то я считаю, ей не хватает конкретики. Пока еще нет устоявшихся терминов, категорий и понятий. Пусть соберутся ученые и создадут нам необходимый инструментарий, которым можно было бы работать. Вот я, например, довольно негативно отношусь к понятию «толерантность», которое в переводе означает «терпимость».Но разве мы терпим друг друга? Вы сами подумайте, казахский народ, который в разные годы смог принять столько этносов в свою семью, делясь последним куском хлеба, разве он это делал из терпимости, по принуждению? Нет, за этим гражданским поступком казахов стояло милосердие, сострадание к людям, терпящим крайнюю нужду. Это и гостеприимство, и все лучшие человеческие качества казахского народа, которые никак не ассоциируются с понятием «терпимость».Для меня же главная цель, обозначенная идеей «Мәңгілік Ел» - это консолидация и единство нашего народа. И я готов ее каждый день повторять, как заклинание, как мантру.Главный редактор узбекской газеты Казахстана «Сайрам Сарбосы» Абдумалик Сарманов: - Идея «Мәңгілік Ел» предполагает под собой создание единой нации, руководствуемой общими задачами и целями. Двадцать пять лет, прошедших со дня обретения независимости, показывают, что мы на правильном пути. И при сохранении этого вектора развития, я полагаю, мы еще многого достигнем.Огромную ответственность за судьбу страны несет на себе ее лидер и его окружение. То есть, те, кто ведут эту страну. На примере других государств мы видим, к чему приводят дрязги и распри внутри самой национальной элиты. И такие примеры опасны. Поэтому для нас столь огромное значение имеет, помимо консолидации народа, и консолидация самой элиты.И здесь я бы хотел остановиться еще на одном вопросе. Мы говорим – многоэтничность Казахстана – это благо. Те же СМИ Казахстана на корейском языке делают очень большую работу по продвижению имиджа нашей страны в Южной Корее. Аналогичную работу проводят и другие этнические СМИ нашей страны. И я полагаю, это правильный шаг в правильном направлении.Но я думаю, что уже в ближайшем будущем в Казахстане будет производиться настолько много товаров, что нам потребуются и новые рынки, и новые направления для экспорта нашей отечественной продукции. Поэтому наши этнические СМИ уже сегодня, я так считаю, должны работать не только на отечественного читателя, но и на читателя зарубежного, рассказывая, в том числе, и об экономике Казахстана. И это ведь тоже формат «Мәңгілік Ел», когда работают совместно, не только политика и идеология, но и экономика.

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В Послании народу Казахстана 17 января 2014 «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства Нурсултан Назарбаев изложил и обосновал совершенно новую концепцию в отечественной истории - «Мәңгілік Ел». По сути, это

национальная идея и государственная идеология нашего государства, которая базируется не только на многовековой мечте нашего народа, но и на конкретных результатах развития Казахстана за годы независимости.

В беседе с нашим корреспондентом доктор политических наук, профессор Академии государственного управления при Президенте РК Жанылжан Джунусова говорит об особенностях национальной идеи Казахстана.

Жанылжан Хасымовна, почему именно на данном этапе развития нашей страны стала необходимой четко сформулированная национальная идея?

Дело в том, что в условиях глобализации от интегрирующей роли национальной идеи во многом зависит конкурентоспособность полиэтнического государства, вхождение страны к 2050 году в тридцатку самых развитых государств мира. В глобализирующемся мире национальная идея особенно необходима, так как именно она способна консолидировать этносы, страну.

Для нас сейчас важно понять, в чем особенность национальной идеи для той или иной страны, и какая национальная идея нужна Казахстану. По мнению отдельных российских политологов, «небольшие страны, особенно возникшие в последнее время, могут не артикулировать своей национальной идеи, национальной идеологии. В большинстве случаев она одинакова и прозрачна. И сводится она к простой формуле: нам хочется жить скромно, но хорошо». Но данная формула недостаточна для Казахстана.

- Как начался процесс формирования национальной идеи в нашей стране?

Этот процесс в Казахстане начался с момента обретения независимости. Зарождающееся гражданское общество активно участвовало в дискуссиях наряду с государством. В первые годы независимости Казахстан следовал англо-саксонской модели развития, ставя целью быстрые изменения. В республике в сжатые сроки проведены рыночные реформы, создано соответствующее законодательство. За 20 лет независимости, по данным Всемирного банка, Казахстан стал страной с уровнем доходов выше среднего. ВВП на 1 жителя страны вырос от 700 долларов до 12 тысяч долларов. Ни одна из стран, которые называют «азиатскими тиграми», не достигла таких результатов за 20 лет. Сегодня республика лидирует среди стран СНГ по развитию процессов трансформации экономики и общества.

Однако, будучи евразийской страной с собственной историей, мы не можем не испытывать различных влияний, остаться вне центральной проблемы современной истории - соотношения двух основополагающих цивилизаций: традиционной и либеральной.

Распад СССР придал мощный стимул развитию в 1990-е годы идей тюркизма. Для большинства турецкого общества, прежде всего, для светских кругов, эта идея означает реализацию давно культивируемых ожиданий тюркского единства на основе культурной, духовной, исторической близости турок к другим тюркским народам. Но постепенно и к той, и к другой стороне пришло понимание, что, хотя и есть возможность весьма тесного сотрудничества, политический союз с тюркскими республиками Центральной Азии невозможен. Этому есть и географические, и политико-социологические причины. После советского опыта, мало кто из среднеазиатских государств захочет приобрести нового «старшего брата».

Основой государственной идеологии является Конституция. В соответствии с Конституцией РК 1995 года Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его права и свободы. Основополагающими принципами деятельности РК являются: общественное согласие и политическая стабильность; экономическое развитие на благо всего народа; казахстанский патриотизм; решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.

Стратегические документы последующих лет рассматривают возможные варианты модели будущего устройства Казахстана и ценности, необходимые для государственной идеологии. Так, в Стратегии «Казахстан - 2030», принятой в 1997 году, подчеркнуто: «Мы - евразийская страна, имеющая собственную историю и собственное будущее. Поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую. Она впитает достижения разных цивилизаций».

Десятилетие спустя, с изменением экономических, политических, геостратегических трендов, цель меняется. Ставится задача провозгласить в качестве национальной идеи вхождение Республики Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В общественное сознание активно внедряются идеологемы конкурентоспособности, состязательности и победы.

В новых политических условиях важным документом стала «Доктрина национального единства Казахстана», принятая в 2010 году. Принципы национального единства, выдвинутые в Доктрине, также легли в основу формирования национальной идеи нашего государства. Эти принципы: «Одна страна - одна судьба»;«Разное происхождение - равные возможности»; «Развитие национального духа».

Для выработки национальной идеи необходима была консолидация общества не по этническому признаку, нация не должна пониматься как этнос. Мы не можем копировать опыт ни одной страны, исходя из специфики формирования населения. Казахстанская национальная идея должна учитывать и опираться на полиэтничность, не забывая при этом, что этничность продолжает играть важную роль. Время показало, что самый разумный путь - совмещение интересов всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности. Переход страны к гражданскому состоянию общества, формирование в Казахстане единого народа становится ядром национальной идеи.

- На чем строится национальная идея нашего «общеказахстанского дома», как выразился Глава государства?

Об этом очень хорошо сказал сам Президент в своем новом Послании: «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш Мәңгілік Ел, наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік Ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем. Во-первых , это Независимость Казахстана и Астана. Во-вторых , национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. В-третьих , это светское общество и высокая духовность. В-четвертых , экономический рост на основе индустриализации и инноваций. В-пятых, это Общество Всеобщего Труда. В-шестых , общность истории, культуры и языка. В-седьмых , это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем».

Любая национальная идея представляет собой емкую, но в то же время предельно сжатую формулу, из которой развертывается базовая идеологическая концепция, определяющая жизнь государства, общества, граждан на длительную перспективу. В истории известны идеи, способные объединить нацию, например, «Поднебесная империя - центр мира», «Японцы - это одна семья», «Богоизбранность евреев», «За веру, царя и Отечество», «Британия - владычица морей», «Американская мечта», «Общество равных возможностей», «Свобода, Равенство, Братство».

Общепринятым считаются следующие признаки национальной идеи. Она должна: иметь зрительный образ-символ и опираться на идеологию; принадлежать предкам через историю, сказания, легенды; быть выгодной и человеку, и обществу, и власти; не содержать заведомой нереализуемости и лжи; быть краткой; быть понятной ребёнку.

Все это воплощено в идее «Мәңгілік Ел». Национальная идея Казахстана стала плодом коллективных усилий государства, научного сообщества и гражданского общества, отражая реальность, а не умозрительные конструкции. Она вобрала в себя ментальность современных казахстанцев, симбиоз этнической и религиозной, либерально-демократической составляющих. Воплотила индивидуальность страны, ее сильные стороны и лучшие качества казахстанцев. В то же время, она построена на реальных ценностях, на национальном наследии. Это та идея, что мобилизует и нацию, и её отдельного представителя, создает определенную «картину мира», дает чувство психологического комфорта и защищенности. Ее жизнеспособность определяется соответствием интересов государства вектору развития мирового сообщества.

Национальная идея является на сегодняшний день одной из самых обсуждаемых тем в казахстанском обществе. В течение ряда лет она не сходит со страниц газет и журналов, становится предметом теле- и радиопередач, анализируется ученым сообществом на научных конференциях и в дискуссионных клубах.

Национальная, или употребляемый нами в определенном смысле термин «общенациональная», идея представляет собой комплекс ориентаций, ценностей и идеалов мировоззренческого характера, направленных на консолидацию народа Казахстана, устойчивое социально-экономическое развитие общества, укрепление безопасности и независимости государства. Один из основных вопросов при разработке проблемы национальной идеи - о том, как она может быть сформирована или, как говорят, найдена. Очевидно, что ее невозможно просто придумать. Ее компоненты содержатся в глубинах национального самосознания, отражая картину национального бытия, она находит свое выражение в философии, истории, науке, поэзии, литературе, музыке, живописи, танце, искусстве, языке.

Актуальность и приоритетность исследования и разработки общенациональной идеи определяется тем, что она является системообразующим началом консолидации казахстанского общества, формирования адекватного уровня национальной идентичности граждан страны, духовным фундаментом подъема общественного сознания и культуры, основой поступательного социально-экономического развития Казахстана в условиях глобализации.

Следует сказать, что приведенное определение национальной идеи лежит в русле концепции, получившей название «национальное строительство» (nation-building), смысл которой состоит в формировании единой нации из полиэтнического по своему составу общества. Далеко не у всех, однако, концепция национального строительства вызывает одобрение. Многие политологи и политики считают, что построение единой нации в полиэтническом обществе невозможно, так как этническая идентичность людей всегда будет довлеть над их идентичностью с государством и с представителями других этнических групп.

По их мнению, в Казахстане существует только одна нация, которую составляют казахи, тогда как все остальные проживающие в республике народы являются диаспорами. Поэтому национальная идея Казахстана суть не что иное, как национальная идея казахов, или казахская национальная идея. Национальная идея должна стать основой возрождения казахов как нации. В результате этого подхода коренной этнос получил в общественном мнении, а затем и в науке, название титульной нации. В литературе по национальному вопросу такой подход называется «этнокультурным пониманием нации». Такое название вытекает из того, что элиты коренного этноса, выступая от его имени как защитники интересов народа, во главу угла ставят этническую культуру, в первую очередь язык. При этом особую роль они возлагают на государство, которое должно оберегать культуру коренного этноса от влияния других культур и в то же время возводить ее в статус фундамента культуры многонационального общества.

На принципиально иных позициях стоят те, кто считает, что национальная идея не может быть идеей только одного народа, в полиэтническом государстве. В Казахстане национальная идея должна быть по существу общенациональной идеей, направленной на объединение всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности, в единый народ на основе общности их казахстанского гражданства. Такой подход называется в современной этнополитологии гражданской нацией.

Сегодня в Казахстане эти два подхода к пониманию национальной идеи являются доминирующими. Сторонники казахской национальной идеи имеют своих союзников практически полностью, что вполне естественно среди самих казахов. Поборниками другого подхода к национальной идее являются, как правило, представители некоренных этнических групп, хотя среди его приверженцев немало и казахов.

Приверженцы казахской национальной идеи отстаивают особое положение казахов среди всех национальностей Казахстана, отдают приоритет интересам одного, но главного, с их точки зрения, этноса. В противоположность этому сторонники гражданской национальной идеи считают, что национальная идея должна отражать интересы всех этнических групп Казахстана. В основе национальной идеи, с их точки зрения, должен лежать не приоритет одного, пусть даже самого крупного, коренного этноса, а равенство их всех как составных частей единого согражданства Казахстана. Противоположность двух подходов к национальной идее, титульного и гражданского, порождает идейный конфликт их адептов. Следует отметить, что подобное противоречие характерно не только для Казахстана, с ним сегодня сталкивается большинство постсоветских обществ, где население отличается этнической разнородностью. Более того, противоречие между этнокультурным и гражданским пониманием национальной идеи и нации характерно для многих государств современного мира.

Практически во всех новых независимых государствах стоит задача национальной консолидации мультиэтнического населения в единое сообщество, объединенное высоким уровнем идентичности. Во многих государствах сохраняются различные противоречия между самым крупным этносом (группой самых крупных этносов) и другими, более мелкими этносами. Перед правительствами большинства современных государств с мультиэтническим составом населения стоит принципиальный вопрос: как решать реальное противоречие между гражданским и этнокультурным пониманием нации и национальной идеи?

Как показывает реальная практика национального строительства в различных государствах современного мира, в решении этого противоречия доминирует принцип «и - и», а не «или - или». Следовательно, речь идет о том, что в разработке общенациональной идеи Казахстана необходимо использовать обе концепции нации - гражданскую и этнокультурную, а не опираться только на одну из них, отбрасывая другую.

Каким образом разрешается противоречие этих концепций в Казахстане? Этим способом является формирование единого народа как гражданского сообщества вокруг казахского этноса, который является для Казахстана титульным. Один из крупнейших современных этнополитологов и теоретиков нации Энтони Смит называет этот способ построения нации одним из самых распространенных в мире, моделью «доминирующего этноса».

В Казахстане отсутствие зрелого гражданского общества связано с тяжелым наследием тоталитарного прошлого страны, оказывающим негативное воздействие, в том числе на процессы национального строительства. Здесь же мы усматриваем причины того, что казахстанское общество, рассмотренное (мысленно, разумеется) автономно, в отрыве от государства, не может до сих пор предложить и разработать общенациональную идею, которая стала бы основой гражданской национальной идентичности.

В ситуации, когда гражданское общество не созрело до такого уровня, чтобы стать ведущей социальной силой процесса формирования гражданской нации в Казахстане, роль ведущего субъекта национального строительства берет на себя государство. Именно государство своей национальной политикой чисто практически, как говорится, на ощупь, без достаточного теоретического обоснования со стороны научного сообщества, пытается воплотить в жизнь модель гражданской, казахстанской нации на основе государствообразующего казахского этноса. Тем самым государство пытается разрешить противоречие гражданской и этнокультурной концепций нации в Казахстане на основе принципа «и - и».

Не только национальная политика, но также экономическая, социальная, культурная, образовательная и все иные виды управления общественными отношениями в Казахстане определяются государством при незначительном участии негосударственных институтов как представителей нарождающегося гражданского общества. Государство регулирует межэтнические отношения и процессы в своей национальной политике на основе правовой базы, включая Конституцию Казахстана, и соответствующих органов и институтов, функционирующих на уровне как центральной, так и региональной, и местной власти. При этом заметную роль в национальной политике государства играют компромиссы между интересами казахской части населения и остальных этнических групп Казахстана.

Таким образом, в национальной сфере Казахстана мы имеем следующую конфигурацию основных акторов. На крайних полюсах стоят, с одной стороны, казахские элиты, придерживающиеся идеологии титульного понимания нации, а с другой стороны, русскоязычные элиты с идеологией гражданского понимания нации. В центре этой диспозиции - государство, которое своей национальной политикой пытается сблизить и примирить крайности, стремится не допустить конфронтации идеологий, чтобы конфликт ценностей не перерос в конфликт интересов и опасные для общества акции.

С позиций институционального анализа проблемы национальной идеи в Казахстане интерес представляет не только исследование диспозиции главных акторов национальной сферы Казахстана и их идеологий, но также и имеющихся в их распоряжении ресурсов. Разумеется, в Казахстане, как и любой другой стране, наибольшими ресурсами для деятельности в национальной сфере обладает государство. Если же иметь в виду, что в республике гражданское общество находится на ранней стадии своего развития, то нет никаких сомнений в том, что значение государства для регулирования отношений в национальной сфере значительно возрастает.

Если же говорить о других факторах национальной сферы - этнических элитах, то имеющиеся в их распоряжении ресурсы, в первую очередь материальные, невелики. Пожалуй, главным из них является поддержка этнических групп, от имени которых они выступают. В случае, если она сильная, она способствует этнической мобилизации масс, что является серьезным вызовом для государства, стремящегося к поддержанию политической стабильности в обществе. Сегодня уровень этнической мобилизации масс в казахстанском обществе невысок. Иначе говоря, этнические элиты не имеют в настоящее время широкой и устойчивой социальной базы в обществе.

Таким образом, в Казахстане как мультиэтническом обществе имеется объективная потребность для существования и реализации как титульной, этнокультурной концепции нации, так и гражданской концепции. Игнорирование какой-либо из них будет иметь пагубные последствия для общей ситуации в национальной сфере.

В связи с этим мы хотели бы указать на наиболее важные, с нашей точки зрения, потребности и интересы общества и государства в укреплении как гражданской национальной идентичности, так и этнокультурной идентичности казахов.

В первом случае эти интересы и потребности видятся нам следующим образом.

Во-первых, включение в общенациональную идею Казахстана идеи гражданской нации способствует внутренней безопасности и стабильности общества. Формирование гражданской нации как межэтнической общности людей будет способствовать сглаживанию противоречий и конфликтов интересов и ценностей этнических групп.

Во-вторых, формирование гражданской нации в Казахстане скажется самым положительным образом на идентичности всех казахстанцев, вне зависимости от их этнической принадлежности, со своей родной страной - Республикой Казахстан. Единый казахстанский народ станет реальным воплощением лозунга «Казахстан - наш общий дом». Казахстанский патриотизм, высокий моральный дух станут реальными атрибутами гражданской нации, реальной социальной и политической силой. Президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана: «Мы должны быть единой и сплоченной нацией, - нацией, которая будет интегрирована общими ценностями, с гармоничной языковой средой, нацией, которая устремлена в будущее, а не прошлое».

В-третьих, важным результатом формирования гражданской нации в Казахстане должно стать зрелое гражданское общество. Гражданская нация и гражданское общество тесно связаны между собой, не могут существовать друг без друга.

Говоря о необходимости включения этнокультурной концепции нации в состав общенациональной идеи Казахстана, укажем на следующие причины.

Во-первых, если речь идет о модели национального строительства единого казахстанского народа вокруг государствообразующего этноса - казахов, то естественно предположить их особое место в структуре гражданской нации. Речь, разумеется, идет о таком включении этнокультурной концепции в состав общенациональной идеи Казахстана, которое было бы в значительной мере совместимым с гражданской концепцией нации, а не исключало одно другое.

Во-вторых, необходимо иметь в виду характер формируемого в нашей стране народа. Речь идет о том, что казахстанский народ не является по способу своего образования эмигрантской нацией, наподобие той, что существует в Америке (как Северной, так и Южной), Австралии и некоторых других регионах мира. Нация в Казахстане имеет отчетливые этнические и исторические корни, которые связаны в первую очередь с казахами. Этот этноисторический аспект формирования казахстанского народа должен, несомненно, найти свое место в общенациональной идее.

В-третьих, этнокультурный аспект имеет большое значение в плане методологии разработки общенациональной идеи Казахстана. Сама концепция национального строительства предполагает конструктивистский подход к исследованию и разработке национальной идеи. Иначе говоря, элита формирует национальную идентичность и, следовательно, нацию из того мультиэтнического состава населения, от лица которого она выступает. По нашему мнению, не следует абсолютизировать ни гражданскую концепцию нации, ни конструктивистский подход.

Таким образом, включение этнокультурной компоненты в структуру общенациональной идеи Казахстана имеет принципиальное значение для обоснования ее исторической и культурной преемственности. Речь идет, если обратиться к Смиту, о таком реконструировании традиционной культуры казахов, чтобы определенные ее элементы и символы могли органично вписаться в современную культуру.

Подводя итог нашей работы, мы бы хотели отметить, что поиск и разработка национальной идеи - сложная проблема для любого народа. Она является продуктом творчества общества, элит и государства. Для Казахстана принципиальное значение имеет синтез гражданской и этнокультурной концепций нации и национальной идеи. Мы уверены, что именно на этом пути мы обретем национальную идею Казахстана.

Абдумалик НЫСАНБАЕВ, Рустем КАДЫРЖАНОВ


Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

Казахстан - это полиэтническое и мультикультурное государство, и в основе его национальной идеи должно лежать единство всех наций и этносов, населяющих его территорию. Несмотря на то, что вопросы по формированию национальной идеи в стране обсуждаются не один десяток лет, однозначного решения ученых о том, что представляет собой казахстанская модель национальной идеи , до сих пор нет.

1. Некоторые отечественные ученые и политологи считают, что казахстанская национальная идея должна быть основана на концепции «национального строительства» , т. е. формирования единой нации из полиэтнического по своему составу общества.

2. Другие не согласны, полагая, что построение единой нации в корне невозможно. Этническая идентичность людей всегда будет преобладать над идентичностью с государством или другими этническими группами. Эта группа ученых уверена, что в Казахстане существует только одна нация - казахи, тогда как остальные народности представляют собой проживающие на территории страны диаспоры. Из этого они делают вывод о том, что национальная идея Казахстана должна быть отождествлена с казахской национальной идеей и стать основой для возрождения казахской нации. Этот подход получил в науке название «этнокультурного понимания нации» , где казахская нация представлена в качестве титульной. Соответственно ее культура и язык являются приоритетными и государственно важными. Особое значение для продвижения своей национальной идеи сторонники этого подхода возлагают на государство, которое, по их мнению, призвано оберегать культуру коренного этноса от влияния других культур и глобализации, а также создавать все условия для того, чтобы культура казахов стала основой для развития культуры многонациональной страны.

3. Совершенно иная точка зрения представлена в подходе «гражданской нации» . Ее сторонники считают, что национальная идея полиэтнического и многонационального государства не может быть идеей только одного народа. В Казахстане, по их мнению, национальная идея должна стать обшенациональной, т. е. направленной на объединение и консолидацию всех членов общества, независимо от этнической и расовой принадлежности. Основой для этого единения, по их мнению, послужит казахстанское гражданство и равноправное участие казахстанцев в политической и экономической жизни общества.

Два вышеназванных подхода являются основными в определении национальности Казахстана и ни одной из них не отдано приоритета. Как показывает мировая практика, оба подхода одинаково важны, а потому должны взаимодополнять, а не взаимоисключать друг друга. Строительство общенациональной идеи наиболее эффективно, если идет по принципу «и-и», а не «или-или» и включает в себе обе концепции - гражданскую и титульную.

В Казахстане национальная идея представлена как через казахскую нацию, так и через другие этносы, населяющие его территорию. Причем казахи, являясь титульной нацией, в политическом отношении имеют не больше прав, чем другие народности Казахстана, а потому можно сказать, что представлены оба подхода - и титульный, и гражданский.

Роль субъекта национального строительства пока берет на себя государство. Оно же регулирует межэтнические отношения и на основе Конституции и Законов РК все процессы, протекающие в национальной сфере. Государство при этом руководствуется принципом компромисса между интересами казахской части населения и другими этническими группами Казахстана и не допускает конфронтации идеологий.

Казахстанская национальная идея находит отражение в Конституции Республики Казахстан, в Стратегии «Казахстан-2050», а также в трудах и выступлениях Президента страны Н. А. Назарбаева. Ее основной смысл можно передать следующими словами: народ и государство общими усилиями должны стремиться к достижению процветания страны, экономическому росту, межэтническому единству, высокому уровню развития политики, науки и культуры, и создать наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности.

Согласно итогам переписи 1999 г. население Казахстана составляет 14,9 млн. человек, из них 53,4 % - казахи, 29,9 % - русские, 16,7 % - прочие этносы. Всего в нашей стране проживает 130 национальностей. Уровень полиэтничности Казахстана достаточно высок ввиду большого коэффициента соотношения государствообразуюшего этноса с представителями других этносов.

Если учесть, что основными этническими группами считаются те, численность представителей которых составляет не менее 1 % жителей страны, то в Казахстане к таковым можно отнести 7 этносов со значительным удельным весом, будучи представленные почти во всех регионах, в то же время имеющие ареалы компактного проживания. Но отличительная особенность этнополитической ситуации Казахстана проявляется во взаимоотношениях его крупнейших этносов - казахского и русского.

Методологические подходы в рассмотрении современных межэтнических процессов обозначены в работах Президента Н. А. Назарбаева «Казахстан-2030», «На пороге XXI века», «Пять лет независимости», «В потоке истории» и др., в которых он постоянно подчеркивает важность сохранения нынешней гармонии и сотрудничества граждан и мира. Стремясь предупредить возможное перерастание противоречивых интересов в этнические конфликты, государство проводит центристскую политику.

Выработка этнополитики Казахстана за время его суверенитета прошла несколько сложных и противоречивых этапов.

Период с декабря 1986 по декабрь 1991 года является этапом господства национальной парадигмы. В ст. 47 Конституции 1993 г. было объявлено об этноориентированной национальной политике. Этому же документу не противоречили принятые до этого Декларация о государственном суверенитете и Декларация о государственной независимости Казахстана, где придавался акцент особому статусу казахской нации. Тем самым преследовалась идея консолидации всех этносов вокруг казахского этноса, что не нашло поддержки у большинства населения, ибо национальная парадигма была искусственно ограничена рамками идеи получения суверенитета.

Второй этап условно обозначают как доминирование гражданско-политической идеи . Он начинается в 1992 году и продолжается по сей день. На данном этапе Казахстан дважды меняет Конституции и пытается найти баланс между стабильностью и сильной властью и демократией. В тексте последней Конституции (1995 г.) отсутствует разделение казахстанцев на представителей титульной и нетитульной наций. В ней четко выражены общегражданские принципы характера государственности с переходом к гражданской модели нации. Ясно прослеживается толерантный аспект этнической политики устранение этнонациональной иерархии и установление межэтнического согласия. На открытии сессии Парламента Республики Казахстан 1 сентября 2004 года Н. А. Назарбаев сказал, что «межэтническое и межконфессиональное согласие должно быть неотъемлемым качеством общеказахстанской культуры. В этом должен быть свой казахстанский дух. Мы должен быть считать его нашей национальной чертой характера. Нельзя допускать роста трайбализма, классового противостояния или регионализма» .

В целом казахстанская государственная политика в этнической сфере основывается на принципиальном равенстве всех граждан страны, независимо от их национальной принадлежности, а в качестве стратегической задачи выделяет политическую стабильность и консолидацию общества на основе межэтнического согласия и единства. Однако интеграция казахстанского общества натолкнулась на существенное противоречие, возникшее реализации концепции «национального строительства».

Анализируя глубокие изменения в Казахстане, Президент страны Н. А. Назарбаев в книге «В потоке истории» обосновал необходимость поиска казахстанской модели национальной идентификации граждан, выделив два уровня - этнический и демотический (гражданский). В последнее время эта проблема неоднократно обсуждалась на многих научных конференциях ведущими политологами, философами и общественными деятелями. Часть из них, в том числе и элита коренного этноса (как его защитники), - приверженцы этнического подхода. Они считают, что в Казахстане существует только одна нация - казахи, а все остальные, проживающие в Республике народы являются диаспорами. Соответственно, интересы титульного этноса должны быть приоритетными: использование казахского языка как единственного средства коммуникации во всех сферах казахстанского общества представительство во власти только казахского этноса.

На принципиально иных позициях стоят те, кто считает, что в полиэтническом государстве не может быть «титульного», «коренного», «госудаствообразующего» этноса. По их мнению, в Казахстане как полиэтническом, мультикультурном государстве национальная идея должна быть общегражданской, общегосударственной по своему существу идеей, включающей: равенство всех этносов как составных частей единого согражданства Казахстана, пропорциональное представительство во власти всех этносов, придание русскому языку наряду с казахским языком статуса государственного, присущность всем гражданам самоидентификации - казахстанцы. Основанием данной позиции служат:

а) Конституция РК, где в преамбуле сказано: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом…»,

б) второй долгосрочный приоритет стратегии «Казахстан-2030», нацеливающий на внутриполитическую стабильность и консолидацию общества. Хотя сразу отметим, что о консолидации в нашем обществе без формирования национальной идеи пока говорить рано.

Сторонники казахской национальной идеи имеют своих приверженцев, как правило, среди казахов. Сторонниками гражданского подхода к национальной идее являются, в основном, представители некоренных, в первую очередь, славянских, этнических групп республики, хотя среди его приверженцев имеется немало и казахов. Прежде всего, основателем и сторонником этой идеи является Глава государства, который сказал, что «в нашем понимании казахстанская нация - это свободная ассоциация проживающих в стране этносов, их культурно-политическое и социально-экономическое единство при сохранении этнического многообразия» .

В настоящее время в Казахстане противоположность двух подходов к национальной идее порождает их противостояние, идейный конфликт.

Однако на микроуровне (среди граждан) обеих сторон наблюдается большая значимость и распространение государственно-гражданской идентификации. По результатам исследования в 2007 г., проведенного «Центром гуманитарных исследований» (ЦГИ) при Институте философии и политологии МОН РК в пяти регионах, этноидентичность респондентов не предстает в качестве ведущей. А восприятие себя казахстанцем как носителем наднациональных качеств, выразителем неких общих для этносов традиций, ценностных императивов характерно для 12–45 % опрошенных (в зависимости от номинальных групп). В менталитете граждан преобладает представление о казахстанской нации как наднациональном сообществе, что выражает политические устремления в отношении формирования гражданской общности политического типа.

Приведенные данные показывают востребованность в гражданской идентификации. Это означает, что:

1) национальные элиты необъективно «отражают волю народа;

2) граждане, связанные с разными уровнями и формами отношений с общественными институтами, отдают предпочтение не родственным связям, а правовому полю и взаимодействию с государственными институтами гражданского общества;

3) граждане, отдавшие предпочтение гражданской идентичности более склонны к межэтнической толерантности.

Все этнические группы населения проявляют высокую толерантность и готовность к таким формам межэтнических взаимодействий, как работа в многонациональном коллективе, соседские взаимоотношения, дружба с представителями других национальностей. Взаимоотношения двух крупных этносов в настоящее время характеризуются как спокойные, но носят сложный, многоуровневый, и порой, противоречивый характер.

Государственным языком является казахский язык, а в государственных структурах, органах местного самоуправления, согласно Конституции РК, можно официально использовать русский язык наравне с казахским. Об этом не раз говорил и сам Президент Н. А. Назарбаев, »помогая государственному языку, нельзя принижать значение русского языка… «; „… русский язык имеет международное значение, расширяет информационное поле. Он необходим и сейчас, и в будущем“; „… я знаю, что несколько акимов заявили о переводе делопроизводства на государственный язык. Такие меры нельзя воспринимать однозначно. Если делопроизводство переходит на государственный язык, это значит, что все документы будут составляться и на государственном, и на русском языках. Если на собраниях доклад ведется на казахском языке и в зале присутствуют люди, не владеющие государственным языком, должен быть синхронный перевод. Никто не должен быть ущемлен по языковому признаку“. В обществе крепнет понимание необходимости изучения и развития государственного языка, создаются необходимые условия для интенсивного обучения государственному языку различных слоев населения. Лишь в качестве пожеланий желающие изучить государственный язык высказывают улучшение качества обучения казахскому языку.

Президент Казахстана Н. Назарбаев рассказал в ходе „прямой линии“ о том, что должно лечь в основу Национальной идеи Казахстана . „Национальная идея рождается с развитием общества. Развитие Казахстана до 2030 года, мне кажется, - основа нашей идеи , - сказал Глава государства.

В основу идеи должны быть заложены четыре фактора : Первое - это национальное единство, второе - сильная конкурентоспособная экономика. Я об этом говорил, это необходимо для укрепления независимости и для благосостояния людей. Третье , я говорю об интеллектуальном, созидающем обществе. Если мы хотим быть наравне со всеми и выжить в глобальном мире, мы должны иметь интеллектуальное общество» , - сказал Глава государства.

Четвертой составляющей Президент РК назвал построение Казахстана как уважаемого государства. «Мы должны строить наше общество - это и есть четыре основы успешного развития нашей Родины» , - заключил Н. А. Назарбаев.

Национальная идея Казахстана базируется:

1. На единстве народа и конкурентоспособной экономике. Она должна включать в себя не только общую духовную идею различных наций и этносов, проживающих на территории республики, но и более широкое понятие «гражданской нации». В дальнейшем это будет способствовать повышению стабильности и внутренней безопасности страны, поскольку формирование общей гражданской общности позволит вовремя и эффективно сглаживать противоречия и конфликты ценностей между различными этническими группами.

2. Национальная идея Казахстана должна основываться на едином для всех понимании и признании родной страны - Республики Казахстан. Не казахи как одна доминирующая нация, а казахстанцы - как синтез множества наций и этносов должен стать тем фундаментом, на котором возводится и продолжит возводиться сильное и демократичное многонациональное государство. Казахстан - наш общий дом, соответственно казахстанцы - единый народ. Только осознав это и демонстрируя высокий патриотизм, возможно претворение в жизнь самых смелых начинаний. Президент страны Н. А. Назарбаев, выступая на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана, подчеркнул: «Мы должны быть единой и сплоченной нацией, - нацией, которая будет интегрирована общими ценностями, с гармоничной языковой средой, нацией, которая устремлена в будущее, а не прошлое».

3. При выработке национальной идеи необходимо учитывать тот важный фактор, что формируемый в стране казахстанский народ - это не эмигранты. И ситуация в корне отличается от той, которая существует в Соединенных Штатах Америки или Австралии, где коренное население страны не является титульным. Казахская нация непосредственно связана с территорией Казахстана этническими и историческими корнями, а потому очевидно, что казахи являются как коренным населением страны, так и ее титульной нацией.

4. Необходимо реконструирование традиционной культуры казахов. За время правления российской империи и Советской власти многие элементы собственно казахской культуры были утеряны или забыты, а потому их возрождение на новом этапе имеет принципиальное значение. Имеются в виду лишь те элементы культуры, которые могли бы органично вписаться в современную культуру и сыграли бы положительную роль в самоидентификации казахской нации.

Поиск и определение национальной идеи не является работой одного мыслителя или политика, это сплоченная и усиленная работа всего народа. Однако, можно отметить основные тенденции на этом пути - казахстанская модель национальной идеи строится по принципу «и-и», включая как этнокультурные концепции нации, так и гражданские. Их органичный синтез и гармония станут основой для уверенного и непрерывного роста страны.

_________________________________________

* По статье К. К. Бегалиновой, М. С. Ашинолой, А. С. Бегалинова «О некоторых аспектах концепции „Национальная идея“ / История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах. - 2015 - №2. - С.9–15

28 декабря 2015 года Президент Н. Назарбаев подписал Указ № 147 „Об утверждении Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства“ (http://www.akorda.kz/ Нормативные правовые акты)

Эта концепция базируется на общенациональной патриотической идее „Мәңгілік Ел“, выдвинутой Президентом страны, и на таких ценностях, как: гражданское равенство, трудолюбие, честность, культ учености и образования, светская страна.

Кроме того, основой концепции будут служить общенациональные ценности, основанные на культурном, этническом, языковом и религиозном многообразии.

»Казахстанская идентичность и единство - это непрерывный поколенческий процесс. Он базируется на том, что каждый гражданин, независимо от этнического происхождения, связывает свою судьбу и будущее с Казахстаном.

Единое прошлое, совместное настоящее и общая ответственность за будущее связывают общество в одно целое: «У нас одно Отечество, одна Родина - Независимый Казахстан». Осознанность этого выбора - главное объединяющее начало", - говорится в документе.

Одна из задач концепции - формирование общества труда и профессионалов, в котором культивируются такие ценности, как семья, дружба, единство, а также трудолюбие, честность, ученость и образование, трехъязычие.

Для реализации Концепции планируется :

создание общенационального календаря праздников;

модернизация системы использования государственных символов;

дальнейшее распространение успешного опыта отдельных регионов по формированию культурно-туристических кластеров и этнодеревень;

развитие благотворительности и медиации под эгидой Ассамблеи народа Казахстана.

"Внедрение ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» в учебные программы позволит воспитывать подрастающее поколение в духе нового казахстанского патриотизма", - также отмечается в документе.

В целях внедрения трехъязычного образования будет реализована специальная Дорожная карта, модернизированы государственные программы по развитию и функционированию языков и развитию образования и науки до 2020 года, а также реализован информационный План мероприятий по продвижению трехъязычного образования. Будет создан Общенациональный центр по изучению казахстанских ценностей. Срок реализации Концепции - с 2015 до 2025 годы.

просмотров